Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАКУПКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАКУПКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ЗАКУПКА ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / КОНКУРС / АУКЦИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрецов Г.Б.

Целью работы является исследование практики применения основных способов закупки образовательных услуг - аукциона и конкурса, и выявление способа, дающего больший экономический эффект. В работе применены общенаучные методы исследования: сравнение, анализ и метод экспертных оценок. Автором рассматриваются недостатки закупки образовательных услуг дополнительного профессионального образования открытым аукционом, который, обеспечивая низкую цену контракта (экономию), не дает возможности отобрать заявку с наиболее качественным предложением и квалифицированным исполнителем. Автором обращается внимание на то, что эффективность закупок - один из важнейших принципов контрактной системы - требует от заказчика не только экономности, но и результативности. Отсюда в качестве эффективного способа закупок таких услуг предлагается открытый конкурс в электронной форме, который дает возможность достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема денежных средств. Даются рекомендации по подготовке конкурса в части расчета начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки и критериев оценки. Предлагается изменение в действующее законодательство в части введения обязательного применения конкурса для указанных закупок. Такое исследование в условиях принятия оптимизационного пакета поправок в законодательство о контрактной системе проводится впервые. Вступающие в силу с 01.01.2021 поправки в законодательство о контрактной системе вносят большие изменения в регулирование конкурса (утратило силу более 20 статей, введены три новые статьи, которые и определяют порядок проведения конкурса), что требует продолжения исследования по закупкам услуг ДПО открытым электронным конкурсом. Работа может быть полезна государственным и муниципальным заказчикам и иным заказчикам образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE PROCUREMENT OF EDUCATIONAL SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The purpose of the work is to study the practice of applying the main methods of procurement of educational services - auction and competition and to identify a method that gives a greater economic effect. The paper applies general scientific research methods comparison and analysis and the method of expert assessments. The author considers the shortcomings of the purchase of educational services additional professional education by an open auction, which, providing a low contract price (savings) does not make it possible to select an application with the highest quality offer and a qualified executor. The author draws attention to the fact that the efficiency of procurement - one of the most important principles of the contract system - requires from the customer not only economy, but also efficiency. Hence, as an effective way of purchasing such services, an open tender in electronic form is proposed, which makes it possible to achieve the best result. Using a budget-defined amount of money. Recommendations are given on the preparation of a tender with regard to the calculation of the initial (maximum) price of the contract, the description of the subject matter of the procurement and the evaluation criteria. Amendments to the current legislation are proposed to introduce the compulsory use of a tender for these procurements. This is the first time such a study has been carried out in the context of the adoption of the optimisation package of amendments to the legislation on the contractual system. The amendments to the legislation on the contract system coming into effect from 01.01.2021 introduce major changes in the regulation of tenders (more than 20 articles have lost their force, three new articles have been introduced, which determine the order of tendering), which requires further research on the procurement of VET services by open electronic tendering. The work can be useful for state and municipal customers and other purchasers of educational services.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАКУПКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 3

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА INFORMATION PLATFORM

Эффективная закупка образовательных услуг для государственных

и муниципальных нужд

Effective procurement of educational services for state and municipal needs

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-334

УДК 658.7.011.1

Г. Б. Добрецов, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Москва, Россия)

G. B. Dobretsov, Federal State Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service» (Moscow, Russia)

Целью работы является исследование практики применения основных способов закупки образовательных услуг - аукциона и конкурса, и выявление способа, дающего больший экономический эффект. В работе применены общенаучные методы исследования: сравнение, анализ и метод экспертных оценок. Автором рассматриваются недостатки закупки образовательных услуг дополнительного профессионального образования открытым аукционом, который, обеспечивая низкую цену контракта (экономию), не дает возможности отобрать заявку с наиболее качественным предложением и квалифицированным исполнителем. Автором обращается внимание на то, что эффективность закупок - один из важнейших принципов контрактной системы - требует от заказчика не только экономности, но и результативности. Отсюда в качестве эффективного способа закупок таких услуг предлагается открытый конкурс в электронной форме, который дает возможность достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема денежных средств. Даются рекомендации по подготовке конкурса в части расчета начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки и критериев оценки. Предлагается изменение в действующее законодательство в части введения обязательного применения конкурса для указанных закупок. Такое исследование в условиях принятия оптимизационного пакета поправок в законодательство о контрактной системе проводится впервые. Вступающие в силу с 01.01.2021 поправки в законодательство о контрактной системе вносят большие изменения в регулирование конкурса (утратило силу более 20 статей, введены три новые статьи, которые и определяют порядок проведения конкурса), что требует продолжения исследования по закупкам услуг ДПО открытым электронным конкурсом. Работа может быть полезна государственным и муниципальным заказчикам и иным заказчикам образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательные услуги, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, закупка продукции для государственных и муниципальных нужд, конкурс, аукцион.

