Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / НУТРИЕНТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко А.Г., Терехова Е.А., Жданова О.М.

Введение. Для детей и подростков с повышенными умственными способностями, обучающихся в условиях интенсивного и напряженного уровня учебных нагрузок, актуальной является проблема адекватной нутриентной обеспеченности в соответствии с физиологическими потребностями организма. Цель исследования - провести оценку нутриентной обеспеченности и ее влияния на функционирование органов и систем организма учащихся с повышенным уровнем умственных способностей. Материалы и методы. У 109 мальчиков и 135 девочек многопрофильного лицея проведена оценка нутриентной обеспеченности организма, пищевого статуса путем изучения индекса Кетле, физиологического статуса по уровню физического развития, функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Результаты. Установлено, что на фоне неадекватной нутриентной обеспеченности у учащихся с повышенным уровнем умственных способностей выявлены различные отклонения в функционировании органов и систем организма, дисгармоничное физическое развитие у каждого третьего юноши (36,2 %) и каждой второй девушки (46,2 %); отклонения в пищевом статусе у 25,5 % и 36,6 % подростков соответственно; снижение уровня умственной работоспособности у 19,9 % мальчиков и 34,1 % девочек; напряжение систем регуляции у 46,7-50,0 % учащихся; истощение адаптационных резервных возможностей среди каждого пятого юноши и девушки. Выводы. Полученные данные необходимо использовать при оптимизации рационов питания детей и подростков с учетом особенностей организации режима обучения и физической активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко А.Г., Терехова Е.А., Жданова О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC CHARACTERISTICS OF NUTRIENT SECURITY AND ITS INFLUENCE ON THE FUNCTIONING OF ORGANS AND BODY SYSTEMS OF STUDENTS WITH AN INCREASED LEVEL OF MIND ABILITIES

Introduction. For children and adolescents with increased mental abilities, studying under conditions of an intense and strenuous level of training loads, the problem of adequate nutritional provision in accordance with the physiological needs of the body is urgent. The aim of the study is to assess nutritional provision and its eff ect on the functioning of organs and body systems of students with an increased level of mental abilities. Materials and methods. In 109 boys and 135 girls of the multidisciplinary lyceum, the nutritional provision of the body was assessed; nutritional status by studying the Quetelet index; physiological status according to the level of physical development, functional state of the central nervous and cardiovascular systems. Results. It was found that against the background of inadequate nutritional provision, students with an increased level of mental abilities revealed various deviations in the functioning of organs and body systems, disharmonious physical development in every third boy (36.2 %) and every second girl (46.2 %); deviations in nutritional status in 25.5 % and 36.6 % of adolescents, respectively; a decrease in the level of mental performance in 19.9 % of boys and 34.1 % of girls; voltage regulation systems in 46.7-50.0 % of students; depletion of adaptive reserve capacities among every fifth boy and girl. Findings. The data obtained must be used to optimize the diets of children and adolescents, taking into account the peculiarities of the organization of the training regime and physical activity of students.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

ОРЕНБУРГСКИМ МЕДИЦИНСКИМ ВЕСТНИК

Том IX • № 2 (34)

УДК 613.2-053.5

А. Г. СЕТКО, Е. А. ТЕРЕХОВА, О. М. ЖДАНОВА

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

A. G. SETKO, E. A. TEREHOVA, O. M. ZHDANOVA

PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC CHARACTERISTICS OF NUTRIENT SECURITY AND ITS INFLUENCE ON THE FUNCTIONING OF ORGANS AND BODY SYSTEMS OF STUDENTS WITH AN INCREASED LEVEL OF MIND ABILITIES

FSBEI HE «Orenburg State Medical University.» of the Ministry of Health of Russia

ш резюме

Введение. Для детей и подростков с повышенными умственными способностями, обучающихся в условиях интенсивного и напряженного уровня учебных нагрузок, актуальной является проблема адекватной нутри-ентной обеспеченности в соответствии с физиологическими потребностями организма.

