Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛИМЕНТАРНЫЙ СТАТУС / ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ALIMENTARY STATUS / URBAN AND RURAL ELEMENTARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Н. П., Булычева Е. В., Сетко И. А.

С позиции доказательной медицины определение алиментарного статуса является комплексным интегральным показателем оценки рациональности и адекватности питания детей. Алиментарный статус определен у 98 сельских и 120 городских школьников 1-4-х классов путем расчета индекса массы тела, Функционального состояния центральной нервной системы методом вариационной хронореФлексометрии (М. П. Мороз, 2003) и сердечно-сосудистой системы методом вариационной кардиоритмограФии. Установлено, что 41,7 % городских и 57,6 % сельских школьников имели оптимальный алиментарный статус, от 27,3 % сельских до 40,7 % городских избыточный и остальная небольшая часть обследуемых недостаточный алиментарный статус. При этом уровень Функционального состояния центральной и сердечно-сосудистой систем у всех исследуемых был снижен по сравнению с Физиологическими нормами, что приводило у 2/3 всех обследуемых к снижению резервных адаптационных возможностей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Н. П., Булычева Е. В., Сетко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF ALIMENTARY STATUS OF URBAN AND RURAL ELEMENTARY SCHOOLS

From the standpoint of evidence-based medicine, the definition of nutritional status is a complex integral indicator of assessing the rationality and adequacy of nutrition in children. The nutritional status was determined in 98 rural and 120 urban schoolchildren of grades 1-4 by calculating the body mass index, the functional state of the central nervous system by the method of variational chronorefl exometry (M. P. Moroz, 2003) and the cardiovascular system by the method of variational cardiac rhythmography. It was found that 41,7 % of urban and 57,6 % of rural schoolchildren had an optimal alimentary status; from 27,3 % of rural to 40,7 % of urban overweight and the rest of the small part of the surveyed insuffi cient nutritional status. At the same time, the level of the functional state of the central and cardiovascular systems in all the subjects was reduced in comparison with the physiological norms, which led to a decrease in the reserve adaptive capacities of the organism in 2/3 of all subjects.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 613.2-053.5(1-21)(1-22)

Н. П. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, И. А. СЕТКО

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

N. P. SETKO, E. V. BULYCHEVA, I. A. SETKO

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF ALIMENTARY STATUS OF URBAN AND RURAL ELEMENTARY SCHOOLS

FSBEI HE «Orenburg State Medical University.» of the Ministry of Health of Russia

ш резюме

С позиции доказательной медицины определение алиментарного статуса является комплексным интегральным показателем оценки рациональности и адекватности питания детей. Алиментарный статус определен у 98 сельских и 120 городских школьников 1-4-х классов путем расчета индекса массы тела, функционального состояния центральной нервной системы методом вариационной хронорефлексометрии (М. П. Мороз, 2003) и сердечно-сосудистой системы методом вариационной кардиоритмографии. Установлено, что 41,7 % городских и 57,6 % сельских школьников имели оптимальный алиментарный статус, от 27,3 % сельских до 40,7 % городских избыточный и остальная небольшая часть обследуемых недостаточный алиментарный статус. При этом уровень функционального состояния центральной и сердечно-сосудистой систем у всех исследуемых был снижен по сравнению с физиологическими нормами, что приводило у 2/3 всех обследуемых к снижению резервных адаптационных возможностей организма.

ключевые слова: АЛИМЕНТАРНЫЙ СТАТУС, / -

ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

и summary

From the standpoint of evidence-based medicine, the definition of nutritional status is a complex integral indicator of assessing the rationality and adequacy of nutrition in children. The nutritional status was determined in 98 rural and 120 urban schoolchildren of grades 1-4 by calculating the body mass index, the functional state of the central nervous system by the method of variational chronoreflexometry (M. P. Mo-roz, 2003) and the cardiovascular system by the method of variational cardiac rhythmography. It was found that 41,7 %

of urban and 57,6 % of rural schoolchildren had an optimal alimentary status; from 27,3 % of rural to 40,7 % of urban overweight and the rest of the small part of the surveyed insufficient nutritional status. At the same time, the level of the functional state of the central and cardiovascular systems in all the subjects was reduced in comparison with the physiological norms, which led to a decrease in the reserve adaptive capacities of the organism in 2/3 of all subjects.

key words: ALIMENTARY STATUS,

-

URBAN AND RURAL ELEMENTARY SCHOOLS.

