Научная статья на тему 'Экономическая реформа 1965 г. В СССР: формирование фондов экономического стимулирования на предприятиях, переведенных на новые условия работы'

Экономическая реформа 1965 г. В СССР: формирование фондов экономического стимулирования на предприятиях, переведенных на новые условия работы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3270
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 Г / ФОНДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / МЕЖДУВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПРИ ГОСПЛАНЕ СССР / ФОНД МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ / ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ФОНД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / 1965 ECONOMIC REFORM / ECONOMIC INCENTIVE FUNDS / INTERDEPARTMENTAL COMMISSION AT THE STATE PLANNING COMMITTEE OF THE USSR / MATERIAL INCENTIVE FUND / PRODUCTION DEVELOPMENT FUND / FUND FOR SOCIAL AND CULTURAL EVENTS AND HOUSING CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкина Нина Михайловна

В статье рассматриваются аспекты государственного управления процессом формирования фондов экономического стимулирования на предприятиях, переводимых на новую систему планирования и экономического стимулирования, выявлена роль Междуведомственной комиссии при Госплане СССР, которая являлась ключевым звеном процесса принятия решений по данному направлению экономической реформы 1965 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкина Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Economic Reforms of 1965 in the USSR: Formation of the Economic Incentive Funds at the Enterprises after Shifting to the New Management Conditions

The article considers the regulation of the economic incentive funds formation at the enterprises, which were transferred to the new system of planning and economic incentive. The author focuses on the managerial aspects of the formation of economic incentive funds at enterprises. Particular emphasis is made on the activities of the Interdepartmental Commission at the State Planning Committee of the USSR, which was the key element in the decision-making process in this sphere of the economic reform of 1965.

Текст научной работы на тему «Экономическая реформа 1965 г. В СССР: формирование фондов экономического стимулирования на предприятиях, переведенных на новые условия работы»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 4

Н.М. Бабкина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 г. В СССР: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПЕРЕВЕДЕННЫХ НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ

В статье рассматриваются аспекты государственного управления процессом формирования фондов экономического стимулирования на предприятиях, переводимых на новую систему планирования и экономического стимулирования, выявлена роль Междуведомственной комиссии при Госплане СССР, которая являлась ключевым звеном процесса принятия решений по данному направлению экономической реформы 1965 г.

Ключевые слова: экономическая реформа 1965 г., фонды экономического стимулирования, Междуведомственная комиссия при Госплане СССР, фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

The article considers the regulation of the economic incentive funds formation at the enterprises, which were transferred to the new system of planning and economic incentive. The author focuses on the managerial aspects of the formation of economic incentive funds at enterprises. Particular emphasis is made on the activities of the Interdepartmental Commission at the State Planning Committee of the USSR, which was the key element in the decisionmaking process in this sphere of the economic reform of 1965.

Keywords: 1965 economic reform, economic incentive funds, Interdepartmental Commission at the State Planning Committee of the USSR, material incentive fund, production development fund, fund for social and cultural events and housing construction.

4 октября 1965 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято Постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»1. В нем нашли отражение основные положе-

Бабкина Нина Михайловна — аспирант факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: babkinanm@gmail.com

1 Постановление Пленума ЦК КПСС от 27 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. C. 640—645.

ния экономической реформы 1965 г., которую иногда называют «Косыгинской», по имени ее главного вдохновителя — Алексея Николаевича Косыгина2. В своем докладе на пятой сессия ВС СССР шестого созыва в декабре 1964 г. он заметил: «Система планирования и хозяйственного управления, действующая в настоящее время, требует значительного совершенствования»3. И именно разработка данного вопроса стала одной из ключевых задач, решаемых им в период его работы на посту Председателя Совета Министров СССР4.

