Научная статья на тему 'Сравнительная эффективность различных форм хозяйствования в аграрном секторе республики Белоруссия'

Сравнительная эффективность различных форм хозяйствования в аграрном секторе республики Белоруссия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матох С. А.

В статье рассматривается проблема проведения реструктуризации сельскохозяйственных предприятий Республики Белоруссия. Дана оценка эффективности различных форм хозяйствования, указаны меры государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная эффективность различных форм хозяйствования в аграрном секторе республики Белоруссия»

¿7FK:

^я^^бе^Н^й опыт

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ

С. А. МАТОХ,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК E-mail: [email protected] Белорусский государственный аграрный технический университет

В статье рассматривается проблема проведения реструктуризации сельскохозяйственных предприятий Республики Белоруссия. Дана оценка эффективности различных форм хозяйствования, указаны меры государственной поддержки.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная реформа, формы хозяйствования, бюджетная поддержка, инвестиции, эффективность.

Трансформация плановой аграрной экономики в рыночную в современных условиях происходит на фоне фундаментальных институциональных преобразований, предусматривающих изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности, а также создание эффективных стимулов для предпринимательской и трудовой активности сельского населения. Модифицируется содержание организационно-экономических отношений, создается новая система форм собственности, и на этой основе происходит трансформация форм хозяйствования. Главное при этом — оптимальное приспособление, адаптация сельскохозяйственных организаций к условиям хозяйствования на основе использования той или иной организационно-правовой формы с таким

расчетом, чтобы каждое хозяйство имело все условия для максимального использования своего ресурсного потенциала и эффективного ведения производства. Выбор той или иной формы хозяйствования зависит от экономических, социальных и других факторов той среды, в которой осуществляется деятельность сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Рассматривая аграрную политику как приоритетную, правительство Республики Белоруссия в ходе реформ не пошло на ликвидацию существующих сельскохозяйственных организаций и сохранило колхозы и совхозы, которые располагали значительными материально-техническими ресурсами и кадровым потенциалом, тем самым было сохранено крупнотоварное производство. В дальнейшем, на базе совхозов и колхозов были образованы новые организационно-правовые формы хозяйствования. Коллективам сельскохозяйственных организаций было предоставлено право самим выбирать наиболее приемлемую для себя организационно-правовую форму. Создание новых образований в значительной мере зависело от проводимой органами управления АПК и руководителей хозяйств работы по информированию

60

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

членов коллективов о преимуществах и недостатках тех или иных правовых форм. В ходе реформ в аграрном секторе осуществлялась реорганизация ранее функционирующих форм хозяйствования с учетом различных форм собственности.

Реформирование аграрного сектора экономики проводилось в отсутствие всесторонне обсужденных и экспериментально проверенных концепций, методом проб и ошибок. Неизбежным следствием такого положения явились ошибки, ставшие причиной значительных экономических и социальных потерь, что привело к недолговечности ранее созданных организационных форм. Положение усугублялось еще и тем, что руководители и специалисты не только хозяйств, но и высшего звена не владели навыками работы в условиях рыночной экономики. Это проявилось в том, что часть их прекращала свою деятельность, сельскохозяйственные организации переоформлялись из одной формы в другие. В результате многие сельскохозяйственные организации так и не смогли адаптироваться к рыночным условиям ведения производства.

В связи с этим актуальными являются проблемы совершенствования управления формами хозяйствования в аграрном секторе экономики, определения места и роли каждой из них в подъеме сельскохозяйственного производства, разработке стратегии и техники их развития. Необходим поиск оптимального сочетания форм хозяйствования в условиях многоукладной экономики и рыночных отношений, который должен проводиться путем эффективного их взаимодействия, а не на принципах противопоставления. В условиях трансформационной экономики необходимо учитывать специфические особенности всех форм хозяйствования, рассматривая при этом их способность вести эффективное производство. В результате институциональных преобразований в 2007 г. в структуре сельскохозяйственных организаций Республики Белоруссия наибольшую долю имели сельскохозяйственные производственные кооперативы (61,4 %), государственные унитарные предприятия (27,2%), открытые акционерные об-щества(7,3%) (табл. 1).

Наиболее активно этот процесс проходил в 2000—2005гг., что во многом связано с декретом президента Республики Белоруссия от 16.11.2000 № 22, в соответствии с которым все колхозы следовало перерегистрировать в кооперативы, а совхозы — в унитарные предприятия. В результате, если в 1995 г. в республике функционировало 1 823 колхоза (63,2 %) и 699 совхозов (24,2 %), то в

Таблица 1

Структура организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций системы Минсельхозпрода Республики Белоруссия, %

Организационно-правовая Год

форма 1995 2000 2005 2007

Государственные унитарные - 8,1 26,1 27,2

предприятия, всего - 3,0 7,3 7,2

В том числе: - - 0,8 0,8

республиканские - 5,1 18,0 19,2

коммунальные областные

коммунальные районные

Открытые акционерные обще- 0,3 0,1 5,9 7,3

ства (ОАО)

