Галина ХАБЕРЛ-ЯКОВЛЕВА
РОЛЬ СЕТЕВОГО ГРАФИКА В РЕФОРМАХ СССР 1965-1970 гг.
В статье на основании ранее неизвестных архивных документов РГАЭ впервые в отечественной историографии рассматривается метод сетевого планирования, игравший огромную роль в проведении реформ в СССР в период 1965-1970 гг. In the article on the base of archival documents of RSAE, never used before, the method of network planning, played a huge role in conducting reforms in USSR in 1965-1970, is considered for the first time in the national historiography.
Ключевые слова:
сетевой график, восьмая пятилетка, А.Н. Косыгин, научно-технический прогресс, реформы; network schedule, the 8th five-year, Kosygin, science and technology progress, reforms.
ХАБЕРЛ-ЯКОВЛЕВА
Валина
Александровна — аспирант кафедры итечественной истории новейшего времени РГГУ [email protected]
В процессе восстановления народного хозяйства после раз -рушений Второй мировой войны, как и социалистические страны Восточной Европы, СССР нуждался в программе, которая помогла бы социалистической экономике не только выйти из разрухи, но и стать мировым лидером. Одной из важных осо -бенностей реформ, предложенных А.Н. Косыгиным, являлось соединение науки с производством1. Однако в период 1961—1964 гг. экономического эффекта эта установка не дала, фундаментальная наука не хотела «вживляться» в производство. Практически абсо -лютное большинство постановлений Государственного Комитета по координации научно - исследовательских работ (ГК КНИР)2 за этот период посвящены пересмотру научно -технических планов в сторону увеличения сроков исполнения, уменьшения выпуска про -дукции и увеличения финансирования.
Выход был найден в 1964 г., и заключался он в использовании метода сетевого планирования и управления (СПУ)3. Впервые метод СПУ был разработан в США в 1956 г. Сначала был разработан метод критического пути (МКП, или CPM - Critical Path Method), чуть позднее — метод анализа и оценки планов (ПЕРТ, PERT -Program Evaluation and Review Technique). В США руководителей крупных фирм обязывали учиться вместе с рядовыми инженерно техническими работниками. Корпорации США совместно с мини стерством обороны, НАСА и другими ведомствами широко вне дрили сетевое планирование при организации управления проектами. СПУ (или сетевой график) применялось также в военном и промышленном производствах ФРГ, Англии и Японии4.
Почему в Советском Союзе была выбрана именно американская модель СПУ? Во -первых, в то время другой подобной модели про -сто не было. Во - вторых, начало 60 -х гг. было особым временем в СССР. Это было время официального повышенного внимания к опыту ведущих капиталистических держав на правительственном уровне. В СССР пристально следили за всеми ноу хау в этих стра нах, и особенно в США, потому что целью реформ народного хо -
1 Косыгин А.Н. Избранные речи и статьи. - М.,1974, с. 101-102, 431-434.
2 ГК КНИР (председатель — К.Н.Руднев) в 1965 г. переименован в Государственный Комитет Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ), председатель — В.А.Кириллин.
3 РГАЭ, ф. 9480, оп. 7, д. 127, с. 49. Постановление ГК КНИР № 19 от 21.02.1964.
4 Финансы СССР. — М., 1969, т.30; Экономика и организация промышленного производства: ЭКО. Вып. 4-6. АН СССР. - М., 1975.
зяйства СССР было догнать и перегнать экономику США по уровню дохода на душу населения.
В Постановлении ГК КНИР за май 1964 г. отмечалось: «За последние 2—3 года неко -торыми научно исследовательскими и проектными организациями разработаны методы планирования и управления, осно -ванные на теории исследований операций и предоставлении планов в виде сетевых графиков <...> разработки систем типа “АСОР” ведутся различными организаци -ями изолированно и в некоторых вопро -сах дублируются: возникают различия в терминологии, формах документации, объеме требуемой информации.»1 12 фев -раля 1965 г. Постановлением КНИР № 30 была утверждена советская модель сете -вого планирования и управления модер -низацией народного хозяйства СССР — сеть как информационно динамическая модель, отображающая процесс выпол -нения комплекса производственных и научно технических операций от начала до конца и его конечные цели2.
У советского сетевого графика есть кон -кретные авторы. В научно техническую комиссию по его разработке входили 25 докторов и кандидатов наук и специали -стов, более 10 НИИ. Ответственным за внедрение сетевого графика был назначен академик АН УССР В.М. Глушков.
Суть советского сетевого графика можно выразить в трех составляющих — контроль, планирование (прогнозирование) и управ -ление. Сетевой график также выполнял функцию специфического инструмента обработки и продвижения информации по восходящей линии от низшего блока управления производственным процес сом к высшему. Каждый блок имел своего персонального ответственного и ограни ченный срок исполнения. Сетевая модель представляла собой сложную контроли рующую «компьютерную» программу, учитывающую все нюансы динамического производственного и научного процессов.
При возникновении проблемы и угрозы выхода из временного графика отвечаю щие за тему сами обращаются на верх «башни» за помощью, и сверху «спуска ется» группа контроля — именно так ее и называли. Она проверяет все связи: выпол -
1 РГАЭ, ф. 9480, оп 7, д. 128, л. 92-96.
2 РГАЭ, ф. 9480, оп 7, д. 169, л. 1-79; д. 168, л. 226-229.
няется ли временной график (каждый работник имел свой персональный план, ограниченный временными рамками), нормы качества и, обозначая проблему, оперативно находит способ ее устранения. Наверх, к «вершинам», идет информация о выполнении или невыполнении работы, и предлагаются способы устранения про -блемы. Министерства или Госплан при -нимают решения и направляют их «вниз»
— ученым и производственникам. Эта форма контроля управления и есть сете вое управление. Поставленная на жесткий временной «счетчик», она получила назва -ние сетевого графика.
