Научная статья на тему 'Сравнение эффективности использования экскурсионного маршрута с традиционной образовательной технологией (аудиторным занятием) в рамках экологического образования'

Сравнение эффективности использования экскурсионного маршрута с традиционной образовательной технологией (аудиторным занятием) в рамках экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ / ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / ЭКОЛОГИЯ / ГЕОЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL EXCURSION / ECOLOGICAL PROGRAM FOR SCHOOLCHILDREN / EXCURSION STUDY / ECOLOGICAL COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN / ECOLOGY / GEOECOLOGY / ENVIRONMENT / ECOLOGICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалев Роман Сергеевич

В статье разработана эколого-познавательная экскурсия для школьников. Для разработки экскурсионного маршрута в рамках экологического образования, выбора места, цели экскурсии и других составляющих была проведена выборочная совокупность детей, специально отбираемая из генеральной совокупности, то есть общего количества обучающихся в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Партизанского городского округа, г. Партизанск, в форме опроса. Выявлена стоимость экскурсионного маршрута на одного человека. Рассмотрены экологические проблемы полуострова Трудный города Находка. Выявлены компетенции различного уровня, формирующиеся в процессе проведения разработанного экскурсионного маршрута. Для сравнения с эколого-познавательным маршрутом разработана программа аудиторного занятия на тему: «Природные объекты полуострова Трудный города Находка». В статье проведена сравнительная характеристика экскурсионного маршрута с традиционной образовательной технологией (аудиторным занятием), составлен тест, состоящий из 20 вопросов по тематики проведенного аудиторного занятия и индивидуального текста экскурсовода, для экскурсантов эколого-познавательного маршрута в количестве 20 человек и для учеников, в количестве 20 человек, присутствующих на аудиторном занятии, проведен анализ полученных ответов и рассмотрена эффективность двух представленных форм экологического образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF EFFECTIVENESS OF USE EXCURSION ROUTE WITH TRADITIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY (CLASSROOM TRAINING) WITHIN ECOLOGICAL EDUCATION

In article the eco-informative excursion is developed for school students. For development of an excursion route within ecological formation, the choice of the place, the purpose of an excursion and other components the sample of children which is expressly selected from a universe, that is total number of students in Municipal budgetary educational institution of additional education of children «Center of children's creativity» of the Partizanskogo urban district, Partizansk, in the form of poll was carried out. The cost of the excursion route for one person is revealed. The ecological problems of the Peninsula of The Trudnyy city of Nakhodka are considered. The competencies of different levels formed in the process of the developed excursion route are identified. For comparison with the ecological and educational route the program of classroom training on the topic «natural objects of the Peninsula Trudnyy city of Nakhodka» was developed. The article presents a comparative description of the excursion route with traditional educational technology (classroom), a test consisting of 20 questions on the subject of the classroom and the individual text of the guide, for the tourists of the ecological and educational route in the amount of 20 people and for students, in the amount of 20 people present at the classroom, the analysis of the answers received and the effectiveness of the two forms of environmental education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Сравнение эффективности использования экскурсионного маршрута с традиционной образовательной технологией (аудиторным занятием) в рамках экологического образования»

педагогические науки

Ковалев Роман Сергеевич СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ...

УДК 371.335.7:574

DOI: 10.26140/knz4-2019-0801-0005

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА С ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ (АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЕМ) В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Ковалев Роман Сергеевич, научный сотрудник

