Научная статья на тему '«Справка для Косыгина»: из истории научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР (1965–1970 гг. )'

«Справка для Косыгина»: из истории научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР (1965–1970 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
753
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ГДР) / GERMAN DEMOCRATIC REPUBLIC (GDR) / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SCIENTIFIC-TECHNICAL COOPERATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 Г / ECONOMIC REFORM OF 1965 / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / PROFITABILITY / А.Н. КОСЫГИН / A.N. KOSYGIN / В. УЛЬБРИХТ / W. ULBRICHT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаберл-Яковлева Галина Александровна

В статье рассматривается научно-техническое сотрудничество между СССР и ГДР во время проведения экономической реформы 1965 г. Главное внимание уделяется поиску двумя социалистическими государствами его форм и методов, роли В. Ульбрихта и А.Н. Косыгина в переходе к организации научно-технического сотрудничества на принципах рентабельности. Делается вывод, что А.Н. Косыгин решительно изменил подход советского правительства к научно-техническому сотрудничеству с ГДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“A Briefing Note for Kosygin”: From the History of Scientific-Technical Cooperation between the USSR and the GDR (1965–1970)

The article investigates the scientific-technical cooperation between the USSR and the GDR during the economic reform of 1965. The main emphasis is laid on the two socialist countries searching for its forms and methods and the role played by W. Ulbricht and A.N. Kosygin in opting for scientific-technical cooperation on the principle of profitability. The conclusion goes that A.N. Kosygin drastically changed the approach of the Soviet government to scientific-technical cooperation with the GDR.

Текст научной работы на тему ««Справка для Косыгина»: из истории научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР (1965–1970 гг. )»

Г.А. Хаберл-Яковлева

«СПРАВКА ДЛЯ КОСЫГИНА»: ИЗ ИСТОРИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СССР И ГДР (1965-1970 гг.)

В статье рассматривается научно-техническое сотрудничество между СССР и ГДР во время проведения экономической реформы 1965 г. Главное внимание уделяется поиску двумя социалистическими государствами его форм и методов, роли В. Ульбрихта и А.Н. Косыгина в переходе к организации научно-технического сотрудничества на принципах рентабельности. Делается вывод, что А.Н. Косыгин решительно изменил подход советского правительства к научно-техническому сотрудничеству с ГДР.

Ключевые слова: СССР, Германская демократическая республика (ГДР), научно-техническое сотрудничество, экономическая реформа 1965 г., рентабельность, А.Н. Косыгин, В. Ульбрихт.

15 октября 1964 г. на пост председателя Совета министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. С этого момента ведется отсчет времени разработки и проведения «косыгинской» экономической реформы, за которую он активно выступал с начала 1960-х годов1. При власти Н.С. Хрущева, в условиях господства «хрущевских» методов решения экономических проблем, методов управления народным хозяйством идеи Косыгина не могли зара-ботать2. Советская экономика крайне нуждалась в реформировании. Согласно годовым отчетам Государственного комитета при Совете министров СССР по науке и технике (ГКНТ), до октября 1964 г. ежемесячно принимались постановления о переносе сроков пуска объектов или увеличении их финансирования, о пересмотре тем, по которым работали научные институты и предприятия, о созыве очередной научной комиссии для выяснения целесообразности разработок уже утвержденных тем3.

© Хаберл-Яковлева Г.А., 2013

Одной из самых острых экономических и политических проблем было экономическое и научно-техническое сотрудничество со странами «социалистического лагеря», входившими в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Они делились на три группы. В первую входили ГДР и Чехословакия, являвшиеся индустриальными государствами и занимавшие в Европе 1-е и 5-е места по объему промышленного производства. Во вторую группу входили Польша и Венгрия, находившиеся на аграрно-индустриальном уровне развития; Польша занимала 8-е место среди стран Европы, а Венгрия - 12-е. Третью группу составляли Румыния, Болгария, Югославия и Албания - слаборазвитые сельскохозяйственные страны. В западных средствах массовой информации Болгарию называли «огородом Европы», Венгрию -«страной трех миллионов нищих», а Албанию - «задворками Европы»4.