«Косыгинская» реформа, одно из крупнейших преобразований в советской истории, затронула различные уровни хозяйственной системы СССР и стала ответом на все чаще проявлявшиеся негативные тенденции экономического развития страны. Разрабатываемые в течение нескольких лет ее основные направления, закрепленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. и «рядом других важных постановлений ЦК КПСС и экономических документов Совета Министров СССР, распространявших ее положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства»5, прошли долгий путь согласований и апробаций. Широкое обсуждение проблемных точек советской хозяйственной системы СССР началось в 1962 г. в рамках дискуссии, в которой приняло участие множество ученых экономистов: Е.Г. Либерман, В.С. Немчинов, Б.М. Трапезников, Л. Вааг, М.З. Бор и многие другие6. Их статьи появлялись на страницах ведущих экономических периодических изданий7.

2 Алексей Николаевич Косыгин (1904—1980 гг.): 1964—1980 — Председатель Совета Министров СССР; 1960—1964 — Первый заместитель Председатель Совета Министров СССР. См.: Андриянов В.И. Косыгин. М.: Молодая гвардия, 2010.

3 Косыгин А.Н. О государственном плане развития народного хозяйства СССР на 1965 г. Доклад и заключительное слово на 5-ой сессии Верховного Совета СССР шестого созыва 9 и 11 декабря 1964 г. М.: Политиздат, 1964. С. 67.

4 См.: Гвишиани А.Д. Феномен Косыгина. Записки внука. Мнения современников. М.: Фонд культуры «Екатерина», 2004; Замостьянов А.А. А.Н. Косыгин. Биографический очерк. Серия «Герои России». Вып. 6. М.: Издательское содружество Богатых и Ракитской, 2002.

5 Сирош Н.В. Реформы А.Н. Косыгина: анализ и оценка с точки зрения современных реформ // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». 2013. Т. 26 (65). № 1. C. 149-155.

6 Лазарева Л.Н. Экономическая дискуссия 1962-1964 гг.: выработка идеологии «косыгинской» реформы // Историко-экономические исследования. 2016. № 3. С. 453.

7 См.: Сухаревский Б.М. О совершенствовании форм и методов материального стимулирования // Вопросы экономики. 1962. № 14. С. 7-14; Федорович М. Надо смотреть вперед // Экономическая газета. 1962. № 45; Плотников К.Н. Предпри-

Ключевой среди них (и положившей начало экономической дискуссии8) стала статья «План, прибыль, премия» Е.Г. Либермана, вышедшая в сентябре 1962 г. на страницах газеты «Правда». В ней автором впервые были предложены новые механизмы работы для предприятий СССР, способствующие повышению эффективности промышленного производства. Важным направлением среди прочих стало повышение заинтересованности работников в улучшении показателей работы путем использования методик материального поощрения. В своей статье Е.Г. Либерман писал: «Важно связать воедино коллективную и индивидуальную материальную заинтересованность. Пусть предприятие имеет побольше свободы в использовании «своей» части прибыли!»9. Достичь этого предлагалось путем создания на предприятии фонда поощрения, средства которого будут аккумулироваться в зависимости от установленного предприятием показателя рентабельности за счет средств прибыли.

Идеи Е.Г. Либермана были дискуссионными, и нашли как своих сторонников, так и противников не только в научных кругах, но также же среди высшего руководства СССР. В конечном итоге, многие из них стали базисом для формулировки основных положений, начавшейся осенью 1965 г. экономической реформы. Высказанная в статье позиция Либермана о необходимости усиления материальной заинтересованности предприятия и его работников в повышении эффективности производства нашла отражение в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», которое стало центральным пунктом начавшихся преобразований.

Одним из ключевых нововведений, которое можно выделить при более детальном рассмотрении основных проблемных бло-

ятия нельзя рассматривать изолированно от всего народного хозяйства // Экономическая газета. 1962. № 45; Бор М.З. Внутренняя противоречивость предложений профессора Либермана. Деловой клуб // Экономическая газета. 1962. № 46; Вааг Л. Платность производственных фондов и прибыль предприятия // Вопросы экономики. 1963. № 4. С. 88—100; Трапезников В.А. За гибкое экономическое управление предприятием // Правда. 1964, 17 августа; Немчинов В.С. Плановые задания и материальное стимулирование // Правда. 1962, 21 сентября; Бирман А.М. Некоторые проблемы науки о социалистическом хозяйствовании. М.: Экономиздат, 1965.

