Научная статья на тему 'Способы проектирования и применения конструктивистского подхода в преподавании философии'

Способы проектирования и применения конструктивистского подхода в преподавании философии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВИЗМ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Вероника Олеговна, Борисов Сергей Валентинович

Формирование личности, способной к самообучению, возможно только с помощью активных форм обучения, различного рода тренингов, что выражается нами в понятии «конструктивистский подход» в образовании. Тренинги формируют умение учиться, определенный тип поведения и мышления «на результат» в его практическом приложении к будущему. Нами показаны способы проектирования и применения технологии тренингов в преподавании философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Вероника Олеговна, Борисов Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the active personality capable to self-training is possible only by means of active forms of education, different trainings which underlie a «constructivist approach» in education. Trainings form ability to study, certain type of behavior and thinking «on result» in its practical appendix to the future. By us ways of designing and application of technology of trainings in philosophy teaching are shown.

Текст научной работы на тему «Способы проектирования и применения конструктивистского подхода в преподавании философии»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 Философия. Психология. Социология Выпуск 4 (12)

УДК 101.3

СПОСОБЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ*

В.О. Богданова, С.В. Борисов

Формирование личности, способной к самообучению, возможно только с помощью активных форм обучения, различного рода тренингов, что выражается нами в понятии «конструктивистский подход» в образовании. Тренинги формируют умение учиться, определенный тип поведения и мышления «на результат» в его практическом приложении к будущему. Нами показаны способы проектирования и применения технологии тренингов в преподавании философии.

Ключевые слова: конструктивизм; преподавание философии.

Система образования современного общества и мы, ее представители, во многом являемся «заложниками» индустриальной эпохи. Все выстроено по жестко иерархической вертикальной схеме управления и подчинения. Поэтому между «знанием о профессии» и «самой профессией» находится посредник — преподаватель. Считается, что преподаватель обладает этим «знанием о профессии» и вправе проповедовать его. Оно же в готовом виде должно быть усвоено «массой» студентов. Однако насколько эффективна эта «фабрика специалистов» в современных условиях? Зачем воспроизводить прошлые знания, прошлый опыт и посредством этого постоянно реанимировать «человека прошлого»? Будет ли он готов воспользоваться этими знаниями в новых, заранее не регламентированных условиях? Увеличением числа новых дисциплин, продуцирующих «вал» новых знаний, проблемы современного образования решены не будут. Однако если человек будет готов их осваивать в ходе последующей профессиональной деятельности, то он «здесь и сейчас» имеет шанс получить образование будущего, а не образование вчерашнего дня. Ос-

воение новых специальностей по ходу «жизни в профессии» не вызывает трудностей, сейчас для этого есть все необходимые условия, было бы желание учиться и, самое главное, умение учиться.

Необходимо готовиться к будущему, но это будущее неопределимо. Следовательно, нужно готовиться к динамичным изменениям как «внутреннего» плана (типа личности), так и «внешнего» плана (жизненных обстоятельств), которые произойдут в будущем. Речь идет о механизмах самоорганизации, саморегуляции, самообразования, посредством которых индивид будет подготовлен к любым изменяющимся условиям культурной среды. С точки зрения конструктивистского подхода образование — это во многом процесс адаптации, оно выражается в нахождении эффективных решений жизненно важных задач. Таким образом, главной отличительной чертой конструктивистского подхода в образовании является то, что субъект — это источник активности, а познавательный процесс — это процесс конструирования реальности «для-субъекта», синтез его мысли и деятельности, уникальный жизненный опыт.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках проекта № 2011-1.3.2-303-013-018 «Конструктивистские модели философствования: гносеологический анализ» по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Богданова Вероника Олеговна — аспирант кафедры философии; Челябинский государственный педагогический университет, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69; verovictory@mail.ru.

Борисов Сергей Валентинович — доктор философских наук, профессор кафедры философии; Челябинский государственный педагогический университет; 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69; borisovsv69@mail.ru.

