Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ НА 2022 ГОД'

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ НА 2022 ГОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1171
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / КОНТРОЛЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИЗМЕНЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майзель Сергей Гершевич, Кот Екатерина Михайловна, Зайкова Вероника Александровна

В современном мире, на текущий момент происходит развитие и совершенствование законодательства в системе закупок для государственных и муниципальных нужд, в связи с возникшими трудностями при реализации государственного финансового контроля в сфере закупок. При ознакомлении с рядом основных изменений в сфере государственных закупок, мы сможем проводить закупки правильно во избежание ошибок, которые влекут за собой от дисциплинарной до уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майзель Сергей Гершевич, Кот Екатерина Михайловна, Зайкова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY CHANGES IN PUBLIC PROCUREMENT FOR CUSTOMERS AND SUPPLIERS FOR 2022

In the modern world, at the moment there is a development and improvement of legislation in the procurement system for state and municipal needs, due to the difficulties encountered in the implementation of state financial control in the field of procurement. By familiarizing ourselves with a number of major changes in the field of public procurement, we will be able to conduct purchases correctly in order to avoid mistakes that entail from disciplinary to criminal liability.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ НА 2022 ГОД»

УДК 658.71;339.186

С.Г.Майзель, Е.М.Кот, В.А.Зайкова

Уральский государственный аграрный университет (г.Екатеринбург)

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ НА 2022 ГОД

В современном мире, на текущий момент происходит развитие и совершенствование законодательства в системе закупок для государственных и муниципальных нужд, в связи с возникшими трудностями при реализации государственного финансового контроля в сфере закупок. При ознакомлении с рядом основных изменений в сфере государственных закупок, мы сможем проводить закупки правильно во избежание ошибок, которые влекут за собой от дисциплинарной до уголовной ответственности.

Ключевые слова: закупки, контроль, ответственность, изменения, требования, планирование.

Сергей Гершевич Майзель - доктор технических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. E-mail: voropaeva70750@bk.ru

Екатерина Михайловна Кот - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного

аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. E-mail: ktekaterina@rambler.ru

Вероника Александровна Зайкова - магистрант кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. E-mail: buhuchet-urgau@mail.ru

Для цитирования

Майзель С.Г., Кот Е.М., Зайкова В.А. Основные изменения в государственных закупках для заказчиков и поставщиков на 2022 год// Аграрное образование и наука. 2021 № 4. С. 6.

Key Changes in Public Procurement For Customers And Suppliers For

2022

In the modern world, at the moment there is a development and improvement of legislation in the procurement system for state and municipal needs, due to the difficulties encountered in the implementation of state financial control in the field of procurement. By familiarizing ourselves with a number of major changes in the field of public procurement, we will be able to conduct purchases correctly in order to avoid mistakes that entail from disciplinary to criminal liability.

Keywords: procurement, control, responsibility, changes, requirements, planning.

Sergey Mayzel - doctor of Technical Sciences, Professor at the Department of accounting and audit of the Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: voropaeva70750@bk.ru

Ekaterina Kot - candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Audit of the Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: ktekaterna@rambler.ru

Veronika Zaikova - master's student of the Department of Accounting and Audit of the Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: buhuchet-urgau@mail.ru

В 2021 году в июне месяце были проведены глобальные изменения в поправках к закону о контрактной системе по 44-ФЗ и 223-Ф3 в отношении юридических лиц.

Согласно 16 статье закона 44-ФЗ, планирование закупок осуществляется путем составления, утверждения и исполнения планов-графиков. Не предусмотренные планом-графиком закупки, не могут быть осуществлены.

Изменения касательно План-графика, который является основой закупочной деятельности заказчика в 2022 году следующие:

- Планируется и утверждается на финансовый год плюс плановый период.

- Утверждение - 10 рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение бюджетных обязательств /утверждения ПХД. [Борисов, Трефилова 2017]

- Ч.9 ст.16 Внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее, чем за один день до дня размещения в ЕИС системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком,

исполнителем) в соответствии с ч. 1 статьи 93 настоящего ФЗ - не позднее, чем за один день до дня заключения контракта. [Гладких 2019]

- В планы-графики включается информация:

- информация о заказчике, в частности: наименование, ИНН, место нахождения. Эта информация сформируется автоматически в соответствии со сведениями, включенными в реестр участников бюджетного процесса;

- идентификационный код закупки;

- код по ОКПД 2;

- наименование объекта закупки;

- планируемый год начала закупки;

- объем финансового обеспечения (планируемые платежи) на соответствующий финансовый год;

- информацию о наличии общественного обсуждения закупки;

- наименование заказчика-организатора при централизованной или совместной закупке. [Стахова, Урумова 2018]

Более подробно информация об изменениях изложена в следующих законах:

- Федеральный Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ;

- Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ;

- Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ;

- Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128.

