Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ОТБОРА ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЕ 1965 г. В СССР'

МЕХАНИЗМ ОТБОРА ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЕ 1965 г. В СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
382
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 Г / МЕХАНИЗМ ОТБОРА ПРЕДПРИЯТИЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПРИ ГОСПЛАНЕ СССР / 1965 ECONOMIC REFORM / SELECTION MECHANISM FOR ENTERPRISES / ENTERPRISE / PLANNING / ECONOMIC INCENTIVES / INTERDEPARTMENTAL COMMISSION AT THE STATE PLANNING COMMITTEE OF THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабкина Нина Михайловна

В статье представлен анализ механизма отбора предприятий для перевода на новую систему планирования и экономического стимулирования, которая внедрялась в СССР в ходе экономической реформы 1965 г., дана оценка результативности преобразований, проводимых Междуведомственной комиссией при Госплане СССР, выявлено значение ее деятельности в процессе отбора предприятий для перевода их на новую систему планирования и экономического стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бабкина Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1965 Economic Reform in the USSR: Selection Mechanism for Enterprises Transferred to the New System of Planning and Economic Incentives

The article examines the selection mechanism for enterprises transferred to the new system of planning and economic incentives during the 1965 economic reform in the USSR. Special attention is paid to the factors that have determined the success of economic transformation. Emphasis is put on the role of the Interdepartmental Commission at the State Planning Committee of the USSR as an institutional element of the selection mechanism.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ОТБОРА ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЕ 1965 г. В СССР»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 3

ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

Н.М. Бабкина

МЕХАНИЗМ ОТБОРА ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЕ 1965 г. В СССР

В статье представлен анализ механизма отбора предприятий для перевода на новую систему планирования и экономического стимулирования, которая внедрялась в СССР в ходе экономической реформы 1965 г., дана оценка результативности преобразований, проводимых Междуведомственной комиссией при Госплане СССР, выявлено значение ее деятельности в процессе отбора предприятий для перевода их на новую систему планирования и экономического стимулирования.

Ключевые слова: экономическая реформа 1965 г., механизм отбора предприятий, планирование, экономическое стимулирование, Междуведомственная комиссия при Госплане СССР.

The article examines the selection mechanism for enterprises transferred to the new system of planning and economic incentives during the 1965 economic reform in the USSR. Special attention is paid to the factors that have determined the success of economic transformation. Emphasis is put on the role of the Interdepartmental Commission at the State Planning Committee of the USSR as an institutional element of the selection mechanism.

Key words: 1965 economic reform, selection mechanism for enterprises, enterprise, planning, economic incentives, Interdepartmental Commission at the State Planning Committee of the USSR.

В истории СССР середина 1960-х гг. является значимым периодом в совершенствовании экономического механизма страны. В 1965 г. было положено начало экономической реформе, которая впоследствии получила название «Косыгинская» по имени ее вдохновителя Председателя Совета Министров СССР — А.Н. Косыгина, в ходе которой произошли наиболее крупные изменения в системе управления хозяйственной системой за все послевоенные годы. Изучение механизмов реализации запланированных в рамках реформы мероприятий приобретает большое значение, поскольку основным направлением внедряемых преобразований

Бабкина Нина Михайловна — аспирантка факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: babkinanm@gmail.com

было усиление экономических методов руководства на базе существующей командно-административной хозяйственной системы СССР1 Анализ опыта сочетания централизованного планирования с расширением прав предприятий, внедрением полного хозрасчета, изменением системы показателей оценки деятельности работы предприятий2 является актуальным в современных условиях, когда возникающие несовершенства и диспропорции в развитии российской экономики все чаще выявляют необходимость поиска альтернативных методов управления и механизмов внедрения разрабатываемых теоретических аспектов преобразований на практике.

