- Политология -
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АКТОРЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В.А. Антонцева, канд. ист. наук, доцент Тверской государственный университет (Россия, г. Тверь)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n376
Аннотация. Статья посвящена такому аспекту современных международных отношений, как увеличение роли негосударственных акторов. К наиболее влиятельным негосударственным акторам относятся международные организации. В последние десятилетия возрастает влияние не только международных межправительственных организаций, но и международных неправительственных организаций. Их воздействие на мировую политику носит по большей части косвенный характер, а функции сводятся к информационной, просветительской и социальной. Роль международных неправительственных организаций рассмотрена на примере организаций в сфере защиты прав человека.
Ключевые слова: международные отношения, негосударственные акторы международных отношений, международные организации, функции международных неправительственных организаций, права человека.
В современной международной системе можно выделить ряд характерных черт: глобализация, многополярность, рост негосударственных акторов. Среди негосударственных акторов наиболее важную роль играют международные организации. Проблема взаимодействия государств и международных организаций в мировой политике продолжает оставаться одной из важнейших как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практических задач, связанных с реализацией национальных интересов стран в меняющейся системе международных отношений, а также интересов мирового сообщества в целом.
В силу разнообразия международных организаций очень сложно дать определение этому явлению. В связи с этим П.А. Цыганков предлагает идентифицировать понятие «международная организация» через классификацию. Выделяют три базовых критерия классификации международных организаций: характер членства, географическое измерение, функциональное измерение [1, с. 119]. В соответствии с характером членства выделяют международные межправительственные организации (МПО) и международные неправительственные организации (МНПО). Первые создаются посредством заключения
договоров между государствами (ООН, НАТО), вторые состоят из отдельных лиц или общественных групп (Международный комитет Красного Креста, Всемирный союз баптистов). Если в 1990-х гг. в мире насчитывалось около 300 МПО, то в первом десятилетии XXI в. их число возросло до 500. Наиболее полный и авторитетный источник информации по международным организациям «Ежегодник международных организаций» насчитывает более 10 000 МНПО, т.е. их число в два раза больше, чем МПО [1, с. 119].
По географическому критерию международные организации разделяют на глобальные и региональные. Подавляющее большинство МПО носят региональный характер, и лишь около четверти всех МПО можно рассматривать как глобальные, члены которых представляют все регионы мира. Аналогичная ситуация отмечается и среди неправительственных международных организаций: примерно четверть из них - глобальные, остальные являются региональными [1, с. 121].
В соответствии с функциональным измерением международные организации подразделяются на организации с общей компетенцией (многофункциональные) и организации со специальной компетенцией (ограниченным целевым назначением).
- Политология -
Среди международных организаций (как МПО, так и МНПО) намного больше организаций специальной компетенции, чем общей. К многофункциональным организациям, прежде всего, относится ООН [1, с. 122-123]. Большинство межправительственных организаций имеет экономические (Всемирный банк), военные (НАТО), социальные и культурные (ЮНЕСКО) функции. Наибольшее число МНПО действует в сферах торговли, промышленного производства и гуманитарной (к которой можно отнести и охрану здоровья, и борьбу с экологическими проблемами, и соблюдение прав человека).
Влияние МНПО на международные процессы в основном косвенное, оно осуществляется посредством воздействия на общественное мнение, которое в свою очередь может оказывать давление на государство при принятии им внешнеполитических решений. Однако данный механизм влияния МНПО весьма слабый, поскольку принятие внешнеполитических решений является многофакторным процессом, и давление общественного мнения, как правило, - не самый существенный из них. Но существует и другой - более значимый - способ влияния международных неправительственных организаций на мировую политику: через сотрудничество с международными межправительственными организациями. Так, статья 71 Устава ООН уполномочивает Экономический и социальный совет ООН, координирующий экономическую и социальную деятельность ООН и ее специализированных агентств (ЭКОСОС), «проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию» [2].
Рассмотрим деятельность международных неправительственных организаций в сфере прав человека и их влияние на современные международные отношения. «Права человека - это права, которыми обладает каждый человек без исключения в силу своего человеческого достоинства. Права человека - это сумма индивидуальных и коллективных прав, изложенных в конституциях государств и в международ-
ном праве» [3, с. 19]. Со второй половины XX в. наметилась явная тенденция к универсализации прав человека. Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. в Париже. В Преамбуле данного документа Генеральная Ассамблея провозглашает Декларацию в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства, чтобы содействовать уважению прав и свобод и обеспечению их признания и осуществления. Согласно Всеобщей декларации прав человека, права человека представлены во всех сферах жизни: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права; а также коллективные [4].
Основные международные договоры по правам человека обсуждаются и принимаются в рамках Комиссии ООН по правам человека. К этим договорам относятся следующие: международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; международный пакт о гражданских и политических правах и факультативные протоколы к нему; международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.
В соответствии с названными международными договорами были созданы контрольные органы по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств [5, с. 102]. В настоящее время к таким контрольным органам относятся: комитет по ликвидации расовой дискриминации; комитет по экономическим, социальным и культурным правам; комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; комитет против пыток; комитет по правам ребенка; комитет по защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей; комитет по насильственным исчезновениям; комитет по правам инвалидов. Существует также три уставных органа: Совет по правам человека, Универсальный периодический обзор, Специальные процедуры Совета по правам человека [6].