После своего создания в 1949 г. ГДР национализировала всемирно известные предприятия «Карл Цейс Йена», «Роботрон», «Буна», «Лейна-Веерке», имевшие прекрасные исследовательские лаборатории. Это сразу дало научно-техническому потенциалу ГДР солидные преимущества: СССР не имел тогда подобных производственных лабораторий. Из всех стран Восточной Европы, присоединившихся к «социалистическому лагерю», именно сотрудничеству с ГДР уделялось особое внимание со стороны ГКНТ, Госплана СССР и Совета министров СССР: принималось больше всех командированных из ГДР, ГДР имела больше всех совместных научно-технических тем с СССР, была создана Межправительственная комиссия при Совете министров СССР по научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР5. В конце 1960 - начале 1970-х годов к научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР уже захотели присоединиться Польша, Болгария, Чехословакия и Венгрия6.

До 1965 г. научно-техническое сотрудничество между СССР и ГДР (и другими социалистическими странами) осуществлялось в основном в виде совместных конференций, выставок, обмена техническими документами на безвозмездной основе, двусторонними командировками по обмену опытом. С 1965 г. начался активный поиск новых форм и методов в этом сотрудничестве обеими странами7.

19 марта 1965 г. на расширенном заседании Госплана СССР Косыгин выступил с основным докладом. В целях быстрейшего объединения науки и производства он предложил социалистическим странам скооперироваться для более эффективного произ-

водства качественных товаров, за образец которых следует взять лучшие мировые стандарты.

В ГДР активным сторонником научно-технического сотрудничества с СССР являлся В. Ульбрихт, первый секретарь Центрального комитета Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Во время своих визитов в СССР он всегда пропагандировал позицию Министерства науки и техники ГДР, стремящегося построить совместное с СССР научно-техническое сотрудничество на основе материальной заинтересованности институтов, предприятий и ведомств8.

Весной 1965 г. в Москве и Берлине были опубликованы статьи В. Бергера «Техническая революция и экономическое сотрудничество социалистических стран» и К. Штубенрауха «Проблемы развития научно-технического сотрудничества»9, где была изложена позиция ГДР по проблеме научно-технического сотрудничества с СССР: при обмене готовыми результатами научно-исследовательских работ и их внедрении в экономику необходимо использовать экономические рычаги. Авторы предлагали и доказывали, что выгоднее заключать договорное сотрудничество с юридической и долевой финансовой ответственностью. То есть, за срыв договора, перенос сроков выполнения заказов, недопоставки и т. п. должна наступать юридическая и финансовая ответственность -штраф. Соответственно, успех в реализации договора должен поощряться материально.

В мае 1965 г. на XIX сессии Межправительственной комиссии по научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР немецкая сторона сделала официальное предложение об использовании экономических рычагов в двустороннем сотрудничестве и о необходимости заключения договоров.

Наряду с экономическими рычагами в двустороннем сотрудничестве Госплан ГДР настойчиво предлагал разрешить заключать международные научно-технические договоры и соглашения между отраслевыми объединенными народными предприятиями (ОНП) ГДР и промышленными и научными предприятиями и институтами СССР напрямую, минуя ГКНТ и Внешнеторговое объединение «Внештехника». Ситуация была такова: право на заключение международных договоров в СССР принадлежало «Внештехнике» и ГКНТ, а в ГДР это было доступно любому предприятию, институту, ведомству, которое нуждалось в подобном договоре.

Как эксперимент, после этой сессии в середине мая был заключен один межотраслевой договор между Госстроем СССР и Мини-

стерством строительства ГДР, но без «задействования» экономических рычагов10.

