Научная статья на тему 'СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодые преподаватели / профессионализм / профессиональная компетентность / русский язык / Россия / Китай / young teachers / professionalism / professional competence / Russian language / Russia / China

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Цзяньвэнь, Ли Хунцзюань, Гао Хан

В статье рассматривается необходимость подготовки профессионально компетентного молодого преподавателя русского языка на фоне международного сотрудничества России и Китая в области образования. Китай в силу исторических событий, не имея собственной четкой системы образования, перенимает мировой опыт в данной области. Интенсивное взаимодействие наблюдается с соседней Россией: студенты и педагоги двух стран ведут совместные научные работы, происходит обмен для обретения опыта и получения знаний. В свою очередь, Россия заинтересована в престиже продвижения русского языка и ведет активную международную образовательную политику. К сожалению, в Китае наблюдается острая нехватка профессионально подготовленных преподавателей, поэтому ставка делается на молодых педагогов, которые должны стать авангардом страны в преподавании русского языка. Анализируя проблему молодых преподавателей, в первую очередь нами отмечается недостаточная компетентность в профессиональной области знаний. Различность русской и китайской культур также требуют от педагога более осмысленного и умелого отношения к процессу преподавания. На основе полученного анализа российской и китайской систем образования и педагогов представлены основные направления для работы по повышению компетентности молодого преподавателя русского языка в китайском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE COMPETENCE OF YOUNG TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE IN CHINESE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses the need to train a professionally competent young teacher of the Russian language against the background of international cooperation between Russia and China in the field of education. China, due to historical events, does not have its own clear education system, adopts world experience in the field of education. Intensive interaction is observed with neighboring Russia: students and teachers of the two countries conduct joint scientific work, there is an exchange to gain experience and gain knowledge. In turn, Russia is interested in the prestige of promoting the Russian language and pursues an active international educational policy. Unfortunately, there is an acute shortage of professionally trained teachers in China, so the emphasis is on young teachers who should become the country’s vanguard in teaching Russian. Analyzing the problem of young teachers, in the first place, there is insufficient competence in the professional field of knowledge. The difference between Russian and Chinese cultures also requires the teacher to have a more meaningful and skillful attitude to the teaching process. Fulfilling the analysis of the Russian and Chinese education systems and teachers in it, the main directions for work to improve the competence of a young teacher of the Russian language at a Chinese university are presented.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

Завершающим этапом будет построение технологической карты (табл. 4) с указанием тем, всех видов деятельности, места онлайн-курса в программе и форм промежуточного и итогового контроля.

Построение технологической карты позволит логично спланировать место каждого элемента аудиторной и самостоятельной работы в образовательном процессе согласно теме, организовать деятельность студентов, а также спрогнозировать результат.

Всестороннее рассмотрение данного вопроса позволило сделать следующие выводы:

- дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе может быть успешно реализована в сочетании с онлайн-курсом;

- выбор онлайн-курса должен соответствовать определённым критериям (трудоёмкость, направление подготовки, форма обучения, уровень образования,

Библиографический список

характер дисциплины), степень соответствия которым будет определять модель интеграции;

- тщательное планирование, составление технологической карты и перераспределение часов на самостоятельную работу позволит эффективно осуществить интеграцию онлайн-курса в образовательную программу;

- данная технология позволяет интегрировать онлайн-курсы в образовательную программу по другим дисциплинам.

Практика преподавания иностранного языка в неязыковом вузе показала, что интеграция этой дисциплины в образовательную программу повышает результативность и мотивацию студентов, создаёт отличительную образовательную среду, способствующую успешному обучению как общему, так и профессиональному иностранному языку Перспективы дальнейшего исследования мы видим в детальном изучении правовых документов и разработке технологии интеграции одного или нескольких курсов более сложных моделей в образовательный процесс.

1. Чеснокова Н.Е. Обучение профессиональному иностранному языку студентов нелингвистических специальностей на основе видеоматериалов TED. Научно-педагогическое обозрение. 2019; № 3: 123 - 128.

2. Титова С.В. МООК в российском образовании. Высшее образование в России. 2015; № 12: 145 - 151.

3. Евстропова Н.С., Опарина К.С. Использование технологии массовых открытых онлайн-курсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Балтийский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 2 (23): 224 - 226.

