Научная статья на тему 'Эксперты узкого профиля в Группах контроля в научно-техническом сотрудничестве между СССР и гдр в 1965-1975 гг'

Эксперты узкого профиля в Группах контроля в научно-техническом сотрудничестве между СССР и гдр в 1965-1975 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ГДР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКСПЕРТЫ УЗКОГО ПРОФИЛЯ / ЧИНОВНИКИ / РАБОЧИЕ ГРУППЫ (ГРУППЫ КОНТРОЛЯ) / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВВП / USSR / GDR / SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION / FOCUSED-SPECIALIZATION EXPERTS / WORKING (CONTROL) GROUPS / PUBLIC OFFICIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаберл-Яковлева Галина Александровна

Выявление усиления неблагополучия в экономике стран имеет постоянную актуальность. В статье анализируется состав различных Рабочих групп (Групп контроля) в научно-техническом сотрудничестве СССР и ГДР в период 1965-1975 гг. Показано резкое уменьшение экспертов по отношению к чиновникам от 1965 г. к 1975 г. в обеих странах, что дает возможность диагностировать прогрессирование экономического неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Focused-specialization Experts in

Feature detection of trouble in state economy is a problem of permanent researchers’ and politicians’ interest. In my article, using quantitative and comparative methods, I analyze composition of various working (monitoring) groups in USSR-GDR scientific and technical cooperation in the period of 1965-1975. I have shown graphical presentation of quantitative analysis, which demonstrates sharp decrease of experts in relation to the officials from 1965 to 1975 in both countries. I suggest it possible to diagnose the progression of economic disadvantage. I also revealed the interdependence between results of quantitative analysis for these countries, on the one hand, and percentage of its share in the world in comparison with the leading countries of the world, Europe and the U.S., on the other hand. My conclusion is about the interdependence of the participation of experts in the control group with the change of the country's GDP and its share in the world.

Текст научной работы на тему «Эксперты узкого профиля в Группах контроля в научно-техническом сотрудничестве между СССР и гдр в 1965-1975 гг»

УДК 930.2:06(470+430.2)"1965-1975"

Хаберл-Яковлева Г.А.

Эксперты узкого профиля в Группах контроля в научно-техническом сотрудничестве между СССР и ГДР

в 1965-1975 гг.

Хаберл-Яковлева Галина Александровна, аспирантка кафедры отечественной истории новейшего времени Российского государственного гуманитарного университета (Москва)

E-mail: hagal@mail.ru

Выявление усиления неблагополучия в экономике стран имеет постоянную актуальность. В статье анализируется состав различных Рабочих групп (Групп контроля) в научно-техническом сотрудничестве СССР и ГДР в период 1965-1975 гг. Показано резкое уменьшение экспертов по отношению к чиновникам от 1965 г. к 1975 г. в обеих странах, что дает возможность диагностировать прогрессирование экономического неблагополучия.

Ключевые слова: СССР, ГДР, национальная экономика, эксперты узкого профиля, чиновники, рабочие группы (группы контроля), научно-техническое сотрудничество, ВВП.

Применение количественного анализа все чаще встречается в работах гуманитарного направления. В исторических исследованиях его применение может высветить «завуалированные» факты в неожиданном ракурсе - и показать в результате тренд событий, динамику процесса, в том числе и в истории межгосударственных отношений.

Международное научно-техническое сотрудничество соцстран смело можно назвать детищем А.Н. Косыгина, параллельно проводящего хозяйственные реформы в СССР. В научно-техническом сотрудничестве между СССР и ГДР десятилетие 1965-1975 гг. , особенно с конца 1965 г., стало периодом появления различных рабочих групп. Образовывались они по целям сотрудничества - Рабочая группа по поливинилхлориду, группа по пластполимеру, Совещание директоров НИИ, участвующих в указанном научно-техническом сотрудничестве, и т.п. Общей задачей таких структур был контроль за реализацией совместного проекта, поэтому далее все такого рода Рабочие группы мы будем называть Группой контроля.

