i
5. Приказ Генпрокуратуры России от 7 12.2007 №195 (ред. от 21.12.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. - 2008. - №3.
6. Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 №114 (ред. от 16.09.2020) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - 2010. - №6.
7. Ефанова А.В. О проблемах прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве / А.В. Ефанова // Судебная власть и уголовный процесс. - 2016. - №4. - С. 40-47.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-Ф3 (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
9. Карягина Д.В. Средства прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном процессе / Д.В. Ка-рягина // Universum: экономика и юриспруденция. - 2022. - №3 (90). - С. 49-53.
10. 10. Спирин A.B. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: вопросы теории, практики, законодательного регулирования: дис. канд. юрид. наук / А.В. Спирин. - Екатеринбург. 2014. - 273 с.
УДК 34
DOI 10.21661/r-559681
Сердюков С.О.
Способы защиты прав архитектора в РФ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению актуальных в настоящее время способов защиты прав архитектора в РФ. Неуклонный рост количества исков по защите авторских прав, в частности в архитектуре, ведет к тому, что начинает складываться судебная практика в данном вопросе. Однако, далеко не все архитекторы осведомлены о том, что судебная защита - это далеко не единственный способ защитить свои права.
I
Ключевые слова: архитектор, защита прав, союз архитекторов, авторские права, судебная защита, депонирование, судебная статистика.
В настоящее время архитектор в процессе строительства сталкивается с проблемой точной реализации его проекта в жизнь, так как зачастую не располагает возможностью влияния на формирование обстоятельств строительства в силу незнания законодательства и правоприменения, а также недостаточно чёткого профессионального, правового статуса и материального положения. В итоге между заказчиком, работодателем и архитектором практически отсутствует реальное равенство, а значит и подлинная свобода творчества. Реализация прав архитектора и предупреждение возможных нарушений его авторских прав напрямую зависят от понимания и усвоения некоторых основ гражданского законодательства и судебной практики, а также совершенствования законодательства с учётом решений высших судов.
Архитектурная деятельность относится к профессиональной деятельности архитекторов, связанной с созданием архитектурных сооружений. Сюда входит весь творческий процесс проектирования архитектурных проектов, надзор за разработкой всей необходимой про-ектно-сметной документации для нового строительства или реконструкции, надзор за процессом строительства архитектурных сооружений, а также охватывает работу организаций, обеспечивающих и содействующих профессиональной деятельности архитекторов [3].
Создатель архитектурного произведения вкладывает большие усилия в воплощение своего творческого видения в жизнь, в процессе его создания. В результате участие архитектора имеет решающее значение на всех этапах реализации проекта, включая авторский контроль и авторский надзор в процессе возведения архитектурного сооружения.
Статистика судебной практики показывает, что за последние пять лет с 2018 по 2022 каждый год растет количество исков по защите интеллектуальной собственности. Статистика представлена на рис. 1.
Рис. 1. Количество исков по защите интеллектуальной собственности
В 2022 году дела по защите авторских прав составили больше половины всех рассмотренных дел по нарушениям прав на интеллектуальную собственность -56,5% (рис. 2), что характеризует динамику количества рассматриваемых судом дел в сфере авторских и смежных с авторскими прав как стабильно положительную.
■ О )ЭЩНТС аггторсли:
■ Иные- дела, свяын»
М1лгитуальнюй собствен ноет
■ О защипе при» на средств« имд*вндуализ4ц»х
■ О защите права, смежны* с авторскими
■ О защите II
■ О защите пр»в» мр (С*Р*Т произп-зд-гтва 4нву-к«у1
Рис. 2. Статистика рассмотренных судами дел
по защите авторских прав Статистика судебной практики показывает, что сфера защиты интеллектуальной собственности в России продемонстрировала огромный скачок. В 2020 и 2021 годах размеры штрафов снизились, что может быть спровоцировано кризисом российской экономики, вызванным эпидемией СОУГО-19. Истцы стали активнее использовать суд, чтобы отстаивать свои права, а объекты интеллектуальной собственности стали активнее использоваться в сфере малого предпринимательства. Дела по защите авторских прав лидируют по количеству всех рассматриваемых дел по нарушениям прав на интеллектуальную собственность. Этому способствует развитие сектора креативной экономики и возрастание популярности цифрового искусства.
