Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / РЕЕСТР БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Гавришев М.Ю., Нуштаева Е.М.

Система управления обеспечением обязательств, возникающих у поставщика (исполнителя, подрядчика) при заключении и исполнении контрактов, является одним из важнейших разделов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, направленных на поддержание ее устойчивости и охрану интересов заказчиков. Принимая во внимание динамичное развитие правового регулирования контрактной системы и большой годовой объем закупок бюджетных учреждений здравоохранения, проблема автоматизации системы управления обеспечительными мерами при проведении закупок товаров, работ и услуг весьма актуальна, представляет не только научный интерес, но и высокую практическую значимость. В рамках статьи описываются все виды и формы обеспечительных мер в зависимости от особенностей проводимых закупочных процедур и заключаемых по их итогам контрактов, практические подходы к автоматизированному управлению обязательствами, возникающими при осуществлении ресурсного обеспечения многопрофильной медицинской организации на примере федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF AUTOMATION OF THE ACTIVITIES OF THE CONTRACT SERVICE OF A BUDGETARY INSTITUTION

Administration of the enforcement of the contracts is one of the most important sections of the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs, which aims to ensure its stability and protect the interests of customers. Taking in consideration of the dynamic development of legal regulation of the contract system and the large annual volume of purchases of budgetary healthcare institutions, the problem of automation of the administration of the enforcement of the contracts within the procurement of goods, works and services composes not only a scientific interest, but also a high practical importance. The article describes all the forms of enforcements depending on the specifics of the procurement procedures and the contracts and also practical approaches to the automatical management of the enforcement of the contracts during the process of resource support of a multidisciplinary medical organization using the example of «Federal State Public Institution «National Medical and Surgical Center named after N.I. Pirogov» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Никитенко Д.Н.*, Карпов О.Э., Гавришев М.Ю., Нуштаева Е.М. DOI: m2588VBPNMSC.2020.43.78.028

ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени НИ. Пирогова» Минздрава России, Москва

Резюме. Система управления обеспечением обязательств, возникающих у поставщика (исполнителя, подрядчика) при заключении и исполнении контрактов, является одним из важнейших разделов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, направленных на поддержание ее устойчивости и охрану интересов заказчиков.

Принимая во внимание динамичное развитие правового регулирования контрактной системы и большой годовой объем закупок бюджетных учреждений здравоохранения, проблема автоматизации системы управления обеспечительными мерами при проведении закупок товаров, работ и услуг весьма актуальна, представляет не только научный интерес, но и высокую практическую значимость.

В рамках статьи описываются все виды и формы обеспечительных мер в зависимости от особенностей проводимых закупочных процедур и заключаемых по их итогам контрактов, практические подходы к автоматизированному управлению обязательствами, возникающими при осуществлении ресурсного обеспечения многопрофильной медицинской организации на примере федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные закупки, госзакупки, контрактная система, обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств, банковская гарантия, реестр банковских гарантий, автоматизация процесса закупок.

ISSUES OF AUTOMATION OF THE ACTIVITIES OF THE CONTRACT SERVICE OF A BUDGETARY INSTITUTION

Nikitenko D.N.*, Karpov O.E., Gavrishev M.Yu., Nushtaeva E.M.

Pirogov National Medical and Surgical Center, Moscow

Abstract. Administration of the enforcement of the contracts is one of the most important sections of the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs, which aims to ensure its stability and protect the interests of customers.

Taking in consideration of the dynamic development of legal regulation of the contract system and the large annual volume of purchases of budgetary healthcare institutions, the problem of automation of the administration of the enforcement of the contracts within the procurement of goods, works and services composes not only a scientific interest, but also a high practical importance.

The article describes all the forms of enforcements depending on the specifics of the procurement procedures and the contracts and also practical approaches to the automatical management of the enforcement of the contracts during the process of resource support of a multidisciplinary medical organization using the example of «Federal State Public Institution «National Medical and Surgical Center named after N.I. Pirogov» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation.

Keywords: procurement for government needs. Contract system. The enforcement of application. The enforcement of the contract. The enforcement of warranty obligations. The bank guarantee. The bank guarantee register. Automation of the procurement system.

