Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКА - ОТКРЫТОГО КОНКУРСА И АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ'

СРАВНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКА - ОТКРЫТОГО КОНКУРСА И АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / УЧАСТНИК ЗАКУПКИ / ЗАКАЗЧИК / ДАТА ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОДАЧИ ЗАЯВОК / ЦЕНА КОНТРАКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляшова А. С.

Данная статья посвящена исследованию сравнительных характеристик наиболее распространённых конкурентных способов выявления подрядчика. Посредством закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд государство участвует в экономике. Наиболее часто встречаемые методы проведения государственных и муниципальных закупок - открытый конкурс и электронный аукцион. Оба способа определения победителя закупки имеют как положительные, так и отрицательные черты, а также имеют и сходства, и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE CHARACTERISTICS OF COMPETITIVE METHODS OF DETERMINING THE SUPPLIER - ELECTRONIC AUCTION AND OPEN TENDER IN ELECTRONIC FORM

This article is devoted to the study of comparative characteristics of the most common competitive ways of identifying a contractor. Through the procurement of goods, works and services for state and municipal needs, the state participates in the economy. The most common methods of conducting state and municipal procurement are open tender and electronic auction. Both methods of determining the winner of the purchase have both positive and negative features, and also have similarities and differences.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКА - ОТКРЫТОГО КОНКУРСА И АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»

СРАВНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ

ПОДРЯДЧИКА - ОТКРЫТОГО КОНКУРСА И АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ

ФОРМЕ

А.С. Ляшова, магистрант Научный руководитель: В.В. Мазий, доцент Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

001:10.24412/2411-0450-2022-6-2-13-16

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию сравнительных характеристик наиболее распространённых конкурентных способов выявления подрядчика. Посредством закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд государство участвует в экономике. Наиболее часто встречаемые методы проведения государственных и муниципальных закупок - открытый конкурс и электронный аукцион. Оба способа определения победителя закупки имеют как положительные, так и отрицательные черты, а также имеют и сходства, и различия.

Ключевые слова: открытый конкурс, электронный аукцион, участник закупки, заказчик, дата окончания срока подачи заявок, цена контракта.

Посредством закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд государство имеет доступ к участию в экономике. Государственные закупки имеют большую важность именно своей целевой направленностью, так как необходимы для государственных потребностей, обеспечивая жизнедеятельность и функционирование государственного аппарата.

На сегодняшний день основное направление развития государственного и муниципального заказа - создание высокого качества, рационализации и эффективности механизма реализации закупок.

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон №44-ФЗ) содержит основные способы реализации государственных и муниципальных закупок:

1) открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двух-этапный конкурс;

2) электронный аукцион, закрытый аукцион;

3) запрос котировок;

4) запрос предложений;

5) закупка у единственного поставщика.

На практике для осуществления государственных и муниципальных закупок заказчиками в основном используются электронный аукцион и открытый конкурс.

Электронный аукцион - это аукцион, при котором информация (извещение и документация) о проведении закупки сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц посредством единой информационной системы (ЕИС), где ко всем участникам закупки установлены единые требования. Сам аукцион проводит оператор электронной площадки (ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) [1].

Исходя из мнения ученых, пользователей (заказчиков) и органов контроля электронные аукционы хороши тем, что обеспечивают максимальную открытость, публичность процесса размещения заказов, а также способствуют привлечению для участия в них большого количества лиц [2].

Согласно Закону №44-ФЗ, существует перечень объектов закупки Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р [3], при котором обязательно проведение электронного аукциона. В него входит большое количество товаров, работ, услуг, а именно сельскохозяйственных, финансовых, водоотве-

денческих, издательских, телекоммуникационных, электрических и компьютерных оборудований, лекарственных препаратов, строительных работ, продуктов питания, одежды.