Закрытые акционерные обще- - 0,6 1,6 1,3

ства (ЗАО)

Общество с ограниченной - - - 0,2

ответственностью (ООО)

Коллективные сельскохозяй- 1,0 - 11,7 -

ственные предприятия

Кооперативы (СПК) - 0,6 51,7 61,4

Совхозы 24,2 18,8 0,5 0,4

Колхозы 63,2 70,0 0,6 0,8

Прочие 11,3 1,8 1,9 1,4

2007 г. их количество сократилось соответственно до 13 (0,8 %) и 7 (0,4%). Произошло сокращение и общего количества хозяйств (на 46,3 %) как за счет укрупнения, так и передачи низкорентабельных хозяйств промышленным предприятиям, организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам. Что же касается размеров землепользования, то на начало 2008 г. площадь сельскохозяйственных угодий на одно хозяйство составила 4,1 тыс. га против 2,6тыс.гав 1995 г.

Проведенная реорганизация не привела к значительному улучшению экономического положения аграрного сектора и всего агропромышленного комплекса республики, о чем свидетельствует рост суммарной задолженности сельскохозяйственных организаций, которая за 2005—2007 гг. возросла в 1,8 раза, в том числе просроченная — в 1,4 раза. Причина этого, прежде всего, кроется в том, что в значительном количестве хозяйств реформирование было проведено формально, фактически произошла «смена вывески», без совершенствования организационных и производственно-экономических отношений. Не претерпела демонтажа старая административно-командная система управления, сковывающая предпринимательскую свободу. По-прежнему, как и раньше, сверху доводится план не только на производство, но и на размер посевных площадей под каждую культуру.

Комплексный анализ хозяйств различных организационно-правовых форм (по производствен -

но-финансовым показателям и уровню бюджетной поддержки) представлен в табл. 2. Исследовались формы хозяйствования, включающие не менее 15 реформированных сельскохозяйственных организаций. Всего проанализировано пять форм хозяйствования, объединяющих 1 435 хозяйств, или 93 % их общего количества.

В исследуемой совокупности наибольшую долю составляют сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК). Они располагают почти 65 % всех сельскохозяйственных угодий, в них производится 59,2% валовой продукции, а доля чистой прибыли составляет 57,8 %. На 100га сельхозугодий произведено 93,4ц мяса и 619ц молока. Это значительно ниже средних значений предприятий других организационно-правовых форм, за исключением коммунальных унитарных предприятий (КУП), где эти показатели еще ниже — соответственно 63,1 ци 429,7 ц.

Сравнивая предприятия различных форм по показателям использования земельных и трудовых ресурсов, можно отметить, что наибольший размер выручки, полученной на 1 балло-гектар сельскохозяйственных угодий, наблюдается на республиканских унитарных предприятиях (РУП) — 75,5тыс. руб., а производство валовой продукции на одного среднегодового работника составляет

почти 49,8 млн руб., что превышает средние показатели всей исследуемой совокупности хозяйств — соответственно в 2,2 и 1,4 раза. При этом высокими показателями характеризуются ОАО.

Большинство хозяйств республики еще не обеспечивают нормальных основ самоокупаемости и самофинансирования. Чтобы сельскохозяйственные организации работали на указанных принципах, уровень рентабельности ведения хозяйственной деятельности должен составлять 40 % [1]. В 2007 г. средний уровень рентабельности по хозяйствам республики составил 12,7 %. И это с учетом государственной поддержки. Даже многие лучшие хозяйства пока не достигли нормативного уровня. Так, уровень рентабельности в СПК «Ост-ромечево» Брестского района составил 23 %, СПК «Агрокомбинат «Снов» Несвижского района—24 %, ЗАО «Агрокомбинат «Заря» Могилевского района — 25,4 %, СПК «50 лет Октября» Речицкого района — 28,3 %. Только небольшая группа хозяйств обеспечивает рекомендуемый норматив. Это ОАО «Дзержинский агрокомбинат» Дзержинского района — 42,3%, КСУП «Беларусь» Каменецкого района — 48 %, РУСП «Экспериментальная база «Устье» Оршанского района— 55,3 % и некоторые другие. Как правило, это крупные хозяйства, организовавшие собственную переработку произведенной продук-

Таблица 2

Сравнительная эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования Республики Белоруссия за 2007 г.

Показатель Форма хозяйствования

СПК КУП РУП ОАО ЗАО

Количество хозяйств 947 272 107 94 15

Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га 4 031,8 1 175,1 469,3 495,1 74,4

Приходится на 1 хозяйство, га 4 257,4 4 320,2 4 386,0 5 267,0 4 960,0

Среднегодовая численностьработников,тыс. чел. 176,1 44,3 28,2 23,7 3,5

Приходится работников на 1 ООО га сельскохозяйственных 43,7 37,7 60,0 47,8 46,9

угодии, чел.

