Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ФСО VERSUS МВД РОССИИ'

СРАВНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ФСО VERSUS МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
439
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИЦИИ / ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / МОНИТОРИНГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Латов Юрий Валерьевич, Ситковский Андрей Леонидович, Костин Сергей Геннадьевич

Актуальность исследования определяется тем, что хотя нормативно признана необходимость при оценке деятельности российской полиции использовать данные различных опросов общественного мнения, однако их согласованность и достоверность остаются под вопросом. Ежегодно опросы общественного мнения в субъектах Российской Федерации проводят Федеральная служба охраны и территориальные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Сопоставление оценок, полученных различными субъектами федерации в ходе этих двух мониторинговых опросов, покажет, насколько они согласуются друг с другом и можно ли их рассматривать как взаимодополняющие институты. Постановка проблемы: результаты мониторингов, полученные территориальными органами внутренних дел МВД России и ФСО России, значительно различаются не только по отельным регионам, но и в целом по стране. Оценки деятельности полиции, полученные МВД России, почти в два раза превышают показатели, полученные ФСО России. Цель исследования: путем сопоставления оценок, полученных при разных мониторинговых опросах общественного мнения о полиции, выявить степень их взаимосогласованности и достоверности. Методы исследования связаны с применением как общенаучных (логических) методов, так и специальных методов экономико-математического анализа. В частности, взаимосогласованность результатов опросов ФСО России и МВД России проверялась при помощи сопоставления показателей в рейтингах регионов, а также расчета коэффициента корреляции Спирмена. Использованы материалы информационных справок, направленных территориальными органами МВД России по запросу НИЦ Академии управления МВД России, в ходе выполнения научного исследования по теме «Организация изучения общественного мнения о полиции на региональном уровне». Результаты и ключевые выводы, полученные в ходе обоих мониторингов оценки гражданами доверия к полиции и эффективности ее работы, сильно зависят от того, как граждане оценивают свою защищенность от криминальных посягательств; в то же время между оценками, полученными ФСО России и МВД России, взаимосвязь отсутствует, что актуализирует необходимость профессионализации проведения социологических опросов в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Латов Юрий Валерьевич, Ситковский Андрей Леонидович, Костин Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF PUBLIC OPINION RESEARCH ON POLICE ACTIVITIESAT THE REGIONAL LEVEL: FEDERAL PROTECTION SERVICE VERSUS MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The relevance of the study is determined by the fact that although it is legally recognized that it is necessary to use data from various public opinion polls in assessing the activities of the Russian police, however, their consistency and reliability remain in question. Every year, public opinion polls in the constituent entities of the Russian Federation are conducted by the Federal Security Service and territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. A comparison of the assessments received by the various subjects of the federation in the course of these two monitoring surveys will show how they are consistent with each other and whether they can be considered as complementary institutions. Problem statement: the monitoring results obtained by the territorial bodies of internal affairs of the Ministry of Internal Affairs and the Federal Protective Service (Russia) differ significantly not only in the hotel regions, but also in the whole country. The estimates of police activity obtained by the Ministry of Internal Affairs are almost twice as high as those obtained by the Federal Protective Service (Russia. The purpose of the study: by comparing the estimates obtained from different monitoring surveys of public opinion about the police, to identify the degree of their mutual consistency and reliability. Research methods are associated with the use of both general scientific (logical) methods and special methods of economic and mathematical analysis. In particular, the consistency of the results of the surveys of the Federal Protective Service (Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia was checked by comparing the Top 5 in the ratings of regions, as well as calculating the Spearman correlation coefficient. We used the materials of information certificates sent by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the request of the research center of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, during the implementation of a scientific study on the topic “Organization of the study of public opinion about the police at the regional level”. Results and key conclusions obtained during both monitoring assessments of citizens’ confidence in the police and the effectiveness of its work strongly depend on how citizens assess their protection from criminal attacks; at the same time, there is no correlation between the assessments received by the FSO and the Ministry of Internal Affairs of Russia, which actualizes the need to professionalize the conduct of sociological surveys in the regions.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ФСО VERSUS МВД РОССИИ»

I_

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

ЮРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ЛАТОВ,

главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, доктор социологических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8;

ведущий научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5.

E-mail: latov@mail.ru.

АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ СИТКОВСКИЙ,

заместитель начальника научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.

E-mail: sitk-andrej@yandex.ru.

СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ КОСТИН,

научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.

E-mail: sergei-k@inbox.ru.

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность;

12.00.14 — административное право;

административный процесс.

УДК: 342.951

Дата поступления: 9 февраля 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 июня 2021 г.

