Научная статья на тему 'Сравнение государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах и РФ'

Сравнение государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах и РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4671
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Елена Ивановна, Русаков Максим Александрович

В данной статье рассмотрены проблемы института государственной помощи малому бизнесу на примере анализа развитых стран и РФ. Проведен анализ характерных особенностей государственной поддержки малого бизнеса (на примере Германии, Японии, США). Проанализирована динамика малого предпринимательства в России за последние 5 лет. Выявлена и обоснована необходимость использования зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN DEVELOPED COUNTRIES AND THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the problems of small business state support on the example of the situation in developed countries and the Russian Federation. We have com-pared the features of small business state support in Germany, Japan, and the USA, analyzed the dynamics of small entrepreneurship in Russia over the past 5 years. The necessity of using foreign experience is revealed in the work.

Текст научной работы на тему «Сравнение государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах и РФ»

УДК 336.1

doi: 10.18101/2304-4446-2017-1-23-28

СРАВНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И РФ

© Капустина Елена Ивановна кандидат экономических наук, доцент Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

© Русаков Максим Александрович студент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В данной статье рассмотрены проблемы института государственной помощи малому бизнесу на примере анализа развитых стран и РФ. Проведен анализ характерных особенностей государственной поддержки малого бизнеса (на примере Германии, Японии, США). Проанализирована динамика малого предпринимательства в России за последние 5 лет. Выявлена и обоснована необходимость использования зарубежного опыта.

Ключевые слова: государственная поддержка, малое предпринимательство, экономическая безопасность.

Малый бизнес — это без преувеличения, главный элемент рыночной системы, гармоничное развитие экономики без которого невозможно. Об этом свидетельствует то, что большинство развитых стран получили свое развитие благодаря инвестированию в малые предприятия. Государства предоставляют льготы и субсидии, позволяющие активным гражданам создавать инновационные предприятия, которые без государственной поддержки не продержались бы в самый сложный свой период, а именно, в первые годы существования.

Малый бизнес является основополагающим фактором развития индустриального и постиндустриального общества, обусловливается это увеличением темпов изменения рыночной конъюнктуры. Малые предприятия на порядок быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, нежели крупные корпорации. Главная причина такого положения кроется в их стремлении к максимизации своей полезности, так, например, малое предприятие не может позволить себе лишнее оборудование или лишних сотрудников, которые будут обременять его.

Так же о важности малого предпринимательства свидетельствуют данные Всемирного банка: в Европе шесть из десяти рабочих мест создаются малыми предприятиями. В Японии восемьдесят процентов людей получают заработную плату, работая в них по найму. В Соединенных Штатах Америки более пятидесяти процентов людей работают в малых предприятиях. Примерно ше-

стьдесят процентов мирового ВВП создается в сфере малого предпринимательства по всему миру.

Рассмотрим поддержку малого бизнеса на примере Германии. В настоящее время в стране насчитывается более 4,43 млн малых и индивидуальных предпринимателей в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий. Это более 90% предприятий-налогоплательщиков. На малые предприятия приходится более 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 85% всех молодых специалистов страны, платят около 40% налогов с оборота, осуществляют 37% немецкого экспорта. В 2015 г. они сосредоточили 46% валовых инвестиций и 57% ВВП Германии. Справедливо поэтому рассматривать малые предприятия как основу немецкой экономики.

Прийти к таким результатам Германия смогла с помощью государственной поддержки малого предпринимательства. В этой стране бизнес поддерживают льготными кредитами сроком до 20 лет на сумму не более 50 тыс. евро, при этом первые два года бизнесмен освобождается от уплаты каких-либо средств, последующие 8 лет платит по льготной ставке в 5% и только с одиннадцатого года начинает выплачивать основную сумму долга.

Так же государство стимулирует прорывные в технологическом смысле предприятия, предоставляя им компенсацию за проведенные исследования в размере до 40 тыс. евро. То же касается проектов, направленных на защиту окружающей среды и улучшение экологической обстановки в стране и мире.

Еще один положительный момент в Германии, это возможность в случае неудачи бизнеса вернуть государству сумму без процентов, что, по сути, говорит о том, что в Германии правительство в первую очередь интересует малое предпринимательство само по себе, а не возможность заработать на нем.

