Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Чэнь Я. — Проблемы профессионального фортепианного образования Китая: описание и обобщение // Философия и культура. - 2020. - № 9. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.9.33938 URL: https ://nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=33938
Проблемы профессионального фортепианного образования Китая: описание и обобщение
ЧэньЯгань
аспирантка Кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного
педагогического университета имени АИ. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, уп. Наб. Реки Мойки, 48 И [email protected]
Статья из рубрики "Диалог культур"
DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33938
Дата направления статьи в редакцию:
20-09-2020
Аннотация.
Предметом исследования являются выделенные китайскими и русскими авторами проблемы профессионального фортепианного образования. В статье предлагается уровневая модель обобщения и описания актуальных проблем китайского фортепианного образования, в котором выделены: 1) локально наблюдаемые (точечные) проблемы; 2) проблемы недостаточной профессиональной квалификации педагогических кадров; 3) проблемы отсутствия общей теоретико-методической базы подготовки высококвалифицированных кадров; 4) теоретико-методологические проблемы сочетания европейских основ пианизма и национально-культурной специфики Китая. Уровни выделяются на основе градация проблем от явно наблюдаемых и локальных, т.е. данных в опыте самих студентов и их преподавателей до проблем более общих (абстрактных), которые, будучи теоретико-методологическими, выступают, в свою очередь, причинами проблем предыдущего уровня. Раскрывая подуровни выделенных проблемных зон и делая акцент на взаимосвязанности описываемых проблем, делается вывод о наличие корневой причины затруднений в фортепианном образовании Китая, заключающейся в нерешенной задаче интеграции международного опыта фортепианного образования в образовательных реалий Китая. Отмечается, что этот конфликт национального и европейского в китайском пианизме можно преодолеть сняв, прежде всего, идею несовместимости этих фортепианных культур и создав интеграционную модель теоретико-методологических оснований профессионального музыкального образования
в которой были бы предусмотрены позиции китайских и русских педагогов и исследователей, занимающихся теоретико-методологической проблематикой.
Ключевые слова: профессиональное образование, музыкальное образование, китайский пианизм, фортепианная педагогика, проблемы профподготовки, фортепианная культура, диалог культур, высококвалифицированные кадры, уровневая модель, Китай
Довольно часто в средствах массовой информации можно слышать о значительных достижениях профессионального фортепианного образования Китая [см. 2, 9]. Описывается и развитая инфраструктура, и прекрасные учебные здания, оборудованные на высокопрофессиональном уровне, и значительное государственное финансирование проектов, связанных с музыкальным образованием, являющимся приоритетным направлением для правительства страны ^^
Кроме того, расцвет фортепианного образования в Китае, именуемый «фортепианным бумом»-Ш привел к тому, что назвали «китайским бумом», т.е. широкую представленность китайских музыкантов, в том числе и пианистов, на международной сцене и на международных конкурсах. Иллюстрируя это явление можно упомянуть то, что третей в десятке лучших пианистов мира является китайская пианистка Юйцзя Ван (Yuja Wang), а в рамках первой тридцатки пианистов мирового уровня представлены еще два китайских
пианиста: Ли Юнди (Li Yundi) - 19-ый и Ланг Ланг (Lang Lang) - 26-ой
На первый взгляд кажется удивительным, что на фоне такого позитивного дискурса речь может идти о проблемах. Однако при более тщательном рассмотрении становится ясно, что те проблемы, о которых речь пойдет ниже, чаще всего, имеют качественные основания и потому могут быть скрыты за позитивными количественными показателями, которые в Китае, как в стране высоких достижения, являются основными. Примером тому может служить производящее впечатление безусловного достижения количество
обучающихся игре на фортепиано в Китае - 25 миллионов человек ^^ или то, что на XI Международном конкурсе юных пианистов имени Шопена, который проходил в 2018 году в Фошане в финал конкурса среди любителей вышло полторы тысячи участников (дети от
4-х лет и старше) ^^ Однако, как известно, количественные показатели никак не могут заменить качественные и потому тысяча слабо играющих китайских пианистов-любителей не смогут конкурировать с один выдающимся пианистом-профессионалом.