YURIY VALER'EVICH LATOV,

Doctor of Sociology, Associate Professor, Chief Research Officer of the Research Center Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8; Leading Researcher of the Institute of Sociology of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences Russian Federation, 117218, Moscow, Krzhizhanovskogo St., 24/35, block 5 E-mail: latov@mail.ru

ANDREY LEONIDOVICH SITKOVSKIY,

Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Head of the Research Center Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: sitk-andrej@yandex.ru

SERGEY GENNAD'EVICH KOSTIN,

Researcher at the Research Center Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: sergei-k@inbox.ru

Scientific specialty:

12.00.11 - Judicial Activities;

Prosecutorial Activities;

Human Rights and Law Enforcement;

12.00.14 -Administrative Law;

Administrative Process.

Сравнение исследований общественного мнения о деятельности полиции на региональном уровне: ФСО versus МВД России

Comparison of Public Opinion Research on Police Activities at the Regional Level: Federal Protection Service versus Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что хотя нормативно признана необходимость при оценке деятельности российской полиции использовать данные различных опросов общественного мнения, однако их согласованность и достоверность остаются под вопросом. Ежегодно опросы общественного мнения в субъектах Российской Федерации проводят Федеральная служба охраны и территориальные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Сопоставление оценок, полученных различными субъектами федерации в ходе этих двух мониторинговых опросов, покажет, насколько они согласуются друг с другом и можно ли их рассматривать как взаимодополняющие институты.

Постановка проблемы: результаты мони-торингов, полученные территориальными органами внутренних дел МВД России и ФСО России, значительно различаются не только по отельным регионам, но и в целом по стране. Оценки деятельности полиции, полученные МВД России, почти в два раза превышают показатели, полученные ФСО России.

Цель исследования: путем сопоставления оценок, полученных при разных мониторинговых опросах общественного мнения о полиции, выявить степень их взаимосогласованности и достоверности.

Методы исследования связаны с применением как общенаучных (логических) методов, так и специальных методов экономико-математического анализа. В частности, взаимосогласованность результатов опросов ФСО России и МВД России проверялась при помощи сопоставления показателей в рейтингах регионов, а также расчета коэффициента корреляции Спирмена. Использованы материалы информационных справок, направленных территориальными органами МВД России по запросу НИЦ Академии управления МВД России, в ходе выполнения научного исследования по теме «Организация изучения общественного мнения о полиции на региональном уровне».

Результаты и ключевые выводы, полученные в ходе обоих мониторингов оценки гражданами доверия к полиции и эффективности ее работы, сильно зависят от того, как граждане оценивают свою защищенность от криминальных посягательств; в то же время между оценками, полученными ФСО России и МВД России, взаимосвязь отсутствует, что актуализирует необходимость профессионализации проведения социологических опросов в регионах.

Annotation

The relevance of the study is determined by the fact that although it is legally recognized that it is necessary to use data from various public opinion polls in assessing the activities of the Russian police, however, their consistency and reliability remain in question. Every year, public opinion polls in the constituent entities of the Russian Federation are conducted by the Federal Security Service and territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. A comparison of the assessments received by the various subjects of the federation in the course of these two monitoring surveys will show how they are consistent with each other and whether they can be considered as complementary institutions.

Problem statement: the monitoring results obtained by the territorial bodies of internal affairs of the Ministry of Internal Affairs and the Federal Protective Service (Russia) differ significantly not only in the hotel regions, but also in the whole country. The estimates of police activity obtained by the Ministry of Internal Affairs are almost twice as high as those obtained by the Federal Protective Service (Russia.

The purpose of the study: by comparing the estimates obtained from different monitoring surveys of public opinion about the police, to identify the degree of their mutual consistency and reliability.

Research methods are associated with the use of both general scientific (logical) methods and special methods of economic and mathematical analysis. In particular, the consistency of the results of the surveys of the Federal Protective Service (Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia was checked by comparing the Top 5 in the ratings of regions, as well as calculating the Spearman correlation coefficient. We used the materials of information certificates sent by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the request of the research center of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, during the implementation of a scientific study on the topic "Organization of the study of public opinion about the police at the regional level".

Results and key conclusions obtained during both monitoring assessments of citizens' confidence in the police and the effectiveness of its work strongly depend on how citizens assess their protection from criminal attacks; at the same time, there is no correlation between the assessments received by the FSO and the Ministry of Internal Affairs of Russia, which actualizes the need to professionalize the conduct of sociological surveys in the regions.

Ключевые слова: социология полиции; опросы общественного мнения; мониторинговое оценивание работы полиции.

Keywords: police sociology; public opinion polls; monitoring assessment of police work.

196

В Российской Федерации общественное мнение о полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее деятельности (п. 6 ст. 9 Федерального закона «О полиции»1). Изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел ежегодно проводится на региональном уровне в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) в рамках, прежде всего, ведомственного мониторинга, правовой основой которого выступает приказ МВД России от 1 декабря 2016 г. № 7772 [3; 9].