Экономическая реформа 1965 г., ставшая ответом на накопившиеся в экономической системе СССР проблемы и противоречия3, представляла собой масштабный процесс, в рамках которого планировалось внедрение широкого круга преобразований, основной целью которых был поиск оптимального сочетания существующей системы централизованного планирования и, по своей сути, рыночных компонентов, таких как показатели прибыли, рентабельности4, за счет использования которых расширялась экономическая самостоятельность предприятий. Внедрению нововведений предшествовала общесоюзная экономическая дис-куссия5, в которой приняли участие видные экономисты, такие как Е.Г. Либерман, В.С. Немчинов, Б.М. Сухаревский, К.Н. Плотников, В.А. Трапезников, М.З. Бор, А.М. Бирман, И.Н. Буздалов, Г.И. Шмелев, чьи публикации появились в широкой печати6. На

1 Воробьев Ю.Ф. Уроки реформы 1965 года. М.: РАН, 1992. С. 8.

2 См.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 658-685.

3 См.: Бабкина Н.М. Создание системы планирования и стимулирования предприятий в СССР: опыт экономической реформы 1965 г. // Власть. 2017. № 5. С. 187-192.

4 Ульянова О.А. Провал экономических реформ в СССР во второй половине XX в. и причины краха советской экономической системы // Экономический журнал. 2011. № 21. С. 92-101.

5 См.: Лазарева Л.Н. Экономическая дискуссия 1962-1964 гг.: выработка идеологии «косыгинской» реформы // Историко-экономические исследования. 2016. № 3. С. 453-456.

6 См.: Либерман Е.Г. План, прибыль, премия // Правда. 1962, 9 сентября; Сухаревский Б.М. О совершенствовании форм и методов материального стимулирования // Вопросы экономики. 1962. № 14; Немчинов В.С. Плановые задания и материальное стимулирование // Правда. 1962, 21 сентября; Немчинов В.С. О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хо-

основе их предложений была проведена апробация некоторых ключевых аспектов планирующихся нововведений7.

29 сентября 1965 г. на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС было принято Постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», которым был задан курс на смену не только системы управления промышленностью (создание союзно-республиканских и общесоюзных министерств по отраслям), но и непосредственно экономической системы, сложившейся в СССР к середине 60-х гг.8 Основные положения Постановления ЦК КПСС стали основой для разработки базовых нормативно-правовых актов9, устанавливающих и регулирующих основные мероприятия начатых преобразований, направленных на повышение эффективности общественного производства в СССР. Новая система управления промышленностью была закреплена Законом «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления», который был принят Верховным Советом СССР 2 октября 1965 г.10 Он стал правовой основой мероприятий, проводимых в рамках экономической реформы 1965 г.

зяйством. М.: Экономика, 1965; Федорович М. Надо смотреть вперед // Экономическая газета. 1962. № 45; Бор М.З. Внутренняя противоречивость предложений профессора Либермана. Деловой клуб // Экономическая газета. 1962. № 46; Бор М.З. Очерки по методологии и методике планирования. М.: Экономика, 1964; Бирман А.М. Некоторые проблемы науки о социалистическом хозяйствовании. М.: Экономиздат, 1965; Шмелев Г.И., Буздалов И.Н. Интенсификация в сельском хозяйстве // Новое в жизни, науке, технике. Сер. 5. Сельское хозяйство. 1962. № 14; Вааг Л. Платность производственных фондов и прибыль предприятия // Вопросы экономики. 1963. № 4. С. 88—100; Трапезников В.А. За гибкое экономическое управление предприятием // Правда. 1964, 17 августа.

7 Бейлина Е.Э. Экономическая политика партии и ее осуществление в промышленности СССР в условиях развитого социализма (1961—1970 гг.). М.: Издательство Московского университета, 1980. С. 39.

8 См.: Постановление Пленума ЦК КПСС от 27 сентября 1965 года «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 640—645.

9 См.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года «Об улучшении управления промышленностью» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 646-654.

10 См.: Закон об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых органов государственного управления. Принят ВС СССР 2 октября 1965 года // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 654-657.

Основные положения хозяйственной реформы были сформулированы в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного произ-водства»11, после принятия которого началась повсеместная работа по их внедрению в экономическую систему СССР. Кроме непосредственной формулировки основных задач, которые в своей взаимосвязи определяли ключевые характеристики хозяйственной реформы12, данное Постановление обязывало проводить постепенное внедрение разработанной и утвержденной системы пла-

13

нирования и экономического стимулирования13, поскольку этот процесс требовал от отраслей промышленности, объединений и предприятий определенного уровня подготовки. Так, в 1966 г. внедрение положений, согласно Постановлению от 4 октября 1965 г., было запланировано в отдельных отраслях промышленности, а в 1967—1968 гг. должен быть осуществлен полный и повсеместный перевод предприятий на новую систему14.