Другой страной, которая стала живым примером строительства бизнеса, является Япония. Поддержка малого бизнеса в Японии имеет схожие черты с германской поддержкой, так, например, на развитие технологических проектов, требующих фундаментальных исследований, государство и местные органы управления выделяют финансовые средства на безвозмездной основе.

Отличительная черта Японии от Германии состоит в том, что в Японии не оставляют без поддержки предприятия, попавшие в затруднительное положение в результате объективных причин. Примером такой помощи может послужить авария на атомной электростанции Фукусима. После аварии Япония потратила более 100 млрд долларов для помощи пострадавшим от этой аварии, в том числе 47 млрд было выделено на помощь пострадавшему малому бизнесу, который находился в зоне поражения.

Немаловажным фактором развития малого бизнеса является помощь государства в обучении кадров. С помощью государственных грантов предприятия обеспечивают себя высококвалифицированными работниками, которые позволяют создавать продукт наивысшего качества, вследствие чего предприятия могут успешно конкурировать на мировом рынке.

В то же время в Японии существует Финансовая корпорация малого бизнеса Японии, которая играет важную роль в предоставлении денежной помо-

щи малым предприятиям. Эта корпорация занимается выдачей малым предприятиям займов (на срок более одного года) по льготной ставке.

После рассмотрения Германии и Японии следует остановиться на США. В настоящее время в Америке насчитывается около 7 млн предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Таких успехов США достигли благодаря созданию в 1953 году федерального агентства — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), которая и сейчас на государственном уровне защищает интересы малого бизнеса. Обязанности данной организации заключаются в следующем:

1) оказание необходимой помощи в предоставлении гарантий по кредитам и получении самого кредита для ведения бизнеса;

2) информационная и техническая поддержка;

3) кредитование и субсидирование малого и среднего предпринимательства из средств собственного бюджета;

4) развитие и сохранение конкурентной среды, с помощью которой производители могут перейти на более эффективные технологии благодаря снижению издержек.

Особое место в системе государственной поддержки малых и средних предприятий занимает программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в случае чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств (террористических актов, стихийных бедствий, социальных беспорядков и т. д.).

Для малого и среднего предпринимательства в США предусмотрены различные налоговые льготы, например, так называемый «бонус первого года» (налог выплачивается не со всей суммы, а только с половины). Снижение размеров федеральных налогов очень помогает развитию малого и среднего предпринимательства, а также является стимулом к созданию малых и средних предприятий, и, как следствие, способствует увеличению новых рабочих мест.

Что немаловажно, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. В качестве примера можно привести закон о поддержке малого и среднего предпринимательства от сентября 2010 г., подписанный президентом США. Данный закон предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса и также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей.

После рассмотрения, на наш взгляд, наиболее ярких примеров развитых государств, будет логично рассмотреть институт поддержки малого предпринимательства в России. Последние 25 лет Россия находится в переходном состоянии от централизованной экономики к рыночной, и для России в этот период особенно важно развитие малого предпринимательства, т. к. это основа рыночной экономики. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%.

В России в основном помощь малому бизнесу оказывается посредством снижения налоговой нагрузки, так, например, существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут малые предприятия:

1. Упрощенная система налогообложения — минимально возможный процент от доходов, который нужно будет заплатить государству, составляет 1%.

2. Единый налог на вмененный доход — ставка составляет 7,5-15%от вмененного дохода, например, от возможного дохода от сдачи помещения в аренду другому предпринимателю.

3. Патентная система налогообложения — на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели. Предприниматель покупает патент на определенный вид деятельности и платит фиксированную сумму за пользование патентом, при этом налоги он уже не платит, за исключением страховых и тому подобных взносов.

4. Единый сельскохозяйственный налог — плательщики освобождаются от уплаты НДС, а также вместо НДФЛ и налога на имущество физических лиц (юридические лица по аналогии) платят только единый сельскохозяйственный налог в размере от 5 до 15% от прибыли (доходы минус расходы).

Дополнительная неявная льгота для УСН и ЕНВД — это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

В 2016 году перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН — с 6% до 1%.

