Научная статья на тему 'Создание системы планирования и стимулирования предприятий в СССР: опыт экономической реформы 1965 г'

Создание системы планирования и стимулирования предприятий в СССР: опыт экономической реформы 1965 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2007
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА / МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ / ГОСПЛАН СССР / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ECONOMIC REFORM / METHODICAL GUIDELINES / PLANNING / STIMULATION / INTERDEPARTMENTAL COMMISSION / STATE PLANNING COMMITTEE OF THE USS / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкина Нина Михайловна

В статье автор изучает механизм разработки методических указаний по переводу предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования в СССР, который сформировался в рамках экономической реформы 1965 г. Особый акцент делается на роли междуведомственной комиссии при Госплане СССР в решении данного вопроса. В рамках преобразований хозяйственной системы страны, начавшихся в 1965 г., разработанные и утвержденные междуведомственной государственной комиссией методические указания создали нормативно-техническую основу для технологии перевода предприятий на новую систему, стали базисом проводимых преобразований в экономике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкина Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM FOR PLANNING AND STIMULATING ENTERPRISES IN THE USSR: THE EXPERIENCE OF THE ECONOMIC REFORM OF 1965

The article presents a study of the mechanism for developing methodological guidelines for the transfer of enterprises to a new planning and economic incentive system in the USSR, which was formed in the framework of the economic reform of 1965. The author makes a particular emphasis on the role of the interdepartmental commission under the State Planning Committee of the USSR in resolving this issue. In the framework of the country's economic system reforms of 1965, the methodological guidelines developed and approved by the interdepartmental state commission created a normative and technical basis for the technology of transferring enterprises to a new system, and became a basis for ongoing transformations in the country's economy.

Текст научной работы на тему «Создание системы планирования и стимулирования предприятий в СССР: опыт экономической реформы 1965 г»

Отечественный опыт

БАБКИНА Нина Михайловна — аспирант факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4; [email protected])

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В СССР: ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1965 г.

Аннотация. В статье автор изучает механизм разработки методических указаний по переводу предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования в СССР, который сформировался в рамках экономической реформы 1965 г. Особый акцент делается на роли междуведомственной комиссии при Госплане СССР в решении данного вопроса. В рамках преобразований хозяйственной системы страны, начавшихся в 1965 г., разработанные и утвержденные междуведомственной государственной комиссией методические указания создали нормативно-техническую основу для технологии перевода предприятий на новую систему, стали базисом проводимых преобразований в экономике страны. Ключевые слова: экономическая реформа, методические указания, планирование, стимулирование, междуведомственная комиссия, Госплан СССР, промышленность

Середина 1960-х — начало 1970-х гг. в истории СССР ознаменовалась процессом внедрения в экономическую систему страны новых принципов планирования и стимулирования промышленного производства, что впоследствии стало называться экономической реформой 1965 г., или косыгинской реформой — по имени ее инициатора председателя правительства А.Н. Косыгина.

Новая система планирования и экономического стимулирования стала ответом на накопившиеся в экономике проблемы и противоречия. Экономика огромного государства нуждалась в разработке стратегии, позволяющей преодолеть ограниченность мобилизационной модели, обусловленной историческими вызовами «горячей» и «холодной» войн [Васильев 1995; 2014]. Она разрабатывалась в течение длительного времени. Начало этому процессу было положено всесоюзной экономической дискуссией, развернувшейся в 1962 г. среди видных экономистов того времени. В рамках обсуждений было опубликовано множество работ [Либерман 1962; Немчинов 1965; Сухаревский 1962; Бор 1964; Бирман 1965], авторы которых выдвигали различные предложения по реформированию советской экономической системы. Среди них важное место занимали предложения о внедрении рыночных показателей в плановую экономическую систему, расширении самостоятельности предприятий, повышении научного уровня планирования. Эти идеи легли в основу разработанной к 1965 г. экономической модели.

Ключевые направления экономической реформы были сформулированы в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». В 1966 г. предполагалось в качестве эксперимента осуществить апробацию новых экономических принципов на отдельных предприятиях, массовое же их внедрение в отраслях промышленности было запланировано на 1967—1968 гг.1 После принятия указанного нормативного документа в центральном органе управления экономикой страны — Госплане СССР были разработаны конкретные показатели по переводу предприятий на новую систему, а также целевые результаты всех мероприятий.

Одной из важнейших задач стала разработка универсальной технологии и меха-

1 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Д. 706. Л. 1.

низма внедрения новой системы на предприятиях и в отраслях промышленности. Для реализации этих вопросов при Госплане СССР был создан отдел новых методов планирования и экономического стимулирования. Отдел занимался разработкой технологических аспектов преобразований в форме методических указаний. На их основе требовалось разработать четкий механизм практической реализации мероприятий реформы на предприятиях.

