Научная статья на тему 'Предпосылки конвергенции национальных учетных систем России и Китая'

Предпосылки конвергенции национальных учетных систем России и Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / РОССИЯ / КИТАЙ / МСФО / КОНВЕРГЕНЦИЯ / УЧЕТНАЯ СИСТЕМА / ACCOUNTING / ACCOUNTING REPORTING / RUSSIA / CHINA / IFRS / CONVERGENCE / ACCOUNTING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лымарь Марина Павловна

Предмет. Данная работа посвящена рассмотрению основных предпосылок гармонизации российской и китайской национальных учетных систем, а также проблемных вопросов их сближения на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Цель. Цель исследования теоретическое и практическое обоснование возможности сближения российской и китайской учетных систем путем отражения основных предпосылок их самостоятельного становления и развития, а также анализа проблем перехода двух систем на МСФО. Методология. Систематизация сведений об изучаемых объектах проводилась с помощью сравнения особенностей исторического, экономического, национально-этического развития двух стран, посредством обращения к аналитике российских и китайских авторов, а также практике составления финансовой отчетности российско-китайскими совместными предприятиями. Результаты. В результате проведенного анализа выделены основные исторические, нормативные предпосылки сближения учетных систем двух стран, также раскрыты основные сложности сопоставления учетных практик и механизмов составления и представления бухгалтерской отчетности, даны рекомендации по их устранению. Предложен путь «клубной конвергенции», который учитывает исторические, этические и ментальные особенности национальных учетных систем России и Китая. Выводы. Как показало проведенное исследование, в настоящее время существуют различного рода предпосылки для разработки концепции регионального сближения учетных систем России, Китая и других стран, для формирования методологического аппарата сопоставления основных элементов отчетности совместных российско-китайских фирм, для успешной реализации совместных инвестиционных проектов в энергетике, военно-промышленном комплексе, строительстве масштабных объектов инфраструктуры, а также для укрепления торгового сотрудничества. Сделанные автором заключения и рекомендации могут использоваться в обучающих программах российско-китайского экспортного центра.Subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of this paper are the main prerequisites for the harmonization of Russian and Chinese national accounting systems, as well as the main difficulties of convergence based on IFRS. Purpose. The purpose of the article is theoretical and practical justification of the possibility of convergence of Russian and Chinese accounting systems by considering the basic prerequisites for their independent development, as well as an analysis of the problems of transition of the two systems to IFRS standards. Methodology. The systematization of information about the studied objects was carried out by comparing the features of the historical, economic, national and ethical development of the two countries, by appealing to the analysts of Russian and Chinese authors, as well as the practice of drawing up financial statements by Russian-Chinese joint ventures. Results. As a result of the analysis, the main historical and normative prerequisites for convergence of the accounting systems of the two countries have been singled out, the main difficulties in comparing accounting practices and mechanisms for drawing up and presenting financial statements have been disclosed, and recommendations have been made for their elimination. The path of “club convergence” is proposed, which takes into account the historical, ethical and mental features of the national accounting systems of Russia and China. Conclusions. As the study showed, at present there are various prerequisites for the development of the concept of regional accounting convergence between Russia and China and other countries, in order to form a methodological apparatus for comparing the main elements of reporting of joint Russian-Chinese firms, for the successful implementation of joint investment projects in the energy sector, the military industrial complex, construction of large-scale infrastructure facilities, as well as strengthening trade cooperation. The conclusions and recommendations made by the author can be used in the training programs of the Russian-Chinese export center.

