Научная статья на тему 'Субъекты архитектурно-градостроительной деятельности'

Субъекты архитектурно-градостроительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ARCHITECTURAL ACTIVITY SUBJECTS / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В АРХИТЕКТУРЕ / SOCIAL COLLABORATION IN ARCHITECTURE / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL ARCHITECTURAL EDUCATION / MULTIDISCIPLINARY COLLABORATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Топчий Ирина Владимировна

Статья посвящена исследованию законодательно определенному и фактическому составу субъектов архитектурной деятельности, их роли в архитектурном проектировании. Российское законодательство определяет состав участников архитектурной деятельности, распределяя ответственность между профессиональными участниками (архитекторами, ландшафтными архитекторами, градостроителями и другими участниками авторских коллективов) и непрофессиональными участниками -представителями гражданского общества. Социальные конфликты, возникающие в процессе реализации проектов, свидетельствуют о недостатках правового регулирования данного вопроса. В статье рассмотрены возможности снижения рисков социальных конфликтов за счет усиления межпрофессиональных и общественно-профессиональных коммуникаций в процессе проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF ARCHITECTURAL AND URBAN DEVELOPMENT PROCESS

The article is devoted to legislatively specified and actual list of sublects involved to architectural activity and their role in architectural design. Russian legislation defines the number of architectural activity participants, pointing out areas of responsibility between professional authorities (by the architects, landscape architects, urban planners and other participants of architectural teams) and non-professional participants representatives citizens and local neighbourhoods. Social conflicts provoked by projects implementation shows the lack of the legal regulation of this issue. In the article possibility of reducing the risk of social conflict by increasing inter-professional and public-professional communication in the process of projects design and implementation is discussed.

Текст научной работы на тему «Субъекты архитектурно-градостроительной деятельности»

СУБЪЕКТЫ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 72.06 ББК 85.11в7

И.В. Топчий

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Статья посвящена исследованию законодательно определенному и фактическому составу субъектов архитектурной деятельности, их роли в архитектурном проектировании. Российское законодательство определяет состав участников архитектурной деятельности, распределяя ответственность между профессиональными участниками (архитекторами, ландшафтными архитекторами, градостроителями и другими участниками авторских коллективов) и непрофессиональными участниками -представителями гражданского общества. Социальные конфликты, возникающие в процессе реализации проектов, свидетельствуют о недостатках правового регулирования данного вопроса. В статье рассмотрены возможности снижения рисков социальных конфликтов за счет усиления межпрофессиональных и общественно-профессиональных коммуникаций в процессе проектирования.

Ключевые слова: субъекты архитектурной деятельности, общественное взаимодействие в архитектуре, междисциплинарное взаимодействие, дополнительное архитектурное образование

SUBJECTS OF ARCHITECTURAL AND URBAN DEVELOPMENT PROCESS

I. Topchiy

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article is devoted to legislatively specified and actual list of sublects involved to architectural activity and their role in architectural design. Russian legislation defines the number of architectural activity participants, pointing out areas of responsibility between professional authorities (by the architects, landscape architects, urban planners and other participants of architectural teams) and non-professional participants - representatives citizens and local neighbourhoods. Social conflicts provoked by projects implementation shows the lack of the legal regulation of this issue. In the article possibility of reducing the risk of social conflict by increasing inter-professional and public-professional communication in the process of projects design and implementation is discussed.

Keywords: Architectural activity subjects, social collaboration in architecture, multidisciplinary collaboration, additional architectural education

Актуальной задачей современной архитектуры и градостроительства является обеспечение устойчивого развития территорий за счет снижения рисков социальных конфликтов, вызванных недостаточным учетом интересов социальных групп и отдельных

граждан. Участие граждан в принятии решений в проектах переустройства пространственной среды закреплено законодательно, но часто проводится формально, без должного согласования, что приводит к социальным конфликтам. Другая проблема архитектурной практики состоит в слабых междисциплинарных и межпрофессиональных связях, которые моделируются и закладываются в процессе профессионального образования и развиваются в процессе профессиональной деятельности архитекторов.