В соответствии с федеральным законодательством были проведены следующие оптимизации изменения: сокращение количества способов покупки, согласование сроков покупки на отдельных этапах, снятие документов о покупке, новые процедуры особенности процедур закупок, изменения в разделе закупок обеспечение участника покупками, новыми требованиями к участникам, изменениями в разделах что нового в подписании договора, обжаловании действий клиента (бездействие).

Оператор электронного сайта, новые условия и требования к закупкам у СМП и СОНКО, обновленный порядок оплаты договоров в соответствии с сокращенными сроками погашения; изменения и другие изменения в закупках среди малого и среднего бизнеса. деконструация и другие изменения в закупках среди МСП.

Остановимся на изменениях более подробно.

Начиная с 01.01.2022 года согласно ст.18 ст. 34 закона 44-ФЗ теперь же при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, имеет право увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта, если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке.

Следующие изменения касаются существенных условий контракта (ст.95) при его выполнении не допускается (за исключением их изменения по соглашению сторон):

1. В том случае если изменения условий контракта была предусмотрена документацией и самим контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика:

- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества, качества ТРУ и иных условий контракта.

- в случае, если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом количество ТРУ не более чем на 10%.

2. Если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер установленной стоимости Правительством РФ и выполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без

изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ;

3. Для нужд субъектов РФ - на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4. Для муниципальных нужд - на основании решения местной администрации;

5. Изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6. В случаях, предусмотренных п.6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества ТРУ, которые предусмотрены контрактом.

При учете поправок в законе о контрактной системе количество процедур с учетом «подвидов» закупок будет больше, что представлено в таблице 1.

Таблица 1- Сравнение подвидов закупок, что планируются с начала 2022года.

Процедуры до 31.12.2021 г. Процедуры с 01.01. 2022 г.

1. Конкурентные закупки 2. Неконкурентные закупки (закупка у единственного поставщика) 1. Конкурентные закупки 2. Неконкурентные закупки (закупка у единственного поставщика)

Конкурентные:

Аукцион: Аукцион:

электронный аукцион о электронный аукцион

закрытый аукцион о закрытый аукцион

Конкурс: о закрытый аукцион в

открытый конкурс электронной форме

конкурс с ограниченным Конкурс:

участием о открытый конкурс в

двухэтапный конкурс электронной форме

закрытый конкурс о закрытый конкурс

закрытый конкурс с о закрытый конкурс в

ограниченным участием электронной форме

закрытый двухэтапный конкурс Запрос котировок в

Запрос котировок электронной форме

Запрос предложений

Исходя из этого, такой вид закупок как «запрос предложений» в 2022 году завершит свое существование.

Так же внесены изменения законом №360-ФЗ с учетом новой редакции 44-ФЗ о неприменении таких подвидов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс.

На примере электронного аукциона, рассмотрим нововведения внутри самих процедур, в таблице 2.

Таблица 2- Действующие требования при проведении электронного аукциона и для участия в нем и новые положения, которые вступят в силу с 2022 года.

Наименов В настоящее время С 01.01.2022 г.

ание

Структура заявки на участие Состоит из двух частей Единая форма заявки без разделения на части

Указание названия страны происхождения Название страны происхождения продукта включается в 1 часть заявки Название страны происхождения продукта с учётом классификатора стран мира включается в заявку

Заявление поставщика о принадлежност и к СМП, СОНКО Необходимо второй части заявки предоставить документы подтверждающие отношение организации к СМП, СОНКО В составе заявки не требуется подтверждать принадлежность к СМП

Причины для отказа в принятии заявки Атематическое отклонение заявки с предложением запрещенных на поставку иностранных ТРУ нет, это проверяет сам заказчик На электронной площадке оператор автоматически сделает отклонение заявки в случае ,если участник будет предлагать поставку иностранных ТРУ, а они запрещены.

Непринят ие заявки, сопряженной с ее обеспечением -причины Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ

Сроки внесения Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания Не позже чем за один рабочий день

изменений в срока подачи заявок до окончания срока

извещение подачи заявок

подачи Срок подачи заявок Сроки до окончания

заявок на ограничен: подачи документов:

участие в - не менее 15 дней, если - не менее 7 дней,

электронном НМЦК превышает 300 млн если НМЦК превышает

аукционе при руб. 300 млн руб.

