Научная статья на тему 'Педагогическая культура традиционного социума'

Педагогическая культура традиционного социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА / СВОБОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ / TRADITIONAL PUBLIC EDUCATIONAL CULTURE / ADAPTIVE SYSTEM OF SOCIAL REPRODUCTION / FREE CREATIVE PERSONALITY / TECHNIQUES AND METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Галина Семеновна

Педагогическая культура рассматривается в качестве адаптивной системы воспроизводства свободной творческой личности. Анализируются технологические элементы этой системы. На примере народной педагогической культуры саха, на основе функционального подхода дается краткий обзор средств совместной жизнедеятельности людей в традиционном культурном сообществе. В статье приводится авторская систематизация методов информального социокультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CULTURE OF THE TRADITIONAL SOCIETY

The article discusses educational culture as an adaptive system reproducing free creative personality, in particular, the processing elements of the system. Basing upon the case study of the public educational Sakha culture the author briefly reviews resources of the cooperative activity in the community with traditional culture. The article presents the author’s own systematization of the informal sociocultural educational methods.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура традиционного социума»

УДК 37.01 : 39 + 008 : 316.722 Попова Галина Семеновна

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры культурологии

Института языков и культуры

народов Северо-Востока РФ

Северо-Восточного федерального университета

им. М.К. Аммосова

dom-hors@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННОГО СОЦИУМА

Popova Galina Semenovna

PhD in Education Science, Professor of the Cultural Study Department, Institute of Languages and Culture of the North-Eastern Nations of the Russian Federation, North-Eastern Federal University dom-hors@mail.ru

EDUCATIONAL CULTURE OF THE TRADITIONAL SOCIETY

Аннотация:

Педагогическая культура рассматривается в качестве адаптивной системы воспроизводства свободной творческой личности. Анализируются технологические элементы этой системы. На примере народной педагогической культуры саха, на основе функционального подхода дается краткий обзор средств совместной жизнедеятельности людей в традиционном культурном сообществе. В статье приводится авторская систематизация методов информального социокультурного образования.

Ключевые слова:

традиционная народно-педагогическая культура, адаптивная система социального воспроизводства, свободная творческая личность, технология и методы образования.

Summary:

The article discusses educational culture as an adaptive system reproducing free creative personality, in particular, the processing elements of the system. Basing upon the case study of the public educational Sakha culture the author briefly reviews resources of the cooperative activity in the community with traditional culture. The article presents the author’s own systematization of the informal sociocultural educational methods.

Keywords:

traditional public educational culture, adaptive system of social reproduction, free creative personality, techniques and methods of education.

Актуальность исследования продиктована обновлением отечественной системы образования, когда пересматриваются ее старые основания и системообразующие составляющие, а также идет интенсивный поиск новых подходов к теории и практике организации культурнообразовательного процесса в общественном развитии. Каждый народ, каждая этническая общность вырабатывает веками систему воспроизводства и воспитания новых поколений. Эту систему культуры принято называть народной педагогикой. На примере народной педагогической культуры якутов (саха) рассмотрим целеполагающую составляющую, функциональную сферу и технологические элементы педагогической культуры традиционного социума.

Статья основана на материалах, собранных в процессе научно-практической деятельности автора и инновационной опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах - Тыллыминской Мегино-Кангаласского, Маганинской Горного, Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улусов Республики Саха (Якутия) и Школы-филиала Якутской городской национальной гимназии «Айыы кы'ата», а также социокультурной инновационной деятельности Жанхадинского наслега Мегино-Кангаласского улуса. Проведен анализ научной литературы по проблеме исследования. Основатель науки этнопедагогика Г.Н. Волков на опыте близкого знакомства с такими знаковыми личностями культуры саха, как К.С. Чиряев, Е.П. Жирков, Д.А. Данилов и др. и специального научного изучения традиционной якутской культуры указывает на уникальность и целостность педагогического наследия народа саха [1, с. 17-19].