Текст научной работы на тему «Предпосылки конвергенции национальных учетных систем России и Китая»

DOI 10.26794/2408-9303-2018-5-1-88-97 УДК 657

JEL М40, М41, М49

Предпосылки конвергенции национальных учетных систем России и китая

М. П. Лымарь,

Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0003-2497-8209

аннотация

Предмет. Данная работа посвящена рассмотрению основных предпосылок гармонизации российской и китайской национальных учетных систем, а также проблемных вопросов их сближения на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

цель. Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование возможности сближения российской и китайской учетных систем путем отражения основных предпосылок их самостоятельного становления и развития, а также анализа проблем перехода двух систем на МСФО. Методология. Систематизация сведений об изучаемых объектах проводилась с помощью сравнения особенностей исторического, экономического, национально-этического развития двух стран, посредством обращения к аналитике российских и китайских авторов, а также практике составления финансовой отчетности российско-китайскими совместными предприятиями.

Результаты. В результате проведенного анализа выделены основные исторические, нормативные предпосылки сближения учетных систем двух стран, также раскрыты основные сложности сопоставления учетных практик и механизмов составления и представления бухгалтерской отчетности, даны рекомендации по их устранению. Предложен путь «клубной конвергенции», который учитывает исторические, этические и ментальные особенности национальных учетных систем России и Китая. выводы. Как показало проведенное исследование, в настоящее время существуют различного рода предпосылки для разработки концепции регионального сближения учетных систем России, Китая и других стран, для формирования методологического аппарата сопоставления основных элементов отчетности совместных российско-китайских фирм, для успешной реализации совместных инвестиционных проектов в энергетике, военно-промышленном комплексе, строительстве масштабных объектов инфраструктуры, а также для укрепления торгового сотрудничества.

Сделанные автором заключения и рекомендации могут использоваться в обучающих программах российско-китайского экспортного центра.

Ключевые слова: бухгалтерский учет; бухгалтерская отчетность; Россия; Китай; МСФО; конвергенция; учетная система.

Для цитирования: Лымарь М.П. Предпосылки конвергенции национальных учетных систем России и Китая // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 1. С. 88-97.

M. n. AbiMapb

DOI 10.26794/2408-9303-2018-5-1-88-97 UDC 657

JEL M40, M41, M49

The Preconditions for the Convergence of the National Accounting systems of Russia and China

M.P. Lymar,

Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0003-2497-8209

abstract

subject. The subject of this paper are the main prerequisites for the harmonization of Russian and Chinese national accounting systems, as well as the main difficulties of convergence based on IFRS. Purpose. The purpose of the article is theoretical and practical justification of the possibility of convergence of Russian and Chinese accounting systems by considering the basic prerequisites for their independent development, as well as an analysis of the problems of transition of the two systems to IFRS standards.

Methodology. The systematization of information about the studied objects was carried out by comparing the features of the historical, economic, national and ethical development of the two countries, by appealing to the analysts of Russian and Chinese authors, as well as the practice of drawing up financial statements by Russian-Chinese joint ventures.

Results. As a result of the analysis, the main historical and normative prerequisites for convergence of the accounting systems of the two countries have been singled out, the main difficulties in comparing accounting practices and mechanisms for drawing up and presenting financial statements have been disclosed, and recommendations have been made for their elimination. The path of "club convergence" is proposed, which takes into account the historical, ethical and mental features of the national accounting systems of Russia and China.

Conclusions. As the study showed, at present there are various prerequisites for the development of the concept of regional accounting convergence between Russia and China and other countries, in order to form a methodological apparatus for comparing the main elements of reporting of joint Russian-Chinese firms, for the successful implementation of joint investment projects in the energy sector, the military industrial complex, construction of large-scale infrastructure facilities, as well as strengthening trade cooperation.

The conclusions and recommendations made by the author can be used in the training programs of the Russian-Chinese export center.

Keywords: accounting; accounting reporting; Russia; China; IFRS; convergence; accounting system.

For citation: Lymar M. P. Preconditions for the Convergence of the National Accounting Systems of Russia and China. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis.Auditing, 2018, vol. 5, no. 1, pp. 88-97. (In Russ.).

