Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / РАБОТОДАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Е.И.

В статье проводится социальная экспертиза современных направлений подготовки инженеров на основе положений Х Московского Международного инженерного форума «Инженерные кадры - основа технологического суверенитета», проходившего ноябре 2022 г. Современные подходы к подготовке инженеров, связаны, прежде всего с обеспечением технологической суверенизации страны и касаются следующих вопросов: профориентационная работа; наполняемость программ подготовки будущих инженеров; их трудоустройство по полученной специальности; формирование патриотического настроя и социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EXPERTISE OF MODERN AREAS OF ENGINEERING TRAINING

The article carries out a social examination of modern areas of training of engineers based on the provisions of the X Moscow International Engineering Forum «Engineering Personnel - the Basis of Technological Sovereignty», held in November 2022. Modern approaches to training engineers are associated primarily with ensuring the technological sovereignty of the country and relate to the following issues: career guidance work; occupancy of training programs for future engineers; their employment in the received specialty; formation of patriotic attitude and social responsibility.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ»

<

m

О ^

ш ^

U U

X

и

о ^

О

s ^

О и

X

и

о

X

О ^

m .о X

Q

УДК 316:37.013.78: 378

МАКАРЕНКО Екатерина Игоревна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Makarenko_madi@mail.ru

MAKARENKO Ekaterina Igorevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Management, Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI). Makarenko_madi@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

SOCIAL EXPERTISE OF MODERN AREAS OF ENGINEERING TRAINING

Аннотация

В статье проводится социальная экспертиза современных направлений подготовки инженеров на основе положений Х Московского Международного инженерного форума «Инженерные кадры — основа технологического суверенитета», проходившего ноябре 2022 г. Современные подходы к подготовке инженеров, связаны, прежде всего с обеспечением технологической суверенизации страны и касаются следующих вопросов: профориентационная работа; наполняемость программ подготовки будущих инженеров; их трудоустройство по полученной специальности; формирование патриотического настроя и социальной ответственности.

Ключевые слова: социальная экспертиза, будущие инженеры, технологический суверенитет, работодатели, социальный образ современного инженера.

Abstract

The article carries out a social examination of modern areas of training of engineers based on the provisions of the X Moscow International Engineering Forum «Engineering Personnel - the Basis of Technological Sovereignty», held in November 2022. Modern approaches to training engineers are associated primarily with ensuring the technological sovereignty of the country and relate to the following issues: career guidance work; occupancy of training programs for future engineers; their employment in the received specialty; formation of patriotic attitude and social responsibility.

Keywords: social expertise, future engineers, technological sovereignty, employers, the social image of a modern engineer.

X

<

00 О

ш ^

и и

X

и

о

О

О и

X

и

о

X

О т .о х

^ ш

ВВЕДЕНИЕ

Основанием для проведения социальной экспертизы направлений подготовки современных инженеров послужил форум «Инженерные кадры — основа технологического суверенитета», который прошел в г. Москве 21-22 ноября 2022 г. Данный форум был посвящен актуальным проблемам обеспечения технологического суверенитета в условиях санкционного давления западных стран по отношению к нашей стране. В рамках Круглых столов и Пленарного заседания форума рассматривались вопросы профориентации будущих инженеров, специфики образовательных программ высшего образования, трудоустройства выпускников технических вузов и воспитания патриотического настроя. Также было заявлено о необходимости усиления формирования социальной ответственности среди инженерных кадров. В нем приняли участие преподаватели, студенты и магистранты МАДИ, в т. ч. и автор статьи.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ

В современных условиях обеспечения технологического суверенитета, вызванных агрессивной внешней политикой в отношении России, перед российским обществом и системой высшего технического образования остро стоят задачи разработки и выпуска высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, которая позволит не только заменить импортные аналоги, но и обеспечить информационную, промышленную и экономическую безопасность Российской Федерации. Одним из ключевых условий достижения технологического суверенитета является наличие высококвалифицированных инженерных кадров, их сохранение и постоянная переподготовка с учетом потребности работодателей в условиях реализации государственных задач по развитию стратегических отраслей экономики и скорейшему восстановлению инфраструктуры новых регионов России. Для достижения этих целей необходимо системное

взаимодействие органов власти с деловым сообществом с учетом опыта научного и технологического сотрудничества с дружественными странами в части подготовки, закрепления и восполнения кадров критических важных профессий, формирования образовательных программ, профессионального и патриотического воспитания молодежи, ее профориентации и гарантированного трудоустройства.