Познавательная активность субъекта способствует его открытости миру, практикоориентированной направленности его знаний и опыта.

Знания, полученные в готовом виде, не образовывают, поскольку их нужно еще интегрировать с жизненным опытом субъекта. Эта интеграция возможна только посредством активных форм обучения, различного рода тренингов. Эти тренинги, в известной мере, дают новую жизнь древнегреческим диалогам (сократовским беседам), ставившим своей целью подведение их участников к состоянию готовности изменить свою позицию в зависимости от раскрывающихся в ходе диалога ракурсов исследуемой проблемы. Сократовские диалоги дают возможность привести обучающегося через серию вопросов к собственному знанию.

Если раньше приобщение студента к философской культуре осуществлялось в строго очерченных рамках материалистического монизма, что значительно упрощало и облегчало освоение данного пространства, то современная философская культура плюралистична по духу, и ей, возможно, не хватает четкой и строгой философской методологии, что ставит современного студента в весьма затруднительную ситуацию. В связи с этим нами определяются следующие главные методологические установки курса философии:

• философскую культуру личности неверно определять исходя лишь из внешних признаков философской образованности, информированности в данной предметной области; предпосылкой философской культуры личности является потребность в философствовании;

• мобилизовать философскую культуру личности может проблемное обучение, обучение, ориентированное на диалог, когда студент в полной мере сможет проявить критические, рефлексивные и коммуникативные навыки;

• мобилизацию философской культуры личности позволяет в полной мере осуществить работа по анализу личного жизненного опыта; механизм «доказательного оправдания» тех или иных философских понятий осуществляется путем воспроизведения наиболее типичной, контекстной доказательству жизненной ситуации;

• проникновение в философскую проблематику начинается с «удивления»; приглашением к философскому диалогу является изучение классических философских текстов;

• общая структура используемого нами проблемного метода такова: от поиска проблемы — к четкой ее формулировке; от определения границ опыта и познания — к анализу собственных критических, рефлексивных и коммуникативных возможностей.

С учетом этих установок нами разработан цикл учебно-методических комплексов по курсу «Философия», содержащих учебные материалы для аудиторной и самостоятельной работы для десяти направлений подготовки бакалавров. Курс разделен на шесть разделов, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области философии. Проиллюстрируем содержательные и организационные особенности построения нашего учебного курса на примере направления подготовки 050100 — педагогическое образование, все профили, степень — бакалавр.

Каждый раздел содержит следующие тренинги: работа по усвоению терминологического минимума и персоналий (1-й уровень — знание); упражнения и задания для самопроверки теоретического материала (2-й уровень — знание + понимание); семинарские занятия (3-й уровень — знание + понимание + применение); философский форум (4-й уровень — знание + понимание + применение + анализ); философские эссе (5-й уровень — знание + понимание + применение + анализ + синтез); контрольная работа (6-й уровень — знание + понимание + применение + анализ + синтез + оценивание).

Конструктивистский подход к обучению философии предполагает новую роль преподавателя. Являясь организатором образовательного процесса, он управляет не мыслями и деятельностью учащихся, а создает благоприятную среду для активизации этой мыследеятельно-сти. Он создает благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого учащегося, помогая личности «встать на ноги» и обрести собственный опыт мысли и деятельности, не передавая при этом знания, модели, алгоритмы и способы решения проблем в готовом виде и не направляя этот про-

цесс по «единственно верному», т.е. привычному для него пути, а помогая учащемуся двигаться своим путем, помогая ему почувствовать уверенность в себе, поверить в свою успешность, быть свободным в своих поступках и ответственным за свои решения. В результате познающий субъект конструирует мир собственного опыта. Поэтому, следуя логике конструктивизма, аудиторные занятия нашего курса, хотя и сохранили традиционные названия «лекции» и «семинары», тем не менее существенно отличаются от традиционных по форме прове-

дения. Они представляют собой организованную преподавателем групповую или индивидуальную как диалоговую, так и самостоятельную работу студентов. На «лекции» эта работа содержательно определяется пояснениями преподавателя (преподавательский «монолог» занимает не более 30% от времени занятия), презентацией или текстом учебного пособия, а на «семинаре» — текстом того или иного философского произведения, предусмотренного по плану изучения.