На современном этапе развития культуры, а конкретно традиционной культурной составляющей, характерно то, что на стадии ее ассимиляции и аккультурации на рубеже двух последних веков наступила новая волна социокультурного прогресса. Произошло пробуждение самосознания наций, которое в свою очередь востребовало народное знание, народную мудрость и потребность в самоидентификации в культурном пространстве. И, подчиняясь закономерности письменной, книжной культуры, вся традиционная культура, в том числе и народная педагогика, стала передаваться не от старшего поколения к новому (по постфигуративному типу), а, наоборот, от младшего, нового поколения к старшему путем изучения традиций из письменных источников и их адаптирования к современным социокультурным условиям. Дети стали обучать родителей традициям народа, культурно просвещать и информировать их. В науке подобный тип отношений в передаче культурного опыта между поколениями называется префигуратив-

- 15B -

ным, в котором не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей [2]. Автор этой типологии утверждает: «Дети стоят сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как это мы пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью конфигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов» [3, с. 360-361]. Таким образом, современная социокультурная ситуация в стране сложна и противоречива: с одной стороны, культура современного социума постфигуративна, с другой стороны - префигуративна. Отсюда становится очевидной решающая роль современной системы образования как транслятора традиционной культуры, как социально-воспроизводственного механизма, средств и методов специального обучения и воспитания личности нового времени.

Понимание этой ситуации привело к тому, что в республике последние два десятка лет внедряется в жизнь Концепция обновления и развития национальной школы [4], в которой главной опорой выступает народная педагогика, а принципиальными теоретическими обоснованиями служат положения этнопедагогики и этнопсихологии. В то историческое время 90-х гг. прошлого века в отечественной науке еще не было достойного места культурологии, и поэтому в качестве научного обоснования в названной здесь Концепции не были указаны положения науки культурология. Этнопедагогика, этнопсихология и культурология (соответственно этнокультурология) - вот три научных опоры, на которых может прочно держаться Концепция обновления и развития национальной школы. В современных поликультурных условиях целесообразно создавать лингвокультурологическую общеобразовательную школу, программа которой нацелена на воспитание и обучение свободной творческой этнической личности - производителя и носителя этнической культуры, ибо культуры без национальной самоидентификации личности нет и не может быть. Родной язык является одним из главных средств этнокультурной идентификации личности, и язык, и культура находятся в неразрывной связи, а языковое сознание является значимым фактором формирования ментальности личности. Одновременно родной язык является проводником в мир иных культур и базой для полноценного восприятия информации при культурном диалоге. В лингвокультурологической школе организовывается культурно-образовательная, культуротворческая, социокультурная деятельность с учетом взаимозависимости языка и мышления, обусловленности мышления конкретным языком, заключающим в себе национальную самобытную классификационную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка и формирует их картину мира. Обучающийся в школе получает все компетенции, необходимые для успешной социализации в полиэтническом мире современной культуры. Опыт такой школы формируется в школе «Айыы кыИата» [5, с. 195-204].

В качестве инноваций в данном случае выступает локальное восстановление народнопедагогической системы традиционной культуры в новых социокультурных условиях при естественном проявлении адаптивной функции педагогической культуры народа. Это проявление мы и ставим целью показать в данной работе.

На основе фундаментальных разработок, проведенных А.Я. Флиером [6, с. 206-211], рассмотрим адаптивность традиционной народно-педагогической культурной системы к постоянно меняющимся, то есть современным, условиям и сделаем это на примере функционального анализа традиционной культуры саха.

