Научная статья на тему 'СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАВА'

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агабалаев М.И.

Применение интерактивных форм и методик в образовательном процессе побуждает преподавателя осваивать новые вспомогательные средства в обучении, в частности наглядные, технические, компьютерную технику, апробировать новые формы и виды работ, привлекать других специалистов и студентов к разработке оптимальных средств и инструментов обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агабалаев М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPLEMENT INTERACTIVE LEARNING IN LAW LESSONS

The modern use of interactive forms and methods in the educational process encourages the teacher to master new auxiliary means in teaching, in particular visual, technical, computer equipment, to test new forms and types of work, to involve other specialists and students in the development of optimal means and tools of teaching

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАВА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ПРАВА

Агабалаев М.И.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация: штрименение интерактивных форм и методик в образовательном процессе побуждает преподавателя осваивать новые вспомогательные средства в обучении, в частности наглядные, технические, компьютерную технику, апробировать новые формы и виды работ, привлекать других специалистов и студентов к разработке оптимальных средств и инструментов обучения

Ключевые слова: интерактивные методы, правовые дисциплины.

WAYS TO IMPLEMENT INTERACTIVE LEARNING IN LAW LESSONS

Agabalaev M. I.

PEI HE "Socio-pedagogical institute", Derbent

Abstract: the modern use of interactive forms and methods in the educational process encourages the teacher to master new auxiliary means in teaching, in particular visual, technical, computer equipment, to test new forms and types of work, to involve other specialists and students in the development of optimal means and tools of teaching

Key words: interactive methods, legal disciplines.

Правовые дисциплины чаще всего подвержены изменению, что обусловлено прямой взаимосвязью с внешним миром. Изменяется уровень и качество жизни, юриспруденция обязана учитывать тенденции развития общества в целом.

Учебники по правовым дисциплинам давно вышли за рамки методических материалов. Все чаще они носят практический характер. Существует проблема в своевременном издании и тиражировании текстовых пособий. К моменту выпуска и поступления на полки магазинов того или иного теоретического носителя, законодательство уже находится в стадиях очередных метаморфоз. Телекоммуникации, радиокоммуникации, открытая сеть Интернет только увеличивает поток информации.

При ошибочной трактовке той или иной информации, человек может быть введен в заблуждение. Для этого необходимо совершенствовать не только уровень обучения в образовательном процессе, но и активизировать мотивационные и познавательные аспекты личности.

Данным критериям соответствуют использование интерактивных методов обучения. Занятия на основе взаимодействия не только повышают уровни осмысления материала и личностных качеств, но и способствуют активизации мотиваци-онных аспектов познавательной деятельности. Одна из целей применения интерак-

№2 (38), 2021

ВЕСТНИК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

37

тивных методов организации занятий является привлечение внимания и развития любознательности в отношении правовых вопросов.

Трудности, возникающие при изучении правовых дисциплин, обусловлены отсутствием навыков анализа, обобщения, выделения главного и частного, выстраивания взаимосвязи фактов и явлений, оценивания и прогнозирования. Ещё одна проблема возникает при попытках практического применения полученных знаний.

При организации уроков права традиционными методами, вовлеченность всех учащихся в процесс просто не осуществима. Часто ученики придерживаются роли молчаливого слушателя.

Для правовых дисциплин лучше всего подойдут занятия, проведенные в техниках «мозговой атаки», дебатов, дискуссий, игровом моделировании, тренинги.

