Научная статья на тему 'Способы ухода с огневого рубежа в биатлоне из положения для стрельбы лежа'

Способы ухода с огневого рубежа в биатлоне из положения для стрельбы лежа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИАТЛОН / ПРЕОДОЛЕНИЕ ОГНЕВОГО РУБЕЖА / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилов Роман Алексеевич

Время преодоления огневого рубежа в биатлоне, наряду со временем преодоления дистанции и качеством стрельбы, является одним из трех составляющих спортивного результата. И хотя, по мнению ряда специалистов, основным резервом сокращения времени преодоления рубежа, среди прочих факторов, является и быстрый уход с огневого рубежа, в научно-методической литературе этот вопрос освещен недостаточно, чему и посвящены наши исследования. Цель: систематизировать и классифицировать процесс ухода спортсменов с огневого рубежа в биатлоне из положения для стрельбы лежа. Задачи: выявить все существующие на сегодняшний день в биатлоне способы ухода с огневого рубежа из положения для стрельбы лежа; и определить их фазовый состав. Методы исследований: педагогические наблюдения; покадровая скоростная фотоциклосъемка с использованием фотокамеры «Nikon D5000; методы математической статистики. Исследования проводились на двух чемпионатах мира по биатлону 2011 и 2012 гг. (n=76). Результаты исследований: выявлено три основных способа ухода из зоны стрелкового коридора из положения для стрельбы лежа, три различных варианта надевания оружия и ошибочная линия поведения отдельных спортсменов. Выводы: разработана примерная классификация способов ухода с огневого рубежа из положения для стрельбы лежа и предложен их фазовый анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of leaving the shooting range in biathlon from prone shooting position

Time of covering the shooting range in biathlon, along with the time of passing the distance and shooting quality is one of three constituents of the sports result. Despite the fact, that according to some experts, the main reserve for reduction of the time of shooting range passing is its fast leaving among other factors, this issue has been insufficiently covered in the scientific-methodical literature and deserves further studies. Objective: systematization and classification of the process of shooting range leaving after shooting in prone position. Tasks: to identify the existing ways of shooting range leaving after shooting in prone position and to determine their phase composition. Methods of studies: pedagogical observations; frame-by-frame speed photo-cycle-shooting by “Nikon D5000” camera; methods of mathematical statistics. Studies were conducted at 2011 and 2012 World Biathlon Championships (n=76). Results of studies: three main ways of leaving the zone of shooting lane from prone shooting position, three different variants of putting on the rifle and erroneous line of behavior of some athletes have been revealed. Conclusions: the approximate classification of the ways of shooting range leaving from prone shooting position has been developed; their phase analysis has been suggested.

Текст научной работы на тему «Способы ухода с огневого рубежа в биатлоне из положения для стрельбы лежа»

14. Социологические аспекты подготовки конкурентоспособных специалистов на экономическом факультете СИБУПа : монография / И.В. Коваль, Е. В. Забуга, Э.В. Кармацкая, О.И. Коваль. - Красноярск : НОУ ВПО СИБУП, 2014. - 206 с.

REFERENCES

1. Braymen, A. and Bell, E. (2012), Methods of social researches. Groups. The organizations and the business, Humanitarian Center, Kharkov.

2. Galustov, A.R. (2011), "Readiness of students for self-educational activity" // Bulletin of the Adygea state university. Series 3: "Pedagogics and psychology", No. 1, pp. 19-27.

3. Gnevko, V.A. and Ivleva, E.S. (2010), "Formation of conditions of development of professional competences of the participants of educational process", Economy and management, No. 12, pp. 612.

4. Gryaznova, E.E. and Glebova, H.M. (2014), "Studying the features of the professional choice of youth", Economy and management in the modern conditions: the materials of the international (correspondence) scientific and practical conference, Siberian Institute of Business, Management and Psychology, Krasnoyarsk, pp. 17.

5. Dyomkina, E.V. (2011), "Modern approaches to the professional education of the identity of future expert in the conditions of the educational process", the Bulletin of the Adygea state university. Series 3: "Pedagogics and psychology", No. 3, pp. 35-41.

6. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: ideologems, theories, concepts, ways of formation of bases of social and explosive type of activity of Russians, Vol. 1, "Letter print", Krasnoyarsk.

7. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: threats of Russia and ensuring its safety on the basis of the "Use of Direct Productive Force of Personally Focused Sociological Science in Training of Competitive Experts"project", Vol. 2, "Letter print", Krasnoyarsk.

8. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: the theory and practice of use of direct productive force of science in sociological-inventive way of realization of national idea of development of Russia: experience, problems, Vol. 3, SFU, Krasnoyarsk.

9. Koval, I.V. (2015), Use of direct productive force of personally focused sociological science in economics department SIBUPa for training of the competitive experts, "Letter print", Krasnoyarsk.

10. Koval, I.V., Zabuga, E.V., Karmatskaya, E.V. and Koval, O.I. (2014), Sociological aspects of the training of the competitive experts in economics department SIBUPa, SIBUP, Krasnoyarsk.

11. The concept of the Federal target program for development of the education for 2011-2015 (2011), available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (accessed 26 March 2016).

12. Makarova, E.L. (2011), "Innovative information and communication technologies as means of the organization of educational process", the Bulletin of the Adygea state university. Series 3: "Pedagogics and psychology", No. 4, pp. 83-90.

13. The message of the Russian President to Federal Assembly (2015), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898/ (accessed 26 March 2016).

14. Puzanova, Zh.V. and Vyalov, I.S. (2013), "Management of health: scientific approaches to research of health", RUDNBulletin, Sociology series, No. 4, pp. 94-103.

Контактная информация: info@sibup.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2016

УДК 796.922.093.642

СПОСОБЫ УХОДА С ОГНЕВОГО РУБЕЖА В БИАТЛОНЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ

ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ ЛЕЖА

Роман Алексеевич Зубрилов, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер

Украины, тренер по биатлону, Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий» (ГАУ ТО «ЦСП»), г. Тюмень

Аннотация

Время преодоления огневого рубежа в биатлоне, наряду со временем преодоления дистанции и качеством стрельбы, является одним из трех составляющих спортивного результата. И хотя,

по мнению ряда специалистов, основным резервом сокращения времени преодоления рубежа, среди прочих факторов, является и быстрый уход с огневого рубежа, в научно-методической литературе этот вопрос освещен недостаточно, чему и посвящены наши исследования. Цель: систематизировать и классифицировать процесс ухода спортсменов с огневого рубежа в биатлоне из положения для стрельбы лежа. Задачи: выявить все существующие на сегодняшний день в биатлоне способы ухода с огневого рубежа из положения для стрельбы лежа; и определить их фазовый состав. Методы исследований: педагогические наблюдения; покадровая скоростная фотоциклосъемка с использованием фотокамеры «Nikon D5000; методы математической статистики. Исследования проводились на двух чемпионатах мира по биатлону 2011 и 2012 гг. (n=76). Результаты исследований: выявлено три основных способа ухода из зоны стрелкового коридора из положения для стрельбы лежа, три различных варианта надевания оружия и ошибочная линия поведения отдельных спортсменов. Выводы: разработана примерная классификация способов ухода с огневого рубежа из положения для стрельбы лежа и предложен их фазовый анализ.

Ключевые слова: биатлон, преодоление огневого рубежа, стрелковая подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p87-92

WAYS OF LEAVING THE SHOOTING RANGE IN BIATHLON FROM PRONE

SHOOTING POSITION

Roman Alekseevich Zubrilov, the candidate of pedagogic sciences, Honored coach of Ukraine,

Biathlon coach,

State Autonomous Institution of the Tyumen region "Centre of Sports Training and Sports

Events", Tyumen

Annotation

Time of covering the shooting range in biathlon, along with the time of passing the distance and shooting quality is one of three constituents of the sports result. Despite the fact, that according to some experts, the main reserve for reduction of the time of shooting range passing is its fast leaving among other factors, this issue has been insufficiently covered in the scientific-methodical literature and deserves further studies. Objective: systematization and classification of the process of shooting range leaving after shooting in prone position. Tasks: to identify the existing ways of shooting range leaving after shooting in prone position and to determine their phase composition. Methods of studies: pedagogical observations; frame-by-frame speed photo-cycle-shooting by "Nikon D5000" camera; methods of mathematical statistics. Studies were conducted at 2011 and 2012 World Biathlon Championships (n=76). Results of studies: three main ways of leaving the zone of shooting lane from prone shooting position, three different variants of putting on the rifle and erroneous line of behavior of some athletes have been revealed. Conclusions: the approximate classification of the ways of shooting range leaving from prone shooting position has been developed; their phase analysis has been suggested.

Keywords: biathlon, shooting range passing, marksmanship training.

