Научная статья на тему 'Спрос и предложение в развитии въездного туризма Нижегородского региона'

Спрос и предложение в развитии въездного туризма Нижегородского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / СТРУКТУРА СПРОСА НА ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / INBOUND TOURISM / COLLECTIVE ACCOMMODATION FACILITIES / STRUCTURE OF DEMAND FOR TOURIST SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов В.А., Панфилова М.

Авторы рассматривают вопрос о факторах рынка вьездного туризма в российских регионах, анализируют спрос и предложение в сфере индустрии гостеприимства Нижегородской области. Предлагают свое видение региональных пролем и решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY AND DEMAND IN THE DEVELOPMENT OF INBOUND TOURISM NIZHNY NOVGOROD REGION

The authors consider the factors of the market of inbound tourism in the Russian regions, analyze the supply and demand in the hospitality industry of the Nizhny Novgorod region. They offer their own vision of regional problems and solutions.

Текст научной работы на тему «Спрос и предложение в развитии въездного туризма Нижегородского региона»

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РАЗВИТИИ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА НИЖЕГОРОДСКОГО

РЕГИОНА

Аксенов В.А.

к.и.н., доцент Панфилова М.

магистрант

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

SUPPLY AND DEMAND IN THE DEVELOPMENT OF INBOUND TOURISM NIZHNY NOVGOROD

REGION

Aksenov V.

Ph. D., associate Professor Panfilova M.

undergraduate

Lobachevsky state University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod

АННОТАЦИЯ

Авторы рассматривают вопрос о факторах рынка вьездного туризма в российских регионах, анализируют спрос и предложение в сфере индустрии гостеприимства Нижегородской области. Предлагают свое видение региональных пролем и решений. ABSTRACT

The authors consider the factors of the market of inbound tourism in the Russian regions, analyze the supply and demand in the hospitality industry of the Nizhny Novgorod region. They offer their own vision of regional problems and solutions

Ключевые слова: въездной туризм, коллективные средства размещения, структура спроса на туристские услуги.

Keywords: inbound tourism, collective accommodation facilities, structure of demand for tourist services

В мае 2018 г. Распоряжением Правительства позволит достичь запланированного увеличения РФ утверждена новая концепция Федеральной це- вклада туризма в валовой внутренний продукт РФ левой программы «Развитие туризма внутреннего и более чем на 70% к концу 2025 года. въездного туризма в РФ (2019-2025 годы)» с про- Сделать это можно только сделав ставку на

гнозным объемом финансирования за счет средств развитие внутреннего и вьездного туризма в регио-федерального бюджета в размере около 70 млрд. нах России.

рублей. При этом на каждый рубль бюджетных Современный рынок туристических услуг в

средств необходимо привлечь не менее 2,2 рубля Нижегородской области показывает заметный рост внебюджетных инвестиций. Как указано в концеп- въезда иностранных гостей за 2017-2019 годы. ции, конечным результатом программы будет яв- Итоги Национального рейтинга въездного туризма ляться рост совокупного туристского потока по за 2018 и 1-е полугодие 2019 года показали эту тен-России до уровня 93 млн. человек (рост в 28%), что денцию (см. Таблица 1).

Таблица 1.

Данные по въездному туризму T0P-20 регионов России по итогам Рейтинга за 2017, 2018 и 1-ое полугодие 2019 года1

Место за 2019 год Наименование субъекта РФ Общее кол-во баллов Всего туристов, чел. 2018г. туристов на 1000 жителей 2018г. прирост иностранных туристов 2018г.

1 Город федерального значения Москва 25,5 4 971 435 432 1 180 757

2 Город Санкт-Петербург 25,2 1 865 132 382 197 409

3 Приморский край 24,8 393 865 201 137 886

4 Московская область 24 395 584 56 102 538

5 Краснодарский край 23,5 249 320 48 77 949

6 Калининградская область 23,4 109 582 115 40 988

7 Нижегородская область 23,3 144 202 44 104 012

Нижегородская область зафиксировала рост иностранных гостей в 2018 г. в 3,5 раза больше, чем в 2017 (4 место в рейтинге регионов). Входя в первую, «золотую», группу рейтинга с условным

названием «5 звезд» (20 регионов), Нижегородская область с девятого места в 2018 году поднялась на седьмое, обогнав Татарстан и Свердловскую об-

1

составлено авторами на основании данных Росстата, журнал «Отдых в России» и ряда других источников

ласть, столицы которых крупнеишие деловые центры Казань и Екатеринбург также проводили матчи Чемпионата по футболу.