Имеется несколько организационных форм ведомственного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции во всех субъектах Российской Федерации. Наиболее важными из них являются две формы, предполагающие анкетный опрос граждан при поквартирном обходе или в общественных местах. Во-первых, с 2016 г. ежегодный общероссийский мониторинг общественного мнения о деятельности полиции проводится Управлением информационных систем Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее — ФСО России); во-вторых, территориальные органы МВД России организуют собственные опросы граждан, чтобы проверить и дополнить результаты опросов ФСО России. Поскольку опросы ФСО России производятся лишь раз в год (в первом квартале), проведение их в другие сроки (обычно в третьем квартале) территориальными органами МВД России необходимо для более оперативного отслеживания изменений общественного мнения и проверки данных ФСО России. Содержание предлагаемых вопросов касалось мнения респондентов о доверии к полиции, о чувстве защищенности от преступности (т. е. оценка результата работы полиции), а также об эффективности деятельности полиции3. Прочие формы мониторинга мнений граждан о полиции связаны с интернет-опросами, а потому являются заведомо менее репрезентативными.

Существует немалое количество научных работ по вопросам проведения анкетирования граждан о работе российской полиции, которые чаще всего носят описательный характер [2; 4], но есть и глубокие аналитические исследования [1; 5]. В данных трудах обращается внимание на то, что у концепции применения результа-

1 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции: приказ МВД России от 1 декабря 2016 г. № 777.

3 Анкетные вопросы формулируются следующим образом: «Доверяете ли органам внутренних дел в вопросах защиты Ваших личных и имущественных интересов?», «Чувствуете ли себя защищенным (-ой) от преступных посягательств на Вашу жизнь, здоровье, имущество и т. д.?», «Насколько эффективна в целом деятельность органов внутренних дел по защите Ваших личных и имущественных интересов?».

тов опросов граждан для оценивания работы полиции имеются как сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, внедрение оценивания гражданами качества общественных услуг — часть общей политики на внедрение и освоение демократических институтов. Однако, с другой стороны, необходимо учитывать, что оценка гражданами работы полиции существенно зависит от их отношения к органам власти вообще (не только к полиции), а также от общей ситуации в стране, в конкретном регионе. Такая оценка зависима не только от положения дел в сфере борьбы с преступностью, но и от ситуации в экономике и политике, на которую МВД России никак не может влиять, а также от многих конъюнктурных факторов (например, от публикаций в средствах массовой информации). В то же время нельзя отрицать, что положительная или отрицательная направленность в оценках полиции гражданами существенно зависит в конечном счете от реальной ежедневной деятельности органов внутренних дел. Имеются службы (прежде всего, участковые уполномоченные полиции и дорожно-патруль-ная служба), с представителями которых граждане встречаются относительно часто, и в результате таких встреч, как правило, складываются личные впечатления о повседневной работе полиции.

Наряду с этой общей проблемой (отражения в оценках респондентов реальной результативности полиции) есть и другие, более частные, но не менее практически значимые. Для их понимания сопоставим результаты, полученные в субъектах Российской Федерации на основе мониторинга вышеуказанных основных форм общественного мнения о полиции. Воспользуемся для этого материалами, собранными в 2020 г. сотрудниками научно-исследовательского центра Академии управления МВД России (далее — НИЦ Академии управления МВД России) при проведении научно-исследовательской работы об организации изучения общественного мнения о полиции на региональном уровне. В процессе исследования почти из всех субъектов Российской Федерации (78 из 85) были собраны информационные справки, которые содержали данные не только о результатах мониторинга мнения граждан о деятельности органов внутренних дел в 2017—2019 гг., но и мнения сотрудников территориальных подразделений полиции о недостатках существующей системы опроса граждан и о возможных направлениях ее совершенствования. Обобщение этих материалов привело к неожиданным выводам.

Прежде всего выясняется, что результаты мониторингов, полученные территориальными органами внутренних дел МВД России и ФСО России, значительно различаются не только по отдельным регионам, но и в целом по стране (рис. 1—2).

74,1 73 7

-

73,7 72,7 ^^^^

71,6 70,а

71,1 70,4

69,4

Защищенность

2018 Доверие

— — Эффективность I

Рис. 1. Динамика показателей оценки работы полиции в 2017-2019 гг. по данным МВД России, %

45

46 44 42 40

35

36

45,7

42,2 39,4 41,9 40

33,3 38,3 "Г 1 ^38,2

2017

Защищенность

2018

- До&ерие

-Эффективность

Рис. 2. Динамика показателей оценки работы полиции в 2017-2019 гг. по данным ФСО России, %

В целом по России оценки, полученные МВД России, почти в 2 раза выше показателей, представленных ФСО России. Так, если по данным МВД России доверие к работе полиции в 2017-2019 гг. испытывали 70-74 % россиян, то по данным ФСО России - только 38-42 %. Следует также отметить, что мониторинг МВД России показывает в последние три года снижение положительных оценок граждан по «уровню доверия к органам внутренних дел» и «оценке эффективности их деятельности». И, напротив, результаты мониторинга ФСО России демонстрируют рост положительных оценок населения России к деятельности полиции. Каким же данным больше верить? Улучшаются показатели полиции (по данным опросов ФСО России) или ухудшаются (по результатам опросов МВД России)?

