В завершении хочется отметить - цифровизация рынка труда представляет как новые возможности, так и вызовы для работодателей, соискателей и управленцев персоналом. Правильное использование информационных и коммуникационных технологий может помочь повысить эффективность работы и улучшить условия труда, однако необходимо учитывать потенциальные риски и проблемы, связанные с цифровизацией.
Источники:
1. Буланов, В. С. Методологические вопросы исследования рынка труда / В.С. Буланов // Общество и экономика. - 2019. - 210 с.
2. Епанешникова, Е.А., Малкина, С.А. Статистика рынка труда / Е.А. Епанешникова, С.А. Малкина // Территория инноваций. 2017. № 6 (10). С. 38-42.
3. Киселева, Н.П. Социально - экономическая статистика: Учебное пособие / Москва, 2017. - 874 с.
4. Салтыков, В.И. Рынок труда РФ на современном этапе развития / В.И. Салтыков // Инновации и инвестиции. 2017. № 4. С. 61 -64.
5. Сенокосова О.В. Риски цифровизации рынка труда России / О.В. Сенокосова // Математическое и компьютерное моделирование в экономике, (страховании и управлении рисками. - 2018. - №3. - С. 237-242.
6. Цифровая (Россия: новая (реальность [Электронный ресурс] // McKinsey & Company. - Режим доступа: ihttp://|www.|tadviser.iru/iimages /c/ic2/ |Digital-| Russiareport. Pdf.
EDN: JYQYEO
Ю.Н. Павленко - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
Yu.N. Pavlenko - candidate of economics, associate professor of the accounting department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
М.В. Калинская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
M.V. Kalinskaya - candidate of economics, associate professor of the accounting department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
М.В. Жданова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
M.V. Zhdanova - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Л.М. Писарева - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Krasnodar, Russia;
L.M. Pisareva - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university named, Krasnodar, Russia.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ COMPARATIVE CHARACTERISTICS AND ANALYSIS OF TAXATION OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
Аннотация. Организации, при выборе системы налогообложения, определяют вектор своей дальнейшей налоговой нагрузки. В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с налогообложением. Авторами проанализированы динамика и структура налогов и сборов, которые начислены и уплачены, по сельхоз организациям Краснодарского края. Разобраны основные режимы налогообложения Российской Федерации. Авторами рассмотрены ключевые требования для перехода организаций на Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Проанализированы положительные и отрицательные черты использования специального режима налогообложения. Применение ЕСХН предусматривает уплату налога на добавленную стоимость (НДС), в связи с этим учтены моменты, по которым организация освобождается от уплаты данного налога. Выявлено воздействие используемого режима налогообложения предприятия на уровень налоговой нагрузки. Для определения воздействия налоговой нагрузки на финансовые результаты деятельности организации, на примере ООО «Сель-хоз-Галан» проанализирован уровень налоговой нагрузки в условиях общего режима налогообложения по данным организации.
Abstract. Organizations, when choosing a taxation system, determine the vector of their further tax burden. This article discusses topical issues related to taxation. The authors analyzed the dynamics and structure of taxes and fees that were charged and paid for agricultural organizations in the Krasnodar Territory. The main regimes of taxation of the Russian Federation are analyzed. The authors considered the key requirements for the transition of organizations to the Unified Agricultural Tax (UAT). The positive and negative features of the use of a special taxation regime are analyzed. The application of the ESHN provides for the payment of value added tax (VAT), in connection with this, the moments for which the organization is exempted from paying this tax are taken into account. The impact of the used tax regime of the enterprise on the level of tax burden is revealed. To determine the impact of the tax burden on the financial results of the organization, using the example of Selkhoz-Galan LLC, the level of the tax burden was analyzed under the general taxation regime according to the organization's data.
Ключевые слова: сельскохозяйственные организации, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), специальные режимы налогообложения, налог на добавленную стоимость (НДС), общая система налогообложения (ОСНО).
Keywords: agricultural organizations, unified agricultural tax (UAT), special taxation regimes, value added tax (VAT), general system of taxation (0SN0).
