Г.А. Хаберл-Яковлева
«СПРАВКА ДЛЯ КОСЫГИНА»: ИЗ ИСТОРИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СССР И ГДР (1965-1970 гг.)
В статье рассматривается научно-техническое сотрудничество между СССР и ГДР во время проведения экономической реформы 1965 г. Главное внимание уделяется поиску двумя социалистическими государствами его форм и методов, роли В. Ульбрихта и А.Н. Косыгина в переходе к организации научно-технического сотрудничества на принципах рентабельности. Делается вывод, что А.Н. Косыгин решительно изменил подход советского правительства к научно-техническому сотрудничеству с ГДР.
Ключевые слова: СССР, Германская демократическая республика (ГДР), научно-техническое сотрудничество, экономическая реформа 1965 г., рентабельность, А.Н. Косыгин, В. Ульбрихт.
15 октября 1964 г. на пост председателя Совета министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. С этого момента ведется отсчет времени разработки и проведения «косыгинской» экономической реформы, за которую он активно выступал с начала 1960-х годов1. При власти Н.С. Хрущева, в условиях господства «хрущевских» методов решения экономических проблем, методов управления народным хозяйством идеи Косыгина не могли зара-ботать2. Советская экономика крайне нуждалась в реформировании. Согласно годовым отчетам Государственного комитета при Совете министров СССР по науке и технике (ГКНТ), до октября 1964 г. ежемесячно принимались постановления о переносе сроков пуска объектов или увеличении их финансирования, о пересмотре тем, по которым работали научные институты и предприятия, о созыве очередной научной комиссии для выяснения целесообразности разработок уже утвержденных тем3.
© Хаберл-Яковлева Г.А., 2013
Одной из самых острых экономических и политических проблем было экономическое и научно-техническое сотрудничество со странами «социалистического лагеря», входившими в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Они делились на три группы. В первую входили ГДР и Чехословакия, являвшиеся индустриальными государствами и занимавшие в Европе 1-е и 5-е места по объему промышленного производства. Во вторую группу входили Польша и Венгрия, находившиеся на аграрно-индустриальном уровне развития; Польша занимала 8-е место среди стран Европы, а Венгрия - 12-е. Третью группу составляли Румыния, Болгария, Югославия и Албания - слаборазвитые сельскохозяйственные страны. В западных средствах массовой информации Болгарию называли «огородом Европы», Венгрию -«страной трех миллионов нищих», а Албанию - «задворками Европы»4.
После своего создания в 1949 г. ГДР национализировала всемирно известные предприятия «Карл Цейс Йена», «Роботрон», «Буна», «Лейна-Веерке», имевшие прекрасные исследовательские лаборатории. Это сразу дало научно-техническому потенциалу ГДР солидные преимущества: СССР не имел тогда подобных производственных лабораторий. Из всех стран Восточной Европы, присоединившихся к «социалистическому лагерю», именно сотрудничеству с ГДР уделялось особое внимание со стороны ГКНТ, Госплана СССР и Совета министров СССР: принималось больше всех командированных из ГДР, ГДР имела больше всех совместных научно-технических тем с СССР, была создана Межправительственная комиссия при Совете министров СССР по научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР5. В конце 1960 - начале 1970-х годов к научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР уже захотели присоединиться Польша, Болгария, Чехословакия и Венгрия6.
До 1965 г. научно-техническое сотрудничество между СССР и ГДР (и другими социалистическими странами) осуществлялось в основном в виде совместных конференций, выставок, обмена техническими документами на безвозмездной основе, двусторонними командировками по обмену опытом. С 1965 г. начался активный поиск новых форм и методов в этом сотрудничестве обеими странами7.
19 марта 1965 г. на расширенном заседании Госплана СССР Косыгин выступил с основным докладом. В целях быстрейшего объединения науки и производства он предложил социалистическим странам скооперироваться для более эффективного произ-
водства качественных товаров, за образец которых следует взять лучшие мировые стандарты.
В ГДР активным сторонником научно-технического сотрудничества с СССР являлся В. Ульбрихт, первый секретарь Центрального комитета Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Во время своих визитов в СССР он всегда пропагандировал позицию Министерства науки и техники ГДР, стремящегося построить совместное с СССР научно-техническое сотрудничество на основе материальной заинтересованности институтов, предприятий и ведомств8.
