Научная статья на тему 'Роль вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности и компетенции в процессе подготовки специалистов'

Роль вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности и компетенции в процессе подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION LITERACY / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ / UNIVERSITY LIBRARIES / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF EXPERTS / INFORMATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулина Светлана Владимировна, Петухова Елена Валерьевна

Рассмотрены вопросы участия библиотек вузов в формировании информационной грамотности и информационных компетенций пользователей. Сделан анализ анкетирования студентов с целью исследования эффективности использования электронных библиотечных систем, представлены сведения о перспективных направлениях информационной подготовки студентов. Обоснована актуальность и результативность специального курса «Основы информационной культуры».

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулина Светлана Владимировна, Петухова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ROLE OF ACADEMIC LIBRARY IN FORMATION OF INFORMATION LITERACY AND COMPETENCE IN THE PROCESS OF EXPERTS TRAINING

The article considers the role of University libraries in forming informational literacy and competences of users. The analysis of the results of the questioning of students in order to research the effectiveness of using Electronic library systems is made. Data about the perspectives of informational training of students are presented. Relevance and efficiency of the special course «The fundamentals of informational culture» is proved.

Текст научной работы на тему «Роль вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности и компетенции в процессе подготовки специалистов»

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №4(18)

70

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

УДК 027.7

РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

С.В. Акулина, Е.В. Петухова

Рассмотрены вопросы участия библиотек вузов в формировании информационной грамотности и информационных компетенций пользователей. Сделан анализ анкетирования студентов с целью исследования эффективности использования электронных библиотечных систем, представлены сведения о перспективных направлениях информационной подготовки студентов. Обоснована актуальность и результативность специального курса «Основы информационной культуры».

Ключевые слова: информационная грамотность; информационная культура; информационные компетенции; студенты; библиотеки вузов; подготовка специалистов.

S.V. Akulina, E.V. Petukhova. ROLE OF ACADEMIC LIBRARY IN FORMATION OF INFORMATION LITERACY AND COMPETENCE IN THE PROCESS OF EXPERTS TRAINING

The article considers the role of University libraries in forming informational literacy and competences of users. The analysis of the results of the questioning of students in order to research the effectiveness of using Electronic library systems is made. Data about the perspectives of informational training of students are presented. Relevance and efficiency of the special course «The fundamentals of informational culture» is proved.

Keywords: information literacy; information culture; informational competence; students; university libraries; training of experts.

В настоящее время профессиональный уровень выпускника вуза определяется не столько набором полученных знаний, сколько способностью обновлять их и использовать на практике в изменяющихся условиях. Большое значение придается способности специалиста самостоятельно обучаться, действовать в условиях роста документальных потоков информации, оперировать разнородной информацией, критически ее оценивать и принимать на этой основе решения. Владение информационными компетенциями позволяет получить пользу от доступа к документальным ресурсам и применить опыт других для своего образования. Формирование этих компетенций требует совершенствования информационной подготовки учащихся в вузе, привития им информационной грамотности (ИГ).

Требования информационного общества в области обучения работе с информацией выражены в стандартах информационной грамотности для высшего образования, существующих во многих странах. Стандарты первоначально были разработаны в США Ассоциацией образовательных и научных библиотек (Association of Colleges and Research Libraries), поддержаны Американской ассоциацией высшего образования (American Association for Higher Education) [7]. Они сфокусированы на потребностях студентов и представляют собой систему, позволяющую библиотекарям и преподавателям оценить уровень информационной грамотности студента и ожидаемые результаты на всех уровнях образования.

Стандарты предусматривают, что информационно грамотный студент умеет определить

информационные потребности, сформулировать их; эффективно и рационально осуществляет поиск необходимой информации; умеет критически оценить информацию и использовать отобранные информационные ресурсы; понимает экономические, правовые и социальные вопросы, имеющие отношение к использованию информации.

В структуре Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) существует Секция по информационной грамотности, которая подготовила в 2006 г. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning) [13]. Руководство содержит стандарты, предназначенные для организации обучения в этой области и отражающие три важнейших компонента ИГ: способность человека получать, оценивать и использовать информацию.

В последние годы в условиях повсеместного проникновения информационно-коммуникационных технологий используется понятие «медийно-информационная грамотность». В апреле 2013 г в Москве состоялась Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе», где было отмечено, что медийно-информаци-онная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает в себя навыки критического мышления, осмысления и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности [14]. Медийно-инфор-мационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

В нашей стране Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения содержат требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в которых обозначены общекультурные и профессиональные компетенции. Информационная грамотность определяется в ФГОС ВПО как знания и набор общих компетенций, которые позволяют студентам осознавать потребность в информации, находить ее, оценивать и эффективно использовать.

