Педагогика
УДК: 378.172:616.39:572.087
кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); старший преподаватель Воронцов Сергей Васильевич
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); преподаватель кафедры физической культуры Петухова Лилия Александровна
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ЗНАЧЕНИЙ МАССЫ ТЕЛА СТУДЕНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Эксперты в области медицины и здравоохранения считают проблему развития ожирения у современных молодых людей одной из главных угроз здоровью населения. Исследования авторов направлены на определение динамики колебаний массы тела студентов за период обучения. В ходе исследований была выявлена динамика значимого увеличения средних значений массы тела студентов. Достоверное (Р<0,01) увеличение показателей массы тела было обнаружено, как у студентов-юношей, так и девушек-студенток. Следует отметить, что у девушек значительный рост значений массы тела выявлен со 2 курса обучения. У большинства юношей увеличение показателей массы тела также начинает происходить со 2 курса обучения. У части юношей обнаружены разнонаправленные колебания значений массы тела с тенденцией некоторого снижения веса тела к концу обучения. Авторы считают, что существует возможность значимой коррекции значений массы тела студентов для предотвращения рисков развития ожирения и угрозы здоровью молодежи.
Ключевые слова: студенты; физическое здоровье; ожирение; динамика колебаний массы тела; взвешивание; период обучения.
Annotation. Experts in the field of medicine and health consider the problem of the development of obesity in modern young people one of the main threats to public health. The authors' research is aimed at determining the dynamics of fluctuations in the body weight of students over the study period. During the research, the dynamics of a significant increase in the mean body weight of students was revealed. A significant (P <0.01) increase in body weight was found in both male and female students. It should be noted that in girls, a significant increase in body weight values was detected from 2 courses of study. In most young men, the increase in body weight also begins from the second year of training. In some young men, there are multidirectional fluctuations in body weight values with a tendency to some decrease in body weight at the end of study. The authors believe that there is a possibility of significant correction of the body weight of students in order to prevent risks of developing obesity and a threat to the health of student youth.
Keywords: Students; physical health; obesity; dynamics of body mass fluctuations; weighing; period of study.
Введение. Проблема развития ожирения у различных категорий населения сегодня приобретает глобальный масштаб. По данным ВОЗ в мире насчитывается уже около 2-х млрд. лиц, имеющих избыточный вес или различные формы ожирения. В развитых странах ожирением страдают от 15 до 25% взрослого населения, что представляет собой серьезную угрозу здоровью и социальному благополучию данных лиц [9]. Особенно актуальной является проблема увеличения избыточной массы тела и развития ожирения у молодых людей: школьников и студентов. По мнению специалистов, студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время когда специфика процесса обучения и возрастные особенности предъявляют высокие требования к уровню здоровья молодых людей [11; 12]. Наблюдается и рост развития ожирения у современных молодых людей, в развитых странах около 25% молодежи имеют избыточный вес тела, а около 15% страдают ожирением [10].
Современные научные исследования наглядно показывают, что общими негативными факторами повседневного образа жизни студентов являются: нерациональное и несбалансированное питание молодых людей, вредные привычки (в первую очередь - курение), отсутствие регулярных и активных занятий физическими упражнениями, невыполнение врачебных рекомендаций [1; 7]. К данным факторам можно отнести и повальное увлечение современной молодежи различными электронными гаджетами: смартфонами, ноутбуками, интернетом и компьютерными играми, что существенно снижает уровень повседневной двигательной активности молодых людей [3; 5].
Ученые считают, что физическое здоровье студентов можно определить как некую совокупность высокого уровня физической работоспособности, нормального функционирования сердечнососудистой системы, значимого уровня физического развития, адекватного возрасту молодых людей и определяемого путем измерений антропометрических и функциональных показателей [2]. Известно, что ученые занимающиеся изучением физического статуса человека, оценивают массу тела как один из основных показателей физического здоровья человека. Показатели массы тела являются интегральной оценкой степени внутренних энергетических и обменных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность человека [8].
Подводя итог вышеизложенному, авторы определили основной целью исследований определение общей динамики колебаний массы тела студентов за период обучения молодых людей в вузах. Наличие объективных показателей изменений средних значений массы тела студенческой молодежи позволит специалистам в области здравоохранения и педагогам высшей школы разработать и использовать в образовательном процессе эффективные методики сохранения здоровья студентов.
