Научная статья на тему 'Способы усиления регулирующей роли государства в жизни общества'

Способы усиления регулирующей роли государства в жизни общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губаренко Е.В.

В статье проведен анализ роли государственного регулирования общественных и экономических процессов. Выделены основные цели и направления государственного контроля. Обоснована необходимость углубления регулирования со стороны государства, как ответ на возрастающее внимание к социальным и экологическим последствиям экономического роста региональных и общегосударственных экономик. Предложена технология организации взаимоотношений общества -МЕЛЬРО, как структурный «рычаг» государственного регулирования кредитно-денежных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of strengthening the regulatory role of the country has been in the life of society

In the article the analysis of the role of state regulation of social and economic processes. The basic goals and directions of the state control. The need for further regulation by the state, as a response to the increasing attention to the social and environmental consequences of economic growth of the regional and overall state economies. The technology of the organization of interaction between society MGG, such as structural "lever" of state regulation of credit-money relations.

Текст научной работы на тему «Способы усиления регулирующей роли государства в жизни общества»

УДК 519.81

Е.В. Губаренко

СПОСОБЫ УСИЛЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ ГОСУДАРСТА В

ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Введение. Особенности современного мира, входящего в XXI век, заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщим научно-техническим прогрессом, а с другой - пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликтов [1]. Научный прогресс ХХ века, определялся узкопрофильными исследованиями отдельных научных направлений без согласованности и комплексного анализа полученных результатов. Не способность науки обобщить огромные объемы отдельно взятых исследований и научных открытий, сформировало колоссальный объем несвязных знаний. Что способствовало созданию концепции экономического роста, при которой, понятие оптимальности растворилось в понятие максимизации, превратив практически все общественные процессы в хищническую эксплоатацию всех видов ресурсов [2]. Когда речь идет о климатически-территориальных ресурсах, то целесообразно использовать понятие снижения характеристик, нежели их истощение (атмосферное загрязнение, загрязнения поверхностных вод, истощение плодородных почв), но даже для восстанавливающихся ресурсов вода, почва, воздух стоит отметить локальное истощение.

Помимо экологических проблем, общество сталкивается с целым рядом социальных и национальных. Рост населения определяет все более тесное соприкосновение интересов различных социальных и национальных групп, что приводит к многочисленным конфликтам. Тенденция мирового развития, определяет следующие моменты [3]:

- все больше усложняются общественные отношения, что, естественно, диктует потребность в таких инструментах, как государственное регулирование;

- глобализация ряда проблем, требующих в своем разрешении усиления роли государственного регулирования;

- рост социальных и национальных конфликтов, преодолеть которые возможно лишь адекватным и влиятельным государственно-правовым инструментарием;

- возрастание стремление людей к потребительской анархии (хищническая максимизация получаемой выгоды);

- основное направление эволюции социально-экономических систем (СЭС) - сближении СЭС государственного уровня в мировых масштабах в силу ограниченности земного пространства, израсходования ресурсов, близости народов и необходимости нахождения общих решений.

Государственное регулирование, как основной залог нахождения оптимальных решений выхода из конфликтных, кризисных и катастрофических ситуаций, необходимо совершенствовать, углублять и вводить принципиально новые методологии контроля и регулирования. Которые не должны ограничивать свободы и права граждан, ущемлять их достоинства и вмешиваться в их личную жизнь, но в тоже время должны регламентировать порядок социального и экономического развития, как индивидов, так и групп, ограничивать потребительскую анархию, на основе рациональных, научно- и морально-обоснованных принципах, контролировать состояние окружающей среды и способность населения противостоять экологическим проблемам.

Целью данной статьи является выделение основных направлений государственного регулирования. Обоснование необходимости углубления и усиления контролирующей и регулирующей роли государства в современном обществе и СЭС. Систематизация способов и технологий государственного регулирования, основываясь на общей теории и опыте отдельных государств. Анализ тенденций изменения веса государственного регулирования. Разработка метода организации кредитно-денежных отношений, затрагивающего все аспекты экономической и социальной жизни общества, обеспечивая усиление регулирующей роли государства, без вмешательства в личную жизнь и ограничении свободы выбора.