В 2015-2020 гг. впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум — двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2016 г. позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса.

Еще одной возможностью открыть свой бизнес обладают безработные граждане, состоящие на учете на бирже труда. Они могут предоставить бизнес-план проекта и в случае одобрения получить федеральную субсидию на организацию малого бизнеса (в 2016 г. она составляла 58 800 р. на открытие дела, а также по 58 800 р. — на организацию каждого нового рабочего места, если нанимает сотрудников из числа безработных, состоящих на учете в службе занятости).

Отдельно можно поговорить о федеральной программе «Ты — предприниматель». Проект «Ты — предприниматель» направлен на обучение молодежи базовым предпринимательским знаниям и навыкам. Елена Бочерова, основатель программы «Ты — предприниматель», говорит, что эта «...программа реализуется совместными усилиями Росмолодежи и Минэко-

номразвития с 2009 года. В 2016 году программа «Ты — предприниматель» реализована в 40 регионах России. Заявки на участие в программе подали более 300 тыс. человек, 19 тыс. из них прошли очное обучение. В результате было создано более 4 тыс. новых предприятий и 9 тыс. новых рабочих мест».

Что же касается финансирования, то ситуация следующая: в 2015 г. объем финансирования составлял около 17 млрд рублей, в 2016 г. — 12 млрд рублей. Таким образом, количество предприятий малого бизнеса, которые могли бы получать поддержку государства, растет за счет таких программ как «Ты — предприниматель», а ее объем уменьшается.

Об эффективности принимаемых мер относительно поддержки малого предпринимательства можно судить по следующему графику.

Рис. 1. Количество малых предприятий с 2010 по 2015 г., по данным Росстата

Как видим из графика, количество малых предприятий резко сократилось в 2015 г. Причиной такой негативной динамики стал: валютный кризис в РФ, уменьшение государственной финансовой помощи малым предприятиям, увеличение кредитных ставок в банках.

В конце статьи подведем основные, на наш взгляд, возможные выводы из проделанной работы. В России достаточно хорошо развита налоговая помощь малым предприятиям, но не хватает финансовой помощи, как, например, в Германии. Так, в пересчете на евро по курсу на конец 2016 г. получается, что в Германии выделяют на открытие бизнеса более чем в 40 раз больше, чем в России.

Обстановка с финансированием подталкивает молодых предпринимателей из России обращаться в кредитные организации, где их встречают высокие ставки и большая вероятность отказа из-за отсутствия обеспечения. Решением данной проблемы могла бы стать организация, созданная по аналогии с японской Финансовой корпорацией малого бизнеса, которая бы помогала малому бизнесу в России получать финансирование на выгодных условиях.

Также в России много проблем с загрязнением окружающей среды, которые могли бы решиться сами собой, если бы правительство финансировало малый бизнес, направленный на сохранение и защиту экологии, как в развитых странах, например, в Японии и Германии.

В России, к тому же, отсутствует государственная гарантия помощи малым предприятиям, попавшим в затруднительное положение в результате объективных причин. Правительство РФ во время валютного кризиса 2014 г. отдало предпочтение крупным компаниям, таким как «Роснано», «РЖД» и т. п., не уделив внимания малому бизнесу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что правительству России следует больше внимания уделять проблемам малого бизнеса, создавать благоприятные условия, такие как, например, низкая процентная ставка или возмещение средств, потраченных на исследования.

Литература

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007. № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016).

2. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2011. 192 а

3. Буров В. Ю. Основы предпринимательства: учеб. пособие. Чита, 2011. 441 с.

4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат. сб. / М19 Росстат. M., 2015. 96 с.

COMPARISON OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN DEVELOPED COUNTRIES AND THE RUSSIAN FEDERATION

Elena I. Kapustina

Cand. Sci. (Econ.), A/Prof., Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

Maksim A. Rusakov

Student, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: [email protected]

The article describes the problems of small business state support on the example of the situation in developed countries and the Russian Federation. We have compared the features of small business state support in Germany, Japan, and the USA, analyzed the dynamics of small entrepreneurship in Russia over the past 5 years. The necessity of using foreign experience is revealed in the work. Keywords: state support, small business, economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.