Научная статья на тему 'Способы выражения концепта «Добро» и «Доброта» в творчестве И. . С. Тургенева'

Способы выражения концепта «Добро» и «Доброта» в творчестве И. . С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1500
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дэлгэрмаа Ганбаатар Дэлгэрмаа

Основной замысел статьи проанализировать специфику выражения концепта «Добро» в языке И.С. Тургенева как отражение творческого мира писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF EXPRESSING THE CONCEPT «GOOD» IN THE WORK OF I.. S. TURGENEV

The basic idea of the article is to analyze the ways of expression of the concept «Good» in the language of I. S. Turgenev as a reflection of the writer's work.

Текст научной работы на тему «Способы выражения концепта «Добро» и «Доброта» в творчестве И. . С. Тургенева»

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕПТА «ДОБРО» И «ДОБРОТА» В ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА

ДЭЛГЭРМАА ГАНБААТАР

Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Основной замысел статьи - проанализировать специфику выражения концепта «Добро» в языке И.С. Тургенева как отражение творческого мира писателя.

Человек живет в мире концептов, созданных им же для интеллектуальных, духовных, социальных потребностей. Концепт -центральное понятие когнитивной лингвистики, одной из разновидностей когнитологии, науки, возникшей в XX веке.

Ю.С. Степанов в работе «Константы. Словарь русской культуры» описывает концепт как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека». С другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее /2, с.43/.

Центральное место в языковой картине мира русского народа занимают концепты, связанные с морально-нравственными оценками человека. Это прежде всего такие концепты, как «Добро», «Зло», «Истина», «Ложь», «Бог», «Свобода», «Судьба». В нашей работе предпринята попытка лингвистического анализа основного мировоззренческого концепта, ключевого понятия нравственного сознания - «добра».

«Добро» - обобщенное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью «зла». В рамках морального освоения мира «Добро» играет такую роль, какую в рамках научного познания играет «истина», а в рамках художественного -«красота».

«Добро» в языковом сознании представителей русской лингвокультуры являются: добродетель, доброта, добропорядочность, добродушие, добросердечность/ доброжелательность, благо/хорошо, сострадание, добрый человек, счастье, забота, добрые дела/помощь другим, любовь, радость, нежность, мама, солнце, улыбка, тепло, свет.

Тема добра и зла всегда волновала многих писателей во все времена, в том числе И.С. Тургенева. И.С. Тургенев - один из самых глубоких

философских умов русской литературы XIX века, творчество которого насыщено философскими проблемами, общечеловеческим содержанием. Величие Тургенева-художника в том и заключается, что злободневное, философски осмысленное и через пластические образы явленное, он сумел донести не только до сознания своих современников, но и до своих сегодняшних читателей. У Тургенева была гибкая, подвижная, широкая и по-своему исчерпывающая система философских воззрений /1, с.8/.

М.Е. Салтыков-Щедрин в некрологе, посвященном И.С.Тургеневу, оценивая значение его творчества, писал о том, что он пробуждал в своих соотечественниках «не какие-нибудь условные добрые чувства», согласные тем или другим преходящим веянием, но те простые, всем доступные общечеловеческие «добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света добра и нравственной красоты. Продолжая свою мысль, великий сатирик отмечал, что литературная деятельность И.С. Тургенева «значительно повысила нравственный и умственный уровень русской интеллигенции» /3, с.458/.

Нам кажется что, для Тургенева «Добро» прежде всего осмысляется как этическая категория, понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности.

Основное и духовное значение слова «добро» состоит в том, что под добром понимают все самое, положительное и хорошее для людей, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина и семьянина. /6, 7/. Изображая жизнь героев, автор постоянно акцентирует внимание на одной, наиболее сущностной их черте: жертвенном служении идеалам добра и справедливости.

Этический потенциал тургеневских произведений очень высок. «Что такое порядочность?» - вопрошает писатель в романе «Накануне», связывая ее с Андреем Берсеневым и отмечая в нем прежде всего привычку мыслить и доброту, способность, как он, говорит сам, «поставить себя номером вторым». Здесь же писатель устами Шубина ставит еще один очень важный для него вопрос: откуда в человеке высокие нравственные силы, от природы ли, генетически ли они в нем заложены, среда ли их формирует?

В 4-й главе романа писатель рассказывает о своей героине Елене и отмечает её реакцию на человеческие недостатки: «слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала во веки веков», а далее акцентирует внимание на той жажде «деятельного добра», которую Елена постоянно испытывала. Именно за доброту и милосердие полюбил Елену Инсаров, и когда она, волнуемая внутренней борьбой и тревогой, рассказала ему о своём единственном и бесповоротном решении, он, почувствовав в ней жаждущую любви и заботы душу, вдохновенно произнес: «Я уверен, вы полюбите нас: вы всех притесненных любите».

