Научная статья на тему 'СПРАВЕДЛИВЫЕ НОРМАТИВЫ СТОИМОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

СПРАВЕДЛИВЫЕ НОРМАТИВЫ СТОИМОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журухин Г. И., Мокроносов А. Г., Илларионов И. В.

Сложившаяся нормативная база процессов предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения не позволяет выполнить требования государственного стандарта в части объективного формирования и распределения необходимых ресурсов. Исследование направлено на создание модели региональной информационной системы согласно алгоритму, который включает разработку пятиуровневого кодификатора социальных услуг, выделение типологических групп их поставщиков, применение среднеотраслевых значений стоимости однородных услуг. Данная модель служит основой автоматизированного формирования нормативов, гарантирующих требуемое стандартом качество социального обслуживания. Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории общественных благ и институциональной экономики. Использовались методы структурного, нормативного, сравнительного анализа. Информационную базу работы составили данные статистической, бухгалтерской и аналитической отчетности учреждений социальной защиты Свердловской области. Результаты создания и практической реализации предложенной модели цифровизации процессов разработки нормативных регуляторных мер позволили кастомизировать существующую методику формирования нормативных регуляторов качества услуг с учетом предпочтений индивидуальных потребителей; обеспечить полноту, достоверность и своевременность обоснования расходов на выполнение государственного задания учреждениями социальной защиты и автономными некоммерческими организациями социального обслуживания населения. Результаты исследования вносят вклад в изучение системных эффектов продуктовой, пространственной, временной кастомизации системы социальной поддержки граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журухин Г. И., Мокроносов А. Г., Илларионов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIR COST STANDARDS FOR SOCIAL SERVICES

Current regulations in the field of social services do not allow meeting the requirements of the state standard in terms of pooling and allocating necessary resources objectively. The research aims to create a model of regional information system according an algorithm, which assumes developing a five-level classifier of social services, identifying typological groups of services providers, and applying an industry-average cost of homogeneous services. This model serves a basis for automated formation of norms that guarantee the quality of social service required by the standard. The research methodology rests on the theory of public goods and institutional economics. The methods include structural, normative, and comparative analysis. The data comes from statistical, accounting, and analytical reporting of the social welfare institutions of the Sverdlovsk oblast. Creation and practical implementation of the suggested model of digitalisation of the processes related to the development of normative regulatory measures permitted the authors to customise the existing method of formation of normative regulators of the services quality in line with the preferences of individual consumers; to ensure completeness, accuracy, and timeliness of substantiating the expenditures for fulfilling the state task by social welfare institutions and autonomous non-profit organisations of social service. The findings contribute to the research of the systemic effects of the product, spatial, and time customisation of the social welfare system.

Текст научной работы на тему «СПРАВЕДЛИВЫЕ НОРМАТИВЫ СТОИМОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-2-6 EDN: BDZEVU JEL classification: I31

Г. И. Журухин Ассоциация социально ориентированных некоммерческих организаций

Свердловской области, г. Екатеринбург, Российская Федерация А. Г. Мокроносов Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

И. В. Илларионов Министерство социальной политики Свердловской области, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Справедливые нормативы стоимости социальных услуг

Аннотация. Сложившаяся нормативная база процессов предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения не позволяет выполнить требования государственного стандарта в части объективного формирования и распределения необходимых ресурсов. Исследование направлено на создание модели региональной информационной системы согласно алгоритму, который включает разработку пятиуровневого кодификатора социальных услуг, выделение типологических групп их поставщиков, применение среднеотраслевых значений стоимости однородных услуг. Данная модель служит основой автоматизированного формирования нормативов, гарантирующих требуемое стандартом качество социального обслуживания. Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории общественных благ и институциональной экономики. Использовались методы структурного, нормативного, сравнительного анализа. Информационную базу работы составили данные статистической, бухгалтерской и аналитической отчетности учреждений социальной защиты Свердловской области. Результаты создания и практической реализации предложенной модели цифровизации процессов разработки нормативных регуляторных мер позволили кастомизировать существующую методику формирования нормативных регуляторов качества услуг с учетом предпочтений индивидуальных потребителей; обеспечить полноту, достоверность и своевременность обоснования расходов на выполнение государственного задания учреждениями социальной защиты и автономными некоммерческими организациями социального обслуживания населения. Результаты исследования вносят вклад в изучение системных эффектов продуктовой, пространственной, временной кастомизации системы социальной поддержки граждан.

Ключевые слова: социальное обслуживание; социальные услуги; региональная информационная система; цифровизация; информационные ресурсы; общественные блага.

Для цитирования: Zhurukhin G. I., Mokronosov A. G., Illarionov I. V. (2023). Fair cost standards for social services. Journal of New Economy, vol. 24, no. 2, pp. 104-125. DOI: 10.29141/26585081-2023-24-2-6. EDN: BDZEVU.

Информация о статье: поступила 22 марта 2022 г., доработана 2 февраля 2023 г.; одобрена 20 февраля 2023 г.

Georgiy I. Zhurukhin Association of socially oriented non-profit organisations

of the Sverdlovsk oblast, Ekaterinburg, Russia Aleksandr G. Mokronosov Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia Ilya V. Illarionov Ministry of Social Policy of the Sverdlovsk oblast

Fair cost standards for social services

Abstract. Current regulations in the field of social services do not allow meeting the requirements of the state standard in terms of pooling and allocating necessary resources objectively. The research aims to create a model of regional information system according an algorithm, which assumes developing a five-level classifier of social services, identifying typological groups of services providers, and applying an industry-average cost of homogeneous services. This model serves a basis for automated formation of norms that guarantee the quality of social service required by the standard. The research methodology rests on the theory of public goods and institutional economics. The methods include structural, normative, and comparative analysis. The data comes from statistical, accounting, and analytical reporting of the social welfare institutions of the Sverdlovsk oblast. Creation and practical implementation of the suggested model of digitalisation of the processes related to the development of normative regulatory measures permitted the authors to customise the existing method of formation of normative regulators of the services quality in line with the preferences of individual consumers; to ensure completeness, accuracy, and timeliness of substantiating the expenditures for fulfilling the state task by social welfare institutions and autonomous non-profit organisations of social service. The findings contribute to the research of the systemic effects of the product, spatial, and time customisation of the social welfare system.

Keywords: social service; social services; regional information system; digitalisation; information resources; public goods.

For citation: Zhurukhin G. I., Mokronosov A. G., Illarionov I. V. (2023). Fair cost standards for social services. Journal of New Economy, vol. 24, no. 2, pp. 104-125. DOI: 10.29141/2658-50812023-24-2-6. EDN: BDZEVU.

Article info: received March 22, 2022; received in revised form February 2, 2023; accepted February 20, 2023

Введение

Созданная во времена СССР система социального обслуживания населения (СОН) в условиях перехода к рыночным отношениям сохранила базовые принципы ее построения: комплексность социальных мер; обеспечение социального благополучия и уровня доходов не ниже прожиточного минимума; непрерывность социального обслуживания граждан; финансирование расходов на оказание услуг в виде субсидий.

Вместе с тем вследствие повышения роли человеческого капитала, изменения бюджетных, структурных, технологических и институциональных составляющих его воспроизводства, а также ценностных ориентаций общества в российской экономике накапливались и продолжают накапливаться внутренние ограничения развития указанной

системы. Они обусловлены противоречиями между растущими требованиями населения к разнообразию и качеству социальных услуг и ограниченными возможностями выполнения этих требований в рамках действующих государственных организационно-экономических механизмов с учетом стандартизированного уровня качества этих услуг, а также между декларируемым Конституцией РФ равным правом граждан на социальную защиту и растущей экономической поляризацией регионов, которая проявляется в дифференциации их реальной бюджетной обеспеченности.