внесении - не менее 7 дней, если - не менее 3 дней,

изменений на НМЦК не превышает 300 млн если НМЦК не

более руб. либо превышает 300 млн

длительный руб. либо

срок

Срок Днем проведения Проведение

начала электронного аукциона электронного аукциона

проведения является рабочий день, начинается через 2 часа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аукционов следующий за датой после окончания срока

окончания срока рассмотрения подачи заявок на участие

первых частей заявок на в нем

участие в таком аукционе. При

этом электронный аукцион

проводится через 4 часа после

окончания срока подачи

заявок на участие в аукционе

время для 10 минут 4 минуты

подачи

ценового

предложения на

участие в

закупке

Время для проведения закупки Неограниченно 5 часов с начала закупки

Нововведения помимо процедурных коснулись и структурных изменений. Только по проведению закрытых закупок документация предоставляется в стандартной форме. За исключением запроса котировок с первого января 2022 года вместо извещения и документации закупки будет только извещение о закупке, в которую обязательно будут включаться все типовые обстоятельства и требования, только в приложении в виде неизменных критерий содержащихся в документации.

К этим документам относятся:

- подтвер

ждение НМЦК с указанием информации о валюте;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим федеральным законом;

- проект контракта.

Все документы, по этапам закупки, размещенные в системе ЕИС полностью перейдут на электронный документооборот, начиная с 1 января 2022 года. То есть размещение оплаты контракта или акта выполненных работ будут подписываться в системе ЕИС с двух сторон. Такие изменения применяются и сейчас, например жалобу можно направить через личный кабинет в ЕИС в электронном варианте уже с 5 июля 2021 года, хотя электронный документооборот не является обязательным.

Согласно изменениям, в 2022 году нас ждут новые сжатые сроки оплаты для:

- Для закупки между СМП и СОНКО -10 дней

- если закупка проводилась между всеми участниками -15 дней

На основании требования, вытекающего из действующего законодательства в настоящее время, при совершении закупок на общих условиях, когда все поставщики, вне зависимости от группы компании, платежи по контракту, осуществляются в течении 30 календарных дней после подписания закрывающих документов. Если закупка была совершена с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могут быть только малые предприятия и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата производится в течение 15 рабочих дней.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года ожидаются еще более короткие сроки оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —10 дней.

Заказчик имеет право при отражении в договоре условий настоящего пункта уменьшить сумму платежа на сумму штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушил сроки исполнения обязательств.

Для малого бизнеса и социальных некоммерческих организаций процент покупок увеличится с 15% до 25% от общего объема покупок. В будущем ожидается еще большая доля покупок между СМП и СОНКО (44-ФЗ) и между СМП в соответствии с 223-ФЗ.

В настоящее время заказчики не обязаны требовать гарантии по заявке в запросе котировок, но с 2022 года, если максимальная цена контракта составляет от 1 до 3 миллионов рублей, заказчик будет обязан указать в извещении требования о необходимости обеспечения заявки для безопасного участия. Исполнение контракта может быть установлено в НМСК до 3 млн. руб.

Так же в 2022 году появляется новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии, которую участники закупок смогут приобрести в государственной корпорации «ВЭБ РФ» или у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в других государствах — членах Евразийского экономического союза, могут предоставить независимые гарантии Евразийского банка развития.

Сейчас участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые должны быть перечислены на счет заказчика до заключения контракта. В некоторых случаях для СМП и СОНКО имели опыт в обеспечение исполнения контракта, то обеспечение можно не предоставлять.

В закупках для заключения контракта жизненного цикла появится отдельное положение о гарантиях. При заключении контракта поставщики предоставляют гарантию на поставку товаров, а после поставки -обеспечение последующих услуг. В контракте будет указана стоимость каждого шага отдельно.

Минфин России разъясняет понятие жизненного цикла исполнения контрактов.

При использовании конкурентных методов НМЦК цена контрактов (в случае совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. а также заказчик, за исключением закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников, для которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование к участнику о размещении заказа (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в заключении контракта или договора, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при выполнении таким участником закупки

требований по уплате пени (штрафов, неустойки), представленные при исполнении такого договора или контракта. Стоимость выполненных обязательств по такому контракту должна составлять не менее 20% от НМЦК.

Информация об участниках государственных закупок, зарегистрированных в ЕРУЗ, будет исключена из публичного доступа.

В 2022 году, если участник при заполнении заявки указал иностранное государство с помощью классификатора стран мира, а заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, то оператор будет обязан вернуть запрос на участие в закупке.