Таким образом, симпатия Елены к Берсеневу держится на тех общих нравственных основаниях, которые есть у них обоих, а именно отсутствие фальши, благородство души, а главное - способность пожертвовать во имя другого.

Отношения Елены с Берсеневым и Инсаровым в романе есть своеобразная реализация писателем мысли о двух уровнях нравственности. В Андрее Петровиче как бы воплощается писательское представление о нравственной норме. Он честен, трудолюбив, скромен, добр, лишен эгоизма, т.е. соединяет в себе черты «порядочного человека».

Кажется, впервые так открыто Тургенев ставит рядом понятия: любовь и ненависть, добро и насилие. В 16-й главе он приводит отрывки из дневника Елены. В дневнике она рассуждает о доброте и жестокости, о добре и зле. «Быть доброю - этого мало; делать добро...да; это главное в жизни. Но как делать добро!..»! «Накануне»/. Далее она замечает: «... Я одна, все одна, со всем моим добром, со всем моим злом». Как видим, проблема добра и зла во всей ее сложности стояла перед Еленой. Реализация мысли писателя о двух уровнях нравственности, первый из которых представлен Берсеневым, а второй - Еленой и Инсаровым, является художественным нервом романа. Также писатель решает очень важную дилемму: как соотносятся добро и зло, абстрактны ли эти нравственные понятия или в каждом отдельном случае они приобретают особый смысл.

Больше всего писатель использует слово «добро» в романе «Дворянское гнездо», например: ...Он утих и - к чему таить правду? -постарел душою; сохранить до старости сердце молодым, как говорят иные, и трудно, и почти смешно; тут уже может быть доволен, кто не утратил веры в добро, постоянства воли, охоты к деятельности! там же/.

Главной особенностью русской литературы признается ее религиозная направленность, православно-христианский характер. В труде М. Гершензона «Мечта и мысль И.С.Тургенева» поднимаются не только вопросы философии, нравственности, но и религиозности Тургенева, особенности ее реализации в творчестве писателя. Критик выделяет основные элементы наследия писателя: «Религия, добро, любовь и красота -эти четыре ценности знал Тургенев в человеческой жизни, как наивысшее, и объединял их с точки зрения того исцеляющего действия, которое они производят в душе человека. Совершенно он видел в самозабвении: вот четыре дороги к самозабвению, т.е. к совершенству. Он неустанно восхвалял эти пути; его положительные образы - исключительно люди, шедшие этими путями: обрекшие себя служению либо вере, как Лиза, либо добру, как Дон-Кихот и Инсаров, либо жертвенной любви, как Елена, Наталья в «Рудине», Марья Павловна в «Затишье». Тем самым он проповедовал, стало быть, усилие к самопожертвованию, добровольную решимость искоренить в себе эгоизм, отдаться чему-нибудь всецело...»/8, с.93/.

И.С. Тургенев сам называл себя неверующим, приверженным всему «земному», сторонником Прометея, сторонником типа возмущения и индивидуальности. Не будучи религиозным человеком, писатель вместе с тем считал, что «имеющий веру имеет все и ничего потерять не может, а кто ее не имеет, тот ничего не имеет». Между тем он не был лишен религиозного чувства, в его мировоззрении проявлялись исконные русские понятия, свойственные православно-христианскому сознанию.

В романе «Дворянское гнездо» Тургеневу удалось «с глубоким пониманием и благоговением создать образ нравственно-серьезной, религиозной, одаренной русской девушки». /9, с.55/

Действительно, из всех персонажей тургеневская героиня выделяется своей глубокой религиозностью. Образ Лизы характеризуется раскрытием ее личности в свете христианских устремлений. Близость православной антропологии и тургеневского изображения героини проявляется в показе внешности Лизы, ее суждениях, образе жизни, поступках. Она была «серьезным ребенком», глаза ее всегда светились «тихим вниманием и добротой, что редко в детях».

«Доброта» в христианстве символизирует присутствие в человеческой личности знания и ощущения Высшего Духа: «Человек, знающий Бога- добр, а когда он не добр, то значит не знает Бога... Единственный способ к познанию есть доброта» (Православный календарь). Внутренняя доброта и душевное тепло Лизы - верные признаки христианского мироощущения.

