СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕПТА «ДОБРО» И «ДОБРОТА» В ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА
ДЭЛГЭРМАА ГАНБААТАР
Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Основной замысел статьи - проанализировать специфику выражения концепта «Добро» в языке И.С. Тургенева как отражение творческого мира писателя.
Человек живет в мире концептов, созданных им же для интеллектуальных, духовных, социальных потребностей. Концепт -центральное понятие когнитивной лингвистики, одной из разновидностей когнитологии, науки, возникшей в XX веке.
Ю.С. Степанов в работе «Константы. Словарь русской культуры» описывает концепт как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека». С другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее /2, с.43/.
Центральное место в языковой картине мира русского народа занимают концепты, связанные с морально-нравственными оценками человека. Это прежде всего такие концепты, как «Добро», «Зло», «Истина», «Ложь», «Бог», «Свобода», «Судьба». В нашей работе предпринята попытка лингвистического анализа основного мировоззренческого концепта, ключевого понятия нравственного сознания - «добра».
«Добро» - обобщенное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью «зла». В рамках морального освоения мира «Добро» играет такую роль, какую в рамках научного познания играет «истина», а в рамках художественного -«красота».
«Добро» в языковом сознании представителей русской лингвокультуры являются: добродетель, доброта, добропорядочность, добродушие, добросердечность/ доброжелательность, благо/хорошо, сострадание, добрый человек, счастье, забота, добрые дела/помощь другим, любовь, радость, нежность, мама, солнце, улыбка, тепло, свет.
Тема добра и зла всегда волновала многих писателей во все времена, в том числе И.С. Тургенева. И.С. Тургенев - один из самых глубоких
философских умов русской литературы XIX века, творчество которого насыщено философскими проблемами, общечеловеческим содержанием. Величие Тургенева-художника в том и заключается, что злободневное, философски осмысленное и через пластические образы явленное, он сумел донести не только до сознания своих современников, но и до своих сегодняшних читателей. У Тургенева была гибкая, подвижная, широкая и по-своему исчерпывающая система философских воззрений /1, с.8/.
М.Е. Салтыков-Щедрин в некрологе, посвященном И.С.Тургеневу, оценивая значение его творчества, писал о том, что он пробуждал в своих соотечественниках «не какие-нибудь условные добрые чувства», согласные тем или другим преходящим веянием, но те простые, всем доступные общечеловеческие «добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света добра и нравственной красоты. Продолжая свою мысль, великий сатирик отмечал, что литературная деятельность И.С. Тургенева «значительно повысила нравственный и умственный уровень русской интеллигенции» /3, с.458/.
Нам кажется что, для Тургенева «Добро» прежде всего осмысляется как этическая категория, понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности.
Основное и духовное значение слова «добро» состоит в том, что под добром понимают все самое, положительное и хорошее для людей, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина и семьянина. /6, 7/. Изображая жизнь героев, автор постоянно акцентирует внимание на одной, наиболее сущностной их черте: жертвенном служении идеалам добра и справедливости.
Этический потенциал тургеневских произведений очень высок. «Что такое порядочность?» - вопрошает писатель в романе «Накануне», связывая ее с Андреем Берсеневым и отмечая в нем прежде всего привычку мыслить и доброту, способность, как он, говорит сам, «поставить себя номером вторым». Здесь же писатель устами Шубина ставит еще один очень важный для него вопрос: откуда в человеке высокие нравственные силы, от природы ли, генетически ли они в нем заложены, среда ли их формирует?
В 4-й главе романа писатель рассказывает о своей героине Елене и отмечает её реакцию на человеческие недостатки: «слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала во веки веков», а далее акцентирует внимание на той жажде «деятельного добра», которую Елена постоянно испытывала. Именно за доброту и милосердие полюбил Елену Инсаров, и когда она, волнуемая внутренней борьбой и тревогой, рассказала ему о своём единственном и бесповоротном решении, он, почувствовав в ней жаждущую любви и заботы душу, вдохновенно произнес: «Я уверен, вы полюбите нас: вы всех притесненных любите».
Таким образом, симпатия Елены к Берсеневу держится на тех общих нравственных основаниях, которые есть у них обоих, а именно отсутствие фальши, благородство души, а главное - способность пожертвовать во имя другого.
Отношения Елены с Берсеневым и Инсаровым в романе есть своеобразная реализация писателем мысли о двух уровнях нравственности. В Андрее Петровиче как бы воплощается писательское представление о нравственной норме. Он честен, трудолюбив, скромен, добр, лишен эгоизма, т.е. соединяет в себе черты «порядочного человека».