Одним из основополагающих принципов обязательственного права является принцип надлежащего исполнения обязательств, заключающийся в их строгом исполнении в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота. Сущность обязательства состоит в совершении должником определенных действий или реже в воздержании от действий. Чтобы гарантировать кредитору надлежащее исполнение должником основного обязательства, применяются специальные меры, за счет которых при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником своих обязательств будет восстановлено нарушенное право кредитора. Эти меры называются «способами обеспечения исполнения обязательств» и регулируются главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее — ГК РФ).

Бюджетные учреждения здравоохранения как активные участники гражданского оборота в своей закупочной

деятельности также пользуются мерами обеспечения обязательств, установленными действующим гражданским законодательством. Однако ввиду специальной правоспособности бюджетных учреждений, наделенных лишь такими правами и обязанностями, которые строго соответствуют их основному виду деятельности и прямо зафиксированы в учредительных документах, правила установления бюджетными учреждениями обеспечительных мер при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд регламентируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2 (далее — ФЗ № 44-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»3, а также Положением о закупках.

Вместе с тем, необходимо отметить, что после вступления в силу в 2014 году ФЗ № 44-ФЗ было принято более

* e-mail: NikitenkoDN@pirogov-center.ru

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.

2 СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

3 СЗ РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. I). Ст. 4571.

Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Гавришев М.Ю., Нуштаева Е.М.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

50 федеральных законов о внесении в него изменений, поменявших или изложивших в новой редакции более 70 процентов его статей, в частности, с 1 июля 2019 уже привычные заказчику механизмы обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов (ст. 44 ФЗ № 44-ФЗ) и обеспечения исполнения контракта (ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ) дополнились возможностью обеспечения гарантийных обязательств (ч. 1 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ). Примечательно, что с момента вступления в силу институт обеспечения гарантийных обязательств успел претерпеть значительные изменения — с 1 июля 2020 установление в проекте контракта требований об обеспечении гарантийных обязательств стало правом заказчика, а не обязанностью.

В соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р4, особенностями контрактной системы в 2019 году являются перевод всех государственных (муниципальных) закупок в электронную форму, обеспечивающую их открытость и прозрачность, а также введение новой модели финансового обеспечения участия в закупках, предусматривающей дифференцированный размер обеспечения заявки, возможность предоставления банковской гарантии в электронной форме, а также размещение средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, на специальных счетах участника закупки в банке вместо их внесения на расчетный счет электронной площадки.

Кроме того, Правительством РФ планируется утверждение единых форм банковской гарантии и акта сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с обязательным формированием и подписанием их в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС).

Рассмотрим действующие правила предоставления обеспечительных мер более подробно.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе

В соответствии со ст. 44 ФЗ № 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) превышает один миллион рублей.

При проведении конкурса или аукциона с НМЦК до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливает заказчик в любом размере в пределах от 0,5 до 1% НМЦК.

В конкурсах или аукционах с НМЦК, превышающей 20 млн. руб., размер обеспечения заявки варьирует в пределах от 0,5 до 5% НМЦК.

При проведении закупки с предоставлением преимуществ организациям инвалидов или учреждениям

уголовно-исправительной системы при условии, что НМЦК свыше 20 млн. руб., заказчик вправе установить обеспечение заявок в размере, не превышающем 2% НМЦК.

Если заказчик не может определить количество товаров (работ, услуг), составляющее его потребность, в документации о закупке должна быть определена начальная цена единицы товара (работы, услуги), начальная сумма цен данных единиц и максимальное значение цены контракта (так называемый «прейскурантный» договор или контракт по единичным расценкам). В этом случае размер обеспечения заявки рассчитывается от максимального значения цены контракта по правилам, установленным ч. 16 и ч. 17 ст. 44 ФЗ № 44-ФЗ.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в двух формах: в виде денежных средств или в виде банковской гарантии. Право выбора способа предоставления обеспечения заявки принадлежит участнику закупки.

По общему правилу обеспечение заявки предоставляют все участники закупки, кроме государственных и муниципальных учреждений.

