БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 3, с. 17-20
Библиографоведение
УДК 025.5 + 002.56 + 374 ББК 73 + 71р + 77р
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО САМООБСЛУЖИВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ОПЫТ ПРОЕКТНОГО РАЗВИТИЯ
© Л. Н. Жуковская*, В. И. Жуковский**, 2011
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края 660017, г. Красноярск, ул. К. Маркса, 14
Гуманитарный институт Сибирского Федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82
Анализируется проектная деятельность Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края по созданию Тренинг-центра, организующего работу семинаров-тренингов для студентов вузов в партнерстве с Сибирским Федеральным университетом. Характеризуются особенности формирования навыков информационного самообслуживания будущих специалистов культуры и искусства в условиях внедрения стандартов третьего поколения для высшего профессионального образования. Делается вывод о необходимости целенаправленной и системной деятельности вузов и библиотек по организации оптимальных условий для самостоятельной научно-информационной работы студентов.
Ключевые слова: информационная культура, информационное самообслуживание, информационные ресурсы по культуре и искусству, высшее образование, библиотека.
The project activity of the State Universal Scientific Library of Krasnoyarsk Region on developing the Training-center is analyzed. The center is aimed to organize seminars-trainings for students of higher schools in cooperation with the Siberian Federal University.
Key words: information culture, information self-service, information resources on culture and arts, higher education, library.
Модернизация высшего образования Красноярского края имеет особую актуальность в сфере культуры и искусства, целью которой является достижение международных стандартов качества в подготовке высококвалифицированных кадров отрасли культуры. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения [6], определяя обязательные требования при реализации основных образовательных программ, предусматривает модернизацию учебного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников вузов конкретной системы компетенций. Овладение будущими специалистами этими компетенциями закладывает необходимые предпосылки для формирования у них профессиональной культуры, сочетания таких качеств, как компетентность, эффективность, ответственность, надежность и стабильность в профессиональной деятельности. Образование выступает как особый механизм передачи информации и, одновременно, стимулирует рост и дифференциацию информаци-
онных потребностей в целях формирования и развития творческого потенциала студентов. Стремительное развитие новых информационных технологий выступает мощным фактором роста значимости информационной культуры в образовании, как и в любой сфере деятельности в информационном обществе. Количество образовательных ресурсов растет, вместе с ними растут объем и уровень сложностей навыков поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, умения применять технические средства, используемые в информационном процессе.
Современная система образования предполагает увеличение доли самостоятельной работы студента, эффективность которой напрямую зависит от уровня его информационной культуры. Являясь основным компонентом системы образования, студент должен быть готов к новым требованиям, свободно ориентироваться в информационной среде, формировать навыки информационного самообслуживания. В настоящее время прослеживается недостаточная ориентация красноярских ву-
зов, готовящих кадры для отрасли культуры и искусства, на формирование умений научно-информационной деятельности студентов. Это сказывается на качестве подготовки будущих специалистов, которые часто становятся беспомощными перед быстро меняющимися и усложняющимися знаниями и условиями профессиональной деятельности, не знают состава информационных ресурсов, слабо представляют ценность специальных знаний в области информационного самообслуживания, что приводит к некомпетентности в области информационной деятельности.
Перед студентами стоит задача научиться правильно готовить и выполнять научно-исследовательские задания с большой долей самостоятельного труда, осваивать навыки работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формировать самостоятельный (критичный), а не репродуктивный тип мышления.
Стандарт третьего поколения требует внедрения новых технологий обучения, использования активных форм научно-исследовательской и творческой работы. В результате традиционный принцип информационной культуры «формировать профессиональные знания, умения и навыки» дополняется принципом «формировать профессиональную компетентность» [3].
В решении стратегических проблем социально-экономического развития Красноярского края особое место занимают образовательные учреждения культуры и искусства. Именно они выполняют важную культурообразующую функцию, обеспечивая свой и близлежащий регионы кадрами. Систему высшего образования в сфере искусства в Красноярске образуют вузы: Красноярская государственная академия музыки и театра (КГАМиТ), Красноярский государственный художественный институт (КГХИ), Сибирский федеральный университет (СФУ) (факультет искусствоведения и культурологии).
В КГАМиТ ведется обучение по специальностям: фортепиано, струнные, духовые, ударные, народные инструменты, сольное пение, хоровое дирижирование, музыковедение, композиция, актер драматического театра и кино, актер музыкального театра. КГХИ готовит специалистов по дизайну, искусству интерьера, декоративно-прикладному искусству, живописи, графике, скульптуре. В СФУ выпускают искусствоведов, культурологов, менеджеров социально-культурной сферы; читают лекции по теме «Информационная культура в научно-исследовательской работе», созданы учебно-методические комплексы.
