ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 657.1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
В КИТАЕ И РОССИИ
А. М. ПЕТРОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета в коммерческих организациях E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
М. П. ЛЫМАРЬ,
сотрудник Центра экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» E-mail: [email protected]
Россия и Китай на современном этапе являются не только соседями по географическому положению, но и стратегическими партнерами по экономическому взаимодействию. В статье рассмотрены особенности бухгалтерского учета двух стран. В основу положено сравнение основных положений законов о бухгалтерском учете России и Китая. Авторы подробно останавливаются на составе финансовой отчетности для государственных и коммерческих предприятий двух стран.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, финансовая отчетность, иностранный капитал, государственные предприятия.
Нормативными актами, составляющими правовую основу современного законодательства России и Китайской Народной Республики (КНР) о бухгалтерском учете, регламентируются следующие направления: ^ концепция и основные цели бухгалтерского учета;
^ объект бухгалтерского учета; ^ основные принципы бухгалтерского учета; ^ система управления работой по организации
бухгалтерского учета; ^ качество бухгалтерских расчетов;
• бухгалтерский контроль;
• сфера компетенции главного бухгалтера;
• отношение к бухгалтерскому персоналу и руководителю предприятия и др.
Бухгалтерский учет ведется в Китае в соответствии с едиными принципами (общими положениями). Их юридическое закрепление отражено в « ^ ф А^Л^П И - «Законе о бухгалтер-
ском учете КНР» от 21.01.1985, с изменениями и дополнениями, внесенными 31.10.1999.
В настоящее время основные положения ведения бухгалтерского учета в России определены Федеральным законом от 06.12.2011 N° 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Столь заметное различие в датах принятия основных (действующих) законов о бухгалтерском учете двух стран связано с историческими особенностями развития, более поздним началом внедрения рыночных механизмов в экономику России и более поздним (по сравнению с Китаем) сближением российской системы учета с международными стандартами.
Вопросами отчетности в Китае руководит Министерство финансов КНР, которое отвечает за создание единой государственной системы отчетности в стране. Министерства финансов местных народных правительств функционируют на местах (в провинциях, городах центрального подчинен ия, автономных районах). Государственные ведом ства, в том числе и воинские части, а также разл ичные хозяйственные единицы в соответствии с единой государственной системой
отчетности разрабатывают собственные методы ведения бухгалтерского учета, сведения о которых направляются в местные министерства финансов и различные ведомства.
Методологическое руководство бухгалтерским учетом в стране осуществляет Комитет по бухгалтерским стандартам Министерсва финансов КНР Его структура представлена на рис. 1. К основным задачам Комитета по бухгалтерским стандартам относятся: разработка концепций отечественных бухгалтерских стандартов и методических рекомендаций, разработка законопроектов в области бухгалтерского учета, содействие внедрению разработанных нормативных документов в учетную практику предприятий государственного и коммерческого секторов экономики, мониторинг опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию системы бухгалтерского учета страны [3].
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Минфином России. Методологический совет по бухгалтерскому учету при Минфине России формулирует единые принципы и методы ведения бухгалтерского учета для всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации. Состав Методологического совета представлен на рис. 2. В регулировании бухгалтерского учета и отчетности в России также активно участвует Государственная Дума РФ. В ее составе
Министерство финансов КНР,
Комитет по бухгалтерским —стандартам
ШШ^тГ Ш тш т ш шшш
Консультативная группа экспертов Комитета по бухгалтерским стандартам Министерства финансов КНР Рис. 1. Структура Комитета по бухгалтерским стандартам Министерства финансов КНР [5, с. 365].
создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике. Кроме того, Центральный банк РФ осуществляет регулирование бухгалтерского учета в кредитных организациях, а Федеральная служба страхового надзора - в страховых организациях.
Если сравнить состав двух главных методологических подразделений министерств финансов России и Китая по руководству системой бухгалтерского учета, можно отметить наличие в китайском варианте большей структурированности и четкости. Представители научного сообщества, коммерческих и государственных структур постоянно работают в соответствующих комитетах. Из их числа выделена консультативная группа экспертов, занимающаяся разработкой правовой и методологической основы бухгалтерского учета. Российский вариант представляется авторам менее эффективным, функции методологического совета частично дублируются экспертным советом при Государственной Думе РФ и другими структурами.