Весной 1965 г. в Москве и Берлине были опубликованы статьи В. Бергера «Техническая революция и экономическое сотрудничество социалистических стран» и К. Штубенрауха «Проблемы развития научно-технического сотрудничества»9, где была изложена позиция ГДР по проблеме научно-технического сотрудничества с СССР: при обмене готовыми результатами научно-исследовательских работ и их внедрении в экономику необходимо использовать экономические рычаги. Авторы предлагали и доказывали, что выгоднее заключать договорное сотрудничество с юридической и долевой финансовой ответственностью. То есть, за срыв договора, перенос сроков выполнения заказов, недопоставки и т. п. должна наступать юридическая и финансовая ответственность -штраф. Соответственно, успех в реализации договора должен поощряться материально.
В мае 1965 г. на XIX сессии Межправительственной комиссии по научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР немецкая сторона сделала официальное предложение об использовании экономических рычагов в двустороннем сотрудничестве и о необходимости заключения договоров.
Наряду с экономическими рычагами в двустороннем сотрудничестве Госплан ГДР настойчиво предлагал разрешить заключать международные научно-технические договоры и соглашения между отраслевыми объединенными народными предприятиями (ОНП) ГДР и промышленными и научными предприятиями и институтами СССР напрямую, минуя ГКНТ и Внешнеторговое объединение «Внештехника». Ситуация была такова: право на заключение международных договоров в СССР принадлежало «Внештехнике» и ГКНТ, а в ГДР это было доступно любому предприятию, институту, ведомству, которое нуждалось в подобном договоре.
Как эксперимент, после этой сессии в середине мая был заключен один межотраслевой договор между Госстроем СССР и Мини-
стерством строительства ГДР, но без «задействования» экономических рычагов10.
Однако правительство СССР в том же 1965 г. приняло решение не допускать прямые связи промышленности ГДР с промышленностью СССР11.
В. Ульбрихт, посетивший СССР с официальным визитом в сентябре 1965 г., вновь напомнил правительству СССР о позиции своей страны и предложил перейти в научно-техническом двустороннем сотрудничестве к экономическому расчету: если научно-производственные отношения выбивались из графика, то наказание за это должно быть в виде денежных штрафов, размеры которых должны быть согласованы в договоре обеими сторонами, то же касалось материального поощрения за сверхурочные работы и досрочной сдачи объекта. В СССР в тот момент за подобные просчеты присутствовала практика административного наказания в виде выговора, постановки на учет, а поощрения сводились к награждению грамотами.
24 сентября 1965 г. правительство ГДР, выступая инициатором явно новых для СССР международных экономических отношений, добилось своего: в виде эксперимента было подписано соглашение между СССР и ГДР об организации научно-исследовательских работ с материальной ответственностью. Хотя позже не все пункты этого соглашения выполнялись советской стороной (а именно пункты о сроках исполнения договоров).
Одновременно, в том же 1965 г., было проведено несколько совместных встреч на высшем уровне по координации планов развития народного хозяйства двух стран. Только в 1965 г. научные организации СССР и ГДР работали по 156 совместным темам. О серьезном отношении Совета министров СССР и ГКНТ к новшествам в ГДР свидетельствует такой факт: весной 1965 г. заместитель председателя ГКНТ Н.Н. Иноземцев, известный советский экономист-международник, в своем докладе сообщил, что в ГДР с 1961 г. существует государственный знак качества "Q" ("Qua-litaet" - качество)12. Поэтому спешно были приняты меры по разработке собственного государственного знака качества «К», который был принят в СССР в конце 1966 г.
ГДР выступала инициатором двустороннего сотрудничества также в сфере планирования и руководства народным хозяйством, что опять же входило в область научно-технического сотрудничества. В СССР пристально (возможно, с оттенком подозрительности) следили за всеми нововведениями по регулированию «социалистического рынка», которые СЕПГ проводила в ГДР13.
Так, в 1966 г. правительство ГДР повысило цены на одну группу товаров с одновременным понижением цен на другую группу, периодически снижало ставки подоходного налога, ввело льготы по жилищному строительству, а также ставкам по кредитам, предоставляемым кустарям и сельхозкооперативам, и по транспортным тарифам, наконец, увеличило объем и номенклатуру товаров, продаваемых населению в рассрочку. Эти мероприятия разрабатывались Госпланом ГДР совместно с рядом научно-исследовательских учреждений с использованием аналоговой ЭВМ.
