УДК 1
Галимбекова Фатима Сабигияровна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки
Башкирского государственного университета тел.: (965) 925-52-43
СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЦЕННОСТЕЙ
Galimbekova Fatima Sabigiyarovna
Ph.D.,
Associate Professor of the Philosophy and Methodology of Science Department, Bashkir State University tel.: (965) 925-52-43
MANNER OF PRODUCTION AND REPRODUCTION OF VALUES
Аннотация:
В статье представлен анализ механизмов передачи ценностей в период перехода общества от традиционной культуры к современной. Объективный анализ показывает, что, несмотря на развитие индивидуализма в обществе остаются государственные формы, которые формируют тот необходимый минимум для не приспособленных к иным формам отношений. Несмотря на развитие реформ в обществе остаются механизмы традиционной культуры. Анализ истоков этой культурной традиции является источником для развития новых форм отношений, либо устранения причин внедрения инноваций в общественном сознании, не теряя при этом нравственных ориентиров предыдущих поколений.
Ключевые слова:
филантропия, гуманность, менталитет, архетип, традиция, трансляция, автокефальный.
Summary:
The paper inquires into mechanisms of society values transfer during the transition from traditional to contemporary culture. Objective analysis demonstrates that despite individualism growth the society keeps state forms which found a requisite minimum for relations unadapted to any other forms besides, so in spite of reforms the traditional culture mechanisms remain in the society. The research of the origins of this cultural tradition is either the source for the development of new forms of relationships, or the cause of innovation implementation in social consciousness without losing the moral guide of previous generations.
Keywords:
philanthropy, humanity, mentality, archetype, tradition, transfer, autocephalous.
В современном обществе идут радикальные изменения. Для анализа процессов производства и воспроизводства ценностей мы применяем понятие динамика. Так как оно наиболее комплексно обосновывает процессы социальной системы, социальной стратификации, мобильности социальных общностей институтов, организаций. Наряду с изменением процессов в данных объектах наблюдаются изменения и в других социальных элементах. Одним из видов социальных изменений является динамика в сфере «мотивационные социальные изменения» [1, с. 318]. Но соотношение социальной динамики с другими изменениями - культурными, экономическими - имеют весьма сложный характер. Изменения в одной сфере общества не всегда ведут к изменениям в других сферах. При рассмотрении динамики ценностей в Российском обществе мы акцентируем внимание на социокультурных тенденциях.
Динамика ценностей идет в процессе развития общества. Анализ динамики предполагает изучение духовной жизни на различных уровнях общественной системы.
Одним из факторов, определяющих динамику ценностей, являются способы производства и воспроизводства ценностей в Российском обществе. Рассмотрим, каким образом идет передача ценностей в обществе.
Реформирование российского общества сопровождается усилением внимания к ценностям каждой конкретной личности и предполагает выявление потребностей человека, для чего в обществе формируются собственные механизмы.
Основой деятельности человека в обществе является мотивация. Поэтому нам необходимо определить мотивацию человека переходного периода. Мотивация определяет цель деятельности человека. И отвечает на вопрос для чего? В основе мотивации лежат ценности.
Для анализа динамики ценностей применяется понятие ментальности. Ментальность включает в себя как ценностные, так и познавательные моменты. Это некое целостное, что характеризует сознание человека в его цельности. Ментальность (от лат. те^аПэ - умственный, духовный, психический) - духовность; характерный для личности или общественной группы способ мышления: склад ума [2, с. 293-294]. В составе менталитета ценности рассматриваются как психические феномены.
Для анализа передачи ценностей на уровне личности формируется понятие «базовая структура личности» - устойчивая совокупность личностных черт, присущая «большинству но-
сителей определенной культуры и приобретаемая ими в результате характерных для этой культуры процессов социализации» [3, с. 52]. Чтобы понять, каковы ценности общества нам необходимо определить ценности социализации.