Во-первых, традиционная культура обладает высокоэффективным механизмом демографического и социального воспроизводства нации. Средствами этого механизма являются выработанные народом нормы целомудренных сексуальных (половых) отношений, прочнейших брачно-семейных и родственных обязательств (у якутов эти нормы содержатся в народнопедагогическом учении Айыысыт ёрэгэ), безошибочных народных стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, норм крепчайшего и мирного соседского общежития. Заметим, что примерами такого общежития у якутов выступают институты семьи=ыал, поселения=тёлбэ, а также соседства двух-трех семей под одной крышей=дьукаах (последнее в несколько измененном виде сохраняется и в современных условиях, в особенности в летнее время). К указанному механизму также относится система форм и средств целенаправленной межпоколенной передачи социального опыта (воспитание, просвещение, образование, обряды, ритуалы и пр.). Нормы и стандарты социализации и инкультурации личности и ее культурной адекватности обществу проживания также основаны на традиционных культурных константах, так как человека без конкретной культуры в иных обществах, как правило, не воспринимают. Издревле людям присуща маркировка и идентификация по роду и племени, и стремление космополитов к надродности и наднациональности не может уничтожить этой естественной потребности. В народной педагогике выработаны нормы и стандарты стимулирования заинтересованности личности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в том числе в творческой активности и инновационной деятельности, в превращении инди-

вида из «продукта и потребителя» культуры в ее «производителя». На языке саха есть выражение «Айыы кийитэ», которое и буквально, и семантически коннотирует не что иное, как творческая, творящая личность. Применительно к культуре это выражение означает еще и культуротворящая личность. То есть целью народной педагогики саха так же, как и современной системы образования Российской Федерации, является свободная творческая личность [7, 8]. Это самый важный принципиальный момент в народной педагогике любого этноса, в том числе и саха. Свобода как условие реализации творческого предназначения человека заложена в понятии творчества - айыы.

Культура адаптации к природным и историческим условиям обитания реализуется посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), что в особенности консервативно в силу экстремальности природных условий именно на севере и до сих пор сохранено в целости в народной культуре. Механизмом же реализации традиционной адаптивной культуры выступает соблюдение годичного цикла традиций по лунно-солнечному хозяйственно-бытовому народному календарю. В названных выше школах и наслегах успешно воспроизводится именно этот природосообразный цикл традиционной культуры саха. Адаптивность традиционной культуры обеспечивается ее цикличностью, поэтому главным механизмом восстановления системы традиционной педагогической культуры выступает гармония циклов в культуре с циклами в природе - соблюдение принципа природо- и культуросообразности.

К адаптивной культуре нужно отнести и обеспечение коллективной и личной безопасности (оборона и самооборона), а также обеспечение безопасности и сохранности имущества, прав и интересов людей (традиционная правовая и правоохранительная система). В этом плане наблюдается возрождение традиционной системы самообороны в смысле выживания и материального и духовного процветания в суровых климатических условиях севера, но поскольку своей техники самообороны человека от человека исторически не выработано (за ненадобностью на Севере), вслед за всем миром молодежь севера кинулась обучаться восточным видам единоборства и самообороны. Между тем эта система есть эффективнейший механизм культурной экспансии Востока, что не принимается в должное внимание ни народной массой, ни творческой и научной элитой северных наций.

Культура развития искусственной материально-пространственной среды обитания человека и обеспечения человека социальными благами, как правило, выражена в формировании принципов и стандартов построения территориальной инфраструктуры зон проживания людей - населенных пунктов (у якутов нэ'илиэк) - и их внутренней структуры, транспортных связей, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр. в Республике Саха (Якутия), как известно, устремлены экономические интересы не только всей России, но и мировых сообществ. С приходом железной дороги на север обострится проблема выживания коренных наций и народностей, и здесь вопрос положительно решится именно последовательным и целенаправленным приложением традиционной культуры к практике реальной жизни, в частности культуры выживания нации в условиях Вызова среды, в данном случае глобализации. Эта культура формируется в наши дни на основе традиционной культуры, обладающей выработанным веками адаптационным механизмом. Положительные примеры мирового опыта должны стать объектом пристального внимания отечественных человековедческих и обществоведческих наук. В качестве примера нового подхода к теоретическому и практическому решению проблем региона можно назвать введение в практику вузов нового для отечественной системы образования курса Циркумполярного регионоведения из программы виртуального Университета Арктики.