введение

Сближение национальных систем бухгалтерского учета и отчетности России и Китая стало особо актуальным в последние годы, годы укрепления экономического сотрудничества как в двустороннем формате, так и многостороннем формате стран — участниц Всемирной торговой организации, БРИКС ШОС 2 и других организаций. Потребность в нем вызвана конвергентными процессами экономических систем ряда стран, которые, став уже системным явлением, дали толчок аналогичным процессам и в учетной сфере. Две страны — Россия и Китай — продолжают реформирование учетных систем согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), однако данный процесс стал носить затяжной характер, назрела потребность в гармонизации учетных систем по региональному признаку, которая имеет более глубокие основания исторического, национально-этического и другого характера. В настоящее время данные основания остаются малоизученной областью.

Исторические особенности развития российской и китайской учетных систем частично рассматривала в своих работах С. Н. Поленова [1, 2]. Некоторые особенности реформирования китайской учетной сферы затронула в статьях Л. А. Чайковская [3]. Особенности становления и развития национальной учетной системы Китая подробнее представлены в трудах зарубежных авторов [4, 5]. Однако в научной литературе комплексные исследования основ сближения учетных систем России и Китая практически не представлены.

основные сложности сближения учетных систем на базе мсфо

Приведение национальных учетных систем в соответствие с МСФО явилось самым главным конвергентным процессом в учетной сфере. Оно было призвано решить следующие основные задачи:

1 БРИКС — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

2 ШОС — Шанхайская организация сотрудничества.

• наднациональное регулирование различных систем бухгалтерской отчетности;

• сближение непохожих национальных учетных систем;

• стандартизацию представления финансовой отчетности в неоднородных политических, культурных и экономических средах.

Однако реформирование национальных учетных систем согласно стандартам МСФО столкнулось с рядом проблем. Так как переход на МСФО опирается на принцип добровольности, на практике он осуществляется разными странами в разной степени, что осложняет реализацию указанных выше задач.

Механизмы и сценарии реформирования национальных систем согласно МСФО также различаются от страны к стране. Некоторые из них допускают прямое введение положений МСФО на территории своего государства, некоторые издают специальные нормативные акты, посредством которых вводят лишь некоторые положения. Соответственно этим механизмам выделяют и различные пути внедрения, основными из которых являются адаптация положений МСФО согласно местным экономическим реалиям и переработка оригинальных текстов МСФО, т.е. разработка на их основе национальных стандартов, приближенных к МСФО, но не являющихся ими.

На данные процессы существенное влияние оказывают:

• особенности исторического и политического развития государства;

• сформировавшаяся правовая модель;

• основные источники финансирования хозяйствующих субъектов;

• особенности национальной культуры и ментальности;

• влияние «Муго» («^Д» — материнской страны) [6, с. 131]

• и другие факторы.

Как следствие, получают распространение региональные варианты МСФО, все чаще реформирование проходит по принципу регионального сближения учетных систем.

Развитие систем бухгалтерского учета России и Китая и по сей день сохраняет традиционные черты, которые продолжают оказывать существенное влияние на процессы реформирования на основе МСФО.

особенности исторического развития национальных учетных систем России и китая

История китайского учета начинается значительно раньше российского, что обусловлено более ранним становлением государства.

Особенности раннего счетоводства в Китае связаны в основном с этическими конфуцианскими нормами и проявились:

• в коллективной ответственности;

• в верности работодателю (в том числе государю);

• в сыновьем почитании императора;

• в доброжелательности в учетных делах;

• в понимании учета как способа упорядочивания торговых и заемных отношений.

Особенностями первых учетных отношений в России стали:

• сочетание личной и коллективной ответственности;

• особое отношение к контролю за государственным имуществом;

• верность государю;

• преклонение подчиненных перед начальством.

Дальнейшее развитие и формирование российской учетной системы во многом связано с иноземными заимствованиями (нововведения татаро-монгол, заимствования эпохи Петра I и др.), а также подвержено влиянию политических преобразований в государстве.

В развитии китайской учетной системы прослеживается поэтапность, связанная с трансформациями товарно-хозяйственных отношений на территории государства и развитием собственной системы учета. Однако последний этап (начинается с падения династического режима) также связан с заимствованиями, преимущественно из европейских практик.