Цель исследования - провести оценку нутриент-ной обеспеченности и ее влияния на функционирование органов и систем организма учащихся с повышенным уровнем умственных способностей.

Материалы и методы. У109 мальчиков и 135 девочек многопрофильного лицея проведена оценка нутриентной обеспеченности организма, пищевого статуса путем изучения индекса Кетле, физиологического статуса по уровню физического развития, функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Результаты. Установлено, что на фоне неадекватной нутриентной обеспеченности у учащихся с повышенным уровнем умственных способностей выявлены различные отклонения в функционировании органов и систем организма, дисгармоничное физическое развитие у каждого третьего юноши (36,2 %) и каждой второй девушки (46,2 %); отклонения в пищевом статусе у 25,5 % и 36,6 % подростков соответственно; снижение уровня умственной работоспособности у 19,9 % мальчиков и 34,1 % девочек; напряжение систем регуляции у 46,7-50,0 % учащихся; истощение адаптационных резервных возможностей среди каждого пятого юноши и девушки.

Выводы. Полученные данные необходимо использовать при оптимизации рационов питания детей

и подростков с учетом особенностей организации режима обучения и физической активности учащихся.

ключевые слова: УЧАЩИЕСЯ С РАЗЛИЧНЫМ

УРОВНЕМ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, НУТРИЕНТНАЯ

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС.

и summary

Introduction. For children and adolescents with increased mental abilities, studying under conditions of an intense and strenuous level of training loads, the problem of adequate nutritional provision in accordance with the physiological needs of the body is urgent. The aim of the study is to assess nutritional provision and its effect on the functioning of organs and body systems of students with an increased level of mental abilities.

Materials and methods. In 109 boys and 135 girls of the multidisciplinary lyceum, the nutritional provision of the body was assessed; nutritional status by studying the Quetelet index; physiological status according to the level of physical development, functional state of the central nervous and cardiovascular systems.

Results. It was found that against the background of inadequate nutritional provision, students with an increased level of mental abilities revealed various deviations in the functioning of organs and body systems, disharmonious physical development in every third boy (36.2 %) and every second girl (46.2 %); deviations in nutritional status in 25.5 % and36.6 % of adolescents, respectively; a decrease in the level of mental performance in 19.9 % of boys and 34.1 % of girls; voltage regulation systems in 46.7-50.0 % of students; depletion of adaptive reserve capacities among every fifth boy and girl.

Findings. The data obtained must be used to optimize the diets of children and adolescents, taking into account the peculiarities of the organization of the training regime and physical activity of students.

key words: STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS

-

OF MENTAL ABILITIES, NUTRITIONAL PROVISION,

PHYSIOLOGICAL STATUS.

Современный этап развития общего среднего образования характеризуется преобразованиями традиционной организации образовательной деятельности: разрабатываются новые образовательные стандарты, внедряются авторские программы обучения, появляются разнообразные типы инновационных учреждений, обучение в которых сопряжено с воздействием высокого уровня когнитивных нагрузок, изучением многочисленных учебных дисциплин, необходимостью анализа и переработки значительного объема информации [1, 2]. В условиях интенсивных учебных нагрузок значимой и актуальной становится проблема сохранения здоровья учащихся, что в значительной степени зависит от нутриентной обеспеченности организма обучающихся, поскольку полноценное и адекватное питание обеспечивает оптимальное функционирование и развитие органов и систем, включая центральную нервную систему детей и подростков, влияет на процессы высшей нервной деятельности и в целом на уровень интеллектуального развития учащихся [3-11].

цель исследования - провести оценку нутриентной обеспеченности и ее влияния на функционирование органов и систем организма учащихся с повышенным уровнем умственных способностей.