Большое различие между вышеуказанными оценками объясняется, в первую очередь тем, что

ФСО России выступает для граждан относительно независимым «внешним арбитром», в то время как территориальным органам полиции при проведении опросов населения трудно скрыть заинтересованность в получении положительных оценок о своей работе. Поскольку для проведения опросов территориальными органами МВД России, как показали информационные справки из регионов, в качестве интервьюеров обычно привлекаются сами сотрудники полиции, деятельность которых и подлежит оценке4, то объективность такого опроса вряд ли будет высокой. В такой ситуации интервьюеры, скорее всего, непроизвольно, не желая этого оказывают

4 «Изучение мнения населения как форма организации сбора, обработки, обобщения информации о мнении населения по вопросам деятельности полиции в муниципальных районах и городских округах субъектов Российской Федерации построено на принципе ведомственной координации с использованием ведомственного способа сбора социологической информации (силами рабочих групп, сформированных из числа сотрудников (работников) структурных подразделений территориального органа МВД России)» [11, с. 4].

198

влияние на респондентов, которые часто склонны скрывать свое настоящее мнение. Поэтому оценки, полученные ФСО России, вероятно, более объективны. В таком случае динамику 2017—2019 гг. можно интерпретировать как тенденцию к улучшению отношения граждан к деятельности полиции. Данные опроса ФСО России в 2020 г. подтверждают такой вывод: показатель доверия повысился до 44,9 %, защищенности — до 51,6 %, а эффективности — до 43,8 % [7].

Пониженную объективность опросов, организованных территориальными органами МВД России, вряд ли следует интерпретировать как ненужность таких опросов. Ведь подобные опросы могут пусть и не точно, но более оперативно реагировать на изменения общественного мнения в регионах. Кроме того, следует обратить внимание на то, что оценки от ФСО России и от МВД России имеют тенденцию сближаться: если в 2017 г. разрыв между ними составлял 36 процентных пунктов, то в 2019 г. — только 28. Возможно, граждане постепенно привыкают не «стесняться» высказывать свое критическое мнение при опросах. Так, через 5—10 лет при сохранении данной тенденции оба вида опросов будут давать схожие результаты. Тем не менее в настоящее время расхождения между результатами опросов ФСО России и МВД России настолько велики, что ставят под вопрос их практическую полезность.

В качестве примера казусов, связанных с сомнениями в достоверности данных опросов общественного мнения о полиции, следует назвать Челябинскую область. Так, в 2018 г. целенаправленно выезжала группа исследователей из ВНИИ МВД России и Академии управления МВД России [6; 8]. «Выездное» исследование было связано с тем, что при очередном весеннем опросе ФСО России в этом регионе были зафиксированы исключительно низкие оценки доверия граждан к органам внутренних дел, а именно доверие выразили лишь 24,3 % респондентов, в то время как противоположной позиции придерживались 60,5 %. По данным ФСО России, этот показатель доверия населения к полиции в 2018 г. оказался существенно ниже средних показателей и по Уральскому федеральному округу (35,30 %), и по России в целом (39,4 %). Он противоречил тому, что ведомственная оценка (на основе внутренних показателей — количество задержанных, раскрываемость преступлений и т. д.) работы ГУ МВД России по Челябинской области, наоборот, в 2018 г. являлась высокой (в частности, по итогам сентября-октября 2018 г. — второе место среди всех территориальных подразделений полиции по России). Парадоксальность ситуации усиливалась еще и тем, что социологический опрос, проведенный в октябре-ноябре 2018 г. силами рабочих групп, организованных при территориальных органах МВД России Челябин-

ской области, продемонстрировал очень высокий (выше среднероссийского по опросам МВД России) уровень доверия к полиции — 78,1 %.

Если бы во всех регионах показатели опросов МВД России примерно в одинаковой степени отличались от показателей опросов ФСО России, то сомнений в их корректности было бы меньше. Однако на самом деле степень расхождений между данными, представленными МВД России и ФСО России сильно варьируется по субъектам Российской Федерации.

Рассмотрим в качестве примера дифференциацию различий по показателю доверия к полиции в 2019 г. (рис. 3). Значительное расхождение оценок деятельности полиции наблюдалось в 13 из 78 субъектах. На первом месте стала Самарская область (оценка ФСО России - 26,7 %, оценка МВД России — 87,1 %). Другие примеры больших расхождений — Карачаево-Черкесская Республика (соответственно 32,0 % и 85,3 %), Республика Дагестан (33,0 % и 83,7 %), Свердловская область (34,3 % и 84,1 %) и Краснодарский край (28,2 % и 69,0 %). Лишь в четырех регионах (Пензенская, Ленинградская области, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ (далее — ХМАО)), наоборот, оценки МВД России оказались немного ниже оценок ФСО России и в 22 субъектах Российской Федерации оценки МВД России превышали оценки ФСО России не более чем на 50 %.