4. Griffiths R., Mulhern C., Spies R., Chingos M. Adopting MOOCs on campus: a collaborative effort to test MOOCs on campuses of the University System of Maryland. Online Learning. 2015; Vol. 19 (2). Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1062937.pdf

5. Чекун О.А. Интеграция массовых открытых онлайн-курсов в обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей МПГУ Педагогика и психология образования. 2016; № 1: 71 - 74.

6. Israel M.J. Effectiveness of Integrating MOOCs in Traditional Classrooms for Undergraduate Students. The International Review of Research in Open and Distance Learning. 2015; № 16 (5): 133 - 160.

7. Stognieva O.N. Teaching the University ESP Course with the MOOC Component: Putting Ideas into Practice. The Journal of Asia TEFL. 2019; Vol. 16: 1: 437 - 447.

8. Bruff D.O., Fisher D.H., McEwen K.E., Smith B.E. Wrapping a MOOC: Student perceptions of an experiment in blended learning. Journal of Online Learning and Teaching. 2013; № 9 (2): 187 - 199.

9. Малинин Н.В. Использование массовых открытых онлайн-курсов в преподавании иностранных языков на неязыковых факультетах вузов. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019; № 2: 258 - 261.

10. Семенова Т. В., Вилкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов. Университетское управление: практика и анализ. 2017; № 6 (21): 114 - 126.

References

1. Chesnokova N.E. Obuchenie professional'nomu inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskih special'nostej na osnove videomaterialov TED. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2019; № 3: 123 - 128.

2. Titova S.V. MOOK v rossijskom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; № 12: 145 - 151.

3. Evstropova N.S., Oparina K.S. Ispol'zovanie tehnologii massovyh otkrytyh onlajn-kursov pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 2 (23): 224 - 226.

4. Griffiths R., Mulhern C., Spies R., Chingos M. Adopting MOOCs on campus: a collaborative effort to test MOOCs on campuses of the University System of Maryland. Online Learning. 2015; Vol. 19 (2). Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1062937.pdf

5. Chekun O.A. Integraciya massovyh otkrytyh onlajn-kursov v obuchenie inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej MPGU. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2016; № 1: 71 - 74.

6. Israel M.J. Effectiveness of Integrating MOOCs in Traditional Classrooms for Undergraduate Students. The International Review of Research in Open and Distance Learning. 2015; № 16 (5): 133 - 160.

7. Stognieva O.N. Teaching the University ESP Course with the MOOC Component: Putting Ideas into Practice. The Journal of Asia TEFL. 2019; Vol. 16: 1: 437 - 447.

8. Bruff D.O., Fisher D.H., McEwen K.E., Smith B.E. Wrapping a MOOC: Student perceptions of an experiment in blended learning. Journal of Online Learning and Teaching. 2013; № 9 (2): 187 - 199.

9. Malinin N.V. Ispol'zovanie massovyh otkrytyh onlajn-kursov v prepodavanii inostrannyh yazykov na neyazykovyh fakul'tetah vuzov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2019; № 2: 258 - 261.

10. Semenova T.V., Vilkova K.A. Tipy integracii massovyh otkrytyh onlajn-kursov v uchebnyj process universitetov. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017; № 6 (21): 114 - 126.

Статья поступила в редакцию 02.03.21

УДК 37.08

Zhang Jianwen, senior teacher, Heihe University (China), E-mail: 5644060@qq.com Li Hongjuan, senior teacher, Heihe University (China), E-mail: 1664880677@qq.com Gao Hang, senior teacher, Heihe University (China), E-mail: 12690380@qq.com

WAYS TO IMPROVE THE COMPETENCE OF YOUNG TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE IN CHINESE EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article discusses the need to train a professionally competent young teacher of the Russian language against the background of international cooperation between Russia and China in the field of education. China, due to historical events, does not have its own clear education system, adopts world experience in the field of education. Intensive interaction is observed with neighboring Russia: students and teachers of the two countries conduct joint scientific work, there is an exchange to gain experience and gain knowledge. In turn, Russia is interested in the prestige of promoting the Russian language and pursues an active international educational policy. Unfortunately, there is an acute shortage of professionally trained teachers in China, so the emphasis is on young teachers who should become the country's vanguard in teaching Russian. Analyzing the problem of young teachers, in the first place, there is insufficient competence in the professional field of knowledge. The difference between Russian and Chinese cultures also requires the teacher to have a more meaningful and skillful attitude to the teaching process. Fulfilling the analysis of the Russian and Chinese education systems and teachers in it, the main directions for work to improve the competence of a young teacher of the Russian language at a Chinese university are presented.

