МОНИТОРИНГ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КОНТЕНТА АЛЯ ШКОЛ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Электронный образовательный ресурс, естественнонаучный контент, электронная
библиотека.
Процессы глобализации и формирования новой культурной парадигмы в условиях осознания техногенного взрыва в сфере коммуникаций согласуются с информатизацией общества и ведут не только к поиску новых способов хранения информации, но и новых социотехнических методов построения общества знания, ориентированных на коллективное создание и распространение интеллектуальных продуктов (знаний, информации, идей). «Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о “границах” библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций» [Тикунова, 2007; Смолянинова, Овчинников, 2010; 8то1уатпоуа е! а1, 2011Ь]. Роль университетской библиотеки возрастает в связи с проводимой модернизацией и информатизацией образования, повышением спроса на образовательные услуги. Основной тенденцией формирования электронной библиотеки Сибирского федерального университета (СФУ), наряду с привычными подходами к автоматизации традиционных библиотечных процессов, стали расширение сервиса для пользователей на основе интерактивных компьютерных технологий и обеспечение широкого доступа к различным областям и видам информации: текст, трехмерная графика, интерактивные карты, аудио, видео, интерактивные мультимедиа и др. При формировании контента электронной библиотеки СФУ необходимо учитывать задачи повышения качества и доступности образования в Красноярском крае.
Характеристика уровня подготовки школьников по предметам естественнонаучного цикла была дана в докладе министра образования и науки Красноярского края Вячеслава Башева на августовском педагогическом совете 2010 г. «Реализация НОИ "Наша новая школа", перспективы развития на 2010/ 2011 учебный год»: «Средний балл ЕГЭ по физике увеличился с 48,6 до 52,1 балла (50,5 по России). Средний балл ЕГЭ по химии увеличился с 52,8 до 53,9 балла (56,0 по России). Средний балл ЕГЭ по биологии увеличился с 51,9 до 52,8 балла (55,5 по России). Одновременно с этим доля детей, сдающих ЕГЭ по физике, уменьшилась с 21,7 до 19,8 %. Доля сдававших ЕГЭ по химии осталась практически неизменной и составила 7,6 %, по биологии — 18,2 %. Мы хотели повысить результаты ЕГЭ, в особенности по естественнонаучным дисциплинам, но по-прежнему отстаем от среднероссийских по химии и биологии» [Башев, 2010].
В 2010 г. при поддержке ККФНТ учеными СФУ был осуществлен проект «Социально-образовательный контент электронной библиотеки СФУ для развития человеческого капитала Красноярского края: концепция и технологии реализации». В результате всестороннего анализа российского и зарубежного опыта, фокус-групп
и глубинных интервью работников образования и учащихся Красноярского края были разработаны концепция и модель школьного контента ЭБ СФУ. Для повышения доступности качественных образовательных услуг для общеобразовательной школы в Красноярском крае в рамках проекта, поддержанного Минобрнауки и Краевым научным фондом, в 2010—2011 гг. к электронной библиотеке СФУ было подключено более 1000 общеобразовательных учреждений края. Задачей проекта в 2011 г. являются разработка структуры и каталогизация информационно-образовательных ресурсов для естественнонаучного образования, востребованного в школах Красноярского края.
Исследование проводилось в несколько этапов: подготовка исследования, сбор первичной информации, описательное исследование, анализ полученной информации, формулирование выводов и рекомендаций. В качестве методов исследования использовались специализированные экспертные опросы, анализ каталогизированных электронных образовательных ресурсов, опубликованных на образовательных порталах и сайтах разного уровня принадлежности, научно-методической литературы по проблемам оценки качества ЭОР для средней школы, точечное исследование о полноте представленных ЭОР естественнонаучного профиля для школьников в отдельных образовательных учреждениях. Респондентами специализированных опросов выступали в качестве экспертов педагоги основного среднего и дополнительного образования, методисты по предметам естественнонаучного профиля, чья многолетняя профессиональная деятельность, теоретические знания, профессиональный и жизненный опыт позволяют дать всестороннюю взвешенную оценку актуальности и качества электронных образовательных ресурсов по общеобразовательным предметам: химии, биологии, физике.
Точечные исследования методом случайной выборки экспертов среди учителей химии, физики и биологии и анализ полученных экспертных оценок известных ЭОР по предметам естественнонаучного профиля позволили сформулировать рабочую гипотезу о том, что учителя в наибольшей степени информированы и используют ресурсы, находящиеся в свободном доступе на федеральных образовательных порталах, сайтах образовательных учреждений разного типа, сайтах педагогических сообществ, персональных сайтах, однако наиболее часто используются коллекции ЭОР, собранные на сайтах федерального уровня.