Для того, чтобы уточнить, что характеризует результаты проводимых ФСО России и МВД России мониторингов общественного мнения, проанализируем подробнее базы данных опросов 2017—2019 гг., стремясь найти ответы на следующие два вопроса:

1. Существует ли корреляция между ответами респондентов на вопросы: о доверии к полиции, о защищенности и об оценке работы полиции в районе проживания респондента?

2. Существует ли взаимосвязь между показателями двух разных баз опросов — ФСО России и МВД России?

В процессе поиска ответов на эти вопросы проверялись следующие гипотезы:

1) чем выше доверие к полиции в целом и оценка полиции в районе проживания, тем более защищенными чувствуют себя проживающие в регионе граждане;

2) между показателями опросов МВД России и ФСО России существует значимая корреляция, поскольку они измеряют один и тот же объект — общественное мнение о работе полиции.

По данным опросов, проводимых МВД России, к регионам Российской Федерации, где в 2019 г. были самые высокие показатели доверия к полиции, следует отнести Тамбовскую, Омскую, Псковскую, Курганскую области, а также Чеченскую Республику (рис. 4). Однако, согласно данным ФСО России, из вышеуказанных

ПЕНЗЕНСКАЯ О Б Л АС Г Ь Г - САНКТ ПЕТЕРБУРГ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО ЮГ РА ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧУКОТСКИЙ АО БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Е BP Е ЙС КАЯ АО ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ ТУ Л ЬС КАЯ О БЛАСТЬ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ Я МАЛО' НЕНЕЦКИЙ АО ПЁРМСКИЙНРАЙ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Г.СЕВАСТОПОЛЬ КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ РЯ iАНСКАЯ ОБЛАСТЬ АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕС ПУБЛИКА ХАКАСИЯ БРЯ H С КАЯ О БЛАСТЬ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА РЕСПУ БЛИКА МАРИЙ Э Л П С КО ВС КАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА ТЫВА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КУЗБАСС АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ РЕСП.ТАТАРСТАН ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРИМОРСКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСП.

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КРАС НОЯ PC КИЙ КРАЙ ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ КА МЧА ТС КИЙ КР АЙ РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА СЕВ. ОСЕТИЯ АЛАНИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕС ПУБЛИКА АДЫГЕЯ УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУ БЛИКА КОМИ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КУ PC КАЯ О БЛ АСТЬ АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ О МС КАЯ О БЛАСТЬ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ КРАСНОДАРСКИЙКРАЙ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА Д АГЕС ТАН КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСП.

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕГ ИОН

"226%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

X

*

S а H

к

<

X X

с s

и

и *

я и S

199

Рис. 3. Превышение показателей оценки доверия полиции, которые были получены территориальными органами внутренних дел МВД России, над показателями, полученными ФСО России в 2019 г.

200

субъектов Российской Федерации входит только Псковская область. Другие три региона из рейтинга МВД России (Тамбовская, Курганская области, Чеченская Республика), хотя и попадают в верхнюю часть рейтинга ФСО России, но имеют невысокие показатели. Согласно опросам

МВД России, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области парадоксально являлось одним из лучших регионов в России по показателям оценки доверия к полиции, но по опросу ФСО России находится в нижней части рейтинга.

Рис. 4. Доля положительных ответов в субъектах Российской Федерации на вопрос о доверии полиции (по данным опросов МВД России и ФСО России в 2019 г., %)

К регионам с самыми низкими показателями доверия по данным МВД России относятся Ленинградская, Пензенская, Сахалинская области, г. Санкт-Петербург, а также ХМАО. Однако ХМАО в опросе ФСО России находится на четвертом месте среди регионов с высокими показателями. Со-

гласно данным ФСО России, самые нижние позиции по доверию занимают такие регионы, как: Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Самарская, Иркутская области, напротив, в рейтинге опросов МВД России данные субъекты Российской Феде-

Рис. 5. Доля положительных ответов в субъектах Российской Федерации на вопрос о защищенности от криминальных посягательств (по данным опросов МВД России и ФСО России в 2019 г., %)

202

рации (кроме Республики Ингушетия, где опрос МВД России не проводился) имеют лидирующие позиции. Особо выделяется Самарская область, которая была предпоследней среди всех регионов согласно данным ФСО России, но шестой среди наилучших по данным МВД России (рис. 4).

Таким образом, между рейтингами ФСО России и МВД России наблюдается значительная рассогласованность по показателям доверия к полиции. Она доходит до того, что регион-субъект, который считался одним из лучших в одном рейтинге, может оказаться одним из худших в другом.