8 См.: Белкин В.Д. О реформе Косыгина из первых уст // Прямые инвестиции. 2013. № 3. С. 36-38.

9 Либерман Е.Г. План, прибыль, премия // Правда. 1962, 9 сентября.

ков10, затрагиваемых в данном Постановлении, стало создание на предприятиях, переводимых на новую систему, фондов экономического стимулирования. Они образовывались за счет прибыли и некоторых других собственных средств предприятия, и служили для достижения одной из основных задач экономической реформы 1965 г. — усиления экономического стимулирования деятельности предприятий и их работников. Значимость этой задачи нашла отражение в Постановлении Сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС, на котором рассматривались ключевые положения по реализации реформы: «Важнейшим условием достижения указанных целей является создание у коллективов предприятий заинтересованности в разработке более высоких плановых заданий, в улучшении использования производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, совершенствовании техники, организации труда, повышении рентабельности производства»11.

На предприятиях, переводимых на новую систему планирования и экономического стимулирования, в обязательном порядке образовывалось три фонда экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производ-ства12. Каждый из них имел свои особенности формирования и направления использования. «Однако в совокупности эти фонды призваны были обеспечить усиление материальной заинтересованности работников предприятий в росте объемов производств,

10 К ним относятся: улучшение планирования в промышленности и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, усиление экономического стимулирования предприятий и укрепление хозяйственного расчета, усиление материальной заинтересованности работников и улучшение работы предприятия, повышение роли кредита в развитии промышленности, совершенствование оптовых цен на продукцию промышленности. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 658—685.

11 Постановление Пленума ЦК КПСС от 27 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 643.

12 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 666—667.

повышении его эффективности, ускорении научно-технического прогресса, улучшении использования ресурсов предприятия»13.

Фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства образовывались за счет средств чистой прибыли предприятия. Средства первого направлялись на премирование работников предприятий и их вознаграждение за годовые итоги работы, а также на оказание им единовременной помощи14. Второй создавался на предприятиях для финансирования «строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия»15.

Фонд развития производства по способу образования отличался от двух других. Его средства аккумулировались за счет большего числа источников: чистой прибыли, амортизационных отчислений и выручки от реализации основных фондов предприятия. Данный фонд образовывался на предприятии для финансирования «капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда, а также на другие мероприятия по развитию производства, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции, повышение рентабельности про-изводства»16.

Однако, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, простоту задачи в области образования фондов экономического стимулирования на предприятиях, переводимых на новую систему, в реальности она стала одной из самых сложных, решаемых в рамках экономической реформы 1965 г. Данный вопрос требовал принятия решений по различным направлениям, начиная с методики их образования, и заканчивая отраслевыми особенностями, оказывающими влияния на размеры фондов конкретных предприятий.

На начальном этапе преобразований проблема разработки и утверждения универсальных рекомендаций по образованию фон-

13 Бренц А.Д., Тищенко В.Е., Власов А.В. Организация, планирование и управление на предприятиях транспорта и хранения нефти и газа. М.: Недра, 1980. С. 294.

14 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 667.

15 Там же.

16 Там же.

дов экономического стимулирования, как и многие другие вопросы, требующие согласования позиций большого числа акторов, была отдана в ведение созданного 24 ноября 1965 г. решением Президиума Совета Министров СССР органа — Междуведомственной комиссии при Госплане СССР (далее — МВК)17. С первых дней работы на заседаниях МВК обсуждался проект Методических указаний, документа, описывающего основные технологии внедрения новой системы планирования и экономического стимулирования промышленного производства18.

Данный проект первых методуказаний, составленный Отделом по внедрению новой системы планирования и экономического стимулирования Госплана СССР19 и вынесенный на обсуждение МВК при Госплане СССР 27 ноября 1965 г., требовал доработок с учетом мнений большого числа министерств и ведомств СССР20. Большинство высказанных на первых заседаниях комиссии замечаний касались вопроса образования фондов экономического стимулирования. Так, к примеру, членами комиссии были уточнены положения проекта относительно увеличения норм отчислений в создаваемые на предприятиях фонды экономического стимулирования, с обязательной корректировкой их на фактическую рентабельность по итогам года21.