Для согласования текущих вопросов по переводу предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования, взаимодействия различных министерств и ведомств в рамках экономической реформы в ноябре 1965 г. было принято решение о создании междуведомственной комиссии при Госплане СССР (МВК). На состоявшемся 27 ноября 1965 г. первом заседании МВК при Госплане СССР был рассмотрен проект методических указаний по переводу на новую систему. На последующих заседаниях МВК при Госплане СССР обсуждались и принимались нормативы отчислений в создаваемые на предприятиях фонды экономического стимулирования, устанавливалась обязательная их корректировка с учетом фактической рентабельности по итогам хозяйственного года1.

Итогом обсуждений и внесения поправок стало принятие 6 декабря 1965 г. нормативного документа, получившего название «Методические указания по переводу отдельных промышленных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства»2. Целью создания данного документа являлась регламентация преобразования на начальном этапе. Предполагалось, что внедрение на практике методов новой системы выявит проблемные точки, которые впоследствии необходимо будет учесть.

Методические указания от 6 декабря 1965 г. представляют собой сборник универсальных правил по различным техническим вопросам относительно процесса перевода первых предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования. Они были разосланы в различные органы государственного управления СССР, на предприятия. Документ содержит 52 пункта, которые сгруппированы по тематическим подразделам. В их числе: порядок разработки и утверждения показателей плана, образования и использования фондов материального поощрения и социально-культурных мероприятий, жилищного строительства; нормативы и условия экономического стимулирования предприятий; кредитование и расчеты предприятий, переведенных на новую систему; кредитование капитальных вложений.

В методических указаниях унифицированы основные показатели, которые сопутствуют процессу перевода предприятия на новую систему планирования и экономического стимулирования. Регламентированы единые для предприятий формы сводных таблиц для предоставления информации в Госплан СССР для принятия решения о переводе и подготовке к нему. Для предприятий сокращалось число показателей, ведущим становился стоимостной показатель реализованной продукции, что должно было стимулировать повышение качества. Итоги деятельности предприятия предлагалось оценивать в соответствии с полученной прибылью, рентабельностью, выполнением плана по поставкам важнейших видов продукции в натуральном выражении. Предприятия переводились на хозрасчет, часть прибыли оставалась для формирования фондов развития предприятия и поощрения работников, жилищного строительства и социально-культурных мероприятий. Одновременно проводилась ценовая реформа, в результате которой оптовые цены выросли. Снимались дотации на поддержание

1 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 714. Л. 5.

2 Там же. Л. 8.

низких закупочных цен. Предприятия переключались на выпуск менее дорогой по себестоимости продукции. Все это должно было означать переход от формального хозрасчета к реальному.

Нововведениями экономической реформы явились платежи из прибыли в бюджет, фиксированные (рентные) платежи для изъятия в доход государства части прибыли предприятия, у которого образуется дифференциальный чистый доход вследствие благоприятных природных и технико-экономических условий (лучше, чем в среднем по отрасли), а не лучшей работы коллектива.

В первую группу предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования в первом квартале 1966 г., вошли 43 предприятия различных отраслей промышленности. Первые поправки не заставили себя долго ждать, сделаны они были с учетом накопившегося опыта работы и выявленных проблемных зон. Методические указания по переводу отдельных предприятий промышленного производства в новом варианте были приняты 22 января 1966 г. Начиная со 2-го пункта этого документа, был расширен и уточнен порядок отбора предприятий для перевода на новую систему. Выстроена новая цепочка взаимосвязи: министерства представляют информацию Госплану СССР, Минфину СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Перечень предложенных министерствами предприятий для работы в новых условиях обсуждался на заседаниях междуведомственной комиссии при Госплане СССР, на которые приглашались руководители предприятий (ранее этого не требовалось). По предложению МВК Госплан СССР представлял перечень предприятий для утверждения Советом Министров СССР. Привлечение руководителей предприятий к обсуждению перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования в рамках заседаний комиссии способствовало более взвешенному принятию решений. Кроме того, в методических указаниях от 22 января 1966 г. появилось важное дополнение в рамках разрабатываемой технологии перевода предприятий — нормативы отчислений от амортизации в фонд развития производства по отраслевым министерствам.

Данные методические указания, прошедшие практическую апробацию, использовались 2-й группой предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования с 1 апреля 1966 г., в которую вошли 157 предприятий. С 1 июня 1966 г. начались преобразования в 3-й группе, в которую вошли 430 предприятий, в 4-й группе добавились еще 74 предприятия1.

