Научная статья на тему 'Классификация способов производства выстрелов в биатлоне'

Классификация способов производства выстрелов в биатлоне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИАТЛОН / ПРОИЗВОДСТВО ВЫСТРЕЛА / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилов Роман Алексеевич

Описывая технику процесса производства выстрела, все доступные нам для изучения специалисты, рассматривали его как нечто однообразное. В тоже время автором были обнаружены существенные отличия в технике выполнения производства выстрела в биатлоне у разных спортсменов, требующие различную методику подготовки. Цель исследований систематизировать и классифицировать процесс производства выстрелов в биатлоне. Задачи: выявить все существующие на сегодняшний день способы производства выстрелов в биатлоне; определить присущие им отличительные черты. Методы исследований: педагогические наблюдения; теоретические методы научного познания. Педагогические наблюдения осуществлялись на тренировках национальных сборных команд Украины с 1994 по 2012 и Республики Беларусь c 2002 по 2004 с использованием стрелкового тренажера «Scatt». Результаты исследований: выявлено три основных способа ведения стрельбы: на «удержании», на поводке «ловя» мишень и на подводке за счет остановки оружия. Выводы: разработана классификация способов производства выстрела в биатлоне, выявлены специфические черты, присущие каждой технике производства выстрела, обнаружено, что техника ведения стрельбы «остановка оружия путем подводки» для условий биатлона предпочтительней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of ways for making shots in biathlon

While describing the technique of making a shot, the majority of specialists used to consider it as a monotonous process. Meanwhile the author has revealed the significant differences in the technique of making a shot among the various athletes that require different methods of preparation. The objective of the studies includes the systemization and classification of the process of making shots in biathlon. Tasks: to identify the existing ways of making shots in biathlon and to determine their specific distinctive features. Methods of studies: the pedagogical observations, theoretical methods of scientific observation. Pedagogical observations have been conducted with usage of “Scatt” marksmanship trainer during the training sessions of the national teams of Ukraine from 1994 to 2012 and the Republic of Belarus from 2002 to 2004. Results of the studies: three major means of shooting have been revealed “on hold”, on leading in while “catching” the target and on leading in at the expense of stopping the rifle. Conclusions: the classification of ways for making a shot in biathlon has been developed; the specific features peculiar for each technique of making a shot have been identified. Besides, it has been determined that the technique of shooting by means of “stopping the rifle by leading in” is the most preferable for biathlon conditions.

Текст научной работы на тему «Классификация способов производства выстрелов в биатлоне»

Другая динамика в процессе многолетней подготовки наблюдается у показателей технико-тактической ^потерь) и специальной физической подготовленности (tiooo/зооо)-

Показатель технико-тактической подготовленности - потери времени на дистанции ^потерь) в период с 11 до 15-летнего возраста не оказывает существенного влияния на уровень интегральной подготовленности (ИПрейтинг) (rp=-0,049^0,274 при p>0,05). Однако, начиная с 15-ти летнего возраста и далее, показатель ^потерь) оказывает значительное влияние на спортивный результат (rp= 0,641^0,759 при p<0,05).

Уровень специальной физической подготовленности (^000/3000) оказывает сильное влияние на интегральный показатель (ИПрейтинг) в период с 12 до 14 лет (rp=0,701^0,716) и в 18-19 лет (rp=0,575 при p<0,05). В остальные периоды многолетней подготовки связь между ИПрейтинг и t1000/3000 слабая (rp= 0,084^0,411).

ВЫВОДЫ

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что на протяжении всей многолетней тренировки у юношей приоритетным направлением является совершенствование технического и тактического мастерства в оперативной радиопеленгации и радиопоиске. Уровень специальной физической подготовленности существенно влияет на спортивный результат в период с 12 до 14 лет, а также после 17-летнего возраста. В то же время, очевидно, что повышение специальной физической подготовленности спортсмена является одним из резервов для дальнейшего роста технико-тактического мастерства в спортивной радиопеленгации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

2. Рубин, В. С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика : учебное пособие / В.С. Рубин. - М. : Советский спорт, 2004. - 136 с.

3. Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психологические аспекты : учеб.-метод. пособие / Л.А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2005. - 142 с.

REFERENCES

1. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic Literature, Kiev.