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в Находке (692902, Россия, Находка, улица Озерная, 2, e-mail: rome_k@bk.ru) Аннотация. В статье разработана эколого-познавательная экскурсия для школьников. Для разработки экскурсионного маршрута в рамках экологического образования, выбора места, цели экскурсии и других составляющих была проведена выборочная совокупность детей, специально отбираемая из генеральной совокупности, то есть общего количества обучающихся в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Партизанского городского округа, г. Партизанск, в форме опроса. Выявлена стоимость экскурсионного маршрута на одного человека. Рассмотрены экологические проблемы полуострова Трудный города Находка. Выявлены компетенции различного уровня, формирующиеся в процессе проведения разработанного экскурсионного маршрута. Для сравнения с эколого-познавательным маршрутом разработана программа аудиторного занятия на тему: «Природные объекты полуострова Трудный города Находка». В статье проведена сравнительная характеристика экскурсионного маршрута с традиционной образовательной технологией (аудиторным занятием), составлен тест, состоящий из 20 вопросов по тематики проведенного аудиторного занятия и индивидуального текста экскурсовода, для экскурсантов эколого-познавательного маршрута в количестве 20 человек и для учеников, в количестве 20 человек, присутствующих на аудиторном занятии, проведен анализ полученных ответов и рассмотрена эффективность двух представленных форм экологического образования школьников.

Ключевые слова: Эколого-познавательная экскурсия, экологическая программа для школьников, экскурсове-дение, экологические компетенции школьников, экология, геоэкология, окружающая среда, экологические проблемы.

COMPARISON OF EFFECTIVENESS OF USE EXCURSION ROUTE WITH TRADITIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY (CLASSROOM TRAINING) WITHIN ECOLOGICAL EDUCATION

© 2019

Kovalev Roman Sergeevich, researcher

Vladivostok State University of Economics and service, branch in Nakhodka (692902, Russia, Nakhodka, Ozernaya street, 2, e-mail: rome_k@bk.ru) Abstract. In article the eco-informative excursion is developed for school students. For development of an excursion route within ecological formation, the choice of the place, the purpose of an excursion and other components the sample of children which is expressly selected from a universe, that is total number of students in Municipal budgetary educational institution of additional education of children «Center of children's creativity» of the Partizanskogo urban district, Partizansk, in the form of poll was carried out. The cost of the excursion route for one person is revealed. The ecological problems of the Peninsula of The Trudnyy city of Nakhodka are considered. The competencies of different levels formed in the process of the developed excursion route are identified. For comparison with the ecological and educational route the program of classroom training on the topic «natural objects of the Peninsula Trudnyy city of Nakhodka» was developed. The article presents a comparative description of the excursion route with traditional educational technology (classroom), a test consisting of 20 questions on the subject of the classroom and the individual text of the guide, for the tourists of the ecological and educational route in the amount of 20 people and for students, in the amount of 20 people present at the classroom, the analysis of the answers received and the effectiveness of the two forms of environmental education of schoolchildren.

Keywords: Ecological and educational excursion, ecological program for schoolchildren, excursion study, ecological competence of schoolchildren, ecology, geo-ecology, environment, ecological problems.

Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям современных научно-педагогических исследований. Изменение экологических условий на планете вследствие дисгармонии взаимодействия общества и природы, развития многоплановой деятельности в области природообразования обусловило возникновение многочисленных социально-экологических проблем, одна из которых - подготовка экологически грамотного жителя планеты, способного внести свой вклад в решение сложных задач по сохранению, обеспечению гармонии социальной и природной среды.

Экологическое образование реализуется посредством систем форм организации образовательного процесса. Как показывает практика, эффективным методом экологического образования являются формирующие экскурсии, походы, прогулки.

Проблема в экологическом образовании интересовались многие исследователи, такие как: Н.Н. Роева, К.Ш. Ахияров, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, В.Б. Калинин, Т.Н. Федорова, А.В. Топор, А.В. Золотарева, Н.Н. Соколова, С.Ю. Чурбакова, Н.А. Воронков, Б.В. Емельянов [1-12].

Актуальность работы заключается в том, что главной Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

особенностью последних образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, и экскурсия, как интерактивная образовательная технология, несомненно соответствует современным образовательным трендам.

Основной целью экскурсий остается формирование знаний при непосредственном контакте обучающихся с объектами и явлениями живой природы в естественной среде, в развитии у детей ценностного отношения к живой природе, экологической культуры, приобретения опыта творческой деятельности.

Проведение занятий на природе в форме экскурсий позволяет повысить эффективность экологического образования учащихся, помогает приобрести навыки экологического поведения в окружающей среде [13].

Объектом исследования является эколого-познава-тельная экскурсия.