Действительно имеющие место завоевания фортепианного образования как в своем материальном (инфраструктура, дотации и т.д.), так и на педагогическом уровне (приглашение иностранных специалистов, стажировки преподавателей за рубежом и т.д.) относятся, чаще всего, только к учебным заведениям больших городов - Пекина,
Шанхая, Тянцзинья, Сямынья и др. [1, с 240]. По причинам отсутствия в Китае общей системы фортепианного образования, в городах периферии система подготовки будущих пианистов значительно отличается (в худшую сторону) от того, что демонстрируют ведущие консерватории страны. В связи с этим описание и обобщение проблем профессионального фортепианного образования считаем актуальными.
О педагогических проблемах китайской фортепианной школы писали многие исследователи: Айзенштадт С.А., Исаева Н.Г.,-Ш, И Дин [3], Лян Сяомэй [7], Ли Чжэн, Е.П. Красовская [4], Лю Минхуэй Лю Цин [6], Ню Яцянь Савенко С.В.-12!, Се Хен --13!, Сюй Бо Хо Да [15, 16], Чжоу Чжэнмао [17], и др. Эти исследователи выделяют большое разнообразие проблем, которые в той или иной степени перекликаются между
собой. Однако представляется, что для более глубокого анализа и поиска теоретико-методологических оснований решения имеющихся сложностей необходимо системное обобщение и осмысление всего комплекса проблем фортепианного образования Китая. Поэтому, в данной статье мы попытаемся привести широкий спектр констатируемых в профессиональном фортепианном образовании проблем к упорядоченной системе и тем самым, проследить их возможные причины.
В работах русских и китайских исследователей различные проблемы китайской фортепианной школы, чаще всего, представлены в виде однопорядковых явлений. Однако в рамках работы обобщения и осмысления имеющийся комплекс актуальных проблем китайского фортепианного образования можно систематизировать, выделив их уровневую иерархию. В качестве основания выделения ступеней предлагаемой уровневой системы, берется градация проблем от явно наблюдаемых, т.е. данных в опыте самих студентов и их преподавателей до проблем более общих (абстрактных), которые, будучи теоретико-методологическими, выступают, в свою очередь, причинами проблем предыдущего уровня. Таким образом, получаемая ступенчатая система, в которой предлагается движение от частных проблем к проблемам более общим, может выглядеть следующим образом:
1. Локально наблюдаемые (точечные) проблемы в обучении китайских студентов, с которыми сталкиваются сами учащиеся и которые констатируют их преподаватели (пытающиеся эти проблемы преодолеть);
2. Проблемы недостаточной квалификации самих педагогических кадров, которые, чаще всего, и порождают проблемы первого уровня (с которыми, как уже было сказано выше, потом пытаются справиться преподаватели более высокой квалификации);
3. Отсутствие общей для всех высших учебных заведений теоретико-методической базы подготовки высококвалифицированных кадров в области фортепианного образования, влечет, как следствие, нехватку хорошо подготовленных педагогов-пианистов;
4. Проблемы в рамках методического сопровождения имеют место вследствие нерешенных теоретико-методологических трудностей, главное из которых является отсутствие общепринятого решения задачи сочетания европейских основ пианизма, с национально-культурной спецификой Китая.
Представляется, что без решения этой сложной теоретико-методологической проблемы, трудности создания методической базы для подготовки высококвалифицированных кадров, которые смогут качественно обучать китайских студентов, решены не будут. При этом необходимо отметить, что выделенные выше проблемы являются только узловыми точками более сложного конгломерата трудностей, которые имеются у профессионального фортепианного образования Китая. Для более глубокого осмысления далее развернем каждую из проблем по отдельности, проводя, при этом, связующие их параллели.
1. Локально наблюдаемые (точечные) проблемы
Описание проблемы этого уровня встречаются в работах, как русских, так и китайских исследователей. Так, С.А. Айзенштадт и Н.Г. Исаева, обобщая свой педагогический опыт и проведенное исследование среди своих китайских студентов в рамках Дальневосточного государственного института искусств, приходят к выводу, что главной проблемой, с которой сталкиваются русские преподаватели и их китайские студенты -это пробелы в предшествующей подготовке студентов и языковой барьер с- 24°1.