На основании данного решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР началась разработка плана организационных мероприятий, в задачи которого входила не только «этапизация» процесса перевода предприятий и отраслей промышленности на новую систему, но также регламентация сроков проведения общих мероприятий в рамках реформы15. Основной массив работы по данному направлению был отдан в введение созданного Постановлением Президиума Совета Министров СССР от 24 ноября 1965 г. для помощи в проведении реформы органа — Междуведомственной комиссии при Госплане СССР по вопросам перевода предприятий на новую систему планирования и экономического сти-мулирования16.

11 См.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

12 Там же. С. 659.

13 Там же. С. 658.

14 Там же. С. 685.

15 Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. № 197 «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования» // «КонсультантПлюс» [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi%3 Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D180113?req=doc&base=ESU&n=37764& dst=100011#0 (дата обращения: 01.07.2017).

16 Российский государственный архив экономики (далее — РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 2.

Значимость разработки плана организационных мероприятий в рамках экономической реформы заключалась в необходимости четкой регламентации всех процессов, сроков и методик, поскольку масштаб необходимых мер по подготовке, разработке и внедрению новых условий хозяйствования был огромным. Отданная в ведение Междуведомственной комиссии при Госплане СССР данная задача занимала важное место в ее работе, наравне с другими. Среди них в первые годы важнейшую роль играли:

— принятие и дальнейшее улучшение методических указаний;

— отбор первых предприятий, которые будут переведены на новую систему;

— установление для переведенных предприятий нормативных показателей плана и размеров отчислений в фонды экономического стимулирования17.

После принятия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 729 от 4 октября 1965 г.18 в Госплан СССР начали поступать предложения созданных отраслевых министерств о переводе конкретных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования. С течением времени, созданные при Госплане СССР Отдел новых методов планирования и экономического стимулирования и Междуведомственная комиссия полностью взяли на себя рассмотрение присланных материалов по вопросу отбора конкретных предприятий для перевода. Подготовка к внедрению новой системы планирования и экономического стимулирования проходила в ускоренном режиме, поскольку первые предприятия готовились к переводу с 1 января 1966 г.19

Поступающие материалы по переводу первой группы предприятий не были стандартизированы, что в значительной мере затрудняло работу. Поскольку Методические указания, которые устанавливали основные правила оформления поступающих к рассмотрению материалов, еще не были приняты, на заседаниях МВК (первое заседание состоялось 27 ноября 1965 г.20) было принято решение создать рабочие группы для рассмотрения вопроса от-

17 Бабкина Н.М. Цит. соч. С. 191.

18 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

19 Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. № 197 «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования».

20 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 3.

бора первых предприятий для работы «по-новому»21. В их состав включались сотрудники министерств, комитетов и ведомств. Данные рабочие группы, рассматривая поступающие материалы, оценивали экономические результаты работы и эффективность подготовительных мероприятий, после чего представляли результаты проведенного анализа непосредственно МВК при Госплане СССР.

После принятия 6 декабря 1965 г. первой редакции Методических указаний по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства22 был закреплен механизм отбора первых предприятий для перевода, включавший в себя три стадии принятия решений. В начале министерства СССР должны были представлять предложения о переводе и сопутствующую информацию относительно работы предприятия (группы предприятий) для рассмотрения в Госплан СССР. На основании полученных данных Междуведомственная комиссия при Госплане СССР предварительно рассматривала представленные предложения, на основании чего определялось соответствие предприятия установленным Методическими указаниями критериям отбора23. После этого Госплан СССР выносил предложения МВК о переводе конкретных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования в Совет Министров СССР24, за которым оставалось окончательное решение.