ВВЕДЕНИЕ

Данная статья является продолжением поднятой ранее темы по технике преодоления биатлонистами огневого рубежа [1]. Как уже упоминалось в более ранних работах, время преодоления огневого рубежа в биатлоне, наряду со временем преодоления дистанции и качеством стрельбы, является одним из трех составляющих спортивного результата [1, 3]. В свою очередь время преодоления огневого рубежа состоит из всего комплекса двигательных действий, выполняемых биатлонистом связанного со стрельбой [4], т.е. приготовление к стрельбе, производство необходимого количества выстрелов и уход с огневого рубежа. Данная статья и рассматривает третью составляющую - уход из зоны своего стрелкового коридора. Большая часть современных авторов, освещающих технику ведения стрельбы в биатлоне, этот вопрос полностью игнорируют (И.А. Карин-цев, 2006; А.П. Кедяров, 2007; М.И. Корбит, 2009; В.Ф. Маматов, 2006; Я.С. Романова, 2016). Исключением является только работа немецких авторов [2], однако они описывают технику преодоления огневого рубежа (приход и уход) на примере одного спортсме-

на, что не отражает реальной ситуации и не показывает всего многообразия двигательных действий, выполняемых спортсменами на огневом рубеже [4]. Найденные в научно-методической литературе описания кинограмм или циклограмм, освещающие вопросы преодоления огневого рубежа, относятся к прошлому веку (Я.И. Савицкий, 1981; В.В. Тихонов, 1984; В.А. Кинль, 1987) и на сегодня по ряду причин морально устарели. Вклад данного показателя в спортивный результат хотя и небольшой, но проигрыш по нему очень обидный, так как требует не развития каких-то специфических качеств и длительных тренировок, а обычного расчета и расторопности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследований: систематизировать и классифицировать процесс ухода спортсменов с огневого рубежа в биатлоне из положения для стрельбы лежа. Задачи исследования:

1. Выявить все существующие на сегодняшний день в биатлоне способы ухода с огневого рубежа из положения для стрельбы лежа.

2. Определить фазовый анализ различных вариантов техники ухода с огневого рубежа из положения для стрельбы лежа.

Методы исследований: 1. Педагогические наблюдения; 2. Покадровая скоростная фотоциклосъемка с использованием фотокамеры «Nikon D5000; 3. Методы математической статистики. Исследования проводились на двух чемпионатах мира по биатлону 2011 года (Ханты-Мансийск) и 2012 года (Rupholding). Всего была проанализирована техника ухода с огневого рубежа из положении для стрельбы лежа 76 спортсменов из разных стран мира.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Уход из зоны своего стрелкового коридора после стрельбы лежа начинается с последним выстрелом (фаза «фотографии» последнего выстрела в виду ее скоротечности обычно не учитывается) и заканчивается первым шагом со стрелкового мата.

Фаза I

Поднимания на колени с опорой на правую руку

О

Надевания оружия

без других действий

III

IV

V

с отрывом левого колена от мата

с постановкой левой лыжи на мат

взять палки нагнувшись

S

с подносом левой лыжи к правой

взять палки с подносом левой ноги к правой

S

взять палки

выпрямиться и поднести левую ногу к правой ноге

вставание с шагом правой ноги с мата

вставание с шагом правой ноги с мата

Рисунок 1. Схема фазового состава различных способов ухода с огневого рубежа в биатлоне из положения для

стрельбы лежа

В процессе ухода спортсмен должен выполнять ряд основных действий: встать, одеть винтовку, взять лыжные палки и сделать шаг со стрелкового мата. Было замечено, что последовательность двигательных действий по уходу с огневого рубежа существенно зависит от расположения лыжных палок на момент ведения стрельбы. Так из 76 анализируемых спортсменов в 51,32% случаев лыжные палки располагались в правой верхней

II

части стрелкового мата (штырьками вперед - 50,0% и 1,32% штырьками назад). В 9,21% случаев между ног и 1,32% перед грудью. Остальные 38,16% спортсменов располагали лыжные палки в правой нижней части мата штырьками назад (на ноге - 18,42%, на лыжном ботинке - 6,58%, на лыже - 11,84% и одна спортсменка лежала бедрами на лыжных палках, расположенных перпендикулярно линии стрельбы). Процесс ухода из зоны своего стрелкового коридора включает в себя несколько фаз (рисунок 1).