Предмет исследования - сравнение эффективности использования двух форм экологического образования.

Цель работы - сравнить эффективность использовать экскурсионного маршрута с экологической программой для школьников.

В рамках достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

- разработка эколого-познавательного маршрута в

Kovalev Roman Sergeevich pedagogical

COMPARISON OF EFFECTIVENESS ... sciences

южной части полуострова Трудный города Находка;

- разработка экологической программы для школьников;

- сравнение экологической программы и эколого-по-знавательной экскурсии для определения наибольшей эффективности в сфере экологического образования.

Методами исследования являлись: анкетирование, маршрутный, описание.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения на практике результатов, полученных при разработке экскурсии и экологической программы для школьников, а также внедрение их на рынок образовательных услуг.

Для разработки экскурсионного маршрута в рамках экологического образования, выбора места, цели экскурсии и других составляющих была проведена выборочная совокупность детей, специально отбираемая из генеральной совокупности, то есть общего количества обучающихся в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Партизанского городского округа, г. Партизанск, в форме опроса.

В опросе приняло участие - 200 респондентов в возрасте от 7 до 17 лет, 38 процентов - мужчины, 62 процента - женщины.

По результатам анкетирования определено, что 62 процента респондентов предпочитают отдыхать в Приморском крае, 76 процентов любят посещать экскурсии, 62 процента целью экскурсии считают получение новых знаний и знакомство с особенностями природы.

При создании нового туристского продукта, а именно экскурсии мы ориентировались на проведенный опрос, то есть экскурсия разработана для школьников от 11 до 16 лет, носит познавательный характер, объектами показа являются природные объекты (памятники природы), стоимость экскурсии от 500 до 1000 рублей.

Маршрут экскурсии - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Партизанского городского округа - бухта Прогулочная (пляж «Морские глубины») - м. Скалистый - бухта Тунгус - м. Лихачева - бухта Попова представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Маршрут экскурсии

Объекты показа: природные объекты (памятники природы).

По продолжительности: 9 часов, включая дорогу и обед.

Продажа цена турпродукта на одного человека составляет 991,76 рублей.

Во время проведения эколого-познавательного маршрута проводится работа по трем направлениям: краеведческая, экологическая деятельность и исследование природной среды.

Экскурсия формирует целостное представление о природном окружении полуострова Трудный. Развивает умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса, обучает школьников методам познания окружающего мира. 22

Воспитывает эстетическое и нравственное отношения к природе, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Эколого-познавательная экскурсия поможет закрепить на практике знания о глубинных магматических горных породах палеозоя. Наглядно показать экологические проблемы полуострова Трудный, такие как:

- безжалостное уничтожение последних в лесу животных;

- вырубка реликтовые леса;

- загрязнение отходами пляжей и прилегающей территории;

- угольная пыль, которая разносится ветром с терминалов порта на весь полуостров Трудный, загрязняя атмосферный воздух, море, флору и фауну полуострова. Кроме этого страдают все жители и гости города Находка.

- сброс сточных вод, несанкционированный сброс нефтепродуктов и стоков кораблей, а также сток реки Партизанской.

Ухудшение экологии оказывает влияние на морскую фауну: количество аномалий среди мидий в заливе Находка достигает 90 процентов. Тяжелыми металлами наиболее загрязнены воды бухты Находка и устье реки Партизанской. Аномальные по содержанию осадки цинка, хрома, кобальта, железа и никеля концентрируются в бухте Находка у причалов «Приморского завода», в северной части залива в месте рейдовой стоянки судов, а также вблизи устья реки Партизанской [14].

Кроме выше перечисленного, экскурсия поможет сформировать ключевые компетенции учащихся по географии, биологии и экологии. Такие как, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные.

Во время экскурсии школьники активно взаимодействуют с окружающим социоприродным миром, учатся понимать, изменять себя и окружающий мир, таким образом, формируется одна из важных компетенций - соблюдение правил поведения в природе.