материалы и методы исследования

Исследование проведено среди 109 мальчиков и 135 девочек многопрофильного лицея, 15-17-летнего возраста, прошедших при поступлении конкурсный отбор в форме вступительных экзаменов и тестирования уровня умственного развития по методике АСТУР (тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников). Критериями включения являлись: учащиеся с I-II группами здоровья; критериями исключения: подростки с наличием острых и обострением хронических заболеваний на момент обследования, перенесшие в анамнезе последних двух недель до начала наблюдения острые заболевания. Работа с учащимися выполнена при наличии письменного информированного согласия с соблюдением этических

стандартов Хельсинской декларации, разработанной

Всемирной медицинской ассоциацией (Форталеза, 2013).

Оценка фактического питания проведена путем анализа 14-дневных меню-раскладок с расчетом энергетической и пищевой ценности рационов питания с помощью таблиц химического состава и калорийности продуктов питания (Скурихин И. М., Тутельян В. А., 2012) и методических рекомендаций 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ».

Пищевой статус изучен путем оценки индекса Кетле с помощью медицинского аппаратно-программного диагностического комплекса « Здоровый ребенок». Исследование физиологического статуса включало оценку уровня физического развития, функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Физическое развитие оценено центильным методом с использованием региональных центильных таблиц (2015). Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) исследовано методом вариационной хронорефлексометрии [12] по функциональному уровню нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР), уровню функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ). Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы проведена методом вариационной пульсометрии на автоматизированном кардиоритмографическом комплексе ORTO-expert [13] с расчетом моды (Мо), амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (ДХ), квадратного корня из среднего квадратов разностей величин последовательных пар интервалов (RMSSD); а также определением уровня биологической адаптации по данным значений индекса напряжения регуляторных систем (ИН) в соответствии со шкалой В. П. Казначеева (1981).

Для оценки достоверности статистических данных, представленных в виде средней арифметической и ошибки среднего (М ± m), определяли t-критерий Стьюдента. Компьютерную обработку данных осуществляли с помощью пакета прикладных программ « Microsoft Office» и «Statistica 6,0»

результаты исследования

При оценке рационов питания учащихся было определено их несоответствие принципам рационального и адекватного питания (табл. 1). Установлено, что для мальчиков энергетическая ценность рациона была в пределах физиологической нормы, тогда как для девочек превышала рекомендуемую величину на 14,2 %. Содержание белков в рационах питания у мальчиков было повышено на 22,6 %,