Авторы констатируют, что студенты чаще всего прибывают из городов расположенных в Маньчжурии и уровень подготовки таких студентов соответствуют 3-4 классу русской музыкальной школы. Такие студенты едут учиться в Россию не только потому, что хотят приобщиться к русской традиции, но еще и потому, что точно знают, что пройти конкурсный отбор в лучшие консерватории Китая им не удастся [1, с- 240-2421.
Кроме слабой базовой подготовки у китайских студентов, исследователями констатируется почти полное отсутствие теоретической подготовки, причем как у тех, кто посещал музыкальные школы, так и тех, кто обучался индивидуально у частных
преподавателей ———2401. Наблюдается и ограниченность круга исполняемых произведений, так как базовое обучение в Китае, как правило, строилось на упражнениях и этюдах. Эту же последнюю проблему в своих работах отмечает и такой китайский ученый, как Се Хен [13, с 1101.
Серьезной, но преодолеваемой сложностью, которую далее будут констатировать и китайские исследователи, является сложности, в попытке ощутить «эмоционально-смысловое наполнение многих ключевых интонаций европейской музыкальной речи»
с 2421. Как уже много раз повторялось, данный тип проблем связан с интонационным строем европейских языков и различием в системах ударений. При этом, как замечают С.А. Айзенштадт и Н.Г. Исаева, высокоодаренные студенты очень быстро схватывают эти
закономерности, в то время как остальным студентом требуется чуть больше времени с. 2421
Особый вид проявления языкового барьера отмечается в работе М.С. Осенневой, Кэ Мейли, описавших проблему китайских студентов-пианистов в освоении текстов первоисточников - методических пособий по вопросам фортепианной педагогики видных
музыкантов России» [11, с—158~1591. Большое разнообразие методической литературы имеющейся на русском языке продолжает быть скрытой от будущих педагогов-пианистов в силу невысокого уровня владения русским языком.
Ли Чжэн и Е.П. Красовская в своей работе, как и С.А. Айзенштадт, Н.Г. Исаева, отмечают проблемы с закрытостью эмоционального и образного содержания музыкальных произведений европейских авторов ———1161. Констатация этой же проблемы встречается в работе Хо Да, где он пишет об отсутствии у китайских студентов четкого образного представления содержания исполняемого произведения [16, с 3331. То есть, можно говорить о том, что у китайских учащихся нет никакой естественной ассоциации на музыку, которая возникает у русских студентов.
Данная проблема напрямую вытекает из плохого знакомства с европейской культурой, которая, по сути, должна раскрываться через теоретические дисциплины или прямое знакомство с художественной литературой европейских авторов и другими разнообразными областями европейского искусства.
Важной проблемой китайского фортепианного образования, которая отмечается почти всеми исследователями и русскими и китайскими - это культ исполнителей-виртуозов. Основной акцент при обучении пианистов в Китае сделан на тренировку силы и беглости пальцев. Такой крен в сторону техничности играет негативную роль не сам по себе, а вследствие упущения другого важного компонента - художественного содержания произведения. В этой связи Сюй Бо констатирует вытекающую из предыдущей, проблему с самостоятельной интерпретацией произведений европейских композиторов, так как
глубокому знакомству с содержанием исполняемого произведения студенты не обучены
[14, с. 66]. Се Хен констатирует другую сторону той же проблемы, а именно зависимость от подражательности европейским эталонным образцам исполнения, которыми пытаются
компенсировать содержательную недоработанность [13, с 111].
Данная проблема перевеса количества (скорости, техничности, виртуозности игры на фортепиано) над качеством (содержательностью, осмысленностью) становится одним из ярких примеров недальновидности педагогической политики подобного рода, так как она не ведет к долгосрочным результатам. При этом подобная политика выбирается скорее из слабости подготовки педагогических кадров, нежели осознанно и потому можно говорить об отсутствии высококвалифицированных кадров, как о причине вышеизложенных составляющих данного уровня проблем фортепианного образования. К слову, это предположение подтверждается тем, что приехавшие в Россию со слабой подготовкой китайские студенты в скором времени, за счет усилия русских
преподавателей, избавляются от наблюдаемых сложностей [1, с1 240"".