Права архитектора можно разделить на две большие группы: личные неимущественные (те, которые не связаны с экономическими выгодами и неотделимы от личности автора) и имущественные (при реализации этих прав автор получает прибыль) [4].
Согласно п. 2 ст. 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации автору произведения принадлежат следующие права:1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование [1]. Перечисленные права распространяются и на авторов произведения архитектуры. Данный перечень также расширяется положениями Федерального закона «Об архитектурной деятельности», который добавляет еще существенное количество в общую копилку прав архитектора [2]. Поэтому, неудивительным является тот факт, что архитекторы, имея такое весомое количество прав, рано или поздно подвергаются ущемлению в них или вовсе нарушению.
Проблема ущемления прав архитектора видится, как минимум, в нескольких аспектах. Во-первых, это проблема конфликта интересов между собственником здания и архитектором. Собственник здания делает ре-
конструкцию, получает все публичные согласования и перепланирует на свое усмотрение. И никто автора-архитектора не спрашивает, а ведь, когда создавался проект - был творческий замысел, комбинаторика элементов, определенный стиль. Как следствие - авторский замысел нарушен, архитектурное сооружение имеет уже иной вид, что, в общем и целом, нарушает авторские права на него. Вторым моментом является то, что собственники здания равнодушно относятся к содержанию здания, несмотря на предписания закона. Здание разрушается - как произведение архитектуры. От этого страдают все и собственники, и архитектор [5].
В этой связи актуальным является вопрос рассмотрению существующих способов защиты прав архитектора. Рассмотрим все существующие варианты.
1. Обращение в союз архитекторов.
Существует как Союз архитекторов России, так и
региональные союзы. Они являются профессиональным творческим общественным объединением. С целью оказания своим членам правовой поддержки Союз архитекторов России организует бесплатные юридические консультации по оформлению трудовых и гражданско-правовых договоров с сотрудниками и специалистами организации, оформлению профессиональных договорных отношений (составление и корректировка договоров подряда); участию в профессиональных тендерах и конкурсах; оформлению и защите авторских прав. В рамках подразделения судебных экспертов в СА был создан реестр Российского авторского общества (далее - РАО). Реестр РАО - это сведения о правообладателях, правах, переданных РАО в управление, а также произведениях, размещенных на сайте РАО, за исключением сведений о правах и (или) произведениях, исключенных из управления РАО в установленном порядке. Настоящий Реестр является базой данных. Права РАО, как изготовителя базы данных, охраняются в соответствии со статьями 1333-1336 Гражданского кодекса РФ. На основании государственной аккредитации, полученной РАО в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ, РАО осуществляет управление правами не только тех правообладателей, которые включены в настоящий реестр, но и правами правообладателей, не передавших РАО свои права в управление.
2. Депонирование произведения архитектуры как объекта авторского права.
Депонирование и учет объектов авторского права - процедура, добровольной регистрации экземпляра произведения в специальном реестре с выдачей свидетельства и хранения данного экземпляра для подтверждения даты депонирования в случае возникновения судебных споров. В юридическом смысле депонирование представляет собой процесс организованного хранения объектов интеллектуальной собственности для последующей защиты законных интересов правообладателя. Результат депонирования авторских прав заключается в получении специального свидетельства, которое подтверждает, что в конкретный момент времени (в определенную дату) объект авторского права
существовал в определенной форме, а также указывает, кто обратился с заявлением на депонирование объекта.