2. Rubin, V.S. (2004), Olympic and year training cycles. Theory and practice: Teaching book, Soviet sport, Moscow.

3. Semenov, L.A. (2005), Determination of sports fitness of children and adolescents: biological and psychological aspects: teaching book, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.06.2016

УДК 796.922.093.642

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСТРЕЛОВ В БИАТЛОНЕ

Роман Алексеевич Зубрилов, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер

Украины, тренер по биатлону, Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий» (ГАУ ТО «ЦСП»), г. Тюмень

Аннотация

Описывая технику процесса производства выстрела, все доступные нам для изучения специалисты, рассматривали его как нечто однообразное. В тоже время автором были обнаружены существенные отличия в технике выполнения производства выстрела в биатлоне у разных спортс-

менов, требующие различную методику подготовки. Цель исследований - систематизировать и классифицировать процесс производства выстрелов в биатлоне. Задачи: выявить все существующие на сегодняшний день способы производства выстрелов в биатлоне; определить присущие им отличительные черты. Методы исследований: педагогические наблюдения; теоретические методы научного познания. Педагогические наблюдения осуществлялись на тренировках национальных сборных команд Украины с 1994 по 2012 и Республики Беларусь c 2002 по 2004 с использованием стрелкового тренажера «Scatt». Результаты исследований: выявлено три основных способа ведения стрельбы: на «удержании», на поводке «ловя» мишень и на подводке за счет остановки оружия. Выводы: разработана классификация способов производства выстрела в биатлоне, выявлены специфические черты, присущие каждой технике производства выстрела, обнаружено, что техника ведения стрельбы «остановка оружия путем подводки» для условий биатлона - предпочтительней.

Ключевые слова: биатлон, производство выстрела, стрелковая подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p64-67

CLASSIFICATION OF WAYS FOR MAKING SHOTS IN BIATHLON

Roman Alekseevich Zubrilov, the candidate of pedagogic sciences, Honored coach of Ukraine,

Biathlon coach,

State Autonomous Institution of the Tyumen region "Centre of Sports Training and Sports

Events", Tyumen

Annotation

While describing the technique of making a shot, the majority of specialists used to consider it as a monotonous process. Meanwhile the author has revealed the significant differences in the technique of making a shot among the various athletes that require different methods of preparation. The objective of the studies includes the systemization and classification of the process of making shots in biathlon. Tasks: to identify the existing ways of making shots in biathlon and to determine their specific distinctive features. Methods of studies: the pedagogical observations, theoretical methods of scientific observation. Pedagogical observations have been conducted with usage of "Scatt" marksmanship trainer during the training sessions of the national teams of Ukraine from 1994 to 2012 and the Republic of Belarus from 2002 to 2004. Results of the studies: three major means of shooting have been revealed - "on hold", on leading in while "catching" the target and on leading in at the expense of stopping the rifle. Conclusions: the classification of ways for making a shot in biathlon has been developed; the specific features peculiar for each technique of making a shot have been identified. Besides, it has been determined that the technique of shooting by means of "stopping the rifle by leading in" is the most preferable for biathlon conditions.

Keywords: biathlon, making a shot, marksmanship training.

ВВЕДЕНИЕ

Стрелковая подготовка является одним из основных направлений в подготовке биатлонистов. Изучению вопросов техники ведения стрельбы в биатлоне и методам обучения ей посвящено очень много работ (Я.И. Савицкий, 1981; В.А. Кинль, 1987; K. Nitzsche, 1996; В. Paugschova, 2000; В.В. Мулик, 2001; И.А. Каринцев, 2006; В.Ф. Ма-матов, 2006-2012; А.П. Кедяров, 2007). Огромное количество специалистов занимались рассмотрением частных вопросов стрелковой подготовки (R. Gross, 1991; K. Nitzsche, 1996; В.Н. Потапов, 2002; М. Augustin, 2002; В.В. Мулик, 2003; И.Г. Гибадуллин, 2005; К.С. Дунаев, 2007; Н.С. Загурский, 2007-2015; М.И. Корбит, 2009; Р.А. Зубрилов, 20102016; Н.В. Астафьев, 2011-2016; И.И. Кочетов, 2011; А.И. Куделин, 2011-2016; А.В. Ра-зуваев, 2011-2012; А.Н. Степнов, 2011; А. Шидловский, 2011; П.А. Ростовцев, 2012;

A.Н. Тамбовский, 2012; Я. Романова, 2016). Большинство исследований прошлого столетия, среди которых, встречаются и монументальные труды (Я.И. Савицкий, 1981;

B.А. Кинль, 1987), а так же некоторые учебные пособия (В. Д. Евстратов, 1989), морально устарели из-за существенных изменений за последнее десятилетие в параметрах производства выстрела (времени, темпа и ритма стрельбы) [2] или изменения мировоззрения на технику производства выстрела и технику изготовки в различных положениях для

стрельбы [1]. Производство прицельного выстрела, в отличие от обычного выстрела в направлении цели, характеризуется упорядочением координационных взаимосвязей всех двигательных действий, приводящих к попаданию пули в цель. Описывая процесс производства выстрела, все доступные нам для изучения специалисты, рассматривали его как нечто однообразное. И только у авторов из стрелкового спорта можно встретить различия в производстве выстрела, связанные с разнообразием выполнения стрелковых упражнений (движущаяся или неподвижная мишень) (Л.М. Вайнштейн, 1960; А.Я. Корх, 1987). В тоже время автором были обнаружены существенные отличия в технике выполнения производства выстрела в биатлоне у разных спортсменов, требующие различную методику подготовки.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследований: систематизировать и классифицировать процесс производства выстрелов в биатлоне.

