Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, АРХИТЕКТУРЕ И ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЯХ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, АРХИТЕКТУРЕ И ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
архитектура / строительство / промышленный образец / авторское право.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гущин В. В.

Повсеместная цифровизация существенно повлияла на все сферы жизнедеятельности человека. Удобство и быстрота получения знаний тренд, охарактеризовавший современность. Однако такая легкость получения информации имеет и обратную сторону. Увидев изображение здания в сети, архитектор может воспроизвести внешний его вид, находясь на другом конце земного шара. Стремясь защитить результаты интеллектуальной деятельности, архитекторы и дизайнеры рассматривают различные правовые механизмы. Рассмотрены вопросы коллизий правовой охраны дизайнерских решений в архитектурно-строительной деятельности с позиции права интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, АРХИТЕКТУРЕ И ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЯХ»

О^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-10-413-418 ГУЩИН Василий Васильевич,

NIION: 2018-0076-10/21-303 профессор кафедры

MOSURED: 77/27-023-2021 -10-502 гражданского и предпринимательского права

Российской государственной академии интеллектуальной собственности, доктор юридических наук, профессор, е-mail: mail@law-books.ru

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, АРХИТЕКТУРЕ И ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЯХ

Аннотация. Повсеместная цифровизация существенно повлияла на все сферы жизнедеятельности человека. Удобство и быстрота получения знаний - тренд, охарактеризовавший современность. Однако такая легкость получения информации имеет и обратную сторону. Увидев изображение здания в сети, архитектор может воспроизвести внешний его вид, находясь на другом конце земного шара. Стремясь защитить результаты интеллектуальной деятельности, архитекторы и дизайнеры рассматривают различные правовые механизмы. Рассмотрены вопросы коллизий правовой охраны дизайнерских решений в архитектурно-строительной деятельности с позиции права интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: архитектура, строительство, промышленный образец, авторское право.

GUSHCHIN VasiliyVasilyevich,

professor of the departmentcivil and business law Russian State Academyof Intellectual Property, doctoroflaw, professor,

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS IN CONSTRUCTION, ARCHITECTURE AND ENGINEERING SOLUTIONS

Annotation. Ubiquitous digitalization has significantly affected all spheres of human activity. Convenience and speed of obtaining knowledge is a trend that has characterized modernity. However, this ease of obtaining information has a downside. After seeing an image of a building on the web, an architect can reproduce its appearance from the other side of the globe. In an effort to protect the results of intellectual activity, architects and designers are considering various legal mechanisms. The issues of conflicts of legal protection of design solutions in architectural and construction activities from the perspective of intellectual property rights are considered.

Key words: architecture, construction, industrial design, copyright.

Развитие интеллектуальных прав исходит из того, что в России в основном сложилось экономически, социально и логически обоснованное и в целом оправдавшее себя современное законодательство в области интеллектуальных права. Основой и ядром этого законодательства стал Гражданский кодекс Российской федерации, который представляет собой систему принципиальных и наиболее важных правовых норм, являющихся в значительной части общими для всего законодательства в области интеллектуальных права и, в частности, в строительстве, архитектуре и инженерных решениях.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

IV часть Гражданский кодекс Российской федерации прошла проверку временем, обширной практикой применения (прежде всего судами) и объективной доктринальной оценкой. Интересы стабильности гражданско-правового регулирования интеллектуальных прав требуют поддержания основополагающей роли ГК в системе гражданского законодательства.

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав, одновременно могут иметь признаки и соответствовать условиям патентоспо-

собности объектов патентного права - промышленных образцов.

В письме Федеральной антимонопольной службы России от 31.07.2013 № АК/29883/13 «О разъяснении законодательства»указывается, что объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение. Данный вывод содержится в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 № 09АП-44361/2016, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15. Суды в решении Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2016 по делу № А40-214554/2015, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 и Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 24.01.2017 по тому же делу, Определении Верховного Суда РФ от 24.04.2017 № 305-ЭС17-3662, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, в том числе условия договора на выполнение проектных работ, установили, что спорная рабочая документация не содержит в себе объекта, охраняемого авторским правом, поскольку является документацией, сопутствующей последующей реализации замысла, положенного в основу архитектурного проекта.

В свою очередь, статьей 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что архитектурным проектом является архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.

При этом под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте.

Статья 1228 ГК РФ признает автором результата интеллектуальной деятельности гражданина, творческим трудом которого создан такой результат. Право авторства, право на имя и иные личные

неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Таким образом, творцом произведения может быть только физическое лицо; конструкция статьи 1228ГК РФ не допускает признания автором интеллектуальной деятельности юридического лица. На это, в частности, указывается в ряде судебных решений (см., например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2016 № С01-1141/2016 по делу № А32-3236/2016).

В силу требований п. 3 ст. 1227 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

В силу пункта 1 статьи 1297 ГК РФ исключительное право на произведение, созданное при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание такого произведения, принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Согласно подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК РФ практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта считается использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.По общему правилу, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения. Исключением являются случаи, перечисленные в п. 1 ст. 1273 ГК РФ, среди которых - воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений.

Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

этого места (п. 2 ст. 1276 Гражданского кодекса РФ).В статье 1294 ГК РФ определены следующие права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства:

- использовать свое произведение, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта;

- если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект, использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта, если договором не предусмотрено иное;

- право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта;

- право требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Как видим, исходя из указанных требований не подлежит пересмотру в договоре только право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта.Право на авторский контроль помещено законодателем среди имущественных прав, но по содержанию таковым не является, имея своей целью при реализации создать дополнительную правовую защиту от искажения авторского замысла и целостности произведения. Это право участия в реализации проекта его автора (и только автора), которое не предназначено для передачи другому лицу. Таким образом, в рамках права на использование произведения (имущественного права) сформировано самостоятельное право, не носящее имущественный характер, а потому с учетом его правовой природы за его нарушение не может применяться компенсационный механизм, предусмотренный при нарушении имущественных прав автора.

Согласно пункту 1 статьи 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Для целей установления факта наличия (отсутствия) неправомерного использования архитектурного произведения необходимо выяв-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ление в спорном объекте идеи, замысла (архитектурного решения) и сравнение его с архитектурным решением, воплощенным в охраняемом объекте, независимо от того, какую объективную форму (архитектурного проекта или архитектурного объекта) имели сравниваемые решения. Произведения архитектуры, охраняемые авторским правом, имеют двойственную природу - это и архитектурные проекты, и объекты, которые построены по этим проектам, - здания, сооружения.

Право автора проекта на неприкосновенность произведения может вступить в конфликт с правами собственника недвижимого имущества -здания или сооружения, возведенного по архитектурному проекту, а также с интересами третьих лиц, жизнь и здоровье которых может пострадать в случае разрушения объекта архитектуры.

В США Законом об охране авторских прав на произведения архитектуры 1990 г. (Architectural works copyright protection act - AWCPA) автор-ско-правовая охрана была распространена на здания, которые ранее в США авторским правом не охранялись по причине своей утилитарности. AWCPA предусмотрел разделение прав между архитектором и собственником здания (права на изменение и снос). Таким образом, хотя авторские права на здание и получили признание, они значительно ограничены за счет предоставления собственнику правомочий изменения и сноса без согласия правообладателя, а также за счет серьезных ограничений возможностей правообладателя запрещать воспроизведение (например, фото- и видеосъемку) и создание производных произведений. У правообладателя отсутствует право запрещать изготовление, распространение и публичную демонстрацию изображений здания, если оно находится в публичном месте или может быть видно оттуда без специальных приспособлений. Причем это ограничение распространяется и на случаи коммерческого использования изображения.

М. Паркер в своей статье «Старая добрая наколка» предлагает довольно неожиданную аналогию между этим конфликтом прав и возможным конфликтом прав автора и носителя татуировки: за автором сохраняются права самостоятельно использовать свой рисунок, но он не может запрещать носителю татуировки появляться где бы то ни было и демонстрировать свою татуировку, а также не вправе претендовать на какую-либо денежную компенсацию или долю от прибыли, получаемой от коммерческой деятельности, в ходе которой демонстрируется татуировка. Не вправе он и воспрепятствовать изменению или удалению татуировки, равно как требовать ее изменения или удаления. И эти правила не могут

быть изменены никаким лицензионным договором. Единственное, что можно требовать от носителя татуировки, - это не лгать о том, кто является ее автором[1].Российское законодательство также предусматривает специальные случаи свободного использования произведений архитектуры (наравне с произведениями градостроительства и садово-паркового искусства) дополнительно к случаям свободного использования произведений изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения (п. 2 ст. 1276 ГК). При сопоставлении п. 1 и 2 данной статьи легко увидеть, что возможности свободного использования для произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства шире, нежели для иных произведений изобразительного искусства.

Согласно действующему законодательству промышленный образец соответствует условию патентоспособности «оригинальность», если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия. Признаки промышленного образца, обусловленные исключительно технической функцией изделия, при проверке оригинальности, как и при проверке новизны, во внимание не принимаются.Проверка промышленного образца на новизну и оригинальность проводится с учетом всех ранее выданных патентов, то есть не только патентов на промышленные образцы, но и на изобретения, полезные модели. Не регистрируются в виде промышленных образцов разработки, если их существенные признаки полностью обусловлены техническими функциями, а также решения внешнего вида, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно производителя или места изготовления изделия. Хотелось бы отметить, что в старой редакции ГК РФ ст. 1352 ограничивала возможность получения патента на объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений.

Но Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключил данный пункт, из чего можно сделать вывод, что на объекты архитектуры и строительства как на промышленные образцы патент получить можно.В соответствии с Международной классификацией промышленных образцов (далее - МКПО) выдача патента на промышленный образец возможна для различных элементов архитектурно-строительной отрасли - сооружений, построек, строения, их частей, интерьеров и т.д. Например, здания, а также макеты зданий - класс 25-03, фасады зданий - класс 25-01, интерьеры класс 32-00 и др.