Проведем социальную экспертизу основных положений, высказанных на Форуме. Сразу отметим, что рекомендации Форума послужат основанием для представления законодательным органам Российской Федерации внесений изменений в правовые акты, касающиеся научно-технологической и образовательной политик. Социальная экспертиза — это исследование, которое направлено на изучение и анализ определенного социального объекта с целью установить его текущее состояние и вероятные изменения при последующем прогнозируемом воздействии. Данный вид экспертиз необходим при принятии управленческих решений. Поэтому будем считать, что в нашем случае экспертиза проводится на основе такой социальной группы как инженерные кадры, а планируемые воздействия мы ожидаем в дальнейшем от правительственных органов как федерального, так и регионального уровня.

В современном мире ключевую роль в создании прорывных технологий, формирования на их основе собственной мощной производственной базы, а также развитой сферы цифровых услуг играют ученые, инженеры и специалисты в области информационных технологий. Т. Веблен еще в начале ХХ века так определил миссию инженеров: «Материальное благосостояние общества полностью и теснейшим образом связано с работой индустриальной системы, и, следовательно, было бы лучше, если бы она контролировалась инженерами, кроме которых никто не компетентен в этом вопросе» [1]. В свою очередь Р. Кирби указывал на важнейшую роль инженерии в процессе развития общества: «...самые обширные знания в сочетании с высочайшими человеческими ценностями не смогут

х

<

оо О

ш ^

и и

X

и

о

О

О и

X

и

о

X

О т .о х

^ ш

принести весомую пользу обществу без прогресса инженерии» [2].

Это заявления ученых актуальны и сегодня, уже в ХХ! веке. Наша страна всегда гордилась своими инженерами: в дореволюционной России и в советское время они решали сложнейшие задачи, обеспечивая создание и развитие отраслей экономики. Новое поколение инженеров современной России на основе лучших традиций отечественной высшей технической школы находит уникальные ответы на вызовы времени.

Социальные вызовы, по мнению участников Форума, связаны с углубляющимся противоречием между рынком труда и рынком образовательных услуг. Данное противоречие начало формироваться в начале 90-Х гг. ХХ в. в связи с переходом нашей страны к рыночным отношениям. Но в наше время рынок труда технических специалистов продолжает оставаться разбалансированным. И в этом плане очень важно наладить взаимодействие с работодателями с учетом их потребностей в инженерах и 1Т-специалистах. Речь шла также о ключевом условии достижения технологического суверенитета — наличии высококвалифицированных инженерных кадров, их постоянной переподготовке с учетом выпуска импортозамещающей продукции, продукции двойного назначения. Эта тенденция подтверждается и в результатах многочисленных исследований ученых. Так, специалисты из Казанского Национально-исследовательского технологического университета, имея пятилетний опыт проведения конференций «Синергия», считают, что работа на стыке «выпускник технического вуза — работодатель» в последние время становится все актуальнее и входит в наиболее проблемные тренды инженерного образования [3]. Все участники Форума отметили проблему цифровизации инженерии. Речь идет о том, что к настоящему времени сложилось существенное противоречие, оказывающие мощное влияние на современную инженерную деятельность: с одной стороны, инженерия пришла к материалам с управляемыми свойствами и у нее появились

новые актуальные направления, такие как биологическая, социальная инженерия. С другой стороны, базовые инженерные процессы - моделирование, конструирование, проектирование, промышленный дизайн, да практически всё, — перешли в «цифру». Поэтому современное инженерное образование должно строится с учетом цифрового обеспечения. Рассуждают в этом плане В. П. Бабинцев и Я. И. Серкина. Выявляя в системе дигитализации образования не только отрицательные черты, но и видя ее созидательный потенциал, заключающийся в «установление корпоративных норм и стандартов поведения, определения структур, обеспечивающих их реализацию в ситуациях риска» [4].