I. Архитектурное законодательство о субъектах архитектурной деятельности

Ответственность за результаты архитектурного проектирования определена в архитектурно-градостроительном и трудовом законодательстве.

С точки зрения авторского права, данного в 4-й части Гражданского кодекса РФ, авторами произведения науки, литературы и искусства, в том числе, произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (в виде проектов, чертежей, изображений и макетов), независимо от их достоинств, признаются лица, чьи результаты интеллектуальной деятельности привели к созданию объекта авторского права. Авторы произведений являются субъектами авторского права (Гражданский Кодекс РФ, ст. 1259). При этом сложившиеся правила корпоративной этики основаны на доверии. Доказательствами авторства являются фамилии и подписи, стоящие на чертежах. Авторские свидетельства на проектирование оформляются редко, несмотря на то, что такой механизм существует. В 2012 году в Союзе архитекторов РФ был создан Реестр произведений архитектуры, в чьи задачи входило оформление авторских свидетельств и внесение в записей об авторах в Реестр произведений архитекторов. Целью этой работы была помощь в досудебном урегулировании конфликтов в области авторского права в архитектуре, помощь в досудебном разрешений конфликтов.

За четыре прошедших года было оформлено не более двух десятков свидетельств об авторстве на произведения архитектуры, что подтверждает нежелание прояснять ситуацию прав авторов на произведения, и, соответственно, распределение ответственности за результаты архитектурной деятельности.

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» ^ 169-ФЗ от 17.11.1995 г.), определяет права и ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность. Российское архитектурно-градостроительное законодательство предусматривает участие в проектировании физических и юридических лиц, архитекторов, градостроителей и всех специалистов, которые привлекаются к проектированию и предпроектным разработкам, экспертизу проектных предложений. Понятие «архитектурная деятельность» в ФЗ «Об архитектурной деятельности» определено как «профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее - документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов».

Архитектурной деятельностью признается профессиональная деятельность граждан (архитекторов), в результате которой создаются произведения архитектуры, включая стадии его создания, такие как «координация действий разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов». В проекте новой редакции закона «Об архитектурной деятельности в РФ», предложенной в 2015 году Союзом Российских архитекторов, была акцентирована ответственность архитектора за качество принимаемых решений, в том числе и за координацию участников архитектурной деятельности.

Новая редакция Закона отразила изменения в социальной, экономической и политической жизни страны, в том числе, вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), включая подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС). В ГАТС содержатся перечни услуг в области архитектуры, в том числе предпроектные исследования и консультации (671100) и Архитектурное проектирование (8671200), косвенно указывающие на состав субъектов архитектурной деятельности.

Систематизированные нормы архитектурно-строительной отрасли содержит «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (ГрК РФ N 190-ФЗ). В ГрК РФ содержится определение градостроительной деятельности, как «деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений».

В зависимости от характера объекта проектирования к предпропроектным разработкам, включающим проведение архитектурных конкурсов, могут быть привлечены представители других профессий, обеспечивающих достоверность, объективность и глубину проработки проектного предложения. Таким образом, вклад всех «профессиональных» субъектов архитектурной деятельности в предпроектные разработки может быть оценен как авторский вклад в создание архитектурного произведения. В этом случае участниками архитектурного проектирования становятся не только архитекторы, но и представители других профессий, они несут консолидированную ответственность за результат.

Участников архитектурной деятельности, чьи результаты интеллектуальной деятельности являются охраноспособными и могут быть защищены авторским правом, следует отнести к профессиональным субъектам архитектурной деятельности (Рис. 1).

Рис. 1. Вариативная схема взаимодействия «профессиональных» участников архитектурно-градостроительной деятельности (Топчий И.В., автор)

В соответствии с ГрК РФ к субъектам градостроительных отношений отнесены: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования,

физические и юридические лица и выступающие от их лица соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Их деятельность не предполагает создание объектов авторского права, в связи с чем, можно отнести их к непрофессиональным участникам архитектурно-градостроительной деятельности (АГД) (Рис. 2).

В Градостроительном кодексе РФ предусматривается участие профессиональных экспертов и представителей общества в оценке проектных предложений (№ 190 ФЗ «Градостроительный кодекс РФ», ст.24). Это обстоятельство позволяет включать в состав субъектов АГД непрофессиональных участников (физических и юридических лиц), не являющихся авторами проекта (Рис. 2).