ФАЗА I - фаза поднимания на колени. Выполняется всеми спортсменами фактически одинаково. После последнего выстрела встают на колени через опору на правую руку. Опираются либо на раскрытую кисть, либо на кулак. В процессе вставания закрываются все заглушки (впрочем, некоторые совмещают закрытие заглушек с надеванием оружия), и оружие перехватывается для его надевания. Начало движения для перехвата оружия и является граничным моментом фазы.

Следующим действием является надевание оружия - ФАЗА II. Выявлены три основных способа надевания оружия (рисунок 2).

Рисунок 2. Способы надевания оружия: А - «через голову»; Б - «над головой»; В - бросанием через плечо («по-

армейски»)

Первый способ - «через голову» (выполняют 23,68% спортсменов). Для этого спортсмен после вставания на колени, пропускает правую руку под переносной ремень, берет оружие за ствол и одним движением бросает его на спину через голову на вытянутые руки (3,95% спортсменов). Или надевает его (19,74%), т.е. во время всего процесса одевания оружия через голову фиксирует его правой рукой. Все движения должны быть отточены, иначе можно травмировать винтовкой спину.

Второй способ - «надеванием над головой» (выполняют 75,0% спортсменов). При этом 69,74% спортсменов осуществляют надевание через правое плечо и 5,26% через левое плечо. Для этого спортсмен перехватывает оружие рукой за подушку переносных ремней или за ствол. Потом заводящим круговым движением руки через плечо вверх над головой, надевает его на другую руку, которая должна попасть кистью под переносной ремень и не коснуться его. После этого оружие опускается на спину. Это более медленный способ, но он более надежен в плане отсутствия травматизма. Третий способ - бросанием через плечо (выполняют 1,32% спортсменов) взят из армейского арсенала. Спортсмен берет оружие рукой за подушку перед грудью или придерживает его за ствол и круговым движением забрасывает через соответствующее плечо за спину. Причем бросает так, чтобы винтовка своей осью двигалась параллельно корпусу спортсмена и вокруг него. Свободная рука встречает оружие, двигаясь локтем навстречу. В отличие от других способов, где надевание на вторую руку осуществляется через кисть руки, здесь используется локоть. При этом рука, согнута в локтевом суставе под острым углом, двигаясь навстречу винтовке, подныривает под переносной ремень. Двигательные действия по надеванию оружия (ФАЗА II) начинаются с перехвата руками оружия для надевания, а заканчивается, когда оружие ложится на спину. Однако только 52,63% спортсменов выполняют в этой фазе только надевание оружия. Часть спортсменов (30,26%) при этом

поднимается с отрывом одного из колен от стрелкового мата (лыжа при этом с места не сдвигается). А 6,58% к концу одевания оружия полностью поднимают левую ногу и левую лыжу ставят плашмя на мат. Оставшиеся 10,53% спортсменов не только поднимают левую ногу, но и подносят ее к правой ноге, разворачиваясь вокруг своей оси вправо. Очень эффективные действия по быстроте ухода, однако, выполнить их могут не все -мешают лыжные палки. Для того чтобы поднести своевременно левую ногу к правой надо сначала взять и поднять лыжные палки.

Дальнейшие заключительные действия по покиданию стрелкового коридора зависят от того, что успел сделать спортсмен во второй фазе. Если только одеть оружие или одеть оружие с отрывом левого колена от стрелкового мата - то взять палки, для чего надо нагнуться к ним (фаза III), выпрямиться и поднести левую ногу к правой ноге (фаза IV), встать с опорой на левую ногу и шагом правой ноги с мата (фаза V). Если в процессе надевания оружия успел опереться на левую лыжу, то нагнуться к палкам, одновременно перенося вес на правую ногу и продолжая подносить левую ногу к правой ноге и взять их (фаза III), встать с опорой на левую ногу и шагом правой ноги с мата (фаза IV). Если поднести левую ногу к правой, то только взять палки (фаза III) и с подниманием на левой ноге сделать шаг правой со стрелкового мата (фаза IV) - очень эффективный способ ухода.

Встречающиеся другие варианты ухода с огневого рубежа (7,89% спортсменов) по видимому можно признать ошибочными, так как приводят к задержке времени нахождения на огневом рубеже. Так 1,32% спортсменов начинают вставать на правую ногу или так же 1,32% встают сразу на две ноги. В результате им надо подняться в полный рост, шагнуть правой ногой вправо, поднести к ней левую ногу и только после этого возможно сделать шаг правой ногой со стрелкового мата. 5,26% спортсменов поднимаются на левую ногу и устраивают топтание на стрелковом мате, прежде чем совершают с него шаг.

