БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 3, с. 11-14
Библиотековедение
УДК 025.5:[316.74-053.6:37]:027.021 ББК 78.371+78.347.22+60.543.72
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
© Л. Н. Жуковская, 2014
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края 660017, г. Красноярск, ул. К. Маркса, 114
Анализируется деятельность Государственной универсальной научной библиотеки (ГУНБ) Красноярского края, направленная на реализацию проектов по информационной поддержке учащейся молодежи в партнерстве с учреждениями профессионального образования.
Ключевые слова: информационная культура, библиотека, обучающаяся молодежь, проект, самостоятельная работа, образовательные учреждения.
Analysis is made of the activities of the State Scientific Library of Krasnoyarsk region, aimed at the implementation of projects on information support of students in partnership with institutions of professional education.
Key words: information culture, library, students, project, independent work, educational institutions.
Стержень современного образования - обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию обучающейся молодежи, ее творческое самоопределение. Новая система образования предполагает увеличение доли самостоятельной работы учащихся общего и профессионального образования. Сейчас, обучаясь в любом образовательном учреждении, молодые люди должны свободно ориентироваться в информационной среде, формировать навыки информационного самообслуживания. Им необходимо научиться готовить и выполнять научно-исследовательские задания с большой долей самостоятельного труда, осваивать навыки работы с любой информацией, разнородными, противоречивыми данными, формировать самостоятельный (критичный), а не репродуктивный тип мышления [1, с. 149].
Эффективная самостоятельная работа с привлечением всех доступных на сегодняшний день технологий - один из главных приоритетов взаимодействия вузов с научными библиотеками г. Красноярска, занимающими ведущее место в информационно-методическом обеспечении этой деятельности. Научные библиотеки вузов и Государственная универсальная научная библиотека (ГУНБ) Красноярского края - это стратегические партнеры учреждений среднего и высшего профессионального образования Красноярска в формировании навыков непрерывного самообразования будущих специалистов.
Важным компонентом развития современной системы образования является вовлеченность ГУНБ Красноярского края и библиотек образовательных учреждений города в единое информационно-образовательное пространство, интегрирующее их образовательные и информационные ресурсы с целью преодоления межведомственной разобщенности.
В современной библиотечной практике одним из эффективных механизмов формирования информационно-образовательного пространства становится проектная деятельность - отличительная характеристика деятельности библиотек, ключевой фактор, определяющий успех и расширение библиотечной деятельности. Именно проектная деятельность сегодня во многом дает импульс развитию библиотек, определяя стимулы и методы библиотечной деятельности.
Проектная деятельность может рассматриваться в качестве средства обучения и развития личности; поскольку как метод и средство обучения она является специфическим способом овладения знаниями в процессе практической деятельности, а также обеспечивает целостность образовательного процесса. Проектная деятельность развивает потребность в знаниях, формирует мотивацию учения, стремление к самоконтролю, положительное отношение к учению.
Современные библиотеки стремятся помочь пользователям овладеть не только содержательной информацией, но и методами самообучения,
развивающими их способности. Эта тенденция в полной мере присуща деятельности ГУНБ Красноярского края.
Имея значительный объем информационных продуктов и услуг, опираясь на многолетний опыт навигации пользователей в информационном пространстве, ГУНБ Красноярского края способна помочь пользователям получить образовательные навыки, обеспечить доступ к информации школьникам и студентам и оказать консультационную поддержку. Библиотека имеет все возможности для информационного и социально-культурного обеспечения обучающейся молодежи в образовательных учреждениях г. Красноярска.
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края накопила значительный опыт проектной деятельности в помощь образовательному процессу, формированию информационной культуры учащейся молодежи.
В качестве инициатора образовательных проектов библиотека находит конкретные ниши для своей деятельности, привлекает к сотрудничеству библиотеки профессиональных образовательных учреждений Сибирского Федерального университета (СФУ), Красноярского государственного медицинского университета, библиотеки красноярских профессиональных лицеев и техникумов, образовательные учреждения дополнительного профессионального образования.
Библиотекой успешно реализованы поддержанные «Благотворительным фондом культурных инициатив (Фондом Михаила Прохорова)» образовательные проекты: «Информационные ресурсы по искусству в формировании профессиональной подготовки будущего специалиста», «Информационно-библиографическое сопровождение начального и среднего профессионального образования Красноярского края», «Равные возможности образования», «Информационный десант: ключи от Красноярья», «От идеи до изобретения», «Центр поддержки технологий и инноваций». Основные цели этих проектов:
• предоставление широкого спектра информационных, библиографических и библиотечных услуг, удовлетворяющих информационные индивидуальные и групповые потребности обучающихся в различных образовательных учреждениях;
• помочь ориентироваться в документальном потоке;
• сформировать у молодежи информационную культуру в образовательном процессе.