В ряду компетенций, которые приобретает выпускник в результате освоения основных образовательных программ бакалавриата, ука-

заны следующие информационные компетенции (общекультурные и профессиональные) [6]:

• осознание сущности и значения информации в развитии современного общества;

• владение культурой мышления, способности к восприятию, обобщению и анализу информации;

• способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

• работа с компьютером как средством управления и получения информации;

• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

• стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.

Информационная грамотность имеет прямое отношение к повышению уровня знаний студентов в вопросах поиска, управления и использования информации, формированию общекультурных и профессиональных компетенций. В Федеральном государственном образовательном стандарте Высшего профессионального образования увеличена доля самостоятельной работы студентов - до 50% общего количества учебной нагрузки. Овладение принципами ИГ расширяет возможности образования и самостоятельной работы по проведению исследований.

В основных образовательных программах ФГОС ВПО указаны дисциплины, ориентированные на получение знаний, освоение умений и способов работы с информацией. Наибольшую результативность, по мнению исследователей, дает введение учебного курса «Основы информационной культуры студентов» (ОИК), проводимого сотрудниками библиотеки вуза [12].

В нашей стране в библиотеках вузов есть многолетний опыт обучения умениям и навыкам работы с информацией. Термин «информационная культура» используется в качестве обобщающего понятия по информационной подготовке в России.

Свое определение категории «информационная культура» дают ряд исследователей: Т.И. Полякова, В.В. Жилкин, Ю.С. Зубов, Г.А. Стародубова, Л.В. Скворцов, Е.В. Даниль-чук, МП. Лапчик. По мнению Н.И. Гендиной, информационная культура является совокупностью информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дивидуальных информационных потребностей. Понятие «информационная культура личности» полностью включает в свой состав информационную грамотность, информационное мировоззрение и способность человека создавать новые информационные продукты [9]. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности в информационном обществе.

Развитием теории и методики информационной подготовки студентов целенаправленно занимается научная школа «Формирование информационной культуры личности» в научно-исследовательском институте информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Она получила признание в нашей стране и за рубежом на уровне ЮНЕСКО в реализации разделов программы «Информация для всех». Содержание обучения представлено в программе курса Н.И. Гендиной «Основы информационной культуры личности» [10; 16].

Целью курса является обучение потребителя рациональным приемам поиска, аналити-ко-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных, ознакомление с технологией подготовки и оформления результатов поиска, вооружение методикой «информационного самообслуживания».

Значимость деятельности библиотеки по формированию информационных компетенций у студентов нашла отражение в официальных документах.

В Примерном положении о библиотеке высшего учебного заведения [2] названы ее задачи:

• воспитание информационной культуры: привитие навыков пользования книгой, другими средствами обучения, библиотекой;

• подготовка читателей для работы со справочным аппаратом, в том числе в автоматизированном режиме.

Функция библиотеки в формировании информационной грамотности состоит в том, что она прививает навыки поиска информации и применения ее в учебном процессе и научной работе, умение ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, информационных системах и базах данных. Специалисты библиотеки организуют для студентов и аспирантов занятия по основам библиотековедения и библиографии, осуществляют координацию и профессиональный отбор интеллектуально значимых ресурсов, составляют информационные коллекции и расширяют возможности доступа к информации, проводят консультации

для студентов и преподавателей по методике эффективного поиска.

Администрация вуза создает необходимые условия для такого сотрудничества и взаимодействия между преподавателями и библиотекарями, которые внедряют программы по информационной грамотности, осуществляет руководство планированием и финансированием этих программ, а также предоставляет ресурсы для поддержки их развития.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. отмечено, что Российская Федерация будет включена в новые международные исследования качества профессионального образования, в том числе информационной и компьютерной грамотности [1].

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» говорится, что в результате ее выполнения будет обеспечено внедрение, эффективное использование новых информационных сервисов, систем, электронных образовательных ресурсов нового поколения [5].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г) указывается, что в образовательных организациях в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные), обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными, методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам [3].

В постановлении Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» говорится, что организация размещает на официальном сайте информацию о наличии библиотек, доступе обучающихся к информационным системам и электронным образовательным ресурсам [4].