Решение проблемы восполнения инженерного корпуса России необходимо начинать еще со школьного образования. Об этом прямо было заявлено на Круглом столе «Баланс трудовых ресурсов и нужды государственного заказа». Поэтому задаче усиления профориентационной работы технических вузов со школами должно уделяться важнейшее значение. Исследования ученых последних лет подтверждают факт возрастания интереса к инженерным наукам. В частности, Т.А. Рассадина на материалах исследований старшеклас-ников Ульяновской области отмечает, что ««ядро» привлекательных для выпускников профессий стало разнообразнее по сравнению с 1990-ми и 2000-ми гг.: наряду с юридическими и экономическими профессиями наблюдается высокий интерес к профессиям естественно-научного (медицина), инженерно-технического (прежде всего, 1Т-технологиям), силового направлений, связанных с образованием, воспитанием, работой с человеком (психология)» [5]. Кроме того, необходимо активно развернуть работу кружков научно-технического творчества среди детей и подростков, смело брать лучшие практики из советской школы. На форуме работала выставка - презентация инновационных решений и передовых технологий Москвы, которая пользовалась большим интересом среди его участников.

X

<

оо О

ш ^

и и

X

и

о ^

о

О и

X

и

о

X

О т .о х

^ ш

На Пленарном заседании форума выступил советник Министра обороны РФ

A. М. Ильинский, подчеркнувший важность подготовки необходимых стране инженерных кадров не только для обеспечения технологического суверенитета, но и для национальной безопасности. Им было указано на огромную важность развития у будущих инженеров не только профессиональных компетенций, но и формирования их патриотического настроя. Без этого невозможно достичь технологического суверенитета страны в условиях изменения геополитической ситуации. Таким образом, мы понимаем, что отечественная высшая техническая школа должна готовить не только узкопрофессионального специалиста, но, прежде всего, представителей технической интеллигенции, которые традиционно характеризовались широким гуманитарным кругозором, пониманием основных закономерностей развития общества и патриотизмом [6], [7]. Выпускникам технических вузов страны необходимо продолжить традицию русских инженеров — владеть управленческими компетенциями, уметь организовать производство и возглавить работу коллектива, стать лидером команды единомышленников. Президент Российского общества социологов

B. А. Мансуров описал социальный образ современного инженера в синергетиче-ском соединении традиций русской школы и новых требований техносферы [8]. Им на основе социально-экономических и личностных компетенций предложено два типа инженера: инженера-исполнителя и инженера-творца. За инженером — исполнителем закрепляется такие качества как «планирование и организация ра-

боты персонала для надежной и эффективной эксплуатации оборудования на конкретном производственном участке, обеспечение персонала инновационным приемами работ, правилам безопасности жизнедеятельности и т.д. Второй тип — инженер-творец характеризуется владением методологией научных исследований, умением использовать ее при решении профессиональных задач; знанием основ инженерного эксперимента и методами их статистического описания.

В такого рода специалистах остро нуждается промышленность РФ в целом и оборонно-промышленный комплекс (ОПК), в частности. Данные типы, складывающиеся в один социальный образ современного инженера, имеют одно содержательное ядро — объединить в себе не только научно-технические, но и социально-экономические и личностные компетенции, возвращая в оборот научные принципы традиционной российской инженерной школы, дополненные в соответствии с современными тенденциями развития техносферы и общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Х Московский Международный инженерный форум — 2022 прошел под девизом «Инженерные кадры — основа технологического суверенитета». Социальная экспертиза основных направлений работы Форума показала, что для обеспечения технологического суверенитета необходимо внести значительные коррективы во всю цепочку подготовки инженерных кадров страны, начиная от школы и заканчивая непосредственной деятельностью инженерных кадров в реальном секторе экономики, промышленности, ОПК страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веблен Т. Б. Инженеры и ценовая система / пер. с англ. И. Кошкина; под науч.ред. А. Смирнова; — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, — 2018. — С. 47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кирби Р. История инженерного дела. Важнейшие технические достижения с древних времен до ХХ столетия / Р. Кирби, А. Дарлинг, Ф. Килгур,С. Уитингтон; Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, — 2021. — С. 569-570.