Мы исходим из гипотезы о сохранении этой тенденции, что отчасти подтверждается данными по первой половине 2019 года. При этом, надо учесть, что на вторую половину года приходится пик туристического сезона. В рамках этой тенденции постепенно выстраиваются стратегия, планы, инвестиционные программы региона.

Вторым долговременным фактором, влияющим на программы и планы региона является близость его к столице Российской Федерации Москве

и ее туристским потокам. Доля Москвы в общем количестве иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (без учета микропредприятий), среди посетивших Россию в 2017 г.туристов, составила более 47%. Эта доля стабильно высока была в течение всех последних лет. За предшествующие годы она колебалась в пределах от 3 9% до 42%, а в 2017 г. существенно выросла (с 41% до 47%). Возьмем статистические данные о численности иностранных граждан, размещенных в КСР (коллективных средствах размещения) по годам (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Численность иностранных граждан, размещенных в КСР (без учета микропредприятий)[4]

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 3055,4 3413,4 3865,9 4213,6 4443,6 4607,9 5033,5 6092,2 8028,8

Московская область 135,4 103,1 102,1 173,2 169,6 139,5 164,7 227,9 293,0

г. Москва 1194,8 1402,3 1622,0 1734,4 1822,8 1827,0 2074,5 2516,6 3790,7

Таблица составлена по данным сайта: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/

Рост доли Москвы произошел за счет абсолютного притока иностранных граждан в город. Причем, надо отметить, что с учетом других средств размещения Москву в 2017 году посетило более 4,8 миллиона иностранных туристов [1].

Нижний Новгород располагает с учетом логистики неплохим доступом к турпотокам Москвы. Собственный международный аэропорт (резервный для столицы), 3,5-часовой железнодорожный маршрут и водный маршрут по великой русской реке Волге на круизных теплоходах позволяет воспользоваться сложившимся положением. Поэтому достигнутые результаты въездного потока в Нижегородский регион, зафиксированные в 2018-2019 годах, нельзя назвать потолком роста.

Ожидаемый рост спроса на рынке иностранного въездного туризма в Нижегородской области требует изменений в сфере предложения услуг в регионе. Рассмотрим динамику предложения.

Одним из важнейших факторов рынка предложения в индустрии гостеприимства является состояние гостиничного комплекса (коллективные средства размещения, микропредприятия и т.п.).

Нижегородская область вошла в десятку ведущих субъектов РФ по развитию гостиничного комплекса, сообщили РБК-НН в региональной службе статистики [11]. По данным Нижегородстата, к концу 2018 года в регионе насчитывалось 517 коллективных средств размещения, 355 из которых имели общее назначение (в том числе гостиницы, меблированные комнаты и общежития для приезжих), еще 162 — специальное (к таковым относятся санатории, санатории-профилактории, кемпинги, дома и базы отдыха).

По количеству средств коллективного размещения Нижегородская область занимает 10 место в РФ. При этом показатель обеспеченности региона гостиничной инфраструктурой в расчете на 1 тыс. жителей по результатам 2018 года составил 368 мест, что является вторым результатом в Приволжском федеральном округе после Республики Татарстан.

Гостиничный комплекс региона состоит из 245 гостиниц, почти половина из которых сосредоточена в Нижнем Новгороде, 22 мотелей и 40 хосте-лов. Большая часть объектов относится к малому бизнесу: треть средств коллективного размещения (33,9%) основаны как микропредприятия, еще 38% зарегистрированы в форме ИП. Категория от двух до пяти звезд присвоена 101 гостинице, где в общей сложности создано 4,8 тыс. номеров. Из них две гостиницы (Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin и парк-отель «Кулибин») являются пятизвездочными, 16 имеют категорию «четыре звезды», 55 — «три звезды» и 28 гостиниц — «две звезды».