К средствам совместной жизнедеятельности людей относятся и детерминированная проблемами распределения материальных и духовных благ культура собственности, культура власти и социальной престижности. Эта культура связана с развитием приемлемых для общества технологий и форм властно-собственнических притязаний и отношений, способов обретения богатства, с формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки - титулатура, регалии, престижные образцы и бренды одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и прочее - и отношение человека к ним. Именно отношения в конечном счете формируют культуру, так как «структурой культуры являются глубинные отношения между элементами культурной системы, сохраняющие устойчивость при изменениях системы и задающих ее специфику» [9, с. 321-322]. В народной педагогике выработана мудрая система отношения человека и к богатству, и к власти, и культура этих отношений исторически не зависит от типа общественного строя. Есть в мире человеческой культуры и абсолютное добро, и абсолютное зло, не подвластное ни времени, ни самому человеку. В культуре саха особо выделяется триада отношений: отношение к природе, отноше-

ние к людям, отношение к себе. Жизненные наблюдения показывают, что в особенности пострадало отношение человека к природе, что в немалой степени является причиной возникновения глобальных экологических проблем. А нарушения во взаимоотношениях человека и природы вызваны отходом человека от традиционной религиозной системы в силу проявления человеческого. Эго в ущерб его духовности. Этот отход позволил современному человеку разработку технологий, во всем разрушающих природный баланс. Человек стал нарушать вековые нормативные устои традиционной религиозной природоохранной, экологической и экософиче-ской нормативной культуры.

У всех народов существует особая культура заботы - социального патронажа. Проявляющаяся в традициях оказания добровольной поддержки нуждающимся людям, благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, равенства, заботы коллектива над личностью и т.п., эта культура бытует в народе вечно. Современные саха в основе своей продолжают придерживаться заповеди «Айыы киИитэ аИыныгас, кюн киИитэ кёмюскэс», гласящей о гуманизме человека-айыы.

В современном обществе стали равноценны для познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта как рациональные, так и иррациональные, равно образно-эмоциональные подходы в их целостности, первобытном синкретизме. Поэтому то и возрождается эпос - олонхо, как синтез, целостность этих видов знания и мировоззрения. Олонхо и природосообразно, и культуросообразно, потому что оно целостно, основано на природно-логическом, целостном мышлении (толору толкуй).

Следующий огромный пласт культуры, проникающий во все ее слои, есть культура коммуникации и обмена информацией и социальным опытом между людьми. Эта культура реализуется, как известно, в виде процессов символизации объектов и явлений в форме обозначающих понятия слов, знаков, символов, процесса сложения языков обмена информацией - естественных вербальных и невербальных языков, символических церемониальных действий, искусственных языков и т.п. Ведущая роль родного языка нации, роль архетипов культуры, ее символов в процессе культуротворчества заново осмысливается современной наукой. Парадигмальна стала мысль о том, что для выживания нации, для выживания общечеловеческой культуры необходимо возрождение языка этноса.

И, наконец, существует традиционная культура физической и психической реабилитации и релаксации человека, которая легла в основу современных норм и форм охраны здоровья и личной гигиены, традиций кулинарии, социальных норм отдыха и досуга, традиций физической культуры и спорта, туризма, традиций общенациональных и народных праздников, игры и развлечений. Спорт как феномен современной культуры требует внимания и развития только в комплексе с физической культурой и в связи с этим встает задача не превращать его в жесткий бизнес -средство материального обогащения одних за счет духовного обнищания спортсменов, средство распространения массовой культуры. Народные игры есть высочайшее достижение педагогики народа, но они постепенно вытесняются массовыми зрелищами и развлечениями, грандиозными шоу, что является серьезной проблемой современных семей и семейной педагогики. Г.Н. Волков оценивает игровую культуру народа саха как целую и целостную игровую цивилизацию, что показывает ее будущность [10]. Игровая культура народа, педагогика народных игр есть архиважная часть педагогического искусства, потому что игра как никакая другая форма культуры обеспечивает а) раскрытие дарований, б) развитие способностей, в) образование умений личности ребенка. Игра целостно воздействует на все три сути ребенка - на его Юс Кут - одновременно и благостно животворяще. В игре заложено творческое начало, которое требуется постоянно раскрывать и открывать каждому новому поколению заново как чудо творения.