ау/////////////////////////^^^^^

Таблица 1 - Химический состав и калорийность рационов

питания учащихся

Показатели Физиологическая норма потребления Фактическое потребление

Мальчики Девочки

Энергетическая ценность, ккал 2 900,0 2 500,0 2913,5 ± 28,23

Белки, г 87,0 75,0 112,4 ± 4,32

Жиры, г 97,0 83,0 93,2 ± 4,42

ПНЖК, % по ккал 6- 10 11,9 ± 4,65

Углеводы, г 421,0 363,0 411,8 ± 13,62

Витамины |

Витамин А, мг 1,0 0,8 1,1 ± 0,16

Витамин В1, мг 1,5 1,3 1,7 ± 0,09

Витамин В2, мг 8 1,5 1,9 ± 0,11

Витамин В3, мг 20,0 18,0 30,5 ± 0,73

Витамин В6, мг 2,0 6 2,6 ± 0,12

Витамин В12, мкг 3,0 7,3 ± 0,89

Витамин С, мг 90,0 70,0 72,1 ± 8,57

Витамин E, мг 15,0 19,3 ± 1,29

Витамин D, мкг 10,0 10,9 ± 4,78

Макро- и микроэлементы |

Кальций, мг 1200,0 1070,1 ± 39,39

Железо, мг 15,0 18,0 25,1 ± 0,78

Калий, мг 2500,0 4566,5 ± 191,45

Магний, мг 400,0 438,2 ± 21,13

Натрий, мг 1300,0 8823,6 ± 910,27

Фосфор, мг 1200,0 2017,1 ± 55,28

Цинк, мг 12,0 15,7 ± 0,77

Селен, мкг 50,0 52,4 ± 13,29

Йод, мкг 150,0 136,1 ± 13,51

| Сбалансированность |

Б:Ж:У 1,0:1,1:4,8 1,0:0,8:3,7

СаР 1,0:1,0 1,0:1,9

С^ 1,0:0,3 1,0:0,4

Белкивитамин С 1,0:1,0 1,0:0,6

у девочек - на 33,3 %; содержание жиров у мальчиков было в пределах физиологической нормы, у девочек выше нормы потребления на 10,9 %, при этом уровень полиненасыщенных жирных кислот в рационах соответствовал нормативному значению и составлял в среднем 11,9 ± 4,65 % от калорийности суточного рациона; содержание углеводов у мальчиков было в норме, у девочек повышено на 11,8 %.

Фактическое содержание витаминов и минеральных веществ в рационах питания учащихся в целом было избыточным. Так, уровень потребления витамина А был повышен на 9,1 % для мальчиков и на 27,3 % для девочек; витамина В: - на 11,7 % и 23,5 %, витамина В2 - на 5,3 % и 21,1 %; витамина В3 - на 34,4 % и 41,0 %; витамина В6 -на 23,1 % и 38,5 %; витамина В12 - на 58,9 %; витамина Е - на 22,3 % соответственно. Рационы питания были

дефицитны по содержанию витамина С на 19,9 % для мальчиков и на 23,7 % для девочек. Поступление с пищей калия было выше рекомендуемых величин для мальчиков и девочек на 45,3 %, натрия - на 85,3 %, фосфора - на 40,5 %, цинка - на 23,6 %, железа - на 28,3 % и 40,2 % соответственно. В то же время содержание кальция в рационах питания учащихся было снижено на 10,8 %, йода - на 9,3 %.

На фоне количественной и качественной неполноценности рационов питания определена их несбалансированность по соотношению основных макро- и микронутриентов. Показано, что фактическое соотношение белков, жиров и углеводов, кальция и фосфора, кальция и магния, белков и витамина С у учащихся не соответствовало рекомендуемым значениям, что дополнительно снижало их усвояемость организмом.

Неполноценность рациона питания в периоды интенсивного роста и развития детей и подростков в первую очередь отражается на уровне физического развития и степени его гармоничности [3-6]. Так, 63,8 % мальчиков и 53,8 % девочек имели гармоничное физическое развитие, однако число девочек со средним уровнем физического развития было в 1,8 раза меньше, чем мальчиков (табл. 2). Дисгармоничность физического развития выявлена у четвертой части мальчиков (28,2 %) и девочек (26,9 %), при этом отклонения в физическом развитии у мальчиков были обусловлены в основном избыточной массой тела и высоким ростом (19,4 %), у девочек - избыточной массой тела (15,4 %) и низким ростом (11,5 %). Резко дисгармоничное физическое развитие формировалось у учащихся также в основном за счет избыточной массы тела, которая была выявлена у 4,4 % мальчиков и у 15,4 % девочек.

При распределении учащихся в зависимости от типа пищевого статуса установлено, что оптимальный пищевой статус имели 72,8 % мальчиков и 60,7 % девочек, недостаточный пищевой статус регистрировался у 1,7 % мальчиков и 2,7 % девочек, избыточный пищевой статус - у 25,5 % и 36,6 % обследуемых соответственно.

Одним из информативных критериев, отражающих степень обеспеченности организма питательными веществами в соответствии с физиологическими потребностями организма детей и подростков, является функциональное состояние центральной нервной системы и уровень умственной работоспособности. Установлено, что как у мальчиков, так и у девочек функциональный уровень нервной системы был снижен относительно физиологической нормы в 1,6 раза и 1,7 раза, причем у мальчиков

И 68

ОРЕНБУРГСКИМ МЕДИЦИНСКИМ ВЕСТНИК

Том

Таблица 2 - Распределение учащихся по уровню гармоничности физического развития (%)