Key words: young teachers, professionalism, professional competence, Russian language, Russia, China.

Чжан Цзяньеэнь. ст. преп., Хэйхэскийуниверситет, г. Хэйхэ, E-mail: 5644060@qq.com Ли Хунцзюань, ст. преп., Хэйхэский университет, г. Хэйхэ, E-mail: 1664880677@qq.com Гао Хан, ст. преп., Хэйхэский университет, г. Хэйхэ, E-mail: 12690380@qq.com

СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье рассматривается необходимость подготовки профессионально компетентного молодого преподавателя русского языка на фоне международного сотрудничества России и Китая в области образования. Китай в силу исторических событий, не имея собственной четкой системы образования, перенимает мировой опыт в данной области. Интенсивное взаимодействие наблюдается с соседней Россией: студенты и педагоги двух стран ведут совместные научные работы, происходит обмен для обретения опыта и получения знаний. В свою очередь, Россия заинтересована в престиже продвижения русского языка и ведет активную международную образовательную политику. К сожалению, в Китае наблюдается острая нехватка профессионально подготовленных преподавателей, поэтому ставка делается на молодых педагогов, которые должны стать авангардом страны в преподавании русского языка. Анализируя проблему молодых преподавателей, в первую очередь нами отмечается недостаточная компетентность в профессиональной области знаний. Различность русской и китайской культур также требуют от педагога более осмысленного и умелого отношения к процессу преподавания. На основе полученного анализа российской и китайской систем образования и педагогов представлены основные направления для работы по повышению компетентности молодого преподавателя русского языка в китайском вузе.

Кточевые слова: молодые преподаватели, профессионализм, профессиональная компетентность, русский язык, Россия, Китай.

Данная статья публикуется в рамках научно-исследовательского проекта Хэйхэского университета на тему «Исследование моделей обучения русскому языку специалистов-практиков в сфере экологии», проект № ЗУУ201902; в рамках научно-исследовательского проекта Хэйхэского университета на тему «Исследование модели обучения учащихся русского языка как иностранного в рамках «Национальный стандарт качества обучения иностранным языкам и литературе»», проект № Х№У201930

Россия и Китай связаны давними отношениями, а сейчас страны переживают золотой период стратегического развития. Одним из общих интересов является образование. Китай исторически тесно сотрудничал с СССР, приглашая русских преподавателей для передачи опыта и отправляя своих граждан обучаться в зарубежные университеты. Исторические события внесли коррективы в формирование китайской системы образования. И сейчас, когда Китай шагнул в развитии вперед, назрел вопрос о создании авангарда молодых специалистов, которые будут нацелены на повышение качества образования в стране. В Китае наблюдается острая нехватка молодых профессионалов, особенно педагогической направленности, поэтому очень интенсивен обмен в обучении и преподавании с другими странами. Россия, в свою очередь, работает в направлении повышения престижа русского языка за рубежом, поэтому сфера интересов в предоставлении качественного образования через профессионально компетентных педагогов пересекается с потребностями Китая.

Современный мир предъявляет высокие требования к образованию, а значит, и к преподаванию. Поэтому молодым специалистам приходится тяжело в силу отсутствия опыта и профессиональной компетенции. Подобная проблема наблюдается и в России, где статус молодого преподавателя не определен, требования размыты, плюс ко всему материальная база для мотивации развиваться в профессии очень слаба. Но именно от того, как будет замотивирован и подготовлен профессионально молодой педагог зависит становление образования в стране. На фоне международного сотрудничества России и Китая стоит остро вопрос о профессиональной компетентности молодых педагогов русского языка.