Обеспечение заявки на участие в электронной процедуре считается предоставленным в виде денежных средств, если участник закупки внес денежные средства на специальный счет, открытый в банке, входящем в перечень, установленный Правительством Российской Федерации5, а банк по запросу оператора электронной площадки осуществил блокировку суммы обеспечения на счете участника, который подал заявку на участие в электронной процедуре торгов. Блокирование денежных средств не осуществляется, когда на специальном счете участника закупки нет достаточной незаблокированной суммы в размере, необходимом для обеспечения заявки, установленном заказчиком в документации о закупке, или в реестре банковских гарантий есть сведения о том, что у участника есть банковская гарантия, выданная для обеспечения соответствующей заявки.

Обеспечение исполнения контракта

Контракт во всех случаях, когда в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, заключается после его предоставления участником закупки, с которым заключается контракт.

Обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки, признанным победителем, по его выбору также в одной из двух форм: в виде денежных средств или в виде банковской гарантии. Также существует отдельная норма об освобождении от

4 СЗ РФ. 11.02.2019. № 6. Ст. 542.

5 Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р «Об утверждении перечня банков в соответствии с частью 10 статьи 44 и частью 5 статьи 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» // СЗ РФ. 23.07.2018. № 30. Ст. 4771.

предоставления обеспечения исполнения контракта, о чем упомянем ниже.

Обеспечение исполнение контракта считается предоставленным в виде денежных средств, если денежные средства в необходимом размере перечислены на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Во избежание спорных ситуаций при оформлении платежного поручения рекомендуется в графе «назначение платежа» указывать фразу «платеж на обеспечение исполнения контракта», а также номер извещения о закупке и (или) номер и дату контракта, идентификационный код закупки.

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 0,5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Если контракт заключается по итогам закупки, в которой участниками являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, размер обеспечения (в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывается исходя из цены, по которой заключается контракт. При этом победитель такой закупки может быть освобожден от предоставления обеспечения исполнения контракта если предоставит заказчику информацию из реестра контрактов ЕИС, подтверждающую исполнение им (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней) на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Если при проведении аукциона или конкурса участник предложил цену контракта на 25 и более процентов ниже НМЦК или сумму цен единиц товара (работы, услуги) на 25 и более процентов ниже начальной суммы цен таких единиц, обеспечение должно быть предоставлено с учетом правил об антидемпинговых мерах. Например, при НМЦК 15 млн. руб. и менее участник по своему выбору предоставляет либо обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере (в 1,5 раза больше, чем указано в документации о закупке), либо информацию, подтверждающую добросовестность (к ней относятся данные, содержащиеся в реестре контрактов, подтверждающие исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику штрафных санкций), а также обеспечение исполнения контракта в размере, определенном в документации о закупке.

Нововведением действующего законодательства о контрактной системе является установление правового механизма замены способа обеспечения исполнения контракта и (или) уменьшения размера обеспечения в ходе исполнения контракта.

Для уменьшения размера обеспечения исполнения контракта необходимо, чтобы одновременно были со-людены следующие условия, установленные ч. 7, ч. 7.2, ч. 7.3 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ:

- заказчик принял и оплатил товары (работы, услуги) в сроки, установленные контрактом. Соответствующая информация должна быть внесена в реестр контрактов ЕИС;

- поставщик не имеет задолженностей по уплате начисленных по контракту штрафных санкций;

- поставщик выполнил, а заказчик принял исполнение обязательств по контракту в размере полученного аванса (если он предусмотрен);

- заключенный контракт не относится к случаям, когда уменьшение размера обеспечения исполнения контракта недопустимо (их устанавливает Правительство РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ).

С 12 мая 2019 вступила в силу норма, обязывающая заказчика осуществить возврат денежных средств, внесённых поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта, в срок, не превышающий 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом. Если контракт заключен по результатам закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, такой срок не должен превышать 15 дней.

Обеспечение гарантийных обязательств

Требование об обеспечении гарантийных обязательств устанавливается заказчиком в документации о закупке, если заказчиком предусмотрены требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара. При этом размер такого обеспечения не может превышать 10% НМЦК.

Обеспечить гарантийные обязательства также можно внесением денежных средств на счет, указанный заказчиком, или предоставлением банковской гарантии.