В итоговом виде первые Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования в 1966 г. были приняты Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 6 декабря 1965 г. и использовались первой группой предприятий, рекомендованных для перевода в первом квартале 1966 г.22 Внесенные членами ко-

17 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 2.

18 Бабкина Н.М. Создание системы планирования и стимулирования предприятий в СССР: опыт экономической реформы 1965 г. // Власть. 2017. № 5. С. 192.

19 Для подготовки вопросов, связанных с внедрением новой системы планирования и экономического стимулирования, в Госплане СССР был создан отдел по внедрению новых методов планирования и экономического стимулирования со штатной численностью 25 чел. На этот отдел возлагалась разработка совместно с другими отделами Госплана СССР, министерствами СССР и Советами министров союзных республик материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях указанной комиссии. Специальное структурное подразделение было создано также при Минфине СССР, при Госпланах союзных республик были образованы республиканские МВК. РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 3015. Л. 29.

20 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 1.

21 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 5.

22 Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Приняты Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 6 декабря 1965 г. М.: Госплан, 1965.

миссии корректировки, касающиеся методик формирования фондов экономического стимулирования, которые вошли в окончательную редакцию данного документа, дают возможность увидеть, что уже на начальном этапе работы по данному направлению экономической реформы Междуведомственная комиссия играла важнейшую роль. С течением времени, ее значимость в принятии решений по фондам экономического стимулирования лишь возрастала.

Первая редакция Методических указаний содержала основные положения, регулирующие способы образования фондов экономического стимулирования на предприятиях. Базой для формулировки стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г., установки которого по данному направлению экономических преобразований объяснялись в принятом документе. Менее чем через 2 месяца, 24 января 1966 г. МВК при Госплане СССР приняла решение о согласовании второй редакции Методических указаний, однако можно заметить, что способы, источники и целевые характеристики фондов экономического стимулирования остались неизменными. Данные методические указания использовались второй, третьей и четвертой группами предприятий23, переведенных на новых условия работы в 1966 г.24

Каждый из трех фондов экономического стимулирования, как говорилось ранее, отличался от других способом своего формирования и целевыми характеристиками расходования средств. В индивидуальном порядке для каждого из них до начала преобразований и параллельно с процессом их внедрения в отраслях промышленности разрабатывались правила, которые на первых этапах закреплялись Методическими указаниями, а с течением времени, положениями, которые регулировали конкретные отрасли.

Фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства согласно первым редакциям методических указаний в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г.

23 См.: Соловьев В.П. Основные этапы реализации хозяйственной реформы 1965 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7. Ч. 2. С. 155-158.

24 Всего, по итогам первого года работы, на новую систему было переведено 704 предприятия, на которых производилось более 12% объема промышленной продукции в СССР. См.: РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Протоколы заседаний МВК при Госплане СССР по вопросам перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования.

образовывались за счет отчислений прибыли. Кроме того, было принято решение в фонд материального поощрения включать суммы премий, выплачиваемых работникам предприятия из фонда заработной платы25.

Фонд развития производства образовывался за счет нескольких источников: амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных производственных фондов26; выручки от реализации выбывшего или излишнего имущества, числящего в составе основных фондов; части прибыли предприятий27. Эта многоступенчатость повлияла на возникновение впоследствии большого числа вопросов по его образованию и использованию.

Для каждого предприятия (с течением времени, каждой отрасли), переводимого на новую систему планирования и экономического стимулирования, обязательной являлась установка нормативов отчислений в создаваемые фонды экономического стимулирования. Решение данного вопроса было отдано в ведение Междуведомственной комиссии при Госплане СССР, что было закреплено Методическими указаниями. «Размеры нормативов подлежат согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР»28.

Одним из основных правил, которое обязаны были соблюдать предприятия, при представлении на согласование информации

25 Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 24 января 1966 г. М.: Госплан, 1966. С. 9.