Кажется, впервые так открыто Тургенев ставит рядом понятия: любовь и ненависть, добро и насилие. В 16-й главе он приводит отрывки из дневника Елены. В дневнике она рассуждает о доброте и жестокости, о добре и зле. «Быть доброю - этого мало; делать добро...да; это главное в жизни. Но как делать добро!..»! «Накануне»/. Далее она замечает: «... Я одна, все одна, со всем моим добром, со всем моим злом». Как видим, проблема добра и зла во всей ее сложности стояла перед Еленой. Реализация мысли писателя о двух уровнях нравственности, первый из которых представлен Берсеневым, а второй - Еленой и Инсаровым, является художественным нервом романа. Также писатель решает очень важную дилемму: как соотносятся добро и зло, абстрактны ли эти нравственные понятия или в каждом отдельном случае они приобретают особый смысл.
Больше всего писатель использует слово «добро» в романе «Дворянское гнездо», например: ...Он утих и - к чему таить правду? -постарел душою; сохранить до старости сердце молодым, как говорят иные, и трудно, и почти смешно; тут уже может быть доволен, кто не утратил веры в добро, постоянства воли, охоты к деятельности! там же/.
Главной особенностью русской литературы признается ее религиозная направленность, православно-христианский характер. В труде М. Гершензона «Мечта и мысль И.С.Тургенева» поднимаются не только вопросы философии, нравственности, но и религиозности Тургенева, особенности ее реализации в творчестве писателя. Критик выделяет основные элементы наследия писателя: «Религия, добро, любовь и красота -эти четыре ценности знал Тургенев в человеческой жизни, как наивысшее, и объединял их с точки зрения того исцеляющего действия, которое они производят в душе человека. Совершенно он видел в самозабвении: вот четыре дороги к самозабвению, т.е. к совершенству. Он неустанно восхвалял эти пути; его положительные образы - исключительно люди, шедшие этими путями: обрекшие себя служению либо вере, как Лиза, либо добру, как Дон-Кихот и Инсаров, либо жертвенной любви, как Елена, Наталья в «Рудине», Марья Павловна в «Затишье». Тем самым он проповедовал, стало быть, усилие к самопожертвованию, добровольную решимость искоренить в себе эгоизм, отдаться чему-нибудь всецело...»/8, с.93/.
И.С. Тургенев сам называл себя неверующим, приверженным всему «земному», сторонником Прометея, сторонником типа возмущения и индивидуальности. Не будучи религиозным человеком, писатель вместе с тем считал, что «имеющий веру имеет все и ничего потерять не может, а кто ее не имеет, тот ничего не имеет». Между тем он не был лишен религиозного чувства, в его мировоззрении проявлялись исконные русские понятия, свойственные православно-христианскому сознанию.
В романе «Дворянское гнездо» Тургеневу удалось «с глубоким пониманием и благоговением создать образ нравственно-серьезной, религиозной, одаренной русской девушки». /9, с.55/
Действительно, из всех персонажей тургеневская героиня выделяется своей глубокой религиозностью. Образ Лизы характеризуется раскрытием ее личности в свете христианских устремлений. Близость православной антропологии и тургеневского изображения героини проявляется в показе внешности Лизы, ее суждениях, образе жизни, поступках. Она была «серьезным ребенком», глаза ее всегда светились «тихим вниманием и добротой, что редко в детях».
«Доброта» в христианстве символизирует присутствие в человеческой личности знания и ощущения Высшего Духа: «Человек, знающий Бога- добр, а когда он не добр, то значит не знает Бога... Единственный способ к познанию есть доброта» (Православный календарь). Внутренняя доброта и душевное тепло Лизы - верные признаки христианского мироощущения.
Тургенев в романе «Дворянское гнездо» обращается к религиознонравственной теме и создает образ духовно развитого человека, жизнь которого основана на христианских принципах. На примере главной героини Лизы мы наблюдаем идеализацию в оценке ментальности русского человека, которая и является общей интенцией, выявляющейся в тургеневской трактовке женских образов. «...Образ Лизы Калитиной -огромное поэтическое достижение Тургенева-художника... Лиза преисполнена большой нравственной чистоты, доброжелательности к людям; она требовательна к себе, в трудные минуты жизни способна к самопожертвованию» /11, с. 186/.