The purpose of the work is to study the practice of applying the main methods of procurement of educational services - auction and competition and to identify a method that gives a greater economic effect. The paper applies general scientific research methods comparison and analysis and the method of expert assessments. The author considers the shortcomings of the purchase of educational services additional professional education by an open auction, which, providing a low contract price (savings) does not make it possible to select an application with the highest quality offer and a qualified

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. V. 1. № 3

executor. The author draws attention to the fact that the efficiency of procurement - one of the most important principles of the contract system - requires from the customer not only economy, but also efficiency. Hence, as an effective way of purchasing such services, an open tender in electronic form is proposed, which makes it possible to achieve the best result. Using a budget-defined amount of money. Recommendations are given on the preparation of a tender with regard to the calculation of the initial (maximum) price of the contract, the description of the subject matter of the procurement and the evaluation criteria. Amendments to the current legislation are proposed to introduce the compulsory use of a tender for these procurements. This is the first time such a study has been carried out in the context of the adoption of the optimisation package of amendments to the legislation on the contractual system. The amendments to the legislation on the contract system coming into effect from 01.01.2021 introduce major changes in the regulation of tenders (more than 20 articles have lost their force, three new articles have been introduced, which determine the order of tendering), which requires further research on the procurement of VET services by open electronic tendering. The work can be useful for state and municipal customers and other purchasers of educational services.

Keywords: educational services, professional development, professional retraining, purchase of products for state and municipal needs, competition; auction.

Введение

В соответствии с законом РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон) казенные, бюджетные учреждения, унитарные предприятия закупают для своих нужд товары, работы, услуги, в том числе образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков является одним из основных потребителей ДПО [1]. Так в 2020 -первой половине 2021 г., по данным Единой информационной системы, в сфере закупок2 (далее - ЕИС) было проведено 16000 таких закупок.

ДПО специалистов в РФ осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) по двум уровням:

- профессиональная переподготовка (далее - ДПП ПП) и

- повышение квалификации (далее - ДПП ПК)3.

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан проводить ДПО работников4.

Анализ практики закупки услуг ДПО в контрактной системе РФ свидетельствует о наличии существенных недостатков при выборе исполнителей услуг. Порой за этим стоит желание упростить закупочную процедуру, в отдельных случаях их причины имеют коррупционную составляющую, в иных -кроются в непрофессионализме организаторов закупки.

Чаще всего выбор исполнителя заказчики осуществляют посредством аукциона либо запроса котировок, при этом исполнителем по контракту в соответствии с Законом становится участник, предложивший самую низкую цену, то есть аукцион и запрос котировок обеспечивают экономию денежных средств.

Однако одним из важнейших принципов контрактной системы является эффективность закупок5, которая требует от заказчика достижения не только заданных результатов с использованием наимень-

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/results.html?strictEqual=true&search-

ilter=%D0%94%D0%B0%D1%82%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD

%D0%B8%D1%8F&pageNumber=1&sortDirection=false&recordsPerPage=_10&showLotsInfoHidden=false&sortBy=UPDAT

E_DATE&fz44=on&pc=on&selectedLaws=FZ44&currencyIdGeneral=-

1&publishDateFrom=01.01.2020&publishDateTo=11.08.2021&okpd2Ids=9370188%2C8879418&okpd2IdsCodes=85.42.19. 900%2C85.42.19&OrderPlacementSmallBusinessSubject=on&OrderPlacementRnpData=on&OrderPlacementExecutionRequi rement=on&orderPlacement94_0=0&orderPlacement94_1=0&orderPlacement94_2=0 (дата обращения: 09.08.2021).

3 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Ст. 76, ч. 2. То есть, ДПП ПК и ДПП ПП - это две составные части, два уровня ДПО. Следует обратить внимание на некорректность перечисления через запятую ДПО и его составных уровней, как это сделано в работе В.Э. Спрынцовой [11], как, впрочем, и другие допущенные ей в статье неточности (в части применения профстандартов и ответственности за несоблюдение этих правил по ст. 5.27.1 КоАП РФ).

4 Ст. 196, ч. 4 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

5 Ст. 6 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

шего объема средств (экономности), но и наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В статье рассматриваются вопросы, почему аукцион - ненадлежащий способ закупки и какие преимущества дает открытый конкурс.