Итак, обобщая вышесказанное, к проблемам локального, наблюдаемого уровня относятся:
1) слабая базовая подготовка китайских студентов;
2) языковой барьер, мешающий овладению методической литературой на русском языке;
3) отсутствие теоретической подготовки;
4) сложность в овладении интонационным строем европейской музыки;
5) сложность в понимании эмоционального и образного содержания европейской музыки;
6) перевес в сторону техничности, за счет упущения содержательной проработки произведения;
7) подражательность исполнения и связанная с этим слабое развитие способности к творческой интерпретации музыкального произведения.
2. Недостаточная профессиональная квалификация педагогических кадров
Все вышеперечисленные проблемы, как уже было сказано, преодолеваются силами высококвалифицированных педагогов. Соответственно, можно говорить о том, что допущение таких проблем имеет место из-за нехватки должной квалификации у пре пода в а те ле й.
Возникновение этой проблемы в Китае связано с ранее упоминаемым «фортепианным бумом», когда сразу большое количество детей устремилось учиться играть на фортепиано. На всех желающих не было достаточного количества профессиональных
педагогов и потому на образовательной сцене появились «псевдо - учителя» [12, с 57], т.е. те, кто стремился заработать на имеющихся потребностях, не имея при этом не только надлежащей квалификации, но, чаще всего, и элементарных навыков игры на пианино. К сожалению, наличие такой, по сути, положительной черты китайской ментальности, как уважение и полное послушание учителю до сих пор не дает
возможность выявить всех злоумышленников [1, с' 243"". Однако высокой квалификацией не могут похвастаться не только псевдо - учителя, но и выпускники многих провинциальных учебных заведений.
И Дин констатирует, что большинство выпущенных профессиональных пианистов имеют
слабый уровень подготовки [3, с 1101 и при этом, как замечает Чжоу Чжэнмао, эти же вчерашние выпускники остаются преподавать в своих вузах и дальше продолжают
обучать слабо квалифицированных специалистов [17, с—122-1231. Кроме этого, бичом фортепианного образования является нежелание работающих педагогов самостоятельно повышать свой профессиональный уровень за счет знакомства с мировыми стандартами и достижениями старших коллег, работающих в более престижных вузах. Такие преподаватели осознанно выбирают преподавать так, как обучали их и более того, могут пробовать придумывать собственные методики обучения, или, основываясь на ограниченном знании европейских методов подготовки пианистов, выбирать не оправдавшие себя технологии (типа ранее упоминаемой пальцевой техники) [17, с 1231.
Кроме того, нехватка преподавателей привела к изменению формы обучения с индивидуального, т.е. «педагог - ученик», на коллективное, когда с одним учителем сразу могут заниматься два, три, а то и четыре студента. Естественно, что такие занятия не дают желаемого результата, так как требуемого на каждого ученика внимания и времени у преподавателя, попросту нет.
Другой стороной недостаточной квалификации педагогов является неспособность вести
научно-методическую деятельность [7, с 2081. Вследствие этого педагоги не могут не соответствовать предъявляемым им методическим требованиям, ни решать повсеместно возникающие педагогические сложности, ни совершенствовать процесс обучения. Кроме того, такие специалисты не ведут научно-исследовательской работы, а требуемые для продолжения работы научные публикации покупают у сторонних организаций.
У этой проблемы есть еще более глубокий уровень, который в своей работе вскрывает И Дин, когда пишет не просто о недостаточной научной квалификации преподавателей, а о порочном замкнутом круге, в который попадает молодой студент, а потом и педагог, вынужденный зарабатывать деньги, набирая большое количество учеников и лишая себя, таким образом собственного качественного образования, чтобы опубликовать свои кое как написанные статьи. Ограниченное количество китайских научных изданий посвященных теме музыки и в частности фортепианной культуре приводит к ситуации, когда за публикацию своей статьи приходится платить большие суммы денег. При этом не публиковаться нельзя в силу общего требования соответствовать количественным показателям публикационной активности [3, с—И31. Естественно, что ни о качестве обучения таких преподавателей, ни о качестве их научной работы говорить нельзя.