Для ведения работы по бухгалтерскому учету на предприятиях Китая создаются бухгалтерии, которые могут возглавляться главным бухгалтером или так называемым фуцзэжень - ^ША -ответственным лицом. Организация также может нанять внештатного сотрудника для ведения бухгалтерского учета по договору об оказании услуг. Данное лицо подлежит обязательной государственной сертификации [1, ст. 36], проводимой обычно после праздника Весны Лица,
желающие занимать бухгалтерские должности на предприятиях КНР, обязаны сдать соответствующий государственный экзамен (—г.М М проводимый по трем спецификациям
[7, с. 37]:
• первичные бухгалтерские операции (оператор начального уровня);
• основной бухгалтерский учет (бухгалтер среднего уровня);
Рис. 2. Состав Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России
• финансовое законодательство и бухгалтерская профессиональная этика (управленческий
уровень).
В России для ведения бухгалтерского учета руководитель экономического субъекта в зависимости от специфики деятельности организации может возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера, иное должностное лицо этого субъекта (аналогично с китайским фуцзэжень), заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, вести учет лично. Обязательная государственная сертификация бухгалтеров российским законодательством не предусмотрена (здесь оговоримся, что авторы не рассматривают дипломированных специалистов двух стран, закончивших университеты по специальности «Бухгалтерский учет»). Обязательность государственной сертификации бухгалтеров в КНР с помощью экзаменационных испытаний уходит корнями в историческую традицию сдачи государственных экзаменов на занятие любых постов в сфере государственного управления, которая зародилась еще во времена династии Суй (581-618 гг.). Система государственных экзаменов для занятия бухгалтерских должностей - это не просто дань традиции. Ее существование, на наш взгляд, характеризует более серьезное отношение китайского руководства к профессии бухгалтера и важности выполняемых бухгалтером функций.
Общие требования к ведению бухгалтерского учета. Законом о бухгалтерском учете КНР
определены случаи применения бухгалтерского учета на предприятии бухгалтерами или ответственными лицами [1, ст. 10]:
1) получение денежных средств и/или ценных бумаг и их выбытие;
2) получение и передача, увеличение и уменьшение, а также использование предмета собственности;
3) появление и покрытие кредита или долга;
4) увеличение или уменьшение капитала и денежных средств, а также доходов и расходов;
5) подсчет статей доходов, расходов или стоимости;
6) подсчет и обработка финансовых итогов;
7) в других случаях, требующих применения бухгалтерских методов и бухгалтерского учета коммерческих операций.
В российском законе такие случаи не определены, но указаны объекты бухгалтерского учета, которыми являются [2, ст. 5]:
1) активы;
2) обязательства;
3) факты хозяйственной жизни;
4) источники финансирования деятельности экономического субъекта;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами. Финансовый год в Китае, так же, как и в России, начинается 1 января и заканчивается 31 декабря по григорианскому календарю [9, с. 11].
Все предприятия в Китае должны создать систему проверки собственности, с тем чтобы гарантировать соответствие бухгалтерских записей количеству имеющихся материалов в натуральном выражении и совокупных денежных средств [1, ст. 17]. Данное положение соответствует требованиям российского законодательства:
1. «Активы и обязательства подлежат инвентаризации.
2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета» [2, ст. 11, пп. 1 и 2]. Бухгалтерские отделы или бухгалтеры в
Китае должны отказываться от ведения дел, связанных с нелегальными доходами и расходами
[1, ст. 26]. Бухгалтерские отделы или бухгалтеры, которые не приняли никаких мер для пресечения или исправления ситуации, связанной с фиксацией нелегальных доходов или расходов, обнаружив нарушения, не подали письменного заявления главе учреждения, несут уголовную и административную ответственность. При наличии состава преступления в действиях бухгалтеров и руководителей предприятий применяются наказания в соответствии с Уголовным кодексом КНР от 14.03.1997.
В Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 13) также содержится положение о необходимости предоставления в отчетности достоверных данных: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта...» В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за нарушение правил ведения бухгалтерского учета, так же, как и в китайской практике, предусмотрена административная и уголовная ответственность должностных лиц в зависимости от состава и тяжести нарушения.
Каждая организация в Китае формирует финансовую отчетность и направляет ее ежемесячно, ежеквартально и ежегодно в контролирующие ведомства (прежде всего, в министерство финансов и налоговое бюро). Российская система также предусматривает аналогичные сроки.
Таким образом, требования к ведению бухгалтерского учета в обеих системах носят весьма схожий характер.
