Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженеры / технические вузы / синергия / производство / промышленность / технологический суверенитет / engineers / technical universities / synergy / production / industry / technological sovereignty

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Екатерина Игоревна

В статье проводится экспертиза основных положений Московских международных инженерных форумов последних лет, связанных с реализацией политики технологического суверенитета. Основной проблемой в сфере подготовки инженеров в 2023 г. стала необходимость усиления взаимодействия между вузами и предприятиями в научно-технологическом плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE EXPERTISE OF CURRENT TRENDS IN THE TRAINING OF ENGINEERS

Тhe article examines the main provisions of the Moscow International Engineering Forums of recent years related to the implementation of the policy of technological sovereignty. The main problem in the field of training engineers in 2023 was the need to strengthen interaction between universities and enterprises in the scientific and technological plan.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ»

Научный обзор УДК 62.05

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ

Екатерина Игоревна Макаренко

Московский автомобильно-дорожный государственный технический

университет (МАДИ), г. Москва, Россия

makarenko_madi@mail.ru

Аннотация. В статье проводится экспертиза основных положений Московских международных инженерных форумов последних лет, связанных с реализацией политики технологического суверенитета. Основной проблемой в сфере подготовки инженеров в 2023 г. стала необходимость усиления взаимодействия между вузами и предприятиями в научно-технологическом плане.

Ключевые слова: инженеры, технические вузы, синергия, производство, промышленность, технологический суверенитет

Для цитирования: Макаренко Е. И. Сравнительная экспертиза современных тенденций в подготовке инженеров // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2023. № 4(9). С. 52-56.

Original review

COMPARATIVE EXPERTISE OF CURRENT TRENDS IN THE

TRAINING OF ENGINEERS

Ekaterina I. Makarenko

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI),

Moscow, Russia

makarenko_madi@mail.ru

Abstract. The article examines the main provisions of the Moscow International Engineering Forums of recent years related to the implementation of the policy of technological sovereignty. The main problem in the field of training engineers in 2023 was the need to strengthen interaction between universities and enterprises in the scientific and technological plan.

Keywords: engineers, technical universities, synergy, production, industry, technological sovereignty.

For citation: Makarenko E. I. Comparative expertise of current trends in the training of engineers. Automotive and Road expert evaluation. 2023;(4):52-56. (in Russ.).

Введение

В ноябре 2024 года состоялся очередной XI Московский международный инженерный форум. Он прошел под девизом «Синергия предприятий и вузов -основа подготовки инженеров нового уровня» и был сопряжен с проведением

© Макаренко Е. И., 2023

масштабного мероприятия «Российский промышленник» в г. Санкт-Петербурге. Соорганизаторами указанных дискуссионных площадок выступили Минпромторг РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Правительства г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

Основной проблемой прошлогоднего форума стал вопрос о нехватке инженеров в целом в реальном секторе экономике и промышленном производстве при реализации политики технологического суверенитета. Подчеркивалось, что без инженерных кадров невозможно реализовать политику технологического суверенитета, которая остро была поставлена на повестку дня после санкционного давления западных стран по отношению к нашей стране. Подобного рода авторитетные симпозиумы и форумы выступают дискуссионной площадкой для дальнейших предложений органам власти о внесении изменений в правовые акты различных уровней. Разрабатываемый в настоящее время законопроект о технологической политике должен стать продолжением и развитием Концепции технологического развития на период до 2030 года, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации 20 мая 2023. Кроме того, системное взаимодействие органов власти с деловым сообществом с учетом опыта научного и технологического сотрудничества с дружественными странами позволяет переосмыслить вопросы современной кооперации отечественной высшей технической школы и промышленного производства.

Сравнительная экспертиза основных проблем, рассматриваемых на форумах

Проведем сравнительную экспертизу основных проблем, рассматриваемых на указанных форумах. Что объединяет форумы? Безусловно, необходимость реализации политики технологического суверенитета. Форум 2023 г. проходил в то время, когда уже можно рассуждать о первых результатах реализации этой политики. Президент РФ В.В. Путин на встрече с молодыми учеными в ноябре 2023 г. указал, что «слезть с технологической иглы, на которую нас подсадили наши так называемые партнеры, ... не просто возможно, но и происходит довольно быстро» [1]. К ключевым условиям достижения технологического суверенитета отнесем «наличие высококвалифицированных инженерных кадров, их сохранение и постоянную переподготовку с учетом потребностей работодателей в условиях реализации государственных задач по развитию стратегических отраслей экономики и скорейшему восстановлению инфраструктуры новых регионов России» [2].