Сегодня уже можно говорить о сложившейся системе проектной деятельности библиотеки, организующей работу в этом направлении [3, с. 14].
Использование информационно-образовательного пространства крупнейших библиотек г. Красноярска обеспечивает более своевременную по-
мощь учащимся разных уровней образования в процессе их самостоятельной работы.
В процессе реализации проекта «Информационные ресурсы по искусству в формировании профессиональной подготовки будущего специалиста» в библиотеке был создан тренинг-центр, который восполнил пробел в информационном образовании студенческой молодежи, обучающейся в вузах г. Красноярска. Совместно с преподавателями и работниками библиотеки Сибирского Федерального университета специалисты региональной библиотеки провели обучающие семинары, тренинги для будущих специалистов культуры и искусства по формированию информационной культуры в соответствии с программами учебных дисциплин, подготовили и распространили методические и учебные материалы в помощь учебному процессу.
В ходе проекта «Информационно-библиографическое сопровождение начального и среднего профессионального образования Красноярского края» на базе ГУНБ Красноярского края организовано информационно-библиографическое и дифференцированное абонементное обслуживание преподавателей и специалистов учреждений начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования. Во взаимодействии с Краевым учебно-методическим центром дополнительного профессионального образования создана тьюторская площадка, деятельность которой развивает личностное и профессиональное самоопределение, восполняет пробелы в информационном образовании учащихся лицеев и колледжей. Для преподавателей учреждений НПО и СПО проводятся семинары по поиску и получению профессиональной информации [2, с. 214-219].
Проект «Равные возможности образования» помог осуществить информационную и социально-культурную поддержку учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Красноярском крае. На базе ГУНБ Красноярского края организовано информационно-библиографическое и дифференцированное абонементное обслуживание преподавателей и специалистов учреждений профессионального образования. Для психологов, социальных педагогов, родителей учащихся с ОВЗ проведены семинары по поиску и получению профессионально-ориентированной информации, формированию кор-рекционно-развивающей направленности их профессионально-педагогической деятельности. Совместно с учебно-методическим центром края организована стажировочная площадка для учащихся с ОВЗ и их родителей, подготовлены печатные и электронные методические материалы в помощь учебному процессу.
Цель проекта «От идеи до изобретения» - помочь студентам нетехнических специальностей научиться создавать и регистрировать объекты ин-
Л. Н. Жуковская, 2014, № 3, с. 11-14
теллектуальной собственности. В рамках реализации проекта для студентов гуманитарных специальностей проводятся занятия по теории решения изобретательских задач; интеллектуальные игры и занятия по патентному поиску, бесплатные консультации по оформлению и подаче заявок на регистрацию изобретений. Специалисты библиотеки, победив в конкурсе «Профессиональная мобильность», организованном Фондом Михаила Прохорова, приняли участие в IV Международном форуме по интеллектуальной собственности Expo-priority-2012.
В ходе партнерского проекта «Информационный десант: ключи от Красноярья», в реализации которого принимали участие 15 учреждений культуры и образования Красноярского края, создан единый информационный центр для педагогов на базе ГУНБ Красноярского края; организована сеть видеоконсультационных краеведческих пунктов на базе муниципальных библиотек, обеспечивающих обслуживание через Skype и e-mail. Центральная библиотека края провела для педагогов и библиотекарей обучающие семинары и дни информации с использованием продуктивных образовательных технологий, организовала сетевое взаимодействие школ края и библиотеки; наладила работу виртуальной справочной службы «Скорая помощь библиографа-краеведа». Итогом реализации масштабного проекта стала работа по созданию базы данных собственной генерации «Изучай свой край».
Проект «Центр поддержки технологий и инноваций» помог создать на базе библиотеки Центр инноваций, задачей которого было предоставление обучающейся молодежи свободного и быстрого доступа к патентной информации, дистанционного обучения основам интеллектуальной собственности; обеспечение информацией о защите, владении и управлении интеллектуальными правами.