Однако, на данный момент судебная практика далеко не всегда учитывает данный способ защиты права как существенный. Так, СК по экономическим спорам ВС РФ отменила ранее вынесенные решения, определив, что факт депонирования произведений подтверждает лишь существование таких объектов авторского права на момент депонирования, но само по себе не подтверждает право авторства на эти объекты (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2020 г. №305-ЭС20-8198 по делу № А40-46622/2019). СК по экономическим спорам ВС РФ напомнила, что само авторское право на произведение возникает в силу факта создания объекта, отвечающего условиям охраноспособности: являющегося результатом творческого труда автора и выраженного в объективной форме. А депонирование произведения представляет собой добровольную процедуру, которая не предусмотрена законом. При этом с ней закон не связывает наступление каких-либо последствий. «Депонирование лишь подтверждает существование в определенный момент времени экземпляра определенного произведения. С фактом депонирования произведения не связывается установленная ст. 1257 ГК РФ презумпция, согласно которой лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное» - заключил ВС РФ. При этом, по мнению ВС РФ, положения ГК РФ предусматривают возникновение презумпции авторства в случае, если лицо указано в качестве автора на экземпляре произведения или в Реестре программ для ЭВМ или баз данных - иные источники, подтверждающие презумпцию авторства, законом не установлены.
Следует отметить, что существуют и иные судебные решения, который поддерживают сформировавшуюся позицию СК ВС РФ (Решение АС Костромской области от 12 мая 2021 года № А31-12104/2020; Решение от 13 сентября 2022 г. по делу № А21-2509/2022. Арбитражный суд Калининградской области (АС Калининградской области).
Таким образом, депонирование не является доказательством презумпции авторства - такой вариант обеспечения доказательств может быть использован только как один из видов доказательств.
3. Мониторинг рынка.
Постоянный мониторинг рынка, во-первых, хорош даже чисто исходя из профессиональных соображений,
а, во-вторых, таким образом, можно отыскать и случайно найти собственные проекты. Получается, что в этом случае весь спектр данного способа защиты ложится на плечи самого архитектора, однако, безусловно, нельзя отрицать, что главным заинтересованным лицом в защите своих прав является само это лицо.
4. Массовое распространение своего проекта всеми возможными способами.
Данный способ призывает архитекторов выступать со своими произведениями архитектуры на различных конференциях, выставках, печататься в периодических изданиях, каталогах, которые документально подтвердят, во-первых, кому именно принадлежит авторство проекта - то есть ответят на вопрос об имени автора, а, во-вторых, позволят определить и наиболее раннюю дату создания архитектурного проекта - таким образом можно будет установить, кто же раньше создал данный проект.
5. Судебная защита.
Безусловно, на данный момент самый распространенный, но однозначно нельзя сказать, что самый эффективный способ защиты прав архитектора. В России судебная практика по делам о защите авторских прав архитекторов минимальна, но имеющиеся решения демонстрируют, что в качестве результата судебной защиты правообладатель-архитектор может получить компенсацию за нарушение прав, а также требовать сноса объектов, построенных с нарушением авторских прав. Однако, это происходит крайне редко, практически в исключительных случаях. Из-за этого возникает вполне логичный вопрос: почему же обращаясь в суд архитекторы не получают должной защиты? Как видится, ответов на него несколько. Прежде всего это отсутствие должного понимания действующего законодательства в области архитектурной деятельности у судей. Существует необходимость обращаться к научно-консультационному совету, который существует при каждом арбитражном суде и проводить просветительскую работу с судьями в данном направлении.
Практически полное отсутствие экспертов и экспертных организаций, а они являются очень важной частью в доказательственной базе по спорам об архитектурной деятельности. Так, при СА их всего 7 человек, что конечно крайне мало. И в заключение, зачастую нецелесообразность оспаривания в судебном порядке, попросту из-за дороговизны. Судебные процессы могут затянуться на годы, стоить приличных сумм и не привести к ожидаемому результату, поэтому у архитекторов встает вопрос о целесообразности данных действий.
Литература
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 №230-Ф3.
2. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 №169-ФЗ.
3. Воронина М.Д. Права автора произведения архитектуры на авторский контроль и надзор / М.Д. Воронина // Архитектура, градостроительство и дизайн. - 2021. - №3 (29). - С. 33-40.
4. Новоселова Л.А. Значение и функции регистрации авторских прав в России и за рубежом / Л.А. Новоселова, О.А. Руза-кова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2017. - С. 11-13.
5. Шеленговский П.Г. Авторское право: правовые основы современной защиты / П.Г. Шеленговский // Право. Экономика. Психология. - 2018. - №4 (12). - С. 17-23.