В современном обществе организации сельского хозяйства активно развиваются и наращивают производство. Так, в 2022 г. по оценкам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на Кубани собрали рекордное количество зерновых и зернобобовых за последние 5 лет: 12,4 млн. тонн, из них 10,7 млн. тонн пшеницы. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева: «Такого урожая еще никогда не собирали». По данным прошлого года пшеницы было собрано на 100 тыс. тонн меньше, а зерновых и зернобобовых - на 20 тыс. тонн меньше [1].
Немаловажным фактором в улучшении экономических показателей в аграрных предприятиях можно считать их связь с государством и внедюджетными фондами по налоговым отчислениям.
На основании данных Федеральной налоговой службы (ФНС) в Краснодарском крае в части начисленных и уплаченных налогов составили следующую динамику, представленную за 2019-2021 гг. на рисунке 1 [2].
Рисунок 1 - Динамика начисленных и уплаченных налогов сельскохозяйственными организациями Краснодарского края, тыс. руб.
Проводя итог, можно отметить, что к 2021 г. по сравнению с 2019 г. оба показателя: уплаченные и начисленные налоги возрастают на 3768 тыс. руб. и 2991 тыс. руб. соответственно [2]. Данная тенденция вызвана за счет роста сборов налогов, структура которых представлена на рисунке 2 по данным Федеральной налоговой службы.
Рисунок 2 - Структура уплаченных налогов сельскохозяйственными организациями Краснодарского края, тыс. руб., 2021 г.
На основании рисунка 2 можно провести следующий анализ: за 2021 г. наибольший удельный вес уплаченных налогов составил НДФЛ - 38,84 % и НДС - 33,62 %. Следующими по величине уплаченных налогов занимает ЕСХН (14,2 %), налог на прибыль организации (5,65 %), имущественный налог (4,47 %), другие налоги и сборы (3,12 %), акцизы (0,08 %), НДПИ (0,01 %) [2].
В связи с этим проблемы налогообложения сельскохозяйственных организаций наиболее актуальны. Чтобы грамотно уметь разбираться в режимах налогообложения для сельскохозяйственных организаций, следует знать их нюансы. Так, например, налогоплательщики ЕСХН имеют право не уплачивать налог на прибыль, ИП - не платят НДФЛ, а также частично освобождаются от уплаты налога на имущество. Однако им необходимо уплачивать налог, который начисляется на разницу доходов и расходов. Не все организации могут перейти на ЕСХН, а только те лица, которые относятся к сельхоз производителям (рисунок 3).
Рисунок 3 - Лица, относящиеся к сельскохозяйственным производителям [2]
В ст. 346.2 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) прописаны субъекты, которые имеют возможность перейти на Единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН предполагает установление лимита на доходы от прочих видов деятельности. Общая сумма выручки от производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукцией не должна быть менее 70%. К такой сумме можно отнести доходы от оказания услуг сельскохозяйственным производителям.
Начиная с 1 января 2019 г. на федеральном уровне было установлено, что организации, находящиеся на специальном режиме налогообложения, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС). Данное установление регламентируется Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. №335-ФЗ, при этом вносятся поправки в НК РФ. Прежде сельскохозяйственные организации освобождались от уплаты НДС, за исключением налога, взимаемого при ввозе импортной продукции. Налог на добавленную стоимость для организаций является дополнительной налоговой нагрузкой, что приводит к отрицательным факторам: сразу возрастает объем работы для бухгалтеров, а соответственно и трудозатраты, также появляется дополнительный контроль со стороны федеральной налоговой инспекции [4].
В настоящее время сельскохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо представлять все необходимые документы по НДС: вести книгу покупок и продаж, оформлять счета-фактуры для контрагентов, передавать декларации по НДС в Инспекцию ФНС России. Чтобы грамотно разбираться в налоговых режимах, необходимо изучить их ставки и базы для расчетов, которые представлены на рисунке 4 [3].
Рисунок 4 - Налоговые режимы Российской Федерации
(*Ставка по УСН может увеличиться при росте лимитов по доходу и/или численности работников)
С целью выявления наиболее выгодного режима налогообложения, руководителям сельскохозяйственных организаций необходимо проанализировать их. Проведем сравнительную характеристику трех систем налогообложения: ЕСХН, ОСНО и УСН, которые представлены на рисунке 4 [3].
Показатель ОСНО ЕСХН УСН
■2) Объект II— 5==1г-„
•3) Ограничения
=1Г
—™ ■4) 6% отразишь: чехлу 8% -
щць.