Впервые официально причина неэффективности Групп контроля была названа в «Отчете о работе ЦНИИПИ за 1967 г.»: «...на заседаниях рабочих групп не решаются конкретные вопросы, т.к. в работе конференций не участвуют эксперты по узким вопросам»1. Но какую роль играли эксперты узкого профиля в научно-техническом сотрудничестве и Группах контроля? В марте 1967 г. по вопросу сверхпоставок тяжелых кранов из ГДР в СССР в перспективе до 1970 г. (как предлагал Министр тяжелого и комплектного машиностроения ГДР Циммерманн) благодаря советскому эксперту, отказавшему в сверхпоставках, были сэкономлены тысячи инвалютных рублей и удовлетворены потребности советской промышленности2. В годы начала организации масштабного НТС между СССР и ГДР (1965-1968 гг.) актуальные вопросы сотрудничества широко обсуждались всеми министерствами, которые обязаны были письменно отчитываться перед ГКНТ и Госпланом СССР о своем отношении к каждой теме совместного сотрудничества и представить свое мнение. К середине 1966 г. были утверждены 150 совместных тем (химия, электроника, металлургия, вычислительная техника, цветное телевидение и др.)4. Поэтому в 1966 г. было проведено много встреч Рабочих групп экспертов обеих сторон по согласованию и разработке рабочих планов по всем утвержденным тематикам. Именно в период 1966-1969 гг. министерствами и ведомствами активно привлекались эксперты узкого профиля для обсуждения внешнеторговых и научно-технических вопросов. Расширение экспорта и замена импорта своей продукцией на тот исторический период - вот, что требовалось от консультаций экспертов обеих стран. В конце 1967 г. (отчет датируется началом 1968 г.) экспертами была замечена тенденция утечки специалистов-экспертов узкого профиля из Групп контроля, которая совсем скоро приняла форму устойчивого тренда. Архивные материалы РГАЭ и Бундес архива ФРГ помогли выяснить, как и почему это происходило, так как практикующие специалисты - эксперты узкого профиля есть опора и движущая сила любых реформ.

Анализ списков участников различных совещаний, конференций, комиссий и сессий (Групп контроля), обнаруживает постепенное вытеснение экспертов узкого профиля и замещение их чиновниками. Кроме этого, общее количество участников совещаний постепенно увеличивалось с годами в разы. А к концу первого периода сотрудничества СССР-ГДР (к 1969 г.) в Рабочие группы стали входить по два-три представителя коммунистической партии с обеих сторон.

1 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 373. Оп. 1. Д. 1323. Л. 37-46.

2 Там же. Ф.4372. Оп. 66. Д. 1695. Л. 41-46; Д. 1696. Л. 5-12.

3 Государственный Комитет при Совете Министров СССР по науке и технике.

4 РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 9. Д. 228. Л. 12.

Рис. 1. СССР. 1965-1969. Динамика изменения количества участников и экспертов в Группах контроля

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Номер заседаний

Рис. 2. СССР. Изменение соотношения экспертов и чинов-

ников в Группах контроля в период 1965-1969 гг.

Рис. 3. СССР. Экспоненциальная (показательная) линия тренда для 1965-1969 гг.

Рис. 4. СССР. 1970-1975. Динамика изменения количества участников и экспертов в Группах контроля.

Рассмотрим рис. 1 участников различных Групп контроля в их динамике с 1965 по 1969 гг. (различные заседания/комиссии за этот период выбраны произвольно):

На рис.1 видно, что общее количество участников Рабочих групп возрастает к 1969 г. до 20 человек и больше, а количество экспертов узкого профиля в среднем остается прежним. Соотношение экспертов к общему количеству участников (сотрудников ведомств, министерств, руководящих представителе крупных организаций, то есть чиновников) снижается к 1969 г. Это соотношение показывает, во сколько раз чиновников больше экспертов. Это хорошо демонстрирует рис. 2, показывающий изменение коэффициента к - коэффициента участия экспертов в Рабочих группах в СССР и в ГДР. Вычисляется данный коэффициент по формуле:

к=Э/К,

где К - общее количество участников Рабочей группы, Э - количество участвующих экспертов.

Очевидно, что коэффициент к стремится к 1, если количество экспертов стремится к количеству всех участников заседания Рабочей группы, и к 0, если в Рабочей группе их меньшинство.

Графически представленное изменение коэффициента к делает наглядным увеличивающийся разрыв между двумя количественным составом двух категорий -чиновников и специалистов-экспертов.

На рис. 2 всего три значения, близких 1 (0,91), - это заседания экспертов узкого профиля. Такие заседания всегда отличались повышенным количеством участвующих экспертов. Как позволяет видеть график, представленный на рис. 2, до 11-го заседания к еще не приближается к 0. Это 19651967 годы, период «профессиональных групп», то есть тот период возрождения научно-технического сотрудничества СССР и ГДР, когда количество экспертов узкого профиля, экспертов-практиков, в Группах контроля было весьма значительным. Далее, в 1968-1969 гг., значение коэффициента приближается к 0. Именно в эти годы стало увеличиваться количество чиновников на заседаниях Групп контроля. К 1969 г. хорошо заметно падение к до 0,2 и 0,17. В это время начинается рост количества участников Групп контроля от 20 и выше 25 при прежнем количестве экспертов (1-3 человека).