Рис. 2. Участники архитектурной деятельности, не являющиеся авторами проекта (Топчий И.В., автор)

Демаркационная линия между профессиональными и непрофессиональными участниками АГД определяется правовыми отношениями между ними. К профессиональным субъектам АГД следует отнести руководителя и членов авторского коллектива, в том числе архитекторов, инженеров и представителей других специальностей, права которых закреплены авторскими договорами. Членов экспертных советов, участвующие в процедурах согласования и утверждения проектов и несущие за это юридическую ответственность, также следует считать профессиональными участниками АГД. Определение и утверждение состава экспертов регламентировано и документально утверждено, как и их квалификация.

Состав группы непрофессиональных участников АГД формируется на основе их личных интересов и чувствований по отношению к объекту АГД. Независимо от профессиональной принадлежности и общественного статуса, непрофессиональными участникам АГД следует считать субъектов, чье участие и ответственность не регламентируются трудовым законодательством.

II. Анализ проектной практики и теории

Рассмотрим смысл взаимодействия профессиональных и непрофессиональных субъектов АГД на примере согласования проекта «знакового» здания северной столицы -

офисного здания Газпрома «Охта-центр» в Санкт-Петербурге. Проект комплекса, первоначально располагавшийся на берегу Невы, получил поддержку от городских властей, но был подвергнут критике со стороны общественности и специалистов за нарушение силуэта исторической части города. Возникший социальный конфликт был решен при участии большого числа заинтересованных лиц, большинство из которых хотя и являются профессиональными архитекторами, не имели прямого отношения к данному проекту, то есть не могут быть признаны «профессиональными участниками» данной АГД.

В результате длительной дискуссии, площадка, выбранная для строительства центра, была перенесена в удаленный район города - Лахту, где не будет ощущаться визуальная связь с доминантами центра города (Рис. 3).

Рис. 3. Ориентировочная оценка видимости общественно-делового комплекса группы компаний ОАО «Газпром» и «Газпромнефть», размещенного на участке в районе Лахты-Ольгино (по материалам официального Интернет-сайта «Лахта-Центра». - Режим доступа: http://lakhta.center/ru/press/gallery/place/?id=26)

В числе физических и юридических лиц, активно препятствовавших строительству Центра в первоначальном месте, были представители профессионального сообщества -российские и зарубежные архитекторы, обеспокоенные сохранностью историко-культурного наследия. Формы выражения протеста: отказ иностранных архитекторов -Нормана Фостера (Norman Foster), Кисё Курокавы (MJH &ЕШ), Рафаэля Виньоли (Rafael Vinoly) участвовать в жюри конкурса; отказ от участия в конкурсе со стороны российских архитекторов.

Протест со стороны ЮНЕСКО, международной организации, занимающейся защитой и охраной всемирного культурного наследия, выразился в призыве к России «приостановить работу по этому проекту и предоставить изменённые проекты в соответствии с федеральным законодательством, вместе с независимой оценкой воздействия на окружающую среду».

Негативные отзывы общественных деятелей и представителей архитектурной общественности были опубликованы в средствах массовой информации, вызвали широкий резонанс и были подхвачены оппозиционными политическими партиями. В 20092010 годах социальный конфликт перешел правовую плоскость, был разрешен, и место строительство изменилось.

Наибольший резонанс получают проекты реконструкции и приспособления зданий -объектов культурно-исторического наследия, расположенных в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга [1]. Конфликтами сопровождалась ситуации с согласованием проекта трассы-дублера Ленинградского шоссе. Не лучшим выходом является игнорирование конфликта, предпочтительным выглядит создание программы продвижения проекта, включающего образовательные семинары для непрофессиональных участников АГД.

Согласование проектов с непрофессиональными участниками АГД предусматривает Закон о городском и сельском планировании TCPA 1990 (Town and country planning Act) -основе законодательства Великобритании, обеспечивающим устойчивое развитие экономики и регламентирующее землепользование, определяются обязанности застройщика, в соответствии с которыми происходит работа и согласование проектов застройки, в том числе согласование финансовых сторон по реализации проекта и затрат на компенсацию изменений в жизни местного сообщества1 [2]. Согласование с представителями местного сообщества является важной задачей создателей проекта, которым необходимо доказать, что его реализация не нарушит уклад местной жизни.