На Всероссийской конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 2013) было отмечено, что продвижению и развитию медиа- и информационной грамотности в России препятствует целый ряд причин:

• отсутствие в нашей стране целостной государственной политики в области медийной и информационной грамотности;

• стихийность и факультативность информационного и медиаобразования в образовательных учреждениях России;

• дефицит квалифицированных специалистов, призванных обеспечивать подготовку граждан;

• дефицит учебно-методических изданий, необходимых для обучения и информационной подготовки граждан.

Участники конференции обратились с предложениями к Правительству Российской Федерации - поручить федеральным органам исполнительной власти и рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации:

• включить вопросы медийно-информаци-онной грамотности в качестве неотъемлемой составной части в документы, определяющие политику в сфере образования;

• организационно и материально поддерживать инициативы по медийно-информа-ционному просвещению и соответствующей подготовке населения, выдвигаемые университетами и другими образовательными организациями, библиотеками.

На конференции были обсуждены вопросы внедрения компонента медийно-информацион-ной грамотности в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и подготовки специалистов-преподавателей в данной сфере [14].

Пользователи владеют компьютерной грамотностью, основанной на знании информационных технологий и применении технических и программных средств, но не обладают достаточным уровнем информационной культуры, испытывают дефицит знаний об источниках информации и умения работать с ними. К тому же в сети информация представлена в несистематизированном виде и ставит перед пользователем вопросы ее аутентичности, обоснованности и достоверности.

Внимание библиотекарей нацелено на обучение студентов умению устранять избыточность информации, знанию инструментов поиска и способов представления информации, правил ее использования. Будущему специалисту важно и получение возможности найти информацию, и умение работать с ней дальше, и способность сделать её основой собственного интеллектуального продукта.

Возможности для овладения информационной грамотностью расширяются при использовании библиотекой информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных

средств. Например, в Фундаментальной библиотеке Белорусского государственного университета применяют сетевые образовательные платформы при обучении ОИК студентов-заочников. Эта система дистанционного обучения обеспечивает доступ к учебно-методическим материалам, помогает рационально организовать самостоятельную работу, пригодна для проведения текущего и итогового тестирования студентов [15].

В Научной библиотеке Удмуртского государственного университета создали модульный курс ОИК, который состоит из отдельных видеороликов по поиску в электронном каталоге [12]. За рубежом вузовские библиотеки используют обучающие программы, сервисы Веб 2.0, которые предполагают взаимодействие пользователей (социальные сети, ютуб, вики, блоги), компьютерные игры, тесты. Многие из этих средств подходят для дистанционного или самостоятельного обучения, удобны и привычны для студентов [8].

Процесс формирования информационной культуры пользователей в библиотеке Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (ЧКИ РУК) включает работу по повышению уровня библиотечно-библиографических знаний и информационной подготовки студентов, деятельность по совершенствованию комплектования и раскрытия библиотечных фондов, создание комфортных условий для удовлетворения информационных потребностей.

При записи первокурсников в читальном зале проводится презентация библиотеки с демонстрацией слайдов, где представлена информация об отделах, ресурсах и услугах. Пользователи знакомятся с автоматизированными библиотечными процессами, электронным каталогом (ЭК), фондом библиотеки, включая электронные библиотечные системы (ЭБС), получают «Путеводитель по библиотеке», «Путеводитель по полнотекстовым базам данных».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для студентов 1-го курса сотрудниками справочно-библиографического отдела (СБО) разработан курс «Основы информационной культуры», в практической части которого (примеры, задания, раздаточный материал для самостоятельной работы) учитывается профиль обучения студентов, их информационные потребности. В СБО, оснащенном автоматизированными рабочими местами, предоставляется доступ к изучаемым в рамках курса информационным ресурсам. Использование мультимедийной и проекционной техники дает возможность наглядно продемонстрировать все предлагаемые библиотекой продукты и сервисы.

В свою очередь студенты более эффективно осваивают рациональные приемы и способы самостоятельного поиска документов в электронном каталоге, информационно-правовых системах, полнотекстовых базах данных, электронных библиотеках; знакомятся с библиографическим описанием документов, правилами подготовки и оформления библиографических списков литературы, учебных и научно-исследовательских работ.

В конце занятия студенты выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление полученных знаний, учатся четко формулировать поисковый запрос и отрабатывают алгоритмы поиска информации по различным реквизитам.

По рекомендации преподавателей для старшекурсников и магистрантов организуются групповые консультации по методике поиска в доступных в сети ЧКИ базах данных, «Дни дипломника». На «Днях информации» проводится обзор печатных и электронных ресурсов по предложенной для конкретной группы теме. В справочно-библиографическом отделе и в читальных залах ежедневно осуществляются индивидуальные консультации.