В конце ХХ в. Россия и Китай встали на рыночный путь развития и перешли к активному использованию международного учетного опыта. Начало реформирования в КНР ознаменовалось реформами Дэн Сяопина при базировании на экономической системе социализма. Начало реформирования в России связано с распадом СССР и отказом от социа-

листических основ хозяйствования. Несмотря на то что современная система национальных учетных стандартов КНР во многом схожа с МСФО, процесс перехода на международные стандарты также затянулся, как это произошло и в России. В Китае все больше прослеживается тенденция конвергенции с МСФО на основе региональных стандартов, страна также активно выступает с инициативой создания Азиатских стандартов учета и финансовой отчетности.

Опираясь на рассмотренные нами выше схожие особенности исторического развития двух систем, укрепление экономического и политического сотрудничества в последние годы, а также в условиях возрастающей роли КНР в глобальной экономике одной из возможных перспектив для развития российской учетной системы является сочетание реформирования на основе МСФО и конвергенции с Китаем на основе национальных стандартов.

влияние философско-этического фактора на формирование особенностей учетного мышления и учетных практик в китае, его значение для сближения с российской учетной системой

Китайская учетная система вплоть до конца Х!Х в. в основном развивалась по принципу кантовской «вещи в себе», тесных контактов с другими экономическими системами и учетными практиками по существу не было. Поэтому на формирование учетной системы большое значение оказывали распространенные на территории Китая религиозно-этические учения.

Конфуцианская этика предлагает концепцию «срединного пути» (ФД^Ж) [7, с. 6], следование которому гарантирует защиту от рисков неопределенности и нестабильности. Конфуций, работавший бухгалтером на товарном складе, предложил практики учета, которые опираются на обычаи и традиции.

Философская концепция инь и ян закрепила в учетной сфере четкое разделение обязательств и прибыли, а также положение о том, что денежные притоки должны быть равны денежным оттокам.

Не менее важное значение на развитие учета в Китае оказало учение легистов, которое обосновало необходимость управления на основе закона [8, с. 78]. Дворы объединялись в пяти-дворки и десятидворки и были связаны круговой порукой. Учение легистов значительно повлияло на укрепление централизованной власти и до сих пор оказывает воздействие на практику государственного управления и законотворчества в КНР.

Отмеченные национально-этические учения, как и исторические особенности, могут быть рассмотрены как один из факторов сближения российской и китайской учетных систем, принимая во внимание тот факт, что МСФО являются по своей сути стандартами по финансовой отчетности и не ставят целью унификацию всего многообразия национальных учетных практик, что само по себе в обозримом будущем вряд ли возможно.

Далее мы обобщим основные постулаты религиозно-этических учений, повлиявших на формирование китайской учетной системы и выделим основные из них, которые и по сей день оказывают воздействие на китайские бухгалтерские обычаи и практики, а также прослеживаются в российской национальной культуре. Итак, основными такими постулатами являются:

• семейные ценности и «восточная модель» поведения также свойственны для российского национального характера. Они просматриваются и в межличностном взаимодействии, и в отношениях между экономическими субъектами, а также при взаимодействии с органами государственной власти;

• регулирование учетной сферы на основе законов и существование определенной системы наказаний за их нарушение. В настоящее время оказывают существенное влияние на развитие и реформирование китайской и российской учетных систем;

• консервативное отношение к событиям прошлого, настоящего и будущего, стремление к избеганию неопределенности, долгосрочное планирование, выделяемые Г. Хофстеде [9, с. 243] как неотъемлемые составляющие китайского учетного менталитета, также присущи и российской культуре;

• в российской национальной ментальности четко просматриваются китайское традиционное стремление к справедливости и прибыли, а также важное место занимает доверие в договорных отношениях, в то время как западные хозяйственные практики опираются в основном только на понятия прибыли и договора;

• философия инь и ян, буддизм и даосизм, которые закрепили в учетной сфере природную и культурную составляющие. Они проявляются в особом ощущении себя как части окружающего природного мира и одной цивилизации, а в учетной сфере — в особых учетных практиках для объектов культурного наследия и природных ресурсов. В русском национальном характере эти элементы также присутствуют и с опорой на китайский опыт могут быть ярче отражены в учетной практике. МСФО данные составляющие не выделяют.