Действительность такова: молодые педагоги недостаточно подготовлены психологически к преподавательской деятельности сразу после окончания учебных заведений. Они не обладают достаточными навыками становления отношений с учениками; не располагают в должной мере методическими материалами; испытывают нехватку времени, материальной базы, поддержки государства. Не все вчерашние выпускники и сегодняшние педагоги готовы вкладываться в развитие, осваивать новое, саморазвиваться и совершенствоваться. Тем более что во многих вузах подготовка преподавателей происходит по старой, традиционной системе. Нужно понимать этот фактор и делать уклон на требования, предъявляемые к высшим учебным заведениям, на государственном уровне через систему законов и приказов.

Меняется мир, социокультурная среда, соответственно, и обязанности преподавателей должны быть скорректированы в тандеме с мировыми тенденциями.

Цель статьи: рассмотреть способы улучшения компетенции молодых преподавателей русского языка в китайских учебных заведениях.

Задачи:

1. Рассмотреть молодого педагога в российской системе образования: требования, система оценивания профессионализма.

2. Изучить требования к педагогу в китайской системе образования.

3. Проанализировать возможность интеграции российских и китайских систем для подготовки компетентного молодого специалиста русского языка в Китае.

Образование в современном мире является одним из приоритетных направлений, так как способствует подготовке профессионалов в каждой области и напрямую связано с развитием страны. По всему миру высок престиж получения образования, но в каждой стране на уровне образовательных учреждений существует весомая проблема формирования профессионального педагогического состава. Зачастую профессионализм ассоциируется с уже достаточно долго проработавшими педагогами. Стоит также отметить, что не всегда опытные педагоги готовы менять отработанные годами методики преподавания, вносить новшества и применять технический прогресс.

Решением проблемы, как восполнения недостающего количества учителей, так и формирования новаторского духа, могло бы стать привлечение молодых педагогов в систему образования. Но как получить профессионально сформированного компетентного учителя - вчерашнего выпускника учебного заведения?

Для решения поставленной цели рассмотрим положение педагогов в России, в особенности положение молодых педагогов на законодательном уровне.

Итак, в системе образования России главенствующая роль принадлежит ФЗ №273 от 29.12.2012 (в редакции от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (изменения и дополнения вступили в силу с.01.01.2021).

В рамках изучаемого вопроса обратимся к «статье 49. Аттестация педагогических работников» [1]. Согласно 4 части данной статьи, был разработан приказ Министерства образования и науки РФ г. Москва № 276 от 7 апреля 2014 г «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Согласно обозначенного приказа, среди задач проводимой аттестации стоит отметить стимулирование повышения уровня профессионального и личностного роста, а также методологической культуры; обеспечение дифференциации размеров оплаты труда с учетом квалификационных категорий и объема преподавательской работы.

В 5 пункте приказа говорится о необходимости подтверждения соответствия занимаемой должности педагогическими работниками раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности. При этом аттестацию не проводят работникам, которые проработали в одной организации менее двух лет.

В результате аттестации специальная комиссия может присвоить педагогу первую или высшую категорию на 5-летний срок. Этот срок не продлевается, поэтому категорию нужно подтверждать.

Педагог с первой квалификационной категорией должен показывать стабильные положительные результаты в освоении обучающимися образовательных программ, развивать у них способности к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Такой педагог заинтересован в личном вкладе в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности; активном участии в работе методических объединений педагогических работников организации.

Обладателем высшей категории становится педагог, ученики которого достигают положительной динамики результатов освоения образовательных программ, и у которых проявляются способности к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также принимают участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Такой преподаватель вносит личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной. Педагог с высшей категорией активно участвует в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Так, целью Минпросвещения России становится внедрение национальной системы профессионального мастерства педагогических работников в количестве не менее 50% от общего числа учителей общеобразовательных организаций до 2024 года. Для этого в рамках нацпроекта «Образование» был разработан федеральный проект «Учитель будущего». Отмечается необходимость создания во всех субъектах РФ сети центров непрерывного повышения квалификации, а также различные формы поддержки педагогов до 35 лет и обучающихся в первые три года работы.

Отсюда мы видим косвенное упоминание о молодых педагогах, но сам статус их законодательно не закреплен. Это первый негативный фактор в становлении молодого педагога. Следующим минусом является отсутствие их поддержки на государственном уровне. Профессия становится непрестижной в силу небольшого уровня оплаты труда, а также утраты важности самого социального статуса молодого учителя.