Теория исследования

В процессе исследования автором проанализированы закупки для государственных и муниципальных нужд услуг ДПО в разрезе следующих аспектов:

- аукцион с точки зрения оценки эффективности закупки;

- рассмотрен вопрос, почему заказчики предпочитают закупать услуги ДПО электронным аукционом;

- описание объекта закупки услуг ДПО (выработаны рекомендации);

- расчет НМЦК (выработаны рекомендации);

- разработка критериев оценки образовательных услуг (выработаны рекомендации).

Аукцион - ненадлежащий способ закупки образовательных услуг. Под аукционом в соответствии с Законом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным заказчиком, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным заказчиком, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг1.

Нами проанализировано более 16000 закупок образовательных услуг конкурентными способами, произведенных в 2020 - первой половине 2021 г, по способам закупки. Электронный аукцион составил более 80 %, запрос котировок в электронной форме - 8,1 %, открытый конкурс в электронной форме -8,1 % от общего количества таких закупок.

Снижение цен в аукционах рассмотрено на примере 15 закупок ДПО врачей. Закупки отобраны в трех ценовых группах (до 100 тыс. руб., от 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб., свыше 600 тыс. руб.) по пяти из каждой. Количество участников аукционов, как правило, было значительное: до 5-6, а нередко - и более. Но при этом, в том числе как следствие высокой конкуренции, отмечено значительное снижение цены. Две из 15 закупок не состоялись по причине единственного участника, в остальных 13 - снижение цены составило от 3 % до 98,5 %, а в 77 % этих закупок наблюдался демпинг цены (более 78 %). Среднее снижение цены в состоявшихся аукционах составило 72 %. Такое снижение цены дает основание для более тщательного анализа качества оказанных услуг при их приемке.

Почему заказчики предпочитают закупать услуги ДПО электронным аукционом? Естественно, возникает вопрос: почему заказчики склонны к закупкам услуг ДПО электронным аукционом? Образовательные услуги не включены в аукционный перечень2, что дает возможность и основания закупать их конкурсом, используя его преимущества.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным заказчиком. При этом для оценки заявок заказчик устанавливает минимум два критерия оценки.

На выбор заказчиками открытого аукциона как способа определения поставщика, с нашей точки зрения, влияет следующее:

1. При конкурсе победителя выбирают по нескольким критериям в отличие от аукциона, где только один объективный критерий - цена, и отдельные заказчики не без оснований опасаются обвинения в «заточенности» конкурсных критериев под конкретного участника.

1 Ст. 24 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) : распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

2. Отдельные заказчики не желают перегружать себя работой по определению конкурсных критериев, оценивать и сопоставлять заявки - простота выбора победителя при электронном аукционе - очевидна. Иногда такое нежелание скрывается под маркой отсутствия квалифицированных специалистов для разработки критериев и оценки заявок.

3. Процедура электронного аукциона (ценой до 300 млн руб.) короче открытого конкурса в электронной форме почти в 2 раза, а запрос котировок в электронной форме - в 41.

4. В 2018 г. на смену открытому конкурсу пришел открытый конкурс в электронной форме, в котором цены участников рассматривает электронная площадка, что уменьшило возможности заказчика субъективно влиять на результат определения исполнителя.

5. Немаловажно, что при аукционе заказчик получает экономию в цене, иногда значительную. Может быть, снижение цены на 30 % и более - следствие завышения НМЦК? Но тогда эти случаи должны быть предметом внимания счетных палат. К сожалению, подобная практика автору неизвестна. Однако оспорить расчет НМЦК, результаты аукциона, качество оказанных услуг ДПО «со стороны» практически нереально.

Описание объекта закупки «услуги ДПО». Описание закупаемой продукции начинается с поиска соответствующей позиции в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) [2]. В соответствии с Правилами применения КТРУ2:

1. У каждой позиции каталога есть дата обязательного применения.

2. Наименование объекта закупки указывается в соответствии с КТРУ.

3. В описании продукции заказчики обязаны использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в т. ч. указывать согласно такой позиции:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, услуги;

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции), т. е. все наименования характеристик, установленные позицией КТРУ, с выбранным заказчиком одним из нескольких предлагаемых вариантов значения этой характеристики.

4. Заказчик вправе указать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, которые не предусмотрены в позиции Каталога. В таком случае заказчик обязан обосновать необходимость этого.

КТРУ по состоянию на 12.08.2021 по услугам ДПО содержит четыре позиции (табл. 1).

