Научная статья на тему 'ВКЛАД МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ СРЕДСТВАМИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ'

ВКЛАД МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ СРЕДСТВАМИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / УЧИТЕЛЬ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ИНЖЕНЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калина Исаак Иосифович

В статье показана актуальность подготовки специалистов в рамках системы педагогического образования для развития технологического суверенитета нашей страны. В статье поднимается тема междисциплинарности в обучении школьников, которая занимает сегодня новое место в ряду актуальных тем отечественного образования. Значимость междисциплинарного обучения обусловлена помощью школьникам в развитии их когнитивных способностей, формировании навыков, необходимых для выполнения задач различного уровня сложностей. Отдельное внимание в статье уделяется вопросу развития инженерии и подготовки инженеров в нашей стране. Обозначается ряд «профессиональных навыков», которыми должен обладать инженер, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Среди них особое место занимают межличностные навыки: социальная уверенность в себе, лидерские способности, навык публичных выступлений, коммуникация, умение работать в команде, способность принятия на себя ответственности за решение проблемы, управление изменениями. Автор актуализирует задачи, в решении которых важна роль образования - формирование патриотического мировоззрения (мировоззренческого суверенитета) и обеспечения технологического суверенитета. Формулируя задачи автор статьи определяет актуальные проблемы/дефициты в школьном образовании, связанные с формированием технологического и мировоззренческого суверенитетов страны. К ним он относит: недостаточное количество учителей, способных практико-ориентированно преподавать физику; отсутствие синергии общего естественно-научного и дополнительного технологического образования; отсутствие синергии между всеми учебными предметами и физикой; минимальное присутствие практики учебного эксперимента и опытно-экспериментальной работы на уроках физики и химии и другие.Отдельное внимание в статье уделяется подготовке технических специалистов (инженеров) с целью получения педагогической квалификации для работы в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования. В статье показаны возможности магистерской программы факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова «Учитель профильной школы» в реализации актуальных задач развития образования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калина Исаак Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY TO FORMINGTHE COUNRTY’S TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY BY TRAINING TEACHERS OFSCIENCE PROFILE

The research presents the relevance of training specialists within the framework of the system of teacher education for developing Russia’s technological sovereignty. The research examines the issues of interdisciplinarity in teaching schoolchildren, which are of current interest for domestic education. The importance of interdisciplinary learning stems from helping schoolchildren develop their cognitive abilities and the skillsnecessary to accomplish assignments of various complexity. The research paid special attention to the development of engineering and the training of engineers in Russia. The author indicates a number of “professional skills” that an engineer must possess to reach his or her full potential. Among these skills, a special place belong to the following interpersonal skills: social self-confidence, leadership abilities, public speaking skills, communication skills, teamwork skills, the ability to take responsibility for problem-solving, and change management. The author actualizes the tasks in the solution of which the role of education is important - the formation of a patriotic worldview (ideological sovereignty) and ensuring technological sovereignty. Additionally, the author determines the current problems and deficiencies in school education related to the formation of the technological and ideological sovereignty of the country while formulating the tasks. The formulated tasks include an insufficient number of teachers capable of teaching physics in a practice-oriented way, the lack of synergy between general natural science and additional technological education; lack of synergy between all academic subjects and physics, the minimum presence of the practice of educational experiment and experimental work in the lessons of physics and chemistry, and others.The author pays particular to the training of technical specialists (engineers) to obtain pedagogical qualifications for work in general educational organizations and organizations of additional education. This research discusses the possibilities of the Master's programme«Teacher of a profession-oriented school» at the Faculty of Educational Studies of Lomonosov Moscow State University in the implementation of urgent tasks of the development of education at the present stage.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ СРЕДСТВАМИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №3

И.И. Калина

Вклад МГУ имени М.В. Ломоносова

в формирование технологического суверенитета страны средствами подготовки учителей естественно-научного профиля1

(кафедра образовательных технологий факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: kiimgu@yandex.ru)

