Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ВЫПУСКНИКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / РАБОТОДАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макаренко Екатерина Игоревна

В статье проводится социальная экспертиза основных положений Х Московского Международного инженерного форума «Инженерные кадры - основа технологического суверенитета», проходившего ноябре 2022 г. Современные подходы к подготовке инженеров, в т.ч. для автомобильно-дорожного комплекса связаны, прежде всего с обеспечением технологической суверенизации страны и касаются следующих вопросов: профориентационная работа; наполняемость программ подготовки будущих инженеров; их трудоустройство по полученной специальности; формирование патриотического настроя и социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Макаренко Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EXPERTISE OF MODERN APPROACHES TO TRAINING ENGINEERS

The article carries out a social examination of the main provisions of the X Moscow International Engineering Forum "Engineering Personnel - the Basis of Technological Sovereignty," held in November 2022. Modern approaches to the training of engineers, including for the automobile and road complex, are associated primarily with ensuring the technological sovereignty of the country and relate to the following issues: career guidance work; occupancy of training programs for future engineers; their employment in the received specialty; formation of patriotic attitude and social responsibility.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ»

УДК 62-05

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ

(по итогам X Московского Международного инженерного форума

«Инженерные кадры - основа технологического суверенитета»)

Екатерина Игоревна Макаренко, канд. ист. наук, доц., Makarenko_madi@mail.ru,

МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64

Аннотация. В статье проводится социальная экспертиза основных положений Х Московского Международного инженерного форума «Инженерные кадры - основа технологического суверенитета», проходившего ноябре 2022 г. Современные подходы к подготовке инженеров, в т.ч. для автомобильно-дорожного комплекса связаны, прежде всего с обеспечением технологической суверенизации страны и касаются следующих вопросов: профори-ентационная работа; наполняемость программ подготовки будущих инженеров; их трудоустройство по полученной специальности; формирование патриотического настроя и социальной ответственности.

Ключевые слова: социальная экспертиза, инженерные кадры, технологический суверенитет, выпускники технических вузов, работодатели, социальная ответственность, патриотизм.

SOCIAL EXPERTISE OF MODERN APPROACHES TO TRAINING

ENGINEERS

(following the results of the X Moscow International Engineering Forum «Engineering Personnel - the Basis of Technological Sovereignty»)

Ekaterina I. Makarenko, Ph.D., Associate Professor, Makarenko_madi@mail.ru,

MADI, 64, Leningradsky Prosp., Moscow, 125319, Russia

Abstract. The article carries out a social examination of the main provisions of the X Moscow International Engineering Forum "Engineering Personnel - the Basis of Technological Sovereignty," held in November 2022. Modern approaches to the training of engineers, including for the automobile and road complex, are associated primarily with ensuring the technological sovereignty of the country and relate to the following issues: career guidance work; occupancy of training programs for future engineers; their employment in the received specialty; formation of patriotic attitude and social responsibility.

Keywords: social expertise, engineering personnel, technological sovereignty, graduates of technical universities, employers, social responsibility, patriotism.

Введение

21-22 ноября 2022 г в Москве прошел форум. «Инженерные кадры - основа технологического суверенитета», посвященный актуальным проблемам обеспечения технологического суверенитета в условиях санкционного давления западных стран по отношению к нашей стране. На этом Форуме в рамках Круглых столов и Пленарного заседания рассматривались вопросы профориентации будущих инженеров, специфики образовательных программ высшего образования, трудоустройства выпускников технических вузов. Также было заявлено о необходимости усиления патриотического воспитания молодежи и формирования социаль-

ной ответственности среди инженерных кадров. В нем приняли участие преподаватели, студенты и магистранты МАДИ.