Таким образом, проблема недостатка квалификации педагогов-пианистов, являясь причиной появления конкретно наблюдаемых проблем их учеников, может быть разложена на следующие составляющие:
1) замкнутость проблемы плохой подготовки кадров на недостаточное количество преподавателей с высокой квалификацией;
2) наличие псевдо - учителей;
3) нежелание недостаточно квалифицированных педагогов самостоятельно повышать свой профессиональный уровень;
4) смена формы обучения с индивидуального - «ученик-учитель», на коллективное -«несколько учеников - учитель»;
5) неспособность вести научно-методическую деятельность;
6) ограниченность научных изданий в сфере фортепианной музыки и образования и высокая стоимость публикаций в них;
7) недостаток у студентов и молодых преподавателей времени для самостоятельного обучения и качественной научной деятельности из-за необходимости зарабатывать на публикационную активность.
3. Отсутствие общей теоретико-методической базы подготовки высококвалифицированных кадров
О б э той про б ле ме , л е ж а ще й в о б л а с ти по стро е ния с ис те мы про фе с с иона льно г о фортепианного образования, пишут уже только китайские ученые, знающие теоретико-методические проблемы «из нутрии». Кроме этого, в силу масштабности и общности проблемы, малочисленны и составляющие описываемых сложностей. Так, три китайских исследователя, обратившиеся к этой проблематики, описывают ее в сходных выражениях, как нехватку единых методических принципов обучения, учебных программ и учебных планов, отсутствие учебных пособий и методичек, которые бы строились на общей методологической базе [10, с- 110; 13, с- ПО; 17, с- 123"".
При этом причинами этой проблемы, в первую очередь являются замкнутый на себе недостаток в специалистах, способных решать проблемы такого уровня сложности, а также затруднения в коммуникации между вузами и специалистами. Если о первой стороне проблемы мы говорили ранее, то вторая заключается в том, что на данный момент не соединены в единую мобильную, просматриваемую сеть учебные организации и специалисты этой области знания, а потому они все еще существуют и работают в неведении о достижениях и проблемах друг друга.
Обе эти причины, составляющие обсуждаемую проблему, можно также свести к уже ранее упоминаемой проблеме нехватки периодических изданий, в которых можно было бы не только публиковать свои работы в сфере фортепианного образования, но и черпать из них новые знания, преодолевая разрыв коммуникации между центром и периферией. Кроме того, той же цели может служить система постоянного научного обмена наработками и учебными пособиями (например, на уровне библиотек или научных сообществ), которые сейчас затруднены отсутствием прямых или межвузовских контактов.
Проблема отсутствия теоретико-методической базы приводит и к невозможности контроля деятельности высших музыкальных учебных заведений, так как нет стандартов, которым надлежало бы следовать. Поэтому контролирующие мероприятия могут носить исключительно рекомендательный характер, а значит, по сути, не решают проблемы отсева неквалифицированных кадров. К слову, затруднением на пути искоренение массы плохо подготовленных преподавателей является также все еще не решенная проблема недостатка в преподавателях, которые все еще требуются в больших количествах на продолжающую расти армию все новых и новых студентов.
Таким образом, причинами и составляющими данного уровня проблемы являются:
1) недостаток в общей методике, учебных программах и планах, а также учебных пособиях, построенных по единому методологическому основанию;
2) недостаток качественных научных работ, написанных по теме теоретико-методологических проблем;
3) проблема коммуникации между вузами и специалистами в области профессионального фортепианного образования;
4) недостаток качественных научных изданий, в которых можно было бы публиковать научные работы, и по которым можно было бы повышать свой профессиональный уровень;
5) невозможность проведения контрольно-мониторинговых мероприятий вследствие отсутствия единого стандарта качества преподавания.