Степень гармоничности физического развития Группы учащихся

Мальчики Девочки

Гармоничное физическое развитие: 63,8 53,8

- очень высокое 5,3 11,5

- высокое 1,7 11,5

- выше среднего 22,8 3,8

- среднее 27,0 15,4

- ниже среднего 0,9 7,7

- низкое 6,2 -

- очень низкое - 3,8

Дисгармоничное физическое развитие за счет: 28,2 26,9

- высокого роста 5,2 -

- низкого роста - 11,5

- избытка массы тела - 15,4

- очень низкого роста 3,6 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- избытка массы тела и высокого роста 19,4 -

Резко дисгармоничное физическое развитие за счет: 8,0 19,2

- низкого роста - 3,8

- избытка массы тела 4,4 15,4

- избытка массы тела и низкого роста 3,6 -

устойчивость нервной реакции и уровень функциональных возможностей нервной системы были в пределах нормы, тогда как у девочек данные показатели снижены, однако это снижение имело недостоверный характер (табл. 3). Кроме того, у мальчиков относительно девочек определено

IX • № 2 (34)

увеличение функционального уровня нервной системы с 2,3 ± 0,02 ед. до 2,5 ± 0,03 ед., (р < 0,05); устойчивости нервной реакции с 1,2 ± 0,07 ед. до 1,5 ± 0,13 ед. (р < 0,05); уровня функциональных возможностей нервной системы с 2,3 ± 0,08 ед. до 2,7 ± 0,14 ед. (р < 0,05) соответственно.

Полученные данные нашли свое отражение в формировании умственной работоспособности учащихся. Показано, что 78,8 % мальчиков и 60,0 % девочек имели нормальную работоспособность, снижение уровня работоспособности определено у 19,9 % и 34,1 % подростков, существенное снижение - у 1,3 % и 5,9 % обследуемых соответственно.

Нерациональное в количественном и качественном отношении питание приводит к нарушению в состоянии здоровья, ранние изменения которого, прежде всего, проявляются в напряжении регуляторных систем организма. Показатели функционального состояния сердечнососудистой системы у исследуемых учащихся достоверно не различались (табл. 4).

Однако у 19,1 % мальчиков и 22,9 % девочек выявлено напряжение систем регуляции за счет рассогласования симпатического и парасимпатического отделов ВНС, у четвертой части мальчиков (27,6 %) и девочек (27,1 %) отмечено высокое напряжение систем регуляции за счет значительного рассогласования обоих отделов ВНС (табл. 5).

На этом фоне удовлетворительная биологическая адаптация была зарегистрирована всего у 21,2 % мальчиков

Таблица 3 - Показатели функционального состояния центральной нервной системы учащихся (ед.)

Показатели Физиологическая норма (Мороз М. П., 2003) Группы учащихся

Мальчики Девочки

Функциональный уровень нервной системы 4,0 ± 0,56 2,5 ± 0,03* 2,3 ± 0,02*,**

Устойчивость нервной реакции 1,3 ± 0,65 1,5 ± 0,13 1,2 ± 0,07**

Уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы 2,6 ± 0,73 2,7 ± 0,14 2,3 ± 0,08**

Примечания: * - р < 0,05 - при сравнении данных учащихся с данными физиологической нормы; ** - р < 0,05 - при сравнении данных мальчиков с данными девочек.

Таблица 4 - Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся

Показатели Группы учащихся

Мальчики Девочки

Медиана (М), с. 0,73 ± 0,032 0,73 ± 0,023

Среднее квадратическое отклонение №NN1), с. 0,10 ± 0,014 0,09 ± 0,11

Мода (Мо), с. 0,74 ± 0,046 0,75 ± 0,017

Амплитуда моды (АМо), % 31,89 ± 4,150 33,73 ± 1,597

Вариационный размах (ДХ), с. 0,43 ± 0,042 0,35 ± 0,018

Квадратный корень из среднего квадратов разностей величин последовательных пар интервалов (RMSSD), с. 0,10 ± 0,016 0,08 ± 0,006