При оформлении платежного поручения на перечисление денежных средств в счет обеспечения гарантийных обязательств рекомендуется в графе «назначение платежа» указать «платеж на обеспечение гарантийных обязательств», номер и дату контракта, идентификационный код закупки.

При этом оформление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги при установлении заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств осуществляется только после предоставления поставщиком такого обеспечения.

Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует норма, регламентирующая установление размера обе-

Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Гавришев М.Ю., Нуштаева Е.М.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

спечения гарантийных обязательств, если контракт заключается с указанием максимального значения цены (по «единичным расценкам»). Учитывая невозможность установления обеспечения гарантийных обязательств при приемке любого из этапов исполнения контракта, единственно возможным способом своевременного получения обеспечения таких обязательств видится требование предоставить данное обеспечение перед подписанием итогового (последнего) акта приема-передачи товара, выполненных работ, оказанных услуг в размере, не превышающем 10% цены фактически исполненных поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

На практике же возможны ситуации, когда срок гарантии на результат этапа исполнения контракта истечет ранее, чем окончится срок действия договора, или поставленный товар будет использован в целях осуществления основного вида деятельности медицинской организации до того, как появится возможность истребовать обеспечение гарантии качества принятого товара.

Банковская гарантия

Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств является независимым обязательством. Это означает, что недействительность основного обязательства не влечет недействительность банковской гарантии, и гарант должен уплатить денежную сумму бенефициару после получения надлежаще оформленного его требования независимо от правоотношений по основному договору.

Банковские гарантии, представляемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств должны соответствовать общим положениям ГК РФ о независимых гарантиях, а также специальным требованиям ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ и дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 10056 (далее — ПП № 1005).

Банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 ФЗ 44-ФЗ, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС. Каждой банковской гарантии присваивается уникальный номер реестровой записи. Доступ к реестру банковских гарантий осуществляется через личный кабинет заказчика в ЕИС.

Условия банковской гарантии, представляемой поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств должны быть указаны в документации о закупке, контракте.

Согласно ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ банковская гарантия

должна быть безотзывной и содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику (бенефициару) в установленных ч. 15 ст. 44 ФЗ № 44-ФЗ случаях (при обеспечении заявки), или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику (бенефициару) в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом (поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), в соответствии со ст. 96 ФЗ №44-ФЗ (при обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств);

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии, который должен:

- составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок в случае предоставления обеспечения заявки;

- превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией, срок гарантийных обязательств по контракту не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 ФЗ №44-ФЗ;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

8) условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

6 Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий») // СЗ РФ. 18.11.2013. № 46. Ст. 5947.

Согласно ч. 4 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ банковская гарантия не должна содержать условия, предусматривающие требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом (поставщиком по контакту) обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией. Именно в этом проявляется независимость банковской гарантии, поскольку гарант несет ответственность перед бенефициаром независимо от ответственности принципала.

Согласно ПП № 1005 банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного соответствующей требованиям ФЗ № 44-ФЗ электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, с учетом следующих требований: а) обязательное закрепление в банковской гарантии:

- права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта (в случае предоставления обеспечения исполнения контракта);

- права заказчика в случаях, установленных ч. 15 ст. 44 ФЗ № 44-ФЗ, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае предоставления обеспечения заявки);

- права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований по гарантийным обязательствам, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения гарантийных обязательств, в порядке и размере, установленными в контракте в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ (в случае предоставления обеспечения гарантийных обязательств);

- права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством

Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;

- условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;

- перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного ПП № 1005;

б) недопустимость включения в банковскую гарантию:

- положений о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, гарантийных обязательств или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством Российской Федерации);

- требований о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта, гарантийных обязательств;

- требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный ПП №1005;

в) обязательное нумерация на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.

Рекомендуется следующий механизм проверки заказчиком банковских гарантий, представляемых в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта или обеспечения гарантийных обязательств.

Перед проведением проверки банковской гарантии необходимо ознакомиться с требованиями к условиям банковской гарантии, которые указаны в документации о закупке, контракте.

При получении банковской гарантии или уникального номера реестровой записи из реестра банковских гарантий ЕИС необходимо проверить наличие сведений о банковской гарантии в реестре банковских гарантий ЕИС. Поиск банковской гарантии в реестре банковских гарантий может быть осуществлен по номеру закупки, по идентификационному коду закупки, уникальному номеру реестровой записи или иным способом, предусмотренным техническими возможностями ЕИС.