Высокая интенсивность метаболического обмена у детей диктует необходимость в регулярном поступлении в определенных количествах основных пищевых веществ, микронутриентов и минорных биологических веществ в соответствии с физиологическими нормами потребления, что, в свою очередь, является условием формирования резистентности и адаптации к факторам внутришколь-ной среды и организации учебного процесса [1-3]. Кроме того, известно, что многие пищевые нутриенты участвуют в обеспечении функционирования органов и систем, задействованных в учебном процессе. Так, протеины, незаменимые аминокислоты, имеют направленное специфическое действие на течение различных процессов в коре больших полушарий, обеспечивая должное протекание мыслительной деятельности. Доказаны молекулярные механизмы активности конформации нейронов при формировании долговременной памяти и интеллектуальных способностей в зависимости от метаболизма протеинов и полиненасыщенных жирных кислот [4]. Особую роль для растущего организма имеют омега-3, -6, -9 полиненасыщенные жирные кислоты в построении клеточных мембран головного мозга и нейросетчатки, формировании иммунного ответа,

улучшении внимания и скорости обработки информации [5]. Дети, особенно младшего школьного возраста, регулярно испытывают стрессы, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, эффект которых усугубляется при недостаточной обеспеченности организма витаминами [6-8]. В этой связи актуальным является определение алиментарного статуса, позволяющего оценить рациональность и адекватность поступления с пищей необходимый уровень всех эссенциальных нутриентов.

цель исследования - провести сравнительную характеристику алиментарного состояния алиментарного статуса городских и сельских школьников начальных классов.

материалы и методы

Состояние алиментарного статуса оценено у 98 сельских и 120 городских школьников с соблюдением этических принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (2013) путем определения индекса Кеттле и физиологического статуса по функциональному состоянию сердечно-сосудистой, центральной нервной системам. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся начальных классов определялось по данным вариационной кардиоритмографии с использованием автоматизированного кардиоритмографического комплекса ORTO-expert (2003) и определением уровня функциональных резервов, индекса напряжения регуляторных систем (ИН) и биологической адаптации организма. Функциональное состояние центральной нервной системы исследовано с помощью вариационной хронорефлексометрии по методике М. П. Мороз (2003), реализованной в форме компьютерной программы, в основу которой положен статистический анализ латентных периодов простой зрительно-моторной реакции с расчетом функционального уровня нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР), уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ).

Статистическая обработка полученных данных проведена с применением программы Microsoft Office Excel-2007 и универсального статистического пакета Statistica, версия 6.0, в среде Windows XP. Для выявления статистически значимых различий в сравниваемых группах применялись параметрический метод с расчетом коэффициента Стью-дента и непараметрический метод с определением критерия Манна - Уитни.

результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенных исследований установлено, что среди городских школьников по сравнению

с сельскими было в 1,5 раза больше учащихся с избыточным типом алиментарного статуса и в 1,4 раза меньше с оптимальным алиментарным статусом, что свидетельствовало об избытке поступающих калорий в организм школьников либо за счет повышенной калорийности рационов питания, либо за счет гиподинамии, что приводило к формированию избыточной массы тела (рис. 1).

70

60

50

_0 1-X 40

CD

а 30

20

10

0

57,6

I

41,7 I

40,7

1/,Ь

_1

± 27,3

17,6 15,1 X

Оптимальный Недостаточный Избыточный алиментарный алиментарный алиментарный статус статус статус

Городские школьники ■ Сельские школьники

Рис. 1 - Распределение городских и сельских школьников в зависимости от алиментарного статуса (%)

При анализе физиологического статуса учащихся выявлено, что все показатели функционального состояния центральной нервной системы были ниже физиологической нормы как у городских, так и у сельских школьников (табл. 1). Так, функциональный уровень нервной системы был снижен по сравнению с физиологическими показателями у городских учащихся в 1,8 раза и у сельских учащихся в 1,9 раза; устойчивость нервной реакции - в 1,3 раза у учащихся обеих групп, а уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы в 1,4-1,5 раза соответственно, что, вероятно, обусловлено нерациональностью качественного состава нутриентов пищевых рационов, прежде всего протеинов, витаминов и ненасыщенных жирных кислот [4-6].