Основным драйвером развития комплекса сыграло проведение в Нижнем Новгороде этапа чемпионата мира по футболу в 2018 году. За минувшие пять лет в гостиничную индустрию региона было вложено более 3,3 млрд руб. (первый пик инвестиций пришелся на 2015 год - 1,047 млрд. рублей, а второй на 2018 - 924,8 млн.). При этом, благодаря чемпионату мира доля иностранных туристов увеличилась с 19,2% в 2017 году до 42,2% в 2018. Но стоит отметить и то, что, если по итогам года услугами нижегородского гостиничного комплекса воспользовались более 1,18 млн. человек, в том числе почти 96,7 тыс. иностранцев (8,1%), то большинство гостей региона (47,8% россиян и 45,7% иностранцев) как и ранее приезжали в Нижегородскую область в рамках профессиональных и деловых поездок.

Насколько структура предложения соответствует характеру предложения судить сложно. Научные аналитические исследования данного вопроса, по всей вероятности, имеются только в распоряжении крупных консалтинговых фирм или маркетинговых служб гостиничных сетей. Можно отметить только некоторые экспертные оценки.

Анализ гостиничного рынка по типам номерного фонда показывает несоответствие уровня, обеспечиваемого предпринимателями, предпочтениям потребителей. В существующей классифика-

ции номерного фонда обычным туристам разобраться достаточно трудно, поэтому к ней чаще прибегают организаторы массовых поездок, командированные работники. В Нижегородской области гостиничные предприятия самостоятельно выбирают единую стратегию «компоновки» тарифов. Это различные виды номерного фонда в одной точке продаж, наличие дополнительных услуг, оплачиваемых отдельно. Ярким примером такого

Тем не менее, гостиничный бизнес в России согласно статистике, сильно отстает от мирового уровня. И дело здесь не столько в сервисе, сколько умелом управлении.

С точки зрения инвестиционной привлекательности горизонты окупаемости бизнеса находятся в диапазоне от 5 до 15 лет. Несмотря на явную рентабельность не хватающего фонда среднего класса девелоперы продолжают делать упор именно на обновление гостиниц до высшего класса или постройку новых зданий, ориентируясь на тх более быструю окупаемость. При этом, в Нижнем Новгороде часть недостроенных объектов размещения, в прошлом году пришлось перепродавать.

Нижний Новгород входит в десятку самых посещаемых иностранными туристами городов европейской России. Он уступает только Москве, Санкт-Петербургу и городам «Золотого кольца» (Владимир-Суздаль-Ярославль). К сожалению, в «ТОР объектов для показа» нижегородские достопримечательности не входят. Единственное достижение — в ТОР-5 лучших экологических маршрутов входят круизы по Волге. Это существенный недостаток исправлять надо на уровне региональной власти. Отчасти в этом направлении действует крупнейщий на данный момент региональный проект формирования Саровско-Дивеевского кластера, на развитие которого до 2021 года планируется направить 14,3 млрд. рублей.

обслуживания является питание или предоставления лечения (в санаториях). Таким образом потребителю оставляют право выбрать набор сервиса, который ему доступен по потребностям и бюджету.

С внедрением программы целевого развития к 2018 году средняя загрузка номерного фонда выросла с 49 до 54%. это позволяет обеспечивать окупаемость бизнеса (см. Таблица 3).

Таблица 3

Аналитическими агентствами часто указывается на такой недостаток как отсутствие взаимодействия с очевидно смежными отраслями. Пожалуй самой острой проблемой управления в индустрии гостеприимства является сезонность спроса. Преодоление ее возможно в рамках так называемого «событийного туризма». Создание ивент-компа-ний, которые специализируются на привлечении в регион международных конференций, празников, соревнований и проведении их — практика зарубежного бизнеса. Сегодня создана российская Ассоциация подобных компаний. Включение в ее работу с ощутимыми результатами возможно лишь при заинтересованном отношении региональных властей.

Недостаток потенциала кроется и в низком уровне готовности к лавированию сервисом. К примеру группа корпоративных туристов перед отправлением запрашивает в месте будущего пребывания определенное количество номеров определенного уровня. При отсутствии предложения в полном объеме компания, обрабатывающая заявку, сможет обеспечить либо часть потребности, либо рискует совсем потерять клиента. В этом отношении «звездность» гостиниц согласно сложившейся классификации имеет двойственную эффективность. Туристы из одной группы, поселенные в разные гостиницы одной «звездности» могут столкнуться с заметным различием сервиса. Проблемой является и привлечение транспортных компаний для организации трансфертов, взаимодействие с

25

20

15

10

Плановая окупаемость гостиниц на 2019 год

Плановая окупаемость гостиниц на 2019 год

у* И / / / /

у и S

^ if ¿r Ж

jj _ V it?