в статье показана актуальность подготовки специалистов в рамках системы педагогического образования для развития технологического суверенитета нашей страны. в статье поднимается тема междисциплинар-ности в обучении школьников, которая занимает сегодня новое место в ряду актуальных тем отечественного образования. Значимость междисциплинарного обучения обусловлена помощью школьникам в развитии их когнитивных способностей, формировании навыков, необходимых для выполнения задач различного уровня сложностей. Отдельное внимание в статье уделяется вопросу развития инженерии и подготовки инженеров в нашей стране. Обозначается ряд «профессиональных навыков», которыми должен обладать инженер, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Среди них особое место занимают межличностные навыки: социальная уверенность в себе, лидерские способности, навык публичных выступлений, коммуникация, умение работать в команде, способность принятия на себя ответственности за решение проблемы, управление изменениями. Автор актуализирует задачи, в решении которых важна роль образования — формирование патриотического мировоззрения (мировоззренческого суверенитета) и обеспечения технологического суверенитета. Формулируя задачи автор статьи определяет актуальные проблемы/дефициты в школьном образовании, связанные с формированием технологического и мировоззренческого суверенитетов страны. К ним он относит: недостаточное количество учителей, способных практико-ори-ентированно преподавать физику; отсутствие синергии общего естественно-научного и дополнительного технологического образования; отсутствие синергии между всеми учебными предметами и физикой; минимальное присутствие практики учебного эксперимента и опытно-экспериментальной работы на уроках физики и химии и другие.

Отдельное внимание в статье уделяется подготовке технических специалистов (инженеров) с целью получения педагогической квалификации для работы в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования. в статье показаны возможности магистерской программы факультета педагогического образования МГУ име-

1 Статья подготовлена в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В.Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

ни М.В.Ломоносова «Учитель профильной школы» в реализации актуальных задач развития образования на современном этапе.

Ключевые слова: школа; технологический суверенитет; мировоззренческий суверенитет; учитель профильной школы; инженеры.

9 июня 2022 года состоялась встреча Президента РФ В.В. Путина с молодыми предпринимателями, инженерами и учёными, в рамках которой он акцентировал внимание на следующем: «Мир меняется, причём меняется стремительно. И для того, чтобы претендовать на какое-то лидерство — я уже не говорю про глобальное лидерство, но хоть в чём-то, — безусловно, любая страна, любой народ, любой этнос должны обеспечить свой суверенитет... В современном мире чрезвычайно важен технологический суверенитет» [1].

Результат системы общего образования страны измеряется вкладом системы в повышение конкурентоспособности и стабильности страны в глобальном мире. При этом конкурентоспособность страны во многом определяется степенью её технологического лидерства в мире и надежностью консолидации общества. Иными словами, технологическим и общественным (мировоззренческим) суверенитетами страны.

Следовательно, вклад системы образования будет определяться готовностью выпускников школ через получение необходимого профессионального образования к созданию технологических инноваций, грамотному и эффективному использованию технологических инноваций, а также к позитивному и эффективному взаимодействию с другими людьми как на работе, так и в жизни общества.

Мы понимаем, что для обеспечения технологического суверенитета нужны многочисленные высокопрофессиональные кадры технологического профиля разных уровней: учёные, конструкторы, инженеры, технологи, техники, квалифицированные рабочие. При этом их подготовка должна начинаться не в вузах и колледжах, а в школах — на уроках физики, химии, технологии, в междисциплинарных кружках технологического профиля. В настоящее время нашей стране сильнее, чем прежде, нужны грамотные конструкторы, инженеры, технологи, техники. В основе их технологической грамотности всегда будет лежать глубокое понимание таких отраслей знания, как физика, химия, математика. По сути, это те предметы, которые лежат в основе технологической грамотности.

Для развития технологического профессионального образования особое значение приобретает тема междисциплинарности в обучении школьников. Эта тема занимает сегодня новое место в ряду актуальных тем отечественного образования. Междисциплинарное обучение может помочь школьникам развить свои когнитивные способности, сформировать навыки, необходимые для выполнения задач различного уровня сложностей. Кроме того, такое обучение сможет обеспечить развитие

структурных знаний, междисциплинарное мышление и понимание процессов (рассмотрение проблемы сквозь призму альтернативных подходов и признание того, как каждый из них может влиять друг на друга). Размышляя о преимуществах междисциплинарного обучения, необходимо сначала рассмотреть природу дисциплин. Стоит помнить, что многие академические дисциплины сами по себе являются «отдельными конструкциями», что они были разработаны людьми, работающими в определенной области, и что они предлагают определенную направленность знаний (иногда очень однонаправленную). Когда мы рассматриваем междисциплинарное обучение, мы выходим за границы отдельных знаний и создаем новые знания из различных отраслей наук.

Такая задача стоит не только перед российской школой. И в зарубежных исследованиях есть такой термин как «пропасть взаимного непонимания». Представители каждой дисциплинарной области считают, что вклад их области знания в развитие человечества превосходит вклад другой области. В этой дискуссии хорошо видно, как возникают различия между «дисциплинами»: приверженцы одной дисциплины борются за свою веру в «определенные истины», связанные с их способом видения и восприятия мира. Примерно такую же картину мы наблюдаем и в школе: учителя видят и понимают важность своего предмета, но не видят (или не хотят видеть) ситуацию, при которой разные предметы могут конструктивно взаимодействовать и оказывать влияние на получение системы образовательных результатов.