Решения Междуведомственной комиссии при Госплане СССР о переводе конкретного предприятия на новую систему планирования и экономического стимулирования практически не оспаривались, поскольку в состав МВК с первых дней ее работы входили представители основных министерств и ведомств СССР, интегрированные в систему принятия решений по экономическим вопросам25. Это дало возможность регулировать спорные вопросы в рамках заседаний Междуведомственной комиссии, и принимать решения с учетом замечаний большинства ее членов, что снимало возможные замечания в дальнейшем.

21 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 10.

22 См.: Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Приняты Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 6 декабря 1965 г. М., 1965.

23 Там же. С. 4.

24 Там же. С. 5.

25 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 1.

После принятия Методических указаний от 6 декабря 1965 г. начался отбор конкретных предприятий для перевода, был формализован его механизм, и представлены первоначальные методики работы предприятиям, переводимым на новую систему планирования и экономического стимулирования. Несмотря на это, материалы по предприятиям в конце 1965 г. в основном рассматривались созданными при МВК рабочими группами из-за их массивности и несоответствия единым нормам, которые были установлены только после принятия методуказаний в начале декабря 1965 г. Однако к этому времени большинство министерств уже было обязано предоставить основную информацию. Тем самым в значительной мере тормозился процесс отбора и перевода первой группы предприятий.

На состоявшемся 17 декабря 1965 г. шестом заседании Междуведомственной комиссии при Госплане СССР для перехода в первом квартале 1966 г. Для перевода на новую систему планирования и экономического стимулирования были отобраны первые шесть предприятий: три предприятия Министерства цветной металлургии СССР (Норильский горно-металлургический комбинат, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Московский комбинат твердых сплавов); одно предприятие Министерства тяжелого, энергетического и транспортного строительства СССР (Горьков-ский дизельный завод «Двигатель Революции»), два предприятия Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР (1-й Московский часовой завод, 2-й Московский часовой завод)26.

Быстрота принятия решений в процессе разработки первых методических указаний отразилась на возможности быстрого реагирования на возникающие проблемы в рамках начального этапа отбора и перевода предприятий27. Но, несмотря на это, к концу 1965 г. в первую группу было отобрано 43 предприятия 17 различных отраслей промышленности СССР28, которые были переведены на новую систему планирования и экономического стимулирования с 1 января 1966 г. согласно Постановлению Совета Министров СССР от 22 января 1966 г. № 5529, принятие которого завершило первую стадию работы по данному направлению.

26 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 14.

27 См.: Бабкина Н.М. Цит. соч.

28 Енин П.М. Новая система планирования и экономического стимулирования. М.: Колос, 1972. С. 5.

29 Постановление Совета Министров СССР от 22 января 1966 г. «О переводе в первом квартале 1966 г. первой группы промышленных предприятий на новую

Предприятия, отобранные в первую группу, были одними из самых успешных и прогрессивных в своих отраслях, что имеет свои положительные и отрицательные черты в аспекте оценки эффективности предложенных в рамках экономической реформы нововведений на начальном этапе. С одной стороны, перевод в первую очередь лучших предприятий дает возможность без особых потерь менять те или иные методики и правила, поскольку предприятие имеет определенный запас устойчивости своего развития. Однако с другой стороны, это не всегда дает возможность реально оценить успешность тех или иных нововведений, поскольку в рамках лучших не всегда можно объективно выявить причины улучшения экономических показателей работы.

Параллельно с отбором предприятий первой группы на проходивших заседаниях МВК продолжалась разработка плана организационных мероприятий, чему предшествовало принятие 24 января 1966 г. второй редакции Методических указаний по переводу отдельных промышленных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования в 1966 г.30 В данном документе были скорректированы некоторые положения, в том числе относительно механизма отбора предприятий и их перевода на новую систему.

Оставаясь трехэтапным, механизм отбора был дополнен и конкретизирован. Так, в отличие от Методических указаний от 6 декабря 1965 г., отраслевые министерства обязаны были представлять предложения о переводе предприятий более широкому кругу министерств и ведомств помимо Госплана СССР — Министерству финансов СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Стройбанку СССР и Госбанку СССР31. В то же время Совет Министров СССР исключался из участников первого этапа. Это дало возможность представителям основных министерств и ведомств участвовать в заседаниях МВК при Госплане СССР, на которых рассматривался вопрос о переводе предприятий, уже имея выработанную позицию по основным проблемным блокам. После рассылки ма-

систему планирования и экономического стимулирования, предусмотренную Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1966 г.» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. Т. 6. С. 14.