Рис. 6. Доля положительных ответов в субъектах Российской Федерации на вопрос об эффективности работы полиции (по данным опросов МВД России и ФСО России в 2019 г., %)

Среди российских регионов с самым высоким показателем защищенности в 2019 г. по данным МВД России следует назвать Тамбовскую, Псковскую, Самарскую, Курганскую области и Чеченскую Республику — выше 85 % (рис. 5). К регионам же с самыми низкими (ниже 50 %) показателями защищенности по данным МВД России относятся Пензенская, Ленинградская, Сахалинская, Воронежская области, г. Санкт-Петербург. Таким образом, показатели защищенности совпадают с показателями доверия к полиции, что подтверждает вышеуказанную гипотезу: доверие к полиции выше в тех регионах, где более высокий уровень защищенности.

По данным ФСО России, высокий показатель защищенности имеют следующие регионы: Магаданская, Белгородская, Псковская области, Республика Крым, ХМАО (показатели защищенности выше 60 %), а среди регионов с низким уровнем (ниже 34 %) — Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, а также Амурская и Калининградская области.

При сравнении вышеуказанных показателей Псковская область имеет один из наилучших в России показателей как по данным МВД России, так и по данным ФСО России. В то же время есть регион, который находится на высоком уровне по опросам МВД России, но попадает в нижнюю часть рейтинга ФСО России, — Самарская область, проявившая аналогичный парадокс при сравнении рейтингов доверия к полиции. Есть и противоположный пример, когда субъект с самыми, казалось бы, худшими показателями по данным опросов МВД России попадает в верхнюю часть рейтинга ФСО России (г. Санкт-Петербург).

Рейтинги оценки эффективности полиции мало отличаются от рейтингов доверия к полиции (рис. 6). Это наводит на предположение, что россияне во время опросов не видят существенной разницы в этих двух видах оценивания.

По данным мониторинга общественного мнения о деятельности полиции за 2019 г., проведенного МВД России, самые лучшие показатели оценки эффективности продемонстрировали Чеченская Республика, Республика Мордовия, Тамбовская, Псковская, Самарская области. Согласно же опросам, проведенным ФСО России, высокий показатель имеет лишь Чеченская Республика из вышеуказанных регионов. В то же время почти все регионы с лидирующими позициями из рейтинга МВД России попали в верхнюю часть рейтинга ФСО России, т. е. они объективно являются лучшими по данному показателю. Причем Самарская область (уже по третьему показателю) имеет высокий уровень в рейтинге МВД России и низкий в рейтинге ФСО России.

Регионы с низкими показателями в обоих рейтингах сильно различаются. В частности, г. Санкт-Петербург находится на предпослед-

ней позиции в рейтинге МВД России (положительную оценку местной полиции дали 27,8 % респондентов), но в верхней части рейтинга ФСО России (41,3 %). Похожие позиции занимает Тюменская область (соответственно 50,5 % и 44,0 %).

Таким образом, сравнение уровней оценки регионов по всем трем показателям показало, что между ними имеются как определенные корреляции («лучшие» регионы из рейтинга МВД России чаще всего попадают в верхнюю часть рейтинга ФСО России), так и резкие расхождения. Примером согласованности обоих рейтингов является Псковская область, которая была среди лучших по всем трем показателям в обоих рейтингах5. Напротив, Самарская область, которая по всем трем показателям оказалась среди самых лучших регионов в рейтинге МВД России, но в нижней части рейтинга ФСО России.

Перейдем теперь от выборочных примеров к измерению согласованности двух рейтингов в целом. Оценить степень взаимосвязи между рейтингами двух государственных ведомств и между внутренними элементами каждого из этих рейтингов помогут стандартные методы математического анализа — коэффициенты корреляции по Спирмену между показателями опросов ФСО России и МВД России в 2019 г. (табл. 1).

Как показывает расчет показателей корреляции, первую гипотезу можно считать подтвердившейся, поскольку в первой части таблицы все показатели значимы и велики по модулю. Такие показатели (в интервале от 0,7 до 0,9) интерпретируются как высокая корреляционная связь. Поэтому можно доказательно утверждать, что оценки полиции гражданами (доверие к полиции, эффективность работы) зависят от того, как граждане оценивают свою защищенность от криминальных посягательств.

В то же время вторая гипотеза (об ожидаемой корреляции между оценками ФСО России и МВД России) не подтвердилась. Коэффициенты Спирмена во второй части таблицы оказались не просто очень малы по модулю (не более 0,1), но и не имеют оценки значимости. Такой результат следует однозначно интерпретировать как полное отсутствие взаимосвязи.

Поскольку, как ранее указывалось, методика опросов ФСО России предполагает более высокую объективность, то отсутствие корреляции оценок ФСО России с оценками МВД России заставляет задуматься об эффективности опросов, проводимых территориальными органами МВД России. Отсутствие связи между оценками ФСО России и МВД России позволяет выдвинуть предположение, что показатели территориальных органов полиции просто выдумывают-

5 По оценке эффективности Псковская область была третьей в рейтинге МВД России, но шестой в рейтинге ФСО России.