- Политология -
Одна из самых влиятельных и активно сотрудничающих с ООН организаций -это «Международная амнистия» (Amnesty International), основанная в 1961 г. британским юристом П. Бененсоном. В настоящее время организация насчитывает свыше 3,2 миллионов членов и сторонников в более чем 150 странах и регионах. Структурным центром организации является Международный секретариат в Лондоне. В Секретариате работают свыше 320 постоянных членов организации и 95 добровольцев из более, чем 50 стран мира. Текущую деятельность «Международной амнистии» координирует Исполнительный комитет. «Международная амнистия» имеет консультативный статус в ЭКОСОС ООН. Ее основные цели состоят в следующем: освобождение всех узников совести, подвергшихся заключению за свои убеждения, а также в силу этнического происхождения, расовой принадлежности, социального происхождения, экономического статуса; гарантии справедливого и незатяжного суда для политических заключенных; отмена смертной казни, пыток и других жестоких и бесчеловечных мер, применяемых по отношению к заключенным; отмена практики неофициальных приговоров и «исчезновения» их жертв.
Источники финансирования «Международная амнистии» отражают ее стремление к независимости и опору на широкую общественную поддержку. Организация не пользуется правительственными субсидиями для реализации своих программ. Фонды организации формируются за счет средств ее членов, общественных пожертвований, а также взносов коммерческих организаций. Бюджет «Международная амнистии» используется для покрытия расходов, связанных со сбором информации о нарушениях прав человека во всех регионах мира, для организации кампаний по инспектированию тюрем и представления заключений правительствам, а также для международной информационной деятельности. Информация о нарушениях прав человека доводится до сведения Комиссии ООН по правам человека и других органов ООН, стремящихся обеспечить
соблюдение международных стандартов в гуманитарной области [7].
Одна из важнейших функций МНПО -информационная: распространение знаний о правах человека и информации об их нарушениях. Таким альтернативным образованием занимается одна из крупнейших международных организаций в сфере прав человека - «Права человека Роберта Ф. Кеннеди» (Robert F. Kennedy Human Rights). Эта организация разработала специальный проект под названием «Speak truth to Power» («Говори правду власти») [8]. Круг проблем, которыми занимается организация, достаточно широк: от рабства и борьбы за окружающую среду до религиозного самоопределения и политического участия. Однако организация RFK не останавливается на простом информировании общества. Направления ее деятельность достаточно разнообразны. Так, программа «Партнеры RFK по правам человека» содействует эффективности деятельности защитников прав человека на основе устойчивого, стратегического партнерства, расширяя свое влияние на законодателей, дипломатов, международных организаций и корпораций. Программа «RFK Компас» собирает представителей финансовой поддержки. Еще один проект под названием «RFK Европа» расширяет свое образование в области прав человека и пропагандирует свои программы по всей Европе, повышая осведомленность в данной области и провоцируя соответствующие изменения [9].
Примером борьбы за права человека посредством Интернета может являться организация «Права человека» («Derechos humanos»), основанная в 1995 г. Это первая правозащитная организация, осознавшая, что Интернет представляет собой наиболее эффективное средство борьбы с нарушениями прав человека, позволяющее обращаться к общественности напрямую, и потому основная деятельность «Derechos humanos» сосредоточена в интернет-пространстве. «Derechos humanos» сотрудничает с правозащитными организациями Латинской Америки и всего мира, распространяя точную и своевременную информацию в сфере защиты прав человека и
■ Политология
создавая возможности для оказания помо- организации против пыток и глобальной щи. Организация также координирует ве- кампании интернет свободы [10]. дение ряда правозащитных адресных Таким образом, можно выделить не-
справочников, публикует интернет-журнал сколько основных функций МНПО в сфе-по вопросам прав человека, ведет работу ре прав человека: информационная (орга-по сохранению памяти об «исчезнувших» низации собирают информацию о наруше-(проект Исчез) и добивается восстановле- ниях прав человека и передают ее МПО), ния справедливости по отношению к ним просветительская (организации осуществи их семьям. Derechos работает со своей ляют альтернативное образование в сфере дочерней организацией Equipo Nizkor в прав человека), социальная (конкретные Испании и является членом Всемирной программы, цель которых - помощь определенным слоям населения).
Библиографический список
1. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации / под ред. Проф. П.А. Цыганкова. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. - 320 с.
2. Устав ООН // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter 10 .shtml
3. Nowak M. Human rights. Handbook for parliamentarians № 26. - Geneva: InterParliamentary Union, 2016. - 237 р.
4. Всеобщая декларация прав человека // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
5. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. -М.: Норма, 2009. - 288 с.
6. Органы ООН по правам человека // Управление Верховного комиссара по правам человека // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ohchr.org/RU/HRBodies/Pages/HumanRightsBodies.aspx
7. Amnesty International: официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.amnesty.org/en/who-we-are
8. Говори правду власти [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://rfkcenter. org/ speak-truth-to-power
9. Права человека Роберта Ф. Кеннеди: официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rfkhumanrights.org/
10. Derechos humanos: официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.derechos.org/
INTERNATIONAL ORGANIZATIONS AS ACTORS OF MODERN INTERNATIONAL
RELATIONS
V.A. Antontseva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Tver State University (Russia, Tver)
Abstract. The article is devoted to such aspect of modern international relations as increasing the role of non-state actors. The most influential non-state actors are international organizations. In recent decades, the influence of not only international intergovernmental organizations but also international non-governmental organizations has been increasing. Their impact on world politics is mostly indirect, and their functions are informational, educational and social. The role of international non-governmental organizations is considered on the example of organizations in the field of human rights protection.
Keywords: international relations, non-state actors of the international relations, international organizations, functions of international non-governmental organizations, human rights.