Что изменилось за прошедший динамичный год с точки зрения вызовов и ответов на них в системе подготовки инженерных кадров? Если в прошлом году вопрос ставился так: «больше инженеров хороших и разных», то в настоящее время выдвигается лозунг «больше инженеров, необходимых конкретному производству», прежде всего, ОПК и обрабатывающей промышленности. На первый план в настоящее время выходит проблема усиления взаимодействия технических вузов и промышленных предприятий, их кооперация «по всем фронтам». Здесь необходим синергетический эффект. Председатель оргкомитета форума, Председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Е.В. Панина считает, что в данном случае синергия выступает как

«взаимодействие, приводящее к возникновению целого, которая больше чем сумма его частей» [3].

Какие меры предлагались на форуме 2023 года для укрепления взаимосвязи между техническими вузами и производством?

1. Прежде всего обращалось внимание на системообразующую роль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Ключевой задачей для обеспечения синергетического эффекта в подготовке кадров, исследованиях и разработках является организация на системной основе процессов интеграции компетенций по разработке и созданию высокотехнологичной продукции с реализацией полного цикла ее производства. Это может быть достигнуто только за счет гибкого формирования коллективов квалифицированных специалистов индустрии, научно-педагогических работников и включению в этот процесс аспирантов и студентов Решение этой задачи приведет к увеличению объемов прикладных НИОКТР и масштабов подготовки научных и инженерных кадров, обладающих сквозными компетенциями передовых производственных и цифровых технологий, для обеспечения высоких темпов выпуска наукоемкой продукции и технологической независимости. На страницах данного журнала неоднократно освещались научные исследования подобного плана, где участвовали как учащиеся вузов, молодые ученые, профессорско-преподавательский состав, так и представители производства. В частности, недавно вышла статья Петровой Л.Г., Маль-кова В.В., КосачеваА.В. [4].

2. Предлагалось на форуме и введение в нормативную базу понятий «базовое предприятие» и «опорный вуз предприятия», т.е. вуза, являющегося ключевым поставщиком кадров. Это дало бы возможность базовым предприятиям прямое финансирование НИОКР на базе опорных вузов.

3. Обсуждалось также возможность увеличения целевой подготовки инженерных кадров, предусматривающей обязательство выпускников о последующей работе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) сроком не менее з-х лет.

4. Ставился вопрос о развитии региональной составляющей инженерного образования вузов. Так, на форуме было зафиксировано предложение для талантливой молодежи и поддержки региональных вузов применять при формировании объемов финансирования в части оплаты труда единые корректирующие коэффициенты к нормативу г. Москвы.

Актуальными на сегодняшний день остаются и вопросы, ранее поднимающиеся не только на указанных форумах, но и на различных других весомых дискуссионных площадках. Это касается всей цепочки организации подготовки высококвалифицированного инженера начиная со школы и заканчивая продуктивной деятельностью на предприятии. Здесь речь идет о таких позициях как:

- участие индустрии в просветительской работе среди школьников для повышения престижа научной и инженерной деятельности;

- выстраивание полноценной системы переноса части учебного процесса в условия реального производства;

- развитие цифровых компетенций не только у молодых инженеров, но и у преподавательского состава вузов.

Мы понимаем, что все базовые инженерные процессы - моделирование, конструирование, проектирование, промышленный дизайн, - развивается на основе «цифры». Поэтому современное инженерное образование должно строится с учетом цифрового обеспечения. В.П. Бабинцев и Я.И. Серкина видят в системе ди-гитализации образования ее созидательный потенциал, заключающийся в «установление корпоративных норм и стандартов поведения, определения структур, обеспечивающих их реализацию в ситуациях риска» [5]. Это, безусловно, должно способствовать укреплению связи «вуз-предприятие» в плане освоения цифровых компетенций.