ся. Полученные результаты соответствуют предполагаемой ситуации, когда те, кто придумывает результаты опросов населения территориальными органами МВД России, следят только за тем, чтобы все три показателя были близки друг к другу (как и в опросах ФСО России), а степень их отличия от оценок ФСО России определяется фантазией сотрудников территориальных органов МВД России. Такая гипотетическая реконструкция не отрицает того, что некоторые территориальные органы полиции (например, г. Санкт-Петербург) могут корректно проводить социологические опросы и получать от граждан досто-

верные оценки, мало отличающиеся от оценок по опросам ФСО России. Однако такая корректная организация опросов встречается не часто и не сильно влияет на общую рассогласованность результатов опросов ФСО России и МВД России.

Конечно, такое гиперкритическое предположение является лишь одним из возможных объяснений. Исходя из презумпции честных намерений, проще предположить, что территориальные органы полиции недостаточно профессионально владеют методиками социологических опросов и (или) невольно выбирают те методы, которые дают малодостоверные результаты.

Таблица 1

Корреляции по Спирмену между показателями опросов общественного мнения о полиции в 2019 г.

Показатели, чья взаимосвязь измеряется Корреляция по Спирмену

Проверка зависимости оценок полиции от защищенности граждан

Защищенность граждан и их доверие к полиции по данным ФСО России 0,825**

Защищенность граждан и их оценка эффективности работы полиции в местах проживания по данным ФСО России 0,761**

Защищенность граждан и их доверие к полиции по данным МВД России 0,881**

Защищенность граждан и их оценка эффективности работы полиции в местах проживания по данным МВД России 0,833**

Проверка взаимосвязи показателей ФСО России и МВД России

Защищенность граждан по данным ФСО России и МВД России 0,087

Доверие к полиции по данным ФСО России и МВД России 0,100

Оценка деятельности полиции в местах проживания респондентов по данным ФСО России и МВД России 0,023

204

** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Как правило, низкая достоверность опросов общественного мнения, проводимых на региональном уровне территориальными органами МВД России, актуализирует вопрос о возможности усовершенствования проведения этих опросов. Ведь критическое отношение к существующей организации этих опросов специалистами уже высказывалось. Например, по мнению С. А. Тимко, проведение данных опросов «сотрудниками ведомства приведет к искажению результатов», а в результате «будут впустую потрачены материальные и трудовые ресурсы; реальные проблемы деятельности полиции могут быть не выявлены, негатив среди населения будет накапливаться» [10, с. 74].

При сборе в 2020 г. информационных справок из регионов сотрудники НИЦ Академии управления МВД России целенаправленно обратились к территориальным органам МВД России с просьбой предоставить предложения и рекомендации по этому поводу. Большое количество ответов показало,

что в регионах чаще всего осознают высокую проблемность проводящихся ими социологических опросов.

Осознавая отсутствие собственных специалистов-социологов, многие территориальные органы полиции (например, ГУ МВД России по Вологодской области, УМВД России по Брянской области, УМВД России по Забайкальскому краю, УМВД России по Курганской области и т. д.) предлагают проводить исследование общественного мнения независимыми социологическими организациями. Данное предложение высказывалось чаще любых других предложений по совершенствованию методов опроса. Это предложение абсолютно правомерно с точки зрения социологической науки, но его практическая реализация упирается в нехватку ресурсов. Так, приказ МВД России от 1 декабря 2016 г. № 777 требует от территориальных органов полиции проводить опросы, но не предполагает выделения дополнительного финансирования.

Привлечение к опросам социологов-профессионалов возможно путем, например, договоренностей с местными социологическими и (или) маркетинговыми организациями о включении ими в свои анкеты по другим проектам тех немногих вопросов, которые нужны именно территориальным органам МВД России. Такой вариант не требует дополнительных затрат, но он может быть реализован только за счет социальных связей (в том числе через общественные советы).

В некоторых регионах России уже достигнута договоренность об исследовании общественного мнения о полиции специализированными социологическими центрами. Например, ГУ МВД России по Кемеровской области имеет договоренность с фондом социологических исследований «Сибирская политика», УМВД России по Костромской области — с ОУ ДО «Центр развития организаций и управления изменениями „Грани"», в УМВД России по Новгородской области изучение общественного мнения включе-

но в региональную программу по обеспечению общественной безопасности, согласно которой исследование проводит независимый социологический центр ГОБУ «Общественно-аналитический центр». К сожалению, такие аутсорсин-говые практики общепринятыми не являются, оставаясь лишь инициативой отдельных территориальных органов МВД России.

Чтобы стимулировать повышение объективности при опросах, организованных территориальными органами полиции, целесообразно специально изучать казусы слишком сильных расхождений. Если такие резкие расхождения в конкретном субъекте федерации наблюдаются систематически, то, возможно, нужно давать им отрицательную служебную оценку, не связанную с какими-либо объективными обстоятельствами. Наоборот, сотрудники территориальных органов полиции, которым удается (самостоятельно или с помощью аутсорсинга) регулярно организовывать достоверные социологические опросы, заслуживают дополнительных служебных поощрений.