Линию тренда хорошо показывает график на рис. 3. Экспонента (линия тренда) показывает общее направление, тренд графика, представленного на рис. 2. Тренд стремится к падению, что означает тенденцию к уменьшению числа экспертов на заседаниях Рабочих групп в период 1965-1969 гг. На основании этого можно сделать предположение, что тренд на увеличение числа участников Рабочих групп в СССР во втором периоде сотрудничества (1970-1975 гг.) будет, по крайней мере, не уменьшаться, а скорее увеличиваться при сохранении либо даже уменьшении данного числа экспертов узкого профиля.

В период 1970-1975 гг. двухстороннего сотрудничества количество экспертов узкого профиля в Группах контроля колебалось и в СССР, и в ГДР. Но тенденция к уменьшению их числа по сравнению с общим количеством участников Групп контроля очевидна.

Верхнее максимальное значение к поднялось

до максимального значения 0,92 и 0,86. Это снова заседания экспертов. От начала 1970 г. (к =0,22) к 1975 г. (к =0,08 и 0,1) явно прослеживается тренд на уменьшение соотношения экспертов к чиновникам. Заседания Групп специалистов и экспертов не ломают тренд. №№ 19 по 27 приходятся на 1974 и 1975 гг. Именно в этот период происходит однозначное сокращение количества экспертов в Группах контроля, их стандартное количество в группах становится 1-2 человека, или никого.

Линию тренда по экспоненте представляет рис. 6. Как и для периода 1965-1969 гг., здесь также видно падение соотношения экспертов к чиновникам. Эта тенденция для обоих периодов в СССР устойчива.

В ГДР за тот же исследуемый период наблюдается почти та же картина. Но исторический период ГДР в 1965-1970 гг. - это «эра В. Ульбрихта», который не копировал советскую модель развития экономики, а период 1970-1975 гг. - «эра Э. Хонеккера», который сразу же стал проводить политику сближения немецкой модели экономики с советской.

На рис. 7 видно, что 1965-1967 гг. (до № 12) развития двухстороннего сотрудничества в ГДР не сильно отличается от советского. Динамика коэффициента к этого периода для ГДР представлена на рис. 8.

Тренд на понижение к формируется с 1968 г. (с заседания № 13, рис. 7). Это позже, чем в СССР. Это связано с тем, что ГДР позже, чем СССР, стал выстраивать совместное сотрудничество по сетевому графику1, и чиновники, административный аппарат ГДР еще не успели выстроить вертикаль власти в своих совместных с СССР проектах и ликвидировать децентрализованное управление сотрудничеством, которое выстраивал А.Н. Косыгин2. После каскада подписанных соглашений с ГДР (1967-1968 гг.) расширилась тематика сотрудничества, и связь институтов и предприятий обеих стран стала межотраслевой. Над одной темой уже работало несколько различных институтов и предприятий с каждой стороны. Чтобы держать под контролем эти отношения, чиновники различных министерств и ведомств тоже стали входить в Рабочие группы -так увеличилось количество участников комиссий, сессий, совещаний, конференций с 5-7 человек до 20-24 человек и более. Это говорит и об удорожании проектов3. А количество экспертов осталось на прежнем уровне - один-три. Этот момент в истории организации международного научно-технического сотрудничества уже можно назвать системной

Рис. 5. СССР. Изменение соотношения экспертов и чиновников в Группах контроля в период 1970-1975 гг.

Рис. 6. СССР. Экспоненциальная (показательная) линия тренда для 1970-1975 гг.

Рис. 7. ГДР. 1965-1969. Динамика изменения количества участников и экспертов в Группах контроля.

ошибкой. При таких пропорциях эксперты априори не имели решающего голоса.

К концу 60-х - началу 70-х гг. не имеющих решающего голоса экспертов чаще стали сокращать до одного, максимум двух человек, включив при этом в состав заседаний представителей руководящей партии (в обеих странах, но ГДР стала это делать первой). Интересен список участников консультации по вопросам координации народнохозяйственных планов СССР и ГДР на 1971-1975 гг.4. Можно предположить, что вытеснение экспертов чиновниками должно было оформиться в оригинальное решение. И вот появляется «Список экспертов Госплана СССР на переговорах с экспертами Госплана ГДР на 28-29 августа 1969 г.». Все приведенные в нем участники переговоров назвали себя экспертами - замначальника Госплана СССР, начальник отдела цветной металлургии Госплана, замначальника отдела балансов химической продукции, заместитель Представителя Советской части Межправительственной Комиссии по двухстороннему сотрудничеству в Берлине и т.п.