Информационная культура преподавателей вуза оказывает влияние на результаты их собственной информационной деятельности и на формирование навыков работы с информацией у студентов. На «Днях кафедры» преподавателям предлагают обзоры печатных и электронных ресурсов, организуют выставки-просмотры новых поступлений изданий по профилю кафедры, анализируют книгообеспеченность по дисциплинам ресурсами электронных библиотечных систем, регистрируют в ЭБС для возможности работы в удаленном режиме. Сотрудники библиотеки проводят групповые и индивидуальные консультации для научно-педагогических работников института с целью ознакомления со структурой и особенностями поиска в новых ЭБС, с сервисами по работе со студенческой аудиторией.

Некоторые показатели работы библиотеки ЧКИ по формированию ИГ в 2013 г.:

• проведены практические занятия по курсу «Основы информационной культуры», на которых присутствовали более 600 студентов-первокурсников;

• организованы 45 групповых консультаций для студентов-старшекурсников по регистрации в ЭБС и поиску в них информации;

• проведено 32 «Дня информации» по 6 темам, 2 «Дня кафедры»;

• выполнена 61 виртуальная справка;

• организован доступ к 11 полнотекстовым

базам данных и ЭБС, в которых зафиксировано около 7000 посещений;

• в ЭБС зарегистрированы 1800 студентов (около 40 % общего числа) и 120 преподавателей (75 % общего числа);

• пополнена собственная Электронная библиотека, которая включает более 1100 документов;

• студентам предоставлено 50 автоматизированных рабочих мест для доступа к Интернет-ресурсам и полнотекстовым базам данных, зон WiFi для работы с собственными ноутбуками, планшетами и т.п.;

• создана страница библиотеки «ВКонтак-те», на которую за три месяца подписались более 100 человек. Сейчас здесь можно найти новости библиотеки и ответы на вопросы пользователей.

Технологической основой информационной подготовки в библиотеке вуза является информационно-образовательная среда, включающая раскрытие информации о ресурсах и услугах библиотеки на сайте вуза. Пользователи получают онлайн-доступ к библиотечным ресурсам через веб-страницу института.

На странице библиотеки на сайте ЧКИ РУК организуется единая точка доступа к разнородным, распределенным электронным образовательным ресурсам и информационным источникам для пользователей различных категорий, с учетом их полномочий и интересов. Читатели могут обратиться к электронному каталогу, затем по гиперссылке перейти к полнотекстовым документам. Для тех, кто испытывает трудности при поиске изданий, на поисковой страничке ЭК размещена инструкция для пользователя, в которой подробно показаны алгоритмы поиска. Отсюда же предоставляется доступ к полнотекстовым базам данных и ЭБС (из любой точки, где есть Интернет), среди них - к собственной ЭБ ЧКИ, электронной библиотеке головного вуза. Новостной раздел сайта включает информацию, оперативно информирующую читателей о новостях библиотеки.

Результаты анкетирования позволяют говорить о том, что студенты в разной степени знакомы с информационными ресурсами библиотеки, в частности, с электронными ресурсами. Пользователи обращаются к ним, отмечая их преимущества, но не всегда находят нужную информацию. Одна из причин может заключаться в том, что не все студенты посещают занятия по ОИК. К тому же исследовательский интерес у студентов пробуждается обычно на старших курсах, поэтому возникает необходимость проводить для них индивидуальные и групповые консультации, обращая особое

внимание на обновление информационных ресурсов.

Требования к компетенциям самого персонала библиотеки значительно расширяются. Деятельность библиотек по разработке методов и средств обучения информационной грамотности способствует значительному повышению квалификации не только пользователей, на которых они рассчитаны, но и библиотечных сотрудников, которые получают возможность переосмысливать свою профессию, оставаться помощником и посредником в поиске информации.

В 2013 г. сотрудники библиотеки повышали квалификацию на дистанционных курсах E-Leaming корпорации Microsoft, принимали участие в интерактивной презентации ЭБС, проводившейся сотрудниками РУК. В настоящее время в библиотеке осуществляется тестирование АИБС (Автоматизированная интегрированная библиотечная система) «МегаПро», внедряемую в Российском университете кооперации. Данная АИБС является универсальной библиотечной информационной системой 4-го поколения, полностью реализованной как web-система на платформе .NET и позволяющей библиотекам и их пользователям эффективно использовать «облачные» технологии и сервисы.