Основная часть. О возникновении государства, как института власти и политической системы, написано немало учебников, монографий и исследовательских трудов. Версии и взгляды на причины формирования государственности столь разнообразны, сколь велик интерес к разновидностям ее форм. Многие труды посвящены тематике общества и государства, их взаимосвязи и зарождению, контролю и управлению. Цель данной статьи не заключается в анализе исторических фактов зарождения государственности, так же как и не является анализ видов устройства государств. Тоталитаризм или демократия, не являются принципиальным для развития общества либо выбора подконтрольных объектов. Более важным является взаимодействие государства и общества, и формирование, на основе выделенных особенностей, эффективной системы регулирования и контроля.

Основное назначение государства [4] состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.

Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. Государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая стабильность, развитие и компенсационный баланс (не допускающая резкого изменения общественного уклада).

Формируя и выражая всеобщую волю, государство изменяется по мере развития общества [4]. Но если управление техническими и экономическими (пассивными, либо системы, которые могут быть восприняты как пассивные) системами получило стремительное развитие, обусловленное резкой необходимостью, и были востребованы производством и обществом, то развитие государственного управления длительное время тормозилось самими теоретическими предпосылками капиталистического общества, так как капитализм всегда отождествлялся с понятием свободного предпринимательства. И лишь такие события, как первая мировая война, революция, «великая» экономическая депрессия (19291933), фашизм, вторая мировая война, а также их последствия привели к перелому в осознании роли и значения государственного управления, дали толчок к развитию теории государственного управления, как комплексного научного знания.

В развитых странах начались поиск и использование сочетания гибкого механизма рынка с мерами государственного вмешательства, свободной жизнедеятельности людей с правовым управлением. Новый тип государственного устройства и новые формы государственного управления в период с 1917 по 1991 г. продемонстрировало лишь Советское государство. Сегодня можно отрицать целесообразность тех или других мер, применяемых в системе государственного управления в бывшем СССР, но нельзя не признать накопленный опыт, наличие не только отрицательных, но и положительных его результатов [4]. Советская модель экономики, спустя десятилетия после её упразднения, многими исследователями и экономистами воспринимается как модель «опередившая» своё время. Многие элементы советской модели экономики вошли или внедряются в экономики капиталистических стран, тем самым, увеличивая роль и глубину государственного управления.

Начиная с конца XVIII в. вмешательство государства расценивалось как помеха, сдерживающая развитие самих рыночных отношений. Это не могло не сказаться на развитии экономической мысли и обусловило появление различных концепций регулирования рыночной экономики. В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим учением и экономической политикой периода раннего капитализма (XV-XVII вв.). Представители школы меркантилизма выступали за активную государственную экономическую политику, отражающую интересы торгового капитала (крупных торговых монополий) и содействующую развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну максимально большего количества золота и серебра. Меркантилизм является первой школой политической экономии, обосновавшей государственную политику протекционизма. В период быстрого развития капитализма (XVIII в.) на смену господствовавшей экономической доктрине меркантилизма пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном интересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование экономики. Именно на идеях А.Смита был построен «свободный рынок» и «концепция экономического роста». Но модели, которые предлагал А.Смит претерпели целый ряд коррекций, и в результате не смогли обеспечить той регулирующей роли, которую им отводил А.Смит (введение понятия добавочной стоимости, формирование вторичного рынка ценных бумаг и т.д.). Д. Рикардо также придерживался принципа невмешательства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю. Он дал теоретическое обоснование преимуществ, какие может дать международное разделение труда, и целесообразности международной торговли. Родоначальник и главный представитель французской экономической мысли Ж.Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой «закон рынка», согласно которому предложение само создает спрос. Именно эти принципы лежат в основе позиционирования и вывода новых товаров на потребительские рынки. Но данный подход обеспечивает устойчивость потребления, а не устойчивость производства [5]. В результате, перепроизводство снижает экономические показатели, и обеспечивает нерациональное расходование ресурсов. Многие выдающиеся экономисты и теоретики, настаивали, что законы свободного рынка, предотвращают экономические кризисы, пока 1929-1933 гг. [6] (а после него еще десятки других, вплоть до финансового кризиса 2008г.) не опровергли данные утверждения. Стало очевидным, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое функционирование экономики, прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса, не избавит общество от кризисов и безработицы. Революционный переворот в экономической теории в 30-е годы XX в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального

хозяйства. Д. Кейнс рассматривал государство не только как политический институт (орган власти), но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции. Д. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил функциональную зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений.

Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места. Перераспределение доходов хозяйствующих субъектов подрывает материальную основу и заинтересованность товаропроизводителей и предпринимателей, а использование такого рычага, как дефицит государственного бюджета, покрываемого денежной эмиссией, усиливает развитие инфляционных процессов, ведет к весьма парадоксальной ситуации - сочетанию кризисного застоя с инфляцией, получившей название стагфляция.

Все это вызвало появление новых направлений в теории регулирования, предложенных неоконсерваторами. В итоге были выделены три школы неоконсерваторов: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регулирование должно было ограничиться контролем над денежным обращением. Экономическая теория предложения ориентирована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожиданий, была основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной [4].

Теоретические рекомендации неоконсерваторов в середине 70-х годов были использованы в некоторых государствах (США, Великобритания, ФРГ и др.), где было существенно снижено вмешательство государства в экономику, что обеспечило определенный временный успех, проявившийся в ускорении экономического роста, снижении инфляции, уменьшении дефицита государственного бюджета. Но мировой кризис конца 70-х - начала 80-х годов опять поставил вопрос о не состоятельности даже реформированного закона рынка. Следующее направлением экономической теории было сформулировано П. Самуэльсоном, получившая название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения общественных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Именно последовательное увеличение доли государственного управления в предлагаемых экономических теориях западными экономистами, дает основания полагать, что Советская модель «опередила» свое время.

Теория П. Самуэльсона заключается в расширение государственного вмешательства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Интерес к этой теории вызван лишь тем, что многие западные экономисты, не могут смериться с не состоятельностью законов рынка и принять Советскую модель экономики за основу для дальнейшей адаптации и модернизации. Модель, предложенная Самуэльсаном, так же обречена на провал, из-за инерциальности экономических и социальных систем. Многие государства будут применять рыночные механизмы «до последнего» обеспечивая рост ВВП, и даже рациональный подход к системам регулирования экономики не даст однозначного ответа, когда необходимо урезать рынок, а когда необходимо давать ему послабления. Слишком велик соблазн, компенсации рынком дефицита бюджета, что в любой момент может привести к стагфляции. Очередной кризис, продемонстрировал, что государственное регулирование, должно быть представлено постоянно, изменять имеет смысл лишь глубину регулирования и интенсивность контроля.

В конце XX в. обозначился определенный консенсус экономистов в отношении роли и места государства в современном обществе. Однозначно принято положение о необходимости государственного вмешательства в экономические и социальные процессы для обеспечения определенных условий их функционирования. Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смешанной экономики.

МЕЛЬРО. Многие эксперты высказывают мысли о необходимости повышении роли государственного регулирования общественных процессов, но ощутимым инструментарием, государство не обладает. Предыдущая часть статьи, в большей мере затрагивала регулирование экономических потоков, потому как денежные средства, являются универсальным ресурсом, который используется государством для решения всех социальных и экологических вопросов. Именно экономика обеспечивает большинство социальных показателей (занятость, уровень жизни, реализуемость индивида). Наряду с социальными факторами, экономика является основным загрязнителем окружающей среды (ОС). Следовательно, большинство регулирующих процессов должно быть задействовано именно в