Состав финансовой отчетности. В Китае состав бухгалтерской (финансовой) отчетности разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. Законодательство Китая различает две формы предприятий: государственные и негосударственные (частные, с задействованием иностранного капитала).
Государственный сектор экономики Китая на данный момент меньше частного. Система учета на государственных предприятиях отличается простотой в сравнении с системой учета на предприятиях с иностранным капиталом. Однако государственные предприятия производят 29 % промышленной продукции. Законодательством Китая они определяются следующим образом:
это учреждения аппарата правительства, предприятия, финансируемые из федерального бюджета, а также предприятия, в управлении деятельностью которых задействовано государство [6, с. 82]. Их состав приведен на рис. 3.
Предприятия государственного сектора предоставляют в качестве годовой отчетности следующие документы [8, с. 30]:
- бухгалтерский баланс;
- отчет об основной деятельности;
- отчет о движении денежных средств.
Содержание промежуточной финансовой
отчетности может быть упрощено по сравнению с годовой отчетностью, но должно гарантировать, что оно содержит основную финансовую информацию с полным пониманием и отражением финансового положения на конец периода, произведенных операций и движения денежных потоков.
Когда государственное предприятие принимает инвестиционное участие и обладает 50 % акций другого предприятия либо имеет значительный административный контроль над ним, либо находится в составе холдинга с долей участия не ниже 50 %, финансовые отчеты должны составляться консолидированно.
Состав бухгалтерской отчетности государственных учреждений в России также отличается от форм отчетности коммерческих фирм. Но в нашей стране речь идет о государственных (муниципальных) организациях, т. е. не коммерческих; их сущность отличается от китайского понимания государственного предприятия, данного выше. К ним относятся:
государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов [2, ст. 3, п. 9]. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность государственных учреждений состоит:
- из бухгалтерского баланса;
- из отчета о целевом использовании средств;
- из приложений к ним.
Основную долю предприятий в Китае составляют частные предприятия и предприятия с иностранным капиталом. Их-то, по существу, и называют коммерческими.
Предприятия с зарубежным капиталом, согласно «Закону о бухгалтерском учете КНР на предприятиях с иностранным капиталом» от 24.06.1992, представляют собой «организации,
Рис. 3. Система управления государственными предприятиями в Китае: КПК - Коммунистическая партия Китая; НАБГС - Национальное административное бюро государственной собственности; БУГИ - Бюро по управлению государственным имуществом; ГИПМУ - государственное имущество провинциального и муниципального уровней; ГП - государственное предприятие
созданные на территории КНР китайскими и иностранными инвесторами совместно или исключительно иностранными инвесторами» [9]
Поэтому в дальнейшем будет сравниваться российский учет в коммерческих организациях именно с китайским аналогом учета для частных предприятий и предприятий с иностранным капиталом.
Регулирование бухгалтерской отчетности коммерческих предприятий является первостепенной задачей для Министерства финансов КНР, так как они составляют основу развития китайской экономики на современном этапе. Остановимся подробнее на положениях, уточняющих особенности ведения бухгалтерского учета на данных предприятиях.
Финансовый отдел и бюро финансов каждой провинции, автономных районов, городов центрального подчинения и ответственных органов власти при Государственном Совете КНР регулируют учет операций, относящихся к коммерческим предприятиям в своем регионе или находящихся под его управлением, и могут в соответствии с системными принципами учета и практическими обстоятельствами сформулировать дополнительные положения местного учета, копии которых должны быть поданы в Министерство финансов КНР. Коммерческие предприятия должны формировать свои бухгалтерские системы, основанные на общей системе и соответствующих положениях в соответствии с их собственными учетными задачами. Пособия и разъяснения по созданным бухгалтерским системам должны подаваться в бюро финансов, местные
налоговые органы и другие соответствующие надзорные органы. Государственные предприятия такой возможности не имеют.
Доля участия предприятий с иностранным капиталом в российском производстве, по данным Росстата, достаточно скромная по сравнению с Китаем. Основную долю коммерческих предприятий составляют частные российские предприятия (рис. 4).
Свободы выбора средств и методов ведения учета, аналогичной китайскому варианту, в российской системе бухгалтерского учета не наблюдается. Бухгалтерский учет в Российской Федерации ведется по единым правилам всеми экономическими субъектами. Пункт 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» лишь освобождает от ведения бухгалтерского учета «находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством».
Коммерческие предприятия в Китае, как и государственные предприятия, применяют метод двойной записи для ведения бухгалтерского учета. Этот принцип делает системы двух государств схожими.