Следует подчеркнуть, что результат школьного образования — это формирование отношения подростка к миру, к своей стране, к обществу, к себе, к другим людям. И формирование такого целостного, можно сказать, мировоззренческого отношения, возможно только в том случае, если есть некая интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. А если шесть уроков проходят как шесть разных миров, абсолютно отдельных друг от друга, то это формирует некую разорванность, «лоскутность» понимания мира, а значит, не формирует отношения к нему. А хотелось бы, чтобы формировалось позитивное отношение, которое, на мой взгляд, состоит из желания и умения во взаимодействии с окружающим миром приносить ему и себе какую-то пользу. А это возможно только при интеграции всех знаний человека. Знание может и должно переходить в отношение. [2]

По результатам вступительной кампании 2022 г. многие вузы забили тревогу в связи с недобором студентов на бюджетные места. Больше всего незакрытых мест оказалось на инженерных и технических направлениях. После окончания приемной кампании 9 августа 2022 года многие вузы столкнулись с тем, что часть бюджетных мест в них оказалась незанятой. Если зайти на сайты этих вузов, можно увидеть множество объявлений о донаборе студентов на направления вроде

«Химическая технология», «Металлургия», «Горное дело», «Фундаментальная и прикладная физика», «Машиностроение» и т.д. [3]

Количество выпускников, выбравших физику и химию для сдачи ЕГЭ в этом году, значимо сократилось по сравнению с предыдущими годами. Результаты российских школьников на ОГЭ и ЕГЭ по физике и химии за 2019—2021 гг. показывают, что выпускников российских школ, продемонстрировавших освоение на довольно высоком уровне (хотя бы теоретическом) физику и химию, к сожалению, очень мало. При этом надо сказать, что количество бюджетных мест на инженерные и медицинские специальности увеличилось, что подчёркивает их значимость для будущего страны. Но выпускников школ, желающих и способных учиться в вузах по этим направлениям, оказалось крайне недостаточно.

Отдельное внимание хочется уделить вопросу развития инженерии и подготовки инженеров в нашей стране. Выбирая карьеру в области инженерии, будущий специалист получает возможность улучшить жизнь общества в целом. Ведь инженерия обеспечивает конкретные решения проблем в таких самых разнообразных областях, как технологии здравоохранения и коммуникации, компьютерная инженерия, химическая инженерия, проектирование добычи и переработки нефти — и это лишь некоторые из них. Инженеры расширяют границы прикладной науки, решая технические проблемы, чтобы позволить таким секторам, как строительство, производство, медицина и многие другие, достичь новых высот. Инженерия часто находится на переднем крае инноваций и играет важную роль в формировании общества и его будущего. Стать инженером означает продемонстрировать, что человек ценит интересы общества, включая защиту жизни, здоровья, экономических интересов, общественного благосостояния и окружающей среды.

Чаще всего, размышляя о навыках инженера, на ум приходят способности в области математики и естественных наук. Безусловно, достижения в этих областях необходимы для успеха в инженерной карьере. Однако существует ряд «профессиональных навыков», которыми инженер должен обладать, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Это, в первую очередь, межличностные навыки: социальная уверенность в себе, лидерские способности, навык публичных выступлений, коммуникация, умение работать в команде, способность принятия на себя ответственности за решение проблемы, управление изменениями. Помимо всего прочего, важным профессионально-личностным качеством инженера может быть защита общественных интересов, а также устранение возможных рисков для общества — эти вопросы следует рассматривать в самом широком смысле. Результаты инженерной деятельности должны анализироваться/просматриваться в широкой социальной перспективе.

Важность таких межличностных навыков вносит значительный вклад, так сказать, в инженерную самоэффективность. Ведь инженера от математика или ученого отличает, в первую очередь, способность переводить сложные концепции в реальные решения. Успешный инженер должен уметь общаться с членами команды (не инженерами) не только на предмет того, что нужно сделать, но и о том, почему что-то нужно сделать. Успешный инженер — это всесторонне развитый специалист.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что инженерные проекты, как правило, являются многопрофильными/междисциплинарными, требующими интеграции новых знаний и постоянно меняющихся технологий. Инженеры должны быть технически подкованы, но они также должны обладать навыками обучения на протяжении всей жизни, чтобы оставаться устойчивыми к различного рода изменениям. Такие межличностные навыки позволят им эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Можно сказать, что в настоящее время для страны обострились, актуализировались две задачи, в решении которых важна роль образования:

— задача формирования патриотического мировоззрения (мировоззренческого суверенитета);

— задача обеспечения технологического суверенитета.

