НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2014'2(1)
СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ОСНОВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
USTICE AS THE BASIS OF THE RIGHTS OF MAN AND CITIZEN
УДК 342.7
Ю.И. АНДРИЕНКО,
кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected];
В.В. ШАХОВ,
кандидат исторических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
Y.I. ANDRIENKO,
candidate of political sciences, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Interior of Russia);
V.V. SHAHSOV,
the candidate of historical sciences (Belgorod Law Institute of the Interior of Russia)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению содержания понятия «справедливость», ее генезиса, конкретно-исторического подхода к правам человека, роли мировых организаций, защищающих права человека, направлениям работы правозащитных организаций, социальной справедливости как одной из важнейших характеристик социальной политики государства.
Ключевые слова: справедливость, права, декларация, конвенция, правозащитные организации, социальная политика, неравенство, культурные ценности, гуманитарное мышление.
Abstract: Article is devoted consideration: concept maintenances «justice, its genesis, to the concrete historical approach to human rights, a role of the world organisations protecting human rights, directions of work of human rights organisations, social justice as one of the major characteristics of social policy of the state.
Keywords: Justice, the rights, the declaration, the convention, human rights organisations, social policy, an inequality, cultural values, humanitarian thinking.
Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.
Зарождение идеи прав человека в V-VI вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе.
Ученые понятие «справедливость» рассматривают как теологическое и юридическое мировоззрение. Представители теологического мировоззрения: а) Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) трактовал справедливость как правило - не переступать установленных от века границ;
б) справедливость Платона (428/427-347 гг. до н.э.) является венцом четырех
добродетелей идеального государства: справедливость — мудрость — мужество
— благоразумие (справедливость почти синоним права);
в) Гераклит утверждал, что “бог” является воплощением космической справедливости (справедливость для ведического понимания
- праведный закон человеческого бытия, созвучный прекрасному порядку в природном мире);
г) Аристотель утверждает, что понятие о справедливости связано с представлением о государстве. Центральным понятием, характеризующим справедливость, выступает “соразмерность”. Справедливость - удивительная добродетель, общее благо, приобретенное свойство души, в силу которого
17
2014'2(1)
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
люди становятся способными к справедливым действиям, согласованным с законом и правом государства;
д) Мо Ди (479 - 400 гг. до н.э.) представлял, что справедливо то, что полезно людям;
е) Эпикур (341-270 гг. до н.э.) говорил, что справедливость - некоторый договор о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.
Представители юридического мировоззрения:
а) Бекон (1561-1626) утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и создает основания для права;
б) Кант (1724-1804) утверждает, что “сознание справедливости действия, которое я хочу предпринять, - это безусловный долг”;
в) Гоббс (1588-1679) в “Левиафане” утверждает, что справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон;
г) Гегель (1770-1831) утверждает, что конституция и есть “существующая справедливость, как действительность свободы в развитии ее разумных определений”;
д) Спиноза (1632-1677) утверждал, что “справедливость и несправедливость могут быть представлены только в государстве”;
е) марксизм утверждает, что справедливость - укутанное в идеологическую оболочку выражение существующих экономических отношений, ее содержание и состояние зависят от существующего способа производства.
К содержанию прав человека и их распределению в обществе крайне важно подходить конкретно-исторически. Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазнодемократические революции XVII-XVI11 вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека, придавшие им подлинно демократическое звучание. Стоит заметить, что они оказали огромное влияние на характер государства, поскольку явились ограничителем его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов со стороны властных структур; формирование правового государства было бы невозможно без утверждения в обще-
ственном сознании и практике свободы и прав человека. Этому предшествовал процесс длительного и трудного поиска способов взаимоотношений индивидов в государственно-организационном обществе как с властью, так и между собой.
Представляется, что “родовые” нормы содержали в зачаточном состоянии представления о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи, взаимозащиты. Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия, которая органично вырастала из замкнутости и малоподвижности общинной жизни. Специфичной разновидностью рабовладельческого государства явилась полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Стоит сказать, полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы “правами человека” [1].
Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если человек не получает с каждой новой ступенью развития дополнительных свобод.
В период средневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество — общество всеобщей зависимости. При этом уже в этот период в Англии возникают попытки ограничить нравы монархии. Противостояние монарха, баронов, рыцарства завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников. Петиция о праве 1628 г., относящаяся уже к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала на короля определенные обязанности. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями, принятый в 1679 году [2].
Этими идеями занимались: Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Ф.М.А. Вольтер (1694-1778) и др. Они утверждали, что человек - высшая социальная ценность общества и государства, который обладает естественными, неотъемлемыми правами на труд, свободу и т.д. 26 августа 1789 г. Франция приняла Декларацию прав и свобод [3].
Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, произошло в
18
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2014'2(1)
США. Трудно переоценить гуманистический заряд Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей, что все люди по природе будут в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами. Эта Декларация была первым государственным определением прав человека. К. Маркс, оценивая данный исторический документ, повествовал, что Америка — это страна, “где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека, и был дан первый толчок европейской революции XVI11 века” [4]. В 1776 г. была принята Конституция США, которая гласит, что все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. 26 сентября 1789 г. США принят Билль о правах (поправка к Конституции США).
ООН придала правам человека официальное и всеобщее признание в Уставе ООН (26.06.1945 г.), где были закреплены права человека и задачи: 1 -я - «избавить грядущие поколения от бедствий войны; 2-я - вновь утвердить веру в основные права человека. Устав имеет силу нормативного международного права, поскольку является договором и в связи с этим юридически обязывающим документом.
В 1946 г. ООН создала Комиссию по правам человека. 10.12.1948 г. Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая: а) провозглашает личные права и свободы для каждого; б) остается основным сводом стандартов в области прав человека; в) её принципом является то, что права человека основаны на врожденном достоинстве каждого человека. В 1948 г. ООН принимает: а) Международный пакт о гражданских и политических правах; б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба эти пакта вступили в силу в 1976 г. В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по поощрению и защите прав человека (контроль за соблюдением государствами основных прав и свобод). Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, и Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и
политических правах, направленный на отмену смертной казни, составляют Международный Билль о прах человека. Всеобщая Декларация прав человека является основой свободы, справедливости и всеобщего мира и провозглашает: свободу от страха и нужды; что права человека должны охраняться законом; развитие дружеских отношений между народами; равноправие мужчин и женщин; всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод.
Говоря о межправительственных организациях по защите прав человека, необходимо отметить, что ведущее место занимает Организация Объединенных наций (ООН). Суть работы Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности заключается в принятии документов, резолюций, вынесении решений по различным вопросам, касающимся прав человека.
К специализированным учреждениям ООН относятся: 1. Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). 2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). 3. Международная организация труда (МОТ).
Комитеты ООН: 1. Комитет по правам человека (Международный пакт о гражданских и политических правах). 2. Комитет по правам ребенка (Конвенция о правах ребенка).
3. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации). 4. Комитет против применения пыток (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). 5. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. 6. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Среди организаций, непосредственно занимающихся в ООН правами человека, выделяется Комиссия по правам человека, созданная Экономическим и Социальным Советом, который оказывает содействие в координации деятельности по правам человека в рамках системы ООН.
К международным неправительственным правозащитным организациям относятся:
1. Международный институт по правам человека. 2. Независимая комиссия по международным гуманитарным вопросам. 3. Международная ассоциация юристов-демократов. 4. Международная Лига прав человека. 5. Фонд гуманитарного права. 6. Международная Хельсинская федерация по правам человека. Основные направления
19
2014'2(1)
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
деятельности: наблюдение за состоянием дел с правами человека во всем мире; международная огласка нарушений прав человека в отдельных государствах; осуществление нажима на государства, нарушающие права человека; укрепление и развитие партнерства с ООН; пропаганда документов о правах человека [5].