Индекс напряжения регуляторных систем (ИН), ед. 89,11 ± 21,681 103,83 ± 12,244

Примечание - * - р < 0,05 - при сравнении данных мальчиков с данными девочек

Таблица 5 - Распределение учащихся в зависимости от типа состояния регуляторных систем организма (%)

Показатели Группы учащихся

Мальчики Девочки

Нормальное состояние систем регуляции 9,6 8,3

Регуляция с увеличенным влиянием парасимпатического отдела 22,1 20,8

Регуляция с увеличенным влиянием симпатического отдела 9,1 14,6

Напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного влияния парасимпатического отдела 9,6 -

Напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного влияния симпатического отдела 3,1 6,3

Напряжение систем регуляции за счет рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС 19,1 22,9

Высокое напряжение систем регуляции за счет значительного рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов 27,6 27,1

и 14,6 % девочек, в то время как у преобладающего числа учащихся (57,6 % и 50,0 % соответственно) определено напряжение механизмов биологической адаптации, при котором оптимальное функционирование органов и систем организма поддерживается за счет интенсивного напряжения регуляторных систем; неудовлетворительная биологическая адаптация выявлена у 3,0 % и 14,6 % учащихся соответственно; срыв биологической адаптации, характеризующийся нарушением гомеостатического равновесия, истощением регуляторных систем, имели от 18,2 % мальчиков до 20,8 % девочек.

обсуждение

В настоящее время пристальное внимание государственной политики направлено на выявление учащихся с повышенными умственными способностями, обеспечение условий для комфортного обучения, развития и реализации возможностей детей и подростков, имеющих высокий интеллектуальный потенциал [1-2]. При этом проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения приобретает с каждым годом все большую актуальность. Учебная деятельность учащихся с повышенными умственными способностями организована по образовательным программам повышенного уровня сложности, характеризуется высоким уровнем интенсивности и напряженности, что, как правило, сочетается с дефицитом двигательной активности и нарушениями режима питания [3, 14, 15]. В условиях интенсификации интеллектуального труда повышенная нагрузка приходится на нервную систему учащихся, потребность в достаточном обеспечении организма пищевыми веществами и энергией возрастает. Дисбаланс рациона питания на фоне высоких учебных нагрузок может являться причиной истощения нервной системы и формирования когнитивных нарушений [14].

В результате настоящего исследования установлено, что фактическое питание учащихся многопрофильного лицея

не отвечало принципам рационального и адекватного питания. Показано, что у мальчиков при соответствующей физиологической норме энергетической ценности рациона питания отклонения в физическом развитии и пищевом статусе были выражены в меньшей степени, чем у девочек, для которых калорийность рациона являлась избыточной за счет повышенного содержания макронутриентов. Так, дисгармоничность физического развития выявлена среди каждого третьего юноши (36,2 %) и каждой второй девушки (46,2 %); избыточный пищевой статус имели 25,5 % мальчиков и 36,6 % девочек. При этом высокий удельный вес обследуемых с избыточной массой тела не только среди девочек, но и среди мальчиков свидетельствовал о том, что фактическая энергетическая ценность рациона являлась избыточной для учащихся и была неадекватна энерготратам, которые у подростков лицея, вероятно, за счет преобладания статических видов деятельности в структуре режима дня были существенно снижены.

Научными исследованиями доказано, что для формирования оптимального уровня функционирования центральной нервной системы, нормальной умственной работоспособности, долговременной памяти, устойчивой концентрации внимания, высокой скорости мыслительной деятельности важное значение имеет достаточный уровень потребления белков, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов В6 и В12, цинка, железа, йода [9-11]. Установлено, что при достаточном уровне потребления основных макро- и микронутриентов, обеспечивающих когнитивное функционирование, более чем у половины мальчиков (78,8 %) и девочек (60,0 %) выявлена нормальная умственная работоспособность, в то же время несбалансированность питательных веществ, а также дефицит йода в суточном рационе питания, вероятно, являлись причинами истощения функционального уровня нервной системы и снижения умственной работоспособности у 19,9 % мальчиков и 34,1 % девочек.