Казалось бы, почему бы не использовать интерактивные методы всем педагогам без исключения. Существует ряд причин, по которым учителя пренебрегают использование данных технологий. Одна из основных проблем, не зависящая от преподавателя, кроется в сложности распределения пространства аудитории таким образом, чтобы обучаемые могли свободно передвигаться, выполнять активные задачи. Еще одна причина заключена в отторжении новых подходов в обучении самим педагогом. Возникновение трудностей в подборке методик и подходов, увеличение затрачиваемого времени на подготовку к занятию и отсутствие четких методических рекомендаций останавливает педагога применение новых методик. Время, отведенное на проведение занятий, также является сдерживающим фактором выбора интерактивных технологий. Интерактивные занятия направлены на проведения занятий в группах (классах) до 25 человек, но как показывает опыт количество учеников гораздо больше рекомендуемой нормы. В связи с этим, реализовать главную задачу интерактивных методов, направленных на задействование всех учащихся становится почти нереально. Однако, выделив в коллективе «сильных» учеников, которые будут помощниками в реализации поставленных задач и центрами притяжения остальных участников образования, можно достичь поставленных целей. Также, учитель может быть не уверен в собственных силах при выборе нового подхода к построению образовательного процесса. Эту проблему сможет решить посещение тренингов, повышение квалификации, опыт взаимодействия с коллегами.

Трудности для учителя могут возникнуть при управлении образовательной деятельностью, организованной по средствам групп. Ученики часто боятся оценивания со стороны учебного коллектива и педагога. Именно поэтому может возникнуть пассивность в работе ученика.

Использование техники интерактивных методов в организации уроков права способствует повышению эффективности занятий, пересмотрит роль ученика как наблюдателя, создаст перспективу успешного применения полученных знаний в реальной жизни.

Например, выбрав одну из возможных моделей организации образовательного процесса с применение деловой игры на уроках права, ученики будут воспроизводить реальные жизненные условия. Данный подход практикует определенные

действия, осуществляется поиск решений проблемной ситуации. Целью в данном подходе выступает выработка профессиональных навыков, опробование на модели реальных условий. Подготовительный этап включает в себя разработку плана, ситуации, регламентирование условий игры, распределение ролей, объяснение задания, теоретических аспектов выполненбия задания и подготовкой материального обеспечения.

Ввод в игру осуществляется обозначением проблемы, цели, регламентом, распределением ролей, объяснений. Деление на группы выполняется в соответствии с количеством заданий. Необходимо пространство для каждой группы, удобного для обсуждения выполнения задания. Определяются спикеры, оппоненты, эксперты. Роль спикера заключается в организации процесса обсуждения, формулирование основных тезисов. Задача оппонента заключается в подготовке вопросов по завершению этапа обсуждения. Эксперт выносит оценочное суждения. Задача вводного этапа заключается в формировании позиции к поставленному вопросу.

Основной этап - проведение игры. Заключается в самостоятельной работе группы, межгрупповой дискуссии, анализе результатов. Каждая группа выдвигает результат, в данном случае суждение своей деятельности. Оппоненты задают вопросы. В завершении формируется общее мнение на проблемную ситуацию.

Этап анализа и обобщением характеризуется выводом из игры, подведение результатов, рефлексией, оценивание и самооцениванием работы, а также рекомендациями. Эксперты проводят анализ оценивания работы, формулируют результаты, обобщают все высказанные пути решений. Педагог оценивает всю работу. Анализирует творческую работу и эффективность выбранных путей решения.

Литература:

1. Карпов В. В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе //М.: СПб. - 1992. - 141 с.

2. Кузнецова А.С. Интерактивные технологии обучения как вариант коммуникативной технологии / А.С. Кузнецова // В сборнике: Конкурентоспособность будущего специалиста XXI века: проблемы, поиски, решения материалы круглого стола. Марийский государственный университет. 2017. С. 151-155.

3. Мирзаева С.А., Ибрагимова Л.С. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии средствами интерактивных технологий / С.А. Мирзаева // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-2. С. 207-214.

References:

1. Karpov V. V., Katkhanov M. N. Invariant model of intensive training technology with multi-stage training at a university / / Moscow: St. Petersburg. - 1992 - - 141 p.

2. Kuznetsova A. S. Interactive learning technologies as a variant of communicative technology / A. S. Kuznetsova // In the collection: Competitiveness of the future specialist of the XXI century: problems, searches, solutions materials of the round table. Mari State University. 2017. pp. 151-155.

3. Mirzayeva S. A., Ibragimova L. S. Formation of professional competence of future teachers of technology by means of interactive technologies / S. A. Mirzayeva / / Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 54-2. pp. 207-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.