12,5
10
7,5 5,0 2,5 0
B888SI ША mssa '¿¿¿¿Л\ Ш® Y///A
200S г.
20091
■ Российская собственность 23 Иностранная собственность 22 Совместная российская и иностранная собственность Рис. 4. Инвестиции в основной капитал по формам собственности (Российская Федерация), млн руб. [4]
Коммерческие предприятия в Китае в отличие от государственных предприятий могут вести свои счета в китайских юанях или иностранной валюте (как правило, иностранная валюта должна быть одной из тех, чей обменный курс контролируется Государственной администрацией валютного контроля КНР. То же определение применимо везде, где делается ссылка на иностранную валюту) [8, ст. 25]. Этот режим валютной отчетности не может быть изменен по желанию организации, если он уже вступил в силу. Если изменения необходимы, одобрение должно быть получено от бюро финансов или других соответствующих надзорных органов при Государственном совете КНР. Изменения должны быть внесены в начале нового отчетного года. Предприятия, чьи основные статьи доходов и расходов приводятся в иностранной валюте (валютах), а также предприятия, занимающиеся мультивалютным финансированием или финансированием лизинга, также могут вести свои счета в других иностранных валютах в соответствии с их фактическими потребностями. При составлении бухгалтерской отчетности данную учетную валюту необходимо конвертировать в юани [1, ст. 12].
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в России в национальной валюте. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Учет валютных операций и валютных ценностей может вестись в иностранной валюте, но данная процедура имеет свои особенности, на которых мы не будем останавливаться. Заметим только, что китайские предприятия имеют большую свободу выбора валюты учета, если обоснуют удобство расчетов применительно к виду деятельности конкретного предприятия.
Все бухгалтерские книги в Китае должны вестись на основе первичных документов, ваучеров, которые были проверены на предмет правильности и достоверности. Все записи в бухгалтерские книги должны быть сделаны своевременно, они должны быть полными, точными и четко разъяснять частные значения. Поправки к любой из бухгалтерских книг должны быть сделаны строго следуя правилам работы учетного персонала. Они должны содержать дату корректировки и подписи лиц, составивших документ, в соответствии с положениями национального учета. Если документ,
содержащий ошибочные положения и цифры, не предусматривает корректировки (некоторые сертификаты, свидетельства, ваучеры), он подлежит уничтожению [1, ст. 14, 15].
Аналогичные требования имеются и в российской системе. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами, заноситься в бухгалтерские книги и сводные учетные документы. В первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц [2, ст. 9].
Бухгалтерский учет в КНР должен вестись на китайском языке. В районах национальной автономии возможно ведение учета на национальном языке, который используется в данной местности. Предприятия с иностранными инвестициями (иностранным капиталом) могут использовать иностранный язык [1, ст. 22].
Российское законодательство не предоставляет такого выбора языковых средств ведения бухгалтерского учета. Государственным языком в Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Если китайские предприятия вне зависимости от организационно-правовой формы используют для учета компьютеры, программное обеспечение должно обладать соответствующими функциями для обеспечения безопасности и конфиденциаль-
ности. Данные, хранящиеся на магнитных или других носителях, должны поддерживать функцию резервного копирования файлов, и копии данных должны печататься на бумажной основе регулярно [1, ст. 13]. Аналогичные положения требования имеются и в российской системе [2, ст. 9].
В КНР состав финансовой отчетности для коммерческих предприятий шире, чем для государственных, и включает:
1) бухгалтерский баланс (Ш^^ШЖ);
2) отчет о прибылях и убытках (Ш^Ж);
3) отчет об изменениях капитала
»Ж);
4) отчет о движении денежных средств или о финансовом положении организации (Ш^Жж
5) приложения к бухгалтерскому балансу (^ Ж) и пояснительную записку ДОЙ).
Данная система документов, предоставляемых организациями по итогам отчетного периода, схожа с системой, предоставлявшейся коммерческими предприятиями в России до принятия Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете», которым заявлено: «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним» [2, ст. 14]. Таким образом, состав отчетности, введенный новым законом о бухгалтерском учете, упрощен.
В таблице отражены основные параметры сравнения, рассмотренные нами выше.