Копия банковской гарантии и копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии), которые включены в реестр банковских гаран-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Гавришев М.Ю., Нуштаева Е.М.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

тий, представлены в данном реестре в виде электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования, и (или) в форме электронного документа.

Информация о принципале, содержащаяся в реестре банковских гарантий, должна соответствовать данным, содержащимся в заявке победителя и в контракте.

Информация, содержащаяся в реестре банковских гарантий, такая как номер банковской гарантии, идентификационный код закупки, номер закупки, а также дата выдачи, дата вступления в силу и дата окончания срока действия банковской гарантии, должна не противоречить информации, указанной в копии банковской гарантии, в копии документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии), а также данным, содержащимся в документации о закупке и контракте.

Денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате банком (гарантом) в случае неисполнения поставщиком в случаях, установленных требованиями ФЗ №44-ФЗ, должна быть не менее:

- суммы, указанной в извещении о закупке, документации о закупке, в случае представления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке;

- суммы, указанной в извещении о закупке, документации о закупке, проекте контракта, в случае представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта при его заключении;

- суммы, рассчитанной заказчиком в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и ч. 7.3 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов, в случае представления банковской гарантии в качестве нового обеспечения исполнения контракта в период его действия;

- суммы, указанной в контракте, в случае представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения гарантийных обязательств.

При проверке банковской гарантии необходимо убедиться в том, что она содержит все без исключения условия, предусмотренные ст. 45 ФЗ №44-ФЗ, а также не содержит положений, предусмотренных ч. 4 ст. 45 ФЗ №44-ФЗ, и полностью соответствует дополнительным требованиям к банковской гарантии, установленным ПП № 1005.

В случае представления оригинала банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе необходимо проверить выполнение требований к обязательному наличию нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта.

В ФЗ № 44-ФЗ установлен срок рассмотрения банковской гарантии, который не должен превышать трех рабочих дней со дня ее поступления или получения

7 См. ч. 30 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ.

уникального номера реестровой записи из реестра банковских гарантий.

В случае включения в банковскую гарантию всех без исключения условий, соответствия сроков действия и суммы, а также отсутствия недопустимых положений банковская гарантия принимается и ставится на бухгалтерский учет.

Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком (лицом, осуществляющим проверку банковской гарантии) является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий ЕИС;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и 3 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, контракте.

В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок не более трех рабочих дней информирует в письменной форме (почтовым отправлением с уведомлением о вручении) или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии (при наличии) подлежат включению в реестр банковских гарантий через личный кабинет заказчика ЕИС, при этом информация и документы, формируемые заказчиком в реестре банковских гарантий, подписываются соответствующей требованиям ФЗ № 44-ФЗ электронной подписью уполномоченного от его имени лица.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд предписывает заказчику, в случае установления требования об обеспечении исполнения контракта, включать в текст контракта обязательство поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение7. Указанная норма возлагает на заказчика обязанность регулярного мониторирования справочника кредитных организаций, размещенного на сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети Интернет по адресу http://cbr.ru практически по всему перечню банков, банковские гарантии которых предоставлены заказчику как обеспечительные меры. В случае лишения банка-гаранта права осуществлять свою деятельность заказчику необходимо направить поставщику требование о замене соответствующего обеспечения.

В целях понимания термина «надлежащее уведомление» и определения начала исчисления месячного срока авторами предлагается использовать положения по ана-

логии с изложенными в ч. 12 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ, а именно письмо с требованием предоставления нового обеспечения надлежит отправить поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Датой надлежащего уведомления поставщика о необходимости представления нового обеспечения можно считать дату получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику письма с требованием предоставления нового обеспечения. 26 июня 2020 года в ходе всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» Федеральным казначейством были обозначены планы по разработке нового функционала в рамках ЕИС, который позволит заказчику через личный кабинет вести юридически значимую переписку с поставщиками. Реализация такого функционала безусловно упростит взаимодействие сторон контракта и решит многие вопросы, в том числе при рассмотрении спорных ситуаций.