Таблица 1

Позиции КТРУ «Услуги по дополнительному профессиональному образованию»

№ Наименование Содержание

1 Код позиции КТРУ 85.42.10.000- 85.42.10.000- 85.42.10.000 85.42.10.000-

00000001 00000002 -00000003 00000004

2 Наименование Услуги по ДПО

3 Код по ОКПД 2 85.42.1: Услуги по ДПО

4 Единицы измерения3 Час Человеко-час Человек Условная единица

5 Обязательное применение каталога С 01.01.2022

6 Информация о типовых контрактах. Сведения отсутствуют4

7 Описание услуги Сведения отсутствуют

Источник: составлено автором.

Как видно, отличия между позициями только в единицах измерения (строка 4).

1 Ст. 54.2, ч. 1, ст. 63, ч. 2, ч. 3; 1 (в ред. вст. 01.01.22), ст. 42, части 1 - 3 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 См. Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

3 Количество товара, объем работы, услуги по Общероссийскому классификатору единиц измерения.

4 По состоянию на 10.08.2021 в сфере ДПО действуют два типовых контракта: на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих (Приказ Минтруда России от 29.10.2015 N 797н) и на обучение работодателей и работников вопросам охраны труда (Приказ Минтруда России от 24.12.2018 N 834н). Даже если у образовательной организации утверждены свои типовые формы договоров на оказание образовательных услуг, то в случае, если повышение квалификации будут проходить федеральные госслужащие, она обязана будет заключить контракт по типовой форме [2].

Из 10 групп класса 85 ОКПД 2 «Услуги в области образования» для целей дополнительного профессионального образования подходит группа (четыре знака) 85.42 «Услуги по дополнительному профессиональному образованию», вид (шесть знаков) 85.42.19 «Услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие», в котором по названиям подкатегорий (девять знаков) подходящая позиция отсутствует. Подкатегория 85.42.19.000 исключена, хотя и применяется заказчиками.

В описании объекта закупки - услуг ДПО - рекомендуется функциональные, технические и качественные характеристики, предусмотренные статьей 33 Закона, описывать следующими требованиями к закупаемым услугам:

1) уровень ДПО (ДПП ПП / ДПП ПК);

2) цель и назначение услуг, количество обучаемых (слушателей), качественный состав обучаемых (образование не ниже среднего профессионального);

3) объем трудозатрат (в часах), общее количество часов, в том числе контактных;

4) форма обучения; формы занятий: лекции, семинары, практические занятия;

5) срок и место оказания услуг, требование к помещению;

6) применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

7) нормативные правовые акты, в соответствии с которыми оказываются услуги;

8) требования к реализации программы (общие требования, к содержанию ДПП, к практическим занятиям, к итоговой аттестации, к учебно-методическому, техническому обеспечению, к квалификации преподавательского персонала и другие);

9) требования к результатам услуг и форме их представления (ведомости, отчетные документы и другие), к документам о квалификации;

10) требование о наличии лицензии.

На последствия некорректного формирования технического задания (описания объекта закупки) обратила внимание О. Л. Лобанова [2].

Расчет НМЦК. Из анализа, приведенного в табл. 2, видно, что среднее падение цены в результате аукционов составляет 72 %. При этом соответственно падает и начальная (максимальная) цена одного чел.-часа, которая определяет возможности исполнителя по оказанию качественной услуги, что проблематично при установленных заказчиком единичных ценах в размере 3,58 руб. с последующим падением цены по результатам аукциона до 0,65 руб. (закупка № 0830500000221001301, см. в ЕИС) или 4,17 руб. с падением до 0,46 руб. (закупка № 0817200000320015595). Даже когда заказчик обоснованно рассчитывает НМЦК, демпинговая цена контракта ставит под сомнение возможность качественной работы исполнителя. Так, единичная цена услуги была установлена заказчиком в размере 130 руб. за 1 чел.-ч. (закупка №0352300017021000015). В результате торгов цена упала на 98,5 % и составила 2 рубля за один чел.-ч. Естественно, при такой цене обучения страдает качество: дешевые образовательные услуги -услуги среднего или низкого уровня. Автор не разделяет точку зрения, что убытки от низкого качества компенсируются экономией бюджетных средств [4].

По мнению автора, стоимость одного чел.-ч. по очным программам повышения квалификации специалистов, например в сфере закупок, при соблюдении требований, предусмотренных Правительством РФ1 и рекомендациями Минэкономразвития и Минобрнауки2, не может быть ниже 90 руб.

Рассмотрим снижение цен при закупках образовательных услуг конкурсом (табл. 2). В закупках электронным конкурсом услуг ДПО специалистов в сфере закупок в 2020-2021 гг. в ЕИС отобраны 10 закупок из трех ценовых групп (до 100 тыс. руб., от 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб., свыше 600 тыс. руб.).

