Научная статья на тему 'Способы увеличения уровня повседневной двигательной активности студенческой молодежи (обзор и анализ научных публикаций)'

Способы увеличения уровня повседневной двигательной активности студенческой молодежи (обзор и анализ научных публикаций) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ (ДА) / ПОИСК ДАННЫХ / БАЗЫ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ / E-LIBRARY / STUDENTS' HEALTH / PHYSICAL ACTIVITY (PA) / DATA SEARCH / SCIENTIFIC PUBLICATION DATABASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронцов Сергей Васильевич, Гольм Людмила Анатольевна, Осипов Александр Юрьевич

Эксперты в области медицины и здравоохранения одной из причин значимого ухудшения уровня физического здоровья населения считают недостаток повседневной двигательной активности (ДА). Снижение уровня повседневной ДА выявлено и у студенческой молодежи. Авторы провели анализ научных публикаций, посвященных данной проблеме. Цель поиск научных данных, содержащих действенные способы решения проблемы недостатка ДА у студентов. Поиск данных проведен в базе eLIBRARY. Количество научных работ 5578. Анализ данных показал отсутствие единого системного подхода к решению проблемы недостатка ДА у студентов. Большинство ученых предлагают активно использовать спортивные и оздоровительные фитнес-технологии в процессе физического воспитания студентов. Однако выявлены научные данные о высокой эффективности использования в процессе обучения молодых людей рейтинговых и мобильных технологий, для решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронцов Сергей Васильевич, Гольм Людмила Анатольевна, Осипов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO INCREASE THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS (REVIEW AND ANALYSIS OF SCIENTIFIC DATE)

Experts in the field of medicine and health care one of the reasons for the significant deterioration in the level of physical health of the population believe the lack of daily physical activity (PA). The decrease in the level of daily PA was also revealed among students. The authors analyzed the scientific publications devoted to this problem. The aim is to search for scientific data containing effective ways to solve the problem of lack of PA in students. The data was searched in the eLIBRARY database. Number of scientific works 5578. Data analysis showed the lack of a unified systematic approach to solving the problem of lack of PA in students. Most scientists offer to actively use sports and health fitness technologies in the process of physical education of students. However, scientific data on the high efficiency of using rating and mobile technologies in the process of training of young people to solve this problem are revealed.

Текст научной работы на тему «Способы увеличения уровня повседневной двигательной активности студенческой молодежи (обзор и анализ научных публикаций)»

Педагогика

УДК: 378.172

старший преподаватель кафедры физической культуры Воронцов Сергей Васильевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доцент Гольм Людмила Анатольевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ УРОВНЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ОБЗОР И АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ)

Аннотация. Эксперты в области медицины и здравоохранения одной из причин значимого ухудшения уровня физического здоровья населения считают недостаток повседневной двигательной активности (ДА). Снижение уровня повседневной ДА выявлено и у студенческой молодежи. Авторы провели анализ научных публикаций, посвященных данной проблеме. Цель - поиск научных данных, содержащих действенные способы решения проблемы недостатка ДА у студентов. Поиск данных проведен в базе eLIBRARY. Количество научных работ - 5578. Анализ данных показал отсутствие единого системного подхода к решению проблемы недостатка ДА у студентов. Большинство ученых предлагают активно использовать спортивные и оздоровительные фитнес-технологии в процессе физического воспитания студентов. Однако выявлены научные данные о высокой эффективности использования в процессе обучения молодых людей рейтинговых и мобильных технологий, для решения данной проблемы.

Ключевые слова: здоровье студентов; двигательная активность (ДА); поиск данных; базы научных публикаций; eLIBRARY.

Annоtation. Experts in the field of medicine and health care one of the reasons for the significant deterioration in the level of physical health of the population believe the lack of daily physical activity (PA). The decrease in the level of daily PA was also revealed among students. The authors analyzed the scientific publications devoted to this problem. The aim is to search for scientific data containing effective ways to solve the problem of lack of PA in students. The data was searched in the eLIBRARY database. Number of scientific works - 5578. Data analysis showed the lack of a unified systematic approach to solving the problem of lack of PA in students. Most scientists offer to actively use sports and health fitness technologies in the process of physical education of students. However, scientific data on the high efficiency of using rating and mobile technologies in the process of training of young people to solve this problem are revealed.