При этом по результатам мониторинга в рамках проведенного исследования потребность в использовании образовательных ресурсов Интернета определяется в том числе частотой обращений учителей естественнонаучного профиля к доступным в Интернет образовательным ресурсам. Так, при подготовке к каждому уроку к образовательным ресурсам обращается 22 % учителей, часто (более 1 раза в неделю) - 28 %; достаточно часто (не менее 1 раза в неделю) - 20 %; редко (1-2 раза в месяц) — 28 %; не используют совсем — 2%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у половины учителей естественнонаучного профиля сформирована потребность использования доступного образовательного контента для решения профессиональных задач.
При этом учителя отмечают важность и необходимость различных ресурсов для организации учебной деятельности учащихся, отметив как ценные в равной степени иллюстративно-демонстрационные ресурсы, средства контроля (тесты), учебные задачи, задания для самостоятельной работы учащихся, информационносправочные материалы. В меньшей степени как необходимые отмечаются электронные лаборатории в связи с несовершенством инструментов известных элек-
тронных лабораторий, непрсработанностью методического обеспечения доступных электронных лабораторий и др.
Для организации учебной деятельности учащихся на уроках и в процессе руководства самостоятельной работой учащихся потребность в образовательных ресурсах отмечают около 70 % учителей.
Поиск электронных образовательных ресурсов в сети Интернет 20 % учителей осуществляют на «любимых» образовательных порталах, тогда как поисковыми системами по ключевым словам пользуются 80 % учителей.
Это говорит о том, что образовательные ресурсы «разбросаны» по различным образовательным порталам, сайтам педагогических сообществ, медиатекам различных проектов и отсутствуют удобные инструменты поиска необходимых образовательных ресурсов по удобным для учителя критериям.
В качестве электронных образовательных ресурсов, позволяющих учителю повысить качество подготовки по химии, физике, биологии в общеобразовательной школе, учителя отмечают: лабораторные работы — 69 % респондентов, виртуальные экскурсии — 47 %, материалы для самостоятельной работы, в т. ч. по подготовке к ЕГЭ, - 48 %, средства контроля / самоконтроля - 50 %, материал для иллюстрации теоретического материала — 46 %, задачники — 36 %, темы проектов / рефератов / исследований — 37 %, информационно-справочный материал — 46 %. При этом среди иллюстративно-демонстрационного материала наиболее часто в ЭОР для изучения нового материала используются демонстрационный материал в форме презентаций МБ Ро\¥егРот1;, электронных учебников, тексты по отдельным темам курса химии, нередко учителями отмечались как востребованные такие образовательные ресурсы, как иммитационные интерактивные модели, видеоопыт, видеолекция, виртуальные экскурсии, аудиоматериал. Распределение выбора электронных образовательных ресурсов учителями представлено в таблице.
Таблица
Соответствие доли ЭОР по предметам естественнонаучного профиля по функции использования в учебном процессе и оценки ЭОР с точки зрения повышения качества подготовки по предметам естественнонаучного цикла
Вид ЭОР по функции использования в учебном процессе Распределение выбора ЭОР учителями естественнонаучного профиля (%) ЭОР, позволяющие учителю повысить качество подготовки по химии, физике, биологии (при множественном выборе вариантов, %)
Иллюстративно-демонстрационные материалы 12 46
Средства контроля 19 50
База задач 6 36
Лабораторные работы 4 69
Задания самостоятельной работы 8 48
Информационно-справочные материалы 27 46
Методический материал для учителя 24
На наш взгляд, разрыв между потребностью учителей в ресурсах, способствующих повышению качества подготовки школьников, и возможностями ее реализации, возможно, свидетельствует о недостаточном, с точки зрения учителя, качестве существующих в свободном доступе электронных образовательных ресурсов.
Остановимся на наиболее низких показателях выбора учителей: лабораторные работы, база задач, задания самостоятельной работы.
Так, например, бесспорно, лабораторные работы являются важной составляющей учебной деятельности по предметам естественнонаучного цикла. У учащихся формируется умение самостоятельно делать вывод из полученных данных и тем самым глубоко и полно усваивать теоретический материал. Наиболее ценной частью естественнонаучного образования считается овладение такими методами исследования, как: наблюдения явлений, опыты, лабораторные работы и т. д., что позволяет:
— дать учащимся опыт применения экспериментального метода познания, включая опыт самостоятельного проведения эксперимента;
— сформировать умения и навыки работы с приборами, соблюдая правила безопасности;
— сформировать практические умения и навыки применения изученных законов на практике;
— способствовать пониманию роли в научном познании наблюдений, гипотез, теоретических выводов и экспериментов;
— сформировать навыки проведения исследования в коллективе.
Считаем необходимым отметить, что существующие в сети Интернет виртуальные лаборатории не предоставляют возможность организовать лабораторный практикум в полном объеме с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Тем не менее виртуальные лабораторные комплексы существенно расширяют возможности по организации лабораторного практикума в общеобразовательных школах, а в некоторых случаях они могут оказаться полезными в классах с углубленным изучением предметов естественнонаучного профиля.