1 представляется 1 раз в
ЕЕ? с №402-ФЗ от 06.12.2011
■да™., ■«Нет
■325— • 7)Не более чел на 30 % на сумму уплаченных
налога натогана вычеты ФФОМС
Рисунок 4 - Сравнительная характеристика ОСНО, ЕСХ и УСН
Экономические субъекты, выбирая наиболее выгодный вариант, должны проанализировать и просчитать каждый режим налогообложения на основании данных и специфики своей организации.
Ведение специального режима налогообложения предусматривает как положительные, так и отрицательные моменты, которые рассмотрены на рисунке 5.
Достоинства сельскохозяйственного налога Недостатки сельскохозяйственного налога
1. Наиболее выгодный механизм расчета налогов. Низкая налоговая ставка в размере 6 % применяется к разнице между доходами и расходами, а не к доходам. 2. Если вы не получаете прибыль, вам не нужно ничего платить. 3. Уплата НДС выгодна для контрагентов - они могут применять к вычету «входной» налог. Это расширит рынок сбыта. 4. Освобождение от НДС на льготных условиях к основному налоговому режиму. 5. Налоги уплачиваются два раза в год, а лицам, освобожденным от НДС, необходимо подать заявление только один раз. В противном случае платежи и декларации должны производиться ежеквартально. 1. Ограниченное применение - режим предназначен строго для определенной деятельности. 2. Доход от сельского хозяйства не должен опускаться ниже 70 %, иначе сразу произойдет автоматический переход на ОСНО. 3. Необходимость уплаты НДС, увеличение налоговой нагрузки.
Рисунок 5 - Достоинства и недостатки уплаты ЕСХН
Организации и индивидуальные предприниматели имеют возможность освободиться от уплаты НДС в следующих случаях:
- для нового бизнеса - подача уведомления о переходе на систему налогообложение ЕСХН и уведомления на получение освобождения от НДС должны быть в одном календарном году. Если новая сельскохозяйственная организация сразу не перейдет на ЕСХН, тогда только через 3 месяца сможет освободиться от уплаты НДС;
- для функционирующего бизнеса - соблюдение норматива по выручке от сельскохозяйственной деятельности. Например, чтобы освободиться от уплаты НДС в 2022 г., доход организации без учета налога не должен был быть выше 70 млн. руб. за 2021 г. Определение норматива по выручке в последующих годах представлено в таблице 1 [7].
Таблица 1 - Норматив по выручке для освобождения от уплаты НДС
Год Пороговое значение выручки
2022 70 млн руб. в 2021 г.
2023 60 млн руб. в 2022 г.
2024 и т.д. 60 млн руб. в 2023 и т.д.
Каждый сельскохозяйственный производитель самостоятельно выбирает переходить ему на единый сельскохозяйственный налог или нет. На данный режим могут перейти как новые, так и опытные субъекты. Важно соответствовать всем условиям и своевременно предоставить в ИФНС уведомление по форме № 26.1-1. Данное уведомление необходимо направить в установленные сроки:
- для нового бизнеса - вместе с документами на регистрацию или же в течение 30 дней после постановки на учет;
- для функционирующего бизнеса - до окончания текущего года, чтобы была возможность перейти на
ЕСХН со следующего года.
Важно соблюдать сроки, в неблагоприятном случае, следующая возможность перейти на ЕСХН будет только со следующего календарного года.