Keywords: students' health; physical activity (PA); data search; scientific publication databases; eLIBRARY.

Введение. Проблема воспитания будущих здоровых поколений занимает одно из главенствующих мест в списке наиболее актуальных проблем, требующих поиска успешного решения [26; 27]. Экспертный анализ состояния здоровья современной Российской молодежи, в том числе и студентов вузов, показывает, что у большей части молодых людей наблюдаются тенденции ухудшения параметров физического развития и здоровья [10; 16]. Одна из основных причин ухудшения состояния здоровья студентов - недостаток уровня повседневной двигательной активности (ДА) молодых людей [15; 18].

Экспертные научные данные свидетельствуют, что действующие в вузах нормативные программы физического воспитания студентов не в состоянии противостоять снижению уровня ДА молодых людей, в силу недостаточного временного объема практических занятий [8; 11]. По данным С.М. Футорного, необходимый недельный объем (8-10 часов) организованной ДА соблюдают лишь около трети (32,38%) девушек и 38,46% юношей-студентов [23].

Выявлена необходимость поиска новых научных подходов, позволяющих успешно решать задачи восполнения острого дефицита повседневной ДА студентов с целью поддержания жизнедеятельности их организма на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья современных молодых людей [21]. Обнаружено противоречие между довольно значительным объемом научных данных, посвященных проблематике повышения уровня ДА студентов и снижением уровня здоровья молодых людей, ввиду недостатка повседневной ДА студенческой молодежи. Негативная динамика ухудшения показателей здоровья современных студентов указывает на то, что значительный пласт научных исследований по данной проблематике остается невостребованным.

Основной целью исследования авторы статьи определили поиск и анализ актуальных научных данных, содержащих действенные способы решения проблемы недостаточного уровня ДА студенческой молодежи.

Изложение основного материала статьи. Поиск научных данных проводился в базе крупной научной электронной бибилотеки - eLIBRARY, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Данная электронная библиотека содержит значительный объем публикаций и других научных работ Российских и зарубежных авторов, изданных за последние годы. Нас интересовал временной промежуток с 2008 по 2018 годы. Был создан поисковый запрос, включающий следующие критерии поиска научных данных: двигательная активность, студенты, сохранение здоровья студентов, увеличение уровня ДА студентов. Результат поискового запроса - 14273 научных публикации, из которых 5452 публикации - статьи в журналах из перечня ВАК РФ (4794), а также публикации в журналах международных научных баз цитирования: SCOPUS и Web of Science (658). Кроме этого обнаружено 126 диссертаций на соискание ученой степени кандидата (103) и доктора (23) наук, посвященных указанной авторами статьи проблеме. При анализе публикаций следует учитывать, что многие научные работы включают в себя данные по различной проблематике ДА студентов (физическое развитие, режим труда и отдыха, свободное время и т.д.).

Большинство научных работ (4279), представляют собой либо обзорные статьи по заявленной проблематике, либо исследования уровня ДА и состояния физического развития студентов разных курсов и специальностей обучения [4; 6; 10]. Исследования показывают, что уровень еженедельной ДА большинства студентов не достигает оптимальных показателей - 3-5 часов в неделю против необходимых 8-10 часов и не зависит от выбранной специальности обучения [6] (кроме ряда специализированных военных и спортивных

вузов). Также к данному блоку авторы статьи отнесли исследования, связанные с внедрением в процесс физического воспитания студентов различных фитнес-технологий и его спортизации (проведения учебных занятий по физической культуре со студентами на основе различных видов спорта) [24]. В литературе представлено достаточно много (3558) научных данных, обосновывающих эффективность использования ряда спортизированных и оздоровительных фитнес-технологий в деле укрепления здоровья и повышении физических кондиций студентов средствами: различных спортивных игр [7], фитнес-аэробики [20; 30; 34], и других оздоровительных практик [17; 26]. Однако, несмотря на существенное количество представленных исследователями данных, мы не можем считать их эффективными способами решения проблемы недостатка ДА у студентов. Дело в том, что подавляющее большинство данных исследований не обеспечивает выполнение требования к оптимальному уровню еженедельной ДА молодых людей - 8-10 часов организованной ДА.