Ответственным секретарем советской части Межправительственной комиссии по научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР Ю.С. Медведковым в справке для Совета министров СССР14 подробно перечислялись все вышеуказанные мероприятия, а также товары, на которые были повышены розничные цены в ГДР в июле 1966 г. Тогда Медведков, анализируя деятельность правительства ГДР, сделал однозначный вывод: конечная цель этих мероприятий - повышение жизненного уровня населения.
В 1966 г. немецкая сторона продолжала настаивать на кратчайших сроках выполнения запланированных рабочих графиков, на ускоренной высылке проектов советских рабочих планов, на заблаговременном сообщении составов групп экспертов и сроков их приездов в ГДР. В ответ на это ГКНТ ограничился предложением высылать закрытые материалы по двустороннему сотрудничеству не через посольства, а с нарочным15.
К середине 1966 г. сотрудничество научных институтов обеих стран стало замирать, а в некоторых случаях вообще свелось к обмену информацией16. В этом секторе сотрудничества не удалось получить ожидаемый экономический эффект, хотя еще в мае 1966 г. на совместном совещании Ученых секретарей Межправительственной комиссии по научно-техническому сотрудничеству между СССР и ГДР Советско-германской комиссии по научно-техническому сотрудничеству было предложено организовывать совместные командировки ученых со специалистами-производственниками, чтобы заинтересовать ученых в результатах своих ис-следований17.
Только в конце 1966 г. немцам удалось добиться частичного установления прямых связей между еще двумя министерствами обеих стран, минуя ГКНТ и «Внештехнику»: к Госстрою СССР и Министерству строительства ГДР присоединились Министерства здравоохранения обеих стран.
Очевидно, что ГКНТ тормозил развитие прямых связей между обеими странами. ГКНТ, созданный в СССР в 1948 г. как орган,
определяющий направления развития науки и техники в стране, с середины 1960-х годов стал участвовать в составлении планов финансирования и развития материальной базы науки. Если бы коллективы ученых, институты, предприятия, организации и министерства СССР сами бы заключали договоры на сотрудничество, ГКНТ не смог бы их всех контролировать. С середины 1960-х годов ГКНТ боролся за право распределять финансовые ресурсы страны для международных и внутрисоюзных научных исследований, искал методы контроля за министерствами и ведомствами и даже рычаги управления ими18. А в ГДР ситуация была иной: там не существовал такой орган, как ГКНТ, эту функцию выполняло Министерство по науке и технике, где был создан отдел, курировавший научно-техническое сотрудничество с СССР.
Осенью 1966 г. Статс-секретариатом по исследованию и технике ГДР были подготовлены для В. Ульбрихта «Предложения по расширению взаимного обмена научными приборами, научно-исследовательскими материалами, прототипами и пилотными установками», «Предложения по проведению консультаций в ведущих советских институтах и предприятиях», «Предложения о расширении Межправительственного соглашения об углублении и расширении научно-технического сотрудничества от 24 сентября 1965 г.»19. В них констатировалось, что соглашение от 24 сентября 1965 г. частично не выполняется советскими учеными и производственниками, предлагалось расширить новыми статьями совместное сотрудничество (например, брать в аренду или приобретать в собственность приборы или образцы для научных исследований за определенную плату). То есть те научные приборы и образцы, которые играли важную роль в научных экспериментах и которые ученые ГДР и СССР передавали друг другу бесплатно, теперь должны сдаваться в аренду или продаваться. При таком подходе должно было измениться отношение к их пересылке и содержанию. Именно такая позиция отвечала бы требованиям подлинного научно-технического сотрудничества. Тогда же К. Штубенраух, заместитель госсекретаря по исследованиям и науке ГДР, сообщил советской стороне, что в ГДР создан спецфонд для науки20.
По ежегодным отчетам ГКНТ Совету Министров СССР о научно-техническом сотрудничестве между СССР и ГДР хорошо видна динамика этого процесса. Результаты сотрудничества за 1965 и 1966 гг. идут в ГКНТ одним отчетом21. Осенью 1966 г. в ГКНТ стали поступать отчеты от министерств и ведомств о проведенных мероприятиях по научно-техническому сотрудничеству с ГДР и их результатах. Среди многих коротких и пространных
информационных сообщений о сотрудничестве есть одно, озаглавленное от руки карандашом «Справка для Косыгина». Официальное название документа - «Справка о состоянии и перспективах дальнейшего развития научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР»22. Это означает: если все остальные отчеты могли быть обобщены в одно сообщение для Совета министров, то именно эта «Справка» обязана была лечь на стол Косыгина такой, как она есть.