Таблица 2

Снижение цен при закупках образовательных услуг конкурсом

№ № Номер закупки НМЦК, руб. Цена победителя, руб. Процент снижения цены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5

1 0373200082120000884 97 310 97 310 0

1 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 362.

2 О направлении методических рекомендаций :письмо Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 года № 5594-ЕЕ/Д28 и Минобрнауки РФ № АК-553/06.

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

2 0234100000121000045 1 331200 1 331200 1,5

3 0361200015021000849 1 040 000 900 000 13,5

4 0321200013020000003 96 000 80 000 16,6

5 0234100000120000008 88 500 65 000 26,6

6 0139200000121000352 698 880 400 000 43,0

7 0229100000121000050 140 763 79 200 43,7

8 0139200000120005145 261 840 142 500 45,5

9 0229100000120000118 150 166 57 800 61,5

10 0162300018021000077 349 740 104400 70,0

Источник: составлено автором.

Отметим, что рассмотренные закупки также проходили в условиях большой конкуренции: количество заявок в каждой закупке в среднем превышало 7, но падение цены при конкурсе отмечено в два раза ниже, чем при аукционе (среднее снижение цены - 32,2 %).

Для проведения качественной закупки любой продукции крайне важным является правильный расчет НМЦК, обеспечивающего реализацию одного из важнейших принципов государственных закупок -эффективности [5; 6]. Для расчета НМЦК на закупку услуг ДПО можно рекомендовать применять следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод (для обучения федеральных государственных служащих);

3) затратный метод.

Расчет НМЦК методом анализа рынка. Метод реализуется несколькими способами:

а) заказчик направляет пять запросов коммерческих предложений разным участникам и на основании трех полученных коммерческих предложений формирует рыночную цену единицы услуги, а затем НМЦК;

б) заказчик отбирает в Реестре контрактов три наиболее соответствующие объекту закупки контракта и на основании средней единичной контрактной цены производит расчет НМЦК;

в) используется расчетчик НМЦК различных сервисов. При этом следует обратить внимание на большой разброс цен, которые дает введение регионального параметра. Так, например, расчетчик МНЦК Электронной системы «Госзаказ» при расчете НМЦК ДПП ПК объемом 2000 чел.-ч. дал разброс цен по регионам от 98988 руб. (Москва) до 417868 руб. (Санкт-Петербург). Такой разброс вызывает сомнения в объективной ценовой политике заказчиков, чьи контракты были взяты программой за источники ценовой информации.

Касаясь проблем анализа рынка, следует согласиться, что рынок образовательных услуг в сфере закупок высококонкурентный, но предложения здесь весьма неравноценны. Кроме того, далеко не все учебные организации обеспечивают действительно качественное обучение и выпускают высококлассных специалистов [7].

Расчет НМЦК нормативным методом. Постановлением Правительства № 261 утверждены экономические нормативы стоимости образовательных услуг по ДПО федеральных государственных служащих.

В соответствии с этими нормативами стоимость 1 чел.-ч. профессиональной переподготовки, повышения квалификации с отрывом от службы обеспечивающих специалистов младшей группы составляет 107 руб., специалистов, обеспечивающих специалистов старшей группы - 134,4 руб.

Расчет НМЦК затратным методом. Для расчета НМЦК затратным методом в качестве примера рассмотрим затраты подразделения ДПО С-кого федерального университета (200-часовая программа, в т. ч. 130 - аудиторных часов. Всего 2000 чел.-ч.).

Оплата труда преподавательского состава по договорам гражданско-правового характера. Общее количество часов - из расчета 130 часов. Стоимость часа - 600 руб. Отчисления в социальные фонды составляют 27,1 % от объема оплаты.

1 Об определении стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и размера ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение : постановление Правительства РФ от 15.01.2014 г. № 26.

Заработная плата обеспечивающего персонала планируется в размере 50 % от оплаты преподавателей. Отчисления в социальные фонды составляют 30,2 % от объема оплаты.

Типографские и канцелярские расходы - 200 руб. на 1 неделю обучения одного слушателя и составят 6 тыс. руб.

Стоимость удостоверений о повышении квалификации 80 руб. х 10 = 800 руб.

Непредвиденные расходы - до 1000 руб. на группу.

30 % дохода отчисляется в централизованный фонд Университета.

Итого: НМЦК =189 000 руб. Стоимость 1 чел.-ч. = 94,50 руб.

Критерии оценки образовательных услуг. Для оценки заявок участников закупки заказчик в соответствии с Законом устанавливает следующие критерии:

- цена контракта (обязательно);

- качественные характеристики объекта закупки (в данном случае ДПП) (как правило);

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с обучением, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенной квалификации (как прави-ло)1.