экономики. Но государство, помимо контроля над экономической стороной, должно обеспечивать качество ресурсов. Следить за загрязнением атмосферы, поверхностных вод, качеством плодородного слоя почвы, разработкой месторождений полезных ископаемых, животным и растительным разнообразием (природные ресурсы). Обеспечить возможность обновления оборудования, проведения модификации, получения оборудования во временное пользование (материальные ресурсы). Предоставлять доступ к кредитам, льготам и налоговым послаблениям (финансовые ресурсы). Сформировать открытый доступ к информационным ресурсам: правовая база, ГОСТы, нормативные документы, технологии, методологии, методы и многое другое. Помимо перечисленных ресурсов, в первую очередь, государство обязано следить за качеством трудовых ресурсов, обеспечивая здоровье, жизнеспособность, возможность реализации, образование, трудоустройство, социальную защищенность и пенсионные выплаты. Особенно остро вопрос сохранения качества трудовых ресурсов становится во время кризиса. Существует целый ряд психологических показателей, отображающих настроения граждан. Во время кризисов, унынием охвачены в 2-3 раза больше нормы. Подобное увеличение происходит за счет работоспособной, экономически активной части населения. На практике это означает потеря работоспособности, отсутствия стремления работать или найти работу. Достаточно часто такие люди становятся социально опасными, начинают принимать наркотические и алкогольные изделия, нарушать установленные правовые и моральные нормы. И переходят из разряда трудовых ресурсов, в разряд потенциальных опасностей. Государству приходится тратить дополнительные средства на удержание граждан в местах заключения, на восстановление нанесенного материального ущерба, терять доход от потери трудовых ресурсов. Многие государства озабочены качеством трудовых ресурсов, так как путь к эффективному управлению экономикой лежит через понимание мотивации трудовой деятельности работника. Именно работник является основным производителем продукции, благ, в конечном счете, ВВП [7]. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Целью данной статьи не является детальный анализ методов мотивации и повышения качества трудовых ресурсов. Интерес представляют методы компенсационного воздействия со стороны государства, для балансирования и сглаживания временного негативного влияния, вызванного, к примеру, кризисом. Самыми распространенными регулирующими мерами государства является:

- субсидии - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета;

- гранты - прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ;

- льготное налогообложение;

- дотация - дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом;

- субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки;

- талоны - много функциональный термин, используется для определения получения бесплатно, товара либо услуги, со скидкой, либо получения денежных выплат;

- альтернативная валюта - в США было разрешено, в связи с кризисом, в ряде штатов печатать альтернативные деньги, которые гражданин мог приобрести по льготной цене и тратить наравне с долларом, таким образом, скидка, предоставленная при покупке альтернативы, накладывалась на каждый покупаемый товар.

Список перечисленных методов государственного компенсационного регулирования далеко не полон, но они отражают основные категории воздействия государства на общественные процессы.

Метод льготного роста (МЕЛЬРО), представляет собой метод организации кредитно-денежных отношений общества. На данный момент существует четыре альтернативные системы расчета: наличный, бартер, электронный и безналичные. Наличная система используется для товарно-денежных отношений в основном частных лиц в быту и повседневной жизни. Бартер - обмен различными имуществами равной стоимости. Электронные - представляют собой денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Безналичный расчет происходит в основном между предприятиями связанными различными взаимными поставками, когда существует возможность взаимозачета. МЕЛЬРО затрагивает все четыре системы платежей, при бартерных операциях, предлагаемая система затрагивает процесс определения равных стоимостей. При безналичном - МЕЛЬРО определяет соразмерность величин подлежащих взаимозачету. Для электронных денег - представляет коэффициент веса каждой электронной единицы, а для наличных - коэффициентом льготных начислений.