Однако правительство СССР в том же 1965 г. приняло решение не допускать прямые связи промышленности ГДР с промышленностью СССР11.

В. Ульбрихт, посетивший СССР с официальным визитом в сентябре 1965 г., вновь напомнил правительству СССР о позиции своей страны и предложил перейти в научно-техническом двустороннем сотрудничестве к экономическому расчету: если научно-производственные отношения выбивались из графика, то наказание за это должно быть в виде денежных штрафов, размеры которых должны быть согласованы в договоре обеими сторонами, то же касалось материального поощрения за сверхурочные работы и досрочной сдачи объекта. В СССР в тот момент за подобные просчеты присутствовала практика административного наказания в виде выговора, постановки на учет, а поощрения сводились к награждению грамотами.

24 сентября 1965 г. правительство ГДР, выступая инициатором явно новых для СССР международных экономических отношений, добилось своего: в виде эксперимента было подписано соглашение между СССР и ГДР об организации научно-исследовательских работ с материальной ответственностью. Хотя позже не все пункты этого соглашения выполнялись советской стороной (а именно пункты о сроках исполнения договоров).

Одновременно, в том же 1965 г., было проведено несколько совместных встреч на высшем уровне по координации планов развития народного хозяйства двух стран. Только в 1965 г. научные организации СССР и ГДР работали по 156 совместным темам. О серьезном отношении Совета министров СССР и ГКНТ к новшествам в ГДР свидетельствует такой факт: весной 1965 г. заместитель председателя ГКНТ Н.Н. Иноземцев, известный советский экономист-международник, в своем докладе сообщил, что в ГДР с 1961 г. существует государственный знак качества "Q" ("Qua-litaet" - качество)12. Поэтому спешно были приняты меры по разработке собственного государственного знака качества «К», который был принят в СССР в конце 1966 г.

ГДР выступала инициатором двустороннего сотрудничества также в сфере планирования и руководства народным хозяйством, что опять же входило в область научно-технического сотрудничества. В СССР пристально (возможно, с оттенком подозрительности) следили за всеми нововведениями по регулированию «социалистического рынка», которые СЕПГ проводила в ГДР13.

Так, в 1966 г. правительство ГДР повысило цены на одну группу товаров с одновременным понижением цен на другую группу, периодически снижало ставки подоходного налога, ввело льготы по жилищному строительству, а также ставкам по кредитам, предоставляемым кустарям и сельхозкооперативам, и по транспортным тарифам, наконец, увеличило объем и номенклатуру товаров, продаваемых населению в рассрочку. Эти мероприятия разрабатывались Госпланом ГДР совместно с рядом научно-исследовательских учреждений с использованием аналоговой ЭВМ.

Ответственным секретарем советской части Межправительственной комиссии по научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР Ю.С. Медведковым в справке для Совета министров СССР14 подробно перечислялись все вышеуказанные мероприятия, а также товары, на которые были повышены розничные цены в ГДР в июле 1966 г. Тогда Медведков, анализируя деятельность правительства ГДР, сделал однозначный вывод: конечная цель этих мероприятий - повышение жизненного уровня населения.

В 1966 г. немецкая сторона продолжала настаивать на кратчайших сроках выполнения запланированных рабочих графиков, на ускоренной высылке проектов советских рабочих планов, на заблаговременном сообщении составов групп экспертов и сроков их приездов в ГДР. В ответ на это ГКНТ ограничился предложением высылать закрытые материалы по двустороннему сотрудничеству не через посольства, а с нарочным15.

К середине 1966 г. сотрудничество научных институтов обеих стран стало замирать, а в некоторых случаях вообще свелось к обмену информацией16. В этом секторе сотрудничества не удалось получить ожидаемый экономический эффект, хотя еще в мае 1966 г. на совместном совещании Ученых секретарей Межправительственной комиссии по научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР Советско-германской комиссии по научно-техническому сотрудничеству было предложено организовывать совместные командировки ученых со специалистами-производственниками, чтобы заинтересовать ученых в результатах своих ис-следований17.