х

<

00 О CI

Ш ^

U

и

X

и

о ^

о

S

О и

X

и

о

X

О m

_D X

Q

LQ

3. Галиханов М.Ф., Барабанова С.В., Кайбияйен А.А. Основные тренды инженерного образования: пять лет международной сетевой конференции «Синергия» // Высшее образование в России. — № 1. 2021. — С.101-114.

4. Бабинцев В. П., Серкина Я. И. Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России // Социологическая наука и социальная практика. — 2023. — Том. 11. — № 1. — С. 26-43. DOI: https://doi.org/10.19181/ snsp.2023.11.1.2. EDN: RBEEAH.

5. Рассадина Т. А. Профессиональные намерения старшеклассников Ульяновской области // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2022. — № 4. — С. 19-37. doi:10.21685/2072-3016-2022-4-2

6. Makarenko E. I., Karelina E. A. Social resources realizing the potential of technical intelligentsia in the automobile and road transport complex//B сборнике: 2021 Intelligent Technologies and Electronic Devices in Vehicle and Road Transport Complex, TIRVED 2021 — Conference Proceedings. — 2021. — С. 9639135.

7. Научные школы Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. История развития / Под ред. И. Б. Федорова, К. С. Колесникова. — 2-е изд., доп. — М: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005.

8. Мансуров В. А. Образ современного российского инженера: опыт контент-анализа научных публикаций / В. А. Мансуров, А. В. Семенова // Социологические исследования. — 2022. — № 3. — С. 83-88.

REFERENSE

1. Veblen T. B. Engineers and Price System [Text ]/per. with English I. Koshkin; under the scientific edition A. Smirnova; M.: Ed. House of the Higher School of Economics, 2018. P.47.

2. Kirby R. History of Engineering. The most important technical achievements from ancient times to the twentieth century/R. Kirby, A. Darling, F. Kilgur, S. Withington; Per. from English. L. A. Igorevsky. M.: ZAO Tsentrpoligraf, 2021. Pp. 569-570.

3. Galikhanov M.F., Barabanova S. V., Kaibiyayen A. A. The main trends of engineering education: five years of the international network conference "Synergy"// Higher education in Russia. No. 1. 2021. P.101-114.

4. Babintsev V.P., Serkina Ya. I. Institutionalization of social risks of digitalization of the educational space of universities in provincial cities of Russia//Sociological science and social practice. 2023. Tom. 11. No. 1. Pp. 26-43. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.12. EDN: RBEEAH.

5. Rassadina T. A. Professional intentions of high school students of the Ulyanovsk region//Izvestia of higher educational institutions. Volga region. Social sciences. 2022. № 4. Pp. 19-37. doi:10.21685/2072-3016-2022-4-2.

6. Makarenko E. I., Karelina E. A. Social Resources Realizing The Potential Of Technical Intelligentsia In The Automobile And Road Transport Complex//B сборнике: 2021 Intelligent Technologies and Electronic Devices in Vehicle and Road Transport Complex, TIRVED 2021 — Conference Proceedings. 2021. P. 9639135.

7. Scientific schools of Moscow State Technical University. N. E. Bauman. History of development / Ed. I. B. Fedorova, K. S. Kolesnikova. — 2nd ed., Add. — M: Publishing House of the Moscow State Technical University named after N. E. Bauman, 2005.

8. Mansurov V. A. Image of a modern Russian engineer: experience in content analysis of scientific publications / V. A. Mansurov, A. V. Semenova // Sociological research. 2022. No. 3. Pp. 83-88.

Огатья поступила в редакцию 22.01.23; Принята к публикации 10.02.23. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 22.01.23; accepted for publication 10.02.23. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.