Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика образовательных стандартов высшего образования по специальности «Фармация» Республики Беларусь и Российской Федерации'

Сравнительная характеристика образовательных стандартов высшего образования по специальности «Фармация» Республики Беларусь и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / EDUCATIONAL STANDARD / SPECIALITY / HIGHER EDUCATION / THE FI RST STAGE / THE REPUBLIC OF BELARUS / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейкало В. П., Коневалова Н. Ю., Кугач В. В.

В статье показаны сходства и различия между Образовательными стандартами по специальности «Фармация» Республики Беларусь и Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дейкало В. П., Коневалова Н. Ю., Кугач В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the similarities and differences between Educational standards in the speciality «Pharmacy» of the Republic of Belarus and Russian Federation are shown.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика образовательных стандартов высшего образования по специальности «Фармация» Республики Беларусь и Российской Федерации»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.П. Дейкало, Н.Ю. Коневалова, В.В. Кугач

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

В статье показаны сходства и различия между Образовательными стандартами по специальности «Фармация» Республики Беларусь и Российской Федерации.

Ключевые слова: Образовательный стандарт, специальность, высшее образование, первая ступень, Республика Беларусь, Российская Федерация.

ВВЕДЕНИЕ

Важными целями Болонской декларации являются содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования и развитие взаимодействия между университетами, включающего разработку учебных планов, систему мобильности, совместные программы обучения, практическую подготовку и проведение научных исследований [1]. В результате реализации целей декларации становится возможной взаимозаменяемость дипломов разных стран.

Вступление нашей страны в таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации поставило задачу унификации целого ряда нормативных правовых актов в области обращения лекарственных средств, направленных прежде всего на взаимное признание регистрационных удостоверений на лекарственные средства, произведенные в государствах таможенного союза в условиях надлежащей производственной практики [2]. Введение в действие нормативных правовых актов таможенного союза не исключает возможности национального правового регулирования различных аспектов фармацевтической деятельности [3]. Вместе с тем очевидной и актуальной является проблема унификации подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием в странах таможенного союза.

В 2011 году в Российской Федерации принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Фармация» [4]. В Республи-

ке Беларусь образовательный стандарт высшего образования первой ступени по специальности 1-79 01 08 Фармация действует с 2008 года и в ближайшее время подлежит актуализации [5].

Целью настоящего исследования было проведение анализа образовательных стандартов высшего образования по специальности «Фармация» Республики Беларусь и Российской Федерации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектами исследования явились Образовательный стандарт (ОС) Республики Беларусь высшего образования первой ступени по специальности 1-79 01 08 Фармация [5] и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) Российской Федерации подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «Фармация» [4].

В работе использованы логико-теоретические методы исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования определено, что ОС высшего образования по специальности «Фармация» Республики Беларусь состоит из 9 разделов, ФГОС Российской Федерации - из 8 разделов (таблица 1).

В соответствии с ОС Республики Беларусь и ФГОС Российской Федерации подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «Фармация», продолжительность обучения в обеих странах составляет 5 лет. Трудоемкость за весь период обучения равна 300 зачет-

Таблица 1 - Структура Образовательных стандартов по специальности «Фармация» Республики Беларусь и Российской Федерации

Наименование разделов Образовательного стандарта

Республика Беларусь Российская Федерация

1. Область применения 1. Область применения

2. Используемые сокращения

2. Нормативные ссылки

3. Основные термины и определения

4. Общие положения

5. Квалификационная характеристика специалиста 3. Характеристика направления подготовки (специальности)

6.Требования к уровню подготовки выпускников 4. Характеристика профессиональной деятельности специалиста

7. Требования к содержанию образовательной программы и ее реализации 5. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста

6. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

7. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

8. Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста

9. Требования к итоговой государственной аттестации

ным единицам. Выпускники фармацевтических факультетов Республики Беларусь получают квалификацию «провизор», Российской Федерации - квалификацию (степень) «специалиста» и дополнительно специальное звание «провизор».

Образовательным стандартом Республики Беларусь предусмотрена очная (дневная) и заочная формы обучения, Российской Федерации - очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Сферой профессиональной деятельности провизоров в Республике Беларусь является здравоохранение, фармацевтическое производство, образование, наука. В Российской Федерации область профессиональной деятельности специалистов включает практическую фармацию и фармацевтическую науку.

Объектами профессиональной деятельности провизора в Республике Беларусь являются лекарственные средства, фармацевтические субстанции, биологические добавки к пище. В Российской Федерации объектом профессиональной

деятельности специалиста является сфера обращения лекарственных средств. В ФГОС приводится подробное определение данному понятию.

Имеются расхождения в формулировке видов профессиональной деятельности (таблица 2).

Полностью совпадает в обоих стандартах только организационно-управленческая деятельность. Более точно отражают суть профессиональной деятельности наименования ее видов: «торгово-финансовая», «научно-исследовательская, инновационная» (ОС Республики Беларусь); «производственная», «контрольно-раз-

решительная» (ФГОС Российской Федерации). Было бы более правильно характеризовать один из видов деятельности как «информационно-консультационная и просветительская». В белорусском стандарте отсутствует как вид профессиональной деятельности «оказание доврачебной помощи», в российском - «преподавательская деятельность».

Задачи профессиональной деятель-

Таблица 2 - Виды профессиональной деятельности провизора в Республике Беларусь

и Российской Федерации

Виды профессиональной деятельности

Республика Беларусь Российская Федерация

Торгово-финансовая Реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров

Производственно-технологическая Производственная

Экспертно-аналитическая Контрольно-разрешительная

Организационно-управленческая Организационно-управленческая

Информационно-консультационная Информационно-просветительская

Научно-исследовательская, инновационная Научно-исследовательская

Преподавательская Оказание доврачебной помощи

ности в российском стандарте прописаны более подробно и при этом приводятся по каждому виду деятельности.