Как следствие, нормативная база процессов СОН, сформированная в соответствии с государственным стандартом, не способствует объективному распределению финансовых и материальных ресурсов. Разработанные государственными институтами нормативные акты, регламентирующие принятие решений в сфере управления системой социальной защиты и социального обслуживания граждан, вступают в противоречие с обозначенными в Стратегии развития социально ориентированной экономики России до 2030 года1 требованиями повышения качества социального обслуживания для максимального удовлетворения индивидуальных потребностей в разнообразных и качественных услугах.

Указанные противоречия свидетельствуют о недостаточной результативности применения сложившихся подходов и методов в сфере управления функционированием и развитием системы соцзащиты и СОН, а также запаздывании их адаптации к закономерностям и условиям цифровой экономики. Согласно предположению авторов, устранить эти противоречия позволит активизация процессов цифровой трансформации сферы государственного регулирования социального обслуживания населения, включающая применение и совершенствование информационно-коммуникационных технологий при разработке и использовании нормативных регуляторов, гарантирующих индивидуальному получателю качество услуг согласно региональным стандартам.

Цель исследования - разработка модели региональной информационной системы социального обслуживания населения, базирующейся на информационно-технологическом программном модуле, который позволяет кодифицировать статистические данные и осуществлять автоматизированную обработку, систематизацию и хранение информационного массива для определения и использования базовых нормативов стоимости социальных услуг по различным категориям получателей и типологическим группам учреждений социальной защиты.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

- систематизировать теоретическую базу и существующий методический инструментарий исследования социальных услуг;

- предложить методику расчета базовых нормативов стоимости указанных услуг и апробировать ее на примере учреждений социальной защиты Свердловской области.

Теоретическая база исследования

Построение модели экономики общественного сектора в сфере социальной защиты населения базируется на основных положениях теорий общественных благ и общественного сектора, а также институциональной экономики. В рамках этих теорий обосновано выделение понятий «социально значимое благо» и «клубное благо», разработаны концептуальные подходы к регулированию государством потребности в общественных благах, исследовано его поведение как специфического субъекта хозяйства. Ключевые

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период до 2030 года: постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1218.

теоретико-методологические аспекты проблемы социальной ориентации экономической политики государства нашли отражение в множестве зарубежных публикаций (см., например: [Pigou, 1932; Arrow, 1970; Buchanan, Musgrave, 1998; Buchanan, Tullock, 1999; Nordhaus, Samuelson, 2010]. Проблемам развития теории экономики общественного сектора посвящены труды А. Я. Рубинштейна и Р. С. Гринберга [1998], Л. И. Якобсона [2000], И. Н. Буздалова [2010], А. Г. Худокормова [2005], А. Г. Худокормова и С. И. Невского [2017]. Региональные аспекты социально ориентированной политики субъектов государства представлены в работах Е. Г. Анимицы, Т. А. Балиной и М. Д. Шарыгина [2016, 2017], Г. И. Журухина, И. В. Илларионова и А. Г. Мокроносова [Zhurukhin, Illari-onov, Mokronosov, 2021] и др. В экономически развитых странах получили развитие концептуальные положения публичного управления [Walzer, 1995; Madison, 1998; Schmitter, 1999; Baker, 2002; Howard, 2003; Keane, 2003].

Необходимо отметить две присущие большинству теорий развития социально ориентированных экономик концепции, которые объясняют возникновение рыночных и нерыночных провалов в социальной сфере. Концепция провалов рынка определила необходимость регулятивной роли государства для купирования негативного влияния коммерциализации экономики в сфере соцуслуг. Укреплению этой роли в экономике общественного сектора способствовала реализация принципов институциональной экономики, в том числе концепций социальных изменений, методологии формирования социально ориентированной экономики указанного сектора согласно принципам инклюзивности и социального контроля [Арсланов, 2016; Якобсон, 2000; Ахинов, Жильцов, 2008].

Парадигма институциональной экономики применительно к социальной сфере в значительной мере определяет участие государства в распределении общественных благ. Большое внимание в научном сообществе уделяется проблеме институционального выбора, рассматриваемой через призму повышения роли инклюзивных институтов в экономическом развитии. По мнению Д. Асемоглу и Дж. Робинсона, данные институты должны обеспечивать недискриминационный, открытый всем экономическим агентам доступ к общественным благам [Acemoglu, Robinson, 2013]. Тесную взаимосвязь устойчивости и значимости институциональных режимов для современного экономического развития отмечают А. Г. Худокормов и С. И. Невский [Невский, 2015; Худокормов, Невский, 2017], Т. В. Натхов и Л. И. Полищук [2017].

Само содержание термина «государственная социальная услуга» определяет институциональный характер регулирования процессов ее предоставления: государство позиционируется как гарант организационно-экономического обеспечения качественных социальных услуг. Однако со временем специалисты стали фиксировать факты негативных последствий государственного регулирования в сфере экономического развития, что обусловило появление параллельных теорий «государственных провалов». В частности, Ч. Вульф предложил теорию «нерыночного провала», развив эту концепцию в книге «Рынки и государство» [Wolf, 1979].

Природа институциональных сбоев в формировании социально ориентированных экономик развивающихся стран все чаще рассматривается с позиций теорий нового публичного управления применительно к экономике общественного сектора [Hood, 1991; Абрамова, Мухаев, 2017; Зотов, 2021]; теоретических положений гибридных форм построения организационно-экономических механизмов оказания социальных услуг [Ogorodnikova, Plakhin, Rostovtsev, 2022]; теории энтропии, исследующей количественные показатели беспорядка, меру излишней работы при достижении поставленной цели,

долю неполезных побочных процессов или явлений, сопровождающих какую-либо деятельность [Королев, Куссый, Сигал, 2013; Дятлов, 2014].

В сфере СОН энтропия проявляется в различных формах, например в крайне неудовлетворительном состоянии основных производственных фондов многих учреждений социальной защиты, отставании темпов повышения квалификации и переподготовки работников социальной сферы, недостаточно масштабном освоении новых технологий социального обслуживания, отвечающих современным моделям бережливого и эффективного управления производства.

По мнению авторов, эта энтропия в значительной мере обусловлена недостаточной развитостью информационных систем, применение которых дает возможность обеспечивать кастомизацию оказания социальных услуг, в максимальной степени отражающую интересы конкретного индивидуума в сложной жизненной ситуации.

Задача цифровой трансформации процессов государственного регулирования для развития экономической и социальной сфер жизнедеятельности общества является одной из важнейших [Alkhatri et al., 2016, р. 173]. Анализ и систематизация факторов, которые определяют тенденции цифровизации сферы предоставления государственных услуг, отражены в ряде научных работ ([Суходолов, Слободняк, Маренко, 2019, с. 13, 120; Черняков, Чернякова, 2019, с. 5-21] и др.).

Активное использование в научном обороте термина «электронное правительство» -не дань моде, а осознанное признание необходимости внедрения во все сферы государственного регулирования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обработки и генерирования управленческих решений. В ряде исследований подтверждена значительная взаимосвязь между уровнем развития электронного правительства и эффективностью предоставления государственных услуг [Moreno-Enguix, Lorente Bayona, Gras-Gil, 2019, p. 122; Рахмеева, 2021, с. 168-170]. Применение ИКТ позволяет формировать широкий спектр данных, которые недоступны в рамках официальной или ведомственной статистики, осуществлять их обработку и прогнозирование с помощью программных средств и технологий искусственного интеллекта, организовать мониторинг эффективности действия регуляторных норм и их своевременную корректировку с учетом потребностей получателей услуг.