Рациональное питание школьников, как форма обеспечения строительным материалом, энергией, макро- и ми-кронутриентами, имеет чрезвычайно большое значение в процессах функционирования сердечно-сосудистой системы [9-10]. При этом степень изменения от исходного уровня любого из показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы является ориентиром в характеристике функциональных резервов и оценки

Таблица 1

- Показатели функционального состояния центральной нервной системы у городских и сельских школьников начальных классов (ед.)

Показатели функционального состояния центральной нервной системы Функциональный уровень центральной нервной системы Устойчивость нервной реакции Уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы

Физиологическая норма 4,02 ± 0,52 1,27 ± 0,65 2,62 ± 0,73

Исследуемые группы

Городские учащиеся 2,21 ± 0,02* * 0,96 ± 0,03* 1,83 ± 0,02*

Сельские учащиеся 2,10 ± 0,03* 0,98 ± 0,06* 1,79 ± 0,02*

Примечания: * - р < 0,05 при сравнении данных учащихся с данными физиологической нормы; * - р < 0,05 при сравнении данных городских учащихся с данными сельских учащихся.

Таблица 2 - Показатели параметров сердечного ритма у городских и сельских школьников

Показатели Покой Ортостаз

Городские Сельские Городские Сельские

ЧСС (уд/мин.) 94,18 ± 0,77 90,20 ± 1,64* 107,33 ± 0,81* 100,0 ± 1,62* *

М (с.) 0,64 ± 0,003 0,68 ± 0,02* 0,56 ± 0,002* 0,61 ± 0,01*, *

БРИИ (с) 0,066 ± 0,002 0,06 ± 0,01* 0,05 ± 0,001* 0,05 ± 0,002

Мода (с) 0,64 ± 0,02 0,66 ± 0,01 0,56 ± 0,01* 0,60 ± 0,01*, *

АМо (%) 43,52 ± 0,69 42,80 ± 1,62 49,85 ± 1,02* 49,30 ± 1,60*

ДХ (с) 0,29 ± 0,001 0,32 ± 0,03* 0,240 ± 0,003* 0,21 ± 0,02*

ИН (усл. ед.) 186,29 ± 8,62 175,13 ± 14,69 292,16 ± 12,10* 277,17 ± 25,60*

РМББР (с) 0,050 ± 0,002 0,06 ± 0,01 0,041 ± 0,003* 0,036 ± 0,01

Примечания: * - р < 0,05 при сравнении данных городских и сельских школьников в покое и ортостазе; * - р < 0,05 при сравнении данных покоя и ортостаза среди городских и сельских школьников.

уровня биологической адаптации организма детей [11]. В этой связи проведенная многопараметрическая характеристика показателей математического анализа сердечного ритма у городских и сельских школьников начальных классов свидетельствует о том, что в покое у городских школьников значительно выше были показатели АМо, свидетельствующей об активности симпатического звена регуляции, а у сельских школьников суммарный эффект вегетативной регуляции кровообращения (табл. 2). При проведении ортостатической пробы изменения параметров сердечного ритма у городских и сельских школьников имели общую закономерность по увеличению частоты сердечных сокращений, АМо, индекса напряжения ре-гуляторных систем и снижению медианы (М), SDNN, АХ, РМББЭ, свидетельствующие об активации симпатического тонуса вегетативной нервной системы (табл. 2).

Анализ данных, представленных в таблице 3, свидетельствует о том, что достаточные функциональные резервы имели лишь 9,6 % городских и 13,4 % сельских школьников, в то время как выраженное снижение функциональных резервов выявлено у 37,8 % городских и у 19,9 % сельских школьников, а резкое снижение у 38,4 % и 40 % школьников соответственно.

Таблица 3 - Распределение городских и сельских школьников в зависимости от уровня функциональных резервов организма

Уровень функциональных резервов Исследуемые группы

Городские Сельские

Достаточный 9,6 13,4

Сниженный 14,2 26,7

Выраженно сниженный 37,8 19,9

Резко сниженный 38,4 40,0

Важнейшим интегральным показателем физиологического статуса организма, который в большей степени определяется питанием, является уровень биологической адаптации. Установлено, что удовлетворительный уровень адаптации выявлен лишь у 9,6 % городских и 13,3 % сельских школьников, а число школьников со срывом адаптационных механизмов был в 3,9 раза выше среди городских и в 3 раза среди сельских школьников (рис. 2).