26 Во второй редакции Методических указаний по каждому министерству были установлены определенные размеры отчислений в фонд развития производства от амортизации, направляемой на полное восстановление основных фондов. Их размеры варьировались между 30—45% для большинства министерств, однако для Министерства рыбного хозяйства и Министерства энергетики и электрификации они были установлены значительно ниже, 15% для первого и 25% для второго, это диктовалась особенностями конкретных отраслей промышленности, поскольку расчеты по данному показателю разрабатывались конкретным министерством, а МВК при Госплане СССР утверждала их, внося лишь небольшие корректировки при необходимости.

27 Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 24 января 1966 г. М.: Госплан, 1966. С. 19.

28 Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Приняты Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 6 декабря 1965 г. М.: Госплан, 1965. С. 9.

о размерах нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования являлась обязательная необходимость их соотнесения с размерами, установленных по предприятиям, производивших продукцию одного сегмента. Индивидуальная установка нормативов, превышавших сегментарные, подлежала обязательному согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР для каждого предприятия в отдельности.

Начиная с 1966 г., обсуждение вопроса установки для предприятий нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования прочно заняло свое место в рамках проходивших заседаний МВК при Госплане СССР. Процесс работы по данному направлению был установлен в определенном порядке. Предприятия с использованием установленных методическими указаниями требований представляли расчеты министерствам и ведомствам СССР, которые передавали их для рассмотрения на очередном заседании комиссии Отделу по внедрению новых методов планирования и экономического стимулирования Госплана СССР. Отдел представлял нормативы для рассмотрения членами комиссии и высказывал свое мнение. По итогам проведенной работы МВК принимала положительное или отрицательное решение по данному вопросу. Для первых предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования в 1966 г., методическими указаниями были установлены следующие показатели:

— минимальный размер отчислений от прибыли предприятия в фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства не должен был быть ниже 40% от тех, что были установлены планом предприятию независимо от результатов работы29;

— размер средств для образования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства должен составлять около 2% от общего фонда заработной платы30;

— средства фонда материального поощрения могут направляться в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, но не более 20% от первого31;

— на образование фонда развития производства направляется определенный процент амортизационных отчислений от предна-

29 Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 24 января 1966 г. М.: Госплан, 1966. С. 14.

30 Там же. С. 11.

31 Там же. С. 15.

значенных для восстановления основных производственных фондов, установленных по каждому министерству32.

В начале 1967 г. согласно плану организационных мероприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования начали переводиться целые отрасли промышленности33, которыми использовалась новая редакция Методических указаний от 2 декабря 1966 г. Фонды экономического стимулирования продолжали оставаться в ведении МВК при Госплане СССР, но уже в масштабах установки отраслевых нормативов их образования34.

Порядок работы, несмотря на это, существенно не изменился. Междуведомственная комиссия продолжала быть центральным звеном принятия решений по данному направлению экономических преобразований. Согласно Методическим указаниям от 2 декабря 1966 г. по фондам экономического стимулирования «отраслевые нормативы отчислений от прибыли разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласования с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР»35.

При детальном рассмотрении протоколов заседаний МВК при Госплане СССР, методических указаний и других положений, регулирующих мероприятия экономической реформы 1965 г., можно увидеть, что роль комиссии в решении основных вопросов по образованию фондов экономического стимулирования на предприятиях была наиболее значительной. Значимость этого направления преобразований и его сложность стали причиной того, что данный вопрос был одним, из самых обсуждаемых на заседаниях МВК на протяжении первых лет ее работы. «Главной задачей Межведомственной комиссии по вопросам перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования стал расчет нормативов отчислений в фонды материального стимулирования»36.

32 Там же. С. 19.

33 Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. № 197 «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1966. № 6. Ст. 62.

34 См.: Методические указания по переводу предприятий, объединений и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 2 декабря 1966 г. М.: Госплан, 1966.

35 Там же. С. 13.

36 Кочнева К.А. Процесс проведения реформы А.Н. Косыгина. Как и почему был искажен замысел преобразований // Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России XX в.: Сборник материалов всероссийской научной конференции. Челябинск, 28—29 ноября 2009 г. / Под ред. Г.А. Гончарова, С.А. Ба-канова. Челябинск: Энциклопедия, 2009. С. 79—88.