Методика исследования

Реализация институциональных прав и возможностей государства в области централизованного регулирования финансового обеспечения расходов на предоставление социальных услуг населению базируется на организационно-экономическом механизме управления в системе социального обслуживания населения субъектов РФ. Ключевыми составляющими этого механизма являются:

- отраслевые перечни государственных услуг;

- региональные стандарты социального обслуживания, устанавливающие требования к качеству предоставления данных услуг: содержанию, организационно-техническому обеспечению, профессионально-квалификационному составу работников;

- нормативы стоимости соцуслуг, обеспечивающие финансово однородные стартовые условия их поставщикам вне зависимости от организационно-правового статуса.

Фундаментальным обеспечительным элементом в планировании предоставления услуг в сфере СОН является стандарт качества социального обслуживания. Структура этого стандарта построена по принципу формирования комплексных требований к ресурсному обеспечению каждой из услуг, включенных в исчерпывающий перечень стандартных государственных социальных услуг.

Принципы инклюзивной экономики сферы СОН, обозначенные в нормативных документах федерального уровня, предусматривают создание условий для качественного предоставления услуг в указанной сфере благодаря комплексному учету предпочтений конкретного потребителя путем формирования индивидуального пакета услуг. Соответственно, отраслевой перечень услуг формируется в расчете на их максимальную дифференциацию с учетом различий в формах обслуживания, категориях получателей, видах оказывающих услуги учреждений.

Полный перечень услуг СОН весьма обширен, а содержание и, соответственно, расходы на оказание одновидовой услуги (социально-бытовой, социально-медицинской и т. д.) могут существенно разнится в зависимости от ее типа, категории получателя, формы обслуживания, географии размещения объектов социального обслуживания (в городских или сельских поселениях), организационно-технического уровня оснащенности поставщиков услуг, инфраструктурных особенностей территориальных образований.

Организационно-экономический механизм управления системой социального обслуживания населения в субъектах РФ должен обеспечивать:

1) плановость СОН: сформированные на основе индивидуальных пакетов услуг двусторонние договоры между поставщиками услуг и получателями, а также объемы услуг закрепляются в государственном задании на расчетный период1;

2) контроль за исполнением поставщиками государственного заказа, который осуществляется по показателям, позволяющим оценить результативность предоставленных услуг;

3) оперативный учет выполнения договоров на оказание каждого индивидуального пакета соцуслуг.

Существует определенная противоречивость требований в рассматриваемой сфере. С одной стороны, необходима комплектация стандарта качества услуг СОН согласно принципам содержательного однообразия, унификации технологий оказания однови-довых услуг и однородности расходов по их предоставлению. С другой стороны, востребована реализация принципов комплексности, непрерывности при формировании индивидуальных программ уникального получателя услуг. Эта противоречивость обусловливает поиск дифференцированных подходов к выбору инструментария разработки нормативных регуляторов экономики СОН, позволяющего уже на этапе установления государственных заданий поставщикам формировать из всего разнообразия услуг типовые пакеты, трансформируемые в комплексные программы социальной поддержки, стандартизированное содержание которых должно получить адекватное финансовое обеспечение.

По мнению авторов, стандарты нового поколения должны ориентироваться на технологии «социального лифта», что предусматривает определенную последовательность их структурного оформления:

1) сформированные с учетом специфики форм обслуживания и категорий получателей услуг перечни жизненных ситуаций, состав услуг и содержание операционных процедур;

2) индивидуальные пакеты соцуслуг для уникального получателя;

1 О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания: постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 76-ПП.

3) типовые комплексные программы реабилитации гражданина в трудной жизненной ситуации, учитывающие специфические особенности получателя услуг в составе определенной группы социального риска.

Прикладной экономикой разработаны и широко используются в планировании методы формирования нормативов - балансовый, нормативный, экстраполяции, факторный и экономико-математический.

Нормативный метод предусматривает разработку плановых показателей и обоснование плановых решений на основе системы норм и нормативов определения предельно допустимых или средних величин затрат ресурсов на оказание услуг заданного качества в условиях планируемого периода. Методика расчета нормативных затрат предусматривает формирование базовых нормативов стоимости услуги:

ВБ1 — С^гей; + С^еп. есоп.;, (1)

где В81 - базовый норматив затрат на оказание г-й социальной услуги; Сцгесц - базовый норматив прямых затрат на оказание г-й социальной услуги; Сёеп. есоп.г - базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание г-й социальной услуги.

Для определения Саи^ используются утвержденные соответствующими нормативными актами натуральные нормы в расчете на услугу, в том числе нормативы трудоемкости оказания услуги, а также формулы расчета каждой из калькуляционных статей прямых затрат, учитывающие экономическую специфику составляющих каждой статьи расходов.

Формирование Сёеп. есоп.г предусматривает применение утвержденных соответствующими нормативными актами натуральных норм общехозяйственных расходов и формул расчета этих расходов, учитывающих экономическую специфику элементов каждой из статей (табл. 1).

В отличие от высокотехнологичных производственных процессов промышленности, где в условиях масштабного выпуска серийной продукции применяются технически обоснованные нормы, в сфере социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, используется индивидуальный подход к оказанию услуги. Это объективно определяет широкое применение опытно-статистических норм и нормативов времени. Причем фактическая трудоемкость, как показывают выборочные хро-нометражные наблюдения, имеет достаточно большой диапазон разброса значений, а соответственно, и прямых расходов относительно среднеотраслевого уровня показателя применительно к услуге конкретного вида. Накладные расходы в различных учреждениях социальной защиты, даже по однотипным услугам, в масштабах отрасли также отличаются высокой вариативностью. Они зависят от категории получателя услуги, условий ее предоставления, организационно-технической оснащенности соответствующих процессов, состояния имущественных комплексов, отраслевых и территориальных особенностей экономики, инфраструктуры учреждений.

Указанные обстоятельства обусловили специфику статистического анализа стоимости оказываемой соцуслуги - использовались преимущественно методы определения средних величин. Проверка авторской гипотезы о возможности применения этих методов при определении базовых нормативов прямых затрат и общехозяйственных расходов на оказание социальных услуг потребовала проведения аналитического статистического исследования. Была разработана модель формирования массива информационных данных, отражающих статистическую отчетность учреждений социальной защиты об объемах предоставления услуг населению региона и затратах по их оказанию, которая

Таблица 1. Структура стоимости социальных услуг Table 1. Structure of the social services cost

Показатель Метод расчета Формула расчета

Н3; - норматив затрат на оказание г-й социальной услуги Сумма значений нормативов прямых и общехозяйственных затрат в расчете на услугу отраслевого перечня государственных услуг по виду деятельности «социальная защита» НЗ; — 3ПрЯМ^ + Зхоз^ (2)

Зпрям; - норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием г-й услуги Базируется на применении утвержденных соответствующими нормативными актами натуральных норм в расчете на услугу, в том числе нормативов трудоемкости оказания услуги в калькуляционных статьях прямых затрат, учитывающих экономическую специфику составляющих каждой из статей расходов Здрям; 30т1^ + Змз^ + Зинз^, (3) где 3от1. - затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги; Змз. - затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, используемого (потребляемого) при оказании услуги; Зинз. - иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги

ЗХОЗ; - норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание г-й услуги Базируется на применении утвержденных соответствующими нормативными актами натуральных норм в расчете на услугу, в том числе нормативов трудоемкости оказания услуги в формулах расчета общехозяйственных расходов, учитывающих экономическую специфику элементных составляющих каждой из статей Зхоз^ ^КУ; ^СНИ^ ЗСОцди^ Зус^ ^Ту^ 30т2^ 3Пн^> (4) где Зку. - затраты на коммунальные услуги для г-й государственной услуги; 3Сни; - затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания (в том числе затраты на арендные платежи); Зсоцди. - затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания (в том числе затраты на арендные платежи); Зус. - затраты на приобретение услуг связи для г-й государственной услуги; Зту. - затраты на приобретение транспортных услуг для г-й государственной услуги; 3от2; - затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании г-й государственной услуги; Зпн. - затраты на прочие общехозяйственные нужды на оказание г-й государственной услуги

предусматривает использование информационных технологий в структуризации и систематизации отчетных данных, выполнении аналитических процедур.