Не случайно в Великобритании, США, Канаде и других странах практикуется тесное сотрудничество с местными общинами не только при согласовании проекта, но во время самого проектирования.

Сохраняются традиции определения состава авторов на основании решения руководителя проекта (архитектора). Что было понятно и принято в условиях социалистической демократии и централизации, но сегодня должно быть поставлено под сомнение.

Сравним архитектуру с другими направлениями творческой деятельности, где объекты авторского права являются составными произведением, включающими самостоятельные произведения - стихи, песни, музыку, костюмы, видеосюжеты и т.п. При создании кинофильмов, опер, мюзиклов и других составных произведений, авторы и соавторы закрепляются документально авторскими договорами, в которых определяются их права. Договоры заключаются до и в процессе создания произведения и определяют права авторов. Авторы и правообладатели (физические и юридические лица), входящие в состав авторского коллектива, могут заключить договор о распределении долей доходов от произведения. Данный подход должен быть применен для установления прав авторов и правообладателей при создании архитектурных проектов. Установление авторов проекта, включая размеры вклада каждого автора (в долях, в процентах) необходимо для объективной оценки результатов интеллектуальной деятельности участников авторского коллектива.

В настоящий момент таковая практика в РФ отсутствует. Данное обстоятельство создает условия для злоупотреблений при публикации проектов, подаче заявок для участия в архитектурных конкурсах и других случаях, когда требуется подтвердить уровень профессиональной квалификации.

Градостроительное законодательство большинства развитых стран предусматривает проведение общественных слушаний, процедура их организации различна в разных странах и регионах.

1 Раздел 106. Обязательные соглашения.

Необходимость нахождения баланса между частными и общественными интересами при разработке проектов реконструкции пространственной среды не вызывает сомнений. Демократизация общественной жизни, рост уровня образования и социальной активности населения подталкивает архитекторов к поиску новых форм проектирования, более тесном общении и обсуждении проектов с населением.

Одним из современных подходов к коллективной оценке и поддержке проектов разного масштаба являются краудсерсинговые технологии. Краудесерсинг признается новой формой общественных коммуникаций, основанных на общности социальных ценностей, поддержке общественно значимых идей и объединения финансовых ресурсов для их реализации [3,4]. Обращаясь к опыту Великобритании можно увидеть, что тематика и размеры успешных краудсерсинговых проектов варьируется от разработки городских программ по внедрению энергосберегающих технологий и созданию экологического парка для школьников до ремонта конкретной детской площадки и создания небольших арт-пространств. Североамериканский опыт в реконструкции пространственной среды города демонстрирует еще более масштабные возможности использования краудсерсинговых технологий - так, как было сделано при реализации проекта Парка Хай-Лайн в Нью-Йорке [5].

Еще более тесное взаимодействие проектировщиков - профессиональных субъектов АГД и общественности - «непрофессиональных» субъектов АГД происходит в процессе «соучаствующего проектирования».

Идеи «соучаствующего проектирования» зарубежом широко применяются более двух десятилетий, и в последние годы были поддержаны в нашей стране молодыми архитекторами из проектного бюро «8 architects» (Россия). Следуя методам проектирования, предложенным адептом «Архитектуры соучастия» Г. Саноффом, опробованным им во время проектирования в США и Канаде и изложенным в книге «Архитектура соучастия», вологодские архитекторы стремятся преодолеть коммуникационный разрыв между профессиональными и непрофессиональными субъектами архитектурной деятельности [6]. Поддержку идеям «архитектуры соучастия» оказывают лауреат Пицкеровской премии Чилийский архитектор Алехандро Аравенна (Alejandro Aravena), канадский архитектор Майкл Геллер (Michael Geller) и многие другие [7]. Учитывая, что вместе с проектной командой в проектировании принимают участие инвесторы, заказчики (собственники, застройщики), архитекторы-консультанты, администрация, девелоперы, представители местного социума и администрация жилого образования, и их следует отнести к «профессиональным участникам» АГД и оценивать степень взаимодействия между ними (Рис. 4) [8, с. 167-178].