За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по представлению заказчику нового обеспечения начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ.

В отношении правомочности банков выдавать банковские гарантии в качестве обеспечительных мер по ФЗ № 44-ФЗ хочется отметить, что в реестр включаются банковские гарантии, которые выданы банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ. Перечень указанных банков согласно ч. 1.2 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в сети Интернет. Ведение реестра банковских гарантий и размещение его в ЕИС возложено на Федеральное казначейство. Соответственно наличие в реестре банковских гарантий сведений о банковской гарантии с присвоением уникального номера реестровой записи свидетельствует о правомочности банка выдавать банковские гарантии, принимаемые заказчиками в качестве обеспечительных мер и соответствующие требованиям ФЗ № 44-ФЗ. В случае исключения банка-гаранта из перечня, определенного ч. 1.2 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ, в реестре банковских гарантий и в карточке контракта реестра контрактов ЕИС, в обеспечение исполнения которого представлена банковская гарантия, размещается информационное сообщение «Внимание! В настоящее время банк-гарант исключен из перечня банков, предусмотренного ч. 1.2 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ», однако это не означает, что

банковская гарантия утратила свою силу и банк-гарант не обязан выполнять обязательства, предусмотренные данной банковской гарантией. В указанном случае права и обязанности у заказчика уведомлять поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении нового обеспечения не возникают.

Автоматизация системы управления обеспечением исполнения обязательств

Сложный правовой механизм обеспечения обязательств субъектов контрактной системы в сфере закупок на всех этапах определения поставщика и закупки товаров, работ, услуг, от обеспечения заявки участника до обеспечения гарантийных обязательств за пределами действия контракта, вариативность применения и изменяемость данной меры профилактики недобросовестности участников закупки и исполнителей, значительная степень ответственности заказчика определяют в высочайшей степени актуальную потребность в вооружении контрактных служб бюджетных учреждений здравоохранения автоматизированными механизмами управления, учета и контроля описываемого в статье направления деятельности.

По нашему мнению наиболее правильным является разработка отдельного модуля управления обеспечением обязательств в блоке планирования и управления закупками в информационной системе финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ИС ФХД).

Администрирование модуля видится целесообразным возложить на руководителя подразделения организации закупок, финансовый контроль — на главного бухгалтера и руководителя планово-экономического подразделения. Непосредственными пользователями (операторами) модуля являются руководители и сотрудники подразделений, отвечающих за направление планирования закупок и исполнения контрактов.

В первую очередь, для обеспечения единой системы накопления и обработки поступающих данных требуется разработка структурированной системы нормативно-справочной информации (информация о видах обеспечения обязательств, справочник контрагентов, реестр банков), обеспечение интеграции с локальным реестром контрактов, блоком бухгалтерского учета ИС ФХД.

Для удобства пользователей модуль разделяется на две составные части:

- раздел управления обеспечением исполнения контракта;

- раздел управления обеспечением гарантийных обязательств.

Обязательные параметры (поля) раздела управления обеспечением исполнения контракта и их характеристики структурированно указаны в табл. 1.

Карточка обязательства создается в строгой привязке к карточке конкретного контракта и наследует из нее необходимую для расчетов информацию.

Движение информации по статусам трехэтапное. Новая карточка обязательства создается в статусе «Черно-

Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Гавришев М.Ю., Нуштаева Е.М.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Табл. 1. Структура раздела управления обеспечением исполнения контракта