Для определения финансовой стабильности организации применяют коэффициент налоговой нагрузки, который подразумевает под собой часть средств, выделяющуюся экономическим субъектом для погашения налогов, и рассчитывается по следующим формулам: - Налоговая нагрузка:
Ур ов е н ь нал о го в о й на груз ки =
Сумма уплаченных налогов за календарный год Доходы
х 100%
- Налоговая нагрузка по ОСНО:
Ур ов е н ь нал ого в ой на груз ки =
Сумма начисленного НДС + Сумма налога на прибыль
В ы руч ка (без НДС)
х 100%
- Налоговая нагрузка по УСН и ЕСХН:
Сумма исчисленного налога Ур ов е н ь нал о го в о й нагруз ки =---х 1 0 0%>
Сумма доходов
- Налоговая нагрузка на добавленную стоимость:
Ур ов е н ь нал о го в о й на груз ки =
Сумма уплаченных налогов за календарный год Сумма начисленного НДС
х 100%
(1)
(2)
(3)
(4)
Таким образом, для более детального анализа налоговой нагрузки рассмотрим на примере Общества с Ограниченной Ответственностью «Сельхоз-Галан», которая находится на общем режиме налогообложения, уровень налоговой нагрузки, представленный в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели налоговой нагрузки в ООО «Сельхоз-Галан»
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. от 2019 г. (+,-)
Уровень налоговой нагрузки, % 1,63 4,19 11,80 10,17
Налоговая нагрузка на прибыль, % 3,06 4,20 11,99 8,93
Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, % 1,39 - 2,53 1,14
Так, в Обществе с Ограниченной Ответственностью «Сельхоз-Галан» действует общая система налогообложения, при которой экономический субъект уплачивает 20 % с разницы между доходами и расходами по налогу на прибыль. Выплачивается налог по авансовым платежам ежеквартально. При этом организация признается плательщиком НДС и налога на имущество организации.
Для определения среднеотраслевого показателя налоговой нагрузки по Краснодарскому краю рассмотрим таблицу 3. Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок представлены в таблице 4.
Таблица 3 - Среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки [3]
Показатели налоговой нагрузки 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Совокупная нагрузка (без НДПИ и акцизов), % 1,24 1,81 2,13
Совокупная нагрузка (с учетом НДПИ и акцизов), % 2,77 2,33 8,33
Нагрузка по налогу на прибыль, % 0,14 0,33 0,34
Нагрузка по НДС, % 0,74 1,11 1,47
Таблица 4 - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности [8]
Вид экономической деятельности 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство 4,5 3,8 4,7
- растениеводство и животноводство, охота 3,4 2,7 3,6
Ориентируясь на среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, можно сделать вывод о том, что в ООО «Сельхоз-Галан» совокупная налоговая нагрузка (без НДПИ и акцизов) с 2019 г. по 2021г. была выше среднеотраслевого значения по краю. Нагрузка по налогу на прибыль по организации за весь исследуемый период находилась выше, чем среднеотраслевая. Также можно отметить, что налоговая нагрузка по НДС превышает среднеотраслевой показатель, кроме 2020 г., поскольку в этом году организация не уплачивала НДС. Данная тенденция означает, что организация уплачивает больше налогов, по сравнению с другими организациями аналогичной сферы деятельности.
Самостоятельный расчет налогоплательщиком показателей, которые служат для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, необходимо производить для того, чтобы повысить вероятность невключения организации в план выездных проверок, оценить налоговые риски, а также для дальнейшего анализа эффективности применяемого режима налогообложения, прогнозирования и снижения налогового бремени.
В 2022 г. в связи с нынешним экономическим положением в поддержку агропромышленных и рыбохо-зяйственных комплексов Президент РФ поручил выполнить следующие указания:
- с целью льготного кредитования аграриев предоставить не менее 153 млрд руб на повышение субсидий
банками;
- продолжить проводить мероприятия по ограничению экспорта некоторых видов удобрений, с дальнейшим ежеквартальным продлением;
- снизить тарифы страховых взносов для производителей сельскохозяйственной продукции.
Правительству РФ необходимо ежемесячно предоставлять отчет о действиях по поддержанию устойчивого ценообразования на оптовом рынке продукции сельского хозяйства, сырья, а также продовольствия, при этом отслеживать, оснащены ли производители сельского хозяйства минеральными удобрениями. Следует отметить, что были рассмотрены предложения об оптимизации производства основных видов кормовых добавок, а также предложения о введении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость для организаций, предоставляющие работы по обслуживанию и ремонту судов разных классов.
Помимо этого, Правительство и Банк России выступил с предложениями, связанными с выявлением механизмов страхования рисков при перевозках продукции сельского хозяйства, сырья, продовольствия, а также минеральных удобрений через море, включая Черное море.