нормативно-организационные предпосылки сближения учетных систем России и китая

Российская и китайская учетные системы по существенным признакам относятся к континентальной модели, две системы также опираются на нормы кодифицированного права. Это способствовало тому, что принципы организации учетной сферы носят схожий характер:

• бухгалтерский учет в Китае и России ведется в соответствии с едиными правилами, закрепленными в «Законе о бухгалтерском учете КНР» от 21.01.1985 и Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 31.12.2017) соответственно;

• вопросами государственной отчетности, отчетности частных и совместных предприятий в России и Китае руководит Министерство финансов, которое отвечает за создание единой системы отчетности в стране;

• методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляют Комитет по бухгалтерским стандартам Министерства финансов КНР и Министерство финансов Российской Федерации, которые формулируют единые принципы и методы ведения бухгал-

терского учета для всех хозяйствующих субъектов на территории страны;

• для ведения бухгалтерского учета экономические субъекты Китая и России создают бухгалтерии, которые возглавляются главным бухгалтером. Организации в двух странах также имеют право нанимать внештатного сотрудника для ведения бухгалтерского учета по договору об оказании услуг;

• хозяйствующие субъекты в Китае формируют бухгалтерскую отчетность и направляют ее ежемесячно, ежеквартально и ежегодно в контролирующие ведомства (прежде всего в Министерство финансов и Налоговое бюро). Российская система предусматривает аналогичные сроки;

• коммерческие и государственные предприятия Китая применяют метод двойной записи для ведения бухгалтерского учета. В этом отношении учетные системы двух стран схожи.

Однако существуют и определенные отличия учетного нормативного регулирования двух систем, которые могут быть сформулированы следующим образом:

• региональные ведомства, воинские части и ряд других хозяйствующих единиц могут практиковать собственные учетные методы, но информация о них в нормативно установленном порядке отсылается в органы финансового контроля;

• все бухгалтеры, работающие на территории КНР, подвергаются обязательной государственной проверке, сдают квалификационный государственный экзамен

• коммерческие предприятия с иностранным капиталом в Китае могут вести учет в иностранной валюте и использовать иностранный язык, если это будет обосновано в соответствующих органах государственного контроля.

Данные отличия, как видится автору, не являются системно значимым препятствием на пути к сближению двух учетных систем, а, напротив, представляют научный и практический интерес для возможностей реформирования российской учетной системы. Например, введение аналогичной китайской системы обязательной государственной сертифика-

ции бухгалтеров позволит заметно сократить количество бухгалтерских ошибок и будет способствовать формированию и сплочению эффективно работающего профессионального бухгалтерского сообщества России. Также весьма продуктивной видится структура китайского Комитета по бухгалтерским стандартам Минфина КНР, чьи функции не дублируются другими органами, как это происходит в России (в частности, экспертным советом при Государственной Думе Российской Федерации и др.).

Также особый интерес на предмет возможного внедрения в российскую учетную практику представляют китайские методы реформирования учетной системы, а именно:

• процесс реформирования основывается на предварительно созданной законодательной базе, что позволяет избегать возникновения хозяйственных практик в условиях нормативного вакуума;

• учетные нововведения проверяются в отдельных регионах / зонах / районах, а затем при наличии положительного итога распространяются на территории всей страны;

• принцип «одна страна — две системы» позволяет учитывать особенности деятельности различных регионов в условиях национального, географического и производственного многообразия;

• чтобы теория не дистанцировалась от практики, в Китае практикуется активное участие научных кадров в разработке проектов реформ;

• в процессе реформирования государство сочетает внедрение элементов международной практики и сохранение особенностей национальной хозяйственной системы КНР.