Параметр/ Характеристика Обязательность Редактиру-емость Способ ввода данных

Вид обеспечения ДА ДА Из справочника

Размер обеспечения начальный ДА ДА Автоматический

Размер обеспечения фактический ДА Нет Автоматический

Размер обеспечения остаточный расчётный ДА Нет Автоматический

Размер обеспечения, возможный к возврату ДА Нет Автоматический

Номер платежного документа Нет ДА Автоматический

Дата платежного документа Нет ДА Автоматический

Дата платежа Нет ДА Автоматический

Номер банковской гарантии Нет ДА Ручной

Дата банковской гарантии Нет ДА Из справочника

Дата окончания действия банковской гарантии Нет ДА Из справочника

Наименование банка, выдавшего обеспечение Нет ДА Из справочника

ИНН банка, выдавшего обеспечение ДА Нет Автоматический

КПП банка, выдавшего обеспечение ДА Нет Автоматический

Актуальность записи ДА Нет Автоматический

Версия ДА Нет Автоматический

Автор записи ДА Нет Автоматический

вик» и может в нем сохраняться, если не заполнены все обязательные поля. Карточка в статусе «Черновик» имеет цветовую индикацию для визуального контроля наличия недоработанных данных. Если все обязательные поля заполнены, то карточка автоматически переводится в статус «Действующий». При изменении данных предыдущая версия карточки переходит в статус «Архивный».

Раздел управления обеспечением исполнения контракта имеет следующий набор данных:

1. Вид обеспечения. Устанавливается из справочника «Вид обеспечения» путем выбора одного из значений: денежные средства, банковская гарантия, освобождение от ОИК (прим.: обеспечение исполнения контракта), данная позиция применяется в случаях, указанных в ч. 8.1. ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ. В зависимости от выбранного значения в карточке активируются иные поля, соответствующие виду обеспечения.

2. Размер обеспечения начальный. Изначально размер ОИК устанавливается при планировании в реестре закупок в процентах: если закупка осуществляется в соответствии с ч.1 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ, определяется от цены контракта, в иных случаях от НМЦК. В данное поле значение указывается в виде расчётной суммы. Если сумма в документе отличается в большую сторону от автоматически рассчитанной, допускается

редактирование (не ниже расчётного). Если вид обеспечения был выбран «освобождение от ОИК» — данное поле не активно.

3. Размер обеспечения фактический. Рассчитывается автоматически как разница между размером обеспечения начальным и суммой фактически произведенного возврата.

4. Размер обеспечения остаточный расчётный. Рассчитывается автоматически путем уменьшения размера обеспечения начального пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены либо при изъятии средств со счета или из банковской гарантии. Уменьшение пропорционально исполненным обязательствам не производится при наличии в карточке контракта претензий в статусе «подписано».

5. Размер обеспечения, возможный к возврату. Рассчитывается автоматически как разница между размером обеспечения начальным и размером обеспечения остаточным расчётным.

6. Номер платежного документа, дата платежного документа и дата платежа. Поле активно только в случае выбора вида обеспечения «денежные средства». Заполняется автоматически при оформлении бухгалтерией входящего платежного документа с указанием соответствующего номера контракта в основании.

7. Номер банковской гарантии, дата выдачи банковской гарантии, дата окончания действия банковской гарантии. Поле активно только в случае выбора вида обеспечения «банковская гарантия». Заполняется вручную и с помощью справочника «календарь», при этом осуществляется автоматический контроль: срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения.

8. Наименование, ИНН и КПП банка, выдавшего обеспечение. Поле активно только в случае выбора вида обеспечения «банковская гарантия». Заполняется с помощью справочника «контрагенты».

9. Версия и актуальность записи. При любом сохранении изменений в карточке обеспечения исполнения контракта автоматически создается новая версия. Предыдущая версия переходит в статус «неактуальной», то есть архивной.

10. Автор записи прописывается автоматически по данным авторизации пользователя.

Обязательные параметры (поля) раздела управления обеспечением гарантийных обязательств и их характеристики структурированно указаны в табл. 2.

Раздел управления обеспечением гарантийных обязательств имеет схожую структуру и алгоритмы обработки данных с разделом управления обеспечением исполнения контракта (см. табл. 1). Небольшие отличия имеет только поле «Размер обеспечения», значение в котором рассчитывается автоматически исходя из данных

Таб. 2. Структура раздела управления обеспечением гарантийных обязательств

Параметр Обязательность Редакти-руемость Способ ввода данных

Вид обеспечения ДА ДА Из справочника

Размер обеспечения ДА ДА Ручной

Дата окончания действия гарантии ДА ДА Из справочника

Номер платежного документа Нет ДА Автоматический

Дата платежного документа Нет ДА Автоматический

Дата платежа Нет ДА Автоматический

Номер БГ Нет ДА Ручной

Дата БГ Нет ДА Из справочника

Дата окончания действия БГ Нет ДА Из справочника

Наименование банка, выдавшего обеспечение Нет ДА Из справочника

ИНН банка, выдавшего обеспечение ДА Нет Автоматический

КПП банка, выдавшего обеспечение ДА Нет Автоматический

Актуальность записи ДА Нет Автоматический

Версия ДА Нет Автоматический

Автор записи ДА Нет Автоматический

контракта об установленном проценте обеспечения от размера НМЦК с установленным контролем непревышения 10%.