Этому способствовал также тот факт, что, несмотря на закрепленную Методическими указаниями от 2 декабря 1966 г. необходимость установки стабильных на несколько лет нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования, начиная с 1967 г., вопрос о корректировке их размеров все чаще обсуждался на заседаниях МВК при Госплане СССР. К примеру, на 89 заседании МВК при Госплане СССР 7 июля 1966 г. члены комиссии согласились с уточненными нормативами по 10 предприятиям Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения, которые были переведены на новую систему планирования и экономического стимулирования в 1966 г.37

Это стало одной из первых проблем, которые решала МВК при Госплане СССР в рамках ее задачи установки нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования. В итоге данная проблема по согласованию с членами комиссии была вынесена на рассмотрение Совета Министров СССР в 1968 г., который в своем Постановлении от 30 сентября № 778 подтвердил обязательность долговременности установки нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования предприятий. «Министерствам и ведомствам СССР при переводе на новую систему планирования и экономического стимулирования подведомственных предприятий утверждать для них стабильные на ряд лет нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования на основе исходных норм образования этих фондов, согласованных с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР»38. Однако, несмотря на это, многие министерства и ведомства СССР и союзных республик продолжали вносить частые изменений в нормативы образования фондов по различным отраслями промышленности или конкретным предприятиям.

Работа по данному направлению ухудшалась также из-за возникновения еще одной серьезной проблемы. Все чаще стали возникать случаи изъятия у предприятий излишков образованных ими фондов, несмотря на тот факт, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было установлено: «Неиспользованные остатки фондов переходят на следующий год и изъятию не под-лежат»39.

37 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 1459. Л. 85.

38 Постановление Совмина СССР от 30 сентября 1968 г. № 778 «О мерах по улучшению практики применения новой системы планирования и экономического стимулирования производства» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1968. № 19. Ст. 135.

39 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирова-

Впервые данная проблема была озвучена на заседании Коллегии Госплана СССР 7 мая 1968 г., по итогам которого было вынесено решение о необходимости строжайшего выполнения порядка работы с фондами экономического стимулирования. Председателю МВК при Госплане СССР было поручено «определить порядок рассмотрения по этим вопросам министерств и ведомств, вносимых на согласование в Госплан СССР»40.

Этот вопрос вошел в разработанный в конце 1968 г. проект по вопросу улучшения практики внедрения новой системы планирования и экономического стимулирования, которая была представлена на рассмотрение Совета Министров СССР. На его основании 30 сентября 1968 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению практики применения новой системы планирования и экономического стимулирова-ния»41, в которую данное положение о фондах экономического стимулирования внесено не было. И случаи нарушения министерствами прав предприятий продолжались.

Кроме того, многие министерства и ведомства, по отраслям которых было необходимо закончить в определенный срок согласование нормативов, так как отрасль готовилась к переводу на новую систему планирования и экономического стимулирования, стали все чаще задерживать предоставление информации для рассмотрения Междуведомственной комиссией при Госплане СССР. Особенно остро эта ситуация встала во втором квартале 1968 г., когда многие запланированные к переводу отрасли пришлось переводить на новую систему задним числом.

На 129 заседании МВК при Госплане СССР 13 июня 1968 г. этот вопрос был поставлен, и по нему было принято следующее решение: «Признать совершенно ненормальным, что ряд министерств с большим опозданием представили в МВК на согласование нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования по предприятиям, переводимым во 2 квартале 1968 г. и в связи с этим оформление перевода происходило часто задним числом. Установить, что все необходимые материалы по переводу предприятий в третьем квартале министерства и ведом-

ния промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 667.

40 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 2117. Л. 40.

41 Постановление Совмина СССР от 30 сентября 1968 г. № 778 «О мерах по улучшению практики применения новой системы планирования и экономического стимулирования производства» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1968. № 19. Ст. 135.

ства должны представить в МВК не позднее 10 июля»42. Однако задержки продолжались, а механизм внедрения новой системы планирования и экономического стимулирования все чаще начал давать сбои.