Современные подходы к подготовке инженеров

В современных условиях обеспечения технологического суверенитета, вызванных агрессивной внешней политикой в отношении России, перед российским обществом и системой высшего технического образования остро стоят задачи разработки и выпуска высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, которая позволит не только заменить импортные аналоги, но и обеспечить информационную, промышленную и экономическую безопасность Российской Федерации. Одним из ключевых условий достижения технологического суверенитета является наличие высококвалифицированных инженерных кадров, их сохранение и постоянная переподготовка с учетом потребности работодателей в условиях реализации государственных задач по развитию стратегических отраслей экономики и скорейшему восстановлению инфраструктуры новых регионов России. Для достижения этих целей необходимо системное взаимодействие органов власти с деловым сообществом с учетом опыта научного и технологического сотрудничества с дружественными странами в части подготовки, закрепления и восполнения кадров критических важных профессий, формирования образовательных программ, профессионального и патриотического воспитания молодежи, ее профориентации и гарантированного трудоустройства.

Проведем социальную экспертизу основных положений, высказанных на Форуме. Сразу отметим, что рекомендации Форума послужат основанием для представления законодательным органам Российской Федерации внесений изменений в правовые акты, касающиеся научно-технологической и образовательной политик. Социальная экспертиза - это исследование, которое направлено на изучение и анализ определенного социального объекта с целью установить его текущее состояние и вероятные изменения при последующем прогнозируемом воздействии. Данный вид экспертиз необходим при принятии управленческих решений. Поэтому будем считать, что в нашем случае экспертиза проводится на основе такой социальной группы как инженерные кадры, а планируемые воздействия мы ожидаем в дальнейшем от правительственных органов как федерального, так и регионального уровня.

В современном мире ключевую роль в создании прорывных технологий, формирования на их основе собственной мощной производственной базы, а также развитой сферы цифровых услуг играют ученые, инженеры и специалисты в области информационных технологий. Т. Веблен еще в начале ХХ века так определил миссию инженеров: «Материальное благосостояние общества полностью и теснейшим образом связано с работой индустриальной системы, и, следовательно, было бы лучше, если бы она контролировалась инженерами, кроме которых никто не компетентен в этом вопросе» [1, с.47]. Эти посылы ученого актуальны и сегодня, уже в XXI веке. Наша страна всегда гордилась своими инженерами: в дореволюционной России и в советское время они решали сложнейшие задачи, обеспечивая развитие и даже создание целых отраслей. Новое поколение инженеров современной России на основе лучших традиций отечественной высшей технической школы находит уникальные ответы на вызовы времени.

Социальные вызовы, по мнению участников Форума, связаны с углубляющимся противоречием между рынком труда и рынком образовательных услуг. Данное противоречие начало формироваться в начале 90-Х гг. XX в. в связи с переходом нашей страны к рыночным отношениям. Но в наше время рынок труда технических специалистов продолжает оставаться разбалансированным. И в этом плане очень важно наладить взаимодействие с работодателями с учетом их потребностей в инженерах и 1Т-специалистах. Речь шла также о ключевом условии достижения технологического суверенитета - наличии высококвалифицированных инженерных кадров, их постоянной переподготовке с учетом выпуска импортозамещающей продукции, продукции двойного назначения. Эта тенденция подтверждается и в результатах многочисленных исследований ученых. Так, специалисты из Казанского Национально-исследовательского технологического университета, имея пятилетний опыт проведения конференций «Синергия», считают, что работа на стыке «выпускник технического вуза - работодатель» в последние время становится все актуальнее и входит в наиболее проблемные тренды инженерного образования [2].

Участники ММИФ обсуждали вопросы взаимодействия бизнеса, предприятий промышленности с органами власти - для более значимой поддержки производств, с наукой - для разработки и внедрения новых изобретений и технологий. Эта мысль проводится и на страницах данного журнала, в частности в статье «Металловедческие исследования причин усталостных разрушений коленчатых валов ДВС при проведении автотехнической экспертизы» [3]. Особенностью настоящего момента является развитие инженерно-логистических связей с дружественными странами - для восполнения попавшей под санкции продукции.