Заключение

Изложенные особенности системы обеспечения обязательств, высокая вариативность способов взаимодействия с поставщиком, значительный объем постоянно изменяемой информации, а также прямая ответственность заказчика за исполнение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, определяют особую важность этого раздела деятельности федерального учреждения здравоохранения, который в обязательном порядке должен быть автоматизирован и обеспечен необходимыми цифровыми инструментами учета, контроля и оперативного реагирования на изменения.

Успешная реализация системы автоматизированного управления обеспечением обязательств позволяет не только вести учет по каждому контракту, но и контролировать сроки и размеры уменьшения и возвратов сумм обеспечения. Создана возможность своевременно предоставлять исходные данные для ведения претензионной работы в соответствующем модуле ИС ФХД, минимизировать возможность допущения со стороны заказчика ошибок расчетов и учета. Таким образом, обеспечено соблюдение основополагающих принципов контрактной системы, таких как профессионализм заказчика, стимулирования инноваций, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов (The authors declare no conflict of interest).

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Белокрылов К.А., Наливайко С.В., Цыганков С.С. Обеспечение контракта как механизм снижения рисков его неисполнения // Journal of Economic Regulation.

— 2015. — T.6. — №3. — С. 82-93. [Belokrylov KA, Nalivayko SV, Tsygankov SS. Enforcement of the contract as a mechanism reducing the risk of nonperformance. Journal of Economic Regulation. 2015;6(3):82-93. (In Russ).]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doi: 10.17835/2078-5429.2015.6.3.082-093.

2. Вильданова М.М. Некоторые аспекты развития института обеспечения исполнения обязательств в России // Журнал российского права. — 2011. — №2.

— С. 38-46. [Vil'danova MM. Nekotorye aspekty razvitiya instituta obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv v Rossii. Zhurnalrossiiskogoprava. 2011;(2):38-46.

(In Russ).]

3. Горохова Д.В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие // Финансовый журнал. — 2020. — №2. — С. 57-68. [Gorokhova DV. Public procurement in the Russian Federation: retrospective and development. Finansovyizhurnal. 2020;(2):57-68. (In Russ).] Doi: 10.31107/20751990-2020-257-68.

4. Каримов Д.А. Обзор литературы по теме «Обеспечение исполнения обязательств» // Юридический вестник молодых ученых. — 2016. — №3. —

С. 82-87. [Karimov DA. Obzor literatury po teme «Obespechenie ispolneniya obyazatel'stv». Yuridicheskii vestnikmolodykh uchenykh. 2016;(3):82-87. (In Russ).]

5. Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Третьяков В.В., Нуштаева Е.М. Правовое регулирование закупок лекарственных препаратов: проблемы исполнения контракта и особенности ведения претензионно-исковой работы // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. — 2019. — Т.14. — №2.

— С. 75-81. [Karpov OE, Nikitenko DN, Tret'yakov VV, Nushtaeva EM. Legal regulation of the procurement of medicinal products: problems of contract execution and the specifics of conducting claims. Vestnik Natsional'nogo mediko-khirurgicheskogo Tsentra im. N.I. Pirogova. 2019;14(2):75-81. (In Russ).]

6. Пестикова Т.А. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения государственного контракта // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ.

— 2018. — №10. — С. 121-125. [Pestikova TA. Bankovskaya garantiya kak sposob obespecheniya ispolneniya gosudarstvennogo kontrakta. Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. 2018;(10):121-125. (In Russ).]

7. Шилов М.В. Независимая гарантия в системе способов обеспечения исполнения обязательств // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018.

— №5. — С. 210-212. [Shilov MV. Independent guarantee in the system of ways of securing obligations. Problemy ekonomikiiyuridicheskoipraktiki. 2018;(5):210-212. (In Russ).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.