В соответствии с ОС Республики Беларусь, подготовка специалиста должна обеспечивать формирование 9 академических, 8 социально-личностных и 27 профессиональных (специальных) компетенций (последние приводятся по видам деятельности). В соответствии с ФГОС Российской Федерации, выпускник должен обладать 8 общекультурными и 50 профессиональными компетенциями, которые также приводятся по видам деятельности.

Раздел 7 ОС Республики Беларусь «Требования к содержанию образовательной программы и ее реализации» содержит требования к срокам реализации образовательной программы и типовой учебный план. Все дисциплины учебного плана подразделяются на 3 цикла:

1) социально-гуманитарных дисциплин;

2) естественно-научных дисциплин; 3) общепрофессиональных и специальных дисциплин. Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям приводятся по каждой дисциплине отдельно для цикла естественнонаучных и цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин. Требования подразделяются на две категории: знать и уметь.

Дисциплины учебного плана Российской Федерации образуют 5 циклов: 1) гуманитарный, социальный и экономический; 2) математический, естественнонаучный и медико-биологический; 3) профессиональный; 4) физическая культура; 5) учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа.

Структура основной образователь-

ной программы подготовки специалиста включает все 5 циклов, при этом требования приводится для цикла в целом без разбивки на отдельные дисциплины. Требования подразделяются на три категории: знать, уметь, владеть.

ФГОС Российской Федерации предоставляется право студентам самим участвовать в формировании своей программы обучения. В ФГОС приводятся перечни дисциплин, по которым учреждение образования организует выполнение лабораторных и практических занятий.

При реализации основной образовательной программы образовательные стандарты обеих стран предусматривают 27 недель учебной и производственной практик (таблица 3).

Как видно из таблицы 3, в Российской Федерации по сравнению с Республикой Беларусь сокращена продолжительность производственных практик по контролю качества лекарственных средств и фармацевтической технологии и значительно - до 14 недель - увеличена продолжительность производственной практики по организации фармацевтической деятельности. ФГОС Российской Федерации предусмотрена практика по заготовке и приемке лекарственного растительного сырья. Достоинством белорусского ОС является наличие производственной практики по клинической фармакологии.

В соответствии с ФГОС Российской Федерации, студенты проходят все виды производственной практики в качестве провизора-стажера.

Обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалиста в Российской Федерации является научно-исследовательская работа.

Таблица 3 - Виды учебной и производственной практик в учебных планах подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием в Республике Беларусь и Российской Федерации

Республика Беларусь Российская Федерация

Учебная практика

Пропедевтическая - 1 неделя Фармацевтическая пропедевтическая - 1 неделя

Полевая по ботанике - 2 недели Полевая по ботанике - 2 недели

По фармакогнозии - 3 недели По фармакогнозии - 3 недели

Медицинская ознакомительная - 2 недели Медицинская ознакомительная - 1 неделя

По общей фармацевтической технологии - 1 неделя

Производственная практика

По фармацевтической технологии - 5 недель По изготовлению лекарственных средств -2 недели

По организации и экономике фармации -6 недель По организации фармацевтической деятельности -14 недель

По контролю качества лекарств - 5 недель По контролю качества лекарственных средств -2 недели

По клинической фармакологии - 3 недели

По заготовке и приемке лекарственного растительного сырья - 1 неделя

27 недель 27 недель

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся изучать специальную литературу, участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок, стендовых и промышленных испытаний опытных образцов, составлять отчеты, выступать с докладами на конференциях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образовательные стандарты высшего образования по специальности «Фармация» Республики Беларусь и Российской Федерации характеризуются одинаковой трудоемкостью, продолжительностью обучения и практической подготовки и отличаются получаемой квалификацией, формой обучения, сферой, объектами, видами и задачами профессиональной деятельности.

С целью интеграции в мировое образовательное пространство необходимо провести широкое обсуждение проекта нового Образовательного стандарта по специальности «Фармация» Республики Беларусь с привлечением всех заинтересованных сторон.

SUMMARY

V.P. Deykalo, N.Y. Konevalova,

V.V. Kuhach THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION IN THE SPECIALITY «PHARMACY» OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND RUSSIAN FEDERATION

In the article the similarities and differences between Educational standards in the speciality «Pharmacy» of the Republic of Belarus and Russian Federation are shown.

Keywords: Educational standard, speciality, higher education, the first stage, the Republic of Belarus, Russian Federation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болонская декларация // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www. russia.edu.ru/information/legal/law/inter/ bologna. - Дата доступа 20.05.2012.

2. План мероприятий по взаимному признанию регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств - членов таможенного союза, произведенные в условиях надлежащей производственной практики

(ОМР) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.tsouz.ru/KTS/Pages/

KTS.aspx. - Дата доступа 20.05.2012.

3. Отношения в рамках таможенного союза: нормы союзного и национального законодательства // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:direct.yandex. ги/?раг1пег. - Дата доступа 22.05.2012.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.01.2011 № 38 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) "специалист")» в ред. Приказа Министерства образования и науки от

31.05.2011 г., №1975 // [Электронный ре-

сурс]. - Режим доступа: http:www.bestpra-vo.ru/federalnoje/zakony// - Дата доступа 17.05.2012.

5. Образовательный стандарт Республики Беларусь высшего образования первой ступени по специальности 1-79 01 08 Фармация / В.П. Дейкало [и др.]. -Минск. - 42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

Витебский государственный медицинский университет, деканат фармацевтического факультета,

тел. раб. : 8 (0212) 24-78-84.

Кугач В.В.

Поступила 30.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.