Несмотря на указанные различия в нормативном регулировании двух учетных систем, следует подчеркнуть то, что две нормативные системы решают одну задачу: формирование баланса между рыночными формами хозяйствования и государственным нормативным регулированием. Ввиду того, что российско-китайское экономическое сотрудничество в настоящее время осуществляется в основном в виде масштабных межгосударственных проектов и крупных государственных холдингов, в процессе реализации данных проектов

главными сторонами взаимодействия являются представители министерств и ведомств двух государств, представители государственного аппарата, депутаты и др. Это оказывает большое влияние на инициативы по сближению нормативного регулирования, которые изначально возникают на самом высоком уровне посредством анализа практики межгосударственных экономических взаимодействий.

основные особенности ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в россии и китае

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Китае и в России нормативная регламентация бухгалтерского учета ориентирована на самих учетных практиках (сборе, обработке и фиксации учетной информации), а также на составлении отчетности (представлении результата).

В обеих странах существует нормативно закрепленный План счетов бухгалтерского учета3, который определяет единую учетную методологию на территории государства.

Национальный план счетов КНР носит обязательный характер [10]. Однако он все же предусматривает возможность использования счетов собственной разработки, которые будут полезны для особых хозяйственных практик. Введение таких счетов должно в обязательном порядке быть обосновано в налоговых и иных контрольных государственных органах. Несмотря на то что российский План счетов бухгалтерского учета подобной свободы в ведении бухгалтерского учета не предусматривает, опыт Китая интересен в практике учета хозяйственных операций на предприятиях с иностранным капиталом и иных совместных предприятиях, а также с государственным участием. Российский учет пока не имеет аналогичной практики, что в том числе затрудняет создание и функционирование российско-китайских совместных предприятий.

Китайский план счетов также отличается от российского значительной детализацией

3 Бухгалтерский учет в Китае. URL: http://www.csacc.org (дата обращения: 02.07.2017).

и большим количеством счетов, привязанных к разделам. Китайский вариант расширенной номенклатуры счетов призван предоставлять развернутую информацию для составления достоверной отчетности. Особенно интересным для рассмотрения на предмет введения в российскую практику видятся счета разд. 3 (общие счета) китайского плана счетов, так как данная группа как раз активно используется страховыми и финансовыми компаниями, а также инвестиционными фондами:

• «Чистые капитальные поступления и выбытия». Аккумулирует резервы по прибыли от ценных бумаг, межфилиальных средств, межструктурных операций и пр.;

• «Покупка и продажа иностранной валюты». Упорядочивает валютные и обменные операции между контрагентами;

• «Производные финансовые инструменты». Регулирует операции по производным финансовым инструментам;

• «Инструменты хеджирования». Учитывает операции по страхованию рисков от потерь, вызванных изменениями рыночных цен по сравнению с теми, которые существовали на тот момент, когда заключался договор между продавцом и покупателем;

• группа счетов, регулирующих операции по инвестициям: «Инвестиции в недвижимость», «Финансовые активы в наличии для продажи», «Долгосрочные инвестиции в акционерный капитал», «Удерживаемые до определенного срока инвестиции» и др.

Введение данных счетов в российскую практику не только будет способствовать сопоставимости отчетности двух стран, но и дополнит российскую систему недостающими учетными элементами для получения прозрачной информации по объектам, учитываемым по этим статьям.

В Китае, как и в России, состав бухгалтерской (финансовой) отчетности различается в зависимости от организационно-правовой формы экономического субъекта. Для коммерческих предприятий двух стран состав отчетности носит схожий характер. Ее состав представлен в таблице.