На основании раскрытых выше положений можно заключить следующее: ^ основные положения бухгалтерского учета, связанные с объектами учета, сроками предоставления отчетности, ответственностью за нарушения законодательства в двух странах, являются схожими; ^ государственная сертификация бухгалтерских работников - наличие системы специальных экзаменов различного уровня - отличает китайскую систему от российской, на наш взгляд, в сторону большей четкости и профессионализма;
Ведение бухгалтерского учета в Китае и России
Параметр сравнения Китай Россия
Руководство правилами составления и представления бухгалтерской отчетности Министерство финансов КНР отвечает за создание единой государственной системы отчетности в стране. Государственные ведомства, в том числе воинские части, а также различные хозяйственные единицы, в том числе предприятия с иностранным капиталом, в соответствии с единой государственной системой отчетности разрабатывают собственные методы ведения бухгалтерского учета, сведения о которых направляются в местные финансовые агентства Министерство финансов Российской Федерации устанавливает и законодательно закрепляет единые правила ведения бухгалтерского учета, распространяющие свое действие на территорию всей страны.
Лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета на предприятии Главный бухгалтер, бухгалтер, другое ответственное лицо в зависимости от размеров, цели создания предприятия, формы собственности Главный бухгалтер, бухгалтер, другое ответственное лицо в зависимости от объема учетной работы
Объекты бухгалтерского учета Получение и выбытие денежных средств и/или ценных бумаг. Получение и передача, увеличение и уменьшение, а также использование предмета собственности. Появление и покрытие кредита или долга. Увеличение или уменьшение капитала и денежных средств. Подсчет доходов и расходов Факты хозяйственной жизни. Активы. Обязательства. Источники финансирования деятельности экономического субъекта. Доходы. Расходы. Иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами
Финансовый год С 1 января по 31 декабря по григорианскому календарю
Денежная единица учета Юань, иностранная валюта, если в этом имеется необходимость Рубль, официальная валюта Российской Федерации
Окончание таблицы
Параметр сравнения Китай Россия
Язык учета Китайский язык, иностранный язык, местный национальный язык Русский язык
Искажение бухгалтерской отчетности, мошенничество и другие нарушения Административная/уголовная ответственность
Сроки предоставления бухгалтерской отчетности Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно
Состав финансовой отчетности Государственные предприятия: - бухгалтерский баланс; - отчет об основной деятельности; - отчет о движении денежных средств. Коммерческие предприятия и предприятия с иностранным капиталом: - бухгалтерский баланс; - отчет о прибылях и убытках; - отчет об изменениях капитала; - отчет о движении денежных средств или о финансовом положении организации; - приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка Государственные учреждения: - бухгалтерский баланс; - отчет о целевом использовании средств; - приложения к ним. Коммерческие предприятия: - бухгалтерский баланс; - отчет о финансовых результатах; - приложения к ним
У имеются отличия в общей системе регулирования бухгалтерского учета. Китайские предприятия имеют больше автономии и свободы в выборе собственных методов ведения бухгалтерского учета, валюты и языка учета, если обоснуют эту необходимость; У формы отчетности, предоставляемой государственными и коммерческими предприятиями, различаются по составу. Это, на наш взгляд, обусловлено различиями в экономическом развитии государств и выборочным переходом на Международные стандарты финансовой отчетности как в России, так и в Китае.
Список литературы
1. Закон о бухгалтерском учете КНР (принят на шестой сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей девятого созыва 21.01.1985, поправки внесены на 12-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей девятого созыва 31.10.1999).
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
3. Общие принципы работы Комитета по бухгалтерским стандартам Министерсва финансов КНР (утверждены на второй сессии Комитета
по бухгалтерским стандартам Министерства финансов КНР 13.05.2003. Источник: официальный сайт Министерства финансов КНР). URL: http:// www. mof. gov. cn/zhengwuxinxi/caizhengwengao/ caizhengbuwengao2003/caizhengbuwengao200310 /200805/t20080519_21004.html (дата обращения: 20.05.2013).
4. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальная статистика. Предпринимательство. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/ (дата обращения: 02.09.2013).
5. Ли Хайбо. Основы бухгалтерского учета. Шанхай: Издательский дом Лисинь, 2008.
6. Мао Хунтао. Основные принципы бухгалтерского учета. Пекин: Изд-во государственного университета Цинхуа, 2012.
7. СунЦзуань, Дун Фугуй. Бухгалтерский учет. Пекин: Изд-во государственного университета Цинхуа, 2012.
8. Accounting System of NPOs People's Republic of China. Ministry of Finance, P. R. China. September 2004.
9. Accounting System of the People's Republic of China for Enterprises with Foreign Investment. The Ministry of Finance. 24 June, 1992.