Тургенев в романе «Дворянское гнездо» обращается к религиознонравственной теме и создает образ духовно развитого человека, жизнь которого основана на христианских принципах. На примере главной героини Лизы мы наблюдаем идеализацию в оценке ментальности русского человека, которая и является общей интенцией, выявляющейся в тургеневской трактовке женских образов. «...Образ Лизы Калитиной -огромное поэтическое достижение Тургенева-художника... Лиза преисполнена большой нравственной чистоты, доброжелательности к людям; она требовательна к себе, в трудные минуты жизни способна к самопожертвованию» /11, с. 186/.

Белый цвет, использованный в описаниях Лизы, знаменует единство и цельность ее натуры, ее прямоту и честность, ее высокие душевные качества: «... Лаврецкий сидел на наклоненном стволе ракиты; на Лизе было белое платье, перехваченное вокруг пояса широкой, тоже белой лентой...» Таким образом, в образе Лизы белый цвет символизирует жизнь возвышенную, духовно-чистую, устремленную к высоким прекрасным началам, одним словом, это цвет жизни идеальной и духовной.

В 22-й главе романа, во время ночной поездки с Леммом, Лаврецкий завоевывает новое духовное пространство, открывает для себя высокие нравственные ценности. В его внутреннем мире сопрягаются в одно целое одухотворенная любовь, вечная звездная гармония и облик «чистой девушки». Выражение «чистая девушка» конкретизируется: «...она очень чиста сердцем...». Лемм говорит о душе чистой и прекрасной; и эта душа и сердце устремлены к Богу: «молится утром, молится вечером...». В главе рассказывается о Михалевиче, недавно пережившем духовный кризис и сумевшем вновь обрести веру в жизнь, идеал, прекрасное: «...я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, да- я верую, верую».

Добрый человек в представлении Тургенева - это прежде всего человек простой, бесхитростный, стремящийся сделать добро другим людям, т.е. обладающий положительными человеческими качествами:

...Вы такие добрые, - начала она и в то же время подумала: «Да, он точно добрый...» («Дворянское гнездо»);

...с сердцем добрым и кроткими она любила всех и никого в особенности... (там же);

... Д помнится, долго рассматривал его взъерошенное, удалое, беззаботное и доброе лицо («Дневник лишнего человека»).

Анализируя приведенные примеры, можно сказать, что прилагательные «добрый» выявляет различные компоненты общего значения «расположенный к людям», «заботливый», «справедливый» и «милосердный».

В тексте рассказа «Хорь и Калиныч» не раз подчеркивается такое качество Калиныча, как доброта:

... Его добродушное... лицо...мне понравилось с первого взгляда. («Хорь и Калиныч») «Калины - добрый мужик», - сказал мне господин

Полутыкин...» (там же). Добродушный, добрый мужик Калиныч по своему добру богоподобен миру с его изначальным добром.

Компонент «высокая нравственность, моральная чистота» репрезентирует лексема добродетель, (ср.-.добродетель - положительное нравственное качество человека; высокая нравственность, моральная чистота - МАС, т. 1, с.264) В языковом сознании в тургеневских произведениях высоко ценятся доброта и добродетель как качества характера:

...Мать моя была дама с характером... очень добродетельная дама. Только я не знавал женщины, которой бы добродетель доставила меньше удовольствия... («Дневник лишнего человека»).

Отметим, добро также является социальной категорией. Оно используется для обозначения вещей, любого имущества или материального достатка:

... Хотел было справиться, не оставил ли покойник какого по себе добра, да толку не добился («Записки охотника»);

...И жил он, ваш блаженныя памяти прадедушка, в хоромах деревянных малых; а что добра после себя оставил, серебра что, всяких запасов, все подвалы битком набиты были («Дворянское гнездо»).

Социальность добра выражается в том, что добрый человек, с точки зрения языка традиционной духовной культуры, является богатым, зажиточным. В языке Тургенева и имеется это значение:#..но Дмитрий Пестов умер; вдова его, барыня добрая, жалея память покойника, не хотела поступить с своей соперницей нечестно... (там же). А глагол «раздобреть» значит «стать богатым, богаче». <г, .Агафья опять вошла в силу, раздобрела и побелела...\>(там же). Можно сказать, что под добром писатель выражает и эстетическую категорию. Доброта - это красота («привлекательность» и «миловидность»), которая конкретизируется в самых различных сущностях прекрасного. А «добрый» имеет значение «привлекательный», «ласковый», и «любящий».

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев пишет: «...ему было хорошо: он несся по спокойной ночной теплыни, не спуская глаз с доброго

лица, слушая молодой и в шепоте звеневший голос, говоривший простые, добрые вещи»;

«Что прислоняешься грудью к постели, судорожно поджимая свой хвост и не сводя с меня своих добрых, грустных глаз?» («Дневник лишнего человека»).