Работа с большими данными предопределяет развитие технологий цифровой экономики, обеспечивающих новое качество анализа социально-экономических показателей. Совершенствование вычислительной мощности и внедрение технологий облачной обработки информации позволяют существенно повысить качество нормативной базы и прогнозирования развития сферы социального обслуживания.

Авторская концепция нормативного регулирования СОН предполагает применение технологий цифровизации процессов разработки нормативных регуляторов экономики социального обслуживания в регионе.

Предлагаемая методика включает следующие этапы формирования массива данных в информационной системе социального обслуживания населения (ИССОН):

1) подготовка с привлечением государственных учреждений социального обслуживания и НКО - поставщиков государственных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, исходных данных о трудоемкости, объемах, стоимости услуг и расходах учреждений за отчетный год;

2) формирование базы данных об объемах предоставления, структуре услуг и величине соответствующих затрат;

3) выборочная проверка соответствия формата представления данных и расчетов формам и инструкциям;

4) корректировка, обобщение и трансформация исходных сведений в информационный массив.

Статистические данные в программно-технологическом модуле ИССОН сведены в базовый информационный массив, где параметрические характеристики социальных услуг систематизированы по группам типовых услуг. Таким образом, на основе первичных сведений о расходах учреждений, трансформируемых в стоимость конкретных социальных услуг, в ИССОН формируется отраслевая база данных, характеризующая объемы оказания и стоимость услуг за расчетный период.

Методика формирования нормативов качества социальных услуг

Изложенные подходы к расчету составляющих стоимости социальных услуг положены в основу методики расчета нормативов их качества, требуемого стандартом. Этот инструментарий определяет способы и алгоритм расчета базовых нормативов, включая первичные расчеты нормативов затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг, и затрат на общехозяйственные нужды учреждений социальной защиты. С учетом рекомендаций Министерства труда РФ в данной методике применены комбинированные методы расчета (нормативные, расчетно-аналитические, структурные), учитывающие различия в экономической природе формирования затрат, обусловленных непосредственно процессами оказания социальной услуги - прямых затрат и общехозяйственных расходов, уровень затрат по которым во многом определяется составом и состоянием имущественных комплексов учреждений и рядом других отраслевых и территориальных факторов.

Авторами предложена классификация социальных услуг с использованием пятипо-зиционных кодов типологического разнообразия, что позволяет формировать ряды распределения параметрических характеристик данных услуг, объединенных в типологические группы по основным признакам (табл. 2).

При этом вид услуги г определяется согласно принятой в регионе отраслевой классификации; тип услуги ] - порядковый номер в группе услуг социально-бытовых,

Таблица 2. Классификация услуг в сфере СОН Table 2. Classification of social care services

Вид социальной услуги i согласно отраслевой классификации Кодификация услуг согласно признакам видового разнообразия

тип услуги j подтип услуги n форма обслуживания k категория получателя f

Социально-бытовая - 1 Ijn Ijnk Ijnk f

Социально-медицинская - 2 2j 2jn 2jnk 2jnkf

Социально-психологическая - 3 3j 3jn 3jnk 3jnkf

Социально-педагогическая - 4 4j 4jn 4jnk 4jnkf

Социально-трудовая - 5 5j 5jn 5jnk 5jnkf

Социально-правовая - 6 6j 6jn 6jnk 6jnkf

Социально-коммуникативная - 7 7j 7jn 7jnk 7jnkf

Срочная - 8 8j 8jn 8jnk 8jnkf

социально-медицинских и других услуг соответствующего раздела стандарта; подтип (подгруппа) услуги п конкретизирует ее положение в функциональной специализации и кастомизации (ориентацию на индивидуальных получателей); форма обслуживания к стационарная - 1, полустационарная - 2, социальное обслуживание на дому - 3; категория получателя f: взрослые - 1, дети - 2, универсальная - 3.

Примеры кодификации услуги:

1) код 1.03.02.1.2, где 1 - вид услуги (социально-бытовая); 03 - тип (обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам); 02 - подтип (обеспечение горячим питанием несовершеннолетних детей, получающих социальные услуги в стационарной форме); 1 - форма обслуживания (стационарная); 2 - категория получателей (дети);

2) код 1.03.04.2.2, где 1 - вид услуги (социально-бытовая); 03 - тип (обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам); 04 - подтип (обеспечение горячим питанием несовершеннолетних детей, получающих социальные услуги в полустационарной форме в дневное время); 2 - полустационарная форма обслуживания; 2 - категория получателей (дети).

Таким образом, авторская концепция совершенствования нормативного регулирования экономики социальных услуг реализовалась в информационно-технологическом модуле отраслевой информационной системы социального обслуживания населения -инструментальном обеспечении модели цифровизации процессов разработки нормативных регуляторов сферы социального обслуживания в регионе. Разработано программное обеспечение этого модуля - хранилища данных, формируемых учреждениями социальной защиты Свердловской области для выполнения расчетов нормативных затрат.

Основные элементы предлагаемой авторами модели цифровизации расчетов нормативных регуляторов экономики социального обслуживания представлены на рис. 1.

Алгоритм информационного обеспечения расчетов включает следующие этапы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка институциональных регламентов формирования реестров поставщиков услуг;

- создание информационно-технологического программного модуля в составе ИССОН, где систематизация, хранение и автоматизированная обработка информационного массива статистических данных об объемах и стоимости услуг обеспечи-

Организационно-методическое обеспечение разработки базовых нормативов стоимости социальных услуг

Цифровизация расчетно-аналитических процедур исследования

• Анализ институциональных регламентов формирования нормативных регуляторов экономики социального обслуживания населения с позиций теорий инклюзивной, социоориентированной экономики.

• Анализ институциональных регламентов установления государственных заданий на оказание соцуслуг и обеспечение их финансирования

Формирование методических основ исследования типологии, стоимости соцуслуг, организационно-экономического обеспечения качества социального обслуживания на уровне национальных, региональных стандартов

Разработка методики расчета базовых нормативов затрат

Разработка классификатора соцуслуг с учетом существенных параметров их стандартизации (унификации)

Формирование массива данных

1. Кодификация соцуслуг с учетом группировочных признаков классификатора

2. Создание программного информационно-технологического комплекса цифровизации расчетно-аналитических процедур -модуля ИССОН

3. Разработка макетов форм модуля для формирования массива данных об объемах соцуслуг и затратах на их оказание

4. Подготовка инструкции для учреждений социальной защиты (УСЗ) по работе в модуле ИССОН, заполнению форм

1. Формирование учреждениями информационной базы для расчетов составляющих базового норматива стоимости услуги

2. Ввод учреждениями параметрических характеристик объемов и стоимости услуг в формы модуля ИССОН

1. Формирование в модуле ИССОН информационного массива данных об объемах и расходах учреждений при оказании соцуслуг

2. Построение рядов распределений значений затрат на оказание соцуслуг согласно их классификатору

3. Формирование рядов распределения параметрических характеристик объемов и стоимости соцуслуг по отраслям и типологическим группам УСЗ

Расчетно-аналитические процедуры

1. Аналитическая обработка данных с выполнением статистических процедур: группировок, агрегирования. Отсечение аномальных значений. Статистическая оценка репрезентативности выборки в рядах распределений

2. Расчеты элементов базового норматива стоимости соцуслуги

Определение медианных средних, расчеты коэффициентов вариации значений показателя в рядах распределения относительно среднеотраслевых значений, значений в типологической группе учреждений

Расчет базовых нормативов стоимости соцуслуг

Апробация базовых нормативов стоимости соцуслуг в пробных расчетах расходов УСЗ

Рис. 1. Формирование нормативов стоимости социальных услуг в регионе: алгоритм цифровизации Fig. 1. Setting cost standards for social services in a region: A digitalisation algorithm

ваются применением специального кодификатора социальных услуг отраслевого перечня;

- выполнение комплекса расчетно-аналитических процедур для определения стоимостного эквивалента потребности в трудовых, материальных, технических ресурсах, необходимых для обеспечения количественных и качественных показателей оказываемых социальных услуг;

- разработка нормативных регуляторов экономики социального обслуживания - базовых нормативов стоимости социальных услуг.