Ряд научных исследований (206) затрагивает проблемы особенностей режима питания и повседневной ДА студентов [35]. Специалисты выявили, что большинство современных студентов, даже студенты медицинских вузов не соблюдают рекомендованный врачами режим питания и ведут малоподвижный образ жизни [22]. Данные негативные факторы ведут к увеличению массы тела молодых людей, что в свою очередь является фактором развития различных заболеваний, в том числе и ожирения [28; 33]. К сожалению, большая часть научных работ (183) содержит лишь результаты медицинских наблюдений над молодыми людьми и не предлагает конкретных практических рекомендаций по возможности увеличения уровня ДА современных студентов. Лишь немногие исследования (23) содержат практически полезный контент, например предложения ввести динамику изменения параметров средних значений массы тела студентов в перечень обязательных требований к получению зачета по физической культуре в вузах [32].

Обнаружены исследования (1436), доказывающие, что без существенного повышения уровня мотиваций современных молодых людей к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, невозможно будет добиться значительных результатов в деле сохранения и укрепления психофизического здоровья современных студентов [5; 19]. Обнаружены интересные данные (32) по существенному повышению уровня мотивации студентов к активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности за счет внедрения в процесс обучения студентов рейтинга физкультурно-спортивных достижений молодых людей [13; 25; 29]. Доказано, что применение рейтинга физкультурно-спортивных достижений не только студентов, но и других сотрудников вузов (администрации, преподавателей, иных работников) способствует созданию в вузах определенной социальной физкультурно-спортивной среды [14]. По мнению ряда специалистов, увеличение ДА студентов будет способствовать решению сразу двух актуальных для молодых людей проблем: оздоровлению и успешной социализации в обществе сверстников [9].

Многие ученые считают, что для решения проблемы недостаточной ДА студентов, обучающимся необходимо использовать самостоятельные занятия физическими упражнениями в свободное от учебных занятий время (743). Есть предложения широко использовать национальные народные игры (городки, лапта, салки и т.д.) для привлечения молодежи к регулярным занятиям ДА [1]. Однако некоторые научные исследования, свидетельствуют, что использование индивидуальных самостоятельных занятий может нанести вред здоровью студентов, поскольку у многих обучающихся не сформированы необходимые теоретические знания, практические умения и навыки самостоятельного использования различных физических упражнений и самоконтроля в ходе занятий [4]. Известно также, что при проведении самостоятельных занятий снижается функция управления процессом физического воспитания личности. Специалисты: ученые, преподаватели, тренеры не смогут контролировать и направлять процесс физического совершенствования в нужную сторону.

Некоторые специалисты возлагают большие надежды на внедрение в деятельность образовательных организаций возрожденного в нашей стране физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» [1; 18]. За последние 5-6 лет найдено достаточное количество научных работ, связанных с использованием комплекса «ГТО» в процессе физического воспитания студентов (284). Известно, что за успешное выполнение нормативов комплекса «ГТО» молодым людям начисляют баллы, необходимые для зачисления в вузы. К сожалению, ученые выявили, что уровень физической подготовленности большинства студентов к успешной сдаче нормативов комплекса «ГТО», пока невысок [2; 3]. Следовательно, на данный момент, возможности комплекса «ГТО» в деле значимого увеличения уровня повседневной ДА студентов, незначительны.

Незначительное количество научных данных (78) представлено учеными в процессе изучения положительного влияния современных мобильных технологий на уровень повседневной ДА студентов -пользователей интернета и социальных онлайн-сетей. Однако авторы статьи уверены, что именно в данном направлении исследований скрыт значительный потенциал, поскольку влияние интернета на современную молодежь довольно значительно. Выявлены возможности существенного увеличения уровня ДА студентов, за счет использования социальных сетей [31] и прочих интернет-ресурсов [12].

Сравнительный анализ научных данных портала eLIBRARY (5578), содержащих проблематику недостаточного уровня ДА студенческой молодежи, представлен на Рис. 1.