В связи с этим школам необходимо обратить особое внимание на формирование мировоззренческой и технологической грамотности у нынешних школьников. Анализируя школьное образование, можно выделить следующие актуальные проблемы/дефициты в школьном образовании, связанные с формированием технологического и мировоззренческого суверенитетов страны:

— недостаточное количество учителей, способных практико-ориен-тированно преподавать физику;

— отсутствие синергии общего естественно-научного и дополнительного технологического образования;

— отсутствие синергии между всеми учебными предметами и физикой;

— минимальное присутствие практики учебного эксперимента и опытно-экспериментальной работы на уроках физики и химии;

— отсутствие объективного промежуточного контроля знаний и умений по физике;

— отсутствие массовой заинтересованности родителей в технологической грамотности своих детей и др.

При всём уважении к выпускникам физико-математических направлений бакалавриата педагогических факультетов практика показывает, что самыми интересными и полезными для старшеклассников зачастую оказываются учителя естественно-научного цикла из числа выпускников естественно-научных и технологических факультетов вузов.

И после прохождения необходимой подготовки (например, педагогической магистратуры) они очень эффективно работают в школах, колледжах, учреждениях дополнительного образования, ведут не только урочные занятия (например, в профильных и предпрофессиональных классах старшеклассников), но и кружки технологической направленности.

Проблема основной школы (5—7 классы) состоит в следующем. Например, специалиста берут учителем математики в 5 класс. В 5 классе учителю в первую очередь нужны психолого-педагогические компетенции. Предметные компетенции на втором месте. Его основная задача — мотивировать учеников учиться.

А если учитель приходит преподавать математику в профильном классе, где школьники выбрали математику как свое дело, то там учителю нужны именно предметные знания (психолого-педагогические компетенции тоже важны, но все-таки меньше, чем в 5 классе).

В этой связи актуализируется подготовка выпускников программ бакалавриата и специалитета (в первую очередь, естественно-научных и технологических специальностей) на программах педагогического образования. Можно с уверенностью сказать, что это очень перспективно для нынешних старшекурсников всех факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова. Ведь стать учителем, наставником, тренером для сотен старшеклассников, которые в будущем станут грамотными и очень полезными для страны конструкторами, инженерами, технологами — это означает внести огромный вклад в формирование и обеспечение технологического суверенитета нашей страны. Именно в этом видится значение для всего Московского университета открытие на педагогическом факультете в 2021 году магистерской программы «Учитель профильной школы».

Программа предназначена для подготовки специалистов непедагогических направлений к профессиональной педагогической деятельности в общеобразовательных организациях, к преподаванию профильных предметов на уровне старшей школы. Необходимость такой программы обусловлена растущими потребностями сферы образования в педагогических кадрах, имеющих современный уровень предметной подготовки. Профессиональная подготовка магистров направлена на овладение фундаментальными знаниями в области педагогики, психологии, методики преподавания, современными методами обучения и воспитания, технологиями организации проектной и исследовательской деятельности школьников в профильных классах, конечно же, с опорой на прекрасные знания этих магистрантов в предметных областях, полученные ими за время обучения на других факультетах.

В содержании образовательной программы особое внимание уделено развитию проектных, исследовательских, системных

и профессиональных компетенций, в частности развитию способности к творчеству; способности планировать и осуществлять процесс обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностями; способности организовывать взаимодействие участников образовательного процесса в сфере образования; способности разрабатывать, использовать и оценивать научно-методические и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательных программ разного уровня; способности анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования и многому другому.

Особенностью этой магистерской программы является увеличение трудоемкости вариативной (за счет комплекса дисциплин по выбору) и научно-исследовательской составляющих. Такой подход к проектированию данной основной профессиональной образовательной программы магистратуры дает возможность обеспечить ее индивидуальную направленность и предметную вариативность.

В инвариантную часть образовательной программы входят такие важные для будущей профессиональной деятельности дисциплины, как «Архитектура образовательной среды», «Образовательные технологии», «Педагогическое мастерство», «Проектирование содержания образования», «Психология развития личности», «Функциональная грамотность», «Цифровая культура педагога».

Важной составляющей магистерской программы является область дисциплин, связанная с проблемами и рисками развития современного образования, где значительная доля внимания отводится воспитанию. В этой части статьи вспоминаются слова М.И. Калинина: «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ» и хочется надеяться, что выпускники магистерской программы «Учитель профильной школы» смогут сформировать у своих школьников мировоззренческий суверенитет, а став высококлассными специалистами, захотят формировать и обеспечивать технологический суверенитет своей страны.