С учетом результатов анализа структуры предоставляемых функционально однородными группами учреждений социальной защиты услуг и выделения наиболее массовых из них предложен агрегированный отраслевой перечень массовых социальных услуг, удельный вес которых по их стоимости в общей совокупности услуг одного вида составляет от 92 до 99 %.

Для оценки возможности применения среднеотраслевых значений стоимости однородных услуг в качестве основы для формирования базового норматива исследовалась статистическая совокупность значений себестоимости социальной услуги, формируемая по государственным УСЗ, а также иным поставщикам социальных услуг1.

Коэффициент вариации V - наиболее часто применяемый показатель относительной колеблемости, характеризующий однородность совокупности. Для его расчета использовалась следующая формула:

V = о7 X х 100 %, (5)

где о - среднее квадратическое отклонение (показывает, насколько в среднем колеблется величина признака у единиц исследуемой совокупности); X - среднее арифметическое показателя.

Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации не превышает 33 % для распределений, близких к нормальному. Данный коэффициент позволяет сравнивать колеблемость разнородных признаков.

Авторский подход к применению среднеотраслевых величин затрат при формировании базовых нормативов стоимости социальных услуг представлен в табл. 3.

Трудоемкость социальных услуг и, соответственно, величина прямых и накладных расходов на их оказание имеет большой диапазон разброса значений относительно среднеотраслевого уровня. Высокая вариативность стоимости услуг, зависящая от категорий их получателей, условий предоставления, организационно-технической оснащенности и инфраструктурной обеспеченности имущественных комплексов учреждений социальной защиты, обусловливает целесообразность применения среднеотраслевых значений стоимости однородных услуг в качестве основы для формирования базовых нормативов, учитывающих различия в экономической природе формирования затрат. Предлагаемая методика расчета средних величин позволяет осуществить радикальное изменение модели оказания соцуслуг на основе их отраслевой и пространственной ка-стомизации.

1 Отчет о научно-исследовательской работе «Расчет затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг, и затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственных услуг по видам деятельности: "социальная защита населения", "опека и попечительство", "среднее профессиональное образование" и "профессиональное обучение"» для нужд Министерства социальной политики Свердловской области (ИКЗ № 202667143939766710100100190017220244).

Таблица 3. Методы расчета средних величин нормативов стоимости оказания

социальных услуг Table 3. Methods of calculating average values of the cost standards for social services

Показатель Метод расчета Формула расчета

BSi - базовый норматив затрат на оказание i-й услуги Произведение базового норматива прямых затрат в расчете на услугу Cdirecti отраслевого перечня услуг (по типологической группе УСЗ) и коэффициента общехозяйственных расходов K gen. econji Этап 1. Расчет по УСЗ затрат на оказание услуг государственного задания за принятый в расчетах период. Этап 2. Расчет среднеотраслевого (по j-й типологической группе УСЗ) базового норматива затрат на оказание i-й социальной услуги: BSi C directji K gen. econji (6)

Qirect; - базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием i-й услуги Расчет базового норматива прямых затрат на оказание i-й услуги с использованием статистического метода медианных средних для j-й типологической группы УСЗ (по признаку общности формы обслуживания и категории получателя) Средневзвешенное по количеству фактически оказанных услуг i (медианная средняя) значение затрат на i-ю услугу, оказанную учреждениями j-й типологической группы за принятый в расчетах отчетный период. Статистическое значение показателя определяется в ряду распределения значений затрат с исключением «аномальных» 15 % крайних значений

K gen. econji — коэффициент общехозяйственных расходов поj-й типологической группе учреждений Расчет базового норматива общехозяйственных затрат на оказание i услуги с использованием комбинации методов эффективного учреждения и структурного метода формирования норматива Расчет коэффициента общехозяйственных расходов по j-й типологической группе учреждений: Kgen. econji = 1 + dj/100, (7) где dj/% - средний удельный вес общехозяйственных расходов в общих расходах эффективных учреждений

Результаты исследования

Эмпирическая часть исследования базируется на данных учреждений социальной защиты Свердловской области (121 учреждение), которые внесли в модуль ИССОН информацию за 2020 г. об объемах оказания государственных услуг, а также расходах, связанных с их предоставлением.

Анализ типологии структуры услуг в сфере СОН показал, что функциональная направленность деятельности УСЗ, их специализация определяется прежде всего субъ-ектностью предоставляемых соцуслуг, категориями получателей, специфическими жизненными ситуациями граждан, не имеющих возможности самостоятельно решить возникшие проблемы. Структурная неоднородность предпочтений получателей социальных услуг отчетливо проявляется при анализе видового разнообразия этих услуг. Общей совокупной тенденцией в отрасли является максимальное обеспечение получателей социально-бытовыми (62 %) и социально-медицинскими (17,9 %) услугами, что подтверждается показателями как количества услуг, так и затрат на их предоставление. Вместе с тем структура «портфеля заказов» услуг внутри типологических групп УСЗ, форм обслуживания существенно различается (рис. 2-5). Например, индивидуальная программа поддержки инвалида ориентирована на реабилитацию утраченных функций путем использования специальных технических средств. Программа социального обслуживания

пожилого человека, который в силу возраста частично утратил способность к самостоятельному обеспечению продуктами, медикаментами и пр., направлена на компенсацию утраченных возможностей посредством привлечения специалистов по социальному обслуживанию на дому - социальных работников.

,3,581,89

35,88

25,95

15,56

11,03

Социальные услуги Социально-бытовые Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические

■ Социально-трудовые

■ Социально-правовые Социально-коммуникативные

■ Срочные

Рис. 2. Структура услуг в социально-реабилитационных центрах несовершеннолетних (СРЦН), % Fig. 2. Structure of services in social rehabilitation centres for minors, %

3,08 h92

29,07

64,76

Социальные услуги Социально-бытовые Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические ■ Прочие (трудовые, коммуникативные, правовые, срочные)

Рис. 3. Структура услуг в пансионатах (интернатах) для престарелых и инвалидов, % Fig. 3. Structure of services in boarding houses for the elderly and disabled, %

2,87 5>92

31,41

33,07

Социальные услуги Социально-бытовые Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические

■ Социально-трудовые

■ Социально-правовые Социально коммуникативные

■ Срочные

9,91

Рис. 4. Структура услуг в центрах социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), % Fig. 4. Structure of services in family and children's social assistance centres, %

Социальные услуги Социально-бытовые Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические

■ Социально-правовые

■ Социально коммуникативные Срочные

Рис. 5. Структура услуг в комплексных центрах социального обслуживания населения

(КЦСОН), %

Fig. 5. Structure of services in integrated social care centres, %

Индивидуальная программа для престарелых граждан, требующих постоянного специального ухода, предусматривает оказание услуг в учреждениях стационарного типа с профильными отделениями, которые соответствуют требованиям региональных стандартов в части организационно-технического оснащения и квалификации работников.

