Способы противодействия идеологии экстремизма через внеурочную деятельность со студентами средних специальных учебных заведений
Рачеева Лилия Анатольевна — преподаватель русского языка и литературы, права ГБПОУ РО «Ростовский технологический техникум сервиса», г. Ростов-на-Дону
Проблема противодействия идеологии экстремизма среди молодёжи сегодня актуальна и находится на первом месте как на государственном уровне, так и на общественном. Не может вызывать сомнений тот факт, что образовательная сфера играет главную роль в
организации работы в данном направлении.
В настоящее время экстремистская деятельность осуществляется в социальных сетях путём публикации неконтролируемой информации. Как правило, идеологи экстремизма внедряют свои убежде-
ния через сообщения в соц-сетях, призывая вступить в опасную для жизни игру или группу. В силу своих психологических особенностей, наиболее подвержены идеологическому воздействию молодые люди в возрасте от 12 до 30 лет. Молодёжь не задумывается об опасности нахождения в он-лайн-играх, форумах, группах, занимающихся экстремистской деятельностью. Всё новое и неизведанное их влечет: это опасно, а значит - интересно. Запреты со стороны взрослых их не остановят. В виртуальный мир молодёжь уходит от повседневности, чтобы отдохнуть, пообщаться со сверстниками, найти нужную информацию, однако ссылки зачастую ведут пользователей совсем не туда, куда им нужно.
Свой вклад в идеологическую обработку молодых людей вносят и эмиссары зарубежных террористических и религиозно-экстремистских организаций. Действуют они не только на территории республик Северного Кавказа, но и в центральной части России.
Обратившись к юридическому словарю, мы увидим, что под экстремистской организацией понимается «общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным ФЗ, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности с осуществлением экстремистской деятельности» [5]. В соцсетях экстремистских
организаций с каждым днём становится всё больше. Контроль за ними осуществляется как со стороны спецслужб, так и со стороны образовательных организаций и родителей.
Изменить ситуацию можно посредством организации внеурочной деятельности. В материалах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как «неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно урочной системы» [2].
В реализации своих задач она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. В основной образовательной программе образовательного учреждения (в материалах сопровождения ФГОС) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духов-но-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Реализация внеурочной деятельности происходит в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции. Наиболее распространены в школах такие формы, как
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, индивидуальные проекты.
Важно обратить внимание на такую проблему, как отсутствие видимой работы педагогов-ор-ганизаторов. Должность, как и сама работа педагога-организа-тора, практически исчезает из образования, хотя именно они и должны заниматься разработками и внедрением новых образовательных и досуговых программ для работы с молодёжью в СПО и НПО. Но, как правило, этим занимаются классные руководители, берущие в свои руки инициативу по реализации внеурочной деятельности.
В школах классные руководители и так полностью отве-
чают за жизнь и здоровье обучающихся. Не каждому это по силам. Особенно это касается экскурсий в другие города: многие обучающиеся не застрахованы, некоторые виды травм не подпадают под страховые случаи. Поэтому внеурочной работой занимаются творческие классные руководители - те, которым это интересно, либо те, которым помогают родители, сопровождающие детей вместе с классным руководителем на различные мероприятия. В ссузах родители не настолько включены в жизнь ребёнка, поэтому внеурочная деятельность в них не реализуется в полной мере. Однако опасность
распространения экстремистских идей очень велика именно в подростковой среде, средние специальные учебные заведения не предусматривают внеурочную работу, которая бы способствовала решению проблемы противодействия идеологии экстремизма.
При правильной организации внеурочной работы можно полностью согласиться с известным ростовским учёным, доктором педагогических наук Е. В. Бондаревской, по мнению которой, основополагающую роль играет развитие индивидуальности ребёнка [3]. Заметить и раскрыть способности и таланты может только педагог, направив обучающегося в нужное русло.
Очень интересна методика В. И. Андреева для классных руководителей [4], в которой он предлагает анкету для диагностики эффективности задач воспитания. Наиболее важные из них: сплочение ученического коллектива, оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях и создание условий самореализации.
В ссузах внеурочную деятельность по представленным выше методикам можно проводить через следующие формы: спортивные игры, олимпиады и конкурсы по специальности, встречи с ветеранами, творческие вечера, мероприятия, посвящённые памятным датам.
На мой взгляд, в ссузах можно применять формы, которые активно используются
в школах. Например, путешествия, отдых на природе; посещение музеев, кинотеатров; экскурсии в другие города.
