Научная статья на тему 'Способы совершения и особенности механизма слвдообразования по преступлениям, связанным с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего'

Способы совершения и особенности механизма слвдообразования по преступлениям, связанным с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего / способ совершения / следы преступления / жестокое обращение / физическое насилие / пренебрежение нуждами и интересами несовершеннолетнего / психическое насилие / сексуальное насилие. / non-fulfillment of duties on education of the minor / method of committing the crime / traces of the crime / abuse / physical violence / neglect of the needs and interests of minors / psychological violence / sexual violence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надежда Валерьевна Шкурихина

При раскрытии и расследовании преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, установление способа совершения преступления и следов преступления имеет важное значение. В связи с этим автор в данной научной статье рассматривает два важнейших элемента криминалистической характеристики неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнегоспособ совершения указанного преступления и механизм следообразования. Подробно раскрываются способы неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и следы, оставляемые преступником, при применении того или иного способа совершения преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Надежда Валерьевна Шкурихина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modus operandi and features of the mechanism education traces for crimes related to dereliction of duties on education of minors

In the detection and investigation of crimes related to the failure to fulfil the obligations of the upbringing of a minor, the establishment of the method of committing the crime and traces of the crime is important. In the scientific article the author examines the two most important element of criminalistics characteristic of crime of dereliction of duty on the upbringing of a minor — a method of committing the crime and the traces of the crime. The ways of non-performance of duties on education of the minor and the traces left by the criminal at application of this or that way of commission of crime are in detail revealed.

Текст научной работы на тему «Способы совершения и особенности механизма слвдообразования по преступлениям, связанным с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»

УДК 343.98.067:343.72 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10029

ББК 67

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА СЛЕД00БРА30ВАНИЯ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Надежда Валерьевна ШКУРИХИНА,

доцент кафедры криминалистики Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел России, кандидат юридических наук (12.00.09), доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. При раскрытии и расследовании преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, установление способа совершения преступления и следов преступления имеет важное значение. В связи с этим автор в данной научной статье рассматривает два важнейших элемента криминалистической характеристики неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — способ совершения указанного преступления и механизм следообразования. Подробно раскрываются способы неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и следы, оставляемые преступником, при применении того или иного способа совершения преступления.

Ключевые слова: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, способ совершения, следы преступления, жестокое обращение, физическое насилие, пренебрежение нуждами и интересами несовершеннолетнего, психическое насилие, сексуальное насилие.

Annotation. In the detection and investigation of crimes related to the failure to fulfil the obligations of the upbringing of a minor, the establishment of the method of committing the crime and traces of the crime is important. In the scientific article the author examines the two most important element of criminalistics characteristic of crime of dereliction of duty on the upbringing of a minor — a method of committing the crime and the traces of the crime. The ways of non-performance of duties on education of the minor and the traces left by the criminal at application of this or that way of commission of crime are in detail revealed.

Keywords: non-fulfillment of duties on education of the minor, method of committing the crime, traces of the crime, abuse, physical violence, neglect of the needs and interests of minors, psychological violence, sexual violence.

Любой вид жестокого обращения с несовершеннолетними приводит к самым разным последствиям, которые объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Так, если подростки в возрасте от семи до пятнадцати лет могут высказать в вербальной форме кому-нибудь (например, классному руководителю, одному из родственников, врачу и т.д.) свои жалобы, то малолетние дети (от рождения и до семи лет) сделать этого не могут, в связи с чем об их проблемах могут свидетельствовать изменения их поведения.

Выделяют следующие способы жестокого обращения с несовершеннолетними:

1. Физическое насилие — «нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой»1. При этом способе совершения преступления механизм следообразования представляет собой совокупность идеальных и материальных следов.

№ 2/2018

Идеальные следы выражены поведенческими и психологическими индикаторами:

■ задержкой развития, малоподвижностью, агрессивностью, тревожностью, что сказывается на отношениях ребенка с другими людьми;

■ дети проявляют необычайную стеснительность, нелюбопытность, избегают общения со сверстниками, общаются и играют только с детьми, младше их по возрасту;

■ боятся физического контакта и испытывают страх идти домой;

■ у детей, подвергшихся физическому насилию, наблюдается повышенная тревога, когда плачут другие дети;

■ нервные тики, сосание пальцев и др.

Материальными следами являются:

■ царапины и рубцы (особенно на лице и спине ребенка);

■ ссадины, раны и кровоподтеки на разных частях тела (например, на спине и груди одновременно) непонятного происхождения и имеющие особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута), а также разные по времени возникновения;

■ ожоги: от погружения в горячую жидкость (так некоторые родители приучают ребенка не писаться);

■ ожоги от сигарет — возникают от прикосновения тлеющей сигареты к телу несовершеннолетнего и др.2.