Для преодоления коммуникационных разрывов между участниками архитектурной деятельности предлагается привлечение нового специалиста - архитектора-консультанта, который организует и проводит многоэтапные коммуникационные «игры». Игры помогают людям «укреплять их чувство принадлежности к местным территориальным сообществам, строить нужные людям социальные сооружения и развивать жилые районы и города, обогащающие жизнь людей путём чуткого реагирования на их нужды и чаяния» [9].

Методы работы «соучаствующих архитекторов» плохо «ложатся» на традиционные приемы проектирования и трудовые обязанности профессиональных участников архитектурной деятельности, зафиксированные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности»). Несмотря на то, что в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по архитектурным специальностям в Федеральных образовательных стандартах (ФГОСах ВПО) содержится раздел «организационно-управленческий: способность участвовать в организации проектного процесса, исходя из знания профессионального, делового,

финансового и законодательного контекстов, интересов общества, заказчиков и пользователей (ПК-12)», обучение методам «соучаствующего проектирования», как и другим методам общественного взаимодействия, пока не получило распространения на практике. Причиной этому является нехватка опыта работы в условиях рыночной экономики.

Рис. 4. Коммуникационные разрывы между субъектами архитектурной деятельности в проектах реконструкции пространственной среды (по материалам архитектора Н.В. Снигиревой)

Можно утверждать, что сегодня интерес ведущих архитектурных школ Европы и Северной Америки фокусируется на изучении методов управления профессиональными знаниями, которые характерны для бизнес - сообществ [10, 11]. В том числе, использованию методов «ситуационного обучения», основанных на общих интересах группы людей, и моделирующих взаимодействие между различными группами «профессиональных» и «не профессиональных» субъектов АГД [12].

III. Выводы

Традиционные формы архитектурного проектирования и обучения в настоящее время подвергаются трансформации. В связи с этим законодательная сфера в архитектуре и градостроительстве требует совершенствования с учетом общественных, профессиональных и личных интересов участников архитектурной деятельности.

Акценты в организации проектного процесса смещаются в сторону сотрудничества архитекторов - профессиональных участников архитектурной деятельности с представителями местных общин, общественных организаций, других субъектов, которым можно придать статус «непрофессиональных» участников архитектурно-градостроительной деятельности.

Данный фактор необходимо учитывать при обучении архитекторов, в том числе дополнительном. Необходимо вводить в процесс профессионального и дополнительного образования архитекторов игровые технологии активного обучения и общественного

взаимодействия, имеющиеся в зарубежной практике дополнительного архитектурного образования и отечественного бизнес-образования.

Актуальным является создание систем Открытого образования в архитектуре и градостроительстве, частично компенсирующего слабые общественные, междисциплинарные и межпрофессиональные коммуникации.

Литература

1. Топчий, И. В. Архитектурное образование как метод сохранения культурного наследия и предотвращения социальных конфликтов // Архитектура и строительство России. - 2011. - № 12. - с. 20. - 27 с.

2. Архив законодательных актов Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/

3. Топчий, И.В. Краудсерсинг, как способ организации общественного взаимодействия и маркетинговых исследований в архитектуре и дизайне // Региональные архитектурно-художественные школы. - Новосибирск: ННГАХА, 2015. - № 1. - С. 244-249.

4. Неделя Европейского краудсерсинга 2016 // Интернет-сайт европейского сообщества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcingweek.com/csw-europe-14/ дата обращения 22.04.2016.

5. Leon Morenas. A Critique of the High Line: Landscape Urbanism and the Global South / Landscape Urbanism and Its Discontents // Excerpt. S. 283- 304.

6. Генри Санофф. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия

в формировании среды больших и малых городов / Генри Санофф; пер. с англ.; [ред. Н. Снигирева, Д. Смирнов]. - Вологда: Проектная группа 8, 2015. - 170 с.: ил.

7. Снигирева, Н.В. Архитектурное формообразование жилой среды как проблема коммуникаций/ «Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012.- Режим доступа: http://archvuz.ru/node/1997.- Дата обращения 22. 04.2016.