4. Теоретико-методологические проблемы сочетания европейских основ пианизма и национально-культурной специфики Китая
Корневой проблемой, являющейся причиной вышеописанных трудностей профе с с ио на льного форте пиа нно го о бра з о в а ния , мо ж но наз в а ть в с е е ще не ре ше нную задачу освоения достижений зарубежных фортепианных традиций китайской
пианистической школой [7, с- 209; 10, с- 110; 13, с- 111; 15, с- 223;1.
Как мы описали в параграфе 1.1., зарубежных фортепианных школ, повлиявших на становление китайской фортепианной культуры достаточно много, и можно смело говорить об укорененности фортепианной традиции в Китае. Однако до сих пор не преодолен мнимый конфликт между идеей европейского и китайского пианизма. Некоторые исследователи формулируют эту точку зрения как непреодолимое «наличие существенных различий между музыкальными традициями Китая и Европы (России), что обуславливает наличие труднопреодолимых различий в музыкальном мышлении
представителей двух разных культур» [15, с 2231. Представляется, что боязнь потерять свою китайскую уникальность в европейской традиции иллюзорна и не имеет под собой исторического и теоретического основания, но при этом все еще стоит в качестве препятствия к выработке общей теоретико-методологической базы профессионального фортепианного образования.
Необходимо говорить о том, что недостает методологической работы интеграции того, что можно назвать международным уровнем фортепианного образования (к которому и стремится Китай) и теми образовательными реалиями, с которыми встречается специалист в системе китайского фортепианного образования. Постепенное доведение китайской образовательной реальности до мирового уровня преподавания игры на фортепиано и есть та задача, которая должна решаться на этом общем уровне проблем. Еще раз подчеркнем, что при этом не идет речи о подчинении национального европейскому или наоборот - интеграция проходит на более высоком уровне -приобщение к международной фортепианной культуре.
Таким образом, составляющими этой общей, корневой проблемы являются:
1) преодоление идеи конфликта между европейским и китайским пианизмом;
2) необходимость непосредственной методологической работы по интеграции международного опыта фортепианного образования в образовательные реалии Китая.
Ляо Сяомэй, вслед за Ню Яцянь ставит вопрос: «Можно ли считать залогом успеха обучение за пределами Китая, в авторитетных центрах Европы, США, России или это
результат образования на родине?» [7, с 2061. К сожалению, проблемы, рассмотренные выше, приводят к неудовлетворительному ответу на поставленный вопрос, так как ясно,
что с той методической и теоретико-методологической базой, которая есть сейчас, самостоятельно подготовить пианистов международного уровня Китай пока не может и залогом успеха китайских звезд пианизма является как раз зарубежное образование. Однако это скорее задача, которую и пытаются решить китайские ученые и исследователи, а не причина унывать.
■Ш «Фортепианный бум», начиная с 1980-х годов, поражается лавинообразным ростом китайцев, желающих освоить фортепиано. Сегодня обучение музыке и игре на инструменте является частью обязательной школьной программы и на 2012 год насчитывалось порядка 300 миллионов детей, осваивающих игру на фортепиано [6].
Библиография
1. Айзенштадт С. А., Исаева Н. Г. Обучение китайских студентов в классе специального фортепиано. Из опыта Дальневосточного государственного института искусств // Манускрипт. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7obuchenie-kitayskih-studentov-v-klasse-spetsialnogo-fortepiano-iz-opyta-dalnevostochnogo-gosudarstvennogo-instituta-iskusstv (дата обращения: 20.01.2020).
2. Елина С. В Китае завершился XI Международный конкурс юных пианистов им. Шопена // Российская газета от 01 сентября 2018 года. URL:
https ://rg.ru/2018/09/01/v-kitae-zavershNsia-xi-mezhdunarodnyj-konkurs-iunyh-pianistov-imeni-shopena.html.
3. И Дин Актуальные проблемы современного фортепианного образования в Китае / Дин И // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - №185. - С. 109-114.
4. Ли Чжэн, Красовская Е. П. К проблеме исполнительского освоения европейской программной музыки студентами китайской Народной Республики на фортепианных занятиях / Чжэн Ли, Е. П. Красовская // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2017. - №1 (17). - С. 115-125.