Функционирование МЕЛЬРО обеспечивают четыре системы:

- система льготных счетов - счета, открываемые на каждое физическое и юридическое лицо, участвующие в кредитно-денежных отношениях;

- система начислений/снятий - обеспечивает начисление льгот на счет пользователя, а так же обеспечивает перевод (снятие) со счета во время оплаты товара либо услуги;

- система идентификации владельца счета - так как денежные отношения представлены повсеместно, необходимо обеспечить быструю и однозначную идентификацию пользователя;

- система расчета льгот - система обеспечивающая расчет льготного процента, в соответствии с установленным перечнем повышений и штрафов, соотносит льготные ставки между собой, расчет обязательно покрываемой и государственно возмещаемой льготной ставки.

Приведенные системы нуждаются в детальной проработке и внедрении для успешного функционирования МЕЛЬРО.

МЕЛЬРО представляет промежуточное звено между наличной и электронной системами расчета. И в тоже время вбирает достоинства и недостатки каждой из них. МЕЛЬРО имеет способность трансформироваться, как в полностью наличную, так и в полностью электронную системы, без значительных изменений структуры общественных отношений. И все же основные достоинство метода проявляются в промежуточном состоянии. МЕЛЬРО, по сути, процент отражающий степень электронизации денежных отношений. Для того чтобы избежать злоупотребления, для каждого индивида формируется фиктивный счет, на которые заносятся льготные отчисления. При покупке товара, либо оплате услуги, индивид вносит часть наличных средств, остальная часть, соответствующая льготной ставке, перечисляется со льготного счета на аналогичный счет получателя денег. В случае опустошения льготного счета индивид должен будет вносить полную стоимость наличными. Счета, во избежание злоупотребления со стороны банковской сферы, должны быть открыты в Национальном банке, и обслуживаться бесплатно. Выполнения данного условия увеличит государственный контроль, в то же время предоставление возможности частным банкам обслуживать счета, обеспечит более свободные условия рынка. Пример, в случае 40% льготной ставки и окладе 2000 грн., на льготный счет будет начислено 1333.33 грн., это означает, что покупательская способность индивида составит 3333.33, вместо 2000. Покупательская способность рассчитывается как

з / п

ПС =

С 1 - Л^ (1)

100

где ПС - покупательская способность (в примере 3333.33); ЛС - льготная ставка (в примере 40%);

з / п - заработная плата, оклад (в примере 2000 грн.). Льготные выплаты, рассчитываются как:

ЛВ = ПС - з / п, (2)

где ЛВ - льготные выплаты, размер начислений на льготный счет (в примере 1333.33);

Для индивидуума МЕЛЬРО будет представлять процент скидки при осуществлении оплат. Для банковской сферы, процент электронизации денежных отношений. Для работодателя размер дополнительных отчислений с каждой з/п, расчет по формуле (3). Другими словами, если раньше человек получал 4000 грн. наличными, то теперь работодатель должен будет выплатить 2400 грн. наличными, а 1600 перечислить на льготный счет, при льготной ставке 40%.

з / п = ПС - Пс Лс . (3)

С 100

Для государства, МЕЛЬРО является весомым рычагом контроля и управления. В автоматическом порядке, есть возможность контроля над доходами и расходами граждан, без дополнительного сбора документов. Что облегчает работу как органов государственного контроля, так и самих граждан. Система поощрений и наказаний сводится к работе с льготными счетами и льготной ставкой. При учете, что льготные счета уже находятся в распоряжении государства, изымание штрафов значительно упрощается. Поощрять государство имеет возможность тремя видами - выплата наличных, начисление на льготный счет, повышение льготной ставки, без обязательного покрытия ее при выплате з/п. Кроме работы с индивидами, государство может назначать дополнительные, не компенсируемые с льготного счета, скидки на определенные виды товаров и услуг. Данных вариантов достаточно, чтобы использовать все виды государственного регулирования, известные на данный момент.

Льготная ставка формируется из обязательно покрываемой (ЛСОп ) и государственно

возмещаемой (ЛСГв ).