1 См.: Хаберл-Яковлева Г.А. Роль сетевого графика в реформах СССР. 1965-1975 гг. // Власть. 2012. № 2. С. 78-80.

2 Там же.

3 Косыгин АН. О проблемах экономического сотрудничества стран-членов СЭВ. Доклад на специальной сессии Совета Экономической Взаимопомощи 23 апреля 1969 г. // Косыгин А.Н. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1975. С. 432, 433, 435.

4 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 3190. Л. 150-153.

Номер заседаний

Рис. 8. ГДР. 1965-1969. Изменение соотношения экспертов и чиновников в Группах контроля

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23

Рис. 9. ГДР. Экспоненциальная (показательная) линия тренда для 1965-1969 гг.

Рис. 10. ГДР. 1970-1975. Динамика изменения количества участников и экспертов в Группах контроля.

Линия тренда на рис. 9 также демонстрирует устойчивое падение соотношения.

На рис. 10 представлена динамика изменения экспертов в Группах контроля в ГДР в период 19701975 гг.

Общее количество участников не уменьшается, а увеличивается более 25, причем число экспертов остается прежним. Изменение коэффициента к для этого периода представлено на рис. 11.

1970-1975 гг. в ГДР - это период перехода на модель советской экономической системы. Сближаясь с нею, на заседаниях Групп контроля ГДР стабилизируется к минимальному число экспертов. Следовательно, можно предположить, что если экономика ГДР выбрала советскую модель развития, то после 1975 г. количественные стандарты присутствия экспертов в Группах контроля обеих стран будут идентичны и расхождения в коэффициенте к будут минимальны.

Линия тренда на рис. 12 почти прямая, что отражает происходящий в данный период переход на другую экономическую модель государства, когда соотношение числа экспертов к чиновникам не было принципиальным.

Графики изменения числа экспертов в Группах контроля наглядно представляют рост общего количества их участников и уменьшение числа экспертов в них как вектор, цель в организационной политике ведомств и министерств в научно-технических отношениях СССР и ГДР. Чиновники полностью овладели контролем над двухсторонним сотрудничеством между СССР и ГДР.

Можно задать риторический вопрос: Рабочие группы 1961-1964 гг. полностью состояли из экспертов и статусных научных сотрудников, а явления застоя только нарастали к 1964 г., - разве количество экспертов в группах помогло решить проблемы? -Помогло! Потому что интенсивный и постоянный поиск экспертами (при их постоянной тогда ротации) причин неэффективности внедрения результатов НИР в производство и выхода из кризиса все-таки привел их к выводу, что надо менять всю методику управления народным хозяйством и строить научно-технические отношения СССР и соцстран на узком профессиональном уровне. Рабочая группа академика М.Н. Глушкова создала советское сетевое управление и планирование народным хозяйством в конце 1964 г. - СПУ, который опирался на децентрализованное (горизонтальное) управление и был распро-

Номер заседаний

Рис. 11. ГДР. 1970-1975. Изменение соотношения Рис. 12. ГДР. Экспоненциальная (показательная) экспертов и чиновников в Группах контроля. линия тренда для 1970-1975 гг.

странен на всю страну и международное социалистическое сотрудничество. Работа по сетевому графику организовала совместные проекты и показала выдающиеся достижения. А Рабочие группы конца 1960-х гг. и первой половины 1970-х, где в основном участвовали чиновники и они же принимали решения, только констатировали перетекание проблем из года в год и делали вывод - «все идет по плану».

Восьмая пятилетка 1965-1970 гг. в СССР в современной исторической науке справедливо считается самой успешной; следующие пятилетки показывали устойчивый тренд на падение в производстве и производительности труда. Трудно сравнивать две разные экономические модели - рыночную капиталистическую и плановую социалистическую. Нагляднее представляется сравнение их в соотношении основных показателей экономик СССР и США, где уровень США принят за 100% (табл. 1)1.

Таблица 1

Соотношение основных показателей развития экономики СССР и США (уровень США=100%)

Показатели Годы

1950 1960 1970 1975

Национальный доход 31 58 более 65 более 66

Производительность труда в промышленности в строительстве менее 30 44 53 65 более 55 более 65

Объём капиталовложений 30 70 100 более 100

Так вот, это «падение» началось с 1968-1969 гг., когда экспертов узкого профиля стали «уходить» из специализированных совещаний и групп и их места стали занимать чиновники. Косыгин вдохнул новый импульс в международное научно-техническое сотрудничество и, скорее всего, использовал те же принципы организации труда во всей промышленности и экономике СССР, так и в производствах и НИИ двухстороннего сотрудничества СССР-ГДР.