Достаточная обеспеченность организма субстратами синтеза гормонов, ферментов, кофакторов и коферментов, витаминами-антиоксидантами и другими эссенциальными питательными веществами создает условия для нормального функционирования адаптационных систем организма, формирующих адекватный адаптационный ответ при воздействии факторов окружающей среды [9-11]. Показано, что на фоне неполноценного и несбалансированного содержания в рационах эссенциальных пищевых веществ, участвующих в регуляции функций, адаптации организма, у половины мальчиков (46,7 %) и девочек (50,0 %) выявлено напряжение регуляторных систем организма; у 21,2 % и 35,4 % подростков соответственно отмечено перенапряжение и истощение механизмов биологической адаптации, что являлось показателем донозологических

изменений в состоянии здоровья учащихся и свидетельствовало об его ухудшении.

заключение

Установлено, что на фоне нерационального в качественном и количественном отношении, несбалансированного и неадекватного питания у учащихся с повышенным уровнем умственных способностей выявлены различные отклонения в функционировании органов и систем организма, дисгармоничное физическое развитие, отклонения в пищевом статусе, снижение умственной работоспособности, напряжение систем регуляции и истощение адаптационных резервных возможностей. Таким образом, полученные данные могут быть использованы при оптимизации рационов питания детей и подростков с учетом особенностей организации режима обучения и физической активности учащихся.

и литература:

1. Кузьмин, Я. И. Российское образование: Достижения, вызовы, перспективы / Я. И. Кузьмин, И. Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 432 с. - Текст: непосредственный.

2. Деманова, С. В. Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации/ С. В. Деманова, Д. Е. Деманова. - Текст: непосредственный//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика. Управление. Право. - 2020. - Т. 20. - С. 81-88.

3. Сетко, И. М. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания /И. М. Сетко, Н. П. Сетко - Текст: непосредственный. // Оренбургский медицинский вестник. - 2018. - № 2. - С. 4-14.

4. Сетко, А. Г Сравнительные особенности алиментарного статуса детей и подростков в условиях различных типов образовательных организаций /А. Г. Сетко, Е. А. Терехова, И. М. Сетко. - Текст: непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - № 2-3. - С. 794-800.

5. Сетко, И. М. Некоторые результаты реализации мероприятий по оптимизации питания школьников Оренбургской области / И. М. Сетко, А. Г Сетко. - Текст: непосредственный // Профилактическая медицина. - 2015. - № 2. - С. 18-22.

6. Сетко, Н. П. Особенности питания городских и сельских школьников начальных классов / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, И. А. Сетко. - Текст: непосредственный // Оренбургский медицинский вестник. - 2020. - Т. 8. - № 3 (31). - С. 56-61.

7. Кучма, В. Р. Медико-профилактические направления укрепления здоровья детей в рамках реализации Плана мероприятий Десятилетия детства до 2020 года / В. Р. Кучма, А. П. Фисенко. - Текст: непосредственный // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2018. - № 3. - С. 4-10.

8. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде: Часть I / В. Р. Кучма. - Текст: непосредственный // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 3. - С. 4-21.

9. Wolde, T. Chronic undernutrition (stunting) is detrimental to academic performance among primary schools of adolescent children: a randomized cross sectional survey in Southern Ethiopia. / T. Wolde, T. Belachew. - Text: unmediated // Res Notes. - 2019. -№ 12. - P. 142.

10. Nutritional status and correlation with academic performance among primary school children, northwest Ethiopia / B. Asmare, M. Taddele, S. Berihun [et al.]. - Text: unmediated // Res Notes. - 2018. - Vol. 11. - № 1. - P. 805.

11. Seyoum, D. Under nutrition as a predictor of poor academic performance; the case of Nekemte primary schools' students, Western Ethiopia / D. Seyoum, R. Tsegaye, A. Tesfaye // Res Notes. - 2019. - Vol. 12. - № 1. - P. 727.