В процессе оценки и сопоставления заявок участников, допущенных до конкурса, заказчик рассматривает и оценивает, кроме ценового критерия, качественные характеристики: образовательные программы и квалификационные характеристики исполнителей - опыт, квалификацию преподавателей. При этом соотношение веса ценовых и неценовых критериев может быть 40 / 60 (ценовые - минимум 40 %, неценовые - максимум 60 %). То есть неквалифицированный участник, получивший за неценовые критерии 0 баллов, не сможет даже при заявленной цене 0 руб. «перебить» квалифицированного участника, предложившего наивысшую цену.

В качестве примера (табл. 3) рассмотрим оценку заявок по закупкам услуг ДПО (см. в ЕИС закупка № 0229100000121000050). Из оценки конкурсных заявок участников видно, что заявка № 6 с самой низкой ценой получила по показателю «Квалификация участника» балл 2,96 из 60 возможных и в результате - итоговое четвертое место. Победителем (по сумме рейтинговых баллов) был признан участник, получивший наивысший балл по критерию «квалификация участника» при пятом месте по цене контракта.

Таблица 3

Оценка конкурсных заявок

№№ заявок Рейтинговый балл, скорректированный на вес критерия Номер заявки (место)

по цене по квалификации итоговый

1 17,20 0 17,20

2 17,37 3,26 20,63

3 24,46 0 24,46

4 21,72 57,61 79,33 1

5 28,67 1,74 30,41

6 40,00 2.96 42,96 4

7 12,22 1,75 13,97

8 12,26 1,36 13,64

9 12,22 52,84 65,06 2

10 14,75 38,95 53,70 3

11 12,28 1,43 13,71

12 12,28 18,27 30,55

13 27,92 5,78 33,70

14 24,57 6,37 30,94

Источник: составлено автором.

В качестве рекомендации автором предлагается набор критериев оценки заявок на оказание услуг ДПО и их значимость:

1. Цена контракта, 40 %.

1 Ст. 32, ч. 1 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Качество услуг, 30 %.

3. Квалификация участника, 30 %.

Результаты исследования: открытый электронный конкурс - оптимальный способ закупки образовательных услуг.

В мировой практике государственных закупок присутствует точка зрения, что основной формой закупок должны быть открытые конкурсные торги [8]. По нашему мнению, услуги ДПО в первую очередь относятся к продукции, которую невозможно сопоставить по одной только цене, отсюда следует, что их закупку следует проводить путем открытого конкурса (при цене контракта свыше 100 тыс. руб.)1. На аналогичной позиции стоят и другие специалисты. Именно конкурс, - считает Е. Ф. Гуцелюк, директор Центра ДПО университета, - является тем способом закупки услуг ДПО, который может помочь заказчикам выявить квалифицированного исполнителя контракта [10]. Эффективность закупок - один из важнейших принципов контрактной системы - требует от заказчика не только экономности, но и результативности. Мы не разделяем точки зрения ученых [12], понимающих под эффективностью только величину экономии бюджетных средств.

ДПО является важным инструментом развития экономики, оно направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. ДПО направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации2. Согласимся с Г. В. Дёгтевым [7] и Л. В. Авериной [13] о важности практико-ориентированного подхода в реализации ДПП.

Разумеется, у конкурса есть не только преимущества, но и недостатки, в том числе сложность процедуры, на которые обратил внимание О. Г. Астапович [14].

В Послании Президента РФ поставлены задачи в короткие сроки модернизировать систему профессионального образования, организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов [15].

Заключение

1. По мнению автора, закупки услуг ДПО ценой контракта ниже 100 тыс. руб. конкурентным способом экономически нецелесообразны, так как затраты на подготовку и проведение процедуры сопоставимы с нормальной экономией цены. Закон дает возможность закупки определенного объема у единственного исполнителя, и заказчику следует учесть в объеме «малых закупок» (ст. 93 Закона) закупки услуг ДПО.

2. Закупки услуг ДПО НМЦК свыше 100 тыс. руб. следует проводить открытым электронным конкурсом как единственным способом закупки, дающим возможность выбрать наилучшее предложение не только по цене, но и по качеству образовательной услуги и квалификации участника. При разработке технического задания заказчикам следует обратить внимание на требования практико-ориентированного подхода к реализуемым программам.

3. По нашему мнению, в Федеральный закон РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует включить норму об обязательном применении процедуры открытого конкурса при закупке услуг ДПО и запрете применения в этих целях электронных аукционов и запроса котировок. Результатом этого станет повышение эффективности закупки услуг ДПО и, как следствие, ускорение экономического роста России [16].