Российских неправительственных правозащитных организаций насчитывается более 120, которые делятся на общеправозащитные и профильные. Основные из них: 1. Московская Хельсинская группа. 2. Правозащитный центр «Мемориал». 3. Московский исследовательский центр по правам человека. 4. Независимая психиатрическая ассоциация. 5. Комитет солдатских матерей и др. Основные направления деятельности российских неправительственных правозащитных организаций: изучение положения дел с правами человека в Российской Федерации; проведение массовых акций; участие в экспертизе проектов законов; правовое и правозащитное просветительство и пропаганда; оказание правовой помощи населению; защита физических лиц в суде; консультирование по вопросам политических и гражданских прав; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам; защита прав детей, женщин, военнослужащих и их семей; участие в организации общественного контроля за соблюдением законности в тюрьмах, колониях, защита прав заключенных.
Национальных неправительственных правозащитных организаций только в странах, входящих в ОБСЕ (СБСЕ), насчитывается более 4000.
К европейским межправительственным организациям по защите прав человека относятся: 1. Совет Европы (ЕС) - наблюдение за положением в сферах прав человека и основных свобод (1949). 2. Европейский Суд по правам человека. 3. Кабинет министров ЕС [6].
Конвенция ООН (1989 г.) по правам ребенка (О защите прав несовершеннолетних, об оздоровлении условий их жизни, о предупреждении правонарушений среди подростков) расширила объем прав и свобод несовершеннолетних и установила право на выражение ими своего мнения относительно их собственного развития, а также провозгласила очень важный принцип недискриминации ребенка или подростка в его правах и их защита.
С 1948 г. ООН было заключено более 60
Договоров и Деклараций по правам человека, таких как: 1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания.
2. Конституция о статусе беженцев (1961 г.).
3. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.).
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1979 г.). 5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). 6. Конвенция о правах ребенка (1989 г.). 7. Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) и др. [7].
Рассматривая проблему справедливости в Российской Федерации, необходимо обратиться к конституционным правам и свободам человека и гражданина в Конституции Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина - это неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу: 1. Личные. 2. Политические. 3. Социальные. 4. Культурные. 5. Экономические. Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью и не увязываются с принадлежностью к гражданству, и не вытекают из нее. Они принадлежат человеку от рождения и необходимы для обеспечения охраны здоровья, жизни, свободы, достоинства, другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Личные права включают: право на жизнь; право на охрану государством достоинства личности; право на свободу и личную неприкосновенность (возможность совершать любые правомерные действия и никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека; запрещено подвергать человека пыткам, насилию, унижать человеческое достоинство; введены гарантии от необоснованного ареста, заключения под стражу); неприкосновенность частной жизни, жилища; право на свободное передвижение и выбор места жительства; право искать, получать и свободно распространять информацию; право на свободу совести, свободу мысли и слова; право на судебную защиту своих прав; право на юридическую защиту; право на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д. Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями
20
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2014'2(1)
культуры и позволяют реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры. К ним относятся: права, необходимые человеку для развития уровня его культуры; гарантия авторам охраны интеллектуальной собственности. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату равного труда, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. Они включают: право на ведение предпринимательской деятельности; право на частную собственность и ее защиту; право на защиту от безработицы; установлен запрет принудительного труда; право на индивидуальные и коллективные споры, включая право на забастовку; право на отдых; право на труд; право на бесплатное среднее профессиональное образование (общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта; право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе); взаимные права родителей и детей; право матери и ребенка; право на получение пенсий и пособий; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; право человека на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу в результате экологического правонарушения [8].
В Белгородской области постановлением ВС РФ от 22.11.91 № 1920-I “О декларации прав и свобод человека и гражданина” закреплены права, свободы и обязанности граждан области. Должность Уполномоченного по правам человека в Белгородской области учреждена Белгородской областной Думой в марте 2009 года в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Белгородской области, содействия их соблюдению и уважению органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также руководителями учреждений и организаций, независимо от их формы собственности. Уполномоченный и сотрудники его аппарата содействуют правовому просвещению жите-
лей области, участвуют в совершенствовании законодательства в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина [9].