Разработанная нами эколого-познавательная экскурсия позволяет школьникам быстро и результативно постичь азы экологической грамотности, сформировать компетенции различного уровня, способствующие личностной самореализации, ведущие к активной жизненной позиции, осознанию значимости бережного отношения к природе.

Разработанную нами экскурсию мы предлагаем внедрить для осуществления в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Партизанского городского округа, г. Партизанск.

Все формы экологического образования условно можно разделить на два типа:

- аудиторные;

- внеаудиторные.

Именно поэтому, для большей эффективности и сравнения с эколого-познавательным маршрутом нами была разработана программа аудиторного занятия на тему: «Природные объекты полуострова Трудный города Находка» для учащихся в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Партизанского городского округа, г. Партизанск.

Продолжительность аудиторного занятия составит 1 час 45 минут.

Целевая аудитория - дети, в возрасте от 11 до 16 лет.

Цель занятия - познакомиться с формами природы полуострова Трудный города Находка, рассмотреть экологические проблемы и изучить геологические особенности строения полуострова Трудный.

Задачи занятия:

- образовательные: знакомство с формами природы полуострова Трудный города Находка, сформировать представления об особенностях геологического строения полуострова Трудный, изучить экологические про-

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Ковалев Роман Сергеевич СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ...

блемы полуострова Трудный и сформировать пути их решения;

- развивающие: развить географическое мышление, способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, способность применять имеющиеся знания в поисках решений проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

- воспитательные: воспитать чувство любви к окружающему миру, повысить интерес к изучению географии и биологии.

Аудиторное практическое занятие проходило в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Партизанского городского округа, г. Партизанск, на занятии присутствовало 22 человека (20 учеников, 2 педагога дополнительного образования).

На данном практическом занятии обучающиеся познакомились с формами природы полуострова Трудный города Находка, с особенностями геологического строения полуострова. Изучили экологические проблемы полуострова Трудный и сформулировали пути их решения.

Для сравнения эффективности экскурсии с традиционной образовательной технологией (аудиторным занятием) был составлен и проведен тест для экскурсантов эколого-познавательного маршрута в количестве 20 человек и для учеников, в количестве 20 человек, присутствующих на аудиторном занятии.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика ответов экскурсантов и учеников [15-22]

Вопрос Ответы экскурсантов (20 тш) Ответы учеников <20 человек)

Правильные Ответы Неправил ьные Правильные Ответы Неправильные

Совокупность наук о строении Земли, ее происхождении и развитии., основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы всеми доступными методами называется? 19 1 14 6

Какие горные породы можно встретить на полуострове Трудный города Находка? 17 3 13 7

Из каких пород сложен полуостров Трудный? 14 б 9 11

Какой мыс называют «Красные скалы»? 17 3 18 2

Что обозначает с китайского языка название «Людянза»? 16 4 13 7

Сколько наименований включает видовое богатство флоры полуострова Трудный? 11 9 6 14

В каком году профессор Преображенскии (геолог) дал название полуострову—«Труд-

Наивысшая точка полуострова Трудный высотой 376 метров? 17 3 14 6

Какие озера расположены на полуострове Трудный? 20 0 15 5

Каким мысов завершается полуостров Труд- 20 0 14 6

Что такое экология? 17 3 14 6

Назовите причины исчезновения живых организмов? 18 2 16 4

Какие шаги предпринимаете Вы лично, чтобы улучшить состояние окружающей среды? 18 2 17 3

Что труднее всего переработать окружающей среде? 15 5 12 S

Какие экологические проблемы существуют на полуострове Трудный9 20 0 16 5

Назовите путнрешенияэкологических проблем полуострова Трудный? 11 9 6 14

Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной? 17 3 15 5

Что необходимо знать, если группа попала в экстремалшую ситуацию на природе? 14 6 И 9

Приметами хоженой тропы могут быть? 18 2 17 3

Можно ли оставлять или закапывать в землю после себя мусор? 19 1 18 2

Итого ответов: 325 75 255 133

Тест состоит из 20 вопросов, с открытыми (со свободными ответами), и закрытыми (задания множественного выбора) ответами.