Этот краткий обзор средств совместной жизнедеятельности людей в сообществе (жизни нации) доказывает, что народно-педагогическая система воспитания и обучения подрастающих поколений адаптирована не только к природным условиям, но и к современным цивилизационным процессам. Цивилизация на основе традиционной культуры обеспечит достижение цели образования и культуры, а именно воспитания свободной творческой этнической личности, свободно выходящей на культурный диалог в мировом масштабе, тем обогащающей культуру человечества.

Теперь рассмотрим технологию достижения цели образования, которая также основана на выработанной веками технологии народной педагогической образовательной культуры. Технология (любая) состоит из следующих четырех основных системообразующих блоков: 1) методология и методика деятельности; 2) технологические средства достижения цели - инструментарий деятельности; 3) идеал конечного результата деятельности; 4) критерии дости-

жения идеала. Также технологию определяют такие составляющие, как идея технологии, механизм реализации идеи и последовательность операций, приводящих к конечному результату.

Мы в данной статье в целом коснулись всех указанных блоков технологии культурнообразовательной системы социума. Так, средствами достижения цели образования в основном выступают народно-педагогические традиции и их воспроизводственные механизмы, идеалом конечного результата является свободная творческая личность-айыы киИитэ, а основными критериями достижения данного идеала являются критерии человечности и целостности личности. Соблюдение годичного цикла народно-педагогических традиций выступает и идеей, и механизмом, и естественной природосообразной логической последовательностью культурнообразовательного процесса.

Из первого блока образовательной технологии подробно рассмотрим только методы. Заметим, что введением единичных методов качественно новых результатов не достичь. Любая методика в основном состоит из комплексного сочетания методов, в случае методики образования -сочетания методов обучения и воспитания, и овладения ими. Исследуя народно-педагогические методы воздействия на становление личности, мы установили существование системы из пяти внутренне взаимосвязанных классов методов, обусловленных антропологическими факторами [11]. Они же составляют методы образования, то есть обучения и воспитания.

Первый класс методов. Методы мышления, включающие менталитет как природосообразный способ и стиль мышления, также частные методы. Сюда, видимо, нужно отнести и логику как способ мышления, также и метод научного познания. Мы обращаем внимание исследователей методики образования на существование особого рода логики - этнологики. В синтезе все сказанное образует природно-логическое целостное мышление - в переводе на якутский «толору толкуй, сахалыы санаа».

Второй класс методов. Методы раскрытия дарований=айдарыы личности, которые в свою очередь состоят из трех основных групп методов: 1) метод ключевых слов (снова подчеркнем, что на родном языке), 2) метод игры и 3) мастер-класс (у'уйаан). Психология считает, что дарования есть свойства нервной системы человека (Выготский). Здесь именно спрятан ключ личностно-ориентированной технологии образования, так как у каждого человека свои, особые от природы и от рода, индивидуальные дарования=айдарыы.

Третий класс методов. Методы развития способностей=дьо±ур личности. Известно, что способности есть свойство психической системы человека, и имеют особенность развиваться неограниченно. В связи с этим говорится о том, что нет ничего, чего не сможет человек. Здесь также обнаруживаются три основных линии методов развития способностей:

1. Методы длительного воздействия (словесный метод, личный пример обучающего, деятельностный подход).

2. Методы кратковременного воздействия (парные методы противоположно направленного воздействия, такие как «контроль - свобода» действий и т.п. - метод бинарных оппозиций).

3. Особые «этнометоды» очищения=ыраастаныы, оберега=харыс, передачи талан-та=туттарыы, бэлэскэ силлээИин (силлэтии) и др.