В течение ряда лет ГУНБ Красноярского края является одним из активнейших партнеров Microsoft в реализации программы «Твой курс: Повышение компьютерной грамотности». Специалисты библиотеки обучают пенсионеров, безработных и молодежь основам работы на компьютере, в сети Интернет. Деятельность Учебного центра повышения компьютерной грамотности имеет ошеломляющий успех и высоко востребована среди жителей города. Специалисты библиотеки помогли приобрести навыки работы с компьютером более 6 тыс. жителей Красноярска. После завершения проекта Microsoft «Твой курс: Повышение компьютерной грамотности» библиотека продолжила работу по обучению населения информационно-коммуникационным технологиям во взаимодействии с Центрами социального обслуживания районов города, разрабатывает новые учебные программы, совершенствует методику обучения. По отзывам
участников образовательного процесса программа «Твой курс: Повышение компьютерной грамотности» открыл для них новые жизненные возможности: научившись работать в Интернете, многие смогли восполнить дефицит общения, получили нужную информацию, продолжили обучение.
Особого внимания заслуживает находящийся в процессе реализации проект «Территория знания: старт в науку». Проект занимается организацией информационной и социально-культурной поддержки молодежи, начинающей свой путь в науке. В результате реализации проекта сформирована информационно-образовательная среда для поддержки научно-технического творчества школьников, студентов и молодых ученых, развития их успешной научной деятельности. В ходе проекта библиотека подготовила совместно с образовательными учреждениями информационные и образовательные мероприятия, целью которых является активная популяризация и пропаганда научного знания, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность обучающейся молодежи. Библиотека содействует одаренным школьникам, студентам в подготовке научных разработок, формировании навыков информационного самообслуживания, помогает молодым ученым в освоении современных информационных и научных технологий. Созданная в библиотеке опорная площадка «Территория знания» способствует адаптации одаренной молодежи к изменяющейся информационной среде. На базе ГУНБ Красноярского края организовано информационно-библиографическое и дифференцированное абонементное обслуживание школьников и студентов, занимающихся в научных кружках и объединениях, а также аспирантов вузов. Участники проекта готовят печатные и электронные методические материалы в помощь учебному процессу, работают над страницей сайта библиотеки «Наука - молодым».
Идею проекта поддержали практически все библиотеки образовательных учреждений высшего профессионального образования города, Совет молодых ученых СФУ, значительное количество учреждений общего и профессионального образования. Это свидетельствует о значимости и актуальности проблемы, побудившей к созданию данного проекта, о стремлении всех его участников вооружить молодежь комплексом методов для более совершенной организации исследовательской работы.
Таким образом, проектная деятельность - одно из инновационных направлений развития ГУНБ Красноярского края, которое позволяет создавать и осваивать новые информационно-образовательные технологии, активно взаимодействовать с общественностью и партнерами. И образовательные учреждения, и библиотека преследуют единую цель: помочь сформировать мотивацию молодого
человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.
Постоянный рост требований к знаниям и умениям учащихся - будущих специалистов различных специальностей - повышает значимость библиотеки в информационно-образовательном пространстве края:
• обеспечивает возможность использования информационных ресурсов в условиях многопрофильного образовательного пространства;
• организует доступ к информационным ресурсам пользователям разного уровня профессиональной компетентности, различного образовательного и социального статуса;
• формирует информационную культуру пользователей: знакомит с информационно-библиографическими системами, осуществляет доступ к полнотекстовым ресурсам;
• удовлетворяет актуальные информационные потребности всех представителей образовательного пространства.
Центральная библиотека Красноярского края стремится преодолеть разрыв в знаниях своих пользователей, постоянно подпитывает их информацией
о новейших достижениях науки, техники, культуры. Системный подход обеспечивает последовательность, преемственность информационно-образовательного процесса, направленного на профессиональное становление молодежи края. Именно поэтому уже сегодня универсальную научную библиотеку можно назвать центром непрерывного образования и самообразования в крае.
Литература
1. Боброва Е. А. Информационно-библиотечное обеспечение самостоятельной работы студентов // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. -№ 9. - С. 149-153.
2. Жуковская Л. Н. Особенности формирования информационной культуры будущих специалистов в пространстве региональной библиотеки: опыт проектного развития // «Румянцевские чтения - 2012» : материалы Междунар. конф. (17-18 апр. 2012 г.). - М., 2012. - С. 133-138.
3. Жуковская Л. Н. Повышаем информационную культуру: проекты формирования информационно-образовательного пространства // Библ. дело. - 2013. -№ 6. - С. 14-15.
Материал поступил в редакцию 13.03.2014 г.
Сведения об авторе: Жуковская Людмила Николаевна - главный библиотекарь, доцент СФУ тел.: (391) 211-31-32, e-mail: [email protected]