Установленный научный факт о том, что наибольшее число как у городских, так и у сельских младших школьников имеет разную степень снижения резервных возможностей организма и уровня биологической адаптации, обусловлен необеспеченностью организма в достаточных количествах белками, витаминами, минорными биологическими веществами [12].

50 з 40 г£ 30

Ц 20

а 10 0

9,6

т

3

42

13,3

33,4

37,7 40

10,7

13,3

3

х

S

ш ¡| со то

3

■ Городские школьники ■ Сельские школьники

Рис. 2 - Распределение городских и сельских школьников в зависимости от уровня биологической адаптации (%)

выводы (заключение)

Полученные данные позволили сформулировать следующие выводы:

Установлено, что лишь половина школьников начальных классов (от 41,7 % городских до 57,6 % сельских) имели оптимальный алиментарный статус, а большая часть второй половины школьников (от 23,7 % сельских до 40,7 % городских) - избыточный алиментарный статус.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У городских и сельских школьников начальных классов выявлено снижение по сравнению с физиологическими нормами функционирования центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, приводящих к снижению резервных возможностей организма и уровня биологической адаптации.

литература:

1. Показатели алиментарного статуса школьников как основа характеристики организации их питания / Н. П. Сетко, И. М. Сетко, Е. В. Соснина [и др.]. - Текст: непосредственный. //Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - № 12. - С. 24-27.

2. Горелова, Ж. Ю. Современные проблемы питания подростков / Ж. Ю. Горелова, Д. В. Синякова, A. B. Мосов. - Текст: непосредственный //Гигиеническая наука, и практика на рубеже XXI века: материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - 2001. - Т. 1. - С. 726.

3. Кучма, В. Р. Физическое развитие детей Украины и России в начале XXI столетия/В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина, А. Г Платонова. -Киев: Генеза, 2013. -128 с. - Текст: непосредственный.

4. Ткаченко, Е. И. Новая парадигма нейропсихонутрициологии /Е. И. Ткаченко, Ю. П. Успенский. - Текст: непосредственный // Клиническое питание. - 2005. - № 4. - С. 15-22.

5. Исследование влияния рыбьего жира как источника ш-3 полиненасыщенных жирных кислот на когнитивные функции дошкольников 5-6лет /И. Я. Конь, Н. М. Шилина, М. М. Коростелева, [и др.]. - Текст: непосредственный //Педиатрия. -2009. - Т. 87. - № 1. - С. 84-88.

6. Нейродиетология - новое направление нейронауки / В. М. Студеникин, Э. М. Курбайтаева, Т. Э. Боровик [и др.]. - Текст: непосредственный // Вопросы детской диетологии. - 2008. - № 1. - С. 40-44.

7. Студеникин, В. М. Влияние пищевых веществ на интеллект, поведение и настроение детей /В. М. Студеникин. - Текст: непосредственный // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - № 11. - С. 109-110.

8. Combs, G. F. The vitamins fundamental aspects in nutrition and health / G. F. Combs. - Text: unmediated//Amsterdam-Boston Elsevier Academic Press. - 2008. - 584 р.

9. К вопросу о здоровом питании / В. А. Княжев, Н. Д. Войткевич, О. В. Большаков [и др.]. - Текст: непосредственный // Ваше питание. - 2000. - № 1. - С. 5-9.

10. Питание детей : XXI век // Материалы 1-го Всероссийского конгресса с международным участием. - Москва, 2000. -284 с. - Текст : непосредственный.

11. Уильямс, К. Связь между здоровьем и потреблением белка, углеводов и жира / К. Уильямс, Т. Сэндерс. - Текст: непосредственный // Вопросы питания. - 2000. - № 3. - С. 54-57.

12. Калюжный, Е. А. Оценка функционального состояния школьников методом кардиоинтервалографии при разных педагогических системах обучения/Е. А. Калюжный. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание детей и подростков : Гигиенические проблемы: материалы Всероссийской конференции с международным участием. - Москва: ГУ НЦЗД РАМН, 2002. - С. 128-129.

13. Тутельян, В.А. О нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. - Текст: непосредственный / В. А. Тутельян // Вопросы питания. - 2009. - Т. 38. - № 1. - С. 4-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.