Список литературы:

1. Гимпельсон В. Е, Монусова Г. А. Доверие к полиции: межстрановой анализ // Вопросы экономики. 2012. № 11.

2. Глухова А. А, Иудин А. А, Шпилев Д. А. Оценка гражданами уровня доверия полиции и защищенности от преступных посягательств // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 3.

3. Демидов Н. Н, Зуева О. В. Общественное мнение о деятельности полиции. Волгоград, 2011.

4. Ильченко В. А. Общественное мнение о полиции: к проблеме формирования общественного доверия к полиции в России // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2016. № 2.

5. Костин С. Г. Мониторинг общественного мнения населения о деятельности органов внутренних дел с целью формирования позитивного имиджа сотрудника полиции // NB: Административное право и практика администрирования. 2020. № 3.

6. Латов Ю. В., Ситковский А. Л. Можно ли оценивать полицию опросами общественного мнения? (анализ case-study) // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И. Г. Чистобородова, А. Л. Ситковско-го, В. О. Лапина. 2020.

7. Общественное мнение. Оценка деятельности полиции в Российской Федерации

References:

1. Gimpel'son V. Ye., Monusova G. A. Doveriye k policii: mezhstranovoj analiz // Voprosy ekono-miki. 2012. № 11.

2. Gluhova A. A., Iudin A. A., Shpilev D. A. Ocen-ka grazhdanami urovnya doveriya policii i zash-chishchennosti ot prestupnyh posyagatel'stv // Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. 2017. T. 11. № 3.

3. Demidov N. N, Zuyeva O. V. Obshchestvennoye mneniye o deyatel'nosti policii. Volgograd, 2011.

4. Il'chenko V. A. Obshchestvennoye mneniye o policii: k probleme formirovaniya obshchest-vennogo doveriya k policii v Rossii // Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2016. № 2.

5. Kostin S. G. Monitoring obshchestvenno-go mneniya naseleniya o deyatel'nosti organov vnutrennih del s cel'yu formirovaniya pozi-tivnogo imidzha sotrudnika policii // NB: Ad-ministrativnoye pravo i praktika administriro-vaniya. 2020. № 3.

6. Latov Yu. V., Sitkovskij A. L. Mozhno li oceni-vat' policiyu oprosami obshchestvennogo mneniya? (analiz case-study) // Strategich-eskoye razvitiye sistemy MVD Rossii: sostoy-aniye, tendencii, perspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshch. red. I. G. Chisto-borodova, A. L. Sitkovskogo, V. O. Lapina. 2020.

7. Obshchestvennoye mneniye. Ocenka deyatel'nosti policii v Rossijskoj Federacii v

в 2020 г. URL: https://xn—blaew.xn—plai/ publicopinion (дата обращения: 01.02.2021).

8. Ситковский А. Л., Латов Ю. В. Парадоксы оценки российской полиции опросами общественного мнения // Социологические исследования. 2021. № 2.

9. Ситковский А, Яковлев О. Развитие системы исследования общественного мнения о деятельности полиции // Профессионал. 2017. № 2.

10. Тимко С. А. Новая процедура мониторинга общественного мнения о деятельности полиции: критический взгляд // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 2.

11. Яковлев О. В., Кокорев В. Ю, Родимушкина О. В., Черкасов Р. В. Методика организации изучения общественного мнения о деятельности полиции на районном уровне: методические рекомендации. Москва, 2018.

2020 g. URL: https://xn—b1aew.xn—p1ai/pub-licopinion (data obrashcheniya: 01.02.2021).

8. Sitkovskij A. L, Latov Yu. V. Paradoksy ocen-ki rossijskoj policii oprosami obshchestvenno-go mneniya // Sociologicheskiye issledovaniya. 2021. № 2.

9. Sitkovskij A, Yakovlev O. Razvitiye sistemy issledovaniya obshchestvennogo mneniya o deyatel'nosti policii // Professional. 2017. № 2.

10. Timko S. A. Novaya procedura monitoringa ob-shchestvennogo mneniya o deyatel'nosti policii: kriticheskij vzglyad // Vestnik of Siberian Law Institute of the MIA of Russia. 2017. № 2.

11. Yakovlev O. V., Kokorev V. Yu., Rodimushki-na O. V., Cherkasov R. V. Metodika organi-zacii izucheniya obshchestvennogo mneniya o deyatel'nosti policii na rajonnom urovne: meto-dicheskiye rekomendacii. Moskva, 2018.

Для цитирования:

For citation:

Латов Юрий Валерьевич, Ситковский Андрей Леонидович, Костин Сергей Геннадьевич. Сравнение исследований общественного мнения о деятельности полиции на региональном уровне: ФСО versus МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58). С. 194-206.

Latov Yuriy Valer'evich, Sitkovskiy Andrey Leonidovich, Kostin Sergey Gennad'evich. Comparison of public opinion research on police activities at the regional level: Federal Protection Service versus Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2 (58). P. 194-206.

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.