Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПАРОМНОЙ ЛИНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – КАЛИНИНГРАД С КОНТЕЙНЕРНОЙ ЛИНИЕЙ'

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПАРОМНОЙ ЛИНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – КАЛИНИНГРАД С КОНТЕЙНЕРНОЙ ЛИНИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
паромные переправы / контейнерные терминалы / маршрут / Санкт-Петербург / Калининград / эффективность / контейнерная линия / ferry crossings / container terminals / route / St Petersburg / Kaliningrad / efficiency / container line

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорфман И. С.

В этой статье будут рассмотрены современные проблемы развития контейнерных терминалов и недостаточной эффективности паромных переправ, приведены пути модернизации терминалов и определения наиболее выгодного варианта на данном маршруте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорфман И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF THE FERRY LINE ST. PETERSBURG KALININGRAD WITH A CONTAINER LINE

This article will consider the current problems of container terminal development and the insufficient efficiency of ferry crossings, provide ways to modernize terminals and determine the most profitable option on this route.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПАРОМНОЙ ЛИНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – КАЛИНИНГРАД С КОНТЕЙНЕРНОЙ ЛИНИЕЙ»

УДК 65

Дорфман И.С.

студент

Институт управления и цифровых технологий Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПАРОМНОЙ ЛИНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ -КАЛИНИНГРАД С КОНТЕЙНЕРНОЙ ЛИНИЕЙ

Аннотация: в этой статье будут рассмотрены современные проблемы развития контейнерных терминалов и недостаточной эффективности паромных переправ, приведены пути модернизации терминалов и определения наиболее выгодного варианта на данном маршруте.

Ключевые слова: паромные переправы, контейнерные терминалы, маршрут, Санкт-Петербург, Калининград, эффективность, контейнерная линия.

Маршрут Калининград - Санкт-Петербург является важным транспортным коридором, связывающим Калининградскую область с материковой частью России. Сегодня этот маршрут используется для перевозки широкой номенклатуры грузов: легковые автомобили, колесные грузовые автомобили (тенты, тралы, рефы, скотовозы, дорожная и строительная спецтехника), гусеничную спецтехнику (бульдозеры, экскаваторы и пр.), железнодорожный подвижной состав, статичные грузы на площадках (ролл-трейлерах) г/п до 60тонн и длиной площадок от 12 до 19,5м, контейнеры [4].

Контейнеры перевозятся на железнодорожном транспорте, автотранспортом, морским и речным транспортом.

Грузы в контейнерах из Санкт-Петербурга в Калининград, включают в себя продукты питания, бытовую химию, одежду, обувь, электронику и другие потребительские товары.

Из Калининграда в Санкт-Петербург перевозят самые разные грузы: сельскохозяйственные товары, станки и оборудование, изделия из железобетона, пищевую продукцию и многое другое.

Рассмотрим текущее состояние контейнерных терминалов и паромных переправ, покажем на карте, где они находятся и как выглядят паромы на этом маршруте [1].

На маршруте Калининград - Санкт-Петербург действуют 4 паромные переправы, а именно по маршруту «Усть-Луга - Балтийск»:

1. Паромный комплекс "АМБАЛ" - предоставляет услуги по грузовым перевозкам через Финский залив между Калининградом и Санкт-Петербургом.

2. Паромный комплекс "Балтийск" - также предлагает грузовые перевозки.

3. Паром «Маршал Рокоссовский» - имеет ледовый класс и работает круглый год.

4. Паром «Генерал Черняховский» - двухтопливный инновационный автомобильно-железнодорожный паром [10].

Существующие контейнерные терминалы сталкиваются с ограничениями по пропускной способности и техническому оснащению, что сдерживает дальнейший рост объемов контейнерных перевозок, а возрастающий объем грузопотока уже сейчас оказывает значительную нагрузку на существующие переправы, вызывая задержки в доставке грузов и скопление транспортных средств на подъездных путях.

Необходимо провести детальный анализ вариантов развития данной инфраструктуры, чтобы выбрать наиболее оптимальное решение [2].

Исходя из проблемы недостаточной развитости инфраструктуры паромных переправ и контейнерных терминалов на маршруте необходимо сделать выбор в пользу наиболее выгодного варианта.

При этом необходимо рассмотреть достоинства паромных переправ:

- Большая грузоподъёмность,

- Отсутствие таможенных барьеров,

- Низкая стоимость перевозки,

- Паромы не нарушают экосистему водоемов,

- Быстрая доставка (2-3 суток) по сравнению с автомобильным транспортом,

- Возможность перевозки помимо грузов, пассажиров,

- Возможность перевозки различных видов груза, не только в контейнерах.