Изложение основного материала статьи: Исследования проводились на базе крупнейших вузов Красноярского края и Сибирского федерального округа: Сибирском федеральном университете (СФУ), Сибирском государственном университете науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (СибГАУ) и Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ). Период исследований составил 4 учебных года (2013-2017 гг.). Контингент исследуемых составили студенты очной формы обучения различных направлений и специальностей подготовки по программам бакалавриата (СФУ и СибГАУ). Общее количество студентов, принимавших участие в исследованиях - 720 человек (360 юношей и 360 девушек). Столь высокое число исследуемых было необходимо для повышения уровня
статистической достоверности исследований. Возраст молодых людей на момент начала исследований составил 17-18 лет. Все студенты не имели проблем со здоровьем и противопоказаний для занятий физической культурой и спортом. Отбор студентов для участия в данных исследованиях проводился случайным образом с помощью компьютерных программ.
Период исследований включал в себя все время обучения бакалавров в вузах (СФУ и СибГАУ) и первые 4 года обучения студентов-медиков (КрасГМУ). Продолжительность исследований была определена с учетом научных работ, утверждающих, что у большей части современных студентов выявлена зависимость ухудшения уровня физического здоровья в связи с переходом различных функциональных отклонений в хронические формы заболеваний за период обучения [7]. В начале и в конце каждого учебного года проводилось контрольное взвешивание молодых людей (юношей и девушек), принимавших участие в исследованиях. Молодые люди были разделены на равные группы по 120 человек в каждой. В каждом вузе было 2 группы для проведения исследований: юноши (n=120) и девушки (n=120). Исследуемые параметры определялись путем взвешивания всей группы и последующего вычисления среднего значения массы тела испытуемых в каждой группе. В исследованиях не использовались методы определения индекса массы тела, так как, по мнению ряда ученых, методики определения ИМТ носят субъективный характер и требуют дополнительных изучений [18]. Анализ статистической достоверности результатов проводился с помощью использования программы статистической обработки данных SPSS20. Достоверность значений, с учетом значительной выборки результатов, определялась по t-критерию Стьюдента.
На момент начала исследований были выявлены следующие значения показателей массы тела студентов. Диапазон веса тела у юношей на 1 курсе обучения составил от 74,6±0,8 кг до 78,2±0,6 кг. Среднее значение массы тела у студентов КрасГМУ равнялось 74,6±0,8 кг, у студентов СибГАУ - 75,9±0,4 кг, у студентов СФУ - 78,2±0,6 кг. У девушек на 1 курсе обучения диапазон средних значений массы тела составил от 53,2±0,5 кг до 58,4±0,7 кг. Студентки СибГАУ в среднем показали массу тела 53,2±0,5 кг, студентки СФУ - 55,9±0,8 кг, студентки КрасГМУ - 58,4±0,7 кг. На втором курсе обучения была обнаружена достоверная (Р<0,05) динамика увеличения средних значений массы тела у студентов-юношей КрасГМУ, с 74,6±0,8 кг до 75,1±0,6 кг, у студенток КрасГМУ с 58,4±0,7 кг до 58,9±0,8 кг, и студенток СибГАУ с 53,2±0,5 кг до 53,9±0,3 кг. Значения массы тела студентов-юношей СФУ и СибГАУ несколько увеличились, но различия между значениями не были признаны достоверными. В среднем масса тела студентов из данных групп увеличилась на 0,3±0,04 кг. У девушек-студенток СФУ было обнаружено некоторое снижение значений массы тела, впрочем, довольно незначительное (в среднем показатели веса тела снизились на 0,2±0,07 кг).
На 3 курсе обучения была обнаружена достоверная (Р<0,01) динамика увеличения показателей массы тела у студентов всех исследуемых групп. У юношей наибольшее увеличение значений массы тела продемонстрировали студенты СибГАУ с 76,2±0,4 кг до 78,4±0,5 кг. Студенты СФУ увеличили массу тела с 78,5±0,6 кг до 80,2±0,1 кг. Студенты КрасГМУ увеличили массу тела в среднем с 75,1±0,6 кг до 76,1±0,3 кг. У девушек наибольшее увеличение средних значений массы тела выявлено у студенток КрасГМУ с 58,9±0,8 кг до 62,3±0,8 кг. У студенток СибГАУ произошло увеличение показателей массы тела с 53,9±0,3 кг до 56,7±0,3 кг. Девушки-студентки СФУ увеличили массу тела в среднем с 55,7±0,8 кг до 56,9±0,6 кг. В период завершения исследований на 4 курсе обучения была выявлена разнонаправленная динамика колебаний показателей веса тела студентов. У студентов-юношей СФУ значения массы тела снизились в среднем на 0,4±0,1 кг, с 80,2+0,1 кг до 79,8±0,1 кг. Впрочем, данное снижение показателей массы тела было признано незначительным. Студенты КрасГМУ достоверно (Р<0,05) увеличили массу тела с 76,1±0,3 кг до 76,9±0,5 кг. Студенты СибГАУ показали самое значимое (Р<0,01) увеличение значений массы тела в среднем с 78,4±0,5 кг до 82,8±0,3 кг. У девушек-студенток наибольшее увеличение значений массы тела продемонстрировали также студентки СибГАУ. Значения массы тела увеличились с 56,7±0,3 кг до 59,4±0,5 кг. Студентки КрасГМУ значимо (Р<0,01) увеличили показатели массы тела с 62,3±0,8 кг до 63,9±0,4 кг. У студенток СФУ значения массы тела значимо (Р<0,05) повысились с 56,9±0,6 кг до 57,4±0,5 кг. Основные результаты исследований авторов представлены на рисунках 1 и 2.