В дальнейшем на новую систему планирования и экономического стимулирования предполагалось переводить не только предприятия, но и целые отрасли промышленности. На заседании МВК при Госплане СССР 30 августа 1966 г. было принято решение о необходимости создания специализированных групп для разработки второй части методических указаний, посвященной переводу отраслей промышленности2. Группы специалистов включали в себя представителей государственных органов — Госплана, Минфина, Госкомитета Совета Министров по вопросам труда и зарплаты, Госбанка, Стройбанка, Госкомитета цен при Госплане, ЦСУ, специализированных научно-исследовательских институтов.

2 декабря 1966 г. на очередном, 57-м по счету заседании междуведомственной комиссии при Госплане СССР был принят подготовленный редакционной комиссией новый проект методических указаний, который кардинально отличался от предыдущих по степени содержательности и проработки. На новую систему пла-

1 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 709. Л. 133.

2 Там же. Д. 714. Л. 220.

нирования и экономического стимулирования переводились объединения, и, что самое значимое, отрасли промышленности. Данный нормативный документ содержал 111 пунктов, т.е. более чем в 2 раза превышал объем предшествующих указаний. Он включал 7 тематических разделов.

После принятия данных методических указаний предприятия, объединения и отрасли промышленности, переводимые на новую систему планирования и экономического стимулирования, использовали нормативы этого документа на протяжении длительного периода времени. 17 января 1967 г. на заседании МВК при Госплане СССР было одобрено решение о дальнейшем использовании методических указаний от 2 декабря 1966 г. Дополнения касались вопросов, связанных с расчетом прибыли, рентабельности, среднегодовой стоимости основных фондов. Однако в работе новой системы проявлялись и негативные тенденции, обусловленные не столько издержками применения методических указаний на предприятиях, сколько деятельностью самих предприятий, которая во многих случаях не соответствовала новым требованиям.

Реформа осуществлялась в большей степени на уровне предприятий. Главки, министерства, финансовые, плановые, снабженческие органы оказались недостаточно охваченными преобразованиями. Поэтому предприятиям было трудно реализовать предоставленные им права. Реформирование тормозилось условиями командной экономики, которая основывалась на директивном установлении величины показателей независимо от потребностей населения, несбалансированности оптовых и розничных цен, уровня оплаты труда.

Хотя изменения в методические указания вносились в соответствии с экономической ситуацией, предложениями различных органов государственной власти, их разработка велась без учета «больных точек» конкретной отрасли промышленности, где возникали различные нетиповые вопросы, которые требовали скорейшего разрешения и дальнейшего построения модели перевода предприятий на новую систему. Итогом нарастающего круга проблем стала практика принятия решений о разработке междуведомственной комиссией при Госплане СССР методических указаний, диверсифицированных по важнейшим отраслям промышленности1. На протяжении 1967—1968 гг. были приняты методические указания по переводу предприятий транспорта, связи и других отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования.

В 1969 г. встал вопрос о необходимости укрепления МВК при Госплане СССР. При разработке нового положения о междуведомственной государственной комиссии ее функции были существенно расширены. МВК получила наименование Комиссии по вопросам экономической реформы. Это свидетельствует о том, что опыт деятельности МВК при Госплане оказался полезным в контексте проводимой экономической реформы.

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что в рамках преобразований хозяйственной системы СССР, начавшихся в 1965 г., разработанные и утвержденные междуведомственной комиссией при Госплане СССР методические указания имели большое значение, поскольку они создали нормативно-техническую основу для технологии отбора и перевода предприятий на новую систему, стали базисом проводимых преобразований в экономике страны. В ходе реформы их значимость не снижалась, а увеличивалась, поскольку число предприятий, переведенных на новую систему, возрастало очень быстро. Однако осуществление контроля за каждым из них становилось все более проблематичным в рамках огромной экономической системы СССР. Именно поэтому общие методические

1 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 3015. Л. 30.

указания постоянно дорабатывались, с течением времени на их основе начали возникать отраслевые варианты, которые предусматривали специфические особенности конкретной отрасли. Данная проблематика значима в рамках изучения экономической реформы 1965 г. Важной составляющей здесь является понимание механизма принятия решений в системе государственного управления. Это значимо также потому, что подобный механизм использовался и в других важнейших вопросах косыгинской экономической реформы.

Взгляд на промышленную политику в контексте модернизации позволяет оценить значимость и актуальность преобразований, осуществляемых в советском прошлом. Опыт стандартизации, унификации экономических нормативов, показателей и регуляторов, учет специфики предприятий и отраслей промышленности, последовательный алгоритм реформирования (пилотный проект в виде апробации на группе предприятий, затем распространение преобразований на уровень объединений, далее — отраслей) — все эти методы управления должны стать востребованными в экономической политике в современной России, чтобы преодолеть коллизии и риски и осуществлять развитие, как представляется, в сторону модернизации на основе собственной идентичности [Васильев 2011; 2012].