Также рассмотрим недостатки паромных переправ:

- При перевозке на паромах груженого ПС грузоподъемность парома используется не полностью,

- Зависимость паромов от погодных условий,

- Необходимость в постоянном обслуживании,

- Высокие затраты на строительство.

Похожим образом проанализируем достоинства контейнерных терминалов:

- Прием контейнеров с разных видов транспорта: водный, железнодорожный, автомобильный,

- Временное хранение контейнеров,

- Сортировка контейнеров по направлениям дальнейшей транспортировки, регионов,

- Безопасность перевозки до контейнерного терминала на ЖД и автотранспорте.

Недостатки контейнерных терминалов:

- Доставка от контейнерного терминала Санкт-Петербурга до терминала Калининграда на автотранспорте занимает от 18 дней (при этом не все виды грузов можно перевозить в сложившихся условиях на автотранспорте),

- Сложность доставки через границы в текущих условиях,

- Тарифы на железнодорожный транзит грузов увеличен,

следовательно перевозка стоит дороже, нежели паромной переправой,

- Не все терминалы находятся рядом с морскими портами.

По официальной информации можно указать стоимости контейнерных терминалов в мире, например: Терминал Тамань мощностью 4 млн тонн - 14 млрд рублей, Терминал Мурманск мощностью 2,5 млн тонн - 8 млрд тонн, Терминал в порту Момбаса (Кения) мощностью 1,2 млн тонн - 25 млрд рублей.

Проанализировав всю доступную информацию в интернете, мы смогли выяснить все, что нужно для строительства и примерные затраты на него. (сайт ЕИС Закупки, АВИТО). И решили установить, что строительство нового модернизированного контейнерного терминала в Калининграде будет стоить в среднем 14 млрд рублей. Строительство включает в себя: затраты: площадка для стоянки автопоездов, полуприцепов и контейнеровозов, железнодорожные подъездные пути, складские объекты, административное здание, гаражи, ремонтная зона, бетонное покрытие, водоснабжение, электроснабжение, затраты на строительство, затраты на приобретение техники, внедрение современных систем управления складом и технологий автоматизации погрузки/разгрузки контейнеров [6].

Таблица 1. Примерные затраты на строительство модернизированного контейнерного терминала.

Наименование Стоимость в рублях

внедрение современных систем управления складом и технологий автоматизации погрузки/разгрузки контейнеров 1 346 765 098

Ричстакеры (10 шт) 1 017 994 225

терминальный тягач (35 шт) 600 179 300

портовый кран (2 шт) 40 006 032

вилочный электропогрузчик (15 шт) 22 500 000

Оптимизация пространства 765 241 058

Внедрение цифровых технологий 563 966 095

Повышение безопасности и эффективности 420 868 000

Найм сотрудников (1000 чел.) в среднем 90000 в месяц

Итого 7 200 000

С помощью интернет-источников удалось выяснить стоимость самого нового парома на данной переправе «Генерал Черняховский». Следовательно, паром такого же строения нам обойдется в 5,1 млрд рублей. Вместимость парома: 80 вагонов, 73 автомобиля, пассажировместимость 12 человек [3].

Строительство новых контейнерных терминалов открывает ряд преимуществ, способствующих развитию экономики и повышению эффективности логистических процессов:

1. Увеличение пропускной способности:

- Больше контейнеров: Новые терминалы позволяют обрабатывать большее количество контейнеров, что способствует увеличению грузооборота и развитию торговли.

- Снижение задержек: Увеличение пропускной способности уменьшает время ожидания судов и ускоряет доставку грузов.

2. Современные технологии:

- Автоматизация и роботизация: Новые терминалы оснащаются передовыми автоматизированными системами управления,

высокотехнологичными кранами, что повышает эффективность и безопасность работы.

- Информационные системы: Современные информационные системы обеспечивают отслеживание грузов в режиме реального времени, оптимизацию логистических процессов и прозрачность операций.

3. Экономический рост:

- Новые рабочие места: Строительство и эксплуатация новых терминалов создают рабочие места для специалистов разных профилей, что способствует развитию региональной экономики.

4. Улучшение качества услуг:

- Более быстрая обработка грузов: Современные технологии и оптимизация процессов сокращают время обработки грузов.

- Лучший сервис для клиентов: Новые терминалы предлагают клиентам более широкий спектр услуг и более высокий уровень сервиса.