Все участники Форума отметили проблему цифровизации инженерии. Речь идет о том, что к настоящему времени сложилось существенное противоречие, оказывающие мощное влияние на современную инженерную деятельность: с одной стороны, инженерия пришла к материалам с управляемыми свойствами и у нее появились новые актуальные направления, такие как биологическая, социальная инженерия. С другой стороны, базовые инженерные процессы - моделирование, конструирование, проектирование, промышленный дизайн, да практически всё, - перешли в «цифру».

Решение проблемы восполнения инженерного корпуса России необходимо начинать еще со школьного образования. Об этом прямо было заявлено на Круглом столе «Баланс трудовых ресурсов и нужды государственного заказа». Поэтому задаче усиления профориентационной работы технических вузов со школами

должно уделяться важнейшее значение. Кроме того, необходимо активно развернуть работу кружков научно-технического творчества среди детей и подростков, смело брать лучшие практики из советской школы. На форуме работала выставка - презентация инновационных решений и передовых технологий Москвы, которая пользовалась большим интересом среди его участников.

Гостями форума стали финалисты международного фестиваля детского и молодежного научно-технического творчества «От винта!», которые увлекательно рассказали о своих идеях, изобретениях, профориентационном проекте «Муль-тпром», музыку к которому написал Геннадий Гладков. Известный композитор, также принявший участие в презентации юных изобретателей отметил необходимость демонстрации детям романтики инженерной профессии. Например, через вовлечение их в мультипликацию, где оживают детские фантазии.

На Пленарном заседании форума выступил советник Министра обороны РФ А.М. Ильинский, подчеркнувший важность подготовки необходимых стране инженерных кадров не только для обеспечения технологического суверенитета, но и для национальной безопасности. Им было указано на огромную важность развития у будущих инженеров не только профессиональных компетенций, но и формирования их патриотических чувств. И здесь мы можем констатировать формирование не только патриотического настроя, но и социальной ответственности. Без этого невозможно достичь технологического суверенитета страны в условиях изменения геополитической ситуации [4]. Таким образом мы понимаем, что отечественная высшая техническая школа должна готовить не только узкопрофессионального специалиста, но, прежде всего, представителей технической интеллигенции, которые традиционно характеризовались широким гуманитарным кругозором, пониманием основных закономерностей развития общества и патриотизмом [5]. Кроме того, выпускникам технических вузов страны необходимо продолжить традицию русских инженеров -владеть управленческими компетенциями, уметь организовать производство и возглавить работу коллектива, стать лидером команды единомышленников. В этом плане интересно обратиться к моделям современного инженера, предложенным Президентом российского общества социологов В.А. Мансуровым [6]. Ученый описал социальный образ современного инженера в синергетическом соединении традиций русской школы и новых требований техносферы. Так, предлагается на основе социально-экономических и личностных компетенций два типа инженера: инженера-исполнителя и инженера-творца. За инженером - исполнителем закрепляется такие качества как «планирование и организация работы персонала для надежной и эффективной эксплуатации оборудования на конкретном производственном участке, обеспечение персонала инновационным приемами работ, правилам безопасности жизнедеятельности и т.д. Второй тип - инженер-творец характеризуется владением методологией научных исследований, умением использовать ее при решении профессиональных задач; знанием основ инженерного эксперимента и методами их статистического описания. Эти два модульных типа инженера. безусловно, являются требованием времени. В такого рода специалистах остро нуждается промышленность РФ в целом и ОПК, в частности. Данные типы, складывающиеся в один социальный образ современного инженера, имеют одно содержательное ядро - объединить в себе не только научно-технические, но и социально-экономические и личностные компетенции, возвращая в оборот научные принципы традиционной российской инженерной школы, дополненные в соответствии с современными тенденциями развития техносферы и общества в целом.