Данные поискового запроса

Мобильные технологии

Самостоятел ьные занятия

ГТО

Мотивация к занятиям ДА

Рациональное питание и борьба с ожирением

Фитнес-технологии и спортизация

Состояние здоровья

и

S)

о

з

□ Научные данные

500

1000

1500 2000

2500

3000

3500

4000

0

Рисунок 1. Сравнительный анализ количества публикаций по исследуемой проблеме

Выводы: Авторы считают необходимым заявить:

1. Анализ имеющейся в базе данных электронной научной библиотеки eLIBRARY информации, посвященной проблеме недостатка повседневной ДА студентов, позволяет утверждать, что до сих пор учеными не изложено единого системного подхода к успешному решению данной проблемы. Большая часть данных (3558) представляет собой исследования по внедрению в процесс физического воспитания студентов спортизированных и оздоровительных фитнес-технологий. Однако, большинство исследований, хотя и представляет определенную практическую значимость, не способствует выполнению условия по оптимальному уровню ДА студентов - 8-10 часов занятий в неделю.

2. Наиболее перспективными представляются направления, позволяющие обеспечить рост повседневной ДА студентов за счет использования мобильных и рейтинговых технологий. При малом количестве научных данных - 110 публикаций, эффективность использования подобных технологий достаточно высока и позволяет приблизиться к рекомендованному специалистами уровню ДА студентов - 8-10 часов занятий физическими упражнениями в течение недели.

Литература:

1. Аврамова Н.В., Кочурова Л.А. Инновационные направления совершенствования учебного процесса по физической культуре в техническом вузе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т.11. №3. С. 53-59.

2. Блинков С.Н. О готовности студентов к выполнению требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» // Теория и практика физической культуры. 2017. №4. С. 102-104.

3. Богачева Е.В., Барышникова О.Г., Стеблецов Е.А. Мониторинг готовности первокурсников Воронежского государственного педагогического университета к сдаче тестов ВФСК «ГТО» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №4 (146). С. 26-29.

4. Веселкина Т.Е., Крылов А.И. Обоснование содержания комплекса мероприятий повышения двигательной активности студентов на начальных этапах обучения в вузе // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. 2013. №10 (104). С. 35-39.

5. Гавришова Е.В., Горелов А.А. О регулировании двигательной активности студентов с учетом мотивации достижения успеха или избегания неудач // Физическое воспитание студентов. 2013. №5. С. 18-24.

6. Грачев А.С., Гавришова Е.В. Изучение двигательной активности студентов различных специальностей // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10080 (дата обращения: 21.12.2018).

7. Злыгостев О.В., Татьяненко С.А. Взаимосвязь двигательной подготовленности с коэффициентом здоровья студентов индустриального вуза в процессе занятий мини-футболом (футзалом) // Теория и практика физической культуры. 2017. №12. С. 31-32.

8. Кабачкова А.В., Фомченко В.В., Фролова Ю.С. Двигательная активность студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2015. №392. С. 175-178.

9. Кулешова М.В., Румба О.Г., Горелов А.А. Двигательная активность, как средство социализации студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т.21. №3-4 (155-156). С. 79-88.

10. Курова Т.В., Медведева Е.Н., Жмакин И.А., Данилов А.В. Сохранение здоровья студентов медицинских вузов в постиндустриальную эпоху: Проблемы и пути решения // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2017. №6. С. 61-63.

11. Логинов Д.В., Осипов А.Ю., Петрова С.С. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию студентов в России, странах Европы и Северной Америки // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2018. №60-2. С. 223-227.

12. Наговицын Р.С., Владыкина И.В., Волков П.Б., Тутолмин А.В., Сокольникова Э.И. Программное управление совершенствованием физической культуры студентов с применением мобильных средств // Теория и практика физической культуры. 2015. №4. С. 33-35.

13. Осипов А.Ю., Вапаева А.В., Дмух О.В., Толстопятов И.А. Способы повышения мотиваций студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом (на примере крупных вузов Красноярского края) // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2016. №52-2. С. 176-182.

14. Осипов А.Ю., Кадомцева Е.М., Лепилина Т.В., Приходов Д.С., Раковецкий А.И. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов Красноярского края) // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 735-748.

15. Осипов А.Ю., Вапаева А.В., Антонова А.В., Чижов А.Ю. Двигательная активность, как основное средство формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №3. С. 115-119.