Белый цвет, использованный в описаниях Лизы, знаменует единство и цельность ее натуры, ее прямоту и честность, ее высокие душевные качества: «... Лаврецкий сидел на наклоненном стволе ракиты; на Лизе было белое платье, перехваченное вокруг пояса широкой, тоже белой лентой...» Таким образом, в образе Лизы белый цвет символизирует жизнь возвышенную, духовно-чистую, устремленную к высоким прекрасным началам, одним словом, это цвет жизни идеальной и духовной.
В 22-й главе романа, во время ночной поездки с Леммом, Лаврецкий завоевывает новое духовное пространство, открывает для себя высокие нравственные ценности. В его внутреннем мире сопрягаются в одно целое одухотворенная любовь, вечная звездная гармония и облик «чистой девушки». Выражение «чистая девушка» конкретизируется: «...она очень чиста сердцем...». Лемм говорит о душе чистой и прекрасной; и эта душа и сердце устремлены к Богу: «молится утром, молится вечером...». В главе рассказывается о Михалевиче, недавно пережившем духовный кризис и сумевшем вновь обрести веру в жизнь, идеал, прекрасное: «...я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, да- я верую, верую».
Добрый человек в представлении Тургенева - это прежде всего человек простой, бесхитростный, стремящийся сделать добро другим людям, т.е. обладающий положительными человеческими качествами:
...Вы такие добрые, - начала она и в то же время подумала: «Да, он точно добрый...» («Дворянское гнездо»);
...с сердцем добрым и кроткими она любила всех и никого в особенности... (там же);
... Д помнится, долго рассматривал его взъерошенное, удалое, беззаботное и доброе лицо («Дневник лишнего человека»).
Анализируя приведенные примеры, можно сказать, что прилагательные «добрый» выявляет различные компоненты общего значения «расположенный к людям», «заботливый», «справедливый» и «милосердный».
В тексте рассказа «Хорь и Калиныч» не раз подчеркивается такое качество Калиныча, как доброта:
... Его добродушное... лицо...мне понравилось с первого взгляда. («Хорь и Калиныч») «Калины - добрый мужик», - сказал мне господин
Полутыкин...» (там же). Добродушный, добрый мужик Калиныч по своему добру богоподобен миру с его изначальным добром.
Компонент «высокая нравственность, моральная чистота» репрезентирует лексема добродетель, (ср.-.добродетель - положительное нравственное качество человека; высокая нравственность, моральная чистота - МАС, т. 1, с.264) В языковом сознании в тургеневских произведениях высоко ценятся доброта и добродетель как качества характера:
...Мать моя была дама с характером... очень добродетельная дама. Только я не знавал женщины, которой бы добродетель доставила меньше удовольствия... («Дневник лишнего человека»).
Отметим, добро также является социальной категорией. Оно используется для обозначения вещей, любого имущества или материального достатка:
... Хотел было справиться, не оставил ли покойник какого по себе добра, да толку не добился («Записки охотника»);
...И жил он, ваш блаженныя памяти прадедушка, в хоромах деревянных малых; а что добра после себя оставил, серебра что, всяких запасов, все подвалы битком набиты были («Дворянское гнездо»).
Социальность добра выражается в том, что добрый человек, с точки зрения языка традиционной духовной культуры, является богатым, зажиточным. В языке Тургенева и имеется это значение:#..но Дмитрий Пестов умер; вдова его, барыня добрая, жалея память покойника, не хотела поступить с своей соперницей нечестно... (там же). А глагол «раздобреть» значит «стать богатым, богаче». <г, .Агафья опять вошла в силу, раздобрела и побелела...\>(там же). Можно сказать, что под добром писатель выражает и эстетическую категорию. Доброта - это красота («привлекательность» и «миловидность»), которая конкретизируется в самых различных сущностях прекрасного. А «добрый» имеет значение «привлекательный», «ласковый», и «любящий».
В романе «Дворянское гнездо» Тургенев пишет: «...ему было хорошо: он несся по спокойной ночной теплыни, не спуская глаз с доброго
лица, слушая молодой и в шепоте звеневший голос, говоривший простые, добрые вещи»;
«Что прислоняешься грудью к постели, судорожно поджимая свой хвост и не сводя с меня своих добрых, грустных глаз?» («Дневник лишнего человека»).
Л.Н. Толстой в письме А.Н. Пыпину от 10 января 1884 года пишет о Тургеневе: «По-моему, в его жизни и произведениях есть три фазиса: 1) вера в красоту (женскую любовь, искусство). Это выражено и трогательно и прелестно в «Довольно», .... и 3) не формулированная, двигавшая им и в жизни, и в писаниях, вера в добро, любовь и самоотвержение, выраженная всеми его типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в «Дон Кихоте», где парадоксальность и особенность формы освобождала его от его стыдливости перед ролью проповедника добра» /12, с. 149/.