Таблица 1. Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

Компетенции выпускника Цели (результаты освоения) дисциплины Разделы (модули) дисциплины

1 2 3 4 5 6

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) Знать:

основные философские категории и проблемы:

бытия +

познания +

человека +

ценностей +

общества +

основные понятия и категории философии в их взаимосвязи с реальными культурно-историческими процессами развития общества + + + + + +

роль философии в жизни человека и общества +

структуру философского знания +

основы картин мира:

философской + + + + + +

научной + +

религиозной + +

Способен анализировать мировоззренческие, социально и лично значимые философские проблемы (ОК-2) Уметь:

самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социальноисторического развития + +

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы + + +

осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности + + + + + +

Способен логически верно использовать устную и письменную речь (ОК-6) использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной деятельности + + + + + +

Владеть:

основными процедурами мышления + + + + + +

философскими методами познания мира + + + + + +

навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля + + + + + +

Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16) различными способами вербальной и невербальной коммуникации + + + + + +

Обучение начинается с материала первого раздела и далее по порядку.

Подготовка к изучению курса философии включает в себя ознакомление студентов с методикой преподавания, программой, планом работы на «лекциях» и «семинарах» и выбор основного учебного пособия. В качестве такого пособия используется учебное пособие С.В. Борисова [1]. Уникальность этого учебного пособия в том, что оно, во-первых, действительно учит философствованию; выполненное в форме полилога, оно позволяет изучать философию «изнутри» (коммуникативно), а не «извне» (информативно), что способствует лучшему пониманию предмета философии, приобре-

тению навыков философствования и, как следствие этого, более глубокому проникновению в суть философской проблематики; во-вторых, содержит необходимый справочный материал, располагающийся по ходу текста в виде маргиналий, а также схемы и рисунки; в-третьих, оно прошло независимую экспертизу и признано победителем Конкурса учебных пособий по философии 2009 г., организованного Институтом философии РАН; в-четвертых, имеет гриф «Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине “Философия” для всех специальностей и направлений подготовки».

Таблица 2. Тематическое планирование дисциплины (на примере 1-го раздела)

Наименования раздела, тем курса и тем самостоятельной работы Формы организации учебного процесса (в часах)

Всего Лекции Семинары Самостоятельная работа

Инвари- антная часть Вариа- тивная часть

1 2 3 4 5 6

1. Введение в предмет философии

1.1. Специфика философского мировоззрения 1 1

1.2. Предпосылки и основания философской рефлексии 1 1

1.3. Структура философского знания 1 1

1.4. Основной вопрос философии и его аспекты 1 1

1.5. Терминологический минимум и персоналии 1

1.6. Ясперс К. «Введение в философию» 4

1.7. Философский форум 1

1.8. Философское эссе 1

1.9. Контрольный тест 1

Всего по 1-му разделу 16 4 4 8

Для эффективной работы на «лекции» студенту необходимо следующее: умение слушать рефлексивно, задавать вопросы, организовывать свою самостоятельную работу в соответствии с планом занятий и индивидуальным планом освоения курса. Изучая теоретический материал раздела совместно с преподавателем и другими учащимися, студент должен самостоятельно проверять степень его усвоения, выполняя предложенные преподавателем упражнения для самопроверки. На этом этапе обучения студенту необходимо также выполнить задания на

знание терминологического минимума и персоналий, чтобы лучше подготовиться к контрольной работе.

Подготовка к «семинарам» включает в себя следующее: чтение философского произведения, предусмотренного по плану «семинара»; подготовку уточняющих вопросов, кратких выступлений в соответствии с планом «семинара». На «семинарах» предусматриваются выступления студентов с ответами на вопросы плана и их обсуждением.