Список литературы

1. Пластинина Е. А., Побродилина В. Б. Участие в закупках образовательных услуг в рамках контрактной системы // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 1-2 (24). С. 72-75.

1 До 100 тысяч руб. - у единственного исполнителя. Плюсы и минусы таких закупок рассмотрены Ю. Н. Стецюнич [9].

2 Ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Лобанова О. Л. Особенности закупки образовательных услуг // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2012. № 9. С. 47-54.

3. Коротаева А. И., Лобанова О. Л. Дополнительное профессиональное образование госслужащих в условиях требований закона о контрактной системе // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 1-2 (24). С. 76-80.

4. Ковалкин В. Как обустроить Беларусь. Цена коррупции // Naviny.by Белорусские новости [Электронный ресурс]. Минск, 2017. URL: https://naviny.online/article /20170523/1495533900-vladimir-kovalkin-kak-obustroit-belarus-cena-korrupcii (дата обращения: 01.08.2021).

5. Шабельникова Е. А., Зелепухина Е. В. Особенности становления нормативно-правовой системы государственных закупок в луганском регионе // Экономический вестник Донбасского государственного технического университета. 2020. № 3. С. 31-41.

6. Кравчук В. Госзакупки в ПМР: настоящее и будущее [Электронный ресурс]. URL: http://pridnestrovie-daily.net/archives/28366 (дата обращения: 02.08.2021).

7. Дёгтев Г. В. Центр эффективных закупочных практик: шаг в будущее // Вестник Университета Правительства Москвы. 2021. № 1 (51). С. 52-56.

8. Ренсоли Х. Развитие системы государственных закупок. Мировая практика и Россия : доклад г-на Хесуса Рен-соли, специалиста по закупкам офиса Всемирного банка в Москве на пленарном заседании Выставки-форума «Госзаказ - 2006», 14-16 марта 2006 года, г. Москва [Электронный ресурс]. URL: http:// www.parshin.net (дата обращения: 22.02.2017).

9. Стецюнич Ю. Н. Управление системой закупок товаров и услуг в образовательном учреждении // Экономика нового мира. 2018. № 1 (9). С. 30-48.

10. Гуцелюк Е. Ф. Конкурс как предпочтительный способ закупки образовательных услуг [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Законодательство. ВерсияПроф. URL: consultant.ru (дата обращения: 01.08.2021).

11. Спрынцова В. Э. Оценка рынка образовательных услуг в сфере государственных закупок // Сборник избранных статей научной сессии ТУСУР. 2020. № 1-2. С. 226-229.

12. Россоха Е. В., Шишло С. В. Совершенствование закупок в строительной отрасли Республики Беларусь // Труды БГТУ. Серия 7: Экономика и управление. 2015. № 7. С. 214-217.

13. Аверина Л. В., Печерская Э. П. Инновационная модель образовательного процесса в сфере дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики. 2016. № 1 (3). С. 4-8.

14. Астапович О. Г. Международные тендеры в госсекторе Республики Беларусь: потенциал, проблемы, перспективы // Научный и производственно-практический журнал Минского инновационного университета: Экономика. Управление. Инновации. 2020. № 1 (7). С. 77-82.

15. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Законодательство. ВерсияПроф. URL: consultant.ru (дата обращения: 01.08.2021).

16. Добрецов Г. Б. Закупка образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию для государственных нужд: от описания объекта и выбора способа закупки до приемки качества // Актуальные проблемы социально-экономического развития России : сборник IX Межд. науч.-практ. конф. Красноярск: Информационно-издательский центр «Академии труда и социальных отношений», 2019. С. 105-117.

References

1. Plastinina E. A., Pobrodilina V. B. Participation in the procurement of educational services under the contract system. Dopolniternoe professionaFnoe obrazovanie v strane i mire [Additional professional education in the country and in the world]. 2016. No. 1-2 (24). P. 72-75. (In Russian).

2. Lobanova O. L. Features of procurement of educational services. Sovetnik buxgaltera gosudarstvennogo i munici-paFnogo uchrezhdeniya [Adviser to the accountant of state and municipal institutions]. 2012. No. 9. P. 47-54. (In Russian).

3. Korotaeva A. I., Lobanova O. L. Additional professional education of civil servants in the conditions of the requirements of the law on the contract system. DopolniteFnoe professionaFnoe obrazovanie v strane i mire [Additional professional education in the country and the world]. 2016. No. 1-2 (24). P. 76-80. (In Russian).