Исследование структуры оказания соцуслуг, предоставляемых функционально однородными группами учреждений категориям граждан, определенным по нозологическим и гендерным признакам, позволяет выявить наиболее востребованные в трудных жизненных ситуациях массовые услуги (табл. 4). Комплексное предоставление данных услуг вызывает синергический эффект, обеспечивающий новое качество жизни гражданина.

В ходе исследования осуществлена поэтапная трансформация отчетных данных УСЗ Свердловской области об объемах оказанных услуг и затратах, связанных с их оказанием, в объемы и расходы профильных отделений, в себестоимость услуги.

Определены технологические «реперные» точки - массовые услуги, точность расчета базовых нормативов затрат по которым обеспечивает объективность расчетов расходов учреждений с использованием нормативных методов. Целесообразность применения данных методов в планировании и финансировании соцуслуг обосновывается результатами статистического исследования. Доказана их эффективность при определении нормативов стоимости социальных услуг по типологическим группам, сформированным по категориям получателей, формам обслуживания, видам услуг, их ресурсоемкости, экономические характеристики которых усредняются с коэффициентом вариации разброса всех значений до уровня нормальной погрешности (менее 33 %).

Исследования показали, что применение существующего методического подхода к формированию элементов базового норматива стоимости услуги (затрат, непосредственно связанных с оказанием г-й социальной услуги, затрат на общехозяйственные нужды на оказание г-й социальной услуги) в большинстве случаев не оправдано, поскольку коэффициенты вариации плотности распределения затрат на однородные услуги, построенной без учета кастомизации их оказания, функциональной и территориальной специфики УСЗ по большинству массовых услуг превышают допустимые значения.

Подтвердилась выдвинутая авторами гипотеза о том, что средневзвешенные по объемам предоставляемых услуг медианные значения показателей затрат могут быть приняты в качестве нормативных применительно к типологическим группам учреждений,

Таблица 4. Потребительские услуги в структуре расходов учреждений социальной защиты Свердловской области Table 4. Consumer services in the expenditure of the Sverdlovsk oblast's social welfare institutions

Вид социальных услуг Пансионаты, интернаты для престарелых и инвалидов СРЦН, РЦ* ЦСПСиД КЦСОН (социальное обслуживание на дому)

количество массовых** услуг г-го вида / общее количество услуг г-го вида удельный вес расходов на массовые услуги, % количество массовых** услуг г-го вида / общее количество услуг г-го вида удельный вес расходов на массовые услуги, % количество массовых** услуг г-го вида / общее количество услуг г-го вида удельный вес расходов на массовые услуги, % количество массовых** услуг г-го вида / общее количество услуг г-го вида удельный вес расходов на массовые услуги, %

Социально-бытовые 13/21 97,47 17/ 72 91,76 20/67 94,13 27/49 97,26

Социально-медицинские 5/32 94,89 13/ 56 90,92 17/ 56 94,73 6/24 97,39

Социально-психологические 7/9 94,83 14/27 96,40 18/27 99,4 2/6 99,81

Социально-педагогические 3/5 99,51 12/24 96,96 15/22 98,99 2/7 99,72

Социально-трудовые 5/8 97,73 4/8 98,13 7/11 99,62 2/2 100

Социально-правовые 9/15 96,30 8/28 94,07 12/30 97,19 5/10 98,17

Социально-коммуникативные 3/7 97,20 7/12 99,87 7/13 99,26 3/3 100

Срочные 4/12 96,56 8/27 93,29 12/40 96,55 8/13 98,26

* РЦ - реабилитационный центр; ** - не менее 1 % суммарной стоимости услуг.

сходных по функционалу деятельности и формам обслуживания. Данное утверждение не противоречит общепринятой в научном сообществе системе «директ - костинг», предусматривающей укрупненный учет общехозяйственных расходов и обеспечивающей экономию средств в сфере организации управления.

По авторской методике расчета разработаны базовые нормативы затрат для услуг отраслевого перечня СОН. В расчетах использован метод медианных средних, взвешенных по объемам оказания функционально однородными группами учреждений г-х государственных услуг в ряду распределения индивидуальных (по учреждениям) нормативных значений затрат на оказание г-й услуги. Определен перечень эффективных учреждений -значения их индивидуальных затрат на оказание г-й государственной услуги имеют минимальные отклонения от медианных значений затрат. Примеры расчета базового норматива затрат для стационарных и полустационарных учреждений (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и центров социальной помощи семье и детям) приведены в табл. 5.

Базовые нормативы затрат по виду деятельности «социальная защита» апробированы на примере Свердловской области в расчетах затрат, обеспечивающих расходы учреждений социальной защиты и автономных некоммерческих организаций социального обслуживания населения на выполнение государственного задания по объемам услуг.

Таблица 5. Расчет базового норматива затрат на оказание социально-бытовой услуги Table 5. Calculation of the basic cost standard for household assistance

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма обслуживания Реализуемая услуга Код (шифр услуги) Количество услуг (отчет 2019 г.) Базовый норматив затрат на оказание услуги, руб.

среднеотраслевые (по типологической группе УСЗ) затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги затраты эффективного учреждения на общехозяйственные нужды базовый норматив затрат

Стационарная Обеспечение горячим питанием несовершеннолетних детей, получающих социальные услуги в стационарной форме 1.03.02.1.2 154 819 293,22 118,28 411,50

Полустационарная Обеспечение горячим питанием несовершеннолетних детей, получающих социальные услуги в полустационарной форме в дневное время 1.03.04.2.2 42 053 195,64 46,84 242,47

Большинство участвовавших в проверочных расчетах учреждений показали приемлемый уровень отклонений расчетных расходов от фактических (5-10 %).

Плотность распределения значений затрат в рядах распределения однородных услуг по учреждениям типологической группы находится в пределах допустимых значений -менее 33 %.

Заключение

Результаты исследования подтвердили необходимость адаптации сложившихся институциональных условий и существующего методического инструментария ресурсного обеспечения государственных заказов на предоставление услуг в сфере социальной защиты населения к закономерностям развития цифровой экономики в условиях санкционного давления и проявления форс-мажорных факторов. Анализ отечественной практики выявил приоритетность активизации цифровой трансформации процессов государственного нормативного регулирования услуг в сфере СОН, повышающей возможность их индивидуализации согласно потребностям конкретного человека.

Предложенная модель цифровизации процессов нормативного государственного регулирования экономики социальной сферы с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет формировать широкий спектр данных, недоступных в рамках официальной или ведомственной статистики, повысить уровень научного обоснования нормативных регуляторов, осуществлять уже на этапе установления государственных заданий формирование индивидуальных пакетов соцуслуг и оперативный учет выполнения договоров на их оказание.

В основе указанной модели лежит методический подход к расчету нормативов затрат, базирующийся на авторской классификации, которая предусматривает объединение однотипных по содержанию, профессионально-квалификационному сопровождению и технической оснащенности услуг в сфере СОН. Технологической платформой предложенной модели является программное обеспечение модуля ИССОН. В разработанном программно-технологическом модуле отраслевой информационной системы социального обслуживания населения размещена уникальная информация 121 учреждения Свердловской области о нормативных требованиях и фактических условиях оказания услуг, профессионально-квалификационной, материальной и технической оснащенности процессов оказания единичной социальной услуги. Предусмотренная в модуле технология обработки информации для расчета затрат на оказание госуслуги по виду деятельности «социальная защита населения» позволяет осуществлять автоматизированный пересчет нормативов затрат на оказание конкретной услуги, корректировать базовые нормативы затрат учреждений с учетом территориальной специфики и уникальной специализации.