30 См.: Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 24 января 1966 г. М., 1966.

31 Там же. С. 2.

териалов, которые составлялись на данном этапе в соответствии с приложениями к Методическим указаниям, что также облегчило работу и объем поступающей информации, предложения рассматривались на заседаниях Междуведомственной комиссии, которая принимала решение о переводе предприятия, после чего перечень отобранных предприятий представлялся Госпланом в Совет Министров СССР32.

В марте 1966 г. был завершен долгий процесс разработки плана организационных мероприятий, который в итоговом виде был закреплен Постановлением Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования»33. Согласовав работу по основным направлениям преобразований, данный документ задал сроки перевода следующих групп предприятий. Вторая группа была запланирована для перехода на новые условия с 1 апреля 1966 г. Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 22 января 1966 г. № 65 было предложено перевести 180 предприятий34, но в итоге на новую систему со второго квартала 1966 г. было переведено 200 пред-приятий35, среди которых наибольшее число было отобрано среди предприятий Министерства легкой промышленности СССР — 4136.

Отбор и перевод предприятий на данном этапе характеризовался большей регламентацией и согласованностью действий, поскольку на момент принятия решений были сформулированы основные методические положения, среди которых наибольшую значимость имел механизм отбора предприятий для перевода. По итогам первого полугодия работы на новую систему было переведено 243 предприятия, что составляло 0,5% от общего числа промышленных предприятий37, на которых производилось около 7,5% всего объема промышленной продукции в СССР38. Эти данные, представленные в отчетных документах, дают возможность четче

32 Там же.

33 Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. № 197 «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования».

34 Постановление Совета Министров СССР от 22 января 1966 г. «О переводе в первом квартале 1966 г. первой группы промышленных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования, предусмотренную Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1966 г.».

35 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 709. Л. 133.

36 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 709. Л. 170.

37 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 706. Л. 71.

38 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 2134. Л. 104.

прорисовать тенденцию, о которой уже упоминалось ранее. Для перевода отбирались лучшие предприятия отраслей, что искажало оценку реальной эффективности мероприятий экономической реформы.

Согласно плану организационных мероприятий во втором полугодии 1966 г. на новую систему планирования и экономического стимулирования переводились еще две группы предприятий39. По основным характеристикам работа на данном этапе мало чем отличалась от предыдущего. Отобранные в третьем квартале 1966 г. 430 предприятий 40 и в четвертом квартале 74 предприятия переводились на новую систему согласно решениям Междуведомственной комиссии при Госплане СССР, которая рассматривала в рамках своих заседаний работу каждого конкретного предприятия с участием их представителей41.

Всего по итогам первого года работы на новую систему было переведено 704 предприятия, на которых производилось более 12% объема промышленной продукции в СССР42. Заметное снижение численности предприятий, которые были переведены в четвертую волну, не говорит о замедлении темпов работы. На данное обстоятельство в значительной мере повлиял тот факт, что, начиная с 1967 г., планировалось переводить на новую систему уже целые отрасли, чему предшествовала большая подготовительная работа, которая коснулась, в первую очередь, разработки Методических указаний, новый вариант которых был принят 22 декабря 1966 г.43

Согласно данному документу коренным образом менялся ме-ханизм44 отбора предприятий для перевода на новую систему планирования и экономического стимулирования. Он был разделен на две части, каждая из которых использовалась определенным

39 См.: Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. № 197 «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования».

40 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 709. Л. 133.

41 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 1456. Л. 6.

42 См.: РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Протоколы заседаний МВК при Госплане СССР по вопросам перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования.

43 См.: Методические указания по переводу предприятий, объединений и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 2 декабря 1966 г. М., 1966.

44 См.: Соловьев В.П. Основные этапы реализации хозяйственной реформы 1965 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7. С. 155—158.