Только в конце 1966 г. немцам удалось добиться частичного установления прямых связей между еще двумя министерствами обеих стран, минуя ГКНТ и «Внештехнику»: к Госстрою СССР и Министерству строительства ГДР присоединились Министерства здравоохранения обеих стран.

Очевидно, что ГКНТ тормозил развитие прямых связей между обеими странами. ГКНТ, созданный в СССР в 1948 г. как орган,

определяющий направления развития науки и техники в стране, с середины 1960-х годов стал участвовать в составлении планов финансирования и развития материальной базы науки. Если бы коллективы ученых, институты, предприятия, организации и министерства СССР сами бы заключали договоры на сотрудничество, ГКНТ не смог бы их всех контролировать. С середины 1960-х годов ГКНТ боролся за право распределять финансовые ресурсы страны для международных и внутрисоюзных научных исследований, искал методы контроля за министерствами и ведомствами и даже рычаги управления ими18. А в ГДР ситуация была иной: там не существовал такой орган, как ГКНТ, эту функцию выполняло Министерство по науке и технике, где был создан отдел, курировавший научно-техническое сотрудничество с СССР.

Осенью 1966 г. Статс-секретариатом по исследованию и технике ГДР были подготовлены для В. Ульбрихта «Предложения по расширению взаимного обмена научными приборами, научно-исследовательскими материалами, прототипами и пилотными установками», «Предложения по проведению консультаций в ведущих советских институтах и предприятиях», «Предложения о расширении Межправительственного соглашения об углублении и расширении научно-технического сотрудничества от 24 сентября 1965 г.»19. В них констатировалось, что соглашение от 24 сентября 1965 г. частично не выполняется советскими учеными и производственниками, предлагалось расширить новыми статьями совместное сотрудничество (например, брать в аренду или приобретать в собственность приборы или образцы для научных исследований за определенную плату). То есть те научные приборы и образцы, которые играли важную роль в научных экспериментах и которые ученые ГДР и СССР передавали друг другу бесплатно, теперь должны сдаваться в аренду или продаваться. При таком подходе должно было измениться отношение к их пересылке и содержанию. Именно такая позиция отвечала бы требованиям подлинного научно-технического сотрудничества. Тогда же К. Штубенраух, заместитель госсекретаря по исследованиям и науке ГДР, сообщил советской стороне, что в ГДР создан спецфонд для науки20.

По ежегодным отчетам ГКНТ Совету Министров СССР о научно-техническом сотрудничестве между СССР и ГДР хорошо видна динамика этого процесса. Результаты сотрудничества за 1965 и 1966 гг. идут в ГКНТ одним отчетом21. Осенью 1966 г. в ГКНТ стали поступать отчеты от министерств и ведомств о проведенных мероприятиях по научно-техническому сотрудничеству с ГДР и их результатах. Среди многих коротких и пространных

информационных сообщений о сотрудничестве есть одно, озаглавленное от руки карандашом «Справка для Косыгина». Официальное название документа - «Справка о состоянии и перспективах дальнейшего развития научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР»22. Это означает: если все остальные отчеты могли быть обобщены в одно сообщение для Совета министров, то именно эта «Справка» обязана была лечь на стол Косыгина такой, как она есть.

Неизвестный автор «Справки для Косыгина» кратко и емко изложил факты и суть научно-технических отношений СССР и ГДР за почти два года. Он привел примеры эффективности сотрудничества, выраженные в рублях: вискозное кордное волокно -сокращение процесса на 1-2 года; производство акрилонитрила -около 430 тыс. руб.; синтез аммиака - около 200 тыс. руб.; газотрубные котлы - 60 тыс. руб.; хлористый калий - 700 тыс. руб.; методы расчета и технологии производства сельхозмашин -600 тыс. руб.; цепи типа «Эдвардс» - 130 тыс. руб., а также экономия 493 т металла; техническая документация из ГДР на мелкосортный стан «250» - 22 тыс. руб.; полиамидные сепараторы (на немецких чертежах) - сокращение срока работ на 2 месяца. Итог эффективности составил минимум 2 042 000 руб.