Неизвестный автор «Справки для Косыгина» кратко и емко изложил факты и суть научно-технических отношений СССР и ГДР за почти два года. Он привел примеры эффективности сотрудничества, выраженные в рублях: вискозное кордное волокно -сокращение процесса на 1-2 года; производство акрилонитрила -около 430 тыс. руб.; синтез аммиака - около 200 тыс. руб.; газотрубные котлы - 60 тыс. руб.; хлористый калий - 700 тыс. руб.; методы расчета и технологии производства сельхозмашин -600 тыс. руб.; цепи типа «Эдвардс» - 130 тыс. руб., а также экономия 493 т металла; техническая документация из ГДР на мелкосортный стан «250» - 22 тыс. руб.; полиамидные сепараторы (на немецких чертежах) - сокращение срока работ на 2 месяца. Итог эффективности составил минимум 2 042 000 руб.
Далее в тезисной форме приводились примеры инициатив ГДР, на которые согласилось правительство СССР:
1) прямое сотрудничество министерств и ведомств обеих стран без промежуточного звена в лице ГКНТ - Госстрой СССР и Министерство строительства ГДР, Минхимпрома СССР и Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности ГДР, Министерство морского флота СССР и Министерство путей сообщения ГДР (на конец 1966 г. находились на стадии переговоров);
2) взаимное командирование специалистов и ученых на безвалютной основе (вступит в действие с 1967 г.);
3) сотрудничество институтов и производственно-конструкторских отделов на основе прямых договоров, минуя министерства и ведомства;
4) финансирование гарантий выполнения этих договоров;
5) совместное патентование;
6) предложения В. Ульбрихта включить в тематику научно-технического сотрудничества 12 новых тем в области металлургии, химии, машиностроения, легкой промышленности, транспорта, медицины и сельского хозяйства, из которых советская сторона выбрала 923.
За подведением двухлетних итогов последовала значительная активизация научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР.
В 1967 г. СССР и ГДР подписали 31 договор между различными министерствами и ведомствами. В 1968 г. - 18 договоров. В 1969 г. - 6 договоров. Причем все - с материальной ответственностью24. Протокол об установлении научно-технического сотрудничества в 1967 г. подписали 25 министерств и ведомств СССР и 14 министерств и ведомств ГДР, а в 1968 г. практически все - 42 и 22 соответственно. Между правительством СССР и правительством ГДР были подписаны соглашения «О сотрудничестве в развитии нефтеперерабатывающей промышленности в СССР для увеличения поставки нефти в ГДР на период после 1970 г.» (апрель 1967 г.), «О поставках природного газа из СССР в ГДР и сотрудничестве в строительстве газопровода на территории СССР» (май 1968 г.), «О создании единой системы средств электронной вычислительной техники» (декабрь 1968 г.) и другие. В прямое сотрудничество также вступили ГКНТ и Министерство по науке и технике ГДР (протокол о таком сотрудничестве готовился со второй половины 1967 г. и был подписан в январе 1968 г.).
1967-1968 гг. стали стартом совместной космической программы. Сотрудничество исследователей из ГДР в изучении и использовании космоса в рамках совместной работы с СССР и другими социалистическими странами в августе 1967 г. охватывало в основном работы по теме «Космическая физика». 10-14 июня 1968 г. советской и немецкой сторонами были обсуждены будущие перспективы совместной работы в области космической физики. 20 декабря 1968 г. был запущен спутник «Космос-261», у которого были УФ-фотометр, телеметрическая установка и блок питания, сделанные в ГДР25.
Было принято совместное решение о материальной компенсации за передаваемые результаты научно-исследовательской деятельности НИИ обеих стран, чего добивалась ГДР с 1965 г. Также был принят порядок взаимного обмена образцами научного оборудования, приборов и материалов для научных и технических исследований на платной основе26. Были законодательно оформлены прямые связи между министерствами и ведомствами СССР и ГДР (хотя и с утверждением в ГКНТ и «Внештехнике»)27. Был создан Спецфонд для науки (постановлением Совета министров СССР от 30 сентября 1968 г.). Техдокументацию с 1969 г. решено передавать на платных условиях путем продажи лицензий или возмещения производственных затрат на разработку. По инициа-
тиве ГДР с 1969 г. организация двустороннего сотрудничества происходила без заключения межправительственных соглашений, что должно было ускорить совместное сотрудничество. Наконец, был образован советско-немецкий НПО «Пластполимер».