кругом предприятий. Так, предприятия, переводимые в рамках отрасли, а не как отдельная единица, переводились на новую систему согласно решениям министерств или ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств союзных республик по согласованию с Советами Министров союзных республик в зависимости от формы своего подчинения45. Существовавший ранее трехэтапный механизм, в котором «окончательные» решения оставались в ведении МВК при Госплане СССР, не мог существовать в полной мере в условиях перевода отраслей, так как масштабы работы увеличивались в геометрической прогрессии.

Однако, согласно принятым 22 декабря 1966 г. методическим указаниям, отрасли, которые переводились на новую систему с использованием данного механизма, должны были соответствовать некоторым требованиям. Для перевода в ее рамках должно было уже быть на этот момент хотя бы одно предприятие, работающее в новых условиях. В ином случае, согласно методическим указаниям, использовался механизм, в котором решение о переводе отдельного предприятия или отрасли принималось министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик только по согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР46.

Стоит отметить, что большинство отраслей в 1967 г. переводилось на новую систему согласно графику, установленному планом организационных мероприятий47, среди которых первыми были переведены на новую систему планирования и экономического стимулирования следующие отрасли:

— по Министерству пищевой промышленности СССР — сахарная, ликеро-водочная, соляная, винодельческая, кондитерская, маргариновая промышленности48;

— по Министерству легкой промышленности СССР — хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная, пенько-джу-товая промышленности49.

45 Методические указания по переводу предприятий, объединений и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 2 декабря 1966 г. С. 3.

46 Там же.

47 Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. № 197 «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования».

48 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 147.

49 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714. Л. 14.

Начиная с 1967 г. процесс отбора и перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования становился все более масштабным, чему способствовало использование установленного последней редакцией Методических указаний механизма, который позволил в значительной степени ускорить процесс внедрения основных мероприятий реформы. Согласно материалам Госплана СССР, в первом квартале 1967 г. на новую систему планирования и экономического стимулирования, было переведено 1838 предприятий, а к концу 1967 г. в новых условиях работало уже 7248 предприятий50, что составляло около 15% от общего числа промышленных предприятий СССР, на которых приходилось производство более 40% промышленной продукции51.

Перевод предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования, продолжавшийся по уже заданному и апробированному пути с использованием выстроенного в 1967 г. механизма, стал своего рода «обыденностью». С течением времени этот вопрос полностью ушел из повестки дня заседаний Междуведомственной комиссии при Госплане СССР. Свои регулирующие функции в рамках внедрения новых методов она исполняла через другие, решаемые в рамках заседаний вопросы: разработка методических указаний, установка и изменение норм отчислений в фонды экономического стимулирования, уточнение планов работы по предприятиям и некоторые другие52.

Существовавшая с самого начала «этапизация» процесса перехода экономики СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования имела свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, это давало возможность в достаточно оперативно корректировать процесс для последующих предприятий с учетом опыта предыдущих переведенных групп.

Однако поэтапное внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования, которое поддерживалось использованием определенного механизма отбора предприятий, породило в экономике того периода тенденции к «отсроченному» ухудшению показателей эффективности преобразований. Это объяснялось тем, что первые переведенные на новую систему

50 Ракитский Б.В. Что такое экономические методы хозяйствования: очерки по теоретическим вопросам реформы. М.: Московский рабочий, 1969. С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 2134. Л. 100.

52 См.: РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Протоколы заседаний МВК при Госплане СССР по вопросам перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования.

группы не были в достаточной степени «репрезентативными», поскольку, как уже говорилось ранее, в них были представлены лучшие предприятия отраслей. В дальнейшем это в значительной мере сказалось на общей оценке успешности мероприятий экономической реформы 1965 г., что привело к ее свертыванию после окончания восьмой пятилетки53. Однако нет оснований считать, что выбранный на начальных этапах механизм реформы был неверным. Он полностью отвечал требованиям, помогал четко выполнять поставленные на определенном этапе задачи и принимать продуманные решения. С течением времени он был значительно изменен, но не смог в должной мере сгладить проблемные точки, так как существовали многочисленные факторы, оказывавшие сильнейшее влияние на эффективность мероприятий экономической реформы 1965 г. в СССР.