Валовая продукция (по себестоимости), млрдруб. 5 696,9 1 331,7 1 399,8 1 046,9 142,4

Произведено валовой продукции на 1 среднегодового 32 353 30 086 49 786 44 247 4 076,3

работника, тыс. руб.

Выручка отреализации товаров (продукции, работ, услуг), 34 571 000 789 000 1 110 300 870 500 91 600

всего, млн руб.

В том числе:

на 1 балло-гектар сельскохозяйственныхугодий, тыс. руб. 29,2 24,4 75,5 57,9 39,8

Получено субсидий и компенсаций из бюджета, всего, млн руб. 1 437 685 444 085 283 981 172 838 33 025

В том числе:

на 1 балло-гектар сельскохозяйственныхугодий,тыс. руб. 12 147 13 725 19 301 11 490 14 349

на 1 среднегодового работника, руб. 8 165 10 033 10 078 7 305 9 457

Уровень рентабельности с учетом господдержки, % 13,3 10,9 11,0 14,3 13,0

Уровень рентабельности без учета господдержки, % -11,8 -15,0 -0,4 0,9 -11,1

Произведено скота и птицы на 100 га сельхозугодий, т 93,4 63,1 349,2 208,1 150,6

Произведено молока на 100 га сельхозугодий, т 619,0 429,7 682,4 695,1 706,4

Примечание. Денежные показатели приведены в национальной валюте Республики Белоруссия.

62

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0РЪЯ-Ъ.'НР?4?:Ж'иЪ4

ции и торговлю ею. Они относятся к различным организационно-правовым формам, что не позволяет сделать однозначный вывод о преимуществах той или иной формы хозяйствования.

Преимущество экономически сильных хозяйств состоит в значительно большей результативности деятельности за счет масштабов производства и влияния на рынок продаж, в широких возможностях участия в целевых комплексных программах, научных исследованиях и разработках, внедрении инноваций, привлечении высококвалифицированного персонала, создании современной системы маркетинга. У них существенно больше возможностей адаптации к неблагоприятным изменениям внешней среды как за счет внутренних ресурсов (например, расширение товарного портфеля; диверсификация продукции, работ, услуг; расширение рыночных связей и т. д.), так и с помощью привлечения заемных источников.

Следует отметить, что государство активно участвует в развитии аграрного производства, в том числе и за счет оказания бюджетной помощи. В исследуемой совокупности полученная доля субсидий и компенсаций из бюджета составила 35,7% всей выручки, полученной хозяйствами от реализации товаров, продукции, работ и услуг. На один балло-гектар бюджетная поддержка составила почти 13 тыс. руб. с колебаниями по различным организационно-правовым формам от 11,5 тыс. руб. (ОАО) до 19,3 тыс. руб. (РУП). На одного среднегодового работника эти колебания составили 7,3 тыс. руб. (ОАО) - 10тыс. руб. (КУП, РУП) при средней по всем формам — 8,6тыс. руб.

Отказ от государственной поддержки аграрного сектора привел бы к убыточности основной деятельности большинства сельскохозяйственных организаций, снижению уровня рентабельности.

Список литературы

Уровень рентабельности без учета субсидий и компенсаций из бюджета в 2007 г. составил бы — 8,7%. Наименьшую рентабельность сельскохозяйственного производства имели бы коммунальные унитарные предприятия (—15%), сельскохозяйственные производственные кооперативы (—11,8%) и закрытые акционерные общества (—11,1%). Более успешно работают открытые акционерные общества (0,9%) и республиканские унитарные предприятия (—0,4%).

Чтобы выйти на нормативный уровень рентабельности, требуется новый механизм государственной поддержки. Действующий механизм распределения бюджетных средств недостаточно эффективен, так как большая часть финансовых ресурсов используется не на создание инновационной структуры, а на решение текущих задач: обслуживание кредитов, удешевление сельскохозяйственной техники, компенсации роста цен на основные материальные ресурсы (нефтепродукты, удобрения, средства защиты), а также на приобретение материальных ресурсов, которые безвозмездно или по сниженным ценам передаются сельскохозяйственным организациям. На прямые инвестиции направляется не более четверти выделяемых средств [2]. Это приводит к тому, что во многих хозяйствах руководители и специалисты, надеясь на государственную поддержку, игнорируют меры по повышению эффективности собственного производства.

Наряду с оказанием материальной и финансовой поддержки государство должно выявлять наиболее эффективные формы организации и методы хозяйствования. При этом предпочтение следует отдавать тем формам хозяйствования, которые способствуют эффективному использованию имеющихся ресурсов и обеспечивают производство продукции, конкурентной на внутреннем и внешнем рынках.

1. Гусаков В. Экономические механизмы самофинансирования и эффективности агропромышленного производства // Аграрная экономика, 2007. № 5.

2. Шапиро С. Б. Актуальные проблемы агропромышленного комплекса республики // Весщ Нацы-янальнай акадэмп навук Беларусь 2008. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.