Таким образом, анализ налогообложения сельскохозяйственных организаций показал, что вопросы о целесообразности использования специального режима налогообложения всегда будут актуальными. И каждый налогоплательщик для себя должен рассчитать, какой способ будет более благоприятным для его организации. При выборе системы налогообложения следует учесть, что уплата налогов по системе Единого сельскохозяйственного налога представляет некоторые нюансы в части эффективности системы по предоставлению льгот и сокращения налогового бремени в хозяйствующем субъекте. Нет однозначной точки зрения, какой режим наиболее эффективен. Анализируя данный вопрос, некоторые придерживаются суждения о том, что общий режим налогообложения имеют больше преимуществ и выгод, поскольку даже освобождение от налога на прибыль на ЕСХН, не освобождает от постоянной уплаты налога в размере 6% по системе «доходы-расходы». При этом на общей системе налогообложения действует нулевая ставка налога на прибыль при производстве и переработке собственной продукции сельского хозяйства предприятия. Говоря о ЕСХН, стоит отметить, что данный льготный режим налогообложения больше подходит малым предприятиям сельскохозяйственного назначения, а чтобы повысить эффективность их деятельность, необходимо будет разрабатывать и внедрять план по оптимизации системы налогообложения.
Источники:
1. Российская газета. Федеральный выпуск №177 (8825) - 2022г. Электронный реусурс: Российские аграрии в регионах собрали рекордный урожай -Российская газета (rg.ru).
2. Федеральная налоговая служба. Аналитика. Электронный ресурс: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
3. Федеральная налоговая служба. Электронный ресурс: https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/mp/.
4. Гасиева З. П., КайТмазов В. А. Налогообложение малого и среднего бизнеса: современное состояние и перспективы развития //Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - No. 4.
5. Гасиев Т.Х. Анализ особенностей налогообложения в сельском хозяйстве // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 6А. С. 257 - 263.
6. Кулешова В.П. Проблемы налогообложения аграрного сектора // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. № 1. С. 18 - 21.
7. Контур.Норматив. Освобождение от уплаты НДС. 2022г. Электронный ресурс: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=55&documentId=157602.
8. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» Электронный ресурс: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/699.
EDN: KFZHCW
И.А. Папахчян - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
I.A. Papahchyan - candidate of economics, associate professor of the department of management, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ RURAL DEVELOPMENT: THE ROLE OF PUBLIC AND PRIVATE INVESTMENT
Аннотация. В статье рассматривается тема развития сельских территорий с акцентом на роль государственных и частных инвестиций в этом процессе. Исследованы перспективы устойчивого развития сельских районов и их значимость для обеспечения экономической стабильности и социального благополучия. Обсуждаются основные факторы, ограничивающие развитие сельских территорий, а также роль государственных программ поддержки и частных инвестиций в преодолении этих ограничений. В статье представлены практические примеры инвестиций российских частных и государственных компаний в сельское хозяйство и предпринимательство. Важность государственно-частного партнерства для достижения эффективности в развитии сельских территорий. Исследование позволяет сделать вывод о том, что привлечение инвестиций является критически важным фактором для успешного развития сельских территорий, что в свою очередь способствует общему подъему экономического статуса и уровня жизни сельского населения.
Abstract. The article discusses the topic of rural development with an emphasis on the role of public and private investments in this process. The prospects of sustainable rural development and their importance for ensuring economic stability and social well-being are investigated. The main factors limiting the development of rural areas are discussed, as well as the role of state support programs and private investment in overcoming these limitations. The article presents practical examples of investments of Russian private and state-owned companies in agriculture and entrepreneurship. The importance of public-private partnership for achieving efficiency in rural development. The study allows us to conclude that attracting investments is a critical factor for the successful development of rural areas, which in turn contributes to the overall rise in the economic status and standard of living of the rural population.
Ключевые слова: сельские территории, инвестиции, устойчивое развитие, государственно-частное партнерство, сельское хозяйство, предпринимательство, инфраструктура, социальное благополучие.
Keywords: keywords: rural territories, investments, sustainable development, public-private partnership, agriculture, entrepreneurship, infrastructure, social well-being.
Сельские территории занимают важное место в экономике и социальной структуре общества, обеспечивая производство сельскохозяйственных продуктов, сохраняя культурные традиции и связи с природой. Несмотря на их значимость, сельские районы часто сталкиваются с рядом сложных проблем, которые затрудняют их устойчивое развитие. Одним из ключевых аспектов, способствующих преодолению этих проблем и обеспечивающих устойчи-