Л.Н. Толстой в письме А.Н. Пыпину от 10 января 1884 года пишет о Тургеневе: «По-моему, в его жизни и произведениях есть три фазиса: 1) вера в красоту (женскую любовь, искусство). Это выражено и трогательно и прелестно в «Довольно», .... и 3) не формулированная, двигавшая им и в жизни, и в писаниях, вера в добро, любовь и самоотвержение, выраженная всеми его типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в «Дон Кихоте», где парадоксальность и особенность формы освобождала его от его стыдливости перед ролью проповедника добра» /12, с. 149/.

Добро также используется как ассоциирование с чувствами счастья и любви, удача и успеха.

...Должен ли я постараться убить князя?- спрашивал я самого себя и, разумеется, хотел убить его, не из мести, а из желания добра Лизе. («Дневник лишнего человека»).

И.В. Сергиевский утверждал, что тема «разрушенного человеческого счастья» является одной из основных в творчестве И.С.Тургенева. Каковы же тургеневские представления о счастье? Он связывает счастье с добрыми делами во имя счастья ближних. В «Записках охотниках» впервые более или менее полно была разработана Тургеневым тема, о которой с полным основанием можно говорить как об основной темой всех или почти всех его позднейших романов и повестей, тема разрушенного человеческого счастья /5, с.161/.

Внутренняя чистота и набожность, а также разочарование в личном счастье и стремление к духовному отдохновению - это те критерии, по которым лучшие героини Тургенева становятся воплощением авторского нравственно - психологического идеала: «...Дай Бог ему счастья! Дай Бог ему жену по сердцу!» («Дневник лишнего человека»).

Как видим из различных откровений И.С. Тургенева в письмах, понятие счастья для Тургенева становится синонимом добра, красоты и поэзии молодости, любви и близости к родной земле.

Само слово «счастье» Тургенев употребляет только в связи с такими героями своих романов, которые вызывает у него определенные симпатии. Например, в «Дворянском Гнезде», знакомя нас с Лаврецким, автор пишет: «В течение двадцати лет бедный немец пытал свое счастье: побывал у различных господ, жил и в Москве, и в губернских городах, терпел и сносил многое, узнал нищету, бился, как рыба об лед; но мысль о возвращении на родину не покидала его среди всех бедствий, которым он подвергался; она только одна его и поддерживала. Судьбе, однако, не было угодно

порадовать его последним и первым счастьем .....»(«Дворянское гнездо»).

Он не только не добился успехов в России, но и лишился «последнего и первого счастья» - вернуться на родину.

Тургенев также использует слово «благо» как синоним добра. «Благо» же стоит в ряду таких понятий и слов, как «польза», «благополучие», отчасти «счастье» в некоторых контекстах может быть заменено на соответствующие слова почти без изменения общего высказывания (Новый объяснит, словарь синонимов русского языка, 2003): ...Нечего и говорить, что я, приняв это решение, уверял себя, что действую из самых бескорыстных видов, желаю общего блага, исполняю долг друга дома... («Дневник лишнего человека»).

.. .Я даже весьма мало думал о предстоящей мне возможности лишиться жизни, этого, как уверяют немцы, высшего блага на земле (там же).

Таким образом, примеры показывают, что в сознании русского человека добро есть понятие духовной и мировоззренческой сфер жизни человека одна из основных понятий, формирующих моральный аспект жизнедеятельности человека, и этот моральный аспект нашел отражение в творчестве Тургенева.

В концепте «добро» в произведениях писателя причудливо сочеталось нравственное, эстетическое и социальное.

ЛИТЕРАТУРА

1. Салим. А. Тургенев - художник, мыслитель. - М.: Современник, 1983.

2. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Академический Проект, 2001.

3. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. - М.: Художественная литература, 1976.

4. Иссова Л.Н. Романы И.С.Тургенева. Современные проблемы изучения. -Калининград.: Калинигр. ун-т, 1999.

5. Сергиевский И.В. Избранные работы. - М.: Гослитиздат, 1961.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.

7. Даль. В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.

8. Гершензон.М. Мечта и мысль И.С.Тургенева. - М.: Книгоиздательство писателей, 1919.

9. Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. - Тула.: Гриф и К, 2001.

10.Аюпов С.М. Эволюция тургеневского романа 1856-1862 гг. - Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 2001.

\\.Пустовойт П.Г. Тургенев - художник слова. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

12. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.63. - М.: ТерраД992.

WAYS OF EXPRESSING THE CONCEPT «GOOD» IN THE WORK OF

I.S. TURGENEV

DELGERMAA GANBAATAR

Department of Russian language and method of its teaching People’s Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya st, Moscow, Russia 117198

The basic idea of the article is to analyze the ways of expression of the concept «Good» in the language of I.S. Turgenev as a reflection of the writer’s work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.