Задачи исследования:

1. Выявить все существующие на сегодняшний день способы производства выстрелов в биатлоне.

2. Определить присущие им отличительные черты.

Педагогические наблюдения осуществлялись на тренировках национальных сборных команд Украины с 1994 по 2012 и Республики Беларусь с 2002 по 2004 с использованием стрелкового тренажера «8саА».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В процессе педагогических наблюдений было обнаружено, что все многообразие техники в выполнении производства выстрела четко делится на три группы, каждой из которых присущи свои специфические черты (рисунок 1). Далее все примеры будут приведены на производстве выстрела в положении лежа спортсменов высокой квалификации. _

Производство выстрела

на «удержание»

на поводке («ловя» мишень)

на подводке за счет «остановки» оружия

Рисунок 1. Классификации способов производства выстрелов в биатлоне

Техника первая - ведение стрельбы на «удержании». Отличительные черты - оружие выводится спортсменом в зону цели и после задержки дыхания, удерживается активной работой мышц столько времени, сколько надо для производства прицельного выстрела. Оптимальный диапазон удержания 0,82^2,05 с., длина траектории оружия на последней секунде 60^80 мм, устойчивость оружия в центре мишени (десятке) 25^34%. В процессе удержания уточняется правильность прицеливания, выбирается оптимальный момент и дожимается спусковой крючок. Чем лучше удержание и медленнее движется оружие в заключительной фазе выстрела, тем качественней выстрел. Время производства выстрела 1,8^2,6 с. Самое сложное в данной технике выполнения выстрела, разделить концентрацию внимания между удержанием, прицеливанием и обработкой спуска.

Техника вторая - на поводке (или «ловя» мишень). Является самой любимой у большинства начинающих спортсменов, не обладающих необходимой устойчивостью и плохо подчиняющих себе колебания оружия. Спусковой крючок обрабатывается либо в момент случайного совмещения прицельных приспособлений и мишени (чаще выполняется молодыми спортсменами), либо на подходе при целенаправленной подводке к мишени при правильно выставленных относительно друг друга прицельных приспособле-

ниях (более опытными спортсменами). При этом спуск осуществляют, когда оружие еще не дошло до мишени либо когда только вошло в мишень. Время нахождения оружия на мишени 0,3^0,8 с. Время между выстрелами с учетом перезарядки и подводки оружия к мишени 0,9^1,8 с. Самое сложное в данной технике ведения стрельбы - управлять скоростью движения оружия в момент выстрела.

Техника третья - на подводке, остановка оружия осуществляется благодаря подводке оружия к точке прицеливания либо за счет дыхания (особенно при стрельбе лежа), либо за счет движения корпуса (преимущественно при стрельбе стоя). При выходе в нужную точку прицеливания (благодаря слаженной работе всех систем организма) оружие на доли секунды останавливается, и в этот момент осуществляется дожатие спускового крючка. Время остановки оружия в центре мишени 0,36±0,03 с. Время между выстрелами с учетом перезарядки и подводки оружия к мишени 1,1^1,8 с.

Если по какой либо причине оружие не остановилось на мишени, спортсмен должен переключиться на технику стрельбы с длительным удержанием, либо повторить попытку (но на это потребуется больше времени). Однообразное, хорошо отработанное наведение оружия на мишень и его кратковременная остановка, существенно повышает точность стрельбы и сокращает время на выстрел.

ВЫВОДЫ

1. Разработана классификация способов производства выстрела в биатлоне: на «удержании», на поводке «ловя» мишень и на подводке за счет остановки оружия.

2. Выявлены специфические черты, присущие каждой технике производства выстрела.

3. Обнаружено, что техника ведения стрельбы «остановка оружия путем подводки» для условий биатлона - предпочтительней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубрилов, Р. А. Становление, развитие и совершенствование техники стрельбы в биатлоне : монография / Р.А. Зубрилов. - М. : Советский спорт, 2013. - 352 с.

2. Zubrilov, R.A. Biathlon shooting training : [monograph] / R.A. Zubrilov. - Tyumen : Zubrilov Ltd, 2014. - 336 p.

REFERENCES

1. Zubrilov, RA. (2013), Biathlon shooting technique development and improvement: monograph, Soviet sport, Moscow, ISBN 978-5-9718-0693-6.

2. Zubrilov R.A. (2014), Biathlon shooting training, "Zubrilov" Ltd, Tyumen, ISBN 978-9662684-03-2.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.06.2016

УДК 796.077.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ

Дмитрий Геннадьевич Кадочников, старший преподаватель, Челябинский институт путей сообщения филиал Уральский государственный университет путей сообщения, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников. Дано описание методов формирования правильного понимания бакалаврами физической культуры важности проблемы воспитания нрав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.