Информационная база первичных данных модуля предусматривает специальные доступы для всех государственных учреждений отрасли, что позволяет им систематически обновлять данные, моделировать сценарные ситуации развития хозяйственных процессов, учитывать территориальную, отраслевую, индивидуальную специфику и обеспечивать финансовую однородность условий функционирования, что является существенным фактором выстраивания стратегии их развития.

В ходе исследования подтвердилась авторская гипотеза о том, что средневзвешенные по объемам предоставляемых услуг медианные значения показателей затрат, непосредственно связанных с оказанием социальной услуги, могут быть приняты в качестве нормативных применительно к типологическим группам учреждений, сходных по функционалу деятельности и формам обслуживания.

Формирование базовых нормативов затрат согласно авторской методике расчета, с применением комбинированных (нормативных, расчетно-аналитических, структурных) методов, позволило учесть различия в экономической природе формирования прямых затрат и общехозяйственных расходов, уточнить влияние на их структуру состояния имущественных комплексов учреждений, а также других отраслевых и территориальных факторов.

Разработанные по 409 услугам базовые нормативы затрат по виду деятельности «социальная защита», апробированные на примере Свердловской области, повышают полноту, достоверность и своевременность обоснования расходов на выполнение государственного задания госучреждениями социальной защиты и автономными некоммерческим организациям социального обслуживания населения.

Реализация предлагаемой модели цифровизации процессов разработки нормативных регуляторов позволит сформировать эффективную институциональную основу комплексного развития системы социального обслуживания населения в регионе на принципах частно-государственного и общественно-государственного партнерства.

Источники

Абрамова О. Г., Мухаев Р. Т. (2017). Новая модель публичного управления для современной России // Тренды и управление. № 3. С. 11-30.

Анимица Е.Г., Балина Т.А., Шарыгин М.Д. (2016). Трансформация научных подходов и методов изучения региональной социоэкономики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. № 4. С. 209-218.

Анимица Е. Г., Балина Т. А., Шарыгин М. Д. (2017). Эволюция факторов территориальной организации и трансформации региональной экономики в социоэкономику // Социально-экономическая география. Вестник ассоциации российских географов-обществоведов. № 6. С. 12-23.

Арсланов В. (2016). Инклюзивные институты - основной фактор устойчивого роста? Статья 1 // Общественные науки и современность. № 4. С. 36-47.

Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. (2008). Экономика общественного сектора. Москва: Инфра-М. 345 с.

Буздалов И. Н. (2010). Социальное рыночное хозяйство: проблемы становления в агропродо-вольственном секторе России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 4 (61). С. 37-45.

Дятлов С. А. (2014). Энтропийная доминанта мировой и российской финансово-экономической системы // Инновации. № 4 (186). С. 28-32.

Зотов В. В. (2021). Публичное управление в цифровом обществе: к новому общественному договору: монография. Курск: Университетская книга. 236 с.

Королев О. Л., Куссый М. Ю., Сигал А. В. (2013). Применение энтропии при моделировании процессов принятия решений в экономике: монография. Симферополь: ОДЖАКЪ. 148 с.

Невский С. И. (2015). Экономическая политика союзников в послевоенной Западной Германии (1945-1947 гг.) // Экономическая политика. Т. 10, № 6. С. 40-78. DOI: 10.18288/1994-51242015-6-03.

Натхов Т. В. Полищук Л. И. (2017). Политэкономия институтов и развития: как важно быть инклюзивным: Размышления над книгой Д. Асемоглу, Дж. Робинсон «Почему нации терпят неудачу». Часть II. Институциональная динамика и выводы для России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 3 (35). С. 12-32.

Рубинштейн А. Я., Гринберг Р. С. (1998). Проблемы общей теории социальной экономии // Экономическая наука современной России. № 2. С. 34-56.

Рахмеева И. И. (2021). Региональная регуляторная среда: на распутье: монография. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета. 210 с.

Суходолов А. П., Слободняк И. А., Маренко В. А. (2019). Факторная модель оценки состояния цифровой экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. Т. 20, № 1. С. 13-14. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-2.

Худокормов А. Г. (2005). Особенности национальных экономических школ в Германии // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Москва: Мысль. Т. 4. С. 29-33.

Худокормов А. Г., Невский С. И. (2017). Национальные экономические школы в Германии и теория социального рыночного хозяйства // Экономическая политика. Т. 12, № 4. С. 204-249. DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-09.

Черняков М. К., Чернякова М. М. (2019). Прогнозирование тенденций развития цифрового правительства (e-government) в постсоветских странах // Journal of New Economy. Т. 20, № 4. С. 5-21. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-4-1.

Якобсон Л. И. (2000). Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. Москва: Высшая школа экономики. 366 с.

Acemoglu D., Robinson J. (2013). Why nations fail: The origins of power, prosperity, andpoverty. Currency Press. 544 p.

Alkhatri N. S., Zaki N., Mohammed E., Shallal M. (2016). The use of data mining techniques to predict the ranking of e-government services. Proc. 12th 2016 Int. Conf. on Innovations in Information Technology (IIT) (pp. 1-6). Al Ain, United Arab Emirates. DOI: 10.1109/INNOVATIONS.2016.7880047.

Arrow K. (1970). Political and economic evaluation of social effects and externalities. In: Margolis J. The analysis of public output (pp. 1-30). National Bureau of Economic Research.

Baker G. (2002). Civil society and democratic theory: Alternative voices. London: Routledge. 191 p.

Buchanan J. M., Musgrave R. A. (1998). Public finance and public choice: Two contrasting visions of the state. Cambridge, MA: The MIT Press. 716 p.

Buchanan J. M., Tullock G. (1999). The calculus of consent: Logical foundations of constitutional democracy. Liberty Fund. 376 p.

Hood С. (1991). A public management for all seasons? Public Administration, vol. 69, issue 1, pp. 3-19. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.1991.tb00779.x.

Howard M. M. (2003). The weakness of civil society in post-communist Europe. Cambridge University Press. 222 p.

Keane J. (2003). Global civil society? Cambridge University Press. 236 p. https://doi.org/10.1017/ CB09780511615023.

Madison G. B. (1998). The political economy of civil society and human rights. London: Routledge. 320 p.

Moreno Enguix M. del Rocio, Lorente Bayona L. V., Gras-Gil E. (2019). Can e-government serve as a tool for public authorities to manage public resources more efficiently? Journal of Global Information Management, vol. 27, no. 2, pp. 122-135. DOI: 10.4018/JGIM.2019040107.

Nordhaus W., Samuelson P. (2010). Economics. McGraw-Hill. 403 p.

Ogorodnikova E. S., Plakhin A. E., Rostovtsev K. V. (2022). Hybrid model for the social services sphere: Organisational and economic aspects. Journal of New Economy, vol. 23, no. 1, pp. 131-148. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-1-7.

Pigou A. C. (1932). The economics of welfare. London: Macmillan and Co. 872 p.

Schmitter P. C. (1999). The future of democracy: Could it be a matter of scale? Social Research, vol. 66, no. 3, pp. 993-958.

Walzer M. (1995). Toward a global civil society. Providence: Berghahn Books. 352 p. https://doi. org/10.3167/9781571810540.

Wolf C. (1979). A theory of nonmarket failure: Framework for implementation analysis. Journal of Law and Economics, vol. 22, no. 1, pp. 107-139. https://doi.org/10.1086/466935.

Zhurukhin G. I., Illarionov I. V., Mokronosov A. G. (2021). Normative basis for regional economy of social service provision. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, vol. 666, 062145. DOI: 10.1088/1755-1315/666/6/062145.