Еще одно из понятий, которое необходимо для представления реальной картины - культурный архетип (от греч. arche - начало и tupos - образ), изначальный, первоначальный образ, прообраз, запечатленный в душе человека [4, с. 44]. Он определяет социокультурный тип и формирует некие стереотипы, которые становятся в основе ценностных систем и определяют самосознание человека. Детальный анализ общественных процессов показал, что данные стереотипы действительно существуют. Нередко они становятся камнем преткновения в процессах реформирования, но они несут тот неповторимый колорит каждой культурной традиции.
Процесс социализации - процесс освоения ценностями общества, в ходе которого осуществляется «подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение накопленных им традиций. Через различные социальные механизмы и институты индивид осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы» [5, с. 250-251] Современное образование предполагает то, чтобы субъект деятельности имел устойчивую систему представлений о своем месте и роли в жизни общества. Когда мы говорим о мировоззрении, то подразумеваем, прежде всего, процесс освоения личностью социальных норм, ценностей, традиций, законов того общества, где проживает индивид. Данный процесс представляется довольно сложным, определяется как усвоение социальных ценностей каждой личностью.
Обратимся, во-первых, к истокам формирования социокультурного мира данной общности. Во-вторых, рассмотрим те ценности, которые сформировались на данный период развития общества в процессе его реформирования. И, наконец, рассмотрим то, каким образом происходит процесс влияния ценностей других социокультурных общностей на ценности данного общества.
Для анализа механизма передачи ценностей в российском обществе обратимся к специфике развития российского общества. Российское общество находится в переходном состоянии от традиционного общества к современному. Традиционное общество имеет свою специфику. Оно предполагает: верность жителей традициям, хранение истины, возвращение к истокам, снятие наслоений. Одним из важнейших институтов хранения и передачи ценностей в традиционном обществе является церковь.
Что же характерно для российского общества? Важнейшим институтом хранения и передачи ценностей в российском обществе выступает православная церковь. Восточное христианство сложилось как система независимых друг от друга (автокефальных) патриаршеств, которые находились между собой в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами «своих» верующих. Такое рассогласование снижало способности церковных властей противостоять власти политической. Автокефальный статус различных церквей означал не только независимость их друг от друга, но и зависимость от государства, выступавшего как гарант веры, какой была византийская традиция. С утверждением самостоятельности московского патриаршества в XV в. церковь на Руси становится существенным орудием централизации. Однако появление языка дает самостоятельность русской философии, обуславливает ее практическую направленность, прогоняя неугодных иерархов.
Пересмотр богослужебных книг в середине XVII в., принятый по инициативе патриарха Никона, был воспринят значительной частью народа как отступление от канона и привел к длительному расколу.
Застойный характер религиозной жизни привел к тому, что уже с середины XVII в., то есть до Петровских реформ, присущее русскому обществу противоречие между принципом стабильности и развития приняло характер противостояния самобытности «святой Руси» и западничества («латинствующие»).
Православие, сопротивляясь европейским влияниям в духовной жизни, представляло их как «отступление от чистой веры христовой», церковные порядки, установленные Петром I и его преемниками, усилили организационную зависимость церкви от государства. Но содержание вероисповедания, «святыня веры», осталось незатронутым, превратившись в архаическое начало.
Официально церковь не могла защитить народ от несправедливости. Она способствовала усилению секуляризма и неверия среди образованных слоев общества. Развитие культуры проходило мимо религиозной жизни и вело не к реформам, а к секуляризации и атеизму.
Средствами трансляции социальных норм в традиционном обществе являлись: 1) совместные коллективные действия, 2) игра, 3) пример, 4) ритуал, 5) обряд, обычай. Но первенствующая роль принадлежала языку межличностного общения. Язык - специфическое социальное средство передачи информации и управления человеческим поведением. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, наиболее важных и трудно воспроизводи-
мых другими знаковыми средствами достижений. Именно посредством языка реализуется преемственность различных поколений. История каждого народа неотделима от истории его языка, словарный состав которого показывает, какие явления представляют предмет его мыслей. Как факт духовной культуры язык развивается вместе с ней, но как специфическое явление он относительно самостоятелен от культуры, трансформируется сообразно собственным внутренним закономерностям. По мнению российского социолога А.А. Игнатьева, «в традиционном обществе наиболее эффективной конфессиональной гарантией личностной идентичности или социального признания является ритуал, некий стандартный способ поведения, который и рассматривается на предмет трансцендентального откровения, сакральная ценность.