Динамика колебаний массы тела у студентов-юношей
84 82 л 80 I 78
а
^ 74 72 70
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Рисунок 1
•СФУ СибГАУ КрасГМУ
Динамика колебаний массы тела у девушек-студенток
а л е т
а с с а
•СФУ СибГАУ КрасГМУ
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Рисунок 2
В последнее время специалисты предлагают к использованию различные методики сохранения значений массы тела студентов на оптимальном уровне. Предлагается значимое увеличение уровня повседневной двигательной активности молодых людей и создание здоровьесберегающей физкультурно-спортивной среды в образовательных учреждениях. Есть ряд исследований, указывающих на возможность успешной профилактики ожирения студентов путем контроля над весовыми диапазонами массы тела занимающихся в рамках дисциплины физического воспитания в вузах [4; 16; 17]. Однако в тоже время необходимо признать, что планомерная и структурная деятельность по увеличению уровня повседневной двигательной активности, профилактике угроз развития ожирения у студентов отсутствует в подавляющем большинстве учреждений высшего образования Российской Федерации. Наряду с этим присутствует негативная динамика ухудшения основных показателей уровня физического развития и здоровья студентов за период обучения в вузах [6; 13; 15]. Специалистам в области здравоохранения и высшего образования необходимо разработать новые, современные и эффективные методики сохранения здоровья студентов в период обучения молодых людей в вузах. По мнению авторитетных ученых данные методики обязательно должны включать в себя концепцию обучения культуре питания и развития действенных мотиваций для занятий регулярной физической активностью, преимущественно аэробной направленности в целях устранения угроз гиподинамии и развития ожирения у современных студентов [14; 16; 17].
Выводы. Результаты проведенных авторами исследований позволяют утверждать, что:
1. Выявлено достоверное (Р<0,01) увеличение средних значений массы тела у студентов (юношей и девушек) в период обучения. Обнаруженная негативная динамика увеличения показателей массы тела свидетельствует о недостатке двигательной активности и наличии угрозы развития ожирения у молодых людей.
2. Существенный рост значений массы тела студентов начинается со 2 курса обучения. Специалистам в области здравоохранения и педагогам высшей школы необходимо скорректировать существующие методики физического воспитания и профилактики различных заболеваний среди студентов 2 курса.
3. Наличие динамики некоторого снижения показателей массы тела у части юношей, принимавших участие в исследованиях, в конце периода обучения позволяет надеяться на возможность успешной коррекции веса тела студентов для сохранения их здоровья и устранения угрозы развития ожирения среди молодых людей.
Литература:
1. Голдаева П.Р., Павленко О.А. Заболеваемость ожирением среди студентов г. Томска // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25920 (дата обращения: 12.02.2018).
2. Домничев А.В., Албегова И.Ф., Шаматонова Г.Л. Вовлеченность студенческой молодежи в занятия физической культурой, как условие и фактор укрепления их здоровья // Вестник спортивной науки. 2016. №1. С. 47 - 49.
3. Кудрявцев М.Д., Крамида И.Е., Осипов А.Ю. Влияние мониторных вредных привычек на здоровый образ жизни студентов // Теория и практика физической культуры. 2016. №6. С. 24 - 26.
4. Осипов А.Ю., Петухов К.Г., Петухова Л.А., Шнаркин С.М. Поиск эффективных способов увеличения уровня двигательной активности и коррекции массы тела студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2017. №55-4. С. 306 - 312.
5. Осипов А.Ю. Профилактика ожирения и гиподинамии среди студентов // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни, как фактор профилактики наркомании. Материалы всерос. научно-практич. конф. / отв. ред. Е.В. Панов. Красноярск. СибЮИ МВД России, 2017. С. 208 - 211.