5. Лю Минхуэй К проблеме освоения истории русской музыки студентами КНР / Минхуэй Лю // Преподаватель XXI век. - 2014. - №2. - С. 163-172.
6. Лю Цин Высшее музыкально-педагогическое образование в Китае на рубеже XX-XXI вв. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-2. С. 183-187.
7. Лян Сяомэй О реформировании и развитии фортепианной педагогики в современной Китае / Лян Сяомэй // Культура i сучасшсть. - 2015. - №1. - С. 205210.
8. Мировой рейтинг пианистов обновлен в 2019 году [Электронный ресурс]// Культура ВРН. - 2019. - 1 апреля. - Режим доступа: https://culturavrn.ru/music/26917 (дата обращения: 18.11.19).
9. Муравьева И. Рахманинов с акцентом. 25 миллионов китайских пианистов удивят мир [Электронный ресурс] / И. Муравьева // Российская газета-Федеральный выпуск № 151(5824). - 2012. - 5 июля. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/07/05/piano-kitay.html (дата обращения 23.10.2019).
10. Ню Яцянь О фортепианной педагогике в современном Китае / Яцянь Ню // Преподаватель XXI век. - 2009. - №2-1. - С. 108-112.
11. Осеннева М. С., Кэ Мейли Педагогические условия изучения фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий студентами китайской Народной Республики // Музыкальное искусство и образование. 2018. №2 (22). URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-izucheniya-fortepiannyh-shkol-rossii-na-rubezhe-xix-xx-stoletiy-studentami-kitayskoy-narodnoy-respubliki (дата
обращения: 20.01.2020).
12. Савенко С. В. Достижения современной китайской системы музыкального образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 57-60. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14053/ (дата обращения: 20.01.2020).
13. Се Хэн Проблемы фортепианной педагогики в Китае / Хэн Се // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2016. - №179. - С. 109-113.
14. Сюй Бо Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХ1 веков: исполнительские достижения и система обучения / Бо Сюй // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2011. -№1. - С. 59-68.
15. Хо Да Особенности методики работы с китайскими студентами над полифоническим сочинением европейских композиторов в классе фортепиано в вузе: раскрытие идейно-образного содержания, освоение интонационно-опорных вех, совершенствование исполнительской техники / Да Хо // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7. №1(22). - С. 223-226.
16. Хо Да Специфика работы китайских студентов над звуком в фортепианном классе музыкального вуза // МНКО. 2018. №2 (69). URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/spetsifika-raboty-kitayskih-studentov-nad-zvukom-v-fortepiannom-klasse-muzykalnogo-vuza (дата обращения: 20.01.2020).
17. Чжоу Чжэнмао Достижения и проблемы в обучении игре на фортепиано в вузов Китая // Актуальные проблемы современной науки. - 2008. № 2(40). С. 122-123.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Удивительно, но автор, озаглавивший свою статью «Проблемы профессионального фортепианного образования Китая: описание и обобщение» начинает ее с утверждения о том, что в СМИ рассматриваются «значительные достижения профессионального фортепианного образования в Китае», а в мировом сообществе говорят о «китайском фортепианном буме». Удивительно потому, что к теме рассмотрения проблем профессионального фортепианного образования в Китае в ХХ1 веке обращались как российские, так и китайские исследователи, и во вступительной части статьи читатель мог вправе ожидать, чем идеи и мысли, изложенные в рецензируемом материале, отличаются от того, что было представлено в предшествующих по времени статьях с аналогичными названиями (см. статью И Дин Актуальные проблемы современного фортепианного образования в Китае / Дин И // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - №185. - С. 109-114; статью Чжоу Чжэнмао Достижения и проблемы в обучении игре на фортепиано в вузах Китая // Актуальные проблемы современной науки. - 2008. № 2(40). С. 122-123; статью Се Хэн Проблемы фортепианной педагогики в Китае / Хэн Се // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2016. - №179. - С. 109-113; и статью Сюй Бо Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХ1 веков: исполнительские достижения и система обучения / Бо Сюй // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2011. - №1. - С. 5968). Практически все эти материалы написаны магистрами или аспирантами под руководством российских научных руководителей, статьи опубликованы на русском языке, и китайская научная литературы автором исследования не представлена. В этом случае чистота и достоверность исследования может быть подвергнута сомнению, так