Особое место необходимо уделить формированию социальной ответственности современного инженера. Известно, что инженерная деятельность социальна по своей природе. Р. Кирби, глубоко изучивший историю инженерии, указывал на ее значительную роль в процессе развития общества: «...самые обширные знания в сочетании с высочайшими человеческими ценностями не смогут принести весомую пользу обществу без прогресса инженерии» [6]. Социальная ответственность продолжает оставаться одной из важных личностных характеристик выпускников отечественной высшей технической школы. Кроме того, выпускникам технических вузов страны необходимо продолжить традицию русских инженеров - владеть управленческими компетенциями, уметь организовать производство и возглавить работу коллектива, стать лидером команды единомышленников. Без этого невозможно достичь технологического суверенитета страны в условиях изменения геополитической ситуации и обеспечения технологического суверенитета.

Заключение

Сравнительная экспертиза основных положений Московских международных инженерных форумов последних лет показала, что основной тенденцией в подготовке современных кадров является укрепление взаимосвязи между техническими вузами и реальным сектором экономики и промышленного производства, их кооперация. Безусловно, рекомендации форума в этой сфере необходимо учесть при подготовке законопроекта о технологической политике нашей страны.

Список источников

1. Встреча Президента РФ В. В. Путина с молодыми учеными 29.11.23. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meetings/72869 (дата обращения: 09.11.23).

2. Макаренко, Е. И. Социальная экспертиза современных подходов к подготовке инженеров / Е. И. Макаренко // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. - 2022. - № 4(5). - С. 57-61. - EDN SNAXFB.

3. Панина, Е. Синергия предприятий и вузов - основа подготовки инженеров нового уровня / Е. Панина // Русский инженер. - 2023. - № 4(81). - С. 6-7. - EDN UBIU0H.

4. Петрова, Л. Г. Водородный транспорт и роль сплавов-геттеров в его развитии / Л. Г. Петрова, В. В. Мальков, А. В. Косачев // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. - 2023. - № 3(8). - С. 52-62. - EDN RBSMZM.

5. Бабинцев, В. П. Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России / В. П. Бабинцев, Я. И. Серкина // Социологическая наука и социальная практика. - 2023. - Т. 11, № 1(41). - С. 26-43. - DOI 10.19181/snsp.2023.11.1.2. - EDN RBEEAH.

6. История инженерного дела. Важнейшие технические достижения с древних времен до XX столетия / Р. Кирби, А. Дарлинг, Ф. Килгур, С. Уитингтон; Пер. с англ. Л. А. Иго-ревского. - Москва : ЗАО «Центрполиграф», 2021. - 575 с.

Refere^es

1. Vstrecha Prezidenta RF V. V. Putina s molodymi uchenymi 29.11.23, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meetings/72869 (09.11.23).

2. Makarenko E. I. Automotive and road expert evaluation, 2022, no. 4(5), pp. 57-61.

3. Panina E. V. Russkij inzhener, 2023, no. 4(81), pp. 6-7.

4. Petrova L. G., Malkov V. V., Kosachev A. V. Automotive and road expert evaluation, 2023, no. 3(8), pp. 52-62.

5. Babintsev V. P., Serkina Ya. I. Sociologiceskaa nauka i social'naa praktika, 2023, vol. 11, no. 1(41), pp. 26-43, doi 10.19181/snsp.2023.11.1.2.

6. Kirby R., Darling A., Kilgur F., Withington S. Istoriya inzhenernogo dela. Vazhnejshie tekhnicheskie dostizheniya s drevnih vremen do HKH stoletiya (The history of engineering. The most important technical achievements from ancient times to the twentieth century), Moscow, ZAO "Centrpoligraf", 2021, 575 p.

Информация об авторах Е. И. Макаренко - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Социологии и управления» МАДИ.

Information about the authors E. I. Makarenko -Candidate of Sciences (Historical), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social studies and management MADI.

Рецензент: Л. Г. Петрова, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технологии констукционных материалов» МАДИ.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 19.12.2023; принята к публикации 19.12.2023.

The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 19.12.2023; accepted for publication 19.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.