В общем, практически все предложения правительства ГДР, выдвигавшиеся в 1965-1966 гг., были приняты Москвой.
В официальном отчете ГКНТ Совету министров СССР за 1967 г. не приводятся итоговые данные научно-технических отношений между СССР и ГДР в рублях. Вероятно, из-за того, что результатов по заключенным договорам за этот год еще не было. За 1968 г. итог двусторонних отношений с ГДР был оценен ГКНТ в 3 млн руб. За 1969 г. также не приводятся данные в рублях. В 1970 г. ГКНТ с гордостью сообщает о прибыли от научно-технического сотрудничества с ГДР в 13 млн руб. минимум28.
Таким образом, именно после двухгодичного отчета 19651966 гг. о научно-техническом сотрудничестве с ГДР, содержащем очень емкий по фактам документ «Справка для Косыгина», с 1967 г. в правительстве СССР изменилось отношение СССР к инициативам ГДР. Результаты такого сотрудничества в последующие годы позволяют сделать вывод, что краткий доклад под названием «Справка для Косыгина» оказал значительное влияние на весь процесс научно-технического сотрудничества между СССР и ГДР.
Принимая во внимание, что летом в 1965 г. с трудом был подписан всего один договор с материальной ответственностью, а в конце 1966 г. был подписан только второй договор между министерствами обеих стран, то каскад договоров с 1967 г. и принятие всех предложений ГДР можно назвать «триумфальным шествием» немецкой позиции в научно-техническом сотрудничестве между СССР и ГДР в 1965-1970 гг. Столь же уверенно можно утверждать, что Косыгин сыграл решающую роль в изменении позиции Москвы по этому направлению внешнеэкономической деятельности.
Примечания
1 Косыгин А.Н.. Избранные речи и статьи. М., 1974. С. 101-102, 431-434.
2 Овчинникова Н.В. Из истории реформирования управления народным хозяйством в России (1950-е - первая половина 1960-х гг.) // Новый исторический вестник. 2005. № 2 (13). С. 141-165.
3 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 7. Д. 52, 126, 127, 129, 130, 132, 134, 136, 137, 140, 578, 579.
4 Лукьянов П.Г. История СЭВ. Могилев, 2004. С. 9-13.
5 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 39; Д. 2630; Д. 223. Л. 4; Ф. 459. Оп. 1. Д. 218-а.
6 РГАЭ. Ф. 459. Оп. 1. Д. 6071, 6090.
7 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 443. Л. 28; Ф. 459. Оп. 1. Д. 210. Л. 7-47; Ф. 4372. Оп. 66. Д. 523. Л. 8.
8 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 881. Л. 125-130.
9 Бергер В. Техническая революция и экономическое сотрудничество социалистических стран // Проблемы мира и социализма. 1965. № 4; Shtubenrauch K. Problems of development of scientific and technical Cooperation // Einheit. 1965. № 2.
10 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 39. Л. 8.
11 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 443. Л. 97-102.
12 Там же. Л. 33.
13 РГАЭ. Ф. 372. Оп. 66. Д. 879.
14 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 879. Л. 33-36.
15 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 229. Л. 3.
16 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 39.
17 Там же. Л. 114.
18 Хаберл-Яковлева Г.А. Роль сетевого графика в реформах СССР 19651970 гг. // Власть. 2012. № 2. С. 78.
19 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 881. Л. 125-130.
20 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 227. Л. 23-30.
21 РГАЭ. Ф. 459. Оп. 1. Д. 218-а.
22 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 228. Л. 69.
23 Там же.
24 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 702. Л. 56.
25 Hein-Weingarten K. Ein Beitrag zur Forschung der Wissenschaftpolitik der DDR am Beispiel der Weltraumforschung von 1957 bis 1991. Berlin, 2000. P. 26-29, 163.
26 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 702. Л. 60.
27 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 704. Л. 16-37.
28 РГАЭ. Ф. 459. Оп. 1. Д. 5938, 6070, 6062.