Список литературы

Бабкина Н.М. Создание системы планирования и стимулирования предприятий в СССР: опыт экономической реформы 1965 г // Власть. 2017. № 5. С. 187-192.

Бейлина Е.Э. Экономическая политика партии и ее осуществление в промышленности СССР в условиях развитого социализма (1961-1970 гг). М.: Издательство Московского университета, 1980.

Бирман А.М. Некоторые проблемы науки о социалистическом хозяйствовании. М.: Экономиздат, 1965.

Бор М.З. Внутренняя противоречивость предложений профессора Либермана. Деловой клуб // Экономическая газета. 1962. № 46.

Бор М.З. Очерки по методологии и методике планирования. М.: Экономика, 1964.

Вааг Л. Платность производственных фондов и прибыль предприятия // Вопросы экономики. 1963. № 4. С. 88-100.

Воробьев Ю.Ф. Уроки реформы 1965 года. М.: РАН, 1992.

Енин П.М. Новая система планирования и экономического стимулирования. М.: Колос, 1972.

Закон об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых органов государственного управления. Принят ВС СССР 2 октября 1965 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 654-657.

Лазарева Л.Н. Экономическая дискуссия 1962-1964 гг.: выработка идеологии «косыгинской» реформы // Историко-экономические исследования. 2016. № 3. С. 453-456.

53 Тебекин А.В. Уроки Косыгинских реформ: научные подходы к управлению инновационным развитием экономики // Инновации. 2017. № 3. С. 11-17.

Либерман Е.Г. План, прибыль, премия // Правда. 1962, 9 сентября.

Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Приняты Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 6 декабря 1965 г. М., 1965.

Методические указания по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства в 1966 г. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 24 января 1966 г. М., 1966.

Методические указания по переводу предприятий, объединений и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования. Одобрены Междуведомственной комиссией при Госплане СССР 2 декабря 1966 г. М., 1966.

Немчинов В.С. О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством. М.: Экономика, 1965.

Немчинов В.С. Плановые задания и материальное стимулирование // Правда. 1962, 21 сентября.

Плотников К.Н. Предприятия нельзя рассматривать изолированно от всего народного хозяйства // Экономическая газета. 1962. № 45.

Постановление Пленума ЦК КПСС от 27 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 640—645.

Постановление Совета Министров СССР от 22 января 1966 г. «О переводе в первом квартале 1966 г. первой группы промышленных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования, предусмотренную Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1966 г.» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. Т. 6. С. 14.

Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. № 197 «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования» // «КонсультантПлюс» [Справочная правовая система]. URL: http://www. consultant.ru/cons/CGI/online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn %3D180113?req=doc&base=ESU&n=37764&dst=100011#0

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 646—654.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 658—685.

Ракитский Б.В. Что такое экономические методы хозяйствования: очерки по теоретическим вопросам реформы. М.: Московский рабочий, 1969.

Российский государственный архив экономики (далее — РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 1456.

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 2134.

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 706.

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 709.

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Ед. хр. 714.

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 66. Протоколы заседаний МВК при Госплане СССР по вопросам перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования.

Соловьев В.П. Основные этапы реализации хозяйственной реформы 1965 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-2. С. 155-158.

Сухаревский Б.М. О совершенствовании форм и методов материального стимулирования // Вопросы экономики. 1962. № 14.

Тебекин А.В. Уроки Косыгинских реформ: научные подходы к управлению инновационным развитием экономики // Инновации. 2017. № 3. С. 11-17.

Трапезников В.А. За гибкое экономическое управление предприятием // Правда. 1964, 17 августа.

Ульянова О.А. Провал экономических реформ в СССР во второй половине XX в. и причины краха советской экономической системы // Экономический журнал. 2011. № 21. С. 92-101.

Федорович М. Надо смотреть вперед // Экономическая газета. 1962. № 45.

Шмелев Г.И., Буздалов И.Н. Интенсификация в сельском хозяйстве // Новое в жизни, науке, технике. Сер. 5. Сельское хозяйство. 1962. № 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.