12. Мороз, М. П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство /М. П. Мороз. - Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2007. - 25 с. - Текст: непосредственный.

13. Игишева, Л. Н. Комплекс 0ЙТ0-ехре^ как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев. - Кемерово, 2003. - 36 с. - Текст: непосредственный.

14. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста / Г. А. Каркашадзе, Л. С. Намазова-Баранова, И. Н. Захарова, С. Г. Макарова, О. И. Маслова. - Текст: непосредственный // Педиатрическая фармакология. -2017. - № 14 (1). - С. 7-23. - 001:10.15690/^1411.1697.

15. Кучма, В. Р. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования/В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук, И. Ю. Тармаева. - Текст: непосредственный//Гигиена и санитария. - 2016. -Т. 95 (12). - С. 1183-1188. - 001: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188.

® Вклад авторов:

Концепция и дизайн исследования - Сетко А. Г. Сбор и обработка материала - Жданова О. М. Статистическая обработка - Жданова О. М. Написание текста - Терехова Е. А,, Жданова О. М.

Редактирование - Сетко А. Г., Терехова Е. А. Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

УДК 616-056.52:641.1

Н. В. ШАРАПОВА, Д. С. КАРМАНОВА, А. А. ПЕТРОВА, Э. А. СУДАКОВА, Е. И. ГЛУШИХИНА, Н. В. ЗОБКОВА, С. И. КРАСИКОВ ОБЕСОГЕННЫЕ И МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КАЛОРИЙНОСТИ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

N. V. SHARAPOVA, D. S. KARMANOVA, A. A. PETROVA, E. A. SUDAKOVA, E. I. GLUSHIKHINA, N. V. ZOBKOVA, S. I. KRASIKOV OBESOGENNIC AND METABOLIC EFFECTS OF SLIGHT INCREASE IN CALORIE CONTENT OF FOOD DIET IN EXPERIMENT

FSBEI HE «Orenburg State Medical University.» of the Ministry of Health of Russia

ш резюме

В работе изучено влияние незначительного повышения калорийности на массу животных, содержание жировой ткани и метаболические показатели, отражающие обесогенный эффект рациона. Работа выполнена на 36 крысах-самцах линии Вистар, получавших полноценный гранулированный корм «РгоСот» компании БиоПро (г. Новосибирск, Россия).

Животные были поделены на 2 группы. Крысам опытной группы в ежедневный рацион включали маргарин в количестве, увеличивающем калорийность диеты на 9-11 %. Результаты исследования показали, что у животных, получавших диету повышенной калорийности, отмечался быстрый набор веса, и к концу эксперимента их масса была на 12 % выше, чем в контроле.

При этом количество жировой ткани в опытной группе было в 1,8 раза выше, чем в группе сравнения, а уровень маркера жировой ткани - лептина в крови -в 1,7 раза. Метаболические изменения, происходящие под влиянием гиперкалорийной диеты, проявлялись

развитием окислительного стресса, умеренной гипер-ферментемией, а также дислипопротеинемией, характерной для ожирения, что проявлялось увеличением общего холестерина и триацилглицеридов в 1,15 и 1,43 раза, соответственно, и снижением ХС ЛПВП в 1,1 раза, по сравнению с контролем.

ключевые слова: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ГОМЕОСТАЗ,

-

ОЖИРЕНИЕ, ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС,

ДИСЛИПОПРОТЕИНЕМИЯ, ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТЬ.

и summary

The paper studies the effect of a slight increase in caloric content on the weight of animals, the content of adipose tissue and metabolic parameters that reflect the desogenous effect of the diet. The work was performed on 36 male Wistar rats that received a full-grain granular feed from ProCorn, a company of BioPro (Novosibirsk, Russia).

The animals were divided into 2 groups. The rats of the experimental group were included in the daily diet of margarine in an

И 72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.