Далее в тезисной форме приводились примеры инициатив ГДР, на которые согласилось правительство СССР:

1) прямое сотрудничество министерств и ведомств обеих стран без промежуточного звена в лице ГКНТ - Госстрой СССР и Министерство строительства ГДР, Минхимпрома СССР и Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности ГДР, Министерство морского флота СССР и Министерство путей сообщения ГДР (на конец 1966 г. находились на стадии переговоров);

2) взаимное командирование специалистов и ученых на безвалютной основе (вступит в действие с 1967 г.);

3) сотрудничество институтов и производственно-конструкторских отделов на основе прямых договоров, минуя министерства и ведомства;

4) финансирование гарантий выполнения этих договоров;

5) совместное патентование;

6) предложения В. Ульбрихта включить в тематику научно-технического сотрудничества 12 новых тем в области металлургии, химии, машиностроения, легкой промышленности, транспорта, медицины и сельского хозяйства, из которых советская сторона выбрала 923.

За подведением двухлетних итогов последовала значительная активизация научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР.

В 1967 г. СССР и ГДР подписали 31 договор между различными министерствами и ведомствами. В 1968 г. - 18 договоров. В 1969 г. - 6 договоров. Причем все - с материальной ответственностью24. Протокол об установлении научно-технического сотрудничества в 1967 г. подписали 25 министерств и ведомств СССР и 14 министерств и ведомств ГДР, а в 1968 г. практически все - 42 и 22 соответственно. Между правительством СССР и правительством ГДР были подписаны соглашения «О сотрудничестве в развитии нефтеперерабатывающей промышленности в СССР для увеличения поставки нефти в ГДР на период после 1970 г.» (апрель 1967 г.), «О поставках природного газа из СССР в ГДР и сотрудничестве в строительстве газопровода на территории СССР» (май 1968 г.), «О создании единой системы средств электронной вычислительной техники» (декабрь 1968 г.) и другие. В прямое сотрудничество также вступили ГКНТ и Министерство по науке и технике ГДР (протокол о таком сотрудничестве готовился со второй половины 1967 г. и был подписан в январе 1968 г.).

1967-1968 гг. стали стартом совместной космической программы. Сотрудничество исследователей из ГДР в изучении и использовании космоса в рамках совместной работы с СССР и другими социалистическими странами в августе 1967 г. охватывало в основном работы по теме «Космическая физика». 10-14 июня 1968 г. советской и немецкой сторонами были обсуждены будущие перспективы совместной работы в области космической физики. 20 декабря 1968 г. был запущен спутник «Космос-261», у которого были УФ-фотометр, телеметрическая установка и блок питания, сделанные в ГДР25.

Было принято совместное решение о материальной компенсации за передаваемые результаты научно-исследовательской деятельности НИИ обеих стран, чего добивалась ГДР с 1965 г. Также был принят порядок взаимного обмена образцами научного оборудования, приборов и материалов для научных и технических исследований на платной основе26. Были законодательно оформлены прямые связи между министерствами и ведомствами СССР и ГДР (хотя и с утверждением в ГКНТ и «Внештехнике»)27. Был создан Спецфонд для науки (постановлением Совета министров СССР от 30 сентября 1968 г.). Техдокументацию с 1969 г. решено передавать на платных условиях путем продажи лицензий или возмещения производственных затрат на разработку. По инициа-

тиве ГДР с 1969 г. организация двустороннего сотрудничества происходила без заключения межправительственных соглашений, что должно было ускорить совместное сотрудничество. Наконец, был образован советско-немецкий НПО «Пластполимер».