Структура Бухгалтерского баланса в двух странах носит схожий характер. Особенности

* См.: Закон о бухгалтерском учете КНР (принят Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей 6-го девятого созыва 21.01.1985) // Министерство финансов Китайской Народной Республики. URL: http://www. mof.gov.cn/index.htm (дата обращения: 02.07.2017); Стандарт бухгалтерского учета № 32 «Промежуточная финансовая отчетность» (принят Министерством финансов Китайской Народной Республики 15.02.2006) // Министерство финансов Китайской Народной Республики. URL: http://www.mof.gov.cn/index.htm (дата обращения: 02.07.2017). ** См.: О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.05.2017); О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н // СПС «КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.06.2017).

Состав бухгалтерской отчетности российских и китайских коммерческий предприятий / The composition of financial statements of Russian and Chinese commercial enterprises

Китай / China* Россия / Russia**

Годовая отчетность / Annual Reporting

1. Финансовая отчетность, которая включает: - Бухгалтерский баланс; - Отчет о финансовых результатах; - Отчет о движении денежных средств; - приложения. 1. Бухгалтерский баланс. 2. Отчет о финансовых результатах. 3. Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.

2. Примечания к финансовой отчетности. 3. Финансовое положение организации К приложениям относят: - Отчет об изменениях капитала;

- Отчет о движении денежных средств

расположения активов и пассивов, их состав рассмотрен автором в статье «Сопоставление бухгалтерских балансов России и Китая» [11, с. 30], также разработана таблица сопоставления основных статей, даны рекомендации по возможности сравнения данной формы отчетности и их сближения.

Российский и китайский Отчет о финансовых результатах относится к форме отчета «по функции затрат», содержание основных статей соответствует требованиям МСФО, а также содержит статьи, рекомендованные МСФО.

Основные показатели себестоимости и прибыли также носят схожий характер в отчетах двух стран. Китайский отчет содержит показатель операционной прибыли, который является опорным, его значение приближено к значению чистой итоговой прибыли. Для российской системы более характерна опора на показатель

валовой прибыли. Китайская операционная прибыль дает более объективную информацию о деятельности предприятия и представляет практический интерес на предмет внедрения в российскую практику, ее расчет производится следующим образом:

Операционная прибыль = Выручка -- Себестоимость продаж - Налоги и сборы по основной деятельности - Операционные расходы - Управленческие расходы -- Финансовые расходы - Убытки от обесценения активов +/- Положительные изменения справедливой стоимости +/- Инвестиционный доход.

В раскрытии примечаний к отчетности двух систем существенных различий автором выявлено не было, они носят достаточно

схожий характер. Существуют определенные различия в понимании роли примечаний в странах англо-американской и континентальной учетных моделей. В странах континентальной модели (к которой относятся Китай и Россия) используются, как было отмечено выше, типовые форматы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, которые обычно утверждаются Министерством финансов. Из-за того, что эти две формы отчетности содержат достаточно развернутое представление элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности, значимость примечаний обычно несколько снижена. Однако если говорить об использовании отчетной информации для целей укрепления и инвестиционного сотрудничества предприятий России и Китая, то представление заинтересованным пользователям информации о компании и ее деятельности является важным с точки зрения менеджмента4.

Однако содержание примечаний к отчетности также имеет некоторые особенности в двух системах:

• российские требования к оформлению пояснений к отчетности носят более императивный характер. Китайские пояснения строятся по видам отчетности, российские — по

4 Кузнецова Е. Примечания к отчетности: как правильно представить нужную и полезную информацию // МСФО на практике. 2011. № 5. URL: http://msfo-practice.ru/article.aspx?aid=285014 (дата обращения: 02.07.2017).

модели баланса, т.е. китайский вариант носит более общий характер, российский вариант — более конкретный;

• китайские пояснения обращают особое внимание раскрытию учетной политики хозяйствующего субъекта.

Понимание данных особенностей позволит выработать пути к их сближению.

заключение

Рассмотренные предпосылки сближения национальных учетных моделей двух стран позволяют рекомендовать конвергентный вектор развития, коррелирующий с современными международными учетными тенденциями, который заключается в постепенном сближении учетных систем России и Китая с целью создания, распространения и эффективного функционирования совместных предприятий.