Электронный аукцион необходимо проводить не всегда, когда объект закупки входит в перечень Правительства РФ. Заказчик вправе провести иной способ определения подрядчика, поставщика, исполнителя. (ч. 2 ст. 59 Закона №44-ФЗ)

К положительным сторонам электронного аукциона можно отнести:

1) экономное использование бюджетных ресурсов для организации, проведения процедуры и в её результате;

2) минимальный риск возникновения коррупционных действий, так как все сведения конфиденциальны;

3) высокая степень защиты, исключающая мошеннические действия

4) доступность для больших, средних и малых предприятий, влекущая расширение рынков сбыта последних;

5) сжатые сроки проведения процедуры;

6) прозрачность и открытость проведения - процесс закупки можно наблюдать онлайн от начала и до конца;

7) все документы о закупке, результате проведения, процессе исполнения контракта доступны в электронном виде в любое время.

Электронный аукцион, как и другие способы закупки, имеет недостатки:

1) оценка заявок производится только по одному критерию цены;

2) возможен риск технических сбоев в ходе проведения аукциона;

3) более длительная процедура, чем запрос предложений/котировок;

4) риск получения претензий из-за допущения ошибок в проведении процедуры ввиду ее сложности и многоэтапности.

Открытый конкурс в электронной форме - это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц посредством размещения информации о нем в ЕИС, где участники закупки имеют единые требования (ст. 54.1 Закона №44-ФЗ).

Конкурс - это своего рода соревнование, где цель - выявление лучших из участников, а сущность заключается в состязательности, происходящей в торгах, где победителем становится претендент, соответствующий установленным критериям, демонстрирующий преимущества в результате рассмотрения, сопоставления, оценки всех заявок [5].

Фактически конкурс проводится тогда, когда заказчику важно иметь не только выгодную цену объекта закупки, но и его качественные характеристики - функциональные, экологические, квалификационные.

На практике конкурс проводится, когда использование других способов закупки необязательно или невозможно, так как в составе Закона №44-ФЗ не фиксированы случаи обязанности заказчика проводить открытый конкурс.

Преимуществами открытого конкурса являются следующие:

1) победитель определяется исходя из совокупности предложенной цены и качества, технических характеристик закупки;

2) информация о закупке размещаются в СМИ в свободном доступе - это способствует привлечению большего количества участников, развивает конкуренцию и дает право выбрать наилучшее предложение;

3) при выборе победителя помимо цены учитываются квалификация участника, качественные и другие характеристики товара, работы, услуги;

4) прозрачность и открытость проведения закупки.

Отрицательными сторонами открытого конкурса являются:

1) возможность технических неполадок на площадке;

2) многоверятностная проверка рациональности выбора данного способа выявления подрядчика, ведь случаи проведения заказчиком открытого конкурса не регламентированы;

3) долго длящаяся процедура проведения относительно запроса котировок и предложений.

Таким образом, конкурс и аукцион в электронной форме имеют массу различий:

1. Критерии оценки заявок участников.

Для электронного аукциона важен единственный критерий - цена, а для открытого конкурса кроме стоимости учитываются квалификация участников, наличие финансовых ресурсов, право собственности на оборудование или другие материальные ресурсы, опыт работы, деловая репутации сотрудников.

2. Порядок выявления победителя.

Победитель в электронном аукционе -

участник, предложивший наименьшую цену контракта или сумму цен единиц объекта закупки. В открытом же конкурсе победителем признается участник, имеющий наилучшие условия выполнения контракта в соответствии с критериями, указанными в документации.

То есть разнятся цели организаторов конкурса и аукциона, где первые выбирают лиц, максимально способных к рациональному решению поставленной задачи, а вторые выявляют исполнителя, который может предложить наиболее выгодную цену [6].

3. Возможность выбора способа проведения закупки.

Случаи, когда заказчику обязательном нужно проводить электронный аукцион регламентированы Законом, а также заказчик может проводить его по своему желанию, когда объект закупки не включен в перечень, предусмотренный Правительством РФ. Проведение открытого конкурса носит остаточный принцип, то есть его можно осуществлять, когда использование иных способов закупки необязательно или невозможно.

4. Сроки проведения процедур.