Библиотека ЧКИ РУК является частью информационно-образовательного пространства вуза и, как участник образовательного процесса, обеспечивает доступ к информационно-библиотечным ресурсам, создает условия для эффективной организации самообразования, саморазвития будущих специалистов, участвует в формировании их информационной грамотности и компетенции.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг.: утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17, ст. 2058.

2. Документы, регламентирующие деятельность библиотек высших учебных заведений: утв. Госкомвузом РФ 06.12.1995 г. // Бюл. Госкомвуза РФ. 1996. № 6.

3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21.12 2012 г. №273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.

4. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации: утв. постановлением Правительства

РФ от 10.07.2013 г. № 582 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 29, ст. 3964.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №10, ст. 1377.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http://fgosvo.ru.

7. Information Literacy Competency Standards for Higher Education. URL: http://www.ala.org/acrl/sites/ ala.org. acrl/files/content/standards/standards .pdf.

8. Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность : сб. публ. / под ред. П. Годвина, Д. Паркера. СПб.: Профессия, 2011. 238 с.

9. Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. №5 (64). С. 58-69.

10. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. М.: Школьная библиотека, 2003. 296 с.

11. Данилова В.Д. Формирование информационной культуры студентов посредством информационно-образовательной среды Научной библиотеки УдГУ // Библиотечно-информаци-онное обслуживание пользователей: материалы науч.-практ. конф. библиотек высших и средних специальных учеб. заведений Удмуртии (30.11.2012 г.). URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/ handle/123456789/9980.

12. Лазарева Л.И. Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте нового ФГОС ВПО // Инновации в образовании. 2012. № 1. С. 5-21.

13. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 37 с.

14. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее // Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе: итоговый документ Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 2013 г.). URL: http://www.ifapcom.ru/files/ News/Images/2013/mil/mil_decl_rus_2013.pdf.

15. Садовская Е.Н. Как повысить информационную грамотность студентов заочного отделения? Из опыта ФБ БГУ. URL: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/13600.

16. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Гендина Н.И. [и др.]. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 511 с.

АКУЛИНА Светлана Владимировна - зав. справочно-библиографическим отделом библиотеки. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: agulinasv@yandex.ru

ПЕТУХОВА Елена Валерьевна - зав. отделом научно-технического развития библиотеки. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: epetuhova@rucoop.ru

AKULINA, Svetlana Vladimirovna - Manager Help and Bibliographic Department of Library. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: agulinasv@yandex.ru

PETUKHOVA, Elena Valeryevna - Manager Department of Scientific and Technical Development of Library. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: epetuhova@rucoop.ru

УДК 369

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Е.П. Воронцова

Посвящено вопросам социальной защиты населения и международному опыту государственных и негосударственных пенсионных систем как единой национальной системы социального обеспечения.

Ключевые слова: пенсионная система; социальное обеспечение; государственная пенсионная система; негосударственное пенсионное обеспечение; международный опыт; коэффициент замещения государственных пенсионных систем.

E.P. Vorontsova. INTERNATIONAL EXPERIENCE IN ORGANIZATION OF PENSION FUND SCHEME

The article is devoted to the issues of social protection of the population and international experience in public and private pension systems as a unified national social security system.

Keywords: pension system; social security; government pension system; non-state pension provision; international experience; the replacement rate of public pension systems.

В развитых странах государственные и негосударственные пенсионные системы существенно отличаются друг от друга как по структуре, масштабу и характеру охвата, так и по условиям участия в них и размерам пенсионных выплат. Общими для негосударственных их видов является то, что они управляются частными структурами, а государство создает экономические предпосылки и правовые рамки, позволяющие ему эффективно функционировать. При этом государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые национальные системы социального обеспечения, призванные решать важные вопросы социальной защиты населения от массовых по характеру социальных рисков, утраты дохода в связи со старостью, инвалидностью или потерей кормильца.

Государственные пенсионные системы могут предусматривать взносы (фиксированные

или привязанные к доходу) или осуществляться без взносов (с привязкой к доходу и всеобщие). Системы с обязательными сбережениями могут быть и государственные, и частные. Из 209 пенсионных систем, применяемых в 180 странах, 200 являются государственными и 9 - частными (табл. 1).

Анализ истории формирования и функционирования пенсионных систем свидетельствует о том, что на этапе формирования предпочтение прежде всего отдавалось тому, что система возмещала доход применительно к долговременным периодам (пенсии по инвалидности, старости, по утрате кормильца). Но эти системы были неизменно рассчитаны на работников, которые трудились на работодателя и получали зарплату.

В ряде стран существовали особые профессиональные пенсионные системы для некоторых групп работающих, однако общая тенден-