Страдает и уровень подготовки будущих учителей во время обучения в высшем профессиональном учреждении. Теоретический аспект преобладает над практическим.

Отсюда исходит неуверенность у молодых педагогов в собственных силах, непонимание своей роли и важности осуществляемой деятельности. Профессиональная адаптация молодых педагогов происходит непосредственно в среде, без возможности постепенного вливания, как у других профессий. К молодому педагогу предъявляют те же требования, что и к опытному учителю. Ведь в его ответственности находятся знания и будущее учеников. Молодые педагоги более подвержены стрессам, зачастую у них наблюдается снижение мотивации и уход в другие сферы.

Для получения профессионально сформированного молодого педагога необходим процесс адаптации. В ее ходе происходит вникание в педагогическую деятельность, формирование профессиональной позиции. При этом важно стремление к самореализации, готовность отдаваться профессии и понимать всю важность и ответственность, возлагаемую на педагога.

Молодым педагогам может быть предложена поддержка на региональном уровне, что отражено в письме от 11 июля 2016 года «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов» (Министерство образования и науки Российской Федерации № НТ-944/08, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации № 326).

Еще в 2014 году был создан Совет молодых педагогов при Центральном совете Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации с целью развивать молодежное педагогическое движение. Объединения молодых педагогов созданы в 72 субъектах РФ. Для улучшения эффективности работы Совета Минобрнауки РФ совместно с Общероссийским профсоюзом образования предложил создать ряд комплексных мер в поддержку молодых педагогов.

Предлагается:

а) пересмотреть организацию рабочего времени, выделить один свободный день в неделю для начинающих педагогов с целью получения самообразования и повышения профуровня. Ввести наставничество более опытных, квалифицированных педагогов для составления отчетной и учебной документации;

б) уделить внимание организации оплаты труда (стимулирующие выплаты и материальная поддержка в первые три года обучения);

в) для повышения профессионального уровня молодых педагогов предлагается создать специальные семинары, в рамках которых будут проводиться обсуждения в области психологии, профильных знаний, имиджа и корпоративной этики, а также трудового, образовательного и политического законодательств;

г) оказывать методическую поддержку при прохождении аттестации молодым педагогам впервые;

д) вести просветительскую работу в молодежных педагогических объединениях путем публикации специализированных изданий и на сайтах в сети Интернет [2].

Исходя из вышеуказанных предложений, становится понятно, что в России молодые педагоги недостаточно подготовлены к профессионально-педагогической деятельности. Нет должной методической подготовки, психологической и наставнической поддержки, знаний в области законодательства, а также должного уровня материальной базы. Наблюдается недостаточно твердое владение профильным материалом, что может негативно сказаться при передаче знаний ученикам.

В то же время в РФ идет направленность на формирование нового учителя - творческого, готового внедрять современные технологии, с высоким уровнем педагогического мастерства и профессионально компетентного. Поэтому Минпросвещения сделало ставку на педагогические вузы, подчиняясь распоряжению Правительства РФ № 907 от 6.04.2020 г. При профессиональной подготовке будущих преподавателей необходимо учитывать все перечисленные требования, а значит, нужно провести перестройку имеющихся материалов обучения и практик.

Данные проблемы и возможные решения рассматриваются в рамках профессиональной подготовки педагогов в российской системе образования.

Законом ФЗ №273 от 29.12.2012 года в статье 105 закреплены формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.

На международном уровне Минпросвещения РФ работает в направлении продвижения образования и изучения русского языка в зарубежных странах. Так, в декабре 2020 года Россией и Китаем было подписано соглашение по вопросам сотрудничества и совместной деятельности в сфере развития системы профессионального образования. Дружественные отношения требуют понимания культуры и знания языка, а значит, существует потребность в профессиональных педагогах русского языка.

Страны договорились о сотрудничестве в вопросах проведения совместных исследований, обмена опытом и передовыми практиками в сфере развития

системы профессионального образования в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Были установлены права и обязательства сторон при реализации образовательных проектов и программ, проведении исследований, мероприятий по обмену опытом, информацией, результатами, приобретенными в ходе партнерского сотрудничества [3].