Заключение

Х Московский Международный инженерный форум - 2022 прошел под девизом ««Инженерные кадры - основа технологического суверенитета». Социальная экспертиза основных направлений работы Форума показала, что для обеспечения технологического суверенитета внести значительные коррективы во всю цепочку подготовки инженерных кадров страны, начиная от школы и заканчивая непосредственной деятельностью инженерных кадров в реальном секторе экономики, промышленности, ОПК страны.

Список литературы

1. Веблен, Т. Б. Инженеры и ценовая система / Т. Б. Вебленпер; с англ. И.Кошкина. - М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. - 104 с. - ISBN 978-5-7598-1724-6.

2. Галиханов, М. Ф. Основные тренды инженерного образования: пять лет международной сетевой конференции "Синергия" / М. Ф. Галиханов, С. В. Барабанова, А. А. Кайби-яйнен // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 1. - С. 101-114. - DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-1-101-114. - EDN GHUTBH.

3. Металловедческие исследования причин усталостных разрушений коленчатых валов ДВС при проведении автотехнической экспертизы / Л. П. Шестопалова, Т. Е. Лихачева, Л. Г. Петрова [и др.] // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. -2022. - № 1(2). - С. 37-58. - EDN LQAJTR.

4. Social policy of Russia: yesterday and today / V. V. Moiseev, E. A. Karelina, O. A. Sudorgin, M. Yu. Karelina // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Irkutsk, 26-28 апреля 2018 года. - Irkutsk: Future Academy, 2018. - P. 817-830. - DOI 10.15405/epsbs.2018.12.101. - EDN IWOHQE.

5. Makarenko, E. I. Social Resources Realizing the Potential of Technical Intelligentsia in the Automobile and Road Transport Complex / E. I. Makarenko, E. A. Karelina // 2021 Intelligent Technologies and Electronic Devices in Vehicle and Road Transport Complex, TIRVED 2021 - Conference Proceedings, Moscow, 11-12 ноября 2021 года. - Moscow, 2021. - Art. no. 9639135. - DOI 10.1109/TIRVED53476.2021.9639135. - EDN CYTWNR.

6. Мансуров, В. А. Образ современного российского инженера: опыт контент-анализа научных публикаций / В. А. Мансуров, А. В. Семенова // Социологические исследования. - 2022. - № 3. - С. 83-89. - DOI 10.31857/S013216250014313-7. - EDN PJBRKK.

Referense

1. Veblen T.B. Inzhenery i cenovaya sistema (Engineers and Price System), Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2018, 104 p.

2. Galikhanov, M.F., Barabanova, S.V., Kaibiyainen, A.A. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 1, pp. 101-114, doi 10.31992/0869-3617-2021-30-1-101-114.

3. Shestopalov L.P., Likhachev T.E., Petrova L.G., Perekrestov A.E., Malakhov A.Yu. Problemy ekspertizy v avtomobil'no-dorozhnoj otrasli, 2022, no. 1(2), pp. 37-58.

4. Moiseev V.V., Karelina E.A., Sudorgin O.A., Karelina M.Yu. Social policy of Russia: yesterday and today, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Irkutsk, Future Academy, 2018, vol. L, pp. 817-830, doi 10.15405/epsbs.2018.12.101.

5. Makarenko E.I., Karelina E.A. Social Resources Realizing the Potential of Technical Intelligentsia in the Automobile and Road Transport Complex, 2021 Intelligent Technologies and Elec-tronic Devices in Vehicle and Road Transport Complex, TIRVED 2021 - Conference Proceedings, Moscow, 2021, art. no. 9639135, doi 10.1109/TIRVED53476.2021.9639135.

6. Mansurov V.A., Semenova A.V. Sociologicheskie issledovaniya, 2022, no. 3, pp. 83-89, doi 10.31857/S013216250014313-7.

Рецензент: Л.Г. Петрова, д-р техн. наук, проф. МАДИ

Статья поступила 30.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.