В наше время в СМИ промелькнуло сообщение, что стратегией инновационного развития России (и не только) до 2020 г. займутся чиновники , а не эксперты, которые ранее принимали участие в разработке стратегии до 2018 г. К тому же, анализ причин авиакатастроф в Российской армии показал на значительное сокращение экспертов-офицеров3.

Следовательно, перефразируя знаменитое выражение В.И. Ленина, можно сказать, что замещение специалистов узкого профиля на чиновников «смерти подобно».

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 373. Оп. 1. Д. 1323; Ф. 4372. Оп. 66. Д. 1695, 1696, 3190.

2. Быков А.Н. Научно-технические связи стран социализма. М.: Мысль, 1970.

3. Косыгин А.Н. Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975

годы. Доклад и заключительное слово Председателя Совета Министров СССР на XXIV съезде КПСС 6 и 9 апреля 1971 г. М.: Политиздат, 1971.

4. Косыгин А.Н. О проблемах экономического сотрудничества стран-членов СЭВ. Доклад на специальной сессии Совета

Экономической Взаимопомощи 23 апреля 1969 г. // Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1975. С. 430-457,

5. Крецул Р. Причиной серии катастроф могут быть массовые сокращения офицеров [Электронный ресурс] // Взгляд. Де-

ловая газета. 2015. 31 июля. Режим доступа: http://vzglyad.ra/society/2015/7/31/758863.html.

6. Макроэкономические исследования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be5.biz/makroekonomika/index.html.

7. Михальченко Н. Минобрнауки против формирования чиновниками национального рейтинга ВУЗов [Электронный ре-

сурс] // ТАСС. Информационное агентство России. 2015. 15 мая. Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1971568.

8. Проект инновационной стратегии развития России до 2020 г. [Электронный ресурс] // УК «Альянс. Венчурный бизнес». 2011.

23 октября. Режим доступа: http://venture-biz.ru/venchurnyy-biznes/291-strategiya-innovatsionnogo-razvitiya-rossii-2020.

9. Сколько весил СССР? [Электронныйй ресурс] // Фининсовая газета. 2012. 9 мая. Режим доступа: http://fingazeta.ru/blogpost/

skolko-vesil-sssr-176259/

10. СССР. Общая характеристика экономики [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике: Большая Совет-

ская Энциклопедия. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsfbse/129067/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0.

11. Хаберл-Яковлева Г.А. Роль сетевого графика в реформах СССР. 1965-1975 гг. // Власть. 2012. № 2. С. 78-80.

12. BArch. DF 4/22782. Realisierung der Regierungsabkommen mit der Sowjetunion. - Information über Probleme. Berlin. 15. März 1971.

13. BArch DF 4/2855. 1966-1976. SSFT. Bereich 3 - Oekonomie u.Planung. Sekretariat Dr. Kaiser.

14. BArch DF 4/3637. MWT. 1964-1965. Grundsaetzliche Ausarbeitungen Jaeresplaene.

15. BArch DN 100/186. Uebersicht ueber einige wichtige Kennziffern der Betriebsanalyse unter Gesichtspunkt der Finanzen in der

UdSSR. 6. Juni 1975.

16. Ulbricht W. Probleme des Perspektivplanes bis 1970. Referat. Berlin, 1966.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Хаберл-Яковлева, Г. А. Эксперты узкого профиля в Группах контроля в научно-техническом сотрудничестве между СССР и ГДР в 1965-1975 гг. / Г.А. Хаберл-Яковлева // Пространство и Время. — 2015. — № 3(21). — С. 171—175. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st3-21.2015.55.

1 СССР. Общая характеристика экономики [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике: Большая Советская Энциклопедия. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129067/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0.

2 РГАЭ. Ф. 373. Оп. 1. Д. 1323. Л. 37-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 См.: Крецул Р. Причиной серии катастроф могут быть массовые сокращения офицеров [Электронный ресурс] // Взгляд. Деловая газета. 2015. 31 июля. Режим доступа: http://vzglyad.rU/society/2015/7/31/758863.html; Михальченко Н. Минобрнауки против формирования чиновниками национального рейтинга ВУЗов [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. 2015. 15 мая. Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1971568; Проект инновационной стратегии развития России до 2020 г. [Электронный ресурс] // УК «Альянс. Венчурный бизнес». 2011. 23 октября. Режим доступа: http://venture-biz.ru/venchurnyy-biznes/291-strategiya-innovatsionnogo-razvitiya-rossii-2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.