Эта система позволяла контролировать производственные и научно -технические темы, которые разрабатывались частично и параллельно в одной стране или в раз -ных странах (одна часть темы — в СССР, другая — в ГДР, и т.д.). Вертикальным спо -собом управления было бы очень сложно охватить весь механизм отечественной и международной интеграции, скорее даже невозможно. В основе советского сетевого графика лежало горизонтальное само управление с вертикальным контролем и стратегическим управлением сверху при критических ситуациях — корректировке планов, недофинансировании, выходе из графика и т.д. «Сеть» несла еще одну важную функцию — устранение паралле лизма в научно производственной работе. Тема или проблема, охваченная «сетью», меньше всего должна была страдать от дублирования работ, если график был построен соответственно требованиям. Вопрос стоял бы только в контроле над всей сетью.
Весь Советский Союз, а в дальней шем и все страны — члены СЭВ должны были быть охвачены такой «сетью». Этой масштабностью и отличается советский сетевой график (СПУ) от американского аналога. Если в США «сеть» ограничи -валась масштабами одного предприятия, то в СССР «сеть» охватила НИИ, ОКБ, использовалась при заключении догово ров и соглашений по международному и отечественному научно техническому и экономическому сотрудничеству, во всех отраслях промышленности и сель ского хозяйства — в авиации (граждан ской и военной), космонавтике, военно морском и гражданском флоте, здраво охранении, науке, строительстве, обра зовании (среднем и высшем) и др. СССР
буквально «заразился» сетевым графиком. Издавалось много пособий самоучителей по СПУ, выходили пропагандистские научные фильмы о нем.
Но сетевой график сыграл роль тро -янского коня в судьбе СССР и косвенно привел к его распаду через 30 лет. Научно обоснованный и утвержденный прави тельством сетевой график взяли на во оружение не только предприятия, НИИ, ОКБ и учреждения, но и государственный административный аппарат — министер -ства и ведомства. Роль групп контроля выполняли создаваемые все чаще и чаще рабочие группы, временные комиссии, временные рабочие группы, совещания директоров НИИ, группы экспертов и т.п. Схема выглядела несложно. Руководители тем (ученые и производственники, каждые на своем этапе работы) собирали инфор -мацию о выполнении задания и посылали ее в ведомство, которое обрабатывало информацию и отсылало ее в группу кон троля, оттуда информация после соответствующей обработки отсылалась в отрас левое министерство, далее — в ГКНТ и Госплан, а оттуда — в Совет Министров. То есть, схема выглядела так: руководители тем — ведомство (учреждение) — отрас -левое министерство — группа контроля
— ГКНТ — Госплан — Совет Министров. Распоряжения шли обратно по той же схеме. Таким образом, группы контроля (требующие отчеты о проделанной работе и информацию для планирования и про гнозирования), как промежуточное звено, помогли сформировать вертикаль управ ления, которая неожиданно разрушила самое главное в задуманных Косыгиным реформах — связь, мобильную связь между партнерами.
Кроме этого, в короткий промежуток времени (2—4 года) произошла замена спе -циалистов и экспертов в группах контроля чиновниками. Если в 1961—1964 гг. вре -менные комиссии создавались на период не более 1—2 месяцев с целью корректи -ровки планов, проверки тематических планов, исключения работ, не имеющих практической ценности, для разработки предложений по улучшению хозрасчета и др.1 и имели в своем составе практически только специалистов с учеными степе
1 РГАЭ, ф. 9480, оп. 7, д. 132, л. 172, 217-219.
нями2, то в 1965—1970 гг. в группах кон -троля присутствовали, как правило, 1—2 эксперта. Редко кто из них имел ученую степень3. Увеличилось и число участни -ков этих групп — с 5—8 чел. в 1965—1966 гг. до 18—24 чел. в конце 60 -х гг. Причем со -здавались они на весь период разработки темы, то есть на срок от 2 до 5 и более лет с обязательными совещаниями не реже 2 раз в год. Административный аппарат в связи с этим стал разрастаться, как снеж ный ком.
Таким образом, опираясь на научно обоснованный сетевой график, чинов ники охотно взяли в свои руки контроль и сосредоточили в своих руках власть, управление финансами и распоряжение ресурсами. Госплан и ГКНТ, курирующий слияние науки с производством, требо -вали подробных отчетов от предприятий и НИИ, позднее (с конца 60 -х гг.) — от Академии наук СССР, а также препятство вали прямым контактам партнеров друг с другом. Международные (и внутрисоюз -ные) договора по научно техническому и экономическому сотрудничеству можно было заключать предприятиям и НИИ только после консультаций с ГКНТ и с его одобрения. А ГКНТ отчитывался в свою очередь перед Госпланом СССР.
С начала 70 - х гг. сетевой график стал терять свою значимость и актуальность для слияния науки с производством, навсегда подарив свои функции (кон -троль и планирование, прогнозирование) советскому бюрократическому админи стративному аппарату. В 70 х сутью сете вого графика уже назывались контроль и руководящая роль. В годовых отчетах о научно техническом сотрудничестве СССР с социалистическими странами о нем уже упоминали редко.
Итак, роль, которая предназначалась советскому сетевому графику, — сокра -тить время производственных процессов, объединить и ускорить слияние науки с производством, подчинить единому сете вому контролю управление народнохозяй -ственным комплексом — была выполнена в 8 - й пятилетке и почти прекращена в 9 - й. Советское СПУ тихо трансформировалось в техническое обоснование.
2 Там же, л. 28, 217—219; д.134, л. 94, 303, 306—308.
3 См., напр.: РГАЭ, ф. 459, оп. 1, д. 6071, л. 91.