Процесс образования и регулирования фондов экономического стимулирования предприятий, переводимых на новую систему планирования и экономического стимулирования, в первые годы работы на новых условиях стал одним из самых обсуждаемых вопросов не только по причине своей важности, но также сложностей, которые возникали в данном аспекте. Но многие из проблем не всегда находили должное решение, из-за чего они накапливались, и, впоследствии, стали одними из главных причин свертывания мероприятий экономической реформы 1965 г.

Список литературы

Андриянов В.И. Косыгин. М.: Молодая гвардия, 2010.

Бабкина Н.М. Создание системы планирования и стимулирования предприятий в СССР: опыт экономической реформы 1965 г. // Власть. 2017. № 5. С. 187—192.

Белкин В.Д. О реформе Косыгина из первых уст // Прямые инвестиции. 2013. № 3. С. 36—38.

Бирман А.М. Некоторые проблемы науки о социалистическом хозяйствовании. М.: Экономиздат, 1965.

Бор М.З. Внутренняя противоречивость предложений профессора Либермана. Деловой клуб // Экономическая газета. 1962. № 46.

Бренц А.Д., Тищенко В.Е., Власов А.В. Организация, планирование и управление на предприятиях транспорта и хранения нефти и газа. М.: Недра, 1980.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вааг Л. Платность производственных фондов и прибыль предприятия // Вопросы экономики. 1963. № 4. С. 88—100.

Гвишиани А.Д. Феномен Косыгина. Записки внука. Мнения современников. М.: Фонд культуры «Екатерина», 2004.

Замостьянов А.А. А.Н. Косыгин. Биографический очерк. Серия «Герои России». Вып. 6. М.: Издательское содружество Богатых и Ракитской, 2002.

Косыгин А.Н. О государственном плане развития народного хозяйства СССР на 1965 г. Доклад и заключительное слово на 5-й сессии Верховного Совета СССР шестого созыва 9 и 11 декабря 1964 г. М.: Политиздат, 1964.

Кочнева К.А. Процесс проведения реформы А.Н. Косыгина. Как и почему был искажен замысел преобразований // Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России XX в.: Сборник материалов

42 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 2290. Л. 41.

всероссийской научной конференции. Челябинск, 28—29 ноября 2009 г. / Под ред. Г.А. Гончарова, С.А. Баканова. Челябинск: Энциклопедия, 2009. С. 79-88.

Лазарева Л.Н. Экономическая дискуссия 1962-1964 гг.: выработка идеологии «косыгинской» реформы // Историко-экономические исследования. 2016. № 3. С. 453-456.

Либерман Е.Г. План, прибыль, премия // Правда. 1962, 9 сентября.

Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Приняты Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 6 декабря 1965 г. М.: Госплан, 1965.

Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 24 января 1966 г. М.: Госплан, 1966.

Методические указания по переводу предприятий, объединений и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 2 декабря 1966 г. М.: Госплан, 1966.

Немчинов В.С. Плановые задания и материальное стимулирование // Правда. 1962, 21 сентября.

Плотников К.Н. Предприятия нельзя рассматривать изолированно от всего народного хозяйства // Экономическая газета. 1962. № 45.

Постановление Пленума ЦК КПСС от 27 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 640-645.

Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. № 197 «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1966. № 6. Ст. 62.

Постановление Совмина СССР от 30 сентября 1968 г. № 778 «О мерах по улучшению практики применения новой системы планирования и экономического стимулирования производства» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1968. № 19. Ст. 135.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 658-685.

Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Протоколы заседаний МВК при Госплане СССР по вопросам перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования.

Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714.

Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 1459.

Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 2117.

Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 2290.

Сирош Н.В. Реформы А.Н. Косыгина: анализ и оценка с точки зрения современных реформ // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». 2013. Т. 26 (65). № 1. С. 149—155.

Соловьев В.П. Основные этапы реализации хозяйственной реформы 1965 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7. Ч. 2. С. 155—158.

Сухаревский Б.М. О совершенствовании форм и методов материального стимулирования // Вопросы экономики. 1962. № 14. С. 7—14.

Трапезников В.А. За гибкое экономическое управление предприятием // Правда. 1964, 17 августа.

Федорович М. Надо смотреть вперед // Экономическая газета. 1962. № 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.