Четвертый класс методов. Методы образования умений=сатабыл. Умения есть свойство телесной сути человека. Умения именно образовываются - постепенно, начиная от первого успеха, первых навыков в результате многократных практических действий, продуктивных занятий, творческой деятельности. Умения есть не исчезающий со временем, реальный багаж личности, конечный практический результат обучения.

Пятый класс методов. Методы наблюдения за становлением личности растущего человека, за созданием образа «Я», за профессиональным ростом личности. А в данном случае методы мониторинга качества профессиональной подготовки будущего специалиста, способного творчески себя реализовать, найти свое место в реальной жизни - успешно пройти социализацию и индивидуализацию, адекватно идентифицироваться в современном культурном пространстве - ого киИи-хара буоларын кэтээн кёрёр билгэ ньымалар.

Все названные методы до совершенства разработаны народно-педагогической культурной системой и составляют основную часть образовательной технологии. Что символично и является косвенным доказательством целостности указанной технологии, эти «пять классов методов образуют семиотический код культуры саха - биэс харахтаах алгыс бэлиэ» [12, с. 72]. Все указанные методы личностно-ориентированы. Значит, именно знание арсенала методов, умение и навыки их комплексного и целенаправленного специального применения обучающими и обучаемыми, то есть объектами и субъектами культурно-образовательного процесса, определяют образовательные технологии и качество профессионального образования.

В заключение статьи констатируем факт наличия у любого народа практической педагогической культурной системы, адаптированной к изменяющимся социокультурным условиям и

среде, обладающей целостной гуманитарной образовательной технологией - народнопедагогической (традиционной) адаптивной системы воспроизводства свободной творческой личности, и актуальной задачей современного социума является творческое применение этой системы в культурной жизни общества.

Ссылки:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания / Материалы науч. практ. конф. 20-21.06.1990. с. Оросу РС (Я). Якутск, 1992.

2. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

3. Там же.

4. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. Якутск, 1993.

5. Попова Г.С. Создание общеобразовательной лингвокультурологической школы свободного творческого роста

«К32^л айыы кы'ата» // Матер. респ. н.п.к. «Проблемы родного языка в условиях глобализации и интеграции совре-

менного общества» 27 февр. 2006 г., Якутск, 2007.

6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2005.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Якутск, 2006.

9. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2008.

10. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избр. этнопедагогические сочинения: в 2 т. М., 2002.

11. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. Якутск, 1998.

12. Попова Г.С. Ки'итийии сэ'энэ=Философия личностного становления. Якутск, 2006.

References (transliterated):

1. Volkov G.N. Etnopedagogicheskoe osmyslenie protsessa sovremennogo vospitaniya / Materialy nauch. prakt. konf. 20-21.06.1990. s. Orosu RS (Ya). Yakutsk, 1992.

2. Mid M. Kul'tura i mir detstva. M., 1988.

3. Ibid.

4. Zhirkov E.P. Metodologiya i tekhnologiya obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya v natsional'noy shkole. Yakutsk, 1993.

5. Popova G.S. Sozdanie obshcheobrazovatel'noy lingvokul'turologicheskoy shkoly svobodnogo tvorcheskogo rosta «K32|jl aiy ky'ata» // Mater. resp. n.p.k. «Problemy rodnogo yazyka v usloviyakh globalizatsii i integratsii sovremennogo ob-shchestva» 27 fevr. 2006 g., Yakutsk, 2007.

6. Flier A.Y. Kul'turologiya dlya kul'turologov. M., 2002.

7. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. M., 2005.

8. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda. Yakutsk, 2006.

9. Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya. M., 2008.

10. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Izbr. etnopedagogicheskie sochineniya: in 2 vols. M., 2002.

11. Popova G.S. Vospitanie detey u naroda sakha. Yakutsk, 1998.

12. Popova G.S. Ki'itiyii se'ene=Filosofiya lichnostnogo stanovleniya. Yakutsk, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.