4. Kovalkin V. How to equip Belarus. The price of corruption. Naviny.by Belorusskie novosti [Naviny.by Belarusian News] [Electronic resource]. Minsk. 2017. Available at: https://naviny.online/article /20170523/1495533900-vladimir-kovalkin-kak-obustroit-belarus-cena-korrupcii (Accessed: 01.08.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Shabelnikova E. A., Zelepukhina E. V. Features of the formation of the regulatory and legal system of public procurement in the Luhansk region. E'konomicheskij vestnik Donbasskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta [Economic Bulletin of the Donbass State Technical University]. 2020. No. 3. P. 31-41. (In Russian).

6. Kravchuk V. Goszakupki v PMR: nastoyashhee i budushhee [Public procurement in the PMR: present and future] [Electronic resource]. Available at: http://pridnestrovie-daily.net/archives/28366 (Accessed: 02.08.2021). (In Russian).

7. Degtev G. V. Center for Effective Procurement Practices: a step into the future. Vestnik Universiteta PraviteFstva Mos-kvy' [Bulletin of the University of the Government of Moscow]. 2021. No. 1 (51). P. 52-56. (In Russian).

8. Rensoli H. Development of the public procurement system. Mirovaya praktika i Rossiya : Doklad g-na Xesusa Rensoli, specialista po zakupkam ofisa Vsemirnogo Banka v Moskve na plenarnom zasedanii Vy^stavki-foruma «Goszakaz-2006», 14-16 marta 2006 goda, g. Moskva [World practice and Russia : Report of Mr. Jesus Renali, procurement specialist of the world Bank office in Moscow at the plenary session of the Exhibition "Goszakaz-2006", 14-16 March 2006, Moscow, Russia]. [Electronic resource]. Available at: http:// www.parshin.net (Accessed: 22.02.2017). (In Russian).

9. Sazunic Yu. N. The management system of purchasing goods and services in an educational institution. Ekonomika novogo mira [The economy of the new world]. 2018. No. 1 (9). P. 30-48. (In Russian).

10. Gutselyuk E. F. Competition as a preferred method of purchasing educational services [Electronic resource]. SPS Kon-suFtantPlyus. ZakonodateFstvo. Versiya Prof. [SPS ConsultantPlus. Legislation. Versia Prof.]. Available at: consultant.ru (Accessed: 01.08.2021). (In Russian).

11. Spryntsova V. E. Evaluation of the market of educational services in the field of public procurement. Sbornik izbran-nyX statej nauchnoj sessii TUSUR [Collection of selected articles of the scientific session TUSUR]. 2020. No. 1-2. P. 226-229. (In Russian).

12. Rossokha E. V., Shishlo S. V. Improving procurement in the construction industry of the Republic of Belarus. Trudy' BGTU. Seriya 7: Ekonomika i upravlenie [Proceedings of BSTU. Series 7: Economics and Management]. 2015. No. 7. P. 214-217. (In Russian).

13. Averina L. V., Pecherskaya E. P. Innovative model of the educational process in the field of additional professional education. AktuaFny^e problemy' lingvistiki, perevodovedeniya i pedagogiki [Actual problems of linguistics, translation studies and pedagogy]. 2016. No. 1 (3). P. 4-8. (In Russian).

14. Astapovich O. G. International tenders in the public sector of the Republic of Belarus: potential, problems, prospects. Nauchnyj i proizvodstvenno-prakticheskij zhurnal Minskogo innovacionnogo universiteta: Ekonomika. Upravlenie. Innovacii [Scientific and industrial-practical journal of Minsk Innovation University: Economics. Management. Innovations]. 2020. No. 1 (7). P. 77-82. (In Russian).

15. Putin V. V. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 01.03.2018. [Electronic resource]. SPS KonsuVtantPlyus. ZakonodateFstvo. Versiya Prof. [SPS ConsultantPlus. Legislation. Version of the prof.]. Available at: consultant.ru (Accessed: 01.08.2021). (In Russian).

16. Dobretsov G. B. Procurement of educational services for additional professional education for state needs: from the description of the object and the choice of the method of purchase to the acceptance of quality. Sbornik IX Int. scientific-practical conf «AktuaFny'e problemy' sociaFno-e^konomicheskogo razvitiya Rossii» [Actual problems of socio-economic development of Russia : collect. IX Int. scientific-practical conf.]. Krasnoyarsk: Information and Publishing Center "Academy of Labor and Social Relations", 2019. P. 105-117. (In Russian).

Для цитирования: Добрецов Г. Б. Эффективная закупка образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 3. C. 334-343. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-334.

For citation: Dobretsov G. B. Effective procurement of educational services for state and municipal needs // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. Vol. 1, issue 3. Р. 334343. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-334 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.