16. Проскурякова Л.А., Лобыкина Е.Н. Структура и оценка эффективности мероприятий системы сохранения здоровья студентов // Гигиена и санитария. 2017. Т.96. №1. С. 79-84.

17. Раковецкий А.И., Пономарев В.В. Сравнительная характеристика эффективности воздействия инновационных программ на физическую подготовленность студенток вуза // Теория и практика физической культуры. 2018. №9. С. 12.

18. Соколова И.В., Чистякова Е.В. Условия восполнения дефицита двигательной активности, как фактора подготовки студентов к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Современные проблемы науки и образования. 2018. №3. С. 34.

19. Столяр Л.М., Логинов О.Н., Любина Е.В., Макаренкова Т.И., Аверясов В.В. Мотивационный факторы, повышающие интерес к занятиям физической культурой у студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2018. №8. С. 83-88.

20. Трухачев В.И., Осыченко М.В., Скрипкин В.С. Влияние различных направлений фитнес-аэробики на физическое и функциональное здоровье студентов // Теория и практика физической культуры. 2015. №11. С. 55-58.

21. Усатов А.Н. Самостоятельная физическая тренировка, как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи: Дис...канд. пед. наук. Белгород, 2010. 160 с.

22. Фертикова Т.Е., Рогачев А.А. Проблемы питания и двигательной активности студентов // Успехи современного естествознания. 2015. №9-3. С. 476-478.

23. Футорный С.М. Проблема дефицита двигательной активности студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2013. №3. С. 75-79.

24. Черепов Е.А., Ненашева А.В. Современное состояние системы физического воспитания в России: Основные проблемы и пути решения // Человек. Спорт. Медицина. 2014. Т. 14. №3. С. 5-18.

25. Широбоков Д.В. Применение системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов: обобщение практического опыта // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №12 (118). С. 230-235.

26. Bozhkova A., Slavcheva-Hinkova P., Lekina D. Impact of specialized sports program for students with health issues // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №1 (Supplement Issue). P. 3-6. D0I:10.7752/jpes.2017.s1001

27. Gainullin R., Isaev A., Zalyapin V., Korablyova Yu. Statistical analysis of morphometric indicators and physical readiness variability of students // Physical Education of Students. 2017. №21 (5). P. 205-212. D0I:10.15561/20755279.2017.0502

28. Osipov A., Iermakov S., Gruzinky V., et al. Analysis of the parameter changes of students' physical development (at the age of 18-20) to identify the threat of increased body weight and obesity // Journal of Physical Education and Sport. 2018. №2. P. 800-809. D0I:10.7752/jpes.2018.02118

29. Osipov A., Zhavner T., Batunova I., et al. Physical education and sports achievement ratings as a significant factor to increase the level of physical activity of students and staff in high school // Journal of Physical Education and Sport. 2018. №2. P. 592-599. D0I:10.7752/jpes.2018.02086

30. Mokrova T., Bryukhanova N., Osipov A., et al. Possible effective use of Kangoo Jump complexes during the physical education of young students // Journal of Physical Education and Sport. 2018. №1 (Supplement issue). Р. 342-348. DOI :10.7752/jpes.2018.s146

31. Osipov A., Kudryavtsev M., Kopylov Yu., Kuzmin V., Panov E., Kramida I. The possibility of a significant increase in the level of motor activity in students with the use of the potential of computer technology // Physical Education of Students. 2018. №22 (5). P. 265-271. DOI:10.15561/20755279.2018.0506

32. Osipov A., Kudryavtsev M., Gruzinky V., et al. Means of optimal body mass control and obesity prophylaxis among students // Physical education of students. 2017. №1. P. 40-45. DOI:10.15561/20755279.2017.0107

33. Pop C. Body mass index and body image anxiety in a sample of under graduate students // Physical education of students. 2018. № 22 (2). P. 77-82. DOI:10.15561/20755279.2018.0204

34. Symonik A., Chernenko O., Chernenko A., et al. Application of fitball aerobics means in the system of physical education of female students of non-sporting specialties // Physical education of students. 2018. №22 (3). P. 159-166. https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0308

35. Wells E., Avery M., Catanzarito B., et al. Assessment of breakfast and physical activity habits in college students at a rural private institution // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №3. P. 770-775. DOI:10.7752/jpes.2016.03123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.