На фоне данного соглашения рассмотрим китайскую систему образования и педагогов в ней. В Китае образовательная система прошла через большие трудности, которые существуют до сих пор. В становлении образования страна ориентировалась и ориентируется на опыт других стран, поэтому сложно говорить о собственной образовательной системе.

Особую роль в становлении китайской образовательной системы, в создании профессионально-технического образования и производственного обучения оказал СССР в 50-х - начале 60-х годов ХХ века. Китай перенимал педагогический опыт Советского союза, приглашал для работы советских специалистов. В свою очередь, китайские специалисты также ездили учиться в СССР.

Далее был период 20-летнего застоя в образовании в связи с положением дел в стране. Студенты принимали участие во всеобщих движениях. И только в 80-х годах началось возрождение образования.

С целью координировать образовательный процесс, так же как и в России, в КНР действует закон «Об образовании Китайской народной республики» от 18 марта 1995 года, а в 1998 году был принят Закон о высшем образовании КНР, который начал действовать с января 1999 года.

В законе «Об образовании» обратимся к главе IV «Учителя и другие наставники», где прописаны основные моменты о положении учителей в Китае. Так, в статье 33 прописано, что государство защищает права и интересы учителей, улучшает рабочие и жизненные условия, повышает социальный статус. В 34 статье прописано, что государством используется система цензов, постов и назначений для учителей, а через экзамены, награды и обучение совершенствуется качество подготовки учителей и формируется сильный учительский состав. Особенно отметим статью 40, согласно которой действующие учителя имеют право и обязаны получать профессиональную подготовку и продолжать обучение согласно закону. Также организации должны создавать условия для учебы и подготовки работников [4].

Переподготовка преподавателей в Китае возможна на базе институтов усовершенствования (ИУУ), в основном для учителей начальной школы, и институтов повышения квалификации (ИПК), главным образом для среднего образования.

Сейчас педагогические университеты Китая претерпевают реформы. Происходит переход от традиционных методик к современным реалиям, изменение концепции образования в целом, учет творческих способностей студентов, повышение престижа профессии учителя.

Правительство Китая стремится к повышению социального статуса и жизненных условий преподавателей. Например, в «Законе об учителях» от 1993 года закрепляется положение о средней заработной плате учителей и ее постепенном росте, прописаны условия назначения заработной платы, указаны правила назначения на службу, подготовки и переподготовки, аттестации, нагрузки т.п.

На государственном уровне стараются поддерживать высокий статус профессии учителя, используют метод поощрения (повышение заработной платы, присвоение наград).

На международном уровне Китай практикует международные обмены преподавателями, совместные исследования и обучение. Деятельность на международном уровне регулируется главой VIII закона «Об образовании». В большей степени в ней отражена информация правового характера. Поясняется, что иностранные преподаватели могут вести научную или преподавательскую работу в китайских вузах. Стоит особенно отметить, что сохранился высокий престиж российского образования. Между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях.

И хотя Китай к началу XXI века добился значительного повышения уровня образования, прикладывает большие усилия в образовательной сфере, вкладывает значительные денежные средства, ведет активную международную деятельность, но научно-исследовательская база и развитие собственной системы в образовании находятся на недостаточно высоком уровне. Еще одной из главных проблем китайского образования является перенасыщенность техническими вузами и специальностями, и, как следствие, фиксируется острая нехватка педагогических кадров, несмотря на все меры, предпринимаемые государством.

В современном мире наблюдается отток образованных людей в сферы бизнеса и предпринимательства, и Китай не стал исключением. Таким образом, профессия учителя потеряла привлекательность для молодых специалистов, несмотря на традиционное трепетное отношение китайцев к ней. Молодые люди оценивают материальный аспект и перспективу карьерного роста. И если в городах ситуация более или менее стабильная, то в сельской местности наблюдается значительная нехватка молодых преподавателей. Особенно кадровый голод возник после 1980-х, когда отменили распределение выпускников. Несмотря на кардинальные изменения в мире, обучение педагогов происходит по программам, устаревшим как морально, так и структурно. Методы и технологии обучения при подготовке профессиональных учителей являются слабым звеном образования.