2. Сексуальное насилие или совращение — «любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором несовершеннолетний сексуально стимулируется или используется для сексуальной сти-муляции»3.

Сексуальное насилие над несовершеннолетним выражается в следующих формах (способах):

■ демонстрация взрослым половых органов;

■ ласка и забота эротизированного характера (например, когда отец или отчим совершают с дочерью-подростком, которая в состоянии сама себя обслужить, гигиенические процедуры);

■ использование ребенка взрослым лицом для

сексуальной стимуляции последнего (когда взрослый принуждает несовершеннолетнего стимулировать свои половые органы или другие эрогенные зоны);

■ сексуальная эксплуатация несовершеннолетнего (порнографические фотографии с детьми);

■ проституция и др.4.

Следами сексуального насилия являются:

■ зуд, воспаление и боль в области гениталий ребенка;

■ жалобы на физическое нездоровье;

■ у подростков женского пола обнаруживается беременность;

■ ребенок обладает необычными или странными, слишком сложными сексуальными познаниями;

■ несовершеннолетний осуществляет сексуальные приставания к другим детям, подросткам или взрослым;

■ ребенок замкнут в себе, наблюдается нервный тик и плаксивость и др.

3. Психическое (эмоциональное) насилие выражается в словесных оскорблениях ребенка, а также угрозах в его адрес, унижении его человеческого достоинства, демонстрации нелюбви и неприязни к последнему, проявляющейся постоянно или периодически со стороны взрослого лица, обязанного осуществлять его воспитание или надзор (родители, опекуны, педагоги, воспитатели и иные лица).

Следами психического насилия являются:

■ задержка в физическом и речевом развитии несовершеннолетнего;

■ задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

■ импульсивность, взрывчатость, злобность, сосание пальцев, вырывание волос, нервный тик;

■ попытки совершения самоубийства, потеря цели и смысла жизни;

■ нарушения сна и ночные кошмары;

■ страх темноты, боязнь людей, их гнева;

■ депрессия, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка характеризуется отсутствием должного обеспечения основных потребностей и нужд ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу имеющихся объективных причин (бедности, психического заболевания, неопытности взрослого) и без таковых. Свидетельством того, что интересами и нуждами несовершеннолетнего пренебрегают, является следующее:

■ ребенок попрошайничает или крадет пищу, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и обуви, жилища;

■ несовершеннолетний не посещает образовательное или воспитательное учреждение или приходит туда слишком рано и уходит оттуда слишком поздно;

№ 2/2018

■ ребенок проявляет апатию, усталость, наблюдаются отклонения в его поведении.

Материальными следами рассматриваемого способа совершения преступления являются следующие:

■ отсутствие одежды и обуви, соответствующих возрасту несовершеннолетнего и сезону, что приводит к частым заболеваниям, обморожениям или солнечным ожогам;

■ отсутствие собственного спального места и постельных принадлежностей;

■ антисанитария помещения, следствием чего являются сыпь или другие кожные заболевания у ребенка, появившиеся в результате плохой гигиены;

■ отсутствие продуктов питания, что приводит к дистрофии несовершеннолетнего и т.д.

Таким образом, знание способа совершения преступления позволит обнаружить следы, которые характерны для определенного способа совершения преступления.

1 Цит. по: Особенности сбора первичных материалов, содержащих криминалистически значимую информацию, при доказывании отдельных составов преступлений: Учеб. пособие / Ю.Л. Бойко и др. 2-е изд., пере-

раб. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2015. С. 32.

2 Там же. С. 32—33.

3 Цит. по: Шкурихина Н.В. Особенности выявления и расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних: Учеб.-методич. пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2015. С. 97—98.

4 См. подроб.: Шкурихина Н.В. Указ. соч. С. 98.

Библиографический список

1. Особенности сбора первичных материалов, содержащих криминалистически значимую информацию, при доказывании отдельных составов преступлений: Учеб. пособие / Ю.Л. Бойко и др. 2-е изд., перераб. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2015. 48с.

2. Шкурихина Н.В. Особенности выявления и расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних // Учеб.-методич. пособие. Барнаульский юрид. ин-т. Барнаул, 2015. 128 с.

3. Шкурихина Н.В. Способы совершения семейного насилия в отношении несовершеннолетних // Уголовно-процессуальные и криминалистические чтения на Алтае. Барнаул, 2016. С. 130—132.

№ 2/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.