Вместе с тем, перед учебными заведениями, входящими в систему художественного образования, имеется целый ряд проблем. В Красноярске пока не создана корпоративная система информа-
ционного обеспечения художественного образования. Фонд вузовских библиотек доступен только студентам своего учебного заведения. В библиотеках находится литература, изданная не ранее второй половины XX в., когда эти вузы были организованы. Электронные каталоги некоторых библиотек находятся в процессе создания, не все библиотеки имеют отраслевые электронные продукты научно-информационных центров. Электронные каталоги библиотек КГАМиТ и КГХИ не выставлены на сайте в Интернете. В СФУ создана электронная библиотека, где представлены электронные копии значительного количества научных и учебных изданий библиотеки, но отсутствуют электронные аналоги книг по теории и истории искусства. Не все библиотеки вузов оснащены техническим оборудованием для комфортной и плодотворной работы по поиску необходимой информации в целях учебной и научной работы.
Очевидно, что в этих условиях уровень информационной культуры студентов вузов напрямую зависит от того, насколько они способны самостоятельно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать необходимую информацию, используя весь арсенал информационных ресурсов, различные технические и программные средства.
Государственная универсальная научная библиотека (ГУНБ) Красноярского края сегодня является одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры края, единственным доступным источником информации для всех пользователей края, в том числе для студентов учебных заведений, в круг профессиональных и образовательных интересов которых входят вопросы культуры и искусства. Многоас-пектность проблем культуры и искусства в библиотеке всесторонне раскрывается с помощью фонда печатных изданий и современных информационных ресурсов на основе компьютерных технологий: редких изданий ХУ11-Х1Х вв., книг и журналов по искусству XX в., современных искусствоведческих изданий, электронного каталога, электронных ресурсов «Информкультуры», печатной библиографической и методической продукции. Центральная библиотека края ежегодно получает около 10 тыс. названий новых документов по культуре и искусству, среди них практически все издающиеся в России журналы по искусству.
ГУНБ Красноярского края предоставляет доступ к информационным ресурсам не только внутри библиотеки, но и за ее пределами посредством Интернета через собственный сайт (www.kraslib.ru), где также работает виртуальная справочная служба. Библиотека активно использует телекоммуникационный доступ к удаленным базам данных крупнейших российских и зарубежных библиотек,
Л. Н. Жуковская, В. И. Жуковский, 2011, № 3, с. 17-20
а также доступ к ресурсам научной библиотеки СФУ, которая предоставила свои электронные источники информации на сайте центральной библиотеки края.
Искусствоведческое направление занимает ведущее место в работе отдела литературы по искусству библиотеки. Имея банк данных об организациях и фондах по искусству, отдел стал центром работы по информационному обеспечению искусства: осуществляет информационное обслуживание учреждений культуры и искусства, выявляет и изучает информационные ресурсы по культуре и искусству, создает собственную информационную продукцию, оказывает информационные услуги по культуре и искусству для различных групп потребителей.
Значительное место в работе отдела занимает информационная поддержка образования в сфере искусства. Для студентов учебных заведений организуются многочисленные Дни информации, выставки литературы, которые помогли выявить необходимость систематического обеспечения информационных потребностей этой категории пользователей. Дисциплины художественно-эстетического и художественно-гуманитарного циклов, составляющие суть художественного образования, являются основой подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства, искусствоведов, художников-педагогов. Информационное обеспечение этих дисциплин, применение информационных технологий в их освещении -актуальная проблема современного образовательного процесса. Будущим специалистам в области художественного творчества требуется изучение информационных ресурсов сферы искусства, закрепление навыков быстрого информационного поиска в центральной библиотеке края, других библиотеках города, в Интернете. Поэтому возрастает необходимость развития способностей студентов к самоуправлению информационной деятельностью и овладению эффективными методами самостоятельного поиска, восприятия, обработки и использования информации.
ГУНБ Красноярского края способна не просто создать условия для доступа к информации студентам вузов, но и подготовить будущих специалистов в сфере культуры и искусства к жизни и работе в информационном обществе. Обладая мощным информационным ресурсом и многолетним опытом организации информационной деятельности в области искусства, библиотека имеет все предпосылки для создания Тренинг-центра по обучению информационной культуре студентов вузов, занимающихся подготовкой специалистов отрасли культуры и искусства.
В 2010 г. ГУНБ Красноярского края в партнерстве с факультетом искусствоведения и культурологии Гуманитарного института СФУ (ГИ СФУ)
приступила к реализации проекта «Информационные ресурсы по искусству в формировании профессиональной подготовки будущего специалиста», поддержанного Фондом Михаила Прохорова в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании».
Целью проекта является организация практического обучения студентов вузов, которое поможет повысить уровень их информационного образования. Задачами проекта стали: организация для студентов семинаров-тренингов по методике поиска информации в области культуры и искусства; освоение и закрепление навыков информационного самообслуживания, координация работы библиотеки и библиотек высших заведений города по использованию информационно-образовательных ресурсов по искусству; оказание консультационно-методической помощи преподавателям вузов в разработке учебно-методических программ.
Процесс формирования информационной культуры студентов требует дифференцированного подхода, подбора методик и программ обучения с учетом их профессиональной специализации, информационных потребностей и информационной подготовки, существующими навыками владения компьютерной техникой.