Сейчас перед Китаем и педагогическими высшими учебными заведениями стоит задача формирования новых требований к качеству подготовки будущих

преподавателей, учебно-методическим программам, включения технических средств в процесс обучения для обеспечения должной профессиональной компетентности молодых учителей.

По мнения китайских ученых, для достижения профессиональной компетенции и становления молодого учителя необходимо добиться узаконивания статуса молодого педагога. В целом для повышения престижа профессии и улучшения ситуации предлагается включение учителей в категорию государственных служащих (сейчас только их статус приравнивается к госслужащим), введение общего экзамена на педагогические квалификации, систему кадрового комплектования сельских и городских школ на центральном уровне, установление требований к организации и проведению профессиональной переподготовки и повышению квалификации педагогов, рассмотрение порядка увольнения и выхода учителей на пенсию, выделение средств из государственного бюджета на подготовку учителей, а также гарантированное соблюдение их прав [5].

Как мы видим, в обеих системах образования нет точного определения понятия «молодой преподаватель» и законодательно закрепленного положения. Проблемы молодых педагогов в России и Китае одинаковы. Но именно молодые педагоги составят базу для будущего стран как на местном, так и международном уровне. Молодые люди полны стремлений, интереса, готовы осваивать новые технологии, но им не хватает опыта, профессионализма, понимания, терпимости. И хотя Россия и Китай прилагают усилия, стараются создать условия для закрепления молодых педагогов в профессии, их все равно недостаточно, чтобы обеспечить запросы и закрыть брешь в нехватке кадров.

Основной задачей в процессе становления молодого преподавателя русского языка является формирование профессиональной компетентности в своей области знаний. Понятно, что достигнуть профессионализма в области преподавания можно только спустя продолжительное время, наращивая опыт и знания. Но профессиональный педагог нужен сразу, от молодого специалиста требуется за короткий срок достичь должного уровня. Становление профессионального молодого специалиста происходит в первые годы работы, поэтому необходимо приложить максимальные усилия, чтобы ему помочь, если государство заинтересовано в развитии образования. Отсюда понятно, что основная задача по развитию компетентного молодого специалиста ложится на плечи государства.

Так как на международном уровне Россия заинтересована в продвижении престижа русского языка, а в Китае активно идет работа над построением системы педагогического образования, приобретением опыта и знаний из российской системы, то необходимо тщательно рассмотреть пробелы в становлении молодого педагога и найти пути их решения. Для китайских учебных заведений, где преподается русский язык, важно получить компетентного молодого специалиста, полного сил и желания учить, вести за собой и подавать пример, а также помогать в становлении китайской системы образования.

Как удалось понять из рассмотренного материала, начинающие педагоги в системе образования испытывают зачастую следующие трудности:

1. Слабое освоение методическим материалом либо неумение применять его на практике.

2. Не могут быстро ориентироваться, переключаться, вести учебный процесс и отвечать на вопросы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Психологически не готовы к общению, не сразу могут понимать поведение учеников и ориентироваться в психоэмоциональном состоянии аудитории.

4. Не чувствуют поддержку более опытных коллег.

5. Ощущают нехватку времени на самосовершенствование и дополнительное освоение знаний по профилю.

6. Не видят или не осознают четкой цели по достижению результатов образования.

7. Отмечают материальную нехватку для комфортной жизни и работы.

8. Не видят четко свою роль в системе образования и закреплении позиций на законодательном уровне.

Библиографический список

Все дело в том, что в вузах будущих преподавателей не готовят к реальным ситуациям, при столкновении с которыми молодые педагоги испытывают психологические трудности и нехватку знаний от построения общения, урока до подбора методического материала и ведения сопутствующей документации. При преподавании языка на международном уровне необходимо учитывать аспект различия русской и китайской культур, оценивать тонкости преподавания, уметь преподнести материал доступным и понятным способом.

Оценивая законодательство России и Китая, разбирая плюсы и минусы в обеих системах, ориентируясь на мировые запросы, выделим основные моменты, которые будут способствовать становлению профессионально компетентного молодого педагога в системе преподавания русского языка:

1. Закрепить на законодательном уровне положение и статус молодых специалистов.