В качестве самостоятельных вариативных форм работы для углубленного изучения предмета предполагается участие в дискуссионном философском форуме и написание философского эссе. Участие в философском форуме предполагает предоставление студентом кратких письменных ответов на поставленные про-

блемные вопросы. Философское эссе представляет собой краткое сочинение. Предметом размышления является то или иное высказывание философа. Студенту нужно написать эссе по одному-двум высказываниям из каждого раздела.

Таблица 3. Требования к экзамену

Критерии оценивания Результаты освоения дисциплины Итоговая оценка

неуд. удовл. хор. отл.

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) Знать:

основные философские категории и проблемы:

бытия +

познания +

человека +

ценностей +

общества +

основные понятия и категории философии в их взаимосвязи с реальными культурноисторическими процессами развития общества + +

роль философии в жизни человека и общества + + +

структуру философского знания + +

основы картин мира:

философской + +

научной + +

религиозной + +

Способен анализировать мировоззренческие, социально и лично значимые философские проблемы (ОК-2) Уметь:

самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социальноисторического развития + + +

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы + + +

осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности + + +

Способен логически верно использовать устную и письменную речь (ОК-6) использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной деятельности + + +

Владеть:

основными процедурами мышления + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

философскими методами познания мира + +

навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля + + +

Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16) различными способами вербальной и невербальной коммуникации + + +

Последним этапом инвариантной части самостоятельной работы с разделом является контрольная работа. Если количество правильных ответов более 60%, можно считать материал усвоенным и студент может перейти к изуче-

нию следующего раздела. Если же правильных ответов менее 60%, изучение данного раздела необходимо повторить.

Процедура зачета или экзамена представляет собой индивидуальное собеседование пре-

подавателя и студента по поводу суммарного рейтинга его работы и в соответствии с самооценкой этой работы самим студентом.

Поскольку современность не может гарантировать учащимся в их будущем стабильной основы их профессиональной деятельности, современное образование не может более плодить иллюзии и формировать пустые и опасные амбиции, однако может ориентировать на изменчивость жизненного процесса и, соответственно, на умение необходимым образом на это реагировать. Цель образования, как и прежде, — подготовить к будущей профессиональной деятельности. Но задачи и средства, предлагаемые к этому, существенно изменились. Прежде стандартной была ситуация, когда человек получал во время учебы профессию и всю жизнь работал в ней. Современные объективные условия свидетельствуют о том, что получение той или иной специальности, как правило, не определяет характер дальнейшей деятельности человека. Сегодня следует исходить из того, что целью образования является не овладение конкретной специальностью, а подготовка человека к будущему активному участию в деятельности разнообразных социальных ин-

ститутов. Прежде овладение знанием было самоценным, безотносительно к их непосредственному, утилитарному применению. Теперь знание есть лишь инструмент для его применения, для достижения жизненного успеха. Оно ценно лишь при возможности его непосредственного использования и получения практического результата.

Конструктивистский подход в образовании тем и хорош, что дает не знание как таковое, а формирует определенный тип поведения и связанную с ним типологию мышления «на результат» в его практическом приложении к будущему. Он ориентирован на формирование хорошей привычки к позитивному восприятию действительности, к открытости всем способам деятельности в ней, т.е. на активную жизненную позицию без ориентации на мертвящую любую деятельность предопределенность целей и ограниченность методов и задач.

Список литературы

1. Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010.

MEANS OF DESIGNING AND USING OF CONSTRUCTIVE APPROACH IN

PHILOSOPHY TEACHING

Veronica O. Bogdanova, Sergey V. Borisov

Chelyabinsk State Pedagogical University; 69, Lenin av., Chelyabinsk, 454080, Russia

Formation of the active personality capable to self-training is possible only by means of active forms of education, different trainings which underlie a «constructivist approach» in education. Trainings form ability to study, certain type of behavior and thinking «on result» in its practical appendix to the future. By us ways of designing and application of technology of trainings in philosophy teaching are shown.

Key words: constructivism; philosophy teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.