Извещения о проведение открытого

конкурса размещается в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие. А срок размещения извещения об электронном аукционе зависит от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК): НМЦК не превышает 300 млн. рублей - извещение размещается не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок; НМЦК превышает 300 млн рублей - не менее чем за 15 дней.

Когда объект закупки - строительные работы, реконструкция, капитальный ремонт, снос строительства - извещение размещается не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок (при условии, что НМЦК превышает 2 млрд. рублей, а если нет, то минимальный срок - 7 дней).

5. Содержание документации о проведении закупки.

В конкурсе устанавливается требование к форме заявки на участие, когда при проведении аукциона такое требование невозможно, но может носить рекомендательный характер (ч.2. ст. 64 Закона № -44ФЗ) [7].

6. Количество шагов в торгах.

Электронный аукцион позволяет участникам закупки уменьшать цену (в размере аукционного шага) неограниченное количество раз, тогда как открытый конкурс допускает лишь окончательное предложение о цене контракта.

Несмотря на большое количество отличий, имеются и сходства в процедурах, такие как обеспечение заявки на участие в виде денежных средств или банковской гарантии. (ч. 2 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), применение антидемпинговых мер (ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Критикуя широкое распространение аукционов, О. А. Беляева высказывается, что наилучшее по цене предложение не всегда, а даже редко является на практике самым выгодным. Низкая цена часто свидетельствует о том, что поставщик работает в убыток или не рентабельно, что говорит об отсутствии резерва надежности и результат работы имеет качество ниже, чем предполагалось изначально, а время исполнения обязательств дольше запланированного или же вовсе заказ не исполняется [8].

Рассмотрев данные способы закупки, нельзя не согласиться с высказыванием О. А. Беляевой потому, что в результате проведения электронного аукциона заказчик имеет минимально соответствующие техническому заданию товар, работу, услугу. При проведении закупки в форме открытого конкурса, заказчик получает экономию бюджетных средств, а также результат то-

вара, работ, услуг с характеристиками В связи с вышеизложенным, можно сде-лучше тех, что были им изначально зало- лать вывод - открытый конкурс в элек-жены в техническом задании. Таким обра- тронной форме является более практичной зом, в конкурсе заказчик получает лучшее, формой закупки, чем электронный аукци-а в аукционе - дешевое по себестоимости. он.

Библиографический список

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Цариковский А.Ю. [Интервью со статс-секретарем - заместителем руководителя ФАС России А. Ю. Цариковским] // Законодательство. 2020. № 1. С. 7.

3. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) распоряжением Правительством РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 13, ст.1880.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 88.

5. Кармзинов А. Е. Институционализация отношений субъектов торгов как фактор развития конкуренции в экономике России: дис. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону. 2019. С. 67.

6. Савина В. С. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов в предпринимательской деятельности: дис.... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 69.

7. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2018 N Ф07-4818/2015 по делу N А56-43749/2014. // СПС «КонсультантПлюс».

8. Беляева О. А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М.: Юриспруденция, 2019.

9. Официальный сайт Единой информационной системы. - [Электронный ресурс]. -Режим дотсупа: кйр8://2акирк1.§оу.ги/ер2/тат/риЬНс/коте.к1т1(Дата обращения: 13.12.2021 г.)

COMPARISON OF THE CHARACTERISTICS OF COMPETITIVE METHODS OF DETERMINING THE SUPPLIER - ELECTRONIC AUCTION AND OPEN TENDER IN

ELECTRONIC FORM

A.S. Lyashova, Graduate Student Supervisor: V.V. Maziy, Associate Professor Don State Technical University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. This article is devoted to the study of comparative characteristics of the most common competitive ways of identifying a contractor. Through the procurement of goods, works and services for state and municipal needs, the state participates in the economy. The most common methods of conducting state and municipal procurement are open tender and electronic auction. Both methods of determining the winner of the purchase have both positive and negative features, and also have similarities and differences.

Keywords: open tender, electronic auction, procurement participant, customer, deadline for submission of applications, contract price.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.