8. Птичникова, Г. А. Эволюция идей прагматизма в архитектуре Запада: На примере США и Швеции: диссертация доктора архитектуры: 18.00.01 / Птичникова Галина Александровна. - Москва, 2005. - 304 с.

9. Кияненко К. Генри Санофф: к архитектуре, озабоченном человеком и проектировании людей, с людьми и для людей // Архитектурный вестник. - № 1(112). - 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvestnik.ru/node/2124

10. Designing Learning Spaces // Пленарные доклады на конференции 2014 г. EFMD (European Foundation for Management Development) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://globaleduc.wordpress.com/2014/06/16/efmd-conference-2014-plenary-i-designing-learning-spaces/

11. Актуальные вопросы методов архитектурного образования публикуются в открытом доступе в журнале Ассоциации архитектурного образования ^sssociation of architectural educators (aae) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ingentaconnect.com/content/arched/char/2014/00000001/00000001

12. Lave, J., Wenger E. Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation. - Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

References

1. Topchiy I. V. Arkhitekturnoe obrazovanie kak metod sokhraneniya kul'turnogo naslediya i predotvrashheniya sotsial'nykh konfliktov [Architectural education as a method of preservation of cultural heritage and to prevent social conflicts. Magazine «Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii»]. 2011, no. 12, pp. 20 - 27.

2. Official online database of primary and secondary legislation in the United Kingdom/ -Available at: http://www.legislation.gov.uk.

3. Topchiy I.V. Craudsersing, kak sposob organizatsii obshhestvennogo vzaimodejstviya i marketingovykh issledovanij v arkhitekture i dizajne [Crowdsourcing as a way of organizing social interaction and interacmarketing studies in architecture and design. Magazine «Regional'nye arkhitekturno-khudozhestvennye shkoly»]. Novosibirsk, 2015, no. 1, 518 p.

4. The European Crowdsourcing Week 2016 // Internet site of the European Community / -Available at: http://crowdsourcingweek.com/csw-europe-14

5. Leon Morenas. A Critique of the High Line: Landscape Urbanism and the Global South. Landscape Urbanism and Its Discontents. Magazine Excerpt, pp. 283- 304.

6. Genri Sanoff. Souchastvuyushhee proektirovanie. Praktiki obshhestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol'shikh i malykh gorodov [Participates design. The practice of public participation in shaping the environment in towns and cities]. Vologda, 2015, 170 p.

7. Snigireva N.V. Arkhitekturnoe formoobrazovanie zhiloj sredy kak problema kommunikatsij [Architectural shaping the living environment as a problem of communication. Magazine «Arkhitekton: izvestiya vuzov»]. Available at: http://archvuz. ru/node/1997

8. Ptichnikova G.A. EHvolyutsiya idej pragmatizma v arkhitekture Zapada: Na primere SSHA i [The evolution of the ideas of pragmatism in Western architecture: On the example of the USA and Sweden. The dissertation Doctors of architecture]. Moscow, 2005, 304 p.

9. Kiyanenko K. Genri Sanoff: k arkhitekture, ozabochennom chelovekom i proektirovanii lyudej, s lyud'mi i dlya lyudej [Henry Sanoff: the architecture, design and human concerns of people with people and for people. Magazine «Arkhitekturnyj vestnik»]. Available at: http://archvestnik.ru/node/2124

10. Designing Learning Spaces. Plenarnye doklady na konferentsii 2014 g. EFMD (European Foundation for Management Development). Available at:

https://globaleduc.wordpress.com/2014/06/16/efmd-conference-2014-plenary-i-designing-learning-spaces/

11. Topical issues of architectural education methods are published in the public domain in the journal of the Association for Architectural Education (Asssociation of architectural educators (AAE) [electronic resource]. Available at:

http://www.ingentaconnect.com/content/arched/char/ 2014/00000001/00000001

12. Lave J., Wenger E. Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation, Cambridge, Cambridge University Press, 1991.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Топчий Ирина Владимировна

Кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Topchiy Irina

Architecture PhD, Director of the Preparatory Department, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.