Введение МСФО в России и Китае имеет свои особенности и находится под влиянием национальных правовых моделей.

Автором обозначена близость систем бухгалтерского учета и отчетности, которая в условиях нарастающих тенденций сближения по региональному признаку позволяет предложить путь «клубной конвергенции», дающий возможность учитывать исторические, этические и ментальные особенности двух национальных учетных систем, что будет способствовать расширению возможностей для экономического сотрудничества двух стран.

литература

1. Поленова С. Н. Эволюция регулирования бухгалтерского учета и отчетности в развитых европейских странах и России // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 4. С. 66-75.

2. Поленова С. Н. Природа регулирования бухгалтерского учета в Китае // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. URL: http://auditfin.eom/fin/2009/6/Polenova/Polenova%20.pdf (дата обращения: 05.06.2017).

3. Чайковская Л. А., Кожухов В. Л., Чжан Ш. Опыт реформирования системы бухгалтерского учета в Китае // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 2. С. 60-64.

4. Chow L.M., Chau G. K., Gray S. J. Accounting reforms in China: cultural constraints on implementation and development // Accounting and Business Research. 1995. Vol. 26. No. 1. Pp. 29-49.

5. Gao S. S., Handley-Schachler M. S. The Influence of Confucianism, Feng Shui and Budhism in Chinese Accounting History // Accounting, Business & Financial History. 2003. No. 13. Pp. 275-303.

6. %№. // (Ш^ИЮ» 2006^03®, 131-137 Ж.

7. щш. 2013^. Ш80.

8. гвт 1991^. ^Ш78.

9. Садохин. А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: Юнити-Дана, 2003. 352 с.

10. Accounting System of the People's Republic of China for Enterprises with Foreign Investment. The Ministry of Finance. 24 June, 1992.

11. Лымарь М. П. Сопоставление бухгалтерских балансов России и Китая // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 12. С. 29-40.

REFERENCES

1. Polenova S. N. Evolution of regulation of accounting and reporting in developed European countries and Russia. Audit i finansovyj analiz = Auditing and financial analysis, 2009, no. 4, pp. 66-75. (In Russ.).

2. Polenova S. N. The nature of accounting regulation in China. Audit i finansovyj analiz = Auditing and financial analysis, 2009, no. 6. (In Russ.).

3. Chaikovskaya L. A., Kozhukhov V. L., Chzhan Sh. Experience in reforming the accounting system in China. Audit ifinansovyj analiz = Auditing and financial analysis, 2017, no. 2, pp. 60-64. (In Russ.).

4. Chow L. M., Chau G. K., Gray S. J. Accounting reforms in China: cultural constraints on implementation and development. Accounting and Business Research, 1995, vol. 26, no. 1, pp. 29-49.

5. Gao S. S., Handley-Schachler M. S. The Influence of Confucianism, Feng Shui and Budhism in Chinese Accounting History. Accounting, Business & Financial History, 2003, no. 13, pp. 275-303.

6. %№. // «a^itfe» 2006^03®, 131-137 ^o

7. щш. 2013^. Ш80.

8. Ш'ШтЖШ. ПЛ, 1991^. ^^478.

9. Sadokhin A. P. Fundamentals of intercultural communication. Moscow: Yuniti-Dana Publ., 2003. 352 p. (In Russ.).

10. Accounting System of the People's Republic of China for Enterprises with Foreign Investment. The Ministry of Finance, 24 June, 1992.

11. Lymar' M. P. Comparison of the balance sheets of Russia and China. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet = International Accounting, 2016, no. 12, pp. 29-40. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ABTOPE

Марина Павловна Лымарь — старший преподаватель Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия lymarm@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Marina Pavlovna Lymar' — Senior lecturer of Department of Language Training, Post-graduate student of Accounting, Analysis and Auditing Department, Financial University, Moscow, Russia Lymarm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.