Тестирование проходило отдельно для группы экскурсантов и для группы учеников, присутствующих на аудиторном занятии.

Сравнительная характеристика ответов представлена в таблице 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, экскурсанты ответили лучше на поставленные вопросы, чем ученики, присутствующие на аудиторном занятии. Это говорит о том, что на экскурсии школьники больше сосредоточены на том, о чем им рассказывает педагог (экскурсовод), систематизируют и анализируют образные и содержательные представления о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования эколого-биологиче-ских, геолого-географических, экологических знаний.

СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ:

1. Роева Н.Н. Экология: учебно-практическое пособие / Н.Н. Роева. — М.: МГУТУ, 2015. — 119 с.

2. Ахияров К.Ш. Экологическое образование: Опыт, прогнозы / К.Ш.Ахияров, Т.И.Петрова, Л.Г. Наумова. — Стерлитамак, 2013. — 139 с.

3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев. — М.: Перемена, 1996. — 84 с.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с.

5. Калинин В.Б. Гуманистическая модель экологического образования /В.Б. Калинин //Вестник АсЭкО. 2012. — № 1 — С. 3-8.

6. Федорова Т.Н. Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее? / Т.Н. Федерова // «ВНИИ Агроэкоинформ», Агрохимия. — 2013. — № 2. — С. 17.

7. Топор А.В. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования /А.В. Топор, О.В. Бубела//Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 539-542.

8. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования /А.В. Золотарева //Внешкольник. — 2013. — №3. — С. 15-18.

9. Соколова Н.Н. Экологическое развитие детей на экскурсии / Н.Н. Соколова //Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 812-820.

10. Чурбакова С.Ю.Экологическая экскурсия как форма экологическая воспитания и образования / С.Ю. Чурбакова, И.В. Родионова // Школьное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2016. — № 2. — С. 171-174.

11. Воронков Н.А. Экскурсия в природу: учеб.пособие / Н.А. Воронков. — М.: Изд-во «Просвещение», 2010. — 201 с.

12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник / Б.В. Емельянов. — М.: «Советский спорт», 2007. — 128 с.

13. Храбовченко В.В. Экологический туризм: учебно-методическое пособие /В.В. Храбовченко. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 208 с.

14. Экология в Находке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ekovolga.com/nashi-goroda/174-ekologiya-v-nakhodke.html

15. Усатая Д.В. История. Южное Приморье. В глубь веков: учеб. пособие для студ. вузов / Д.В. Усатая, С.В. Кабелев, Р.А. Подобедов. —М.: Литературный клуб «Элегия», «Печатный дом», 2005. — 296 с.

16. Егорчев И.Н. На Сучане: сборник публикаций, документов и фотография разных лет /И. Н. Егорчев, В. Г. Мокренок. — Владивосток: Дальневост. федерал.ун-т, 2014. — 276 с.

17. Флора полуострова Трудный [Электронный ресурс] / Интернет библиотека: официал. сайт. — Режим доступа: http:// doc.knigi-x.ru/22biologiya/319366-1-flora-poluostrova-trudniy-gorod-nahodka-okrestnosti-prokopenko-biologo-pochvenniy-i.php

18. Полуостров Трудный [Электронный ресурс] // Центральная библиотечная система НГО: официал. сайт. — Режим доступа: http:// nakhodka-lib.ru

19. Город Находка [Электронный ресурс] // География: официал. сайт. — 2018. — Режим доступа: http://nakhodka-town.my1.ru/publ/1-1-0-2?oprd=1

20. Шинкарев А.И. Находка: учеб. пособие / А.И. Шинкарев. — Владивосток: Примор. книж. изд., 1961. — 172 с.

21. Мирошников Л.Д. Геологическое строение мезо-кайнозой-ских впадин Южного Приморья: монография / Л.Д. Мирошников. — Ленинград, 1971. — 244 с.

22. Павлюткин Б.И. Геология и флора нижнего миоцена юга Приморья: учебное пособие для студ. вузов / Б.И. Павлюткин. — Владивосток: Дальнаука, 2012. — 194 с.

Статья поступила в редакцию 28.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.