В общем, практически все предложения правительства ГДР, выдвигавшиеся в 1965-1966 гг., были приняты Москвой.

В официальном отчете ГКНТ Совету министров СССР за 1967 г. не приводятся итоговые данные научно-технических отношений между СССР и ГДР в рублях. Вероятно, из-за того, что результатов по заключенным договорам за этот год еще не было. За 1968 г. итог двусторонних отношений с ГДР был оценен ГКНТ в 3 млн руб. За 1969 г. также не приводятся данные в рублях. В 1970 г. ГКНТ с гордостью сообщает о прибыли от научно-технического сотрудничества с ГДР в 13 млн руб. минимум28.

Таким образом, именно после двухгодичного отчета 19651966 гг. о научно-техническом сотрудничестве с ГДР, содержащем очень емкий по фактам документ «Справка для Косыгина», с 1967 г. в правительстве СССР изменилось отношение СССР к инициативам ГДР. Результаты такого сотрудничества в последующие годы позволяют сделать вывод, что краткий доклад под названием «Справка для Косыгина» оказал значительное влияние на весь процесс научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР.

Принимая во внимание, что летом в 1965 г. с трудом был подписан всего один договор с материальной ответственностью, а в конце 1966 г. был подписан только второй договор между министерствами обеих стран, то каскад договоров с 1967 г. и принятие всех предложений ГДР можно назвать «триумфальным шествием» немецкой позиции в научно-техническом сотрудничестве между СССР и ГДР в 1965-1970 гг. Столь же уверенно можно утверждать, что Косыгин сыграл решающую роль в изменении позиции Москвы по этому направлению внешнеэкономической деятельности.

Примечания

1 Косыгин А.Н.. Избранные речи и статьи. М., 1974. С. 101-102, 431-434.

2 Овчинникова Н.В. Из истории реформирования управления народным хозяйством в России (1950-е - первая половина 1960-х гг.) // Новый исторический вестник. 2005. № 2 (13). С. 141-165.

3 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 7. Д. 52, 126, 127, 129, 130, 132, 134, 136, 137, 140, 578, 579.

4 Лукьянов П.Г. История СЭВ. Могилев, 2004. С. 9-13.

5 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 39; Д. 2630; Д. 223. Л. 4; Ф. 459. Оп. 1. Д. 218-а.

6 РГАЭ. Ф. 459. Оп. 1. Д. 6071, 6090.

7 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 443. Л. 28; Ф. 459. Оп. 1. Д. 210. Л. 7-47; Ф. 4372. Оп. 66. Д. 523. Л. 8.

8 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 881. Л. 125-130.

9 Бергер В. Техническая революция и экономическое сотрудничество социалистических стран // Проблемы мира и социализма. 1965. № 4; Shtubenrauch K. Problems of development of scientific and technical Cooperation // Einheit. 1965. № 2.

10 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 39. Л. 8.

11 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 443. Л. 97-102.

12 Там же. Л. 33.

13 РГАЭ. Ф. 372. Оп. 66. Д. 879.

14 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 879. Л. 33-36.

15 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 229. Л. 3.

16 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 39.

17 Там же. Л. 114.

18 Хаберл-Яковлева Г.А. Роль сетевого графика в реформах СССР 19651970 гг. // Власть. 2012. № 2. С. 78.

19 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 881. Л. 125-130.

20 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 227. Л. 23-30.

21 РГАЭ. Ф. 459. Оп. 1. Д. 218-а.

22 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 228. Л. 69.

23 Там же.

24 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 702. Л. 56.

25 Hein-Weingarten K. Ein Beitrag zur Forschung der Wissenschaftpolitik der DDR am Beispiel der Weltraumforschung von 1957 bis 1991. Berlin, 2000. P. 26-29, 163.

26 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 702. Л. 60.

27 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 704. Л. 16-37.

28 РГАЭ. Ф. 459. Оп. 1. Д. 5938, 6070, 6062.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.