Напротив, в современном «западном» обществе такую роль играет призвание, которое так же переживается, как сакральная ценность, предмет трансцендентального откровения» [6, с. 9]. В современном обществе меняется процесс социализации. Возрастает индивидуализация личности. Возрастает роль информации. В данном отношении большое влияние имеет процесс дифференциации социальной структуры и процессы формирования различных социальных и профессиональных групп. Развитие личности измеряется стремлением человека к самореализации в процессе труда и общения с другими людьми. Возрастает роль технических средств. Таким образом, формируется информационное общество, где основной ценностью является информационная система, которая формирует коммуникацию. Процесс социализации в современном обществе характеризуется тем, каким образом и насколько индивид воспринимает социальную информацию. В данном контексте стоит вопрос об индивидуальных и надындивидуальных ценностях. Надындивидуальные - это групповые ценности, которые определяют специфику развития общества. Личностные ценности - ценности, составляющие ядро личностной культуры. В формировании индивидуальных ценностей участвуют не только разнообразные формы деятельности (труд, познание, общение, игра). В качестве такого инструмента выступают социальные структуры в целом. Рынок и быт, реклама и мода, политика и право, образование и воспитание, средства массовой информации и искусство, господствующие культурные нормы и авторитет некоторых лиц, официально признанных общественно-политическими институтами в качестве эталонов, социально-психологические стереотипы, в некоторых группах специфическая ритуальная практика, особая мораль и табу - все, оказывает влияние на ценности личности. Формирование личности происходит в социальной группе со специфическим набором ценностей. Принадлежность личности к группам в обществе определяется чем, что она разделяет их идеалы и ценности. А конфликты, возникающие внутри группы, приводят к тому, что личность ищет самостоятельно приоритетные ценности, которые не противостоят ценностям социальным, а дополняют их.
Развитие общества сопровождается созданием сложной, организованной системы институтов - социальных и политических организаций с особо важными функциями и четкой организованной структурой. Институты осуществляют общественно значимую деятельность, без которой нормальное функционирование общества невозможно.
Таким образом, мы охарактеризовали процессы передачи ценностей в российском обществе. Конечно, по причине небольшого объема статьи мы не смогли описать все механизмы передачи ценностей в обществе. Например, подчеркивая, христианский характер российского менталитета, мы не учитывали влияние языческих и других религиозных конфессий. Но, в общем, мы показали характер передачи ценностей в процессе перехода к ценностям модернизированного общества. Мы выявили, что передача ценности может происходить через институты образования, массовые коммуникации, социокультурные архетипы, менталитет, через личностные основания, религиозные конфессии, профессиональные группы. И для перехода к новому обществу важно учесть влияние всех факторов, проанализировать их и на основе формировать общество нового типа с развитой информационной и социокультурной системой отношений.
Ссылки:
1. Религия в ценностных измерениях // Материалы научной конференции. Философия и религия на рубеже тысячелетий. Уфа, 26-28 сентября, 1999 г. Уфа, 2000.
2. Человек и общество. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996.
3. Там же.
4. Там же.
5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.
6. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге
XXI века. М., 1989.
References (transliterated):
1. Religiya v tsennostnykh izmereniyakh // Materialy nauchnoy konferentsii. Filosofiya i religiya na rubezhe tysyacheletiy. Ufa, 26-28 sentyabrya, 1999 g. Ufa, 2000.
2. Chelovek i obshchestvo. Kul'turologiya. Rostov-na-Donu, 1996.
3. Ibid.
4. Ibid.
5. Erasov B.S. Sotsial'naya kul'turologiya. M., 1996.
6. Zhdanov N.V., Ignatenko A.A. Islam na poroge XXI veka. M., 1989.