Если участник не относится к СМП, то его заявка после объявления закупа для СМП и СОНКО будет отклонена. Статус СМП определяется автоматически, а СОНКО по новым правилам должны заявить о своей принадлежности к данному статусу.

В закрытых электронных процедурах внесены изменения:

Для утверждения соответствия закупки требования законодательства РФ, участник обязан направить документы оператору электронной площадки.

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 344-ФЭ также предусмотрена обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ у получателей субсидии.

Право на субсидию предоставляется коммерческим организациям, 100% акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственным корпорациям (компаниям), публичным компаниям в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

Несмотря на то, что изменения контрактной системы начинают действовать с 2021г, основной пласт нововведений вступит в силу с 2022г.

Данный факт обязывает участников процесса планировать закупки с учетом последних изменений уже в 2021г.

Однако стоит отметить, что новые законодательные положения в сфере закупок направлены не только на облегчение процедуры проведения торгов, но и на повышение экономической эффективности закупок.

Рассмотрим в качестве примера по таблице 3 статистические данные по анализу системы ЕИС с учетом изменения законодательства:

Таблица № 3- статистические данные по анализу системы ЕИС

Виды закупок за 2019 год за 2020 год за 3 квартала 2021 года Пэф. Итого вый От кл он Оценка эффективн ости

показа тель эффек тивно ен ия в % закупок

сти

закупо к

кол иче ств о сум ма , (руб .) колич ество извещ ений сум ма , (ру б.) коли чест во изве Сумм а , (руб.) 2 0 2 0/ 20 21/ 20 20

изв еще ний щен ий 2 0 1 9

Электронный аукцион 1 549 181 5 065 512, 00 1 362 489 209 690, 00 427 684 1 349 475 535,30 1, 0 3 25 9,0 3 258 ,00 Высокая

Запрос котировок в электронной форме 128 984 19 891, 00 77 822 1 891, 00 21 603 3 481 173,60 0, 6 0 29 2,7 6 292 ,16 Высокая

Открытый конкурс в электронной форме 26 375 417 347, 00 23 736 564 906, 00 9 994 501 018 138,21 1, 3 5 88 6,9 1 885 ,55 Высокая

Запрос предложений в электронной форме 10 824 131 290, 00 13 333 94 157, 00 6 000 11 262 293,41 0, 7 2 11 9,6 1 118 ,89 Высокая

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме 5 844 392 957, 00 7 541 483 283, 00 2 824 126 274 801,44 1, 2 3 26 1,2 9 260 ,06 Высокая

Аукцион (закрытый) 10 361 142 845, 00 10 330 169 059, 00 2 434 28 176 180,11 1, 1 8 16 6,6 6 165 ,48 Высокая

Конкурс (закрытый) 326 24 582, 00 323 30 548, 00 33 10 902 078,50 1, 2 4 8 355 ,64 Высокая

Открытый конкурс 185 314, 00 72 96,0 0 31 20 568,30 0, 3 1 21 4,2 5 213 ,95 Высокая

Запрос котировок 348 67,0 0 45 8,20 14 24,51 0, 1 2 2,9 9 2,8 7 Средняя

Двухэтапный 21 1 1 0,70 1 13,81 0, 19, 19, Средняя

конкурс в электронной форме 058, 00 0 0 73 73

Закрытый конкурс с 14 7 14 9 1 1 187 1, 13 130 Средняя

ограниченным 978, 042, 760,00 1 1,3 ,22

участием 00 40 3 5

Таким образом, за последние три года с учетом ежегодных изменений в законодательстве контрактной системы закупок можно сделать вывод, что система работает оперативнее, каждая сторона закупок получает определенные преимущества и максимальную экономическую выгоду, например для заказчиков это экономия ресурсов (бюджетных средств), времени, кадрового потенциала и так далее, а для поставщиков - получение прибыли от продажи объектов закупки, занятость (рабочие места), упрочение репутации, расширение рынка сбыта.

С учетом далеко не всех изменений в законодательстве, которые вступят в силу с 1 января 2022 года, для поставщиков и заказчиков закупки станут на много проще и понятнее.

Список литературы

Борисов А.Н., Трефилова Т. Н. Комментарий к Федеральному Закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - М.: Деловой двор, 2017. - 592 с.

Гладких В.И. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): теоретический анализ. // Рос. юстиция. - 2019. - N 3. - С.51-54.

Стахова М.В., Урумова Е. С. Госзакупки. Новые правила игры - М.: Инфотропик Медиа, 2018. - 152 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.