Социальная справедливость является одной из важнейших характеристик социальной политики. Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил и гибели людей. Именно поэтому приоритетами социальной политики правительства России в среднесрочной перспективе являются: обеспечение более равномерного распределения бремени кризиса в обществе; организация эффективной социально-экономической защиты работников наемного труда; недопущение снижения существующих государственных социальных гарантий в области доходов, занятости, социальных услуг; стабилизация финансирования социальной сферы.
Проблемы, которые существуют сегодня по обеспечению социальной справедливости, начались не сейчас. Так, в 1917 году Временное правительство отменило царские деньги и ввело керенки, которые моментально превратились в ненужную бумагу, большевистская революция сразу отменила деньги вообще и ввела трудодни, при ленинском НЭПЕ печатали червонцы, которые тоже недолго продержались. И хотя в советское время чувство справедливости, в основном, не присутствовало в обществе, то с развалом Советского Союза сразу же начались проблемы. В 1991 году проводилась так называемая «Павловская денежная реформа», которая продолжалась до 1994 года. В августе 1998 года правительство и Центральный банк объявили о дефолте. Это мгновенно спровоцировало банковский кризис. С 2008 года продолжается мировой финансово-экономический кризис, а с недавнего времени и усложнившаяся политическая напряженность, которая довольно болезненно отражается на российской экономике и на социальном положении граждан.
Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие, а значит и справедливость. В идее прав человека осуществилась кристаллизация исторического богатства гуманитарного мышления — политического, правового, нравственного, религиозного, социокультурного [10].
21
2014'2(1)
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
Литература
1. История государства и права зарубежных стран / под ред. О.А. Жидкова, П.А. Краше-
нинникова. Часть I. - М , 1988. С. 21.
2. Права человека накануне XXI века. - М., 1994. С. 271.
3. Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. - М., 1883. С. 301-302.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 17.
5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2007.
6. Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: справочник
/ под общ. ред. О.О. Миронова. - М.: Республика, 2002.
7. Всеобщая декларация прав человека: Сборник международных договоров. Права чело-
века. ООН.- Нью-Йорк.1989. Всемирная конференция по правам человека. Вена. Июнь, 1993. - Нью-Йорк. 1993.
8. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
9. Постановление ВС РФ от 22.11.91 № 1920-I “О декларации прав и свобод человека и гражданина”.
10. МаргулянЯ.А. Социальная политика: учебник. - СПб.: издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. 236 с.
References
1. History of the state and the right of foreign countries / Under the editorship of O.A. Zhidkova,
P.A. Krasheninnikov. A part I. - M, 1988. Р. 21.
2. Human rights on the eve of the XXI-st century. - М, 1994. Р. 271.
3. Tchitcherin B. Sobstvennost and the state. Part 2. - М, 1883. Р. 301-302.
4. Marx К, Engels F. Soch. Т. 16. Р. 17.
5. Marchenko M.N. The state and right theory. - М: the Prospectus, 2007.
6. Non-governmental human rights organisations of the Russian Federation: the Directory / Under
общ. ред. O.O.Mironov. - М: Republic, 2002.
7. The general declaration of human rights: the Collection of the international contracts. Human
rights. The United Nations. - New York. 1989. The world conference on human rights. Vienna. June, 1993. - New York. 1993.
8. The constitution of the Russian Federation from 12/12/1993.
9. Decision ВС the Russian Federation from 22.11.91 № 1920-I “About the declaration of the rights and freedom of the person and the citizen”.
10. Margulan JaA. Social policy: the textbook. - SPb.: publishing house of the St.-Petersburg university of management and economy, 2011. 236 р.
(Статья сдана в редакцию 12.03.2014)
22