Информация об авторе Журухин Георгий Иванович - кандидат экономических наук, научный консультант. Ассоциация социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: georg.zhur@mail.ru

Мокроносов Александр Германович - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики предприятий. Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: amokronosov@mail.ru

Илларионов Илья Владимирович - начальник департамента демографического развития и социального обслуживания. Министерство социальной политики Свердловской области, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: stmaugly@gmail.com

■ ■ ■

References

Abramova O. G., Mukhaev R. T. (2017). A new model of public administration for modern Russia. Trendy i upravlenie = Trends and Management, no. 3, pp. 11-30.

Animitsa E. G., Balina T. A., Sharygin M. D. (2016). Scientific approaches and methods of studying regional socioeconomic transformation. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnich-eskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = PNRPU Sociology and Economics Bulletin, no. 4, pp. 209-218. (In Russ.)

Animitsa E. G., Balina T. A., Sharygin M. D. (2017). Evolution of factors of territorial organisation and transformation of the regional economy into socioeconomics. Sotsial'no-ekonomicheskaya geografi-ya. Vestnik assotsiatsii rossiyskikh geografov-obshchestvovedov = Socio-Economic Geography. Bulletin of the Association of Russian Social Geographers, no. 6, pp. 12-23. (In Russ.)

Arslanov V. (2016). Are inclusive institutions the key to sustainable growth? Article 1. Obshchestven-nye nauki i sovremennost = Social Sciences and Modernity, no. 4, pp. 36-47. (In Russ.)

Akhinov G. A., Zhiltsov E. N. (2008). Economics of the public sector. Moscow: Infra-M Publ. 345 p. (In Russ.)

Buzdalov I. N. (2010). Social market economy: Problems of formation in the agro-food sector of Russia. Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda = Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Fund, no. 4 (61), pp. 37-45. (In Russ.)

Dyatlov S. A. (2014). Entropy economy and global innovation hypercompetition. Innovatsii = Innovations, no. 4 (186), pp. 28-32. (In Russ.)

Zotov V. V. (2021). Public administration in a digital society: Towards a new social contract. Kursk: Universitetskaya kniga Publ. 236 p. (In Russ.)

Korolev O. L., Kussyy M. Yu., Sigal A. V. (2013). The use of entropy in modeling of the decision-making processes in the economy. Simferopol: ODZhAK Publ. 148 p. (In Russ.)

Nevskiy S. I. (2015). Economic policy of aliens in post-war West Germany (1945—1947). Ekonom-icheskaya politika = Economic Policy, vol. 10, no. 6, pp. 40-78. DOI: 10.18288/1994-5124-2015-6-03. (In Russ.)

Natkhov T. V. Polishchuk L. I. (2017). Political economy of institutions and development: The importance of being inclusive. Reflection on "Why nations fail" by D. Acemoglu and J. Robinson. Part II. Institutional change and implications for Russia. Zhurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii = The Journal of the New Economic Association, no. 3 (35), pp. 12-32. (In Russ.)

Rubinshteyn A. Ya., Grinberg R. S. (1998). Problems of the general theory of social economy. Eko-nomicheskaya nauka sovremennoy Rossii = Economics of Contemporary Russia, no. 2, pp. 34-56. (In Russ.)

Rakhmeeva I. I. (2021). Regional regulatory environment: At the crossroads. Ekaterinburg: Ural State University of Economics. 210 p. (In Russ.)

Sukhodolov A. P., Slobodnyak I. A., Marenko V. A. (2019). Factor model for assessing the state of the digital economy. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of the Ural State University of Economics, vol. 20, no. 1, pp. 13-14. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-2. (In Russ.)

Khudokormov A. G. (2005). Peculiarities of national economic schools in Germany. In: World economic thought through the prism of centuries. Moscow: Mysl Publ. vol. 4. pp. 29-33. (In Russ.)

Khudokormov A. G., Nevskiy S. I. (2017). National economic schools in Germany and the theory of the social market economy. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, vol. 12, no. 4, pp. 204-249. DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-09. (In Russ.)

Chernyakov M. K., Chernyakova M. M. (2019). Forecasting trends in e-government development in the post-soviet countries. Journal of New Economy, vol. 20, no. 4, pp. 5-21. DOI: 10.29141/2073-10192019-20-4-1. (In Russ.)

Yakobson L. I. (2000). Public sector of the economy: Economic theory and politics. Moscow: HSE University. 366 p. (In Russ.)

Acemoglu D., Robinson J. (2013). Why nations fail: The origins of power, prosperity, and poverty. Currency Press. 544 p.

Alkhatri N. S., Zaki N., Mohammed E., Shallal M. (2016). The use of data mining techniques to predict the ranking of e-government services. Proc. 12th 2016 Int. Conf. on Innovations in Information Technology (IIT) (pp. 1-6). Al Ain, United Arab Emirates. DOI: 10.1109/INNOVATIONS.2016.7880047.

Arrow K. (1970). Political and economic evaluation of social effects and externalities. In: Margolis J. The analysis of public output (pp. 1-30). National Bureau of Economic Research.

Baker G. (2002). Civil society and democratic theory: Alternative voices. London: Routledge. 191 p.

Buchanan J. M., Musgrave R. A. (1998). Public finance and public choice: Two contrasting visions of the state. Cambridge, MA: The MIT Press. 716 p.

Buchanan J. M., Tullock G. (1999). The calculus of consent: Logical foundations of constitutional democracy. Liberty Fund. 376 p.

Hood C. (1991). A public management for all seasons? Public Administration, vol. 69, issue 1, pp. 3-19. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.1991.tb00779.x.

Howard M. M. (2003). The weakness of civil society in post-communist Europe. Cambridge University Press. 222 p.

Keane J. (2003). Global civil society? Cambridge University Press. 236 p. https://doi.org/10.1017/ CB09780511615023.

Madison G. B. (1998). The political economy of civil society and human rights. London: Routledge. 320 p.

Moreno Enguix M. del Rocio, Lorente Bayona L. V., Gras-Gil E. (2019). Can e-government serve as a tool for public authorities to manage public resources more efficiently? Journal of Global Information Management, vol. 27, no. 2, pp. 122-135. DOI: 10.4018/JGIM.2019040107.

Nordhaus W., Samuelson P. (2010). Economics. McGraw-Hill. 403 p.

Ogorodnikova E. S., Plakhin A. E., Rostovtsev K. V. (2022). Hybrid model for the social services sphere: Organisational and economic aspects. Journal of New Economy, vol. 23, no. 1, pp. 131-148. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-1-7.

Pigou A. C. (1932). The economics of welfare. London: Macmillan and Co. 872 p.

Schmitter P. C. (1999). The future of democracy: Could it be a matter of scale? Social Research, vol. 66, no. 3, pp. 993-958.

Walzer M. (1995). Toward a global civil society. Providence: Berghahn Books. 352 p. https://doi. org/10.3167/9781571810540.

Wolf C. (1979). A theory of nonmarket failure: Framework for implementation analysis. Journal of Law and Economics, vol. 22, no. 1, pp. 107-139. https://doi.org/10.1086/466935.

Zhurukhin G. I., Illarionov I. V., Mokronosov A. G. (2021). Normative basis for regional economy of social service provision. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, vol. 666, 062145. DOI: 10.1088/1755-1315/666/6/062145.

Information about the authors

Georgiy I. Zhurukhin, Cand. Sc. (Econ.), Research Consultant. Association of socially oriented nonprofit organisations of the Sverdlovsk oblast, Ekaterinburg, Russia. E-mail: georg.zhur@mail.ru Aleksandr G. Mokronosov, Dr. Sc. (Econ.), Prof., Prof. of Enterprises Economics Dept. Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia. E-mail: amokronosov@mail.ru

Ilya V. Illarionov, Head of Demographic Development and Social Service Dept. Ministry of Social Policy of the Sverdlovsk oblast, Ekaterinburg, Russia. E-mail: stmaugly@gmail.com

© Журухин Г. И., Мокроносов А. Г., Илларионов И. В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.