Преимущества строительства новых паромов:

- Независимость от погодных условий (если паром с ледовым классом),

- Независимость прохождения территории от других стран,

- Увеличение пропускной способности:

Больше грузов: Дополнительный грузовой паром позволяет перевозить большее количество грузов, что особенно актуально для регионов с интенсивными торговыми связями или ограниченной транспортной инфраструктурой.

Снижение задержек: Дополнительный паром уменьшает время ожидания и позволяет избежать перегрузки, особенно в пиковые периоды.

- Экономический рост:

Развитие торговли: Дополнительный грузовой паром облегчает перевозку грузов и способствует развитию торговых связей между регионами, стимулируя экономический рост.

Создание рабочих мест: Строительство и эксплуатация дополнительного парома создают рабочие места для моряков, обслуживающего персонала и работников смежных отраслей [8].

- Логистические преимущества:

Гибкость и надежность: Дополнительный грузовой паром повышает гибкость и надежность логистических цепочек, позволяя оперативно реагировать на изменения спроса и предложения.

Снижение транспортных расходов: В некоторых случаях, использование грузовых паромов может быть более экономичным по сравнению с другими видами транспорта, особенно для перевозки крупногабаритных или тяжелых грузов.

- Экологические аспекты:

Современные технологии: Новые грузовые паромы могут быть оснащены современными двигателями и технологиями, снижающими выбросы вредных веществ в атмосферу и оказывающими меньшее воздействие на окружающую среду.

Но наш выбор упал именно на строительство нового парома, не только потому что он выходит дешевле, чем строительство КТ, но и учитывая текущее состояние и взаимоотношения между странами. Так как летом 2022 года Литва ввела ограничения на железнодорожный и автомобильный транзит подсанкционных грузов с определенными квотами на них и повышенными тарифами.

При этом транзит через Литву подсанкционных грузов автотранспортом запрещен. А благодаря паромной переправе все эти грузы мы можем доставлять без каких-либо проблем. И КТ не всегда имеет доступ к морскому порту, в основном это именно железнодорожные подъездные пути и автомобильные. Также можно сказать про то, что при железнодорожной перевозке в любой момент Литва может ограничить въезд и выезд составов, что доказывает плюс использования паромной переправы [9].

В приоритете сейчас у страны -увеличение количества судов на паромной линии «Усть-Луга - Балтийск», такие перевозки в условиях санкций - одни из стратегически важных мероприятий для «Росмортпорта».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анисимов И. А. Логистика морских перевозок / И. А. Анисимов. - М.: Транспорт, 2018. - 320 с;

2. Герасимова Т. Н. Экономика морского транспорта и судоходства / Т. Н. Герасимова. - СПб.: Научное издание, 2017. - 280 с;

3. ЕИС ЗАКУПКИ [Электронный ресурс] / URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 25.05.24);

4. Иванова Н. А., Петров В. К. Влияние паромных перевозок на развитие логистики в условиях санкций // Журнал логистических исследований. - 2021. -Т. 12, № 4. - С. 45-59;

5. Кузнецов Д. А., Орлова И. С. Экологические технологии в судоходстве: Применение современных двигателей на паромах // Экологические исследования и технологии. - 2022. - Т. 33, № 2. - С. 85-98;

6. Министерство транспорта Российской Федерации. Транспортная безопасность и развитие морского судоходства: Проблемы и решения. - М.: Министерство транспорта РФ, 2022. - 72 с;

7. Росморпорт. Операции и проекты в условиях внешнеэкономических ограничений [Электронный ресурс] / URL: https://rosmorport.com/ (дата обращения: 28.05.24);

8. Федеральное агентство морского и речного транспорта. Доклад о развитии паромных перевозок в условиях санкций. - М., 2023. - 45 с;

9. Хомяков С. Ю. Влияние введения санкций на транзитные грузоперевозки через Литву и возможные альтернативы: аналитический отчет / С. Ю. Хомяков. -2021;

10. Шевченко С. И. Транспортная инфраструктура и современные технологии в судоходстве / С. И. Шевченко. - М.: Экономика, 2020. - 256 с

Dorfman I.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian University of Transport (MIIT) (Moscow, Russia)

COMPARISON OF THE EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF THE FERRY LINE ST. PETERSBURG -KALININGRAD WITH A CONTAINER LINE

Abstract: this article will consider the current problems of container terminal development and the insufficient efficiency of ferry crossings, provide ways to modernize terminals and determine the most profitable option on this route.

Keywords: ferry crossings, container terminals, route, St Petersburg, Kaliningrad, efficiency, container line.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.