как не показана «внутренняя» точка зрения, «взгляд из Китая». Однако и ссылки на работы И Дина и Чжоу Чжнмао и др. не проясняют того, почему автор вновь обратился к заявленной теме, что нового он привнес в ее обсуждении. Объявленная цель работы, связанная с упорядочиванием «констатируемых в профессиональном фортепианном образовании проблем» могла бы быть более значимой и перспективной не только в связи с определением «возможных причин» этих проблем, но и в связи с прогностикой развития китайского фортепианного искусства и педагогики. На наш взгляд, целесообразно было бы разделить и не смешивать понятия «китайское фортепианное образование», «китайское фортепианное исполнительство», «китайская фортепианная школа». Каждое из них достойно самостоятельного изучения, а их синонимичное использование во многом запутывает читателя. Надо отдать должное автору, что, без оглядки на принципиальные для науки опору на предшествующие исследования или полемику с ними, определенную терминологическую путаницу, сама рецензируемая статья характеризуется стройностью, последовательностью, логикой построения «от общего к частному», наличием хорошо структурированных промежуточных выводов по каждому разделу. Автор выделяет «явно наблюдаемые проблемы» и «теоретико-методологические», связанные с отсутствием «общепринятого решения задачи сочетания европейских основ пианизма с национально-культурной спецификой Китая». Предложенная двухступенчатая иерархия проблем профессионального образования в Китае» интересна, но не всеобъемлюща. И она откровенно европоцентрична. Для Китая актуальным представляется формирование и создание собственной фортепианной литературы, освоение которой может также способствовать развитию китайской фортепианной школы и всей системы фортепианного образования. По крайней мере, в других исполнительских сферах - например, в симфоническом и хоровом искусстве -Китай демонстрируем немалые достижения, которые становятся примером для других азиатских стран. Нераскрытым и необсуждаемым вопросом в статье стал вопрос об особом интересе китайцев к фортепиано, о решении руководства страны обучать всех школьников игре на инструменте. В той связи и возникла пресловутая нехватка педагогов-пианистов, из-за чего «на всех желающих не было достаточного количества профессиональных педагогов и потому на образовательной сцене появились «псевдо -учителя». Кстати, подобная проблема есть и в России, особенно в небольших населенных пунктах, где фортепиано преподают педагоги, имеющие квалификацию «учитель музыки», «дирижер-хоровик» или «преподаватель музыкально-теоретических дисциплин». Особо хочу остановиться на вопросе решения теоретико-методологических проблем фортепианного образования. Автор считает боязнь китайцев потерять свою уникальность в европейской традиции иллюзорной, но для самих китайцев - это на самом деле больной вопрос. Фортепиано меняет слуховые представления азиатской аудитории. Темперированная система вступает в острый конфликт с иной системой музыкального мышления жителей Поднебесной и на самом деле несет угрозу национальной безопасности. Этого не возникает при контакте с симфонической и хоровой музыкой, а также с хордофонами и аэрофонами, которые легко вписываются в музыкальную слуховую систему Китая. Фортепиано несет в себе четкую европейскую символику. Освоение этого инструмента и перевод, например, всей школьной музыкальной системы на обучение через фортепиано несет серьезные ментальные риски. Параллельно с фортепиано должна быть освоена философская, социокультурная и художественно-ассоциативная система европейского мышления. Это не может произойти по объективным причинам, и потому пианисты-китайцы пытаются завоевать мир цирковыми трюками, невероятными темпами, необычными фортепианными составами (игрой, например, одновременно на 12-и роялях). В этом направлении они могут еще долго удивлять мир, но это не имеет отношение к профессиональному фортепианному
образованию и не составляет суть фортепианной педагогики. Таким образом, автор сумел поднять, обобщить и затронуть очень разные проблемы, касающиеся фортепианного профессионального образования в Китае. Тем самым статья может быть опубликована в том виде, в котором ее задумал соискатель, но он может и определенным образом отреагировать на размышления рецензента.