о

Jf

I Новый фонд ■ Средний егмент Эконом класс

местными властями и работниками органов внутренних дел. Лучше дело обстоит во взаимодействии с органами культуры. Собственные лингвистический, педагогический и классический университеты позволяют иметь в Нижнем Новгороде квалифицированных переводчиков, гидов, экскурсоводов с налаженными связями с органами культуры. Хуже дело обстоит с кадрами других институтов индустрии гостеприимства. Повышения квалификации имеющихся и переход к планомерной подготовке будущих специалистов находится в стадии становления. Плюс Нижнего Новгорода в том, что за последнее время появились целый ряд отелей, представляющих международные гостиничные сети [6, С.468-473] или находящиеся под управлением крупных сетевых компаний. Они привносят не только новые технологии, но и могут быть базой для подготовки молодых специалистов.

Все вышесказанное еще раз доказывает, что индустрия гостеприимства работает идеально в состоянии симбиоза всех элементов комплекса.

Литература

1. Сайт Investmoscow.ru - Инвестиционный портал города Москвы // https://investmoscow.ru/investment/priority-sectors/tourism/

2. Сайт Турпром // www.tourprom.ru/news/39242/

3. Сайт ТурСтат// http://turstat.com/inboundtravelrussia9month2018

4. Сайт Федерального Агентства по туризму. МЭР РФ// https://www. russiatourism. ru/contents/statistika/

5. Сайт «Мир без границ»// http://www.vish-russia.ru/rossiysko-kitayskiy-turizm/statistika

6. Ефремова М.В., Богатырева Л.Г. Анализ финансово-экономических показателей в гостиничном менеджменте// Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды. Материалы XI Межународной научно-практической конференции (Нижний Новгород. 31 мая-1 июня 2019 г.) - Нижний новгород. ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2019. - С.468-473.

7. Вестник АТОР / Иностранный турпоток в Россию вырос на 25%. 12.08.2019 \ https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/48103 .html

8. ТАСС / 12 АВГ, 12:05. 13:38 / Въездной турпоток в Россию в первом полугодии 2019 года вырос на 25% // https://tass.ru/obschestvo/6754844

9. Сайт ОТДЫХ В РОССИИ / ТОП-30 стран по числу въездных туристских поездок их граждан в Россию за 1-ое полугодие 2019 года. 15.11.2019 / http://rustur.ru/top-30-stran-po-chislu-vezdnyx-turistskix-poezdok-ix-grazhdan-v-rossiyu-za-1-oe-polugodie-2019-goda

10. Сайт NEWSNN.RU / В Нижегородской области номерной гостиничный фонд за пять лет вырос вдвое. 10 сентября 2018, 14:03 Екатерина Чичурина. https://newsnn.ru/news/society/10-09-2018/v-nizhegorodskoy-oblasti-nomernoy-gostinichnyy-fond-za-pyat-let-vyros-vdvoe

11. РБК. НН // Нижегородская область вошла в топ-10 регионов по развитию гостиниц/ Н.Новгород, 17 июля, 15:04 https://nn.rbc.ru/nn/freenews/5d2efe5e9a79477765169 c74?from=regional_newsfeed

12. Сайт АльтераИнвест // Анализ рынка гостиниц 2018. Варламов Ринат. Эксперт по маркетингу. 19.07.2018 https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz-rynka-gostinits-2018/

ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПРАКТИКА МАЛЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Аксенов В.А.

к.и.н., доцент

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Нижний Новгород

OPERATIONAL MANAGEMENT: THE PRACTICE OF SMALL MANUFACTURING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ENTERPRISES

Aksenov V.

associate Professor Nizhny Novgorod state University. N. Lobachevsky

АННОТАЦИЯ

В последнее время в научно-практической литературе появляется все больше концепций и подходов, связываемых с операционным менеджментом. На взгляд автора, это отражает какую-то тенденцию в развитии практики управления. Он пытается представить свой взгляд на это явление.

ABSTRACT

Recently, more and more concepts and approaches related to operational management have appeared in the scientific and practical literature. In the author's opinion, this reflects some trend in the development of management practice. He tries to present his view on this phenomenon.

Ключевые слова: операционный менеджмент, стратегия операционного менеджмента, бережливое производство, бизнес-процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.