Результатами обучения на магистерской программе «Учитель профильной школы» становятся такие компетенции выпускников, как способность использовать профессиональные знания и умения в решении различных профессиональных задач, выстраивать эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений, реализо-вывать образовательные проекты, осуществлять экспертизу учебно-методических и научно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ разного уровня.

Важно подчеркнуть, что на факультете педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова идёт и подготовка управленческих кадров для школ с глубоким погружением в тематику грамотной подготовки и эффективного использования ресурсов учителя профильной школы. Такая подготовка проходит в рамках магистерской программы «Управление образовательными системами». Профессиональная подготовка магистров направлена на овладение фундаментальными знаниями в области становления и развития образовательных систем, а также на овладение инструментами и средствами проектирования управления педагогической деятельностью в условиях неопределенности, технологиями реализации образовательных проектов.

Литература

1. Встреча Президента РФ В.В. Путина с молодыми предпринимателями, инженерами и учёными. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/68606 (дата обращения: 10.06.2022).

2. Калина И.И. Время бесценно. Особенно в детстве. Учительская газета. 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/32693 (дата обращения: 10.02.2022).

3. Проходной балл «ниже плинтуса». Почему вузы не могут набрать будущих инженеров даже на бюджет. [Электронный ресурс]. URL: https://mel. fm/ucheba/vuz/5361782-prokhodnoy-ball-nizhe-plintusa-pochemu-vuzy-ne-mogut-nabrat-budushchikh-inzhenerov-dazhe-na-byudzhet?utm_ source=sendbox&utm_medium=email&utm_campaign=August (дата обращения: 17.08.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Калина Исаак Иосифович — доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, заведующий кафедрой образовательных технологий факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия. E-mail: kiimgu@yandex.ru

Contribution of Lomonosov Moscow State University to Forming the Counrty's Technological Sovereignty by Training Teachers of Science Profile

I.I.Kalina

The research presents the relevance of training specialists within the framework of the system of teacher education for developing Russia's technological sovereignty. The research examines the issues of interdisciplinarity in teaching schoolchildren, which are of current interest for domestic education. The importance of interdisciplinary learning stems from helping schoolchildren develop their cognitive abilities and the skills

necessary to accomplish assignments of various complexity. The research paid special attention to the development of engineering and the training of engineers in Russia. The author indicates a number of "professional skills" that an engineer must possess to reach his or her full potential. Among these skills, a special place belong to the following interpersonal skills: social self-confidence, leadership abilities, public speaking skills, communication skills, teamwork skills, the ability to take responsibility for problem-solving, and change management. The author actualizes the tasks in the solution of which the role of education is important - the formation of a patriotic worldview (ideological sovereignty) and ensuring technological sovereignty. Additionally, the author determines the current problems and deficiencies in school education related to the formation of the technological and ideological sovereignty of the country while formulating the tasks. The formulated tasks include an insufficient number of teachers capable of teaching physics in a practice-oriented way, the lack of synergy between general natural science and additional technological education; lack of synergy between all academic subjects and physics, the minimum presence of the practice of educational experiment and experimental work in the lessons of physics and chemistry, and others.

The author pays particular to the training of technical specialists (engineers) to obtain pedagogical qualifications for work in general educational organizations and organizations of additional education. This research discusses the possibilities of the Master's programme «Teacher of a profession-oriented school» at the Faculty of Educational Studies of Lomonosov Moscow State University in the implementation of urgent tasks of the development of education at the present stage.

Keywords: school, technological sovereignty, ideological sovereignty, teacher of a profession-orientedschool, engineers.

References

1. Meeting of the President of the Russian Federation V.V. Putin with young entrepreneurs, engineers and scientists. [Electronic resource]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/68606 (date of access: 06/10/2022).

2. Kalina 1.1. Time is priceless. Especially in childhood. Teacher's newspaper. 2009. [Electronic resource]. URL: http://www.ug.ru/archive/32693 (date of access: 02/10/2022).

3. Passing score «below the plinth». Why universities cannot recruit future engineers even on a budget. [Electronic resource]. URL: https://mel.fm/ucheba/ vuz/5361782-prokhodnoy-ball-nizhe-plintusa-pochemu-vuzy-ne-mogut-nabrat-budushchikh-inzhenerov-dazhe-na-byudzhet?utm_ source=sendbox&utm_medium=email&utm_campaign= August (date of access: 08/17/2022).

About the Author

Kalina Isaak Iosifovich — Doctor of Pedagogical Sciences, Honored Teacher

of Russia, Head of the Department of Educational Technologies, Faculty of

Educational Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

E-mail: kiimgu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.