К существенным недостаткам электронных лабораторных работ, находящихся в свободном доступе в сети Интернет, можно отнести отсутствие методически стройного педагогического сопровождения. Большая часть сред электронных лабораторных работ представляет собой демонстрационные модели, не в полной мере отражающие изучаемое явление, отсутствуют расчетные формулы, деятельность по вычислению погрешности приборов и т. д.
Важное место в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла занимает решение задач. Существует большое количество печатных изданий, задачников, решебников, методических рекомендаций по решению задач. Тем не менее организация индивидуальной и самостоятельной работы школьников, дифференцированный подход к обучению школьников требуют дополнительного дидактического материала по решению задач. В частности, существует насущная необходимость в наличии такого ЭОР, как база задач, например, по химии. Очевидно, что база задач должна отвечать определенным методическим и методологическим требованиям, т. е. структурирована, например, по уровню сложности, формируемым компетенциям, по соответствию изучаемым темам и разделам предмета химии, особый интерес представляет отдельный класс задач — олимпиадные задачи. Проведенная в рамках исследования экспертиза задач по химии, физике, биологии, размещенных в свободном доступе, показала, что доступные ЭОР «задачи» не
структурированы как, например, по классификации В.П. Беспалько [Беспалько, 2002], так и по другим основаниям.
Задания для самостоятельной работы являются средством индивидуализации и дифференциации организации учебной деятельности учащихся, поэтому в системе обучения имеют большое значение и требуют, по мнению, экспертов, большей «привязки» к программе обучения, а организация самостоятельной работы учащихся требует непосредственного педагогического сопровождения, связанного с контролем выполненных заданий, анализом результатов. Поэтому, несмотря на имеющиеся для учителей методические рекомендации, включая тематику индивидуальных заданий для учащихся по отдельным темам, систематизированных ресурсов для самостоятельной работы учащихся в Интернете можно найти в единичном количестве.
Таким образом, выявленные в ходе исследования потребности в электронных образовательных ресурсах естественнонаучного контента для школ Красноярского края обозначили два направления совершенствования образовательного информационного пространства:
— формирование качественного контента, соответствующего задачам образования школьников в области естественнонаучного образования;
- формирование адекватного образовательным задачам инструментария поиска качественных электронных образовательных ресурсов.
С точки зрения экспертов, при формировании контента ЭБ СФУ по физике, химии, биологии важно создать условия комфортного поиска и доступа к образовательным ресурсам указанного вида учителям, учащимся. Модель классификации образовательных ресурсов, положенная в основу предлагаемой модели интерфейса доступа в среде ЭБ СФУ [Smolyaninova et al, 2011], построена на основе деятельностного и компетентностного подхода, что отвечает потребностям не только учителей, но и учащихся, потенциальных пользователей ЭБ СФУ, а также способствует адаптации к системе образования, что заявлено в новом поколении образовательных стандартов. Таким образом, прогнозируется, что формирование информационной образовательной среды Сибирского региона с использованием электронной библиотеки СФУ позволит педагогам реализовать потребности в электронных образовательных ресурсах, использовать электронное пространство ЭБ СФУ в качестве универсального пространства доступа к средствам организации учебной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Приведенные результаты мониторинга получены в рамках исследования, проведенного по заказу Министерства образования и науки Красноярского края при содействии КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках проекта КФ-193 «Повышение качества и доступности образования в Красноярском крае: формирование структуры контента электронной библиотеки СФУ для естественнонаучного профиля общеобразовательной школы».
Библиографический список
1. Башев В.В. Доклад министра образования и науки Красноярского края на августовском педагогическом совете 2010 года «Реализация НОИ "Наша новая школа», перспективы развития на 2010/ 2011 учебный год» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.krskstate.ru/press/pressinter/O/doklacLid/lll
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 352 с.
3. Смолянинова О.Г., Овчинников В.В. Проблемы и возможности электронных библиотек вузов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 22-26.
4. Тикунова И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ [Электронный ресурс]: дис. ...канд. философ, наук: 09.00.11. Архангельск, 2007. 129 с. URL: http://tikunova-i.narod.ru/ni/koncept_dis.htm
5. Smolyaninova O.G., Turanova L.M., Ovchinnikov V.V., Styugin A.A. Model of organizing information and educational environment of the Siberian region by means of using the SIBFU e-library // Intercultural Ties in Higher Education and Academic Те aching-Conference at the Ariel University Center. Israel. 2011a. September 19-21. P. 296-305.
6. Smolyaninova O.G., Turanova L.M., Pozhidaeva O.A. The Role of Electronic Library in the Informatization of Modern Edukation // Journal of Siberian Federal University / Humanities & Sosial Sciences 3. 2011b. 4. P. 385-391.