2. Уделить внимание способам методической поддержки молодых педагогов на местах: внедрить наставничество более опытных коллег назначить ответственного руководителя, создать памятки и материалы в помощь молодому педагогу в конкретных учреждениях.

3. Ввести больше практического материала (когда учащиеся старших курсов идут на практику в группы с иностранными студентами) с полноценным контролем. В идеале должна быть каждодневная отчетность с разбором ситуаций и возникших вопросов.

4. Организовывать встречи и семинары, разбирать часто возникающие случаи на уроках и пути реагирования. Уделять внимание налаживанию контакта с учениками и объяснять психологические портреты учеников, аудитории в целом.

5. Преподаватели высших учебных заведений должны привить в будущих специалистах стремление к самосовершенствованию, объяснить необходимость освоения большего количества материала самостоятельно, всячески способствовать формированию навыков самостоятельной работы по поиску и интерпретации материала, внедрению современных технологий в повседневный процесс обучения.

6. Устраивать короткие обменные мероприятия с русскими и китайскими вузами, чтобы специалисты понимали культуру и специфику общения, а впоследствии организовывали учебный процесс, опираясь на полученные знания.

7. Организовать стабильную материальную поддержку молодым специалистам. Также можно организовывать конкурсы среди начинающих педагогов, которые призовут не только работать для получения материального вознаграждения, но и будут способствовать повышению уровня знаний и навыков.

Если закрепление статуса молодого педагога на государственном уровне более сложный и долгий процесс, то на местах, на уровне регионов и учебных заведений создать комфортные условия для формирования профессионально компетентного специалиста вполне реально. От того, как будет подготовлен молодой специалист, будет зависеть будущее страны.

Важность обучения русскому языку подтверждается заинтересованностью вузов Китая в его изучении. Русский язык активно используется странами как средство международного общения. Качественное обучение русскому языку напрямую зависит от педагога и требует высокой квалификации. Даже уровень знаний педагога отходит на задний план, ведь сейчас любую информацию можно свободно найти самостоятельно, но вот умение создать климат в аудитории, вести урок, давать знания, выявлять пробелы и уметь с ними работать - то важное, что обретается только с опытом. Но опытные педагоги зачастую закрепляются на местах и менее мобильны, а также не всегда готовы осваивать современные технологии и быть готовыми к смене методических материалов. Молодые же педагоги полны энтузиазма, готовы следовать новым тенденциям, легче осваивают новые технологии, поэтому становление компетентного молодого специалиста русского языка международного формата с учетом всех проблем и предъявляемых требований - задача, требующая решения и проработки совместными усилиями России и Китая.

1. Правовая поддержка Консультант Плюс. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. О мерах комплексной поддержки молодых педагогов. Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/molodym-spetsialistam/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/o-merakh-kompleksnoj-podderzhki-molodykh-pedagogov.html

3. Министерство просвещения Российской Федерации. Available at: https://edu.gov.ru/press/3259/rossiya-i-kitay-podpisali-soglashenie-po-voprosam-sotrudnichestva-i-sovmestnoy-deyatelnosti-v-sfere-razvitiya-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya/

4. Закон КНР об образовании. Available at: https://asia-business.ru/law/law3/education/

5. Машкина О.А. Формирование новой модели подготовки школьных учителей в современном Китае. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novoy-modeli-podgotovki-shkolnyh-uchiteley-v-sovremennom-kitae

References

1. Pravovaya podderzhka Konsul'tant Plyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. O merah kompleksnoj podderzhki molodyh pedagogov. Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/molodym-spetsialistam/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/o-merakh-kompleksnoj-podderzhki-molodykh-pedagogov.html

3. Ministerstvo prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Available at: https://edu.gov.ru/press/3259/rossiya-i-kitay-podpisali-soglashenie-po-voprosam-sotrudnichestva-i-sovmestnoy-deyatelnosti-v-sfere-razvitiya-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya/

4. Zakon KNR ob obrazovanii. Available at: https://asia-business.ru/law/law3/education/

5. Mashkina O.A. Formirovanie novoj modeli podgotovki shkol'nyh uchitelej v sovremennom Kitae. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2013; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novoy-modeli-podgotovki-shkolnyh-uchiteley-v-sovremennom-kitae

Статья поступила в редакцию: 20.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.