6. Осипов А.Ю., Толстопятов И.А., Лукин А.В., Спирин В.С. Сохранение физического здоровья старших курсов обучения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. №3-2 (59). С.1 73 - 179.
7. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №2 (39). Т. 2. С. 178 - 182.
8. Пешков М.В., Шарайкина Е.П. Показатели массы тела студенческой молодежи: современное состояние проблемы // Сибирское медицинское обозрение. 2014. №4. С. 49 - 56.
9. Покровская Т.Ю. Социальное самочувствие студентов с избыточным весом: формы детерминации и направления социальной адаптации: Дис...канд. социол. наук. Казань, 2009. 211 с.
10. Родионова Т.И., Тепаева А.И. Ожирение - глобальная проблема современного общества // Фундаментальные исследования. 2012. №12-1. С. 132 - 136.
11. Романовский С.К. Двигательная активность, как основное условие поддержания и укрепления здоровья современных студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Вестник спортивной науки. 2015. №3. С. 58 - 62.
12. Самамикоджеди Н. Оптимизация врачебного контроля за студентами с отклонениями в состоянии здоровья при занятиях физической культурой: Дис.канд. мед. наук. Москва, 2011. 102 с.
13. Bartnovskay L., Kudryavtsev M., Kravchenko V., et al. Individual health related applied activity in special health group girl-students' way of life in the process of their studying // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2017. №5. P.207-213. D0I:10.15561/18189172.2017.0502
14. Fagaras S., Radu L., Vanvu G. The level of physical activity of university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. №197. P.1454-1457. D0I:10.1016/j.sbspro.2015.07.094
15. Lebedinskiy V., Koipysheva E., Rybina L., et al. Age dynamic of physical condition changes in pre-school age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia // Physical Education of Students. 2017. №6. P.280-286. D0I:10.15561/20755279.2017.0604
16. Osipov A., Kudryavtsev M., Gruzinky V., et al. Means of optimal body mass control and obesity prophylaxis among students // Physical education of students. 2017. №1. P.40-45. D0I:10.15561/20755279.2017.0107
17. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., et al. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №2. P.871-878. D0I:10.7752/jpes.2017.02133
18. Peres A., Gabriel K., Nehme E. Measuring the bias, precision, accuracy, and validity of self-reported height and weight in assessing overweight and obesity status among adolescents using a surveillance system // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2015. №12 (1). S2. D0I:10.1186/1479-5868-12-S1-S2
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); доктор педагогических наук, профессор Тавстуха Ольга Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ВУЗА
Аннотация. В статье охарактеризованы теоретические аспекты организации педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза в контексте активного включения студента в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность с учетом его интересов, потребностей; использование многообразия ресурсов (личностных, образовательного процесса, социума) для обогащения социального опыта, расширения диапазона социально-профессиональных знаний обучающегося; определение социально-педагогических проблем и использование адекватных мер, действий по разрешению затруднений личностного, образовательного, социально-коммуникационного характера.
Ключевые слова: педагогическое обеспечение, субъектно-развивающая социализация, обучающийся, вуз, личностно-средовое взаимодействие, интеграция в социум.
Annotation. In article theoretical aspects of the organization of pedagogical ensuring the subject developing socialization of the studying higher education institution in the context of active inclusion of the student in personal and environmental interaction and the socializing activity taking into account his interests, requirements are characterized; use of variety of resources (personal, educational process, society) for enrichment of social experience, expansion of range of social professional knowledge; definition of social and pedagogical problems and use of adequate measures, actions on permission of difficulties of personal, educational, social and communication character.
Keywords: pedagogical providing, the subject developing socialization, the student, higher education institution, personal and environmental interaction, integration into society.
Введение. В условиях современного динамично изменяющегося социума, находящегося в период непростых, противоречивых изменений, связанных с глобальными преобразованиями в социально-экономической, политической, социокультурной и других сферах российского общества актуализируется проблема кардинального повышения качества субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза, развитие его готовности к проявлению активности и лидерских качеств, сохранению духовно-нравственных ценностей человечества [5], формированию «компетентности к обновлению компетенций», осмысленному выбору целей и способов реализации жизненного пути.
Субъектно-развивающая социализация студента как социально-педагогическое явление — значимый процесс установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой), обеспечивающий обогащение социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и накопление социального опыта личностно-средового взаимодействия обучающегося вуза. В рамках субъектно-развивающей социализации студента особое значение придается ценности успешной интеграции