(4)

Именно обязательно покрываемая льготная ставка используется при расчете льготных выплат производимых работодателем (2), так же она используется при расчете размера снятия с льготного счета денежных средств. В то время как расчет выплат наличными осуществляется с расчетом полной льготной ставки (4).

На рост льготной ставки может влиять, увеличивая ее: стаж, выслуга лет, государственные награды, военная служба, работа по специальности, работа на вредном производстве, многодетность.

На рост льготной ставки может влиять, снижая ее: правонарушения, асоциальный и аморальный образ жизни, безработица, умышленное уклонение от установленных государством повинностей.

Выводы. Проанализировав последовательное развитие и становление различных капиталистических теорий экономической организации рыночных отношений, можно с уверенностью утверждать, что свободный рынок, не в состоянии осуществлять саморегулирование. Многие теоретики возлагали надежды на формирующийся баланс между спросом и предложением, тем самым, регулируя экономические отношения, рынок не должен был допускать кризисов. Но чем сильней развивается рынок, тем чаще происходят кризисы. Практически все экономисты согласны с необходимостью регулирующей роли государства. Одна из последних экономических теорий, (теория смешанной экономики) утверждает, что самый эффективный способ экономического развития - это чередование государственного управления и свободного рынка. Данное утверждение является не верным, невозможно максимально эффективно расходовать ресурсы в условиях конкуренции, всегда существует дублирование товаров, которые не потребляются, а, следовательно, ресурсы, которые пошли на его производство были израсходованы впустую. Свободный рынок, дает временный улучшение показателей экономики. Продолжительность эффекта зависит от оборота товаров, сроков кредитования и вместительности рынка, но результат всегда один - кризис. За последние сто лет, мировое общество пережило более десятка глобальных кризисов. И не один эксперт не сомневается в причинах их наступления. Постепенный приход к государственному регулированию, делает закономерным высказывание о том, что Советская модель экономики опередила свое время.

Современные рычаги государственного регулирования, практически безрезультатны, а сама структура государственного контроля и управления нуждается в основательной доработки. В работе предлагается технология государственного управления над кредитно-денежными отношениями общества. МЕЛЬРО вбирает в себя достоинства и недостатки наличных и электронных денег, формирую совершенно новое пространство управления и регулирования. МЕЛЬРО сложен в реализации, но способен трансформироваться и адаптироваться к любой, существующей системе. Используя данный инструментарий, государство способно без дополнительных затрат применят большинство методов поощрения и наказаний.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства [Текст]: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.

2. Петров, Э.Г. Феноменологический анализ эволюционного развития мировой социально -экономической системы [Текст] / Э.Г. Петров // Вестник ХНТУ №2(38), 2010г.С.7-10.

3. Петров, Э. Г. Необходимость и инструментальные средства обеспечения эффективности государственного управления социально-экономическими системами [Текст] / Э.Г. Петров, Е.В. Губаренко // ПИТ. - №1 (007), 2010г. - С.8 - 15

4. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебник / Н.Б. Антонова - М: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2002. - 775 с.

5. Губаренко Е.В. Балансная модель региональной экономики [Текст] / Е.В. Губаренко // Тези доповщей друго! факультетсько! науково-практично! молодiжноl школи-семшара студенлв, асшранпв i молодих науковщв «1нформацшш штелектуальш системи - 2009» / Ред. Четвериков Г.Г., Вечiрська I. Д., Федотова Т.М. та шш1 - Харьшв, 8-9 грудня: ХНУРЕ, 2009. - 284 с.

6. Стиглиц, Дж. Ю. Экономика государственного сектора [Текст]: пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 720 с.

7. Скотт, Дж. Благими намерениями государства [Текст]: пер. с англ. Э.Н. Гусинского, Ю.И.Турчаниновой. - М: Университетская книга, 2005 г. - 568 стр.

ГУБАРЕНКО Евгений Витальевич - м.н.с. кафедры Системотехники Харьковского Национального Университета Радиоэлектроники.

Научные интересы: теория принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.