Добро также используется как ассоциирование с чувствами счастья и любви, удача и успеха.
...Должен ли я постараться убить князя?- спрашивал я самого себя и, разумеется, хотел убить его, не из мести, а из желания добра Лизе. («Дневник лишнего человека»).
И.В. Сергиевский утверждал, что тема «разрушенного человеческого счастья» является одной из основных в творчестве И.С.Тургенева. Каковы же тургеневские представления о счастье? Он связывает счастье с добрыми делами во имя счастья ближних. В «Записках охотниках» впервые более или менее полно была разработана Тургеневым тема, о которой с полным основанием можно говорить как об основной темой всех или почти всех его позднейших романов и повестей, тема разрушенного человеческого счастья /5, с.161/.
Внутренняя чистота и набожность, а также разочарование в личном счастье и стремление к духовному отдохновению - это те критерии, по которым лучшие героини Тургенева становятся воплощением авторского нравственно - психологического идеала: «...Дай Бог ему счастья! Дай Бог ему жену по сердцу!» («Дневник лишнего человека»).
Как видим из различных откровений И.С. Тургенева в письмах, понятие счастья для Тургенева становится синонимом добра, красоты и поэзии молодости, любви и близости к родной земле.
Само слово «счастье» Тургенев употребляет только в связи с такими героями своих романов, которые вызывает у него определенные симпатии. Например, в «Дворянском Гнезде», знакомя нас с Лаврецким, автор пишет: «В течение двадцати лет бедный немец пытал свое счастье: побывал у различных господ, жил и в Москве, и в губернских городах, терпел и сносил многое, узнал нищету, бился, как рыба об лед; но мысль о возвращении на родину не покидала его среди всех бедствий, которым он подвергался; она только одна его и поддерживала. Судьбе, однако, не было угодно
порадовать его последним и первым счастьем .....»(«Дворянское гнездо»).
Он не только не добился успехов в России, но и лишился «последнего и первого счастья» - вернуться на родину.
Тургенев также использует слово «благо» как синоним добра. «Благо» же стоит в ряду таких понятий и слов, как «польза», «благополучие», отчасти «счастье» в некоторых контекстах может быть заменено на соответствующие слова почти без изменения общего высказывания (Новый объяснит, словарь синонимов русского языка, 2003): ...Нечего и говорить, что я, приняв это решение, уверял себя, что действую из самых бескорыстных видов, желаю общего блага, исполняю долг друга дома... («Дневник лишнего человека»).
.. .Я даже весьма мало думал о предстоящей мне возможности лишиться жизни, этого, как уверяют немцы, высшего блага на земле (там же).
Таким образом, примеры показывают, что в сознании русского человека добро есть понятие духовной и мировоззренческой сфер жизни человека одна из основных понятий, формирующих моральный аспект жизнедеятельности человека, и этот моральный аспект нашел отражение в творчестве Тургенева.
В концепте «добро» в произведениях писателя причудливо сочеталось нравственное, эстетическое и социальное.
ЛИТЕРАТУРА
1. Салим. А. Тургенев - художник, мыслитель. - М.: Современник, 1983.
2. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Академический Проект, 2001.
3. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. - М.: Художественная литература, 1976.
4. Иссова Л.Н. Романы И.С.Тургенева. Современные проблемы изучения. -Калининград.: Калинигр. ун-т, 1999.
5. Сергиевский И.В. Избранные работы. - М.: Гослитиздат, 1961.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.
7. Даль. В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.
8. Гершензон.М. Мечта и мысль И.С.Тургенева. - М.: Книгоиздательство писателей, 1919.
9. Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. - Тула.: Гриф и К, 2001.
10.Аюпов С.М. Эволюция тургеневского романа 1856-1862 гг. - Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 2001.
\\.Пустовойт П.Г. Тургенев - художник слова. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.63. - М.: ТерраД992.
WAYS OF EXPRESSING THE CONCEPT «GOOD» IN THE WORK OF
I.S. TURGENEV
DELGERMAA GANBAATAR
Department of Russian language and method of its teaching People’s Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya st, Moscow, Russia 117198
The basic idea of the article is to analyze the ways of expression of the concept «Good» in the language of I.S. Turgenev as a reflection of the writer’s work.