ВЫВОДЫ

1. Разработана примерная классификация способов ухода с огневого рубежа из положения для стрельбы лежа.

2. Предложен фазовый анализ всех способов ухода с огневого рубежа из положения для стрельбы лежа.

3. Выбор способа ухода с огневого рубежа во многом зависит от способа прихода в зону стрелкового коридора, в частности от места, куда и как спортсмен при этом кладет лыжные палки.

4. Хотя на выбор способа ухода с огневого рубежа влияет чувство удобства, индивидуальные двигательные предпочтения и антропометрические параметры спортсменов, целесообразно все же подобрать не только самый удобный способ, но и самый быстрый способ.

5. 7,89% из всех исследуемых спортсменов используют нерациональные способы ухода с огневого рубежа, вынуждающие допускать лишние движения, и приводящие к задержке по времени пребывания на огневом рубеже.

6. Подыскивая оптимальный вариант последовательности двигательных действий необходимо добиваться того, чтобы уход был быстрым, отсутствовали бы лишние (холостые) движения, а все элементарные действия были отработаны до автоматизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубрилов Р. А. Способы принятия изготовки в биатлоне в положении для стрельбы лежа / Р.А. Зубрилов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 3 (133). - С. 102108.

2. Biathlon: Leistung - Training - Wettkampf; ein Lehrbuch für Trainer, Übungsleiter und Aktive / hrsg. von Klaus Nitzsche. - Wiesbaden : Limpert, 1998. - 358 s.

3. Zubrilov R.A. Marksmanship training of biathlete: equipment and principles of its operation: [monograph] / R. A. Zubrilov. - 2nd edition is revised and arranged. - Kyiv : «Zubrilov» Ltd, 2013. - 280 P.

4. Zubrilov R.A. Biathlon shooting training [monograph] / R.A. Zubrilov. - Tyumen : «Zubrilov» Ltd, 2014. - 336 p.

REFERENCES

1. Zubrilov, R.A. (2013), "Ways of assuming the ready position for shooting in rest position in biathlon", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (133), pp. 102- 108

2. Nitzsche, K (1998), Biathlon: Leistung - Training - Wettkampf; ein Lehrbuch für Trainer, Übungsleiter und Aktive [Biathlon: result - training - competition. A book for coaches, trainers and athletes], Limpert, Wiesbaden (in German ISBN 3-7853-1596-1)

3. Zubrilov R.A. (2013), Marksmanship training of biathlete: equipment and principles of its operation: [monograph], «Zubrilov» Ltd, Kyiv (in English ISBN 978-966-2684-00-1)

4. Zubrilov R.A. (2014), Biathlon shooting training [monograph], «Zubrilov» Ltd, Tyumen (in English ISBN 978-966-2684-03-2)

Контактная информация: zubrilov.roman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.05.2016

УДК 378

ПРИЁМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аскар Есбосынович Ибраймов, соискатель, Ташкентский государственный педагогический университет, Республика Узбекистан, г. Ташкент

Аннотация

В статье раскрываются возможности самообразования учителей физики общеобразовательных средних школ на основе создания информационной образовательной среды и дистанционного обучения; приведены характеристики понятия «непрерывное образование» в исследованиях зарубежных ученых; отмечено значение самостоятельного получения знаний в системе непрерывного повышения квалификации; проанализировано состояние вопроса о создании информационной образовательной среды в республике, определены её составляющие и практическая значимость.

Ключевые слова: система повышения квалификации, непрерывное образование, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, самообразование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p92-95

METHODS OF ENSURING THE SELF-EDUCATION OF TEACHERS OF PHYSICS ON THE BASIS OF INDEPENDENT ACQUIRING OF KNOWLEDGE

Askar Esbosynovich Ibraymov, the competitor, Tashkent State Pedagogical University, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Annotation

The article describes the possibilities of self-education for the teachers of physics at secondary schools through the establishment of the information educational environment and distance learning; it shows the characteristics of the concept of "lifelong learning" in the studies of the foreign scientists; It pointed to the importance of self-acquiring the knowledge in the continuous professional development system; the article analyzes the establishment of the information educational environment in the country, its components are defined, including the practical significance.

Keywords: system of training, continuing education, information educational environment, information and educational environment, information and communication technologies, e-learning resources,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.