Последовательность проведения семинаров-тренингов и их содержательное наполнение разрабатывались составителями программы с учетом специфики профессиональной потребности группы обучаемых и общей цели проекта. Программа семинаров-тренингов формировалась библиотекой совместно с ГИ СФУ, опираясь на разработанную факультетом искусствоведения и культурологии теорию изобразительного искусства [1], основные положения об информационных ресурсах художественной культуры [4, 5], структуру информационного пространства [2].
Занятия проводятся на базе ГУНБ Красноярского края. Структура Тренинг-центра представляет собой три взаимодополняющих друг друга среды: интерактивный видеозал на 15 мест, компьютерный учебный класс на 10 посадочных мест, укомплектованный всем необходимым оборудованием, медиатека. Организаторы Тренинг-центра используют новые обучающие технологии, стремятся осуществлять индивидуальный подход к каждому слушателю. Принцип организации работы со студентами при проведении занятий - это свободная дискуссия, которая позволяет лучше узнать их возможности и запросы.
В процессе учебы студенты получают:
• знания о специфике и классификации информационных ресурсов искусства;
• умение «читать» медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих компонентов (визуальных, пространственно-временных, музыкальных);
• знания об основных свойствах информации, организации информационных процессов;
• представление об источниках информации по искусству, умение осуществлять самостоятельный поиск необходимой в учебном процессе и самообразовании информации;
• умение квалифицированно пользоваться современными техническими средствами, включающими электронный инструментарий, компьютерные программы, интернет-технологии.
Практика работы со студентами показывает, что мотивация их деятельности в немалой степени зависит от осознания практической значимости получаемых знаний, поэтому на семинарах происходит включение студента в научный поиск по темам их самостоятельных работ. В процессе реализации проекта разработана анкета для проведения социологического опроса, который позволит раскрыть сущность и выявить компоненты информационной культуры студентов, установит уровень развития информационной культуры участников семинаров-тренингов.
ГУНБ Красноярского края совместно с партнерами только начинает разворачивать деятельность Тренинг-центра, организуя практическую учебу для студентов факультета искусствоведения и культурологии СФУ. В дальнейшем, опираясь на накопленный опыт, для дальнейшей работы по формированию информационного самообразования будут привлечены студенты других высших учебных заведений, готовящих кадры отрасли культуры и искусства города. Библиотека планирует развивать данный проект, объединив свою деятельность с библиотеками высших и средних образовательных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в области культуры и искусства в целях обеспечения координации их деятельности в сфере информационного обеспечения учебных дисциплин. Тренинг-центр в дальнейшем предложит своим пользователям программы, которые будут ориентированы не только на студентов, но и на преподавателей вузов, научных сотрудников, аспирантов отрасли искусства.
В помощь слушателям Тренинг-центра подготовлены путеводитель и методические рекомендации, размноженные в электронном виде; активно используются путеводители по библиотеке, памятки, листовки.
Слушателям семинаров-тренингов предлагаются различные формы информационной рекламы:
обзоры справочных, библиографических, электронных изданий, новых поступлений; схемы-алгоритмы различных вариантов поиска литературы в электронном каталоге. Ведется разработка страницы сайта библиотеки «Информационные ресурсы искусства» для удаленных пользователей; получить информацию о любом документе и консультацию возможно также в разделе сайта «Виртуальная справочная служба».
Разработанная программа семинаров-тренингов предполагает постоянное развитие, совершенствование, основанное на результатах постоянно действующей «обратной связи» с командой проекта. Сегодня видны следующие организационные моменты, которые следует учесть в дальнейшей работе: необходима постоянная актуализация программы семинаров, внесение изменений с учетом быстро меняющегося рынка информации; следует готовить методическое обеспечение для различных групп студентов отдельно с учетом необходимых им ресурсов; разработать методические рекомендации для преподавателей, читающих лекции по курсу «Основы информационной культуры».
Реализация проекта доказала, что необходима постоянно действующая система формирования информационной культуры студентов, которая требует регулярной поддержки. Такой поддержкой может стать проектное развитие как способ консолидации усилий представителей вузов и центральной библиотеки края.
Список литературы
1. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства. - СПб. : Алетейя, 2010. - 495 с.
2. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства. - М. : Фаир-пресс. - 2004. - 507 с.
3. Кудрина Е. Л. Высшее образование в сфере культуры и искусства: проблемы внедрения образовательных стандартов третьего поколения // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы 17 ме-ждунар. конф. «Крым 2010». - URL: http://www. gpntb.ru/win/inter-events/crimea2010/disk/proceeding.html
4. Сагитова Л. К. Информационные ресурсы Росин-формкультуры : науч.-метод. пособие. - М. : Литера, 2009. - 128 с.
5. Суминова Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). - М. : Академ. проект, 2006. - 480 с.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. -URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm
Материал поступил в редакцию 12.04.2011 г.
Сведения об авторах: Жуковская Людмила Николаевна - главный библиотекарь, тел.: (391) 211-31-32, e-mail: [email protected],
Жуковский Владимир Ильич - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, заведующий кафедрой искусствоведения, тел.: (391) 249-79-52