Список литературы

Бирман А.М. 1965. Некоторые проблемы науки об управлении народным хозяйством. 2-е изд. М.: Экономика. 86 с.

Бор М.З. 1964. Очерки по методологии и методике планирования. М.: Экономика. 279 с.

Васильев Ю.А. 1995. Сельский социум в 60-80-е годы. — СССР и холодная война (под ред. В.С. Лельчука, Е.И. Пивовара). М.: Мосгорархив. С. 249-268.

Васильев Ю.А. 2011. Очень странный российский капитализм. — Власть. № 9. С. 4-6.

Васильев Ю.А. 2012. О факторах риска в условиях капиталистической модернизации в России: цикличность кризисов. — Власть. № 10. С. 18-22.

Васильев Ю.А. 2014. Тайны «Могикана» (К 100-летию со дня рождения Ю.В. Андропова). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 200 с.

Либерман Е.Г. 1962. План, прибыль, премия. — Правда. 9 сент.

Немчинов В.С. 1965. О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством. 2-е изд. М.: Экономика. 74 с.

Сухаревский Б.М. 1962. О совершенствовании форм и методов материального стимулирования. — Вопросы экономики. № 14.

BABKINA Nina Mikhailovna, postgraduate student at the Faculty of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (4 bld., 27Lomonosovsky Ave, Moscow, Russia, 119991; [email protected])

FORMATION OF A SYSTEM FOR PLANNING

AND STIMULATING ENTERPRISES IN THE USSR:

THE EXPERIENCE OF THE ECONOMIC REFORM OF 1965

Abstract. The article presents a study of the mechanism for developing methodological guidelines for the transfer of enterprises to a new planning and economic incentive system in the USSR, which was formed in the framework of the economic reform of 1965. The author makes a particular emphasis on the role of the interdepartmental commission under the State Planning Committee of the USSR in resolving this issue. In the framework of the country's economic system reforms of 1965,

the methodological guidelines developed and approved by the interdepartmental state commission created a normative and technical basis for the technology of transferring enterprises to a new system, and became a basis for ongoing transformations in the country's economy.

Keywords: economic reform, methodical guidelines, planning, stimulation, interdepartmental commission, State Planning Committee of the USS, industry

УДК 94(470.6)»1930»:614.79

ГАДИЦКАЯ Марина Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории историко-филологического факультета Сочинского института — филиала Российского университета дружбы народов (354348, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Куйбышева, 32; [email protected])

САМСОНЕНКО Татьяна Александровна — доктор исторических наук, доцент; профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; Samsonenko1962@ mail.ru)

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ КОЛХОЗНОЙ ДЕРЕВНИ 1930-х гг. (на материалах Юга России)

Аннотация. В статье раскрывается один из недостаточно изученных аспектов деревенской повседневности 1930-х гг., связанный с формированием сети сельских учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги населению и проводящих санитарно-гигиенические мероприятия. Доказывается, что в результате осуществления сплошной коллективизации сложилась система медицинского обслуживания как один из базовых элементов деревенской повседневности. При этом не удалось избежать определенных трудностей ее роста, хотя созданные колхозы приняли активное участие в улучшении медицинского обслуживания колхозников.

Ключевые слова: заболевания, коллективизация, медицинский персонал, повседневность, сельское здравоохранение, эпидемии

По меткому выражению академика Ю.А. Полякова, одной из характерных отличительных черт исторической повседневности является ее «необъятность» [Поляков 2002: 298], т.е. заполненность великим множеством разнообразных аспектов, т.е. имеется в виду «быт в самом широком смысле» [Пушкарева, Любичанковский 2014: 9], обусловливавший взаимоотношения индивидов, обыденность и практики общения в коллективах, стратегии адаптации людей к меняющимся жизненным условиям и пр. В сложной классификации областей, сегментов, компонентов и аспектов исторической повседневности Ю.А. Поляков отмечал медицинское обслуживание — вопросы его «стоимости, качества, доступности» для населения [Поляков 2002: 299, 300-301]. В рамках этих подходов мы рассматриваем создание в коллективизированной деревне системы здравоохранения и первые результаты ее деятельности по защите здоровья колхозников и оздоровлению сельского быта. Не случайно советские авторы — современники коллективизации уверенно утверждали, что «1931 год для органов здравоохранения был годом решительной перестройки»1. Подчеркнем, эта «перестройка»

1 Барсуков М. Здравоохранение в 1932 году. — Известия. 1932. 27 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.