Право на получение патента на промышленный образец принадлежит автору или коллективу соавторов. Ими могут быть только физические лица, чья творческая деятельность послужила созданию дизайнерского решения. При этом правообладателями (заявителями на стадии делопроизводства) могут быть как юридические, так и физические лица. Их количество не ограничивается. Патент на промышленный образец обеспечивает охрану в течение 5 лет, далее возможно последующее продление на 5 лет, но общий период действия патента не может превышать 25 лет. После чего промышленный образец становится общественным достоянием. В то же время глава 70 ГК РФ устанавливает, что авторское право на тот же объект - действует на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Получается, что, к примеру, проект многоэтажного жилого комплекса, на который получен патент, через 25 лет может воспроизводить (строить) любая строительная компания без заключения договора с автором, так как этот проект - общественное достояние, в то время как автор, ссылаясь на главу 70 ГК РФ, имеет право подать на застройщика в суд и доказать свои авторские права.

Также считаем необходимым обратить внимание еще на один существенный признак, который не учтен законодателем, а именно - различные необходимые для строительства условия. К таким условиям можно отнести ландшафт. Ландшафт - это конкретный природно-территориаль-ный комплекс, являющийся неповторимым за счет сочетания неровностей земной поверхности, расположенной растительности.Различают несколько видов ландшафта, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельности, происходящей на них. Одни используют в качестве выращивания агрокультур. Другие для строительства населенных пунктов и т.д.

По нашему мнению, необходимо обратить внимание на то, что отдельные специалисты ставят под сомнение возможность выдачи патента на промышленные образцы, представляющие собой здания, макеты зданий (класс 25-03 МКПО), фасадов зданий (класс 25-01МКПО) и пр., не связывая их с особенностями ландшафта. Так, например, состав почвы может оказать существенное влияние на проектирование здания в целом, включая его внешний облик.Вместе с тем, в условиях демократического правового государства свобода и многовариантность экономического поведения участников гражданского оборота в строительстве, архитектуре и инженерных решениях, практика показала, что их правовое регулирование регламентируется разноотраслевым законодательством, сочетающим в себе как частноправовые, так и публично-правовые начала.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Во-первых, отношения по архитектурно-строительному планированию регламентируются законодательством о градостроительной деятельности, и прежде всего Градостроительны кодексом РФ.

Во-вторых, отдельные виды обязательств, возникающие в том числе из договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, регламентируются Гражданским кодексов РФ.

В-третьих, при проектировании различных видов объектов капитального строительства отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, регламентируются законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами. Кроме того, к отношениям по архитектурно-строительному проектированию применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации.В тоже время, научно-технический прогресс вообще и непрерывно нарастающие возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей в частности диктуют необходимость постоянного совершенствования законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных правах). Сказанным определяются основные цели и соответствующие этим целям основные направления развития российского законодательства в области интеллектуальных прав. В основе формирования этих направлений является выявление и обобщение многочисленных конкретных потребностей совершенствования законодательства в области интеллектуальных прав.

К настоящему времени назрела необходимость рассмотрения:

- объектом авторского права - архитектурную часть документации, в которой выражено архитектурное решение. Архитектурное решение, подлежащее защите должно комплексно учитывать все необходимые требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документа-

ции для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;

- правового статуса автора произведения архитектуры, градостроительства;

- использования авторских прав;

- реализации права на осуществление авторского контроля;

- гражданско-правовая ответственности и компенсации за нарушения авторских прав в строительстве, архитектуре и инженерных решениях;

- свободного использования произведение архитектуры.

В круг отношений в области интеллектуальных права в строительстве, архитектуре и инженерных решений следует включить градостроительные отношения. Действительно, градостроительные правоотношения охватывают весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в процессе развития и застройки различных территорий, которые включают в себя многие виды деятельности различных субъектов, но объединенные тем не менее одним понятием, которое Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как "градостроительную деятельность", подразделяя ее на отдельные виды. Перечень видов градостроительной деятельности сформулирован как исчерпывающий, однако может дополняться федеральными законами в зависимости от потребности урегулировать законодательно и другие виды общественных отношений, связанных с использованием и развитием территорий.

В не меньшей степени необходимо создание комплекса взаимосвязанных институтов вещного права и права интеллектуальной собственности, имеющих своей основой право собственности и объединенных развернутой системой общих норм вещного права. Несмотря на то что в условиях демократического общества, развитого рынка и правового государства эти институты должны составлять основу и ядро стабильности гражданского права, в действующем законодательстве многие из них отсутствуют, а другие лишь намечены «пунктирно» с серьезными при этом искажениями.

Таким образом, это будет направлено на развитие законодательства интеллектуальных прав в строительстве, архитектуре и инженерных решениях непосредственной целью которых является обеспечение стабильности правового регулирования и устойчивости гражданского оборота.

Список литературы:

[1]Parker M.W. That old familiar sting: tattoos, publicity, and copyright // John Marshall review of intellectual property law. L., 2016. Vol. 15. # 4. P. 762 - 779.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.