В качестве решения этой проблемы предлагается создать творческую группу преподавателей по реализации внеурочной деятельности, чтобы студенты могли всесторонне развиваться. Для эффективного функционирования данной группы желательно привлечь ведущих специалистов из разных сфер культуры, искусства, а также представителей различных профессий. В рамках работы группы можно организовать квесты, настольные игры, проводить мероприятия (например, фестивали), позволяющие показывать свои способности и таланты, делиться своим опытом и учиться новому.
Идея создания данной группы должна заинтересовать подростков, так как они подвижные, любопытные, мобильные и любят общаться. Реализовать деятельность этой творческой группы необходимо в школе, чтобы обучающиеся в ссузах могли заинтересовать школьников и показать свои таланты, тем самым привлечь их к выбору будущей профессии.
Также в ссузах можно использовать такую форму внеурочной работы, как встречи с интересными людьми. Учебным заведениям необходимо плодотворно сотрудничать с библиотеками, которые как раз и проводят такие мероприятия,
мастер-классы с интересными людьми: преподавателями, поэтами, писателями, композиторами, авторами песен, бардами, художниками и многими другими. Это будет полезно как для преподавателей, так и для студентов, желающих творчески реализоваться в том или ином направлении.
Педагог должен быть другом и союзником для своих студентов, особенно когда многие из них иногородние и находятся без присмотра родителей. Эта группа подростков становится наиболее уязвимой и незащищённой.
Ныне живущая в Голландии преподаватель математики и мама двух дочерей Нелли Литвак в своей книге даёт советы родителям, которые могут раскрыть сущность детей подросткового возраста: характер, поведение, что они любят, и как поддерживать с ними разговор.
Наиболее интересны в книге «Наши хорошие подростки» [5] следующие советы:
1. Принимать недостатки детей. Голландские родители с невероятной лёгкостью принимают недостатки и проблемы своих детей: «Дети живы, здоровы, счастливы. Чего вам ещё надо?».
2. Не давить их своим авторитетом. Быть союзником, дружить с детьми, а это надо заслужить, особенно у подростка.
3. Двое голландских ребят, девочка и мальчик (примерно 17-ти лет), решили организовать маленькую консалтинговую фирму и задали своим одногодкам вопрос: «Какие главные ошибки делают родители в общении с подростками»? Ответ получен однозначный: «Основная ошибка - когда родители не воспринимают подростков всерьёз!».
4. Слушать, одобрять, жалеть, помогать (доброжелательный тон, без критики).
5. Чаще проводить время со своими детьми: ходить в театры, кино и т.д.
6. У подростка, как и у любого взрослого, есть частная территория, заходить на неё можно только с его разрешения.
В Голландии не ставят перед школьниками таких целей, которых бы они не могли выполнить. Им важен результат - чтобы ребёнок усвоил школьную программу, а оценки - не главное. В голландской школьной практике обучающиеся могут оставаться на второй год, и это не считается постыдным. Первоклассников не отбирают в школу на основании того, как они умеют читать и считать.
Голландская школа не имеет права требовать от родителей ничего, кроме присутствия ребёнка на уроках. Учитель не может вызвать родителей в школу и отчитать за то, что ребёнок грубит, ленится, получает плохие оценки. Всё это — рабочие проблемы учителей. Кроме того, нет гарантий, что родители в состоянии положительно повлиять на ребёнка.
Несомненно, к подобному опыту нам стоит присмотреться и быть более внимательными к ученикам!
Кинорежиссёр Валерия Гай Германика, показавшая в своём сериале «Школа» атмосферу в школе, поведение подростков, так высказалась о взаимоотношении взрослых и детей: «Проблема вообще не в образовании, проблема в отношении людей друг к
другу, в потере диалога, в потере культурной традиции. Дети никогда не будут такими, если взрослые их такими не сделают».
В обществе было множество возмущений после выхода этого фильма. Многие утверждали, что нет таких классов в школах, нет таких детей. Однако они есть! И проблема тут в воспитании как со стороны родителей, так и со стороны образовательного процесса.
Внеурочная деятельность может помочь в решении этой проблемы, она обязательно должна полноценно реализовываться, поскольку позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в ссузах.
Литература и ссылки:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. Казань: изд-во Казанского университета, 1998. С. 233.
2. Наши хорошие подростки / Нелли Литвак. 5-е изд. М.: Альпина нон-Фикшн, 2017. 254 с.
3. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе (мастер-класс по проблемам воспитания) / Г.Н. Сибирцова. изд. 6-е, дополн. и перераб. Ростов н/Д, Феникс, 2007. (сердце отдаю детям). С. 42
4. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). URL: fgos.ru (